Зачатки свободомыслия
Полинезийцыдостигли сравнительно высокого уровня общественного и культурного развития.Поэтому не удивительно, что у них отмечались и отдельные факты критическогоотношения к религии, зачатки свободомыслия.
УильямМаринер, молодой англичанин, проживший несколько лет (1806-1810) на островахТонга, рассказывает о вольнодумном образе мыслей «короля» Финоу, которыйне верил рассказам жрецов о богах, а традиционные обряды выполнял с большойнеохотой. Финоу говорил, что боги помогают на войне той стороне, у которойлучше вожди и воины. Жрецы считали его безбожником. Когда Финоу постиглонесчастье — умерла его любимая дочь, — они объясняли это как наказание богов завольнодумство.
Ещеболее любопытный факт произошел на Гавайях. Король Камехамеха II (сыноснователя династии) в самом начале своего правления (1819), видимо подвлиянием сношений с европейскими и американскими моряками, решил отменитьстарую религию. Начал он с того, что нарушил самое строгое табу: вошел к своимженам и стал вместе с ними есть. Это было неслыханным делом. Не дав опомнитьсяокружающим, Камехамеха издал указ об отмене старой религии. Предписывалосьуничтожить святилища и статуи богов, прекратить жертвоприношения. Система табуотменялась. Этот революционный акт стоял в ряду целой системы прогрессивныхреформ, которые должны были европеизировать общественный и политический стройГавайских островов.
Однаковыиграли от этих реформ лишь христианские миссионеры, которые появились наостровах в 1820 г. и нашли почву для своей проповеди расчищенной.
Движение паи-марире
Деятельностьхристианских миссионеров в Полинезии шла рука об руку с колониальным грабежом.Поэтому сопротивление колонизаторам нередко принимало формы борьбы противхристианства (убийства миссионеров и т. п.).На Новой Зеландии многолетняяборьба маори против расхищения их земель колонизаторами вылилась в религиозноедвижение паи-марире, или хау-хау (1864-1868)- своеобразное сплетение древнихверований с христианскими идеями. Сторонники этой религии верили в своюнеуязвимость и, доводя себя до экстаза, с магическими жестами и возгласами(«хау!») шли в бой. Эта религиозная форма, однако, не помогламаорийцам в их борьбе против завоевателей: война окончилась их поражением.
Внастоящее время христианство (в разных вероисповеданиях) целиком господствуетна островах Полинезии.
Мессианские движения
Вбольшей части Меланезии и Микронезии, напротив, сохраняются старые верования.Но в Меланезии за последнее время замечено характерное явление: недовольствонаселения, угнетаемого колониальными торговцами, плантаторами, чиновниками, миссионерами,прорывается то и дело вспышками, принимающими зачастую религиозную форму.Появляются проповедники, объявляющие себя пророками, ясновидцами, мессиями, учатнарод отказываться от общения с европейцами, уходить из миссионерских поселкови школ. Распространяются идеи, что белые скоро уйдут или будут изгнаны, аостровитяне получат много товаров, которые будут привезены на большом пароходе.Местами вспыхивает вера в скорое воскресение всех умерших. Суеверныеостровитяне покидают миссионерские школы, уходят в горы, возобновляют старыеобряды, пляски. Местами распространяется массовая истерия. Подобные мессианские(или милленаристские) движения, которые эпизодически возникали еще раньше(например, на Фиджи «движение Тука» с 1873 г. и др.), участились после первой мировой войны, а после второй мировой войны охватилипостепенно большую часть островов Меланезии. Они насчитываются за последниегоды десятками и привлекли к себе внимание ряда исследователей: омилленаристских движениях. Меланезии есть хорошие работы Жана Гийара, АндреасаЛоммеля, Тибора Бодроги, особенно Питера Уорсли*. Некоторые из этих движенийприняли крупные размеры, длятся подолгу, и колониальной администрации неудается даже жестокими мерами их заглушить. Наиболее известные из этихдвижений: «безумие Ваилала», охватившее в 1919-1931 гг. значительнуючасть колонии Папуа (Южная Новая Гвинея); движение «Джон Фрум» (с 1938 г.) в южной части Новых Гебрид; движение «масинга» (с 1945 г.) на южных Соломоновых островах; движение Палнау (1946-1954) на островах Адмиралтейства.
*(См. П. Уорсли. Когда вострубит труба. М., 1963.)
Некоторыеиз этих движений продолжаются и теперь. В отдельных случаях они постепеннотеряют свое первоначальное боевое содержание.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта mifoteka.ru