Наталия Гуткина
Еврейскаятрадиция всегда находилась в весьма напряженных отношениях с культуройвнешнего, окружающего ее мира – этот конфликт представлений возникал в каждуюновую эпоху. Для европейской культуры сочетание «евреи и греки» (или Афины иИерусалим) – это, как правило, не сочетание, а «вычитание»,противопоставление. Кроме того, постижение еврейской мудрости никогда не былопростым и легким делом: «еврей облекает свое знание действительности водежды Письменной Торы, это создает иногда непреодолимые трудности для уяснениятого, что же говорит иудаизм по тому или иному поводу (А.Львов).
«Истиннов целой Вселенной несчастнее нет человека!»
Теманашего исследования — судьба человека в греческом и еврейском контексте науровне представлений эллинов и иудеев, как они отразились в литературе таннаими в греческой литературе и драме.
Первоепредставление о судьбе человека и ее зависимости от внешних сил открываютдревнегреческие мифы. Как известно, на Олимпе существует определенный порядок,который на самом деле оборачивается беспорядком. Вроде бы Зевс – верховныйолимпиец, он отвечает за все происходящее в мире и посылает людям счастье игоре. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что хотя посылает людямсчастье и несчастье Зевс, все же судьбу людей определяют живущие на светломОлимпе неумолимые богини судьбы – мойры, и судьба самого Зевса оказывается в ихруках.
Такс самого начала судьба человека зависит от воли случая: властвует рок надсмертными и над богами — и никому от него не уйти. Мойры знают свое дело: однаиз них Клото прядет жизненную нить человека, определяя срок его жизни и в любуюминуту способна ее оборвать… Мойра Лахесис вынимает жребий, который выпадаетчеловеку в жизни. Третья мойра, Атропос, все, что назначили в жизни человекуКлото и Лахесис, заносит в длинный свиток, с этого времени все записанное всвитке, становится неизбежным. Мойры суровы и неумолимы.
Изпоэм Гомера грекам было хорошо известно, что боги бессильны перед решениямиСудьбы, а, следовательно, правит миром слепая сила. Ясно, что такая зависимостьчеловека от воли слепого случая не могла не отразиться на мировосприятиигреческих мыслителей, в первую очередь тех, кто создал античную драму.
Каксовместить рок с изначальной верой человека в то, что БОГ должен бытьсправедлив? Человеку важно верить, знать и понимать: справедливость на земледостижима, если существует справедливость на небесах, только в этом случаевозможна гармония божественного и земного. Эсхил, Софокл, Эврипид, какизвестно, поставили в центр внимания греческой трагедии не космос, немироздание, а человека. Перед лицом сотен зрителей в театре они говорили отрагедии человеческой судьбы.
Эсхил,автор „Прометея прикованного“, бросил вызов богам Олимпа. Не потомучто хотел их свергнуть, а, прежде всего, потому что стремился найти в нихпо-настоящему божественное. Если Прометей прав, то, как можно почитать Зевса?Что если верховный олимпиец – «деспот, сатрап и палач» (»ОЧЕЛОВЕЧЕННЫЕБОГИ")? Как же достичь справедливости на земле, если нельзя верить всуществование справедливости на небесах. Гармония божественного и земногооборачивалась страшной гримасой Горгоны. И если вначале Эсхил все-такиотождествил Рок и Справедливость, то уже у Софокла Мойра действует по законупричинных связей, равнодушному к внутреннему миру человека.
Эдипстал преступником по воле рока, злого случая. Судьба уподобилась бездушноймашине. В «Эдипе» Рок и Справедливость оказались несовместимы, авласть человека — ничтожной в сравнении с Роком, который подстерегал его накаждом шагу. Мойра вырастала над миром страшным зловещим оскалом, подобно маскеГоргоны. Оказалось, что в жизни нет места справедливости и воздаянию как основедля формирования нравственной ответственности личности. Здесь мы находимисточник античного «страха судьбы», немыми свидетелями которогоостались маски греческого театра. Их конвульсии говорят о неизбывном ужаселичности, подавленной Неведомым.
Ужасперед неведомым породил сострадание. И хотя царь Эдип не мог победить судьбу,страдания и муки очистили его. Зритель в театре почувствовал его невиновность исострадал ему, герой становился и жертвой, и победителем Судьбы.
Какойвыбор может сделать человек, находящийся под властью рока? В реальной жизни онпросто человек: или раб, или господин. Раб подчинен человеку-господину,господин — игрушка богов, боги подвластны Судьбе. Таким образом, человекоказывается на всех уровнях совершенно несвободен – он ощущает рабство нетолько внешнее, но и духовное.
Какневольник стоит человек перед Олимпом. Он не смиряется, он бунтует, смирениедля него невозможно, потому что покорность предполагает веру в благородство и справедливостьвысших сил, между тем Мойры Гомера поступают по своей прихоти, без цели исмысла: так мир и человек оказываются в ситуации абсурда.
Феогнидс упреком вопрошает Зевса: Как же, Кронид, допускает душа твоя, чтоб нечестивцыУчасть имели одну с теми, кто правду блюдет? И со вздохом отвечает сам себе:
Вжизни бессмертными нам ничего не указано точно, И неизвестен нам путь, какбожеству угодить (Феогнид. Элегии, 377). За красочными картинами гомеровскогоэпоса скрывалась глубоко спрятанная мысль об обреченности человека и народа.
Межсуществами земными, которые дышат и ходят, Истинно в целой Вселенной несчастнеенет человека! Феогнид воскрешает древнее сказание о Силене, который объявилчеловеку, в чем для него высшее благо: Было бы лучше всего тебе, смертный,совсем не родиться, Вовсе не видеть лучей ярко светящегося дня; Если ж — родился: пройти поскорее в ворота Аида И под землей глубоко в ней погребеннымлежать (Феогнид. Элегии, 425).
Чемнезависимее становился человек в своем стремлении быть личностью, тем менеепривлекали его народные верования, и, хотя на словах греки чтили богов, но этопочитание превращалось в пустую формальность. Невозможно было долгодовольствоваться «идеалом, который не возвышается над уровнемчеловеческого». О. Александр Мень. История религии. т. 4 Гл. вторая«ОЧЕЛОВЕЧЕННЫЕ БОГИ». Спарта и Афины, VIII—VI вв. Создавая храмы,греки стремились не только окружить античное святилище ореолом тайны, но вбольшей степени «приручить» грозных олимпийцев, умилостивить их, задобрить,почти насильственно удержать в своем полисе. Бывали даже случаи, когда статуиприковывали цепями, чтобы помешать богу покинуть свое жилище(«Очеловеченные боги», гл.2). Вселение бога в храм было одним изсредств очеловечения его. Возводя «Обиталища» для богов, греки надеялисьсделать бессмертных своими согражданами, покровителями полиса. Культ городскихбогов рано стал превращаться в общественную повинность, казенному благочестиюсопутствовали государственный фанатизм и преследование инакомыслящих. Преследованиямза оскорбление богов подвергались Анаксагор и Протагор, Сократ и Аристотель.Греция стала одной из первых стран, где началось гонение на инакомыслящих.
Впоисках справедливости были востребованы все традиционные возможностиолимпийцев. Например, лжи, корысти и насилию поэт Гесиод противопоставляетбожественную справедливость — Дике. Люди должны верить в верховную Дике ипомнить, что никакое зло в мире не остается без воздаяния. Это почти библейскийвзгляд на вещи (А.Мень).
Ихотя, следуя общей традиции, Гесиод связывает эту богиню с Олимпом, но, всущности, связь Дике с Олимпом весьма условна, Дике не вяжется с сонмомолимпийских богов. Может ли она быть спутницей и партнером Зевса, если онявляется скорее врагом, чем другом человека?
Иэллинский полис, а тем более мир римлян уже наполнен духовным вакуумом. Никакиеполитические страсти, состязания певцов или спорт не могли его заполнить — насмену массовой родовой психологии шло возраставшее самосознание личности.«Человек переставал видеть себя только звеном гражданского целого. Властьобщества и традиции начинали тяготить его». (Гл. вторая «ОЧЕЛОВЕЧЕННЫЕБОГИ». Спарта и Афины, VIII—VI вв.)
Представивдо некоторой степени взгляд эллинов на судьбу и смысл человеческой жизни,попробуем понять «сквозь одежды Письменной и Устной Торы» те мировоззренческиематрицы, культурные коды, внутри которых протекает жизнь иудеев – то есть найтитакие фундаментальные вещи, которые помогают миллионам евреев обрести смыслбытия, примириться с ним, ненавидеть и любить, рожать и воспитывать детей,думать о том, как их дети будут жить в этом мире и что ждет их в будущем.Попробуем нащупать пространство диалога, в котором получает подлинный смыслоппозиция еврейской и греческой культурной традиции.
«… чтоесть человек, что Ты помнишь о нём?»
Созданиючеловека у иудеев предшествовало сотворение мира. Стих 31 содержит слова «товмэод» (очень хорошо). Это – оценка, данная творению. Она как бы подводит итогвсему созданному к этому часу. Но отдельно по отношению к человеку подобнойоценки нет. В связи с этим можно привести комментарий раби Ицхака Абрабанеля,который объяснял это тем, что человек не мог оставаться неизменным. Всоответствии с этим толкованием, уже в первом рассказе о творении человека онвыступает единственным незавершенным элементом совершенного, целостного мира;только ему необходимо меняться, совершенствоваться.
Выяснилось,что человеку в процессе поиска Истины не просто будет оставаться в определенныхрамках. Он объединяет в себе духовные миры (уровни души) и материю (тело),таким образом, обладает изначально противоречивой природой.
УстнаяТора (Мидраш) рассказывает, как малахим возражали против создания человека. Всборнике мидрашей, специально посвященном книге Бытия — под названием «БерешитРабба» (Б.р.) (этот мидраш появился в 4 — 5 вв. н. э. но, возможно, онфиксирует более раннюю традицию. Первые 24 главы этого произведения тщательноразбирают каждую фразу Библии, в которой говорится о создании человека.«Сотворим человека по образу нашему и подобию нашему» (Быт.1:26) Ккому же обращается Господь? «Берешит Рабба» приводит несколькоравноправных вариантов ответа: со своим сердцем, с душами праведников, с дняминедели, с творениями Неба и Земли, с ранее сотворенными ангелами (Б.Р. 8:3, 7,17:4). Последние два ответа совпадают с ответами, данными ФилономАлександрийским: «Р. Иегошуа от имени р. Леви сказал: „С творениямиНеба и Земли советовался, подобно царю, у которого было два советника и неделал ничего без их ведома“.
ЗеевМешков замечает: «Мидраш (Берейшит раба) рассказывает, что Вс-вышний, создавангелов, спросил их: «Сделаем человека?» Они отказались, и Он сжег их исотворил других. «Сделаем человека?» спросил Вс-вышний свои новые творения. Ате (видимо, почуяв, что пахнет паленным) спросили, а был ли кто-нибудь до них.«Были», – ответил Вс-вышний. – «Ты спрашивал их, хотят ли они созданиячеловека?» — «Спрашивал». – «Что же они ответили?» — «Что не хотят». – «И чтоже с ними случилось?» — «Они сгорели». – «Ну, тогда мы, конечно, хотим. Всехотим, чтобы был создан человек». Это пример еврейской демократии. И этоправильно. Чтобы что-то решать, нужно знать, к чему приведет твое решение. Иесли Вс-вышний намекает тебе, что надо было бы сделать так-то и так-то, тозачем же перечить Ему? Постарайся понять и исполнить, и это приведет тебя куспеху и счастью».
Действительно,совет с ангелами происходит поначалу конфликтно. То Господь не открываетангелам всей правды о человеке (Он говорит, что от человека произойдутправедники, но умалчивает о грешниках и так добивается одобрения (Б.р. 8:4)),то Он вообще игнорирует мнение ангелов. Пока те спорили, творить или нетворить, — »Сотворил его (человека) Святой, да Благословен Он (и) сказалим — зачем вы ссоритесь, сотворение человека уже свершилось". (Б. р. 8:5). Так же непросты отношения Господа с ангелами и в Талмуде. «Р. Иегуда,от имени Рава, сказал: приступая к сотворению человека, Господь сотворилпредварительно сонм ангелов служения и спросил их: „Хотите ли вы, чтобы мысотворили человека по образу Нашему?“ — »Каковы будут дела его?"- спросили они со своей стороны. — «Такие-то и такие-то» — ответилОн. «Владыка Вселенной! — сказали тогда ангелы — что есть человек, что Тыпомнишь о нём? (Пс. 8:5)» — простер Господь свой мизинец и сжег их. То жеповторилось и со вторым сонмом ангелов. Третий же так ответил ему:»Владыка Вселенной! К чему привел совет наших предшественников? Вселеннаявся Твоя, делай в ней, что Тебе угодно". (Санhедрин, 38 б).
«Длянего гораздо лучше вовсе не появляться на свет!»
Мысльо трагической участи человека и бессмысленности его прихода в мир, как мывидим, стала предметом и греческой трагедии, гомеровского эпоса и литературымидрашей. «Для него гораздо лучше вовсе не появляться на свет!» – очем рассказывает Мидраш?..
Прежде,чем создать Адама, Ашем сказал: «Сотворим человека!» Подобно тому,как глава государства советуется со своими министрами перед тем, как издатьзакон, так и Ашем начал действовать только после совещания с ангелами. КогдаАшем сказал: «Сотворим человека!», — Он обращался к Ангелам, чтобывыяснить, что они об этом думают.
Ангелыразделились на разные фракции. Некоторые из них были за сотворение человека,другие против. Доброта провозглашала: «Пусть он будет создан, ибо станеттворить добро». Правда протестовала: «Его вовсе не следует создавать,ибо он будет полон лжи». Праведность настаивала: «Следует егосоздать, ибо он будет заниматься праведными делами». Мир возражал:«Не создавай его, ибо не будет в нем согласия!» Тора высказаласьпротив: «Властелин Вселенной! Зачем Ты хочешь сотворить этого человека?Его век короток и полон страданий. Он обязательно станет грешить. Давайпризнаем, не обладай Ты снисходительностью, для него гораздо лучше вовсе непоявляться на свет!» (Сравним слова Феогнида.: Было бы лучше всего тебе,смертный, совсем не родиться, Вовсе не видеть лучей ярко светящегося дня; Еслиж — родился: пройти поскорее в ворота Аида И под землей глубоко в нейпогребенным лежать Элегии, 425).
Обратимвнимание: Ангел Правды сказал, что не стоит создавать человека, потому чточеловек — это сплошная ложь – в одном из мидрашей Всевышний отстраняет ангелаПравды от управления Этим Миром, поскольку тот воспротивился созданию человека,сказав, что «весь он — ложь»? Мир, в котором мы живем, характеризуетсяиудаизмом как Олам а-Шикра (Мир Лжи). Каждый хочет видеть не истину, а то, чтоему в данный момент выгодно, пусть по самым «возвышенным» в егоглазах соображениям.
Болеетого, в истории потопа и уничтожении человечества раскрылся потенциально всегдасуществовавший смысл несовместимости созидания человека и его земнойпротиворечивой природы, таился некий прецедент… Череда событий, начавшихся с«ослушания» земли, продолжившихся историей Хавы и дерева,преступлением Каина и некоторыми другими ключевыми событиями, завершиласьтрагическим явлением — «развалом» (разложением) всего человечества.
«Зачемсоздавать еще и человека во плоти?»
«Мнеже от человека нужно только одно...»
Однаков самом замысле Творения человека в Торе открывался иной поворот, инойспасительный смысл. Мидраш о созидании человека и в связи с этим затянувшемсяспоре между ангелами и Творцом обрастает новыми деталями и подробностями ивидится, например, автору книги «Царица — суббота и ее подданные» таким:
«КогдаВсемогущий задумал создать Адама, первого человека, между ангелами вышел спор.Б-г сел на Свой святой трон, ангелы собрались вокруг него, и Он сказал:»Сотворим человека по нашему образу".
Иобратились ангелы-хранители к Б-гу, да будет Он благословен:
ВсемогущийБ-г, Ты создал землю и небо, сушу и моря, растения и животных. Ты сотворилнебесных слуг, чтоб служили Тебе по всей вселенной, исполняли бы волю Твою иславили Твое Святое Имя. Зачем создавать еще и человека во плоти?
Ангел-хранительдня сказал так:
— Придет время, когда человек затмит ясный свет темными делами своими да грехами,и повсюду наступит тьма.
— Настанет время, — сказал ангел-хранитель ночи, — когда человек опозорит ночь. Вночи он будет творить свои преступления — грабить, воровать, злодействовать,калечить и убивать.
— Наступит час, — сказал ангел-хранитель солнца, — когда человек примет солнце заБ-га и начнет ему поклоняться, а Б-га истинного и замечать-то не будет.
— Придет время, — сказал ангел-хранитель луны, — когда человек и луне начнетслужить, как Б-гу, позабыв истинного Владыку.
— В грядущие времена, — сказал ангел-хранитель огня, — человек будет разрушатьпрекрасный мир своими ссорами, распрями, ложью, клеветой, обманом, сплетнями ипредательством — вот мир и разрушится, как от пожара.
— Настанет время, — сказал ангел-хранитель воды, — когда человек отравит воду,будет смывать ею грязь и бросать в нее нечистоты.
— Придет время, — сказал ангел-хранитель снега, — и человек замарает все белое,запятнает все чистое, замутит все прозрачное,
— В грядущие времена, — сказал ангел-хранитель ветра, — человек подчинит себеветер, заставит его надувать паруса своих кораблей, вертеть крылья своихмельниц, делать за себя всякую работу.
— Наступит час, — сказал ангел-хранитель земли, — когда человек прикажет землепойти к нему в услужение, выроет в ней ямы, канавы, траншеи и шахты, будетизвлекать из нее золото и серебро, медь и железо. Он станет жадно хватать все,чем она богата, изрежет ее каналами, проложит в ней трубы, сгноит ее, зарывая внее своих мертвых.
— Когда-нибудь человек истребит все леса, — сказал ангел-хранитель лесов. — Онвырубит их, чтобы строить и отапливать дома. Обдерет все деревья, и насекомыеразбегутся, а птицы останутся без гнезд. Он возведет себе жилища, и печизакоптят воздух, а дым заслонит небо.
— Человек будет портить и уничтожать все, что зеленеет и цветет, — сказалангел-хранитель растений. — Он будет мять траву, и ломать кустарники, срезатьнежные бутоны, не дав им распуститься, продавать цветы поштучно за жалкиегроши; понюхает цветок разок-другой и выбросит на помойку.
— Придет время, — сказал ангел-хранитель земной твари, — когда человек станетпомыкать тварью на земле и птицами в небесах. Скотину будет убивать, сдирать снее шкуру и продавать. Будет пить ее молоко, есть ее мясо — только бы набитьсвою утробу!
— В грядущие времена, — сказал ангел-хранитель мира среди людей, — человек будетвести губительные войны, истреблять народы огнем и мечом, употребит все своипознания, чтобы придумать страшное оружие, превратит все в руины и хаос, авдовам и сиротам не будет числа.
— Настанет время, — сказал ангел-хранитель вина, — и человек превратит виноград вхмель и будет, опьянев, непристойно вести себя, забыв о служении Б-гу.
Итогда Б-г ответил:
— Видя в человеке только плохое, вы и судите его сурово. Я же в нем вижу еще ихорошее, а потому суд Мой милосерден. В грядущие времена, — продолжалВсемогущий, — человек будет вместе со Мной созидать. Он будет снова и сновапеределывать мир, как это делал Я, и наступит такой день, когда он останетсядоволен трудами рук своих. Мне же от человека нужно только одно: чтоб,восхваляя Меня, сам совершенствовался и совершенствовал созданный Мною мир.
Человекбудет пахать и сеять, собирать урожай и молоть зерно — от земли он будеткормиться.
Онбудет стричь овец, выращивать лен и делать себе одежду, которая защитит его отхолода.
Онбудет печь, и варить, жарить и солить и дойдет до вершин поварского искусства.
Онбудет сажать плодовые деревья и наслаждаться тенью лиственных, разведетвиноградники и чудесными винами будет веселить сердца людей и Б-га. Он разобьетфруктовые сады и овощные грядки — и земля преподнесет ему свои дары. Онпостроит деревни и города, и людей на земле станет больше.
Оносушит моря и проведет в пустыни воду. Он будет управлять волнами и проложитморские пути.
Онспустится на морское дно за жемчугом и другими сокровищами, которые радуют глази приумножают людские познания.
Онразгадает секреты вселенной и тайны Творения. Он высечет воду из скалы и огоньиз кремня. Из земли он будет добывать себе топливо. Слова свои разошлет он накрыльях ветра, и будет звучать его голос от края до края вселенной. Он выпуститпесню на волю и сочинит музыку, какой еще не слыхивали ни на небесах, ни наземле. Он признает Мое владычество, восславит Единого Б-га и доброту земли,созданной Творцом. Он будет исполнять Мои заповеди и совершать добрые дела.
Онбудет следовать Моей Торе и приобщать к ней других.
Онбудет стоять на страже справедливости, он накормит голодных, оденет нагих идаст приют бездомным.
Онбудет ухаживать за больными, утешать страждущих, хоронить усопших; не даст вобиду ни вдов, ни сирот.
Онположит начало многим поколениям мудрецов, знатоков Торы и ее переписчиков. Ихтрудами разойдется она по всему миру, и ее все возлюбят. Тогда приблизилисьангелы к великому трону Б-га и сказали:
— Творец вселенной, хочешь создать человека — воля Твоя. Но если Ты создашь егопо нашему подобию, чем же он будет от нас отличаться?
Наэто Б-г ответил:
— Человеку предстоит проделать долгий путь к совершенству, прежде чем онуподобится ангелу. Но как мы будем счастливы потом, когда, придя на землю,услышим из его уст мудрые слова Торы! Тогда ему еще не раз представится случайпоучить вас, жителей небес. И тогда вы возрадуетесь и скажете: «Онпревзошел нас в мудрости! И Б-г создал человека. (Сборник историческихрассказов и легенд «Царица-суббота и ее подданные». Составитель Саймон Сертнер,изд-во „Амана“ стр.12-13
СозданныйВсевышним Адам совершенством превосходил всех остальных живых существ. «БерешитРабба» рассказывает: «В час, когда Святой, да Благословен Он, сотворилчеловека, ошиблись в нём ангелы служения и собирались пропеть перед ним «Свят,свят, свят»». То есть он был сотворён таким, что ангелы приняли его за Бога.Далее мидраш приводит для примера притчу о царе, где говорится о том, какграждане государства хотели поклониться царю и приняли за царя одного из егоприближённых. Чтобы разубедить ангелов, Господь навёл сон на Адама, и всеангелы поняли, это — всего лишь человек. В подтверждение своего рассказа авторымидраша приводят цитату из Исаии: «Перестаньте вы надеяться на человека, укоторого дыхание в ноздрях его, ибо, что он значит?» (Ис. 2:22) (Б.р. 8:10).Адам был умнее ангелов, так как смог дать имена всем животным (Б.р. 17:4).
Адамбыл создан на месте алтаря — жертвенника.
Дажеодна лишь пятка Адама затмевала солнце (там же, а также мидраш Танхума, Ахареймот 2). Многие из этих мотивов (совершенство Адама, преклонение перед ним,утрата этого совершенства последующими поколениями) встречаются у Филона и впсевдоэпиграфе «Завещание Авраама», и здесь они подтверждаются притчами ибиблейскими цитатами.
Известенавторам Талмуда и сюжет второй книги Эноха о том, что первый человек был созданпараллельно макромиру природы: В Авот де Рабби Натан говорится о том, чтоГосподь создал леса в мире и леса в человеке — волосы, ветер в мире, и ветер вчеловеке — дыхание, солёную воду в мире, и солёную воду в человеке — слёзы, и т.д.(Авот де Рабби Натан, 31). Но больше талмудистов и авторов мидраша, как иавторов псевдоэпиграфов и таргума Псевдо-Ионатана, волнует вопрос о месте, скоторого был взят прах для тела Адама.
Втрактате Санhедрин говорится: «Сказал р. Иосия от имени Рава: для тела Адамабыла взята земля из Вавилона, для головы — из Израиля, а для внутренностей — изостальных стран» (Санх. 38 а, б). В мидраше «Берешит Рабба» место творенияАдама названо более точно. Как и в таргуме Псевдо-Ионатана, это «местоискупления его, как сказано в Пятикнижии: «Сделай мне жертвенник из земли...»(Исх. 20:24) (Б.р. 14:8). То есть, скорее всего, это место храма. Та же цитатаприводится и в Иерусалимском Талмуде, в подтверждение мысли о том, что Адам былсоздан на месте алтаря — жертвенника. (Иерушалми Назир, ч.7, 37б).
Адамбыл творением Всевышнего, и следующие поколения — люди высокой духовности — находились на высоком духовном уровне внутренней борьбы противоположныхдушевных устремлений.
РавЙосеф Соловейчик пишет: «Когда венец Творения — человек — приходит в мир, унего уже есть задание — быть творцом. Он обязан охранять бытие, чистое инезапятнанное, восполнять пробелы в Творении, исправлять „недостатки“сущего. Сотворенный человек получил заповедь стать партнером Творца и принятьучастие в обновлении мира». Завершенное и полное Творение — это предел мечтанийкнесет (сообщества) Израиля.
Возвышеннаяонтологическая идея освещает путь народа вечного
Арамейскийперевод стиха Торы (Бытие 2:1) „И закончены были небо и земля, и всевоинство их“, вместо „вайехулу“ „были закончены“говорит „веиштахлелу“ — »были усовершенствованы". В этомсодержится фундаментальная национальная идея, основная цель Божьего человека.Возвышенная онтологическая идея освещает путь народа вечного. Когда еврейговорит в канун Субботы Киддуш на полном бокале вина, он свидетельствует нетолько о существовании мирового Творца, но и об обязанности человека статьпартнером Всевышнего в продолжении и совершенствовании Творения. (Рав ЙосефСоловейчик)
Вчеловеческой жизни есть осмысленность и надежда
Всевышнийкак Бог справедливости.
Человеку(в соответствии с представлениями иудаизма) свойственно надеяться, что егожизнь и судьба, плоды его трудов, сбор урожая, зависят не от власти слепойсилы, а в значительной степени определяются его личным хорошим или плохимповедением, помощью ближнему, ответственностью за семью и воспитание детей,упорством в достижении цели и т.п.
Виудаизме принцип воздаяния добром за добром, одобрение духовных достиженийнарода Всевышним находит свое выражение в плодах урожая, а Его гнев — вотсутствии дождя и в нежелании земли давать плоды (стихи 13-21 главы 11-й — Книга Дварим — содержат второй из отрывков, входящих в состав обязательного дляутреннего и вечернего чтения текста, известного как «Шма Исраэль».(Комментарий Сончино. Примечания к книге Дварим Раздел Б. Награда и наказание виудаизме) В них ясно выражен принцип награды и наказания. При этом наградаВсевышнего не всегда приходит в форме урожая или других материальных благ, аЕго наказание проявляется как засуха или другое стихийное бедствие. Этонаглядные и понятные примеры Торы для того, чтобы разъяснить человекуосновополагающие принципы. Один из важнейших — принцип справедливости,реализуемый через вознаграждение и наказание. Повиновение Божественной Волевознаграждается, а противодействие ей — наказуемо.
Этотосновополагающий принцип связан с представлением о Всевышнем как о Богесправедливости. Невозможно предположить, чтобы Творец одинаково относился кправедным и к грешным людям. Первые по определению должны быть вознаграждены, авторые — наказаны. Но ни меру, которой Он пользуется, ни все детали НебесногоСуда человеку не дано знать.
«Нев силах мы понять ни причину спокойствия злодеев, ни муки праведников».
Проявляетсяли в реальной жизни соответствие между праведностью и счастьем, грехом инесчастьем? Далеко не всегда. А иногда с точностью до наоборот. Часто праведникстрадает, а злодей преуспевает и блаженствует. Однако такое виденье мираперестает быть пугающим, разочаровывающим и доводящим до депрессивногосостояния, если обрести веру в бессмертие души.
Отсутствиечеткого видения путей Всевышнего и претворения Его планов в жизнь создает учеловека ощущение неопределенности и рождает сомнение в том, что управлениемиром никогда не отступает от справедливости, осуществляемой через принцип«мера за меру». Именно в таких условиях, когда человек теряет видимыеориентиры Божественной справедливости, когда он не видит, что всякий, идущийпутями праведности, получает награду, проявляется любовь человека к Богу, онпродолжает служить Творцу, потому что стремление приблизиться к Немуоказывается сильнее сомнений в том, что труды будут вознаграждены.
Служить,не ожидая награды, служить, даже если мир кажется несправедливым, служить, дажеесли на глазах у тебя страдают праведники и торжествуют грешники — таковпринцип людей духа. Они твердо верят, что когда-нибудь откроется, что все, чтовершил Всевышний, не отклонилось от линии справедливого суда. Любовь к Творцудолжна руководить всеми действиями и поступками человека и наполнять егоэмоциональный мир. То, что было невозможно для эллинов, становится воздухомиудеев. (См. мидраш «ЛИСА и РЫБЫ»).
Эллинкак невольник и бунтарь стоял перед Олимпом. Он не смирялся, он бунтовал, дляэллина невозможно смирение, ибо оно предполагает веру в благородство исправедливость высших сил, между тем и мифологические, народные верования, игомеровский эпос, и античная драма убеждали эллинов в том, что «правды нет ивыше» — боги поступали по своей прихоти, без цели и смысла: мир и человек немогли выйти за пределы абсурда.
Впрочем,для эгоистического сознания ситуация абсурда имеет немало выгодных преимуществ:это старые как мир принципы: живи в свое пузо, не думай о других, будь беспощаднымциником или гедонистом, или и тем и другим, — все оправдано! Культ силы ивсемогущества! Герои или герой ждёт своего звездного часа. И после меня хотьпотоп!
«Ввопросе об ответственности, греческая и еврейская культуры противостоят однадругой».
«Ввопросе об ответственности, пишет Левинас, греческая и еврейская культурыпротивостоят одна другой. Они, эти две культуры, по его мнению, столь жевзаимно необходимы, сколь и непримиримы...» Еврейские пророки и мудрецы во всехсвоих высказываниях подчеркивают абсолютный примат этики! Неустанный призыв кжизни и заботе о другом человеке – призыв к праведной жизни! « И споткнетсячеловек о брата своего» Левит 26:37 (К.Шалье. Еврейская самобытность ифилософия. Греки и евреи: диалог в поколениях. СПб., 1999, стр.65-88).
РабанШимон бен Гамлиэль говорил: «Три условия – залог существования человечества:правосудие, честность и добрососедство. Как сказано: «Честно и справедливосудите ради мира [между вами] в ваших вратах»». Пиркей Авот (18).
РабиХананья бен Акашья говорил: «Пожелал Святой [Творец], благословен Он, озаритьсветом Своим [все, чем живет] народ Израиля. А потому дал ему разнообразныетемы [для изучения] в Торе и заповеди. Как сказано: «Б-г желает ради [открытия]истины Своей возвеличить Тору и [укрепить] могущество ее» [Йешаягу, 42:21]».(Макот, гл. 3)
Чтоэто за три условия? В мишне 2-й говорилось о трех основах, на которых стоитмир: изучении Торы, служении Б-гу и добрых делах. Здесь же речь идет обусловиях, которые обеспечивают нормальное функционирование человеческогообщества (Рав) Как сказано: «Честно и справедливо судите...». Это цитата изкниги Захарьи (8:16). До этого там говорится: «[Вс-вышний] решил вновь в этидни облагодетельствовать Иерусалим и [царский] дом Йегуды; не страшитесь. Такпоступайте: говорите правду один другому, честно и справедливо судите...».(Тосафот Иом-Тов)
Никтоне может встать на мое место
Гилельчасто повторял: «Если не я за себя, то кто за меня? Но если я [только] за себя– то чего я стою? И если [искать на это ответы] не теперь – то когда?» (14).Левинас видит в еврейской этике идею отказа от своекорыстия: никто не можетвстать на мое место, в то время как я должен вставать на место каждого, какбудто вся тяжесть мироздания лежит на моих плечах. «Каждый день 3 часа Богсудит мир, и, когда он видит, что мир заслуживает осуждения, Он встает с тронасправедливости и садится на трон милосердия (Авода Зара 36)
«Жаждетдуша моя Бога живого»
Эталюбовь к другому и ответственность за другого человека имеет своим началомлюбовь ко Всевышнему. Рамбам в Мишне Тора (глава 2) пишет:
1.Этот Б-г важный и грозный – существует заповедь любить Его и бояться Его. Каксказано: «И возлюби Б-га Вс-сильного твоего» (Дварим 6-4). И сказано: «Б-гаВс-сильного твоего бойся» (Дварим 6-13).
2.И каким образом нужно любить Его и бояться Его? Когда задумается человек о Егоделах и творениях чудесных и великих и убедится в Его безграничной инесравненной мудрости – немедленно он полюбит Его и будет восхвалять ипрославлять и воспылает страстным желанием знать Его великое имя. Как сказалДавид: «Жаждет душа моя Вс-сильного, Вс-сильного [Б-га] живого» (Теhилим 42-3).И когда поразмыслит обо всём этом человек – сразу он будет потрясен и убоится иужаснется от мысли, что сам он – малое и низкое творение стоит со своиммизерным разумом перед Тем, чей разумом совершенен. Как сказал Давид: «Когда явзираю на небеса Твои, творение пальцев Твоих что есть человек, чтоТы помнишь его?» (Теhилим 8-4,5). В соответствии с этим я и объясняю великиезаконы деяний Властелина Миров, чтобы они стали для понимающего человеканачалом любви к Б-гу. Как сказали мудрецы о любви: «Посредством этого [изученияЗакона] ты узнаёшь Того, Кто сказал – и возник мир» (Сифри, Ваетханан).
»Инаслаждаться буду заповедями Твоими, которые люблю я"
«ЧеловекаГалахи не одолевают дурные побуждения, он не страдает от дуализма духовного ителесного, души, поднимающейся ввысь, и нисходящего вниз тела. В псалмах Давидасказано (Псалмы 119:47): „И наслаждаться буду заповедями Твоими, которыелюблю я“, то есть это не обязанность, наложенная на человека и порождающаясоблазн бунта, а любимые заповеди, которых жаждет душа». (Р. ЙосефСоловейчик Человек Галахи, стр.17)
Мидрашрассказывает о том, что сама способность человека к воспеванию была создана неслучайно, а вот по какой причине:
Создавлюдей, Б-г собрал вокруг себя ангелов и спросил:
—Что скажете о мире, который Я сотворил?
—Он воистину достоин Творца, — ответили ангелы.
—А как вам видится человек — венец творения?
—И он прекрасен, — сказали ангелы. — Одного лишь ему не хватает.
— Чего же? — спросил Б-г.
— Поющего сердца да голоса, чтобы непрестанно славить Тебя на весь мир, как здесьу нас на небесах, — ответили ангелы.
Итогда, как говорят наши мудрецы, Б-г создал музыку, и птичьи голоса, и шепответра, и журчанье воды, чтоб никогда не иссякли хвалебные гимны в Его честь. Ачеловека наделил Он голосом и песню вложил в его сердце. «Царица-суббота и ееподданные».
СоставительСаймон Сертнер, изд-во «Амана».
ЭпохаМаккавеев стала своеобразным переломным моментом, когда национальное сознаниедостигло такого уровня развития, на котором любовь ко Всевышнему сама по себезаслоняет проблему вознаграждения и наказания и позволяет заново осмыслить сутьзаповедей Торы и служение Всевышнему. Такое переосмысление действительностипроизошло в период испытаний, которые лучшие сыны Израиля выдержали с честью.Примерами высоты духа и верности союзу со Всевышним стали высказывания мудрецовэпохи Талмуда: Раби Янай говорит: «Не в силах мы понять ни причинуспокойствия злодеев, ни муки праведников». Раби Тарфон утверждает:«Известно, что Хозяин всегда платит наемному рабочему за его труд. И знай,что расчет с праведниками и выдачи им наград — в будущем мире». Мудрецыкаждого поколения после разрушения Храма, когда действительность от столетия кстолетию становилась все тяжелее, придавали большое значение воспитанию веры вчисто духовную награду: «В будущем мире нет ни еды, ни питья… ноправедные наслаждаются сиянием Шхины», — говорил вавилонский учитель Рав.
Мудрецыприложили также немало усилий, чтобы избежать развития узкого и примитивноговзгляда на вещи. Они разъясняли, что страдания человека далеко не всегдаявляются признаком того, что он грешил или грешит, а успех и благополучие невсегда свидетельствуют о его духовной высоте и стремлении исполнять заповедиТоры. В период формирования Талмуда началось выяснение понятия «мукилюбви». Раби Йоханан и его товарищи говорили о том, что часто Всевышнийпосылает страдания тем, кого Он любит, что они могут быть выражением Егонастойчивого желания, чтобы праведник не останавливался на достигнутом, апродолжал учить Тору и постиг ее на совершенно новом, недоступном для негоранее уровне.
РабиШимон бар Йохай разъяснил, что те высокие дары, которые дают возможностьчеловеку соприкоснуться с духовным миром, без страданий вообще невозможноприобрести. «Три великолепных дара дал Всевышний народу Израиля: Тору,Святую землю и будущий мир, и все они приобретаются через муки». Рав всвоем высказывании делает страдания еще более общей основой, чем раби Шимон барЙохай, он говорит: «Тот, кто не страдал, не относится к народуИзраиля».
Мудрецы,выдвигая духовный аспект жизни на первый план и делая материальную составляющуюмира незначительной, отбрасывали саму проблему наград и наказаний. Самый яркийпример такого мировосприятия — Бен Азай. «Заповедь влечет за собойзаповедь, а преступление — преступление. Награда за заповедь — заповедь, а засовершенное преступление — другое преступление». Что может быть лучше, чемвозможность в точности исполнить Божественную Волю? Ни к этому ли стремитсячеловек, который служит Всевышнему, не ожидая наград? Так, значит, длянастоящего праведника высшая награда — это не материальные блага и даже недуховные достижения, а возможность еще и еще раз исполнить волю Всевышнего. Невсякому дается такая возможность — сделать то, что соответствует Божественномужеланию, а только тому, кто к этому искренне стремится.
Номудрецы никогда не призывали людей искать страдания и не предлагалисамоистязание как путь к праведности и самосовершенствованию. Человек не имеетправа ставить себя перед испытаниями, причинять самому себе боль илиимущественный ущерб. Кроме того, идея, что праведник должен всегда страдать,или что страдания — признак праведности, так же отметалась мудрецами, как иидея о непосредственном зримом вознаграждении праведника в этом мире. Путь ксамосовершенствованию проходит через учебу исполнять заповеди лишма («воимя главной цели»), т. е. не задумываясь о вознаграждении, а стараясь всесвои помыслы направить лишь на одно — на претворение в жизнь БожественнойВоли.
РабиЭлиэзер раскрыл смысл первой строки 112-го псалма: «Счастлив человек,боящийся Господа, страстно любящий заповеди Его». Он дал нам понять, чтозаповеди Всевышнего таят в себе величайшее благо для человека, и более счастливтот, кто находит благо в самих заповедях, нежели тот, кто ищет вознаграждениеза них. Первым из мудрецов Талмуда, кто начал говорить об обязанности служить,не ожидая награды, был Антигнос из Сохо, живший в начальный периодраспространения эллинизма. Он сказал: «Не будьте как слуги, которые служатгосподину ради награды, а будьте как слуги, которые служат господину, нерассчитывая на вознаграждение» (Авот).
«Никтоне отрицает, что достижение того высочайшего духовного уровня, на которомчеловек перестает думать о собственной выгоде, не только материальной, но идуховной, — трудная задача, справиться с которой дано не каждому. Кроме того,никто не рождается совершенным, он нуждается в долгой и трудной работе надсобой, и эта работа должна с чего-то начинаться. Служение во имя награды илииз-за страха перед наказаниями — ступень на пути к духовному совершенству.Некоторые остаются на этой ступени навсегда, но и их заслуги велики, и не можетбыть, чтобы их хорошими поступками и исполнением заповедей хотя бы в какой-тостепени не руководила искренняя любовь ко Всевышнему. Вне всякого сомнения, онаприсутствует и у них, но не смогла найти свое выражение.
Пустьчеловек начнет служить Всевышнему, хотя бы ради вознаграждения, скорее всего,он придет к искренней любви к Творцу и к служению без ожидания наград. Тот, ктохочет служить Всевышнему искренне, должен ориентироваться не на будущий мир, ноделать добро и бороться со злом, потому что он — человек и он призванпреобразовать человечество» (Рамбам).
Богнарода Израиля
Вэтой идее совершенствования человека и его духовной природы есть чрезвычайноважный национальный смысл. «Израиль является народом БожественногоОткровения, — говорит современный еврейский мыслитель, — в нем должна была бытьизначально заложена возможность породить и воспитать целую плеяду пророков.Именно поэтому мы всегда говорим не о Боге Моше и не о Боге пророков, а о Богенарода Израиля» (Гейгер).
«Еслибы не было народа Израиля, не было бы Торы, — сказал Йеhуда hалеви на семьстолетий раньше. — Свойства народа Израиля, определившие его избранность, небыли заимствованы у Моше. Напротив, Моше своей избранностью обязан народуИзраиля. Любовь Всевышнего направлена на тех, кто происходит от праотцев. Мошебыл избран для того, чтобы передать их потомкам Божественноеблагословение».
Средневековыйпоэт и современный мыслитель согласны в том, что Израиль с самого начала былпредназначен для того, чтобы стать «народом святым и царствомсвященников». Однако настоящее раскрытие его потенциала начинается смомента Божественного Откровения у горы Синай. Исход, как таковой, не имел быбольшого значения, и еврейский народ мог бы затеряться, как другие семитскиеплемена, в пустыне и приморских степях, если бы не союз с Богом, заключенный угоры Синай, союз, который раскрыл корни еврейской души, уходящие в вечность.Комментарий Сончино. Примечания к книге Шмот
Вэтой идее избранности целого народа чрезвычайно важный национальный смысл. Всущности, иудей никогда не остается с Богом как некий частный человек, онвсегда осознает свою соединенность с народом, общиной Израиля, тем болеепроизнося в Йом Киппур покаянные молитвы от имени «мы», а не «я», по этойпричине мессианское сознание народа не случайно явление еврейского духа. Вобразном смысле можно сказать, что если древний эллин целиком и полностьюзависит от того, пресечет ли нить его жизни Мойра Клото, то нить судьбы иудеяпрядется в иудаизме всем народом Израиля, и она — эта нить милости – ткетсязатем Всевышним, подобно «молитвенному покрывалу», которым укрывается целыйнарод. И жив народ иудейский до тех пор, пока ткется это Божественная защита.Это знак союза Творца и народа, его близости Всевышнему, не-покинутости Им.Удивительный поэтический образ, в основе которого лежит мидраш о любвиВсевышнего к Израилю, создает Шмуэль Йосэф Агнон в новелле «Агунот».
«Упоминаетсяв книгах, что нить милости прядется делами Исраэля, и сам Всесвятой, благословенОн, во всей славе своей сидит и ткет из этой нити полотно, молитвенноепокрывало, сработанное целиком из благодати и милости, чтобы Община Исраэляукутывалась им. И даже во время изгнания Община сияет блеском красоты своей,как сияла она в дни юности и в доме Отца своего в царском святилище и градецарственном. И когда видит Преблагословенный, что не осквернилась она — дабудет далека от нее скверна! — и не извратилась даже в земле врагов своих, тоОн как бы кивает головой своей, и хвалит ее, и говорит: „О, как прекраснаты, возлюбленная моя, как ты прекрасна!“ И это великая и возвышеннаятайна, искренняя любовь, которую ощущает любой человек из Исраэля.
Ноиногда появляется некая преграда — Милостивый, будь защитой! — и обрывает нитьв полотне, и молитвенное покрывало повреждается, и проникают сквозь него злыеветры, и поселяются в нем, разрывают его во многих местах. И тотчас все ощущаютсильное смущение и понимают, что наги они. Разбита обитель их, упразднился ихпраздник, и короста покрыла красоту их.
Вчас этот блуждает Община Исраэля в унынии и рыдает: „Избили меня,изранили, сняли платок мой с меня. Любимый мой повернулся и ушел“. И онаищет Его и говорит, сетуя: „Если вы встретите возлюбленного моего, о чемвы расскажете ему? О том, что больна я любовью“. Но лишь черную тоскурождает любовное томление это — Милостивый, будь защитой! — до тех самых пор,пока дух с небесных высот не пробудит в нас стремление добрыми делами… вновьткать перед Творцом эту нить милости и благодати» (Стр. 387—388). Текст«Агунот», как всякий мидраш, исполнен особого значения и смысла, в нем оживаютстроки Книги Соломона «Песнь песней» и строки библейских пророчеств:«Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему» Песнь 2:16.
Пойдии возгласи в слух дщери Иерусалима: так говорит Господь: Я помню тебя,благочестие юности твоей, и любовь твою, когда ты была невестою, когдаследовала за Мною по пустыне, по земле незасеянной (Йирмияу2:2).
Нопоистине, как иная жена вероломно изменяет другу своему, так изменил Мне ты, о,дом Израиля, говорит Господь (Йирмияу3:20).
Пообразному представлению Агнона, весь народ Израиля — агуна. Он покинутВозлюбленным — Богом, Который избрал Израиль и освятил (»обручился")его из других народов. Израиль покинут, но не до конца, не окончательно: Заветне расторгнут, и потому Израилю суждено стенать, как женщине в любовномтомлении: «Если вы встретите возлюбленного моего, о чем вы расскажете ему?О том, что больна я любовью». Но тот, «кто рассеял Израиля, Тот исоберет его» (Йирмияhу 31:10).
(Йирмияhуглава 31).
10Слушайте слово Господне, народы, и возвестите островам дальним и скажите:»Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его, и будет охранять его, как пастырьстадо свое";
11ибо искупил Господь Иакова и избавил его от руки превозмогшего его.
12И так они придут, и будут ликовать на высоте Сиона; и устремятся к дарамГоспода, к хлебу, вину, елею, к агнцам и тельцам; и душа их будет как сад,обильно напояемый, и не будут больше томиться голодом.
15Так говорит Господь: глас слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахильоплакивает сыновей своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо не стало их.
16Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибоесть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из странывражеской.
Вкниге пророка Йирмеяhу написано, что народ, искупающий свои грехи, ждёт лучшеебудущее: «Вот наступают дни, — говорит Всевышний, — когда я заключу сдомом Исраэля и домом Йегуды новый союз». «И больше не будут учитьдруг друга и брат — брата, говоря: „познайте Творца“, ибо все онисами, от мала до велика, будут знать Меня, — говорит Всевышний, — потому что Япрощу их беззакония и грехов их уже более не вспомяну » /31:33-34/ .
ЕленаРимон делает вывод о том, что Мидраш, составленный после разрушения Храма, —оптимистический; мидраш на этот мидраш, созданный Агноном в ХХ веке, в эпохустановления сионистского государства, — скептический и грустный. Возможно, этотразрыв между старым и новым текстом следует считать лишь еще одним из бесчисленныхпроявлений агинут, «покинутости», несоответствий и разрывов, которымиполон мир в глазах Агнона (Е.Римон).
Е.Римонспрашивает: «Так какова же позиция Агнона по отношению к мидрашу? Что это —издевка, пародия? Скорее — диалог в бахтинском смысле. Рассказ Агнона имеетсмысл только в контексте своего интертекста, говорящего «да!» там,где Агнон говорит… ну, конечно, не «нет», а скорее «ктознает…» «А истина лишь Богу ведома» — этими словамизаканчивается новелла.
«Покрывало»Агнона разрывают силы зла, «злые ветры» проникают сквозь разрывы. Чувствонеприкрытости, «наготы» как ощущение незащищенности — аллюзия на первоепреступание Адамом Божественного запрета. Не случайно в другой новелле Агнона«Платок» мальчик отдаёт нищему материнский платок (укрывает другого), чудесныйподарок её мужа, который мать надевала по субботам и праздникам, отдает в тотмомент, когда возвращается после бар-мицвы, испытывая «дотоле не изведанноесладостное ощущение».
«… Солнцеостановилось посредине небосвода, кругом не было видно ни души, но Он,благословенный в милосердии Своем, восседал на небесах и, взирая на землю и нараны нищего, осиял их Своей благодатью. Я начал расслаблять узел на платке,чтобы глубже вздохнуть, — меня душили слезы. Не успел я еще развязать платок, асердце мое запрыгало от восторга, и то сладостное чувство, что завладело мною,возросло и усилилось многократно. Я снял с себя платок и протянул нищему. Онвзял платок и обмотал им свои раны. В это мгновение из-за облаков просиялосолнце и погладило мою шею». В переживаниях мальчика заключен особый свет любвик Богу, и эта любовь рождает сострадание и милосердие к отверженным. В сущностиименно так, по мысли писателя, прядется иудеями нить милосердия и благодати.
«НадИзраилем нет созвездий»
Религиознаяидея завета народа со Всевышним несет в себе не только общенациональный, но иглубоко метафизический смысл. Судьба человека, судьба целого народа зависит отего взаимоотношений с Творцом, крепости и прочности союза: и это та главнаясила, которая «движет солнце и светила». Ибн Эзра заметил в комментарии кДварим, 4:19.: «Хорошо известно, что каждый народ и каждый город находитсяпод какой-то звездой, которая влияет на его будущее, но еврейскому народувыпало счастье, что только Б-г определяет его пути, потому что Израиль — уделБ-га». В книге Зоар говорится: «С того времени, как Тора была данаИзраилю, евреи вышли из-под власти звезд и созвездий, но если еврей не ходитпутями Торы, то возвращается под власть естественных влияний».
Р.Луцатто Моше Хаим в своей книге «Путь Тв-рца» замечает:… возможно,что порожденное звездами будет отменено высшей стоящей над ними силой. И обэтом сказали (Гемара, Шаббат, 156-а): «Над Израилем нет созвездий»(«Дерех-Ашем», 7:2-4). Над Израилем простерто «молитвенноепокрывало». Нити благодати и милости создают этот покров. Как известно,«тшува», благотворительность и молитва могут изменить самуюнеблагоприятную ситуацию, «залатать» разрывы и дыры покрова — раскаяниеспособно повернуть астральную предопределенность в другую сторону.
Радиединой доброты Добра ...
«Каплявеликодушия спасает мир»
Нашесопоставление еврейского и греческого взгляда на судьбу человека позволилообнажить общечеловеческую потребность справедливости и воздаяния, которая былахарактерна и для иудеев, и для мифологических представлений греков, перешедшихиз области народных верований в литературу, поэзию, античную драму.
Мысльо трагической участи человека и бессмысленности его прихода в мир былапредметом и греческой трагедии, гомеровского эпоса и литературы мидрашей.Однако греческое язычество отвергает фундаментальную основу этики – абсолютыморали, нравственные ценности, перед которыми склоняется иудей. Нет и не можетбыть правды в небе над Олимпом, а в мире, где царствует рок, нет местасправедливости и воздаянию как основе для формирования нравственнойответственности личности. Не зная пути, «как божеству угодить», (Феогнид.Элегии, 377) греки искали способы «приручить», «задобрить», «приковать» своихбогов. Их вера превращалась в пустую формальность, житейское ухищрение.Опустошенность и обреченность человека в греческой культуре оказывалисьнеизбывны.
Дляиудея судьба человека неразрывно связывается с любовью ко Всевышнему и верой вего справедливость. Еврейские пророки и мудрецы во всех своих высказыванияхподчеркивают абсолютный примат этики — иудаизм утверждает моральные абсолютынад ценностями быта, житейскими удобствами и удовольствиями и проч. Иудеиощущают себя не как слуги, которые служат господину ради награды, а как слуги,которые служат господину, не рассчитывая на вознаграждение" (Авот).Сотворенный человек получает заповедь стать партнером Творца и принять участиев обновлении мира». Завершенное и полное Творение становится мечтой кнесетИзраиля.
«умеретьсмертью всех и дойти до пределов смерти» (Э. Левинас)
Вотличие от греков, иудеи вступают в союз со Всевышним, принимая на свои плечивесь груз ответственности за мир, человечество и справедливость. Это былосовсем не то избрание, которым можно «похваляться» как личным первенством средидругих народов – это было принятие на себя трагедии смерти ближних, страданий,выпавших на долю детей Сиона… Израиль должен был «умереть смертью всех идойти до пределов смерти» (Э. Левинас)
Всядальнейшая история судьбы человека и народа проходит в иудаизме в контекстесупружеских отношений общины Израиля и ее Бога.
Образмолитвенного покрывала, который ткет Всевышний, защищая свой возлюбленныйнарод, покрывала, сотканного из тысяч нитей милости и добра, как нельзя лучшепередаёт еврейский взгляд на жизнь человека. Эллинская нить мойры Клото ииудейская нить милости и благодати – далеки и несовместимы, как далеки инесовместимы еврейская и греческая культурные традиции. Не случайно Э.Левинаспротивопоставляет самоуверенности и нигилизму греков пробужденное сознаниенарода, пережившего великие бедствия и научившегося не оправдывать этимотчаяние, понявшего необходимость жить праведно ...
«Когдамудрецы Израиля утверждают, что мир в ожидании искупления стоит благодарянескольким смиренным и никому неизвестным праведникам, доброта и чистотакоторых уравновешивают дикий эгоизм остальных, они знают, что мессианскаяутопия… требует, чтобы в мире была хотя бы капля великодушия, благодарякоторой он спасется. Одно-единственное доброе дело, совершенное из бескорыстия… может вернуть надежду, принести помощь всему миру».
Диалогмежду греками и римлянами о смысле человеческой судьбы имеет неоспоримые точкисоприкосновения и по-настоящему современен. Наш гибнущий и разваливающийся наглазах мир открывает для себя «этику как кризис бытия», он запрещает хотя бы всилу инстинкта самосохранения равнодушное и спокойное отношение к смертидругого человека… следовательно, еврейская самобытность еще может бытьпо-настоящему востребована.
«Долгсвятости человек избирает прежде его на это согласия – ради единой добротыДобра» (К.Шалье. Еврейская самобытность и философия. Греки и евреи: диалог впоколениях. СПб., 1999, с.65-88)
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта berkovich-zametki.com/