Реферат по предмету "Религия и мифология"


Особенности богослужения первых трех дней Страстной седмицы

Шиманский Г. И.
Впервые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает христиан к достойномусозерцанию и сердечному соучастию в крестных страданиях Спасителя. Уже навечерне в Неделю Ваий Святая Церковь призывает верных стекаться отБожественного (высочайшего и священного) праздника Ваий на Божественный(священный) праздник честному и спасительному таинству страстей Христовых ивидеть Господа, приемлющего за нас добровольные страдания и смерть. Впеснопениях Триоди Церковь побуждает верующих идти за Господом, сораспяться сНим и удостоиться Царства Небесного. В богослужении первых трех дней Страстнойседмицы еще удерживается общий покаянный характер песнопений.
Каждыйиз первых трех дней Страстной седмицы, кроме общих особенностей, имеет и своисобственные и посвящается особому воспоминанию, содержащемуся в песнопениях иевангельских чтениях на утрене и Литургии.
ВВеликий Понедельник Церковь в своих песнопениях призывает встретить началострастей Христовых. В богослужении Понедельника воспоминается ветхозаветныйпатриарх Иосиф, по зависти проданный своими братьями в Еги¬пет ипрообразовавший страдания Христа Спасителя, преданного на смертьсоотечественниками. Воспоминается также проклятие и иссушение Господомбесплодной смоковницы, служившей образом лицемерных книжников и фарисеев, укоторых несмотря на их внешнюю набожность Господь не нашел истинных плодов верыи благочестия, а только лицемерную сень (тень) закона. Бесплодной, засохшейсмоковнице подобна и всякая душа человеческая, не приносящая духовных плодов:истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
ВВеликий Вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Егобеседы и притчи во Иерусалимском храме — о подати, подаваемой кесарю, овоскресении мертвых, Страшном Суде и кончине мира, притчи о десяти девах и оталантах. В притчах изображается неожиданность пришествия Господа (притча одесяти девах) и праведность Суда Божия (притча о талантах).
ВВеликую Среду воспоминается жена грешница, омывшая слезами и помазавшаядрагоценным миром ноги Спасителя, когда Он пребывал на вечери в Вифании в домеСимона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иудамнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решилсяпредать Христа Спасителя иудейским старейшинам за 30 сребреников.
Впервые три дня Страстной седмицы положено прочитывать на богослужении всюПсалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой на утрене Великой Субботы.
Наканунеэтих дней служится повечерие: великое повечерие — в понедельник и вторниквечером; малое повечерие — с воскресенья на понедельник, в среду вечером и вследующие дни. На повечерии поется трипеснец святого Андрея Критского.
Наутрене после «Аллилуиа» в первые три дня поется (трижды) особымнапевом тропарь «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящетбдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сномотяготи¬ся, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися. Новоспряни зовущи: свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас». Вэтом тропаре Церковь внушает нам спасительный страх внезапного пришествия Судиимира и побуждает нас к духовному бодрствованию.
Послестихословия трех кафизм на утрене читается Евангелие, особое на каждый день.После кафизм ектении не полагается, но сразу после третьей кафизмы и седальнадиакон произносит «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия».
Попрочтении Евангелия, 50-го псалма и молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя»в понедельник и среду поется трипеснец, а во вторник — двупеснец (8-я и 9-япеснь). Припев к тропарям трипеснцев и канонов в Страстную седмицу: «СлаваТебе, Боже наш, слава Тебе». По окончании трипеснца в первые четыре дняпоется ексапостиларий: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одеждыне имам, да вниду в онь (в него); просвети одеяние души моея, Светодавче, испаси мя» (трижды). В этом песнопении мы исповедуем перед Господом своенедостоинство, сокрушаемся и плачем, подобно невесте, оставленной вне брачногочертога. Далее по уставу — хвалитные псалмы, стихиры на хвалитех и прочеепоследо¬вание утрени.
Впервые три дня Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах последовательно ицеликом прочитывается все Четвероевангелие (в 9 отделах), до слов: нынепрославися Сын Человеческий (Ин. 13, 32). Евангелие читается по¬сле пениявеликопостного тропаря часа и по прочтении Богородична часа, а на 6-м часе —после прочтения паремии, предваряемой и завершаемой пением прокимна.
Ветхозаветныечтения имеют тот же порядок, что и в предыдущие дни служения по Постной Триоди.Но состав чтений иной. Так, на 6 часе вместо пророчества Исаии, читаются пророчестваИезекииля, созерцавшего дивные образы Херувимов на огненных колесницах, движимыхДухом. На вечерне в первые четыре дня читается паремия из Книги Исход обедствиях евреев в Египте и избавлении от них; эти бедствия служили прообразомдуховных бедствий греховного человечества и избавления от них страданиямиСпасителя. Вторая паремия на вечерне читается из Книги Иова, невинного ибезропотного страдальца, служившего прообразом страданий Спасителя.
Впервые три дня Страстной седмицы совершается Литургия Преждеосвященных даров.
Послепения «Да исправится молитва моя» и великих поклонов читаетсяЕвангелие, соответственно воспоминанию каждого дня; Апостол на Литургии в этидни не читается.
Всреду в конце Литургии (после «Буди имя Господне») последний раз вовремя Великого Поста читается молитва святого Ефрема Сирина (с тремя великимипоклонами).
Впервые три дня Страстной седмицы, начиная с вечерни в Неделю Ваий, в концеслужб бывает особый отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть нашего радиспасения, Христос, истиннный Бог наш».
ВСтрастную седмицу, как и в первую седмицу, не бывает поминовения усопших и несовершается память святых, так как вся седмица посвящена исключительновоспоминанию страданий и Крестной смерти Господ .
Еслив Великий Понедельник, Великий Вторник или Великую Среду случится праздникБлаговещения, то служба праздника соединяется со службой Триоди. НаканунеПонедельника всенощное бдение начинается с великой вечерни, а накануне Вторникаи Среды — с великого повечерия. После великого славословия совершается лития, наутрене поется полиелей, величание, прокимен и читается Евангелие Благовещению.Ирмосы канона — Благовещения. На девятой песни — припевы Благовещения.Славословие читается. В конце утрени и на часах — молитва святого Ефрема Сирина(на часах — по 3 великих поклона). Литургия совершается святого ИоаннаЗлатоуста в соединении с вечерней. На Литургии прокимен, Апостол, задостойник ипричастен — Благовещения. Евангелие на Литургии читается Благовещения и дня.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ цены и структуры капитала ЗАО Термотрон завод
Реферат Анализ российских домохозяйств по расходам семьи на товары и услуги
Реферат Анализ хозяйственной деятельности промышленного предприятия ООО Ххх
Реферат Анализ финансово хозяйственной деятельности предприятия 10
Реферат Священное Писание и богослужение
Реферат Обеспечение исполнения обязательств Сущность неустойки
Реферат Анализ состава и структуры основных производственных фондов ЗАО им П У Бокова
Реферат Анализ прибыли АО Биохимик
Реферат Алексей Иванович Введенский
Реферат Н.Г.Чернышевский: "Что делать?"
Реферат Иоанн Скот Эриугена
Реферат Анализ трудоемкости продукции ОАО Надежда 2
Реферат Карел Чапек
Реферат Анализ объема ассортимента качества и материалоёмкости продукции ОАО Шадринский молочноконсервный
Реферат Проблема истины в древнегреческой философии