Реферат по предмету "Религия и мифология"


Особенности воспитания религией в Китае

ГОУ ВПО «Соликамскийгосударственный педагогический институт»
Реферат на тему:
«Особенности воспитаниярелигией в Китае»
Соликамск 2010

Содержание
 
Введение1. Истоки, сущность и основные положения китайской философии1.1 Конфуцианство1.2 Даосизм
1.3 Буддизм
2. Влияние религии навоспитательный процесс в Китае
3. Конфуцианскоевоспитание и обучение
Заключение
Список литературы
 

Введение
В настоящее время религия Китая играет очень важную роль во многихсферах жизни людей, особенно в такой важной как воспитание. РелигииКитая никогда не существовали в форме жестко централизованной «церкви».
Тем не менее, как среди образованных слоев населения, так и средикрестьян наибольшую популярность завоевали три великих философских школы,зачастую называемые тремя религиями Китая: конфуцианство, даосизм и буддизм. Китайскаясистема религиозного синкретизма, явившаяся результатом сложного процессасинтеза всех трех учений: конфуцианства, даосизма и буддизма, складываласьмедленно и постепенно, на протяжении ряда столетий. Главенствующим в этомсложном процессе всегда было конфуцианство. Однако даже после провозглашенияего в Хань официальной государственной идеологией конфуцианству далеко не сразуудалось доказать и отстоять свой бесспорный приоритет при воспитаниинаселения Китая.
Религия Китая сосредотачивает внимание на воспитании человека вдухе уважения и почтительности по отношению к окружающим, к обществу.
Основу воспитания составляет точное следование церемониям, которыепредставляют собой внешнее выражение долга, любви, преданности. Чем сложнее иточнее исполнение той или иной церемонии, тем лучше. Поэтому всевзаимоотношения в кругу семьи, или на работе, или в обществе должны строитьсяна церемониях.
Объект работы – религия.
Предмет работы – процесс влияния религии на воспитание в Китае.
Цель работы – рассмотреть и проанализировать особенностивоспитания религией в Китае.
Задачи работы:
— провести анализ литературы по теме исследования;
— рассмотреть сущность и основные положения китайской философии;
— выявить влияние религии на воспитательный процесс в Китае;
— проанализировать конфуцианское воспитание и обучение.
1. Истоки, сущность и основные положения китайской философии/> 1.1 Конфуцианство
Одним изнаиболее ярких представителей китайской философской школы, несомненно, являетсяКонфуций. Он родился 22 сентября 551 г. до Р. Хр. на востоке Китая в княжествеЛу. Конфуцийизлагал идеал совершенного человека, рассматривая личность как самоценную. Онсоздал программу совершенствования человека: с целью достижения духовноразвитой личности лада с Космосом. Благородный муж-источник идеаланравственности для всего общества. Ему одному присуще чувство гармонии. Иорганический дар жить в природном ритме. Он являет единство внутренней работысердца и внешнего поведения. Его назначение – преобразовывать социум по законамгармонии, царящей в Космосе, упорядочивать и охранять ее живое. Для Конфуцияважны пять «постоянств»: ритуал, гуманность, долг- справедливость, знание идоверие [5, c. 87].
Большоевлияние на формирование конфуцианства оказали философы Мэн-цзы (372-289 гг. доР. Хр.) и Сюнь-цзы (313-238 гг. до Р. Хр.). Основу этой школы можно выразитьсловами ее основателя: «Государь должен быть государем, сановник — сановником,отец — отцом, сын — сыном». Император является отцом всей страны, а подданныедолжны быть его верными детьми. Все население страны эти философы поделили на 4категории (своего рода, отдаленный прообраз индуистских каст) [1, c. 123]:
1. Люди, обладающиемудростью с рождения.
2. Люди, которыемогут приобрести мудрость.
3. Люди, струдом постигающие учение.
4. Народ,который не в состоянии научиться мудрости или приобрести знания.
Целью вконфуцианстве является обретение характера благородного мужа, то есть человека,который верен, справедлив, предан императору и добр к народу. Достигнуть этогоможно при помощи своих сил через исполнение церемоний. При этом народ, который,по Конфуцию, должен находиться в унизительном состоянии, ибо в этом якобызаключается воля Неба, не может достигнуть добродетели и поэтому обязан слепоповиноваться знати. В конфуцианстве понятие Бога как такового отсутствуетвообще, и, по сути, конфуцианство правильно было бы назвать не религией, афилософией. Несмотря на это, оно, подобно другим восточным учениям, признаетсуществование духов, демонов, богов. Так, в этом учении огромную роль играеткульт предков. По этому культу умершие предки осуществляют деятельную связьмежду миром духов и людей. Без совета с духами умерших предков непредпринималось ни одно серьезное начинание.
Основноесодержание учения Конфуция – это учение о правилах поведения и его нормах. Этоучение о хорошем управлении государством, о добросовестном отправлениигосударственной службы, так же как о правильном порядке в семейном быту. Приэтом оно целиком ориентируется на сохранение и закрепление традиционных,сложившихся в Китае с древности семейно-родовых обрядов и культа предков [4, c.161].
Конфуций неучил ничему новому; он сам настойчиво повторял, что не излагает никакого новогоучения, а требует только строгого соблюдения древних законов и установлений.Важнейшим из них было сохранение культа предков, который наряду собожествлением императора и его власти стал основным содержанием конфуцианскогорелигиозного культа./>1.2 Даосизм
Другимкрупным философским направлением в Китае является даосизм. Его основателемявляется Лао-цзы (579—499 гг. до Р. Хр.), биография которого полулегендарна. Воснове этой философии лежит представление об устройстве вселенной, где надлюдьми, богами, духами, Небом (в понятии древних китайцев Небо или Небесныйвладыка является верховным божеством) стоит могущественнейшая сила Дао. Онапредставляет собой источник, откуда исходит вселенная и в то же время она являетсяее управителем. Человек является порождением Дао, неотъемлемой частью природы,и поэтому главная его задача — жить согласно природе, идти по пути добродетели— дэ.Все несчастья же людей проистекают из того, что они постоянно что-либо делаютвопреки природе — строят города, возводят храмы, пишут книги и т. д. От всегоэтого нужно отказаться и вернуться к родоплеменным отношениям. Таким образом,цель человека — жить по законам природы, путем полного ничегонеделания,возвратиться к структуре племени.
Социальнымидеалом даосизма был возврат к «естественному» первобытному состоянию ивнутриобщинному равенству. Даосцы порицали социальный гнет, осуждали войны,выступали против богатства роскоши и знати, бичевали жестокость правителей.Основатель даосизма Лао-цзы выдвинул теория «недеяния», призывая массы кпассивности, следованию «дао»- естественному ходу вещей [3, c. 52].
Философскиепостроения древнего даосизма стали фундаментом религиозного учения даосов всредние века как части синкретического комплекса «трех учений», наряду сконфуцианством и буддизмом. Конфуциански образованная интеллектуальная элитапроявляла интерес к философии даосизма, особо был привлекателен древний культпростоты и естественности: в слиянии с природой обреталась свобода творчества.Даосизм воспринял некоторые черты философии и культа буддизма в процессеадаптации последнего к китайской почве: буддийские понятия и философскиеконцепции переходились в привычных даосских терминах. Даосизм воздействовал наразвитие неоконфуцианства.
В центревнимания даосизма стоят природа, космос и человек, однако эти началапостигаются не рациональным путем, конструированием логически последовательныхформул, а с помощью прямого понятийного проникновения в природу существования. Дао-этопонятие, при помощи которого возможно дать универсальный всеобъемлющий ответ навопрос о происхождении и способе существования всего сущего.
Основнымпонятием даосизма является «путь» («дао»), толкуемое как основа, закон, порядоквечного изменения мира и людей. Этот «путь» не зависит ни от богов, ни отчеловека и невыразим в словах, но предполагает «естественность» процессаизменения всего сущего.
Важнейшимипринципами даосизма являются также «цзы жань» («самоестественность »,«спонтанность») и «увэй» («неотклонение от пути», «недеяние»). Первый из нихдословно означает то, что само по себе таково, каково оно есть. Это означает,что «дао» абсолютно свободно, ни от чего не зависит и следует лишь своейсобственной природе. Отсюда вытекает принцип следования «дао», т.е. поведения,согласующегося в микрокосме – с «дао» (природой) человека, а в микрокосме – с«дао» Вселенной.
Основнойцелью и центральной концепцией религиозного даосизма является достижениебессмертия. Учение о бессмертии предполагает, что последователь даосизма,посредством определенной практики, включающей в себя гимнастические идыхательные упражнения, правила половой гигиены, медитацию и алхимию, можетдостичь не только духовного, но и физического бессмертия, а также развить всебе сверхъестественную силу и способности. Поскольку даосизм отрицаетбессмертие души, отделенной от тела, и рассматривает человека в качествецелостного психофизического существа, данная доктрина предполагала два аспектарелигиозной практики: совершенствование тела (гимнастические и дыхательныеупражнения) и совершенствование духа (созерцание, медитация) [6, c. 28].

1.3БуддизмБуддизм – древнейшая из мировых религий,получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателяБудды, что означает «Просветлённый». За два с половиной тысячелетия своегосуществования буддизм создал и развил не только религиозные представления,культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования — иными словами, целую цивилизацию. Буддизм вобрал в себя множество разнообразныхтрадиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а такжеопределил образ жизни и мысли миллионов людей этих стран. Многих верующих буддизм привлекал именно тем,что не требовал коренной ломки их образа жизни и привычек, в том числе и отказаот обрядов, посвящённых местным богам. Будда не отвергал богов других религий ине запрещал своим последователям поклоняться им. Он просто предупреждал, чтопочитание богов, какими бы могущественными их ни считали, принесёт тольковременное облегчение, но не окончательное спасение. Если христианство неразрывно связано с верой вХриста, а ислам — с верой в Аллаха, то вера в Будду Шакьямуни не играетособенно важной роли во многих направлениях буддизма. В буддизме нет церкви, ноесть община верующих — сангха. Это духовное братство, помогающее в продвижениипо буддийскому пути. Община обеспечивает своим членам жёсткую дисциплину ируководство опытных наставников. В ней нет сложной иерархии, как в христианскойцеркви. Сангхой можно назвать и местную общину, и всех буддийских монахов вмире вместе взятых, а её члены не являются священнослужителями, посредникамимежду богом (или богами) и мирянами. Миряне должны подавать монахам — это ихобязанность и добродетель; монахи в свою очередь учат их морали, ведутдушеспасительные беседы, но они не вправе исповедовать или отпускать грехи [1,c. 71].
 

2. Влияниерелигии на воспитательный процесс в Китае
В социальнойэтике Китая личность является личностью не «для себя», но для общества. Этикапонимает человека в связи с его социальной функцией, а воспитание – этоподведение человека к надлежащему исполнению той функции. Такой подход имеетбольшое значение для упорядочения жизни в аграрном Китае, однако он ведет кредукции индивидуальной жизни, к определенному социальному положению идеятельности. Индивид – это функция в социальном организме общества.
Основноевнимание уделяется приемам внутреннего самосовершенствования. Эта тенденцияприводит к появлению в XII в. в Северном Китае новых даосских школ, важнейшаяиз которых, школа «Пути совершенной истины», становится ведущим даосскимнаправлением и остается таковым вплоть до настоящего времени. Основное вниманиеэта школа уделяет нравственному совершенствованию и даосской практикесозерцания.
Вообще задачачеловека в Китае – сохранять и поддерживать установленный Небом порядок, воснове которого помещаются традиционные для древних китайцев представления отом, что император – сын Неба, осуществляющий его волю, он отец всех населяющихПоднебесную. Порядок этот строго иерархичен, его образуют четыре класса людей,различающихся степенью обладания мудростью [3, c. 62].
К высшимкатегориям принадлежат обладающие от рождения высшим знанием или приобретающиеего посредством учения благородные мужи («цзюнь цзы»), составляющие основупорядка. Низшие категории образуют те, кто учится с трудом или вообщенеспособен к усвоению знаний. Это простой народ, который во имя сохраненияпорядка можно и нужно заставлять повиноваться, хотя и нельзя заставитьпонимать, почему это необходимо.
Понятие«благородного мужа» имеет два взаимосвязанных смысла – принадлежащего по правурождения к высшим слоям общества, к знати, и образец человеческогосовершенства. Принадлежность к знати само по себе не гарантирует совершенства,хотя и предполагает его, ибо дает возможность человеку для саморазвития.
Опорагосударства – именно благородные мужи, причастные знанию основных принциповустройства бытия и мира – принципу человечности, гуманности («жэнь»),постигнувшие необходимость неукоснительного соблюдения установленного порядка,обрядов, правил, церемоний («ли»). Их обязанность – наставлять народ на путипорядка и добродетели путем наставления и примера, а если нужно, применяя силу.
Первый изэтих принципов – человечность, гуманность – предполагал, что отношения междулюдьми должны определяться мудростью, доброжелательностью, верностью долгу,уважением, любовью и почитанием старших по возрасту и социальному положению, атакже заботой о младших.
В Китаесформированы моральные требования, вытекающие из этого принципа: плати добромза добро и справедливостью за зло, уважай и люби старших, почитай предков,строго следуй заведенному порядку. В своей совокупности требования принципа«жэнь» выражали внутреннюю духовную задачу человека, внешним выражением которойявлялись требования, заключенные в принципе «ли» [5, c. 19].
«Ли»выступает, как внешнее воплощение человечности и может быть интерпретирован какцеремонии, обряд, правила благопристойности, ритуал. Следование этим церемониями ритуализированным, строго регламентирующим все стороны жизни человека формамповедения выражает почтительность и преданность человека установленномупорядку. Ритуал оказывается необходимым для того, чтобы цивилизовать дажеположительные человеческие намерения: «почтительность без ритуала приводит кгрубости».
Десятьдобродетелей отражают обычаи и традиции общинно-патриархального уклада Китая.Это сыновний долг, верность к старшим, любовь, терпение, увещевание против злыхдеяний, самопожертвование, разведение животных и посадка деревьев, постройкадорог и колодцев, просвещение неразумных, чтение священных книг и соблюдениецеремоний.

3. Конфуцианскоевоспитание и обучение
Конфуцианствовоспитывало и обучало. Начиная с эпохи Хань, конфуцианцы не только держали всвоих руках управление государством, но и заботились о том, чтобы конфуцианскиенормы и ценностные ориентиры стали общепризнанными, превратились в символ«истинно китайского». Это и привело к тому, что каждый китаец по рождению ивоспитанию должен был прежде всего быть конфуцианцем, то есть с первых шаговжизни китаец в быту, обращении с людьми, в исполнении важнейших семейных и общественныхобрядов и ритуалов действовал так, как это было санкционировано конфуцианскимитрадициями. Даже если он со временем становится даосом или буддистом, или дажехристианином, — всё равно, пусть не в убеждениях, но в поведении, обычаях,манере мышления, речи и во многом другом, часто подсознательно, он оставалсяконфуцианцем.
Воспитаниеначиналось с малолетства, с семьи, с приученных к культу предков, к соблюдениюцеремониала и т.д. Система образования в средневековом Китае была ориентированана подготовку знатоков конфуцианства.
Порелигиозным верованиям китайцев, главнейшая обязанность человека – это сыновняяпочтительность («сяо») и почитание предков. В одном из конфуцианских сочиненийговорится: «Всегда выражать полное уважение к родителям; доставлять им пищусамую любимую; скорбеть, когда они больны; до глубины души сокрушаться при ихкончине; приносить им, усопшим, жертвы с религиозной торжественностью, — вотпять обязанностей сыновнего благочестия». Почтительное отношение к отцу, истаршим вообще, перевешивает все другие обязанности человека, даженеобходимость быть правдивым и прямым. В соответствии с присущим патриархальнымобществам традиционализмом конфуцианство учит бережному отношению к заведеннымпорядкам: «Если в течение трех лет после смерти отца сын не изменяет порядков,заведенных им, это называется сыновней почтительностью».
Конфуцианствовыражает присущее Китаю стремление к стабильности, неизменности, котороеоборачивается закреплением за каждым человеком постоянного места в социальнойиерархии. Это место определяется в соответствии с его социальнойпринадлежностью и статусом, а также собственными усилиями по овладению правильнымучением [3, c. 62].
Ритуализированныеформы поведения не являются чисто формальным условием осуществлениячеловеколюбия, ибо нельзя быть гуманным, нарушая установленный для всеобщегоблага порядок. «На то, что не соответствует ритуалу, нельзя смотреть; то, чтоне соответствует ритуалу нельзя, нельзя слушать; то, что не соответствуетритуалу, нельзя говорить, — утверждал Конфуций, — сдерживать себя с тем, чтобыво всем соответствовать требованиям ритуала, — это и есть человеколюбие. Есликто-либо в течение одного дня будет сдерживать себя, с тем чтобы во всемсоответствовать требованиям ритуала, все в Поднебесной назовут егочеловеколюбивым. Осуществление того, что не соответствует ритуалу, нельзяделать». Вообще «использование ритуала ценно потому, что оно приводит людей ксогласию», передают слова Учителя его последователи.
Там, гдегосподствуют сформулированные Конфуцием принципы организации общественной жизнив государстве, считает он, каждый человек может жить хорошо и счастливо, тамстыдно быть несчастным. Наоборот, если они не соблюдаются, богатство изнатность правителей свидетельствуют лишь об их алчности и злоупотреблениях:«Если государство управляется правильно, бедность и незнатность вызывают стыд.Если государство управляется неправильно, то богатство и знатность так жевызывают стыд».
Именно вобличье религии конфуцианство привнесло в сознание народов Китая устойчивыенравственные нормы, по силе воздействия на массовое сознание равные библейскимдесяти заповедям. Это, прежде всего «пять постоянств», или пять добродетелей:человеколюбие, чувство долга, благопристойность, разумность и правдивость. Кним следует добавить так называемые «пять связей» [6, c. 95]:
1.         Государяи подданного, господина и слуги. Безусловная преданность и верность господинубыла основой характера «благородного мужа» и всей системы отношений между людьмив конфуцианском понимании.
2.         Родителейи детей. В этих отношениях подчеркивались непререкаемые права родителей, впервую очередь отца, и священная обязанность детей следовать воле родителей.
3.         Мужаи жены. Здесь права мужа были безграничны, а обязанности жены сводились кбеспрекословной покорности, образцовому поведению и ведению хозяйства.
4.         Старшегои младшего. Обязательным считалось не только уважение к старшему по возрасту,но и к старшему по положению, чину, званию, мастерству.
5.         Междудрузьями. Отношения между друзьями должны были носить характер искренней ибескорыстной взаимопомощи.
Конфуцианствопредъявляло суровые требования к личности в морально-этическом плане, настаиваяна непрерывном духовном и нравственном совершенствовании: «Благородный мужстремится вверх, низкий человек движется вниз». Конфуцианские правилалояльности и послушания старшим предписывали ученикам свято следоватьнаставлениям Учителя, а преемникам – ревностно оберегать опыт предшествующихпоколений.

Заключение
 
В результате проделанной работы: проведен анализ литературы потеме исследования; рассмотрены сущность и основные положения китайской философии;выявлено влияние религии на воспитательный процесс в Китае; проанализировано конфуцианскоевоспитание и обучение.
Анализособенностей воспитания религией в Китае позволил сформулировать следующиевыводы:
1. В VI-V вв.до н.э. в Китае Конфуцием была создана филосовско-этическая система воззрений,в центре которой стояли проблемы человеческого поведения, взаимоотношения его сдругими людьми и обществом.
2. Центральнымпунктом этого учения был анализ взаимодействия внутреннихидеально-долженствовательных ценностей существования человека, которые выражализадачи его самосовершенствования и охватывались понятием гуманности («жэнь») ивнешних социально-культурных факторов их реализации, охватываемых понятиемцеремониальной благопристойности, ритуала («ли»). Сосредоточением всехблагородных и высоких качеств человека здесь являлся благородный муж («цзюньцзы»), познавший веление Неба и сочетающий в себе идеальные морально-духовныекачества с благородством происхождения и высоким социальным статусом.
3. Все этипостроения базируются на общей идее почтительного отношения к традиционномуобщественному укладу и общинно-патриархальным устроям жизни древнего китайскогообщества, а также на представлении о необходимости универсального равновесия,выливающегося в золотое правило морали (принцип морального равноправия) итребование соответствия слова и дела, должного и сущего (учение о выправленииимен).
4. Смысл жечеловеческого существования, по учению Конфуция, это утверждение в мире высшейформы социального порядка – некоего предначертанного пути, важнейшими проявлениямикоторого и являются гуманность, справедливость, взаимное равенство деяния ивоздания, разумность, мужество, сыновья почтительность, верность и т.д.Конкретное воплощение этих добродетелей в каждом отдельно взятом человеческомсуществе образует в своей совокупности некое вселенское Дао.
5. Очевидно,что учение это выросло на определенной культурно-исторической почвехарактерного для азиатских стран общинно-патриархального жизненного уклада сего традиционализмом, застойным характером развития, опорой на обычаи ирелигиозно-мифологические представления и оказалось исторически востребованным,а на рубеже новой эры превратилось в религию.
6. Учение отом, что источником порядка, власти, морали является «воля Неба», что правитель– это «сын Неба», а гуманность – прирожденное качество тех, кто управляет, чтопростой народ чужд добродетелей и лишь посредством жестких церемонийвоспитывается в духе преданности и смирения, такое учение оказалось оченьэффективным средством воспитательного воздействия на массы и укреплениясуществующего порядка.
7. Уже в IIIв. н.э. конфуцианство было превращено в господствующую религию в Китае, имеющуюопределенные особенности. Прежде всего, это отсутствие жречества как социальнойпрослойки и церкви как социального института с централизованной иерархией,организация храмовой жизни на началах самоуправления, минимальное количествомистики и чудес и сведение религиозной жизни к культу предков и обожествлениюгосударственной власти и самого Учителя.
8. Начиная спозднего средневековья влияние даосизма, стало ослабевать, и он постепенно сталвытесняться другими религиями. В настоящее время его влияние в Китае невелико.
Таким образом, цель работы, заключающаяся в рассмотрении и анализеособенностей воспитания религией в Китае достигнута, задачи выполнены.

Списоклитературы
 
1.    Васильев Л.С. Культы,религии, традиции в Китае. – М., 2006.
2.    Васильев Л.С. Историярелигии Востока. – М., 2008.
3.    Кузьмина С.Л.: XIX век:наука и религия в искусстве воспитания // Педагогика. – 2009. – №2 – С.76 – 81.
4.    Писманкина М.Г. Религия вистории и культуре. – М.: Юнити, 2007.
5.    Солдатова А.В. Основырелигиоведения. – М.: Высшая школа, 2007.
6.    Чеканов Д.А., КондрашовВ.А. История религий. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.