Реферат по предмету "Религия и мифология"


Особенности богослужения Великой Субботы

Шиманский Г. И.
ВВеликую Субботу Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребываниеЕго тела во Гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертьюи избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, а также введение разбойникав рай. Вместе с тем, в богослужении дня указывается и на славное ВоскресениеГоспода Иисуса Христа. Основные воспоминания дня Великой Субботы выражены втропаре часов следующего дня — Свя¬той Пасхи: «Во гробе плотски (телесно),во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе,со Отцем и Духом, вся исполняяй (наполняяй), Неописанный».
БогослужениеВеликой субботы начинается с самого раннего утра и продолжается до конца дня, такчто песнопения последнего службы этого дня — полунощницы — соединяются сначалом торжественной пасхальной заутрени.
Глубокойночью — с Пятницы на Субботу — Церковь созывает верных, чтобы «исходные(надгобные) песни принести Зиждителю» перед Его гробом. Самое богослужениеявляется благоговейным бдением перед гробом Спасителя и трогательнымпогребальным гимном пострадавшему за нас Господу, Бессмертному Царю славы.
Вэтот день совершаются утреня с 1-м часом, 3-й, 6-й и 9-й часы с чиномизобразительных и Литургия святого Василия Великого в соединении с вечерней.
УтреняВеликой Субботы начинается по обычаю. После шестопсалмия, великой ектении и«Бог Господь» поются три тропаря: «Благообразный Иосиф», «Егдаснизшел еси к смерти» и «Мироносицам женам». Священнослужители вэто время выходят из алтаря царскими вратами к Плащанице. Настоятель совершаеткаждение Плащаницы, алтаря, народа и всего храма.
Послетропарей поются Непорочны — стихи 17-й кафизмы. 3а каждым стихом кафизмы поютсякраткие надгробные песнопения или Похвалы в честь Господа, «в мертвецехвменившася». «Эти похвалы представляют в своем содержании дивноесоединение высоких догматических созерцаний и сердечных чувств плача и радости.В них прославляется неизреченное долготерпение и человеколюбие Божие и Егоспасительные страдания, изображается ужас и изумление всей твари, неба и землипри виде Господа, почившего во гробе, раздается плач Богородицы и погребавшихЕго, проливается отрадный луч надежды на Его Воскресение». Выражениемсветлой надежды на Воскресение и любви ко Господу Спасителю являются зажженныесвечи в руках у священнослужителей и верующих, предстоящих в это время у гробаГосподня.
Непорочны,или Похвалы, разделяются на три статии, или «славы», из которыхкаждая заканчивается малой ектенией и особым возгласом. В начале второй итретьей статии бывает малое каждение (Плащаницы, местных икон, иконостаса имолящихся). Начало и конец каждой статии по обычаю поется.
Послетрех статией, но перед малой ектенией, поются воскресные тропари ИоаннаДамаскина: «Ангельский собор удивися» и совершается каждение всегохрама.
Послеектении читаются седален, 50 псалом и поется канон Великой Субботы:«Волною морскою», представляющий собой и по содержанию и по напевудивное и прекраснейшее творение христианского богословско-религиозногопеснотворчества. При пении канона священнослужители входят в алтарь. Здесьнастоятель облачается во все священные одежды; сослужащие священники только вфелонь и епитрахиль.
По8-й песни вместо «Честнейшую Херувим» поется ирмос 9-й песни:«Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала есиСына: востану бо и прославлюся и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою илю¬бовию Тя величающия».
Послеканона и ектении — песнь: «Свят Господь Бог наш», хвалитные псалмы(«Всякое дыхание») и стихиры на хвалитех; на «И ныне» —«Преблагословенна еси, Богородице Дево» (в это время священнослужителивыходят из алтаря к Плащанице).
Далее,поется великое славословие, во время которого совершается троекратное каждениеПлащаницы. После великого славословия совершается торжественный обряд выносаПлащаницы с Евангелием и крестный ход вокруг храма в память о погребенииСпасителя.
ОбнесениеПлащаницы вокруг храма совершается следующим образом: при протяжном пениизаключительного стиха Трисвятого, в предшествии фонаря, светильников, запрестольногоКреста и хоругвей, при скорбном перезвоне колоколов, настоятель, поднявПлащаницу на главу, держа в руках Святое Евангелие, вместе с другимисвященнослужителями, поддерживающими Плащаницу, износит ее через западные дверии обносит вокруг храма.
Послетого как Плащаницу один раз обнесут вокруг храма, ее снова вносят в храм иподносят к царским вратам в знак того, что Господь Иисус Христос и после Своейсмерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно пребывал«на Престоле со Отцем и Святым Духом». Хор заканчивает пениеТрисвятого, и настоятель, стоя под Плащаницей, возглашает перед царскимивратами: «Премудрость, прости». Хор поет один раз тропарь«Благообразный Иосиф». При пении тропаря Плащаница с Евангелием вновьполагается на прежнее место посередине храма, и совершается ее каждение .
Послеэтого следует тропарь пророчества, поется прокимен, читается паремия из КнигиПророка Иезекииля, созерцавшего поле, на котором сухие кости ожили по повелениюБожию; затем поется второй прокимен, читаются Апостол — о плодах смертиСпасителя, и Евангелие — о запечатании гроба и приставлении к нему стражи.Далее, произносятся сугубая и просительная ектении и бывает особый отпуст — тотже, что и на великих часах Великого Пятка и на великой вечерне в Великий Пяток:«Иже нас ради человек и нашего ради спасения страшныя страсти иЖивотворящий Крест и вольное погребение плотию изволивый, Христос, истинный Богнаш».
Послеотпуста, при целовании Плащаницы поется стихира: «Приидите, ублажим Иосифаприснопамятнаго».
Первыйчас присоединяется к утрени (отпуст часа — малый).
Часы:3-й, 6-й и 9-й с изобразительными совершаются вместе («поскору»), безпения. Отпуст в конце часов и изобразительных также малый. После часовсовершается Литургия.
Наутрене, часах, вечерне и на Литургии Великой Субботы все молитвы, чтения исвященнодействия, происходящие обычно на солее (входные молитвы, ектении, паремии,чтение Апостола и Евангелия (если служит диакон), малый и великий вход, заамвоннаямолитва)за исключением причащения, совершаются перед Плащаницей.
Литургияв Великую Субботу совершается святого Василия Великого и соединяется свечерней. По уставу Литургия совершается поздно, «о часе 10 дне», послевечерни, и как бы входит тем самым в пределы наступающего радостнейшего дняСвятой Пасхи, являясь предпразднством величайшего христианского торжества–Воскресения Христова.
Навечерне после стихир на «Господи, воззвах» (воскресных и Триоди) идогматика 1-го гласа совершается малый вход с Евангелием. После пения«Свете тихий» перед Плащаницей читаются 15 паремий (без прокимна), вкоторых заклю¬чаются пророчества о страданиях, смерти и Воскресении Христа, онаступлении благодатного Царства Господа и о славе Новозаветной Церкви .
Попрочтении шестой паремии о чудесном переходе евреев через Чермное море приоткрытых царских вратах поется песнь Моисея: «Поим Господеви, славно бопрославися». Хор поет многократно припев: «Славно бо прославися»,чтец повторяет по стихам всю эту песнь.
Попрочтении последней паремии — о чудесном избавлении от огня трех отроков в пещиВавилонской, прообразовавших невредимое исшествие Христа из гроба и ада, —поется песнь трех отроков: «Господа пойте и превозносите Его во веки»,чтец читает стихи этой песни. При этом открываются Царские врата.
Послепаремий следует малая ектения, вместо Трисвятого поется крещальная песнь«Елицы во Христа крестистеся» — в воспоминание древнего обычаякрестить в Субботу перед Пасхой оглашенных. Для этого епископ перед чтениемпаремий выходил из алтаря в крещальню и совершал Крещение, а по прочтениипаремий, епископ приводил новокрещенных в храм, их встречали и приветствовалипением этой песни (молитвы об «оглашенных» и «готовящихся коПросвещению», то есть ко Крещению, возносились в древности и теперьвозносятся во время Святой Четыредесятницы на Литургии Преждеосвященных даров).
Послепаремий и прокимна перед Плащаницей читается Апостол. В апостольском чтенииприменительно к воспоминаемому событию дня и упомянутому древнему обычаюКрещения на Литургии раскрывается значение и таинственная сила Крещения, как«спогребения» Христу и «совоскресения» с Ним для новойжизни.
ЧтениемАпостола как бы оканчивается погребальный день субботний — начинает уже светатьденница воскресения, а потому с этого момента и отлагается в храме все, чтонапоминало о скорби этих дней. После Апостола вмес¬то «Аллилуиа» поютсястихи 81 псалма: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всехязыцех». При многократном пении этого припева одежды священнослужителей иоблачения Престола и жертвенника переменяются на белые, что символизируетнебесный свет и славу Воскресшего Господа и напоминает о светлых Ангелах, возвестившихженам-мироносицам о Воскресении Христовом.
Вевангельском чтении возвещается о Воскресении Господа Иисуса Христа (Мф. 28, 1–20).Далее, Литургия святого Василия Великого совершается обычным порядком. ВместоХерувимской песни поется трепетная и благоговейная песнь «Да молчит всякаяплоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе дапомышляет. Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися идатися в снедь верным. Предходят же Сему лицы ангельстии со всяким началом ивластию, многоочитии Херувими и шестокрылатии Серафими, лица закрывающе (вблагоговении) и вопиюще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».
ВВеликую Субботу на Литургии святого Василия Великого как задостойник поетсяирмос 9-й песни канона «Не рыдай Мене, Мати».
ПослеЛитургии Великой Субботы до Литургии Пятидесятницы прекращается пение (в концеЛитургии) песни: «Видехом свет истинный».
Послезаамвонной молитвы Литургии Великой Субботы бывает благословение пяти хлебов ивина (без елея и пшеницы), в память о том, что древние христиане, оставаясь вхраме от субботней Литургии до пасхальной утрени, вкушением освященного хлеба ивина укрепляли свои ослабевшие силы на подвиг бдения в эту священную и спасительнуюночь, предвозвестницу светозарного дня воскресения.
ОтпустЛитургии — обычный.
Еслив Великую Субботу случится Благовещение, то накануне, в Великую Пятницу, навечерне на «Господи, воззвах» поются стихиры дня и праздника (всего —на 10), при этом на «И ныне» поется стихира Благовещения «Посланбысть», и бывает вход с Евангелием. Затем читаются три паремии дня и пятьпаремий праздника. Прокимен, Апостол и Евангелие на вечерне — только дня, тоесть Великого Пятка. После «Ныне отпущаеши» и «Отче наш»поется тропарь Благовещения, «Слава» — «БлагообразныйИосиф», «И ныне» — «Мироносицам женам». Во время пениятропаря «Благообразный Иосиф» — вынос Плащаницы.
Всамый праздник служба начинается рано утром с утрени.на утрене после «БогГосподь» поются тропари: «Благообразный Иосиф», «Егдаснизшел еси», «Слава» — «Мироносицам женам», «Иныне» — «Днесь спасения нашего главизна». Затем поются Непорочныс похвалами. После Непорочнов, воскресных тропарей и малой ектении — полиелей ивеличание праздника. Степенны — первый антифон 4 гласа. Прокимен и Евангелие —праздника. После Евангелия по 50 псалме поется стихира праздника.
Каноны— праздника и Великой Субботы. Катавасией служат ирмосы канона Великой Субботы.
На9-й песни «Честнейшую Херувим» не поем, но поется припев праздника; вконце 9-й песни — ирмос дня: «Не рыдай Мене, Мати». После 9-й песни ималой ектении — «Свят Господь Бог наш».
Встихирах на хвалитех к дневным стихирам присоединяются стихиры Благовещения, приэтом на «И ныне» поется «Преблагословенна еси, БогородицеДево».
Великоеславословие поется. Далее, все по чину Великой Субботы (обнесение вокруг храмаПлащаницы и прочее).
НаЛитургии вместо Трисвятого — «Елицы во Христа крестистеся», вместоХерувимской песни — «Да молчит всяка плоть человеча»; вместо «Достойно»— «Не рыдай Мене, Мати», и только в храме Благовещения поетсязадостойник праздника «Яко одушевленному Божию кивоту». Апостол иЕвангелие — дня и праздника.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.