МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра гуманитарных исоциально-экономических дисциплин
Дисциплина: Религиоведение
/>Реферат
по теме №6: «Основные направления протестантизма»
Подготовил:
Студент 454 группы
Ровный Р.А.
Проверил:
Преподаватель
кафедры Г и СЭД
Стеклов Л.Г.
Белгород – 2008
Введение.
Требование реформы церкви in capite et in membris (в отношении головы ичленов) раздавалось все громче со времен авиньонского пленения пап (XIVв.) и затем во время великой западной схизмы (XVв.). Реформы были обещаны на Констанцском соборе, но ихотложили в долгий ящик, как только Рим укрепил свою власть.
Репутация церкви упала еще ниже в XVв., когда увласти находились папы и прелаты, чересчур заботившиеся о земном, а священникине всегда отличались высокой нравственностью.
На образованные классы, тем временем, сильно повлияло языческоегуманистическое умонастроение, и аристотелевско-томистская философия былавытеснена новой волной платонизма. Средневековая теология утратила свойавторитет, и новая секулярная критическая позиция по отношению к религиипривела к распаду всего средневекового мира идей и верований. Наконец, важнуюроль сыграло то обстоятельство, что Реформация, при охотном признании церковьюполного контроля над собой со стороны светской власти, завоевала поддержкугосударей и правительств, готовых превратить религиозные проблемы вполитические и национальные и закрепить победу силой оружия илизаконодательного принуждения. В такой обстановке бунт против вероучительного иорганизационного господства папского Рима имел большие шансы на успех.
Если говорить о прямых богословских предпосылках Реформации, то ихосновные постулаты в той или иной форме проявляли себя в спорах предшествующихстолетий.
Лютеранство
Лютеранство возникло на почве немецкого религиозного сознанияв ходе германской Реформации, сформировавшей общие основы веросознанияпротестантизма. Отцами-основателями лютеранства стали М. Лютер и Ф. Меланхтон,а также их ближайшие последователи. Из Германии оно распространилось в рядеевропейских стран: в Австрии, Венгрии, Франции, в скандинавских странах, азатем и Северной Америке. Сейчас в мире насчитывается около 75 млн. лютеран иоколо 200 лютеранских церквей. 50 млн. лютеран принадлежат ко Всемирному лютеранскомусоюзу, образованному в 1947 году.
Лютеране всего мира признают авторитет шести символическихкниг:
- «Большой катехизис» Лютера (1529);
- «Малый катехизис» Лютера (1529);
- «Аугсбургское исповедание» (1530);
- «Апология Аугсбургского исповедания»;
- «Шмалькальденские артикулы» (1536);
- «Формула согласия» (1580).
Очень важное значение среди них принадлежит «Аугсбургскомуисповеданию», составленному в 1530 году. В нем излагаются основные догматическиепредставления лютеранства о Боге, грехе, оправдании, Церкви и таинствах впротивовес католическому вероучению.
В 1536 году Лютером были написаны так называемые «Шмалькальденскиеартикулы» или пункты. Кратко повторяя содержание «Аугсбургского исповедания» и«Апологии…», это небольшое сочинение дополняет его учением о троичностиБожественных Лиц и о Лице Иисуса Христа.
Из семи таинств, признаваемых как в Православии, так и вкатоличестве, лютеранство сохранило практически только два: крещение иЕвхаристию. Черты таинства сохраняет также покаяние, остальные признаныобрядами. Только крещение и Евхаристия имеют неоспоримое Божественное происхождение,ибо основаны на ясных свидетельствах Свщ. Писания. По мысли Лютера и егосподвижников, только эти таинства имеют прообразы в Ветхом Завете — обрезание ипасхальный агнец, все остальные являются церковными установлениями, не имеютпрямого обоснования в Писании и прямо не служат утверждению спасающей веры.
Лютеранское вероучение воспринимает таинство не как способдействия благодати в мире, а как знак общения человека со Христом, как «напоминаниео нашем благодатном состоянии», по словам Меланхтона. Это — символы нашегосоюза с Богом, подобные радуге после потопа. По определению «АугсбургскогоИсповедания», таинства должны быть «знаками и средствами Божественной воли охристианах, назначенными для возбуждения и укрепления веры в тех, ктопользуется ими».
В отличие от учения Восточной Церкви, которая видит вкрещении избавление от первородного греха и обновление, возрождениечеловеческой природы, лютеранское крещение не освобождает ее от самогопервородного греха, но лишь от наказания за грех, это не возрождение от греха,а амнистия. Полнота искупительных заслуг Христа, вмененных крещаемому по вереего, совершенно покрывает любой его грех, лишая волю человека видимой необходимостиукреплять и развивать благодатное состояние, к которому он приобщается вкрещении.
Последовательно исповедуя, что таинство есть лишьнапоминающий знак по своей природе, Лютер, тем не менее, не решился объявитьтаким же знаком Евхаристию, она сохранила реальность и не стала символом. Но лютеранскоепонимание Евхаристии покоится на двух основных отличиях — отрицаниипресуществления хлеба и вина Евхаристии в Тело и Кровь Христовы и отрицаниизначения Евхаристии как жертвы.
В борьбе с католическими искажениями таинства лютеранствопотеряло его смысл и спасительное действие и отлучило верных от плодов искупленияХристова.
Кальвинизм
Колыбелью Реформации, несомненно, была и остается Германия, носвидетельством ее объективного вызревания в недрах католического средневековья,пораженного внутренним кризисом, стало появление второго мощного очагацерковного протеста в Швейцарии. Он возник одновременно с началом германскогодвижения, но практически независимо от него. Вскоре различия в истолковании общихначал Реформации стали столь существенными, что уже в 1529 году произошлоразделение германской и швейцарской ветвей Рефорамции, которое закрепилосамостоятельное существование группы протестантских течений, известных подобщим названием Реформатских церквей.
В настоящее время значительные Реформатские церкви существуют в Англии,Венгрии, Нидерландах, Румынии, Франции, Германии, Словакии, США, Швейцарии, атакже в ряде стран третьего мира. Наиболее представительной международнойорганизацией является «Всемирный альянс Реформатских церквей», который в 1875году объединил в своих рядах около 40 млн. представителей основных теченийреформатства.
В целом, реформатство или, как его часто называют, кальвинизм отличает отлютеранства большая последовательность и жесткость взглядов. Возможно, именноэто обстоятельство способствовало широкому распространению реформатства, ибоего резкие, мрачные, но логически выверенные богословские формы совпадали срелигиозным характером средневековья, с одной стороны, а, с другой — удовлетворяли ту жажду рассудочности в делах веры, которую воспитала ещекатолическая традиция.
Основы реформатской традиции изложил в своих трудах Жан Кальвин, младшийсовременник отцов Реформации. Его основным сочинением является знаменитый труд«Наставления в христианской вере». В Женеве Кальвин также проявил себя каккрупный общественный деятель, он стал почти единовластным правителем города имногое сделал для преобразования его жизни в соответствии с нормамиреформатского вероучения, не останавливаясь при этом перед физической расправойсо своими противниками. Его влияние, как в Швейцарии, так и в Европе было стольвелико, что в свое время он заслужил название «женевского папы».
Символических книг реформатства достаточно много и не все они пользуютсяодинаковым авторитетом. Наибольшим признанием пользуется, прежде всего, «Первыйкатехизис», написанный Ж. Кальвином в 1536 году на основе его «Наставлений вхристианской вере». Он излагает учение об источниках христианского знания, оБоге и Его свойствах, о человеке и грехопадении, о Церкви и таинствах.Общеавторитетными вероизложениями также считаются «Женевский катехизис» и«Женевское соглашение» (последний труд отличает наиболее последовательноеизложение учения о предопределении). Широким признанием в реформатской традициипользуется также «Галликанское исповедание», и «Гейдельбергский катехизис».
Переходя к рассмотрению особенностей реформатского вероучения, мы должны,прежде всего, указать то общее начало, которое органически связывает его слютеранством и с идеологией Реформации в целом, а именно — утверждение спасенияверой. Но трактовка кальвинизма более жестка по форме и последовательна посуществу протестантских взглядов.
Из крайностей общепротестантского воззрения на полное разложение падшей природычеловека, Кальвин вполне логично переходит к другой крайности — положению обезусловном предопределении судьбы человека. Если человек неспособен избратьдобро или зло, значит, за него этот выбор делает Сам Бог. Если спасение непринадлежит самому человеку, находится вне его воли, значит, причина спасенияили погибели не в его собственном нравственном выборе, а вне его — в областипроизволения Божия, которое определяет пути спасительного дара веры,подаваемого одним и отнимаемого у других.
В основе такого отношения Творца к человеку лежит представление обезраздельном господстве Его над миром, об абсолютном суверенитете Божества.Кальвин был движим стремлением восстановить истинное величие Божие, котороекатоличество умаляло человеческим упованием на цену человеческих добрых дел.
Предопределение позволяет окончательно уничтожить всякую возможностьзаслуги человека в деле спасения, он всецело принадлежит воле Божией, котораяизбирает его своим орудием.
Подобное воззрение принадлежало еще блж. Августину. Но Блж. Августин, азатем и Лютер предпочитали говорить лишь о предопределении ко спасению, нерешаясь на «жертвоприношение человечества на алтарь sola fide». Кальвин же непобоялся двойного предопределения — одних ко спасению, других к осуждению. Поего мнению, Господь обнаруживает Свое милосердие в избранных через gratiairrestibilis — благодать непреодолимую, которой они не могут противиться, и Онже обнаруживает Свою правду в осужденных, лишая их этой благодати.
Исходя из представления о безусловном предопределении, Кальвин отвергвсеобщность крестной жертвы и евангельского благовестия, ибо Господь претерпелсмерть на кресте не за всех, а лишь за тех, кого Сам избрал к вечной жизни. Этоположение разрушает основной догмат христианства — веру в искупление всех,совершенное Богочеловеком.
Но учение о предопределяющем действии Божием порождало неизбежноепротиворечие — если все предопределяется Богом, значит, Он есть виновник зла инесет ответственность за все, что происходит. Бог становится не только источникомспасения, но и погибели, зло существует не по воле людей, добровольноизбирающих его, а по воле Самого Бога.
Чтобы восстановить образ совершенного и благого Бога, Кальвин вынужденпровозгласить относительность понятий добра и зла. Он рассуждает в том смысле,что Бог, как существо беспредельное и Творец всего, не подчиняется никакомузакону. Он выше закона, который Он заповедал для исполнения людям.
Такой взгляд фактически разрушает образ Бога, Который «есть любовь»,источник и первопричина добра; он утверждает если не безнравственность Бога, тоЕго вненравственность. Кальвин возвращается к ветхозаветному образу закона,который выше нравственности, добро и зло теряют свою абсолютную ценность и изнадмирных категорий становятся временными производными закона..
Бог реформатов остается милующим и всепрощающим для малого числаизбранных. Для остальных Он вновь приобретает знакомые черты безжалостногоСудии, с той лишь разницей, что если средневековое католичество все-такиоставляло возможность умилостивить Его, то учение Кальвина отнимает и этунадежду, превращая христианского Бога в полуязыческий рок, настигающий человекабез смысла и вины. Если человек лишен свободы, то он не несет ответственностиза непроизвольное зло. За что же тогда Бог наказывает человека, не давая емусвободы избрать иное?
Кальвиновское предопределение — это уже не просто нарушение основхристианской жизни, а прямое разрушение их.
Православное понимание всеведения Божия, в том числе и Его предведения огрядущих судьбах человеков никогда не отвергало свободную волю человека, егосознательное участие в своем спасении. В этой связи следует помнить о блестящейформулировке Св. Иоанна Дамаскина: «Бог все предвидит, но не все предопределяет».
В учении о Церкви реформатство также последовательно развивает свойосновной принцип и окончательно упраздняет всякие черты иерархическогоустройства, которые еще сохранил Лютер. В реформатском учении о церквиадминистративное начало церкви решительно вытесняет ее мистическую,сакраментальную природу.
С присущей ему последовательностью Кальвин очистил таинства от всякогочеловеческого участия, которое полностью вытеснено предопределением, ненуждающемся в благодатном содействии. Реформатская традиция признает только дватаинства — крещение и Евхаристию. Евхаристия становится подлинным символом:«тело Христа не заключается в хлебе, и мы напрасно стали бы искать Его в этомземном существе; такое учение есть нечестивое суеверие». По учению Кальвина,Тело и Кровь Его не присутствуют в веществе Евхаристии, реального вкушения Их вЕвхаристии не бывает, а мы воспринимаем в себя Самого Иисуса Христа духовно иневидимо. Истинно приобщаются Духа Божия только избранные ко спасению, дляостальных это причастие не имеет силы.
В реформатском понимании Евхаристии есть лишь духовное соединение соСпасителем, в то время как хлеб и вино остаются лишь символами этого соединения.
В понимании второго таинства, которое сохранилось в реформатстве — крещения, Кальвин близок Лютеру, он считает это таинство божественным знакомприятия верующего в благодатный союз с Богом, печатью его усыновления Христу.
Единственным источником христианского знания Реформатская церковь такжепризнает Свщ. Писание. Кальвин решительно отвергает всякий авторитет соборногосогласия Церкви, ее соборных постановлений, все проверяя критерием разума.
Особого внимания заслуживает принцип мирского аскетизма, который развилсяна почве учения о безусловном предопределении и оказал громадное влияние насоциально-экономическое развитие стран, где кальвинизм получил распространение,а также западной цивилизации в целом.
Принцип мирского аскетизма обязывал человека к умножению своегоблагосостояния, которое, в свою очередь, воспринималось не как личное достояниечеловека, а как дар свыше, как знак благоволения Божия к человеку.Соответственно, этот дар надлежало использовать к умножению, богатство,дарованное Богом, нельзя использовать для удовлетворения собственных нужд,происходила сакрализация накопительства. В этих условиях единственным выходомстановилась активность в миру, которая приобретала характер освященного труда.Нет нужды говорить о том, какую мощную религиозную мотивациюсоциально-экономического прогресса предоставил нарождающемуся капитализмукальвинизм, и не случайно, что он получил преобладающее влияние в странахрадикального капитализма, например, в США.
Англиканство
Третьей значительной ветвью протестантизма является англиканство, котороезародилось на Британских островах, и затем распространилось в странах бывшейБританской империи.
В настоящее время Англиканские церкви объединены в так называемоеАнгликанское содружество. Наиболее значительные из них — церковь Англии,церковь в Уэльсе, Епископальная церковь Шотландии, Протестантская епископальнаяцерковь в США, а также ряд церквей в Индии, Пакистане, ЮАР, Канаде, Австралии идр. Всего в мире насчитывается около 70 млн. англикан. Каждые 10 лет высшиеиерархи этих церквей собираются для обсуждения наиболее важных вопросов на такназываемые Ламбетские конференции. В начале нашего столетия видные деятелиангликанства стояли у истоков движения «Вера и устроение Церкви», и понынеАнгликанские церкви активно участвуют в деятельности ВСЦ.
Начало Реформации в Англии чаще всего связывают с именем Генриха VIII, ноее творцом и идеологом был его современник — архиепископ Кентерберийский ТомасКранмер, и залог ее успеха скрывался в том же общем недовольстве состоянием Римско-КатолическойЦеркви, которое вызвало европейскую Реформацию.
Становление во второй половине XVI столетия третьей основной ветвиРеформации — англиканской — в силу исторических условий существенно отличалосьпо своему характеру от зарождения германской и швейцарской ветвей. Если вЕвропе Реформация шла преимущественно «снизу», то в Англии она началась«сверху», что отразилось на ее сравнительном консерватизме и сохранениииерархического устройства церкви. Кроме того, английская Реформация запоздалаво времени по сравнению с европейской, и все это способствовало своеобразию ееразвития, — она приняла смягченный характер компромисса между Римом и Реформациейв Европе. Основы католического вероучения и церковной жизни со временем всеболее размывались под натиском крайнего протестантизма, преимущественно,кальвинистской традиции.
Символических книг Англиканской церкви немного по сравнению с другими протестантскимиисповеданиями. Их часто отличает некая намеренная богословская двусмысленность,неопределенность. Это естественно, ибо они были составлены в эпоху религиозногопротивоборства как выражение, скорее, компромисса, чем принципа и отражаютобщую двойственность англиканского вероучения.
Прежде всего, это так называемые «39 членов Англиканской церкви», которыепредставляют собой позднейшую редакцию составленного Т. Кранмером на основе«Аугсбургского исповедания» и некоторых положений кальвинизма изложенияангликанского вероучения. Окончательно они были утверждены парламентом Англии ицерковной властью лишь в 1571 году и представляют собой краткое изложение основангликанского вероисповедания.
Несомненное значение для веры и жизни всех англиканских церквейпредставляет так называемая «Книга общих молитв», содержащая порядокангликанского богослужения. После ряда редакций ее окончательное утверждениесостоялось в 1661 году, до сих пор она остается символом церковного единствавсего Англиканского содружества.
Третьей символической книгой является «Англиканский катехизис»,окончательно сложившийся к 1604г.
Источниками вероучения Англиканская церковь также признает три Символаверы: Никео-Цареградский с прибавлением filioque, Афанасьевский и Апостольский,а также, частично, решения Вселенских Соборов. Хотя Англиканская церковьсохраняет уважение к преданию Церкви, частично признает его и использует всвоей жизни и учении, но, как и все протестантские исповедания, она отрицаетего вероучительное достоинство, равное Свщ. Писанию, ибо по утверждению 6 членаангликанского исповедания: «Свщ. Писание содержит в себе все необходимое дляспасения».
Явственные следы влияния Реформации мы видим в учении о первородномгрехе. 9 и 10 члены англиканского вероисповедания, в основном, повторяютлютеранское воззрение на природу человека после грехопадения, первородный грех«есть порча и повреждение природы каждого человека, естественно от Адамапроисходящего… вследствие чего каждый человек по природе своей, наклонен козлу», так что «сам по себе не может творить добрых дел, угодных Богу».
В учении о спасении англиканское вероучение повторяет общее представлениеРеформации о том, что в оправдании человека действует только Бог, отчужденнаяблагодать Божия совершает спасение вне содействия спасаемого.
Хотя англиканское вероучение сохранило учение реформатов о предопределении,но оно значительно смягчило его и имеет более смысл предведения Божия о судьбахчеловеческих, чем собственно предопределения их конечной участи.
Достоинство таинств в англиканстве принадлежит только крещению иЕвхаристии, — это таинства евангельские; остальные есть таинства церковные и немогут считаться полноценными, хотя в этом ряду особое значение все-такисохраняется за таинством священства. Англиканство более удерживает подлинныйсмысл таинств, как образов особого действия в нас благодати Божией. 25 членангликанского вероизложения гласит, что «таинства, установленные Христом непростые… символы… вероисповедания христианина, но они… действительныезнаки благодати и благословения Божия к нам, чрез которые Бог невидимодействует на нас… укрепляет… нашу веру в Него».
Англиканское понимание Евхаристии, подобно лютеранству, отличаетсявнутренней противоречивостью. Так, согласно изложению 28 члена англиканскоговероисповедания, «пресуществление (или изменение хлеба и вина в таинствеГосподнем) не может быть доказано Свщ. Писанием.… Тело Христово преподается,приемлется… в Евхаристии небесным, духовным образом, а средство, как ТелоХристово приемлется… в Евхаристии есть вера.… хлеб и вино по-прежнемуостаются в их… естественной сущности». Отрицание пресуществления Св. Даров,однако, не означает их полной неизменности в таинстве. Изменение происходит нев природе хлеба и вина, а в невидимом отношении к ним небесного Тела и КровиСпасителя.
Эта перемена происходит чрез освящение Св. Даров силою Св. Духа всвященнодействии законно поставленного священника, но она происходит духовно исостоит в том, что Тело и Кровь Христовы соединяют свое неизреченноеприсутствие с хлебом и вином, вместе с которыми и преподаются причастникам.Хлеб и вино становятся Телом и Кровию в том смысле, что воспринимаютдостоинство, силу и действие Тела и Крови Христовых через единение своихкачеств с существенными качествами Тела и Крови Спасителя, причем их духовноеприсутствие воспринимается реально, по выражению «Англиканского катехизиса»:«Тело и Кровь Христовы истинно и действительно взимаются… верующим на вечериГосподней». Такая неопределенность типична для англиканского богословия идопускает сосуществование достаточно широкого круга мнений на этот счет.
Англиканская церковь сохраняет общее для всей Реформации отрицаниежертвенного значения Евхаристии.
Как мы уже говорили, черты таинства в англиканской традиции такжесохраняет священство. Трехчинная иерархия епископского, священнического идиаконского чинов остается отличительной особенностью англиканства, которую оноунаследовало от Римо-католической Церкви, причем сохранилась не толькоцерковная иерархия, но и сама идея апостольского преемства, совершенно чуждаябольшинству протестантских исповеданий.
Вопрос, который в конце прошлого века предстояло решить богословиюПравославной, Католической и Англиканской Церквей заключался в определенииподлинности апостольского преемства англиканской иерархии, но его разрешениепотребовало разработки целого ряда исторических проблем, а также вопросов,связанных с учением о Церкви и таинствах.
Хотя основное стремление отцов англиканства было избежать крайностей каккатоличества, так и протестантизма, но их детище получилось внутренненеустойчивым, склонным к распаду. Неопределенность вероучения Англиканскойцеркви дала свободу развитию противоположных течений. В церкви Англии,например, сосуществуют две основные группировки: «высокая церковь», сохранившаяостатки церковной традиции и «широкая церковь», в которой преобладают протестантскиевзгляды.
Заключение.
В настоящее время протестантизм получил наибольшеераспространение в Скандинавских странах, США, Германии, Великобритании, Нидерландах,Канаде, Швейцарии. Мировым центром протестантизма по праву считаются США, гдеобосновались штаб-квартиры баптистов, адвентистов, Свидетелей Иеговы и другихпротестантских Церквей и деноминаций. Для современного протестантизмахарактерно стремление к интеграции, которое нашло выражение в создании в 1948году Всемирного совета Церквей.
Теология протестантизма прошла в своем развитии ряд этапов. Это ортодоксальнаятеология XVIв. (М. Лютер, Ж. Кальвин), непротестантская, или либеральная теологияXVIII — XIX вв. (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак), «теология кризиса», илидиалектическая теология, появившаяся после Первой мировой войны (К. Барт, П.Тиллих, Р. Бультман), радикальная, или «новая» теология, распространившаясяпосле Второй мировой войны (Д. Бонхеффер).
Литература:
Основная
1. Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение – Ростов-на-Дону, 2003.
2. Основы религиоведения /Под ред. И.Н. Яблокова. – М., 2004.
3. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современность.– М., 1997.
4. Религиоведение: Учебное пособие /Хвыля-Олинтер А.И., Кудин В.А., ЛобановК.Н. – Белгород, 2006. – Глава 4.2.4.2.
5. Энциклопедия для детей. Т.6. ч.2. Религии Китая и Японии. Христианство.Ислам. Духовные искания человечества в конце XIX – XX веков. Религия и мир. /Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М., 2002.
Дополнительная
1. История религии: В 2т. /Под общ. ред. И.Н. Яблокова. – Т.2. – М., 2004.
2. Рассел Б. История западной философии. – М., 2000. – Кн.2. Католическаяфилософия.
3. Религии народов современной России: Словарь /Отв. ред. М.П. Мчедлов. –М., 2002.
4. Христианство: Словарь /Под общ. ред. Л.Н. Митрохина и др. – М., 1994.
Христианство: Энциклопедический словарь: В 3т. /Гл. ред. С.С. Аверинцев.– М., 1995.