Малков П.Ю.
Пожалуй,нигде в православной догматической традиции мы не найдем столько недоговоренностейи тайн, сколько в области христианской эсхатологии. Ведь то, чему еще тольконадлежит открыться, осуществиться в нашем бытии, пока что сокрыто от нас вгрядущем дне Второго Пришествия Христова, и лишь отчасти известно человеческомуроду, угадываясь под покровом евангельских притч, апокалиптических видений, святоотеческихдуховных интуиций.
Средиэсхатологических тайн, к которым с упованием на грядущее избавление от смерти ивечных мучений не раз обращалась христианская надежда, находится и будущее воскресениетел праведников и грешников. Каков будет образ этого воскресения? Насколькоизменятся тела спасаемых? Каковы будут их природа и их физические способности?Какими духовными свойствами они станут обладать? Каким в грядущем веке окажетсяместо их вечного пребывания? Наконец, каков будет их возраст, внешний облик, сохранятли они свои половые отличия, способность к питанию, изменятся ли ихкоммуникативные способности?
Ответына эти вопросы пытаются дать многие из древних Святых Отцов. Однако, следует признать,что здесь они вступают скорее в область догадок и предположений, чем в областьясного Богооткровения, Богопросвещенной уверенности. И все же в одном они другс другом совершенно согласны: все писавшие на эту тему древние православныеавторы убеждены, что одна — важнейшая — характеристика будущих тел воскресенияоткрыта нам недвусмысленно и явно. Тела верных своему Господу православныххристиан воскреснут подобными телу Христа, будут обладать теми же самымисвойствами, что и Его прославленная плоть.
Интересно,что в современной богословской литературе, посвященной эсхатологическойперспективе, мысль о том, что тела праведников воскреснут с теми же свойствами,что и тело воскресшего Спасителя обычно, если и присутствует, то затрагиваетсялишь вскользь, мимоходом. А ведь именно эта уверенность в «христообразности»будущих тел воскресения и является надежным залогом исполнения тех обетованийбогоусыновления и обожения, что были даны Творцом верным Ему христианам.
Здесь,конечно же, следует напомнить и о том, что, по мысли, выраженной как в СвященномПисании Нового Завета, так и в наследии древних Святых Отцов, уже самавозможность будущего воскресения из мертвых дарована нам Богом именно как плодВоскресения из мертвых Господа Иисуса Христа. По слову преподобного СимеонаНового Богослова, «Воскресение Христа есть собственное наше воскресение»1. А помысли святителя Григория Нисского, Христос, воскресши от мертвых, «совоскресилс Собой все лежащее»2. Тем самым Воскресение из мертвых Христа стало некимдуховным «гарантом» и нашего грядущего воскресения. Так, по мысли блаженногоФеодорита Кирского, Спаситель «всем нам обещал воскресение, давши воскресениечестнаго Своего тела достоверным ручательством нашего воскресения»3.
Мывидим: телесное воскресение людей в жизни будущего века становится возможным именнопотому, что Христос, восприняв в Свою Ипостась нашу человеческую природу, ставнашим сродником по плоти, победил смертию смерть и воскресил Свое, единосущноенашей материальной природе, естество. Святитель Григорий Нисский пишет об этомтак: «Как теперь в нас пребывает Содержащий естество в бытии, так тогда вступилв единение с нашим, чтобы оно соединением с Божественным стало божественно, изъятоот смерти, избавлено от мучительства сопротивника. Ибо Его возвращение отсмерти и для смертного рода делается началом возвращения в жизнь бессмертную…Поскольку должно было совершиться возвращению от смерти целого естества нашего,то, как бы к лежащему простирая руку и для этого приникнув к нашему трупу, (Христос)настолько приблизился к смерти, что коснулся омертвения и собственным Своимтелом дает естеству начало воскресения, силой Своей восстановив целогочеловека»4. Христос, став истинным человеком, восприняв нашу тварную природу вСвою ипостась, становится для нас «первенцем из умерших» (1 Кор 15. 20), проложившими указавшим нам в Своей воскресшей и прославленной плоти путь от смерти квечной жизни5.
Святоотеческоеучение о том, что тела праведников по воскресении обретут именно образ и свойстватела воскресшего Христа, имеет надежное основание в священном новозаветномтексте. Большинство святоотеческих размышлений на эту тему связано прежде всегос известным эсхатологическим отрывком из Послания апостола Павла к Филиппийцам:«Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашегоИисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будетсообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все»(Флп 3. 20-21). Именно при истолковании данного отрывка многие древние СвятыеОтцы высказывают целый ряд значимых богословских идей, связанных с темойвоскресения тел праведников по образу прославленного Тела Христа. На них мне быи хотелось остановиться подробнее.
Вероятно,самым древнейшим истолкователем этого новозаветного отрывка можно считать священномученикаИринея Лионского, который пишет: «И еще Филиппийцам он (апостол Павел) говорит:«наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа Иисуса, Которыйуничиженное тело наше преобразит сообразно с телом Своей славы так, как Онможет по действию силы Своей» (Флп 3. 20-21). Какое же это «уничиженное тело», котороеГосподь преобразит сообразно телу славы Своей? Очевидно, что тело, которое естьплоть, падающая на землю и уничижаемая. Преображение же ее (состоит в том), чтоона, смертная и тленная, сделается бессмертною и нетленною, не по своейсобственной сущности, но по действию Господа, могущего смертное облечь вбессмертное и тленное в нетление»6. В этом отрывке из сочинениясвященномученика Иринея мы пока что еще не находим (в отличие отсоответствующих мест из творений позднейших Отцов Церкви) объяснения того, вкакой степени и каким образом тела воскресших христиан окажутся подобными Телувоскресшего Христа. В полемике против гностиков священномученику Иринею былогораздо важнее подчеркнуть совсем другое: телесная природа человека, несправедливопрезираемая представителями гностических учений, будет, по свидетельству Писания,не только воскрешена, но и подлинно прославлена действием Господней благодати —во образ «тела славы» Христа, однако при этом не перестанет быть материальной, сохранитсвою перстную сущность.
Отмечупри этом, что именно в творениях священномученика Иринея особенно ясноподчеркивается то священное основание нашего нынешнего земного единения поплоти со Христом, которое и позволит праведникам в грядущем веке воскреснуть вобразе славы Его прославленной природы. Таким принципом единения верующих соХристом является наше участие в Евхаристии. Именно она подлинно соединяет нас сГосподом, делает с Ним единым телом и позволяет реализовать то, что можно былобы, пожалуй, обозначить как принцип нашего «двойного телесного единосущия»Христу. Мы единосущны с Ним по нашей человеческой природе, которую Он воспринялпри Воплощении, и одновременно мы мистически единосущны с Ним, так как являемсячленами Его Тела — Тела Церкви; это второе «единосущие» реализуется именноблагодаря нашему участию в церковных Таинствах, и, прежде всего, в ТаинствеЕвхаристии. Как пишет священномученик Ириней, «еще… они (еретики) говорят, чтоплоть подвергнется истлению и не участвует в жизни, — плоть, которая питаетсяот Тела и Крови Господа?… Наше же учение согласно с Евхаристией, и Евхаристия всвою очередь подтверждает учение. Ибо мы приносим Ему то, что Егó, последовательновозвещая общение и единство плоти и духа. Ибо как хлеб от земли, послепризывания над ним Бога, не есть уже обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящаяиз двух вещей — из земного и небесного; так и тела наши, принимая Евхаристию, несуть уже тленные, имея надежду воскресения»7. Таким образом, именно Евхаристия,как путь нашего единения со Христом, закладывает в нас то основание, и болеетого, есть то самое основание, которое позволит праведникам подлинным образомтелесно воскреснуть в день Второго Пришествия — причем, воскреснуть не просторади вечной, не прекращающейся никогда жизни, но именно ради вечной жизниоблагодатствованной, вечной жизни во Христе и во образ Христов: как члены Тела,возглавляемого Самим Господом. По мысли священномученика Иринея, «питаемые отнее (Евхаристии) тела наши, погребенные в земле и разложившиеся в ней, в своевремя восстанут, так как Слово Божие дарует им воскресение во славу Бога иОтца…»8. Итак, мы видим, что, по мысли священномученика Иринея Лионского, истинао том, что тела праведников воскреснут и при этом будут иметь образ славывоскресшего и прославленного Тела Спасителя, коренится в областиэкклезиологической: христиане воскреснут в этом образе именно потому, что ужесейчас они подлинно являются членами Тела Церкви, Тела Христова и питаютсяистинным Телом Спасителя — Евхаристией. Как пишет священномученик Ириней, «когдаже чаша растворенная и приготовленный хлеб принимают Слово Божие и делаютсяЕвхаристией Тела и Крови Христа, от которых укрепляется и поддерживаетсясущество нашей плоти; то кáк они (еретики) говорят, что плоть непричастна дара Божия, то есть жизни вечной, — плоть, которая питается Телом иКровью Господа и есть член Его? И святой Павел в Послании к Ефесянам говорит:«потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Ефес 4. 30)»9…
Мысльо том, что именно Евхаристия — при участии в которой мы подлинно прелагаемся вТело и Кровь Господа — является причиной будущего эсхатологическогооблагодатствования тел праведников и их подобия прославленному Телу Христову, встречаетсяи у других, позднейших Отцов Церкви. Так, святитель Григорий Палама пишет:«…Приступая к Тайнам, мы становимся царской порфирой; лучше же сказать: царскойКровью и Телом, и к Божиему (о, какое чудо!) сыновству изменяемся, становясьучастниками Божиего сияния, таинственно бываемого на нас, и осияния, котороечудесным образом делает нас помазанниками Божиими и дает силу, согласнообещанию Христову (Мф 13. 43), во Втором Пришествии Отца нашего воссиять каксолнце, если только скверна, находящаяся в душе приступающего (ко СвятомуПричащению), не заслонит собою это сияние»10.
Следуетсказать и о том, что не только Евхаристия, но и другие церковные Таинства, помысли древних Отцов Церкви, соединяя нас в Церкви со Христом, служат залогом грядущегоосвящения человека в жизни Будущего века. Преподобный Исаак Сирин говорит обэтом так: «Я же, крестившийся Духом Святым и исполненный благодати, хочу внутрьсебя приять ощущение живущего во мне Христа. Ибо Христос Ипостасью Своеюсоделал обновление естества нашего, в Него облечены мы водою и Духом, и внеизреченном таинстве соединил Он нас с Собою, и соделал членами тела Своего;но здесь — в виде только залога, а в новом мире естественно сообщает Он жизньпрочим членам»11.
Вернуськ древнехристианским толкованиям обозначенного мною фрагмента из корпуса апостольскихпосланий. Другим церковным писателем, который, вслед за священномученикомИринеем Лионским, обратился к истолкованию отрывка Флп 3. 20-21, был Ориген. Оннастаивает на том, что тела воскресших праведников, преобразившись по подобиюТела Христова, получат те же духовные свойства, которыми обладает и воскресшийГосподь. Ориген пишет: «Теперь мы видим глазами, слышим ушами, действуем руками,ходим ногами, но в будущем мы всецело будем духовными, потому что тогда внастоящем теле будет все глаз, все ухо, все деятельность, все движение.«Господь, — говорит святой апостол, — преобразит тело смирения нашего, яко бытиему сообразну телу славы Его» (Флп 3. 21)»12. Конечно же, взгляды Оригена наобраз воскресения мертвых, с его рассуждениями о будущем подобии их тел телувоскресшего Христа (которое он мыслит сделавшимся после восстания из гроба«эфирным» и «божественным»13), оказываются порой слишком спиритуалистичными. Нов то же время и он подчеркивает все ту же истину: какими бы мы не помыслилисвойства воскресших тел праведников, эти свойства окажутся подобны качествампрославленного в воскресении Тела Христа.
СвятыеОтцы неоднократно предупреждают нас об опасности идей, подобных отмеченному неумеренномуспиритуализму Оригена (равно как и крайнему спиритуализму гностиков, вообщеотрицавших воскресение тел в том же самом естестве, которое присуще людям в нашемсегодняшнем мире). Святые Отцы настаивают: человек воскреснет в той же самойсущности (пусть и сущности, обладающей некими преображенными свойствами), котораясоставляет нашу нынешнюю телесность. Вот что, например, говорится об этом в«Макарьевском корпусе»: «…в воскресение все члены будут воскрешены и, понаписанному, «волос не погибнет» (Лк 21. 18), и все соделается световидным, всепогрузится и преложится в огонь и свет, но не разрешится и не сделается огнем, такчтобы не стало уже прежнего естества, как утверждают некоторые. Ибо Петростается Петром, и Павел — Павлом, и Филипп — Филиппом; каждый, исполнившисьДуха, пребывает в собственном своем существе»14.
Важноотметить, что именно автор «Макарьевского корпуса» (позволю себе все женазывать его преподобным Макарием Египетским) был еще одним древним церковнымписателем, прокомментировавшим все тот же отрывок из Послания апостола Павла кФилиппийцам. Преподобный Макарий увязывает содержащуюся здесь мысль осообразности тел воскресших праведников прославленному Телу Христа с другойтемой, также весьма важной для богословия апостола Павла. Преподобный Макарийприпоминает высказывание апостола о том, что уже ныне Бог даровал нам в Церкви«залог Духа (Святого) в сердца» (2 Кор 1. 22), что душа праведника уже здесь, вэтом тленном мире, оказывается причастна благодатной Божественной красоте, имеяв себе небесное семя богопричастности. Это семя, этот данный христианам залог, действуетв них уже сегодня, и именно он — как напояющий христианскую душу Божественныйогонь — властно явит себя при воскресении тела и в облагодатствованной, воссиявшейбогодарованным светом, телесности: той телесности, что отныне, с моментавсеобщего воскресения, будет сообразна славному телу Христа. ПреподобныйМакарий учит: «Все приемлющие ныне «залог Духа в сердца» свои (2 Кор 1. 22) инебесное сокровище, все ныне носящие одеяния славные и небесные, все сеющие наземле сердца семя небесное и духовное, все они несомненно насладятся и телеснойславой. Ибо таящаяся теперь и пребывающая в душе Божественная красота вВоскресении внезапно и изобильно раскроется и прославит внешнее тело вечнымсветом. Необходимо, чтобы ум, будучи ценным, еще здесь был облаговествован иприял Духа Божия, а тем самым сопрославится затем и тело; Бог, уже и теперьодевающий душу славой и напояющий ее Своим огнем, в ту долгожданную пору и телотоже оденет и «сообразным славному телу Своему» представит (Флп 3. 21), давтогда, наконец, упокоение пищей и одеяниями небесными и делание нетленноеангельское»15.
Предваряяучение Паламы о нетварном Фаворском свете, преподобный Макарий сравнивает образгрядущей эсхатологической славы тел христиан с тем сиянием, которым блистала наФаворе плоть Господа. «Как тело Господа, когда взошел Он на гору и преобразилсяв Божескую славу и в бесконечный свет (ср. Мк 9. 1 сл.), так и тела святыхпрославляются и делаются блистающими. Ибо как внутренняя слава была тогдараспростерта на теле Христовом и воссияла, точно так же и во святых сущаявнутри сила Христова в оный день будет преизливаться вовне — на тела их, потомучто еще ныне умом своим причащаются они от Его сущности и естества. Ибонаписано: «И Освящающий и освящаемые от Единого» (Евр 2. 11); и: «Славу, которуюТы дал Мне, Я дал им» (Ин 17. 22). Как одним огнем зажигаются многие светильники,так необходимо и телам их (святых) — членам Христовым — соделаться тем же самым,что есть Христос»16. Мы видим: по мысли преподобного Макария, слава Христова, неприметносокрытая сегодня в душах, в умах верных Ему людей, и вместе с тем подлинно имприсущая, дарующая им уже сейчас истинное духовное единение с Богом, должнавозгореться и воссиять при Втором Пришествии и в их телесности, получив началоот общего для всех источника этого благодатного пламени — сияющей Божественнымсветом телесной природы Спасителя.
Ещеодно истолкование новозаветного фрагмента Флп 3. 20-21 мы находим у преподобногоЕфрема Сирина. Приводя слова апостола Павла и сразу же их комментируя, преподобныйЕфрем пишет: «Который» (Христос) в день воскресения нашего «преобразит телоунижения нашего», которое внутри в преисподней (в могиле) становится прахомничтожным, — «и соделает» его «сообразным телу славы Своей», то естьбезсмертной жизни, коею облек Он «по силе могущества Своего, дабы мог Онподчинить Себе все», то есть: по могуществу силы Своей, которую явил Он в Своемсобственном теле. Ибо как обновлено тело Его, так и обновленные тела всех людейподчинятся Ему»17. Мы видим: преподобный Ефрем рисует здесь мощный образвсесильности и неудержимости изливающейся от прославленной телесности Господана тела воскресших христиан благодати. Эта благодать преображает воскресшиетела верных в собственное свойство плоти Христа, вместе с тем могуществом своейсилы преодолевая и их тленность; она непреодолимо подчиняет эту тварную материальнуюприроду Вседержителю, тем самым даруя ей бессмертную жизнь.
СвятительИоанн Златоуст, истолковывая все тот же отрывок из Послания к Филиппийцам, такжекак и преподобный Макарий, мыслит «христообразную» славу воскресающих тел вкатегориях света, сияния. Он сравнивает ее с солнечным светом и, в то же время,подчеркивает ее предельное превосходство над этим естественным освещением.«…Каковы будут воскресшие из мертвых? Послушай Самого Господа твоего, Которыйговорит: «тогда праведницы просветятся, яко солнце, в царствии Отца их» (Мф 13.43). Нужно ли мне упоминать о блеске солнечном? Так как верующие должныпреобразиться сообразно с светлостию Самого Христа Господа, как свидетельствуетапостол Павел: «наше житие», говорит он, «на небесех есть, отонуду же иСпасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа, иже преобразит тело смирениянашего, яко быти сему сообразну телу славы Его» (Флп 3. 20-21), — топреобразится, без сомнения, эта смертная плоть сообразно со светлостию Христа, смертноеоблечется в бессмертие, посеянное в немощи потом восстанет в силе (ср. 1 Кор15. 43)»18.
Отмечу,что для святителя Иоанна Златоуста, при его обращении к отрывку Флп 3. 20-21, оказываетсяочень значима тема уничижения, немощи, смирения, в которых пребывает нашасегодняшняя плоть и которые будут преодолены в телах праведников при ВторомПришествии Христовом — в миг всеобщего воскресения из мертвых. В другом, посвященномистолкованию Флп 3. 20-21, фрагменте своих сочинений, святитель Иоанн Златоустсоотносит выражение апостола «тело смирения», «уничиженное тело» не только снашей общей телесностью, которая повреждена грехопадением, но и с уничижением —через кенозис, через крестные страдания — Тела Христова. Тело смирения нашегосможет сопрославиться в жизни будущего века с Телом Христовым, сумеет облечьсяв бессмертие, только если оно будет сострадать Христу в веке нынешнем. Вот каккомментирует слова апостола Павла «Иже преобразит тело смирения нашего» (Флп.3. 21) и последующее за ними описание грядущего преображения тел святительИоанн Златоуст: «Тело наше ныне много терпит; его вяжут, бьют, оно претерпеваетбесчисленные беды. Но и тело Христово столько же терпело. На это он (апостол)намекает, говоря: «яко быти сему сообразну телу славы Его» (Флп. 3. 21). Потому,хотя тело то же самое, но облекается в бессмертие. «Преобразит», говорит.Следовательно (оно будет иметь) и другой образ… Сказал же — «тело смирениянашего» потому, что оно ныне уничижено, подвержено тлению, болезни: ныне онокажется ничтожным и ничем не лучше прочих (тел). «Яко быти сему», говорит, «сообразнутелу славы Его»… Это тело будет сообразно тому телу, которое сидит одесную Отца,которому покланяются ангелы, которому предстоят бесплотные силы, котороепревыше всякого начальства, власти и силы, — вот какому оно сообразно будет»19.Эти мысли святителя Иоанна о сообразности тел спасаемых Телу Христову как вуничижении, так и в эсхатологическом прославлении, оказываются очень созвучнысловам писавшего на ту же тему, что и Златоуст, блаженного ФеофилактаБолгарского: «Так как… тело наше сделалось подобным Телу Христа чрез общение встраданиях, то оно сделается таким же и в славе Его… Наше тело будет сообразнотому Телу (Телу Христову), которому покланяются ангелы, которое сидит одеснуюОтца, оному преславному Телу будет подобно наше тело и так же прославится, каки оно»20.
БлаженныйФеодорит Кирский, изъясняя тот же новозаветный отрывок Флп 3. 20-21, подчеркивает,что воскресение Тела Христова и Его последующее явление апостолам в новом —прославленном и измененном — состоянии, является залогом того обетования, чтодано всем христианам: тела верных должны сделаться подобными Телу Господа —прославленными и бессмертными. При этом блаженный Феодорит поясняет, что телаправедников при воскресении отнюдь не преобразятся в Божественную природу и нестяжают той полноты богопричастности, которой обладает одна лишь плоть СамогоХриста. Но вместе с тем и их тела будут сиять тем же самым светом, что ичеловеческая телесность Господа. Так, блаженный Феодорит, комментируя словаапостола Павла «Иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразнутелу славы Его, по действу еже возмогати Ему и покорити Себе всяческая», пишет:«… Господь, освободив тело наше от тления, украсит оное бессмертием. В залогже сего упования дал нам то, что воскресил собственное Свое тело и исполнил егославы. Сие: «преобразит» — употребил апостол в означение не претворения образа,но избавления от тления. Сказал же, что тело наше соделается сообразным телуславы Его не по количеству, но по качеству славы, потому что и оно будетсветовидно»21.
Следуетзаметить: блаженный Феодорит, как и многие другие древние Отцы Церкви, настаиваетна том, что подобной просвещенностью Божественной славой будут обладать лишьтела праведников. Тела же грешников по своему внешнему облику напротив окажутсявнешне и зримо отражающими в себе лишь свое губительное богопротивление. Онпишет: «Достойные небес облекутся славою, приличною небесным; а имевшие земнойобраз мыслей приимут одеяние, соответственное произволению»22.
Авот современник блаженного Феодорита и его известный оппонент в христологическихспорах святитель Кирилл Александрийский даже утверждает, что не толькоправедники, но даже и грешники во всеобщем воскресении восстанут внешнеподобными по своей телесной природе прославленной человеческой плоти Спасителя,хотя и лишенными благодатной богопричастности. Во Христе, в результате ЕгоВоплощению, освободилась от тления вся природа живущих на земле людей — внезависимости от того устремлены ли эти люди к вечному Спасению или обречены навечную погибель; потому-то свойства прославленной телесности Христа окажутсяявлены и в праведниках и в грешниках. Однако тем более горьким станет геенскоемучение всех богопротивников, обреченных через «воскресение суда» на лишенностьучастия в подлинной Жизни — во Христе. Вот что пишет святитель Кирилл: «Мыдумаем, что следствия таинства Воскресения Христова простираются на всечеловечество, и веруем, что в Нем и первом вся наша природа освободилась оттления, ибо все восстанут, по подобию Воскресшего ради нас и всех Имеющего вСебе, поскольку был человеком. И как в первозданном (Адаме) мы низложены всмерть, так в Первородном опять, ставшем таковым ради нас, все оживут измертвых, но — добро сотворившие в воскресение жизни, как написано, а злосоделавшие в воскресение суда (ср. Ин 5. 29). Да, воскресение для наказания иоживление для получения одних только посрамлений я могу признать неизмеримогорше смерти… Итак, объятый неверием не узрит жизни… в славе и святости…, хотявся тварь ожидает себе возвращения к жизни и воскресения»23.
Наконец,преподобный Иоанн Дамаскин, рассуждая об образе телесного воскресения праведников,и при этом изъясняя также апостольский отрывок Флп 3. 20-21, подчеркивает, чтоприобретя во Втором Пришествии «духовное тело», вместо «душевного» (ср. 1 Кор15. 44), спасенные получат те же самые телесные свойства, способности, которымиобладало после воскресения Тело Христово. Тем самым, тела праведников, преложившись— не по перемене самой природы, но через изменение ее свойств — из тления внетление, станут подобны ангельской природе, и будут обитать вместе с умнымичинами на небесах. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Сеется тело душевное», тоесть грубое и смертное, «восстает тело духовное» (1 Кор 15. 44), неизменное, бесстрастное,тонкое, каково было тело Господне после Воскресения, проходившее через запертыедвери, не утомляющееся, не нуждающееся в пище, сне и питье. Ибо, говоритГосподь, будут «как ангелы» Божии (Мк. 12. 25)… Вот и божественный апостолговорит: «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господанашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что онобудет сообразно славному телу Его» (Флп. 3. 20-21), — разумея не превращение вдругой облик, — ни в коем случае! — но скорее перемену из тления в нетление»24.
Итак,в грядущем веке тела праведников должны приобрести свойства прославленной телесностиГоспода Иисуса Христа. Именно тогда должно исполниться то обетование, что былодано христианам через Священное Писание Нового Завета — обетование обожения. Мы,по слову апостола Петра, призваны стать «причастниками Божеского естества» (2Петр 1. 4), стать богами по благодати. По мысли преподобного МаксимаИсповедника, мы призваны, вслед за Христом и во образ Христов, к богосыновству.Оно сможет осуществиться в своей полноте лишь в жизни Будущего Века, когдаспасаемые, обновленные и преображенные, войдут вслед за своим Главой на Небеса— к горнему Отцу. Преподобный Максим пишет: «Если Бог Слово, Сын Бога и Отца, длятого и стал Человеком и Сыном Человеческим, чтобы соделать человеков богами исынами Божиими, то мы веруем, что будем там, где ныне находится Сам Христос, какГлава всего тела (Кол 1. 18), Который, будучи подобным нам, «предтечею за насвошел» к Отцу (Евр 6. 20)»25. Вместе с тем, начало этому положено в ЦерквиХристовой уже теперь. Такое обожение осуществляется ныне, прежде всегоблагодаря Евхаристии: об этом уже было сказано ранее. В дополнение к сказанномуприведу лишь слова все того же преподобного Максима, свидетельствующего овысоте получаемых через Причащение благодатных даров и мыслящегоЕвхаристическое Приобщение как подлинное начало совершающегося в насобóжения. Он пишет: «…Кто причащается ему (Таинству Евхаристии)достойным образом, тех оно преобразует сообразно самому себе и делает, поблагодати и сопричастию, подобными первопричинному Благу и обладателями всего, чтопринадлежит Ему, насколько это возможно и доступно для людей. Поэтому и онимогут, по усыновлению и благодати, быть и называться богами, поскольку весь Богвсецело наполнил их, не оставив в них ничего, что было бы лишено Егоприсутствия»26.
Однакополноты этих благ богоусыновления человек здесь, на земле стяжать пока еще неможет. Преподобный Симеон Новый Богослов свидетельствует: «Как Христосбожественною Своей силою сделал Тело Свое иным, то есть духовным, и таквоскресил его от гроба: так и мы сделавшись прежде здесь подобными Христу подуше, тогда (при всеобщем воскресении из мертвых) станем подобны Ему и по телу,— человеки по естеству и боги по благодати, как и Христос, будучи Бог поестеству, соделался человеком, как есть человек, по великой Своей благости»27.
Впрочем,и там, в Небесном Иерусалиме, образ соединения верных со Христом, сам способ ихбогоуподобления, обожения, по мысли древних Святых Отцов, в какой-то мере будетподобен нашему сегодняшнему Приобщению Христу — все тому же ПриобщениюЕвхаристическому. Оно будет оставаться все тем же телесным единением с Господом,которое осуществляется и в нашей сегодняшней Евхаристической Жертве. Телаправедников станут «телами славы» в жизни Будущего Века именно потому, что онив еще большей полноте будут причащаться телесности Христа, Бога, навекиставшего человеком. Так, по свидетельству преподобного Ефрема Сирина, Евхаристия— это то самое, данное нам «утешение вечное», о котором говорит во 2 Послании кФессалоникийцам апостол Павел (2 Фес 2. 16). Она — непреходяща, вечна, а значит,будучи главнейшим путем единения христиан со Христом, сохранится и в НебесномИерусалиме. Внешний облик этого Таинства, конечно же, изменится, но духовнаясущность его будет пребывать непреложно. Как пишет преподобный Ефрем, «…наше(Евхаристическое) жертвоприношение, которое есть и самое утешение наше, непрекратится и в самом Втором Пришествии, но само это Пришествие заставит оноедаже изобиловать более, чем есть (теперь)»28.
Итак,подведу некоторые итоги. Истина о том, что тела спасаемых воскреснут подобнымипрославленному Телу Христову, для святоотеческой эсхатологии является общей иочень значимой. По мысли древних Святых Отцов, именно благодаря такому образувоскресшей телесной природы праведников, она и обретет те духовныебогодарованные свойства, что позволят в Будущем веке христианам совоссесть соХристом одесную Бога Отца — по данному дару богоусыновления. В этомпрославлении произойдет не только духовное, но и телесное преображение человека,в котором он обретет равноангельскую жизнь и по дару благодати станетпричастником тех Божественных свойств, которыми Бог извечно и неизменнообладает по Своей природе. Залогом подобного грядущего прославления, обожениятел праведников в их будущем воскресении является наша мистическая жизнь в ТелеХристовом –– Церкви, наше полноценное участие в Церковных Таинствах, а такжеличная устремленность к духовному союзу со Христом — через молитвенное общениеи смиренное духовное «страстотерпчество» как жертвенное сораспятие с Господомна путях христианской жизни.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru