Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет и отчетность на сельскохозяйственном предприятии

Министерствосельского хозяйства РФ
ФГУП ВПОМичуринский государственный аграрный университет
Кафедрабухгалтерского учета, анализа и аудита
Краткий курслекций
подисциплине: «Основы бухгалтерского учета и финансов»
поспециальности 03.06.02
Подготовлен
старшим преподавателем
кафедры бухгалтерского учета,
анализа и аудита
Кувшиновой Л.Н.
Мичуринск-НаукоградРФ – 2008

ЛЕКЦИЯ1: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
 
Бухгалтерскийучет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения вденежном выражении информации об имуществе, обязательствах организаций и ихдвижении путем сплошного, непрерывного и документального учета всеххозяйственных операций. В бухгалтерском учете так называют любыедействия или события, приводящие к изменениям в составе имущества предприятия,его обязательств и собственного капитала, а также к изменениюхозяйственно-правовых отношений.
Каждаяучетная запись должна иметь документальное обоснование. В учете используютсяразличные натуральные единицы измерения (килограммы, центнеры, человеко-часы и т.д.),но при обобщении информации обязательно переходят к денежному измерению.Эффективно управлять деятельностью предприятия невозможно без информации оналичии ресурсов, источниках средств и результатах их использования. Необходимонаблюдение, измерение и фиксация (регистрация) фактов хозяйственнойдеятельности, их последующее обобщение и анализ для принятия оптимальныхуправленческих решений.
Предметомбухгалтерского учетаявляется количественная определенностьэкономических отношений, складывающихся в процессе расширенноговоспроизводства. Важнейшими объектами бухгалтерского учета являются:
ресурсыпредприятий — основные средства (здания, автомобили, тракторы, компьютеры и т.п.),сырье и материалы, семена, корма, запасные части, готовая продукция, денежныесредства (наличные деньги в кассе предприятия, различные счета в банках и др.),долгосрочные финансовые вложения (ценные бумаги) и др.;
собственныеисточники образования средств (уставный капитал, добавочный капитал, резервныйкапитал, прибыль);
заемныеисточники (кредиты банков, займы);
привлеченныеисточники (задолженность поставщикам и подрядчикам, задолженность по платежам вбюджет, задолженность персоналу по оплате труда);
хозяйственныеоперации, вызывающие изменения в составе имущества и обязательств предприятия.
Крометого, объектами бухгалтерского учета могут быть вложения во внеоборотныеактивы, то есть инвестиции, увеличивающие стоимость активов за счет собственныхсредств предприятия.
Основныепривила, которые необходимо соблюдать при ведении бухгалтерского учета:
двойнаязапись хозяйственных операций на счетах;
последовательноеприменение избранной учетной политики от одного года к другому;
полноеотражение в учете всех хозяйственных операций, проведенных в отчетном периоде;
полноеотражение результатов инвентаризации в том отчетном периоде, в котором онапроводилась;
правильноеразграничение доходов и расходов по отчетным годам;
раздельныйучет текущих издержек и капитальных затрат.
Ответственностьза организацию бухгалтерского учета на предприятии несет его руководитель. Онможет учредить бухгалтерскую службу, возглавляемую главным бухгалтером, либопоручить ведение учета бухгалтеру по договору, или же вести бухгалтерский учетсамостоятельно. Выбор в каждом случае зависит от конкретных условийдеятельности предприятия.
Методбухгалтерского учета — это совокупность способов и приемов отражения предметабухгалтерского учета. Метод включает в себя следующие элементы:
документациюи инвентаризацию;
оценку икалькуляцию;
системубухгалтерских счетов;
двойнуюзапись на бухгалтерских счетах;
бухгалтерскийбаланс;
отчетность.
Документацияявляется основой всего последующего учета. Каждая хозяйственная операция должнабыть обязательно оформлена первичным документом. Документы в бухгалтерскомучете являются не только юридическим свидетельством о свершившихсяхозяйственных операциях, но и материальным носителем информации. Достоверностьдокументов проверяется путем инвентаризации, то есть сопоставления (сличения)фактического наличия имущества с данными учета. Инвентаризация наряду сдокументацией является средством наблюдения за хозяйственной деятельностьюпредприятия. Проверку средств в натуре производят при пересчете, взвешивании,обмере и т.п. При этом выявляют факты пересортицы, излишки и недостачи готовойпродукции, материалов, неполную или просроченную оплату выставленных счетов. Порезультатам инвентаризации составляются сличительные ведомости.
Оценка — это пересчетимущества из натуральных единиц в денежные. В основе ее лежит калькуляция, тоесть исчисление (расчет) себестоимости продукции, работ и услуг предприятия(например, себестоимости 1 ц зерна, 1 ц молока, 1 ткм и т.д.).
Счетабухгалтерского учета — это способ системного отражения хозяйственных средств и источников ихобразования, хозяйственных процессов и результатов производственно-финансовойдеятельности. В учете используют счета, на которых отражаются объектыбухгалтерского учета в натуральных и денежных измерителях. Каждый счет имеетназвание и поле для регистрации хозяйственных операций. Счета, предназначенныедля обобщенного учета, называют синтетическими; учет в них ведется только вденежном выражении. Для более детального учета объектов используютаналитические счета; промежуточное положение занимают так называемые субсчета.Так, к синтетическому счету «Материалы» открывают несколько субсчетов, в томчисле субсчет «Топливо», а учет отдельных его видов (бензина, керосина, дизельноготоплива и т.д.) ведут на аналитических счетах.
Каждыйсчет состоит из двух частей — левой (дебет) и правой (кредит). На счетахфиксируют остатки (сальдо) средств или источников финансирования и обороты запериод, отражающие их движение.
Отчетность — это завершающийэтап бухгалтерской работы; она содержит итоговые показатели деятельностипредприятия. Формирование результативных показателей с разной степеньюдетализации или обобщения происходит в зависимости от запросов и правпотребителей информации. Главное назначение отчетности — получить материал дляоценки работы предприятия и контроля за декларируемой прибылью, уплатойналогов, имуществом. Отчетность составляется на основании данных текущегоучета.
Становлениеи развитие рыночных отношений, различные формы собственности и видыхозяйствования, изменение экономических методов управления предприятиями в АПКпривели к необходимости научно обоснованных преобразований системыбухгалтерского учета с использованием отечественных прогрессивных методов и международногоопыта.
Внастоящее время, основываясь на мировой теории и практике, бухгалтерский учетподразделяют на финансовый, управленческий и финансовую отчетность.
Бухгалтерскийфинансовый учет охватываетинформацию, предназначенную для внешних пользователей (государственные органы,акционеры, кредиторы, инвесторы). Ведение финансового учета обязательно. Приформировании информации в системе финансового учета бухгалтер обязанруководствоваться действующими нормативными документами, так как сторонние пользователине могут в своей деятельности основываться на непроверенных, субъективныхоценках.
Бухгалтерскийуправленческий учет обеспечиваетинформацией внутренних пользователей. Основной задачей управленческого учетаявляется сбор, анализ, подготовка, передача и прием данных, необходимыхуправляющим (менеджерам) для выполнения их функций. В управленческойбухгалтерии формируется прежде всего информация об издержках производства,калькулировании себестоимости продукции, определяется финансовый результат деятельностипо местам возникновения затрат и центрам ответственности, проводится анализ,контроль, прогнозирование затрат. В управленческом учете часто используютсяприблизительные оценки и информация не обязательно должна формироваться всоответствии с установленными нормами. Управленческий учет — это связующеезвено между учетными функциями и управлением предприятием. Основой его являетсяобоснование принятия решений по организации и технологии сельскохозяйственногопроизводства, позволяющие сделать затраты эффективными и реально управлять ими.
Всистеме нормативного регулирования бухгалтерского учета особое вниманиеуделяется разумному сочетанию жесткой централизованной регламентации учетногопроцесса и самостоятельности предприятий в постановке учета. Сущность такогоподхода заключается в том, что государство устанавливает систему и совокупностьобщих правил бухгалтерского учета. Конкретизация правил, механизм их выполнениядолжны разрабатываться в каждом конкретном предприятии исходя из специфическихусловий его деятельности в рамках принятой учетной политики.
Под учетнойполитикой предприятия понимается совокупность принципов, вариантоворганизации и технологии реализации способов ведения бухгалтерского учета,исходя из установленных правил и особенностей деятельности, с цельюформирования максимально оперативной, полной и достоверной финансовой иуправленческой информации. Учетная политика устанавливает основные моменты впостроении системы учета. Наряду с учредительными документами она обязательноиспользуется при организации проверок, так как несоблюдение разработанныхправил учета искажает информацию об имущественном и финансовом состояниипредприятия и трактуется налоговыми и аудиторскими организациями как искажениеучетных данных.
Организоватьработу бухгалтерии — это значит распределить обязанности между отдельнымиисполнителями, регламентировать работу каждого, указать, в какой форме и вкакие сроки должны быть представлены те или иные сведения, результаты учетнойработы и т.п. Учет должен быть построен таким образом, чтобы данные текущихбухгалтерских записей, зафиксированных в первичных документах, контролироватьданными в сводных регистрах.
Первичныедокументы должны составляться в момент совершения хозяйственных операций. Втечение отчетного года учет необходимо вести в соответствии с принятой учетнойполитикой, правильно отражать хозяйственные операции в регистрах синтетическогоучета, в частности Главной книге. На сельскохозяйственных предприятияхприменяют Главную книгу по типовой форме № 18-АПК, построенной по дебетовомупризнаку. Открывают Главную книгу на год; для каждого синтетического счета вней предназначен отдельный разворот. В начале года записи в книгу производят наоснове вступительного баланса. В течение года ежемесячно отражают обороты потекущим хозяйственным операциям и выводят конечные остатки. На основании этихсумм составляется заключительный баланс.
Бухгалтерскийбаланс — это системапоказателей, характеризующих на определенную дату в денежной оценке ресурсыпредприятия как совокупность его имущества и долговых прав: с одной стороны — по составу и размещению, с другой — по источникам образования и целевомуназначению. Баланс — это двусторонняя таблица, левая часть которой именуетсяактив (А), правая — пассив (П). Каждый показатель баланса называется статьей.Группировка статей подчинена целям анализа финансового состояния предприятия.Баланс — это равенство, тождество, равновесие актива и пассива:
А = П =финансовые ресурсы предприятия;
А =имущество + долговые права;
П =собственные ресурсы + долговые обязательства.
Посколькув активе и пассиве баланса показываются, по существу, одни и те же средства, нотолько с различных позиций, суммы итогов актива и пассива должны быть равны.
Средствапредприятия, имеющие стоимость, показываются в левой части баланса. Активыобладают потенциалом, который используется в производственной илипредпринимательской деятельности. Это здания, сооружения, семена, корма,денежные средства на счетах в банке и в кассе, авансированные платежи и т.п. Вправой стороне баланса (пассиве) отражается собственный капитал, сумма прибыли,резервы предприятия, другие источники.
Хозяйственныеоперации очень многообразны, но по влиянию на изменение статей баланса их можносвести к четырем типам:
вызывающиеизменения только в активе баланса, итог баланса не изменяется (например,расходование семян для посева);
вызывающиеизменения только в пассиве баланса, итог баланса не изменяется (например,произведены отчисления от прибыли на пополнение уставного капитала);
влияющиена обе части баланса в сторону увеличения (например, начисление оплаты трудаработникам животноводства);
влияющиена актив и пассив баланса в сторону уменьшения (например, выдача зарплаты изкассы персоналу предприятия). Любая хозяйственная операция может вызыватьопределенные изменения в балансе, но равенство итогов актива и пассива пру этомне нарушается.
Главныйисточник информации для составления баланса — бухгалтерские счета. Ихиспользуют для повседневного получения сведений о наличии и движении средств, осостоянии расчетов с финансовыми и налоговыми органами, юридическими ифизическими лицами, об уменьшениях источников средств и т.п. Они делятся на тригруппы: активные, пассивные, активно-пассивные.
Активныесчета предназначеныдля отражения хозяйственных средств («Основные средства», «Материалы», «Касса»и т.д.). На пассивных счетах учитывают источники формирования средам(«Уставный капитал», «Добавочный капитал» и т.п.). На активно-пассивных счетахотражаются как виды хозяйственных средств, так и источники их формирования(«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», «Расчеты по налогам и сборам» и т.п.).
Закономерностиизменений сальдо (остатков) по счетам можно выразить формулами:
Ск= Сн + До — Kq (активные счета);
Ск= Сн + Ко — До (пассивные счета),
где Сн — начальное сальдо; Ск — конечное сальдо; До — дебетовыйоборот; Ко — кредитовый оборот.
Дляактивно-пассивных счетов используют те же формулы, в зависимости от величиныоборотов по дебету и кредиту и начальных остатков.
Принцип двойнойзаписи основан на том, что любая хозяйственная операция, изменяющая составсредств и источников их образования, не нарушает сбалансированности. Например,при снятии 1000 руб. с расчетного счета в кассу поступает 1000 руб., а остаткина счете уменьшаются на ту же величину. Эта хозяйственная операция, как и любаядругая, действует одновременно на два счета и в одинаковом стоимостном размере,причем на одном из счетов указанная сумма отражается по дебету, а на другом — по кредиту. Взаимосвязь счетов при учете хозяйственных операций называется корреспонденцией,а указание корреспонденции счетов и суммы по каждой из них — бухгалтерскойпроводкой. Например, передача в производство материалов на сумму 10 000руб. отражают проводкой:
дебетсчета «Основное производство» — 10 000 руб.;
кредитсчета «Материалы» — 10 000 руб.
Планомсчетов называется ихперечень, используемый в системе бухгалтерского учета конкретного предприятия;он содержит систематизированный набор шифров и наименований синтетическихсчетов и субсчетов. Типовой план счетов, утвержденный приказом Минфина РФ от 31октября 2000 г. № 94-н, и план счетов бухгалтерского учетафинансово-хозяйственной деятельности организаций АПК, утвержденный МСХ РФ 13июня 2001 г., состоят из 8 разделов. В них отражаются внеоборотные активы,производственные запасы, затраты на производство, готовая продукция и товары,денежные средства, расчеты, капитал, финансовые результаты. Например, счет«Материалы» имеет код — 10, счет «Касса» — 50, счет «Продажи» — 90 и т.д.
Документы,оформляющие хозяйственные операции, должны составляться по определеннымправилам и фиксировать все существенные особенности хозяйственной операции. Ониотражаются в реквизитах документа, количество и состав которых зависитот характера операции и назначения документа. Вместе с тем в любом документеесть так называемые обязательные реквизиты: название и номер документа; датасоставления; название предприятия (подразделения); краткое содержаниехозяйственной операции; подписи лиц, ответственных за оформление документа.
Чтобыполучить обобщенные данные или провести анализ хозяйственной деятельности,необходимо сведения, содержащиеся в документах, сгруппировать в соответствии сих экономическим содержанием и зарегистрировать. Такая регистрацияосуществляется с помощью учетных регистров — таблиц определенногоназначения, формы и графления. Это могут быть книги, журналы, карточки,компьютерные носители информации, свободные листы и др.
Различаютхронологические и систематические регистры. В хронологических записи производятпо мере их совершения, в систематических содержится информация, сгруппированнаяпо определенным признакам. Различают также регистры синтетического ианалитического учета; в первых учет ведется только в денежном выражении, вовторых — как в денежном, так и в натуральном.
Совокупностьприменяемых в учете регистров образуют форму счетоводства. На практикеполучили распространение несколько таких форм — мемориально-ордерная,журнально-ордерная, журнал-Главная, таблично-автоматизированная, компьютерная. Крометого, на малых предприятиях применяют также различные упрощенные формысчетоводства.
Внастоящее время каждое сельскохозяйственное предприятие, исходя из своихпотребностей, выбирает ту или иную форму учета. При этом можно использовать нетолько рекомендованные формы, но и разрабатывать оригинальные учетные регистрыи программы регистрации информации. Однако в любом случае в соответствии сучетной политикой нельзя в один и тот же учетный период пользоватьсянесколькими формами одновременно.
Спереходом на прогрессивные формы учета (например, с использованием программ«1С: Бухгалтерия», «Парус» и т.п.) резко меняется содержание бухгалтерскойработы, сокращается удельный вес рутинных процессов, основанных на ручномтруде, снижается трудоемкость учета. Это позволяет учетному персоналу болеекачественно выполнять организаторские и аналитические функции.

ЛЕКЦИЯ2: УЧЕТ АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
Длянормальной производственной деятельности предприятий им нужны в определенном объемеденежные средства. Они являются частью оборотного капитала предприятия ивыступают в наличной и безналичной формах; это наиболее ликвидная часть активовпредприятия, их в любой момент можно использовать для обязательств предприятия.
Наличныеденежные средства, а также денежные документы хранятся в кассе; для учета этихсредств предназначен счет 50 «Касса».
Безналичныесредства предприятия хранятся на различных счетах в банках. Для их учетаиспользуют счета 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальныесчета в банках» и др.
Счет 51 -активный;по его дебету отражают средства, полученные от реализации продукции, имущества,работ и услуг и т.д. Основным первичным документом по этим операциям являютсявыписки банка; на их основании заполняются журнал-ордер № 2-АПК и ведомость кнему.
Покредиту счета 51 показывается оплата задолженности по налогам, оплатаприобретения материалов и услуг и т.д. Субсчета к счету 51 не открывают.
Еслипроизводятся какие-либо расчеты в иностранной валюте, используется счет 52.
Предприятиеможет иметь счет 55, предназначенный для решения конкретных хозяйственныхзадач. На нем ведут учет наличия и движения денежных средств в аккредитивах, нарасчетных чековых книжках, на особых счетах и т.д. С этой целью открываютсоответствующие субсчета («Аккредитивы» и др.).
Счет 58«Финансовые вложения» используется для отражения информации по движениюденежных средств, которые вкладываются в ценные бумаги, депозиты и т.д.Операции по финансовым вложениям учитывают в разрезе субсчетов 58/1 «Паи иакции»; 58/2 «Долговые ценные бумаги»; 58/3 «Предоставленные займы»; 58/4«Вклады по договору простого товарищества».
Синтетическийучет сырья, материалов, запасных частей нефтепродуктов и других оборотныхсредств ведут на счете 10 «Материалы» по субсчетам:
1.Сырье и материалы.
2.Покупныеполуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали.
3.Топливо.
4.Тара и тарныематериалы.
5.Запасные части.
6.Прочиематериалы.
7.Материалы,переданные в переработку на сторону.
8.Строительныематериалы.
9.Инвентарь ихозяйственные принадлежности.
Крометого, на отдельных субсчетах сельскохозяйственные предприятия учитывают семена,корма, минеральные удобрения, ядохимикаты и др.
Аналитическийучет ведется по местам хранения материалов и по отдельным наименованиям. Материальныеценности отражают в учете по фактической стоимости их приобретения или поплановой (нормативной) себестоимости.
Определениефактической себестоимости материалов, списываемых на производство, разрешаетсяпроизводить по средней себестоимости, по методу ЛИФО (по себестоимостипоследних по времени закупок) или по методу ФИФО (по себестоимости первых повремени закупок). Этот метод должен быть указан в учетной политике.
Накрупных предприятиях, в обороте которых имеется значительное количествоматериалов, целесообразно осуществлять аналитический учет по твердым учетнымценам и отдельно учитывать отклонения от них. На этом основан так называемыйоперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод учета материалов. Каждомунаименованию и сорту материалов присваивают кратное числовое обозначение(номенклатурный номер), единицу измерения и учетную цену. В пределахсинтетического счета номенклатуры разрабатывают по буквам алфавита, а каждойбукве алфавита отводят серию номеров.
Присальдовом методе бухгалтерия не дублирует операции складского учета. В качестверегистров аналитического учета используют карточки складского учета материалов.Необходимость разработки номенклатуры материалов обусловлена требованиямиучетной политики предприятия. Специальные инструменты, специальная одежда,обувь и другие подобные предметы, ранее учитываемые только в составе МБП,учитываются теперь на субсчете 10/9.
Готоваяпродукция учитываетсяна счете 43. Поступающая oiурожая зерновая продукция оформляется различными способами. Некоторые хозяйстваиспользуют в учете талонную систему: перед уборкой бухгалтерия предприятиязаготавливает талоны и вручаем их комбайнерам и водителям автомобилей; другиеиспользуют бланки первичных документов (реестр отправки зерна и другойпродукции с поля) в 3 экземплярах, а если транспорт привлеченный — в 4экземплярах. Наконец, возможен вариант с оформлением путевок на вывоз продукциис поля. Все эти варианты используются по усмотрению предприятия. Наиболеепрогрессивной считается талонная система, однако она требует очень четкойорганизации уборочных работ.
Ежедневновсе первичные документы по оприходованию продукции должны сдаваться вбухгалтерию предприятия.
Зерно,поступающее с поля, содержит различные примеси, пыль, семена сорнойрастительности, землю, дробленое зерно и т.д. Поэтому для хранения идальнейшего использования его подрабатывают (сортировка, сушка, очистка). Такиеоперации оформляются актом на сортировку и сушку продукции растениеводства. Внем записываются первоначальный вес зерна, а также количество полученного послесортировки полноценного зерна, количество зерноотходов, мертвые отходы. В актзаносят показатели влажности зерна и устанавливают его натуру. Документподписывает заведующий током, утверждает руководитель или главный агроном.
Отправказерна за пределы предприятия оформляется товарно-транспортной накладной (форма«Зерно»), внутреннее перемещение — накладной внутрихозяйственного назначения.При продаже зерна, кроме первичных документов, обязательно должно составлятьсясортовое удостоверение, подтверждающее качество продукции, а также сертификат,в котором указывается сортность зерна, его зараженность различными болезнями,отнесение к категории элита, суперэлита, твердая (мягкая) пшеница и т.д. Вслучае расхождения данных предприятия и заготовительных пунктов создаетсяспециальная комиссия, которая выясняет причину несоответствий и составляет акт,где указываются причины расхождений, которые необходимо устранить.
Данныепутевок, реестров, накладных заносят в ведомость движения зерна и другойпродукции; этот документ составляет заведующий током в конце рабочего дня исдает в бухгалтерию. Там данные группируют в разрезе культур в накопительныхведомостях движения зерна.
Частьзерновой продукции предприятие может получать от фермерских (крестьянских)хозяйств, в этом случае составляется накладная на закупку сельскохозяйственнойпродукции. Этот же документ оформляют при покупке зерновой продукции уработников и отдельных граждан.
Другаяпродукция растениеводства (плоды, овощи и т.п.) приходуются с оформлениемдневника поступления сельскохозяйственной продукции. Этот документ заполняютпри уборке урожая овощных культур, картофеля, поступлении продукциисадоводства. Указанную продукцию сортируют и определяют ее качество, котороефиксируется в документах (например, стандартная/нестандартная продукция и т.д.).Отправка овощей и фруктов заготовительным организациям оформляетсятоварно-транспортной накладной (форма «Овощи»). В специализированныхпредприятиях используют дневник поступления продукции садоводства, в тепличныххозяйствах — дневник поступления продукции закрытого грунта.
Израсходованныена посев и посадку семена оформляются актом расхода семян и посадочногоматериала. Этот документ является одновременно основанием для списания сумм сподотчетного лица и отнесения их на расходы.
Поступлениекормов нового урожая также оформляют первичными документами. Корма,закладываемые на хранение в траншеи, сенажные башни, стога и скирды, приходуютпо количеству и стоимости. Количество корма определяют взвешиванием илирасчетным путем (на основе промеров по специальным формулам). Для их приема(оприходования) создается специальная комиссия, которая оформляет акт, однакоэтот документ составляется по истечении определенного срока.
Пастбищныекорма не приходуют и в бухгалтерских документах не отражают. Количествостравленного корма может определяться в производственных целях, путемконтрольного взвешивания продукции с 1 м2 участка. Скошенную зеленуюмассу, предназначенную на корм скоту, обязательно взвешивают, и ее количествозаносят в ведомость расхода кормов. Этот же документ составляется и по другимвидам кормов.
Продукцияживотноводства, получаемаяиз производства, также оформляется первичными документами. Так, дляоприходования молока используют журнал учета надоя. В этом документе указываютгруппу животных, от которых получена продукция, количество молока, надоенногоутром, днем и вечером, а также жирность полученного молока. Одновременновыводится средняя жирность в процентах.
Молоко,израсходованное на выпойку телят, оформляется ведомостью расхода кормов, аотгруженное на молокозавод — товарно-транспортной накладной (форма «Молоко»).Передача продукции внутри предприятия оформляется накладнойвнутрихозяйственного назначения или лимитно-заборной картой. На основании всехперечисленных первичных документов составляют ведомость движения молока, одинэкземпляр которой предоставляют в бухгалтерию, а второй служит основанием длязаписи в книгу складского учета на ферме.
Сельскохозяйственныепредприятия организуют управленческий учет в соответствии с новым Планомсчетов; центральное место в нем занимает учет затрат на производство икалькулирование себестоимости сельскохозяйственной продукции.
Исходяиз сущности управленческого учета, необходимо максимально четко разграничитьвсе затраты на условно-переменные и условно-постоянные. При этом следует вотдельный раздел выделить самостоятельные счета для организации учета затрат поэлементам, одновременно используя традиционные счета затрат 20-29. Можно такжеприменять свободные счета 3-го раздела. Методика устанавливается организациейсамостоятельно, и рамках учетной политики; при этом взаимоувязка по статьям иэлементам должна осуществляться на специальных счетах — «экранах». Формированиеинформации по обычным видам деятельности может осуществляться на счетах 30-39,предназначенных для отражения остатков ресурсов, передачи доходов и расходов ичфинансового в управленческий учет, где они группируются по счетам центровответственности, себестоимости и отклонений от себестоимости. Можно такжеиспользовать метод «затраты — выпуск», но это потребует коренной перестройкивсей традиционной системы бухгалтерского учета.
Проиллюстрируеморганизацию учета затрат на производство с использованием международныхстандартов бухгалтерского учета, в которых основой учета затрат являютсяэкономические элементы, а основой калькулирования — статьи затрат.
Управленческийучет следует вести по принципу «директ-костинг», что позволяет, во-первых,снизить трудоемкость традиционного учета и упростить калькулированиесебестоимости готовой продукции, а во-вторых, повысить аналитичность учетнойинформации. При внедрении такой системы нужно условно-переменные затраты,собираемые на счете 26 «Общехозяйственные расходы», не включать в себестоимостьобъектов калькулирования, а списывать в конце отчетного периода на счет 90«Продажи» или непосредственно на счет 99 «Прибыли и убытки» По дебету счета 20«Основное производство» отражаются затраты на начало года и текущие расходы,которые включают основные прямые затраты (семена, удобрения, ГСМ, оплату трудас отчислениями) и основные косвенные затраты. Сюда же относятся и общебригадныерасходы, которые предлагается учитывать на отдельном аналитическом счете. Покредиту счета 20 отражается оприходование основной продукции в корреспонденциисо счетом 43 и побочной продукцией по дебету счета 10. После сортировки и сушкизерна его товарная часть реализуется покупателям (дебет 90 кредит 43), азернофураж приходуют проводкой дебет 10 кредит 43.
Такимобразом, по дебету счета 90 отражается неполная себестоимость реализованногозерна и сумма НДС. Разница между кредитовыми и дебетовыми оборотами определяетмаржинальный доход.
Важнымпреимуществом метода «директ-костинг» является то, что он позволяет решатьстратегические задачи по управлению предприятием. В частности, он даетвозможность детально изучать зависимость между объемом производства,себестоимостью, маржинальным доходом и прибылью. Можно выявить продукцию сбольшей рентабельностью и получить другую важную информацию для переориентациипроизводства в ответ на меняющиеся условия рынка, разработки инвестиционных иинновационных программ, получения преимуществ в конкурентной борьбе.
Затратыпо выращиванию и содержанию как молодняка, так и взрослых животных отражают насчете 20 «Основное производство». Движение поголовья (наличие, поступление,выбытие) показывают по счетам 01 «Основные средства» и 11 «Животные навыращивании и откорме».
Животныхна выращивании и откорме оценивают в зависимости от их вида, технологическойгруппы, источников поступления и других факторов. Так, приплод в молочномскотоводстве оценивают по плановой себестоимости 1 головы, поросят — исходя изплановой себестоимости 1 кг живой массы и живой массы отъе-мышей, ягнят — воценке, которая принята при исчислении себестоимости, жеребят — по балансовойстоимости 60 кормо-дней содержания взрослой лошади. Цыплят, утят, гусят,индюшат оценивают по плановой себестоимости 1 головы согласно смете затрат наинкубацию.
Животных,поступающих со стороны, оценивают по стоимости приобретения включая расходы поих доставке (кормление, уход, транспортировка).
Впроцессе выращивания происходят изменения в численности поголовья, живой массеживотных и др. Поэтому при переводе из одной возрастной группы в другую (в томчисле в основное стадо) их оценивают по стоимости на начало года с добавлениемзатрат по выращиванию. Последние определяют исходя из плановой себестоимости 1ц прироста живой массы продуктивного скота или плановой себестоимости 1кормо-дня. Если животных выбраковывают из основного стада, их оценивают побалансовой стоимости.
Полученныйприрост живой массы (определяемый при взвешивании как разница между живоймассой на конец и живой массой на начало периода), оценивают в течение года поплановой себестоимости 1 ц. Однако для уточненного расчета этот приростопределяют с учетом движения поголовья. В этом случае прирост равен живой массена конец периода плюс масса выбывших животных минус масса поступивших и минусмасса на начало периода (падеж не учитывается).
В концегода дооценивается прирост живой массы, то есть определяется разница междуплановой и фактической себестоимостью 1 ц прироста и делается корректировочнаязапись (дополнительной записью или по методу «красного сторно»).
Порабочему скоту и по животным неспециализированных предприятий прирост живоймассы не определяется. Себестоимость выращивания рассчитывают исходя изколичества дней пребывания в хозяйстве и плановой себестоимости 1 рабочего дня.
Вптицеводстве и пушном звероводстве животных не переоценивают; стоимость ихсодержания относят на продукцию.
Животных,оставшихся на конец года, оценивают по фактической себестоимости.
Основныесредства предприятияучитывают на счете 01, их амортизация — на счете 02. Сельскохозяйственныепредприятия могут применять различные методы начисления амортизации.
Линейныйметод заключается втом, что норма отчислений остается неизменной в течение всего срокаамортизации. Его недостаток-то, что суммы отчислений равны в начале и в концеамортизационного периода; кроме того время фактической эксплуатации объектанередко превышает этот период.
Нелинейныйметод снижающегосяостатка амортизируемой стоимости состоит в том, что норма амортизационныхотчислений увеличивается в 2 или более раз и применяется для расчета годовойсуммы амортизации. В каждом последующем году амортизируемая стоимость объектауменьшается на сумму уже накопленных отчислений. Ежемесячная сумма амортизацииопределяется делением годовой нормы на 12.
Методдигрессивной нормы амортизации предусматривает, что устанавливается повышенная нормаамортизации для первого года, которая постепенно снижается в каждом последующемгоду по выбранному правилу снижения.
Методсуммирования чисел заключаетсяв том, что норма амортизации в каждом году определяется как доля вамортизируемой стоимости, остающаяся до конца срока амортизации. Онаопределяется делением количества полных лет, оставшихся до окончанияамортизационного периода, на сумму порядковых чисел лет, составляющих срокамортизации.
Счет 02 — пассивный, однако в современных условиях остаток по этому счету нехарактеризует сумму фактического износа, так как предприятие вправе применятьразличные методы амортизации.
Некоторыеактивы не имеют вещественной формы; для их учета используют счет 04«Нематериальные активы». К ним относят: патенты, лицензии, товарные знаки,торговые марки, права на пользование производственной информацией, право напользование землей, программные продукты для ЭВМ, организационные расходы,превышение покупной цены предприятия над стоимостью его чистых активов и т.д.Эти объекты могут рассматриваться как нематериальные активы только в томслучае, если они приобретены предприятием для использования в процессепроизводства и реализации продукции в любой из возможных форм.
 
ЛЕКЦИЯ3: УЧЕТ ПАССИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
Впроцессе хозяйственной деятельности предприятия устанавливают связи с другимиорганизациями, с физическими лицами, с органами налоговой инспекции, различнымивнебюджетными фондами (дорожный фонд, пенсионный фонд, социального страхованияи др.). При этом возникает задолженность одного партнера другому, котораяучитывается на счетах расчетов; она может быть дебиторской и кредиторской. Восновном расчеты осуществляются сейчас безналичным путем — с помощью платежныхпоручений, векселей и т.п. Для учета указанных операций предназначена группасчетов 60-79.
Счет 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» содержит информацию по расчетам запоступившие товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанныеуслуги.
Основнымдокументом по учету данных операций является счет-фактура. Этот документсоставляется в двух экземплярах и содержит следующие реквизиты: номердокумента, дата составления, организация, идентификационный номерналогоплательщика (ИНН), номер расчетного счета клиента, наименование товаров иуслуг, стоимость (с выделением суммы НДС) и др.
Счета-фактурырегистрируются в специальном журнале и одновременно данные заносятся в книгупокупок, которая открывается для учета операций по каждому счету-фактуре напоступающие материальные ценности или оказанные услуги. Правильное отражениезаписей в этой книге служит основанием для зачета суммы НДС. Если требования позаполнению документов хотя бы в одном пункте не будут соблюдены, то упредприятия НДС к зачету не принимается.
Дляучета информации по расчетам с покупателями предназначен счет 62 «Расчеты спокупателями и заказчиками». Кроме реализации продукции, предприятие можетвыполнять работы на заказ; они также учитываются на данном счете.
Счет 69«Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» отражает финансовыеотношения предприятия с органами социального страхования, пенсионным фондом, атакже фондом медицинского страхования (соответственно открывают субсчета 69/1,69/2,69/3).
Расчетыс бюджетом учитывают на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» (по кредиту — начисление причитающихся к уплате налогов, по дебету — перечисление налоговыморганам соответствующих сумм). С физических лиц организация удерживает налог ссовокупного дохода. При этом дебетуется счет 70 «Расчеты с персоналом по оплатетруда» или другой соответствующий счет и кредитуется счет 68.
Аналитическийучет по счету 68 ведется по каждому виду налогов.
Формированиеуставного капитала за счет средств учредителей отражается на счете 75 «Расчетыс учредителями». В течение срока функционирования предприятия уставный капитал,как правило, не изменяется, однако по решению учредителей (а в некоторыхслучаях и по требованию закона) может увеличиваться или уменьшаться. Счет 71«Расчеты с подотчетными лицами» используют для отражения операций, связанных сучетом сумм, выдаваемых отдельным лицам на хозяйственные нужды, для учетаавансов командированным, а также на другие цели.
Принаправлении в командировку работнику на основании приказа руководителя выдаетсякомандировочное удостоверение с отметками о прибытии в пункты назначения иубытии из них, Срок командировки определяется по отметкам в данномудостоверении, заверенным печатью и подписью.
Работникуможет выдаваться аванс на оплату проезда, проживания в гостинице и на другиерасходы. По возвращении он обязан в течение 3 дней предоставить авансовыйотчет. В течение 5 дней руководитель принимает по нему решение. Работникуоплачивается проезд до места назначения и обратно (согласно приложеннымдокументам), а также другие документированные расходы, целесообразность которыхне вызывает сомнений.
Дляучета указанных операций по счету 71 предназначен журнал-ордер № 7-АПК.
Счет 76«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» используют в основном дляотражения разовых операций по расчетам с юридическими и физическими лицами, порасчетам некоммерческого характера, а также по удержанию различных сумм наосновании исполнительных документов. К данному счету открывают следующиесубсчета: 76/1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию»; 76/2 «Расчетыпо претензиям»; 76/3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам»;76/4 «Расчеты по депонированным суммам».
Дляучета кредитов банка используют счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам изаймам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». За счет ссуды банкаможно непосредственно приобретать материалы или оплачивать услуги, но можно ипредварительно зачислять выдаваемые суммы на расчетный счет.
Учеттруда и его оплаты ведется на счете 70. Поскольку оплата всегда производится посленачисления, у организации постоянно имеется краткосрочная задолженность передперсоналом по оплате труда (такая задолженность относится к устойчивымпассивам).
Начислениезарплаты производится в корреспонденции со счетами учета затрат напроизводство, счетами материальных ценностей, а также рядом других (взависимости от того, на каком участке имели место затраты труда). Кроме того,дополнительная оплата может начисляться за счет резерва предстоящих расходов иплатежей (если учетной политикой предусмотрено создание такого резерва).Начисление пособий по временной нетрудоспособности отражают по дебету счета 69и кредиту счета 70, удержания из оплаты труда — по дебету последнего.
Аналитическийучет по счету 70 ведется в расчетно-платежной ведомости (форма № 141-АПК);записи в нее производят по категориям работников с указанием профессии идолжности. Здесь же отражаются суммы задолженности предприятиям или работникамна начало месяца, произведенные начисления и суммы различных удержаний. Выдачапричитающегося заработка производится на основе платежной ведомости (формаТ-53). Синтетический учет по счету 70 ведется в журнале-ордере № 10-АПК.
Всельскохозяйственных предприятиях используются различные виды источниковфинансирования (пассивов) — уставный (складочный) капитал, резервный капитал,паевой фонд, резервы предстоящих расходов и платежей, оценочные резервы и др.
Уставныйкапитал — этоминимальная величина капитала предприятия, зарегистрированная в его уставе; онаравна номинальной стоимости акций, выпущенных АО, или сумме долей всехучастников общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью.
Складочныйкапитал — это суммавкладов участников полного товарищества или товарищества на вере, внесенных дляосуществления хозяйственной деятельности.
Резервныйкапитал образуетсяза счет чистой прибыли для покрытия возможных балансовых убытков и другихпотерь. Акционерные общества обязаны создавать резервный капитал в размерах,предусмотренных уставом.
Паевойфонд представляетсобой сумму имущественных вкладов членов производственного кооператива,внесенных ими для совместного ведения предпринимательской деятельности.
Добавочныйкапитал образуетсяиз средств, внесенных учредителями сверх зарегистрированного уставного капиталаили сверх номинальной стоимости акций, в результате дооценки имущества из-заинфляции, а также за счет безвозмездных поступлений. На счете 80 «Уставныйкапитал» учитывается объявленный капитал (сумма, зарегистрированная в уставеАО), подписной капитал (стоимость акций, на которые подписка уже произведена,но которые еще не оплачены), оплаченный капитал (акции в обращении).
Кисточникам финансирования относятся также различные резервы — ремонтный, пооплате отпусков и др. Для учета фондов и резервов предназначены счета 7-гораздела Плана счетов (80-89).
Финансовыйрезультат за период тесно связан с принятым на предприятии методом начислениявыручки. Согласно учетной политике выручка может учитываться или «по оплате»(за продукцию или иное реализованное имущество, за которое уже поступила оплатав деньгах или натуре), или «по отгрузке» (за всю отгруженную продукцию,независимо от ее оплаты покупателем).
Основнаядоля прибыли или убытка сельскохозяйственного предприятия обычно приходится напроданную продукцию растениеводства и животноводства. Кроме того, предприятиеможет реализовывать основные средства, нематериальные активы, уплачивать илиполучать штрафы и т.д. Все это также влияет на финансовый результат,определяемый в конце года. Доходы и расходы предприятия отражают на счетах 90«Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы», конечный финансовый результатформируется на счете 99 «Прибыли и убытки».
 
ЛЕКЦИЯ4: ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Составлениегодового отчета является завершающим этапом всего учетного процесса; это определяетважность и ответственность всех работ по его составлению.
Отчетностьсоставляется на основании показателей бухгалтерского учета. Система показателейучета всегда должна соответствовать требованиям отчетности.
Длясоставления отчетности предусмотрены специально разработанные формы отчетныхтаблиц. Эти формы могут модифицироваться, но с соблюдением всех необходимыхтребований.
Отчетностьв зависимости от того, за какой период времени она предоставляется,подразделяется на внутригодовую и годовую. Состав форм годового отчета иприложений к нему разрабатывается Министерством сельского хозяйства ипродовольствия РФ по согласованию с Министерством финансов РФ и другимиорганами.
Всепредприятия агропромышленного комплекса в обязательном порядке составляют следующиеформы:
баланспредприятия (ф. № 1);
отчет офинансовых результатах и их использовании (ф. № 2);
справкук отчету о финансовых результатах и их использовании (справка к ф. № 2);
приложениек балансу предприятия (ф. № 5).
Сельскохозяйственныепредприятия, кроме того, предоставляют ведомственные формы отчетности:
численностьработников и средства, направленные на потребление (ф. № 5-АПК);
основныепоказатели деятельности предприятия (организации) (ф. № 6-АПК);
затратына основное производство (ф. № 8-АПК);
реализацияс/х продукции (ф. № 7-АПК);
производствои себестоимость продукции растениеводства (ф. № 9-АПК);
наличиеживотных (ф. № 15-АПК);
баланспродукции (ф. № 16-АПК).
Вбухгалтерской отчетности все стоимостные показатели приводят в тысячах рублей,натуральные — в целых числах. Плановые показатели, приводимые в отчете, должнысоответствовать бизнес-плану со всеми принятыми в течение года изменениями идополнениями.
Вбухгалтерской отчетности не допускаются подчистки и помарки. В отчетных формахприводят данные по всем предусмотренным в них показателям. Коды и графы, незаполняемые из-за отсутствия у сельскохозяйственного предприятия операций,прочеркиваются. Не разрешается дополнять утвержденные формы какими-либопоказателями (статьями, кодами), за исключением предусмотренных дополнительнымиинструкциями; не допускается также под видом объяснительной записки требоватьдополнительную отчетность по подтвержденным формам.
Отчетподписывает руководитель и главный бухгалтер, а также лица, указанные в специфическихформах и приложениях. Если учет осуществляется на предприятии на договорныхначалах специалистом или организацией, то обязательна подпись лица, ведущегоучет.
СогласноПоложению о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, отчетным годом для всех предприятийи учреждений считается период с 1 января по 31 декабря включительно.
Годоваябухгалтерская отчетность о результатах хозяйственной деятельности предприятия,имущественном и финансовом положении является открытой для всехзаинтересованных пользователей (бирж, покупателей, поставщиков и др.).Достоверность публикуемой отчетности подтверждается независимой аудиторскойпроверкой.
К отчетуприлагается краткий доклад (объяснительная записка), с пояснением основныхфакторов, повлиявших в отчетном году на хозяйственные и финансовые результатыпредприятия и характеризующий его финансовое состояние. В частности, вобъяснительной записке должны быть перечислены меры по снижению себестоимостипродукции, повышению рентабельности отрасли.
Годовойотчет предприятия (за исключением предприятий с иностранными инвестициями)предоставляется не позднее 1 апреля следующего за отчетным года. Датойпредоставления считается день, обозначенный на штемпеле или время фактическогопредоставления в соответствующие налоговые и иные органы.
Статьизаключительного баланса должны быть обоснованы материалами проведеннойинвентаризации.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.