Реферат по предмету "Религия"


Индо-буддийский тип культуры 3

--PAGE_BREAK--
Культ Сангхи. Сангха – община монахов в рамках монастыря, группы монастырей, секты или группы монахов. Она является символом мироотказа. Монахи – воплощение бога. Монахи – посредники между верующими и бодхисатвами. В ХХ в. происходит секуляризация сангхи и в противовес этому – рост отшельничества.
Религиозный ритуал в сангхе предполагает декламацию монахами текстов, чтение и заучивание канона, медитации, проповеди монахов, предназначенные для мирян. Отправной момент медитации – размышление над любыми несовершенствами мира. Основной элемент ритуала для мирян – дана – подношение монахам. Она составляет основу «морального капитала» мирянина, который наращивается также всеми добродетельными поступками в соответствии с дхармическими предписаниями.
Сангха проводит пышные богослужения под звуки труб и барабанов. Монахи, одетые в фантастические костюмы, разыгрывают целые спектакли-пантомимы. Устраиваются многолюдные процессии. В ритуал включен обход монахами окрестного села с чашами для подаяний. Единственный вид жертвы, допускающийся буддизмом, – подача милостыни.
Организация буддизма. Буддийская община организационно рыхла, аморфна, но чрезвычайно влиятельна. Доля монахов в странах буддизма составляет 1,5-3%, но влияние их огромно. Высшие чины монашества считаются воплощением бога. Буддийский монах низшего ранга называется бхикку («нищий»), высшего – тхер. Монахи делятся на постоянных и временных.
Влияние буддизма на культуру. Влияние буддизма на культуру Индии и других стран чрезвычайно широко и многообразно.
Появление и распространение буддизма явилось катализатором всех творческих сил Дальнего Востока. Буддизм способствовал обновлению традиционных религий стран Востока – ведической религии в Индии, которая затем вытеснила буддизм; даосизма и конфуцианства в Китае, составившими с буддизмом единое мировоззрение китайцев; синтоизма в Японии, который также неразрывно связан с буддизмом.
Прежде всего, буддизм оказал огромное влияние на восточную архитектуру, скульптуру, живопись, музыку, танец, театр.
С распространением буддизма создавались многочисленные буддийские храмы и монастыри, величественные пещерные и скальные комплексы. Строились буддийские пагоды – многоярусные сооружения, символизирующие буддийские небеса. Буддийской архитектура придавала национальной архитектуре стран Дальнего Востока новые черты, которые сейчас считаются традиционными.
Под воздействием идей буддизма расцвело садовое искусство. Буддийские монахи разводили вокруг своих монастырей целые рощи. Для этого у них было достаточно досуга, и жили они в окружении мирной природы, благоприятствующей душевному покою. Вот почему садовое искусство того времени тесно связано с храмами и монастырями. Из Индии буддийский храмовый сад перекочевал в другие страны, в Китае, Корее, Японии дал жизнь садам нового типа.
Развитие скульптуры проявилось, прежде всего, в создании для храмов и монастырей величественных и изящных скульптур Будд и Бодхисаттв. Эти скульптуры также стали традиционными для Индии, Китая, Японии и др. стран.
Буддийские монастыри веками были одними из главных центров культуры стран Дальнего Востока. Здесь проводили свое время, искали вдохновения и творили поколения поэтов, художников, ученых и философов. В архивах и библиотеках монастырей накоплены бесценные сокровища письменной культуры, регулярно копировавшиеся и умножавшиеся усилиями многих поколений трудолюбивых монахов – переводчиков, компиляторов, переписчиков.
Китайские буддийские монахи изобрели искусство ксилографии, т.е. книгопечатания. Размножения текста с помощью матриц – досок с вырезанными на них зеркальными иероглифами.
Искусство чаепития впервые возникло в буддийских монастырях, как бодрящее средство для многочасовых медитаций.
Буддизм оказал глубокое влияние на становление принципов традиционного восточного искусства. Прежде всего, следует отметить тесную связь между незавершенностью в восточном искусстве и философско-религиозным сознанием Востока. Именно буддизм с его учением о вечно изменяющемся чувственном мире дал художнику важный методологический принцип, позволивший ему создать неповторимый мир образов восточного искусства. Суть художественного творчества в дальневосточном регионе прекрасно выражает афоризм Су Ши: «Когда рисуешь дерево, нужно чувствовать, как оно растет». Благодаря буддизму на Востоке незавершенность есть универсальный принцип, пронизывающий как традиционное, так и современное искусство, причем художники исходят из принципа «природа – мера красоты» в противоположность европейскому «человек – мера красоты».
В буддизме особенно ярко проявляется изначальное значение образного слова, которое придает его философско-этическим абстракциям эмоциональную убедительность и «достоверность». И вообще для буддизма характерно тяготение к притчам, к образной метафоре и сравнению. Доминирующее значение образного слова в буддизме неизбежно требовало его реализации в действии, поэтому он очень активно использует различные формы национальных, народных художественных традиций, в том числе театр. Например, в Японии буддизм почти полностью ассимилировал древний театр «Но», наполнив его своим содержанием.
Современные исследователи отмечают, что под влиянием древних традиций и буддизма в искусстве Востока очень сильны декоративные принципы. Декоративность особенно проявляется в изображении сцен из жизни куртизанок знаменитой школы Матхура средневековой индии, в бесконечных вариациях знаменитого скульптора японского средневековья Энки, создавшего пять тысяч скульптурных изображений Будды, в движениях и одеждах танцовщиц и танцовщиков ритуальных танцев и т.д.
Влияние же буддизма на западные страны, до XIX века не было сколько-нибудь заметным. С развитием науки и техники, в странах Западной Европы усиливается брожение умов и развивается культурный кризис.
Перенесение буддизма с родной индийской почвы в культуру и повседневную жизнь Китая может считаться одним из наиболее значительных событий в истории религии. Оно означало, что страна с собственной древней культурой приняла более развитую религию, обладающую своим письменным каноном, учением, моралью и культом.
Буддизм проник в Китай из Индии преимущественно в своей северной форме Махаяны во II в. Процесс его укрепления и развития в Китае был сложен и длителен. Потребовались многие века и огромные усилия поколений проповедников и переводчиков, чтобы выработались и вошли в обиход китайские эквиваленты индо-буддийских понятий и терминов. Кроме того, многое в буддизме с его восприятием жизни как страдания и зла противоречило распространенным в Китае конфуцианским нормам этики и принципам поведения; только содействие параллельно формировавшегося религиозного даосизма, в свою очередь щедро черпавшего из сокровищницы индо-буддийской мудрости, помогло буддистам укрепиться на китайской земле. Неудивительно, что первые буддийские общины воспринимались в Китае лишь как одна из сект даосизма.
Свободные от налогов и притеснений покровительствовавших им властей, буддийские монастыри притягивали к себе и крестьян, и беглых странников, изгнанных со своей земли кочевниками, и богатых аристократов, искавших покоя и уединения. Буддизм становился силой и многие императоры как южных (китайских), так и северных («варварских») династий искали его поддержки, а некоторые признавали его официальной государственной идеологией.

3. Этика в индо-буддийской культуре
В индо-буддийской культуре моральный капитал определяет престиж и влияние человека. Предписываемыми ключевыми добродетелями являются:

самообладание, воздержанность, умеренность, самоограничение;

неприменение насилия, непричинение вреда живому, всепрощение, смирение, терпение, правдивость;

развитие трансцендентного знания, преданность возвышенным мыслям.
Ненасилие – одно из ведущих предписаний дхармы. Оно предполагает ненасилие не только по отношению к человеку, но и к животным. Не только в физическом смысле, но и в моральном: «Где бы не возникала ссора, где бы вам не противостоял оппонент, покоряйте его с любовью.». Норма ненасилия объясняет тот факт, что многие индийцы – вегетарианцы.
Мораль требует всегда и везде совершать добрые дела, направленные на освобождение живых существ от неведения и страданий. Стратегия освобождения от страстей и желаний – желания нужно нейтрализовать, а не подавлять.Одной из особенностей индо-буддийской этики является ее своеобразный индивидуализм. Человек индивидуально и напрямую общается с космосом. Одиночна медитация, еда, танец.
Особенности этики индуизма
Поскольку в индуизме предписания дхармы регламентированы в соответствии с кастовым устройством, главной добродетелью считается следование предписаниям своей касты. «Спокойствие, самообладание, умерщвление плоти, чистота, терпение, правдивость, знание, осуществление знания, вера – обязанности браминов… Могущество, великолепие, стойкость, одаренность, храбрость в битве, щедрость, благородство – обязанности кшатриев… Земледелие, скотоводство, торговля – обязанности вайшьев… Дело служение – обязанность шудр… Человек, удовлетворенный своим долгом, достигает совершенства.». Обязанности для брахмана регламентируют каждую минуту его жизни: как просыпаться, отправлять естественные надобности, пить воду, чистить зубы и т.д. Указывается, как глотать воду, куда обратиться лицом, какими жестами сопроводить питье и т.д. Неприкасаемым не разрешалось появляться в городе рано утром и после полудня, готовить пищу на огне.
Общий путь к идеалу – добрые дела, влекущие за собой другие добрые дела.
Тремя важнейшими ценностями и целями жизни в индуизме провозглашаются:
– дхарма как праведность, добродетель;
– артха – материальная собственность, процветание;
– кама – удовольствие любовь.
Соответственно три составляющих человеческой жизни – чувства, забота о хлебе насущном и добродетель. Духовная добродетель – высшая цель, но жизнь облечена в материальные рамки, которые нужно поддерживать (артха). Для избранных – освобождаться от них (мокша).
Этические правила индуизма отражены во всех памятниках ведической литературы. В частности, в сутрах – метрических формулах-правилах, легких для запоминания. Правила запечатлены в дхармической литературе, многочисленных артхашастрах.
Особенности этики буддизма
В буддийском каноне нормы подробно разработаны для сангхи и поверхностно для мирян. Рекомендации для мирян даются в в джатаках, в комментаторской литературе, некоторых текстах «Сутта-питаки». Мирская мораль снисходительна.
Пять благородных установлений (заповедей, основ, заветов) буддистов – не убий, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не пьянствуй. Эти заповеди представляют буддийский этический кодекс в минимальном варианте. Для монаха существует 250 дополнительных мелких запретов и ограничений: не пой и не танцуй, не спи на удобных постелях, не ешь в неположенное время, не стяжай, не употребляй вещей, имеющих сильный запах или интенсивный цвет и т.д.
Десять царственных добродетелей в буддизме: щедрость в даянии, строгое следование этическим нормам, терпимость, прямодушие, кротость, самоограничение, негневливость, непричинение зла живым существам, милосердие, стремление не отвечать силой на воздействие силы.
Духовная самореализация – полное прекращение обычных функций психики, состояние глубочайшей сосредоточенности, полного бесстрастия, полная свобода от привязанности к миру.
Буддийский идеал – идеал просветленного. Идеал достигается на высшей ступени сомосовершенствования. Три ступени развития живых существ:

ступень имеющих желания,

ступень имеющих чувственность (элементы желаний),

ступень нечувственных (в сознании нет ни одного чувственного элемента).
Высшая ступень находится за пределами норм морали.
Идеал человека воплощен в бодхисатве («обладающий просветленной сущностью»), будущем Будде в последнем рождении до обретения просветления – бодхи.
Буддийская теория «я». Учение говорит, что если мы захотим проанализировать, что же такое наша индивидуальность, наша личность, мы не сможем ее найти, т.к. телесная форма, восприятия, чувства, склонности и интеллект являются непостоянными. Как «тело» есть название для системы качеств, точно так же и «душа» есть название для суммы состояний, составляющих наше духовное существование. Без качеств нет души, как нет реки без двух берегов.

4. Оценка и смысл знания. Особенности традиционного

образования в индо-буддийской культуре
Знание в индо-буддийской культуре всегда глубоко почиталось. Мудрецы ставились выше правителей и воинов. В трудах известного индийского философа и популяризатора индуизма Вивекананды утверждается: «Цель человечества есть знание.» Современная Индия входит в первую десятку научных держав мира. По численности научного сообщества она занимает третье место в мире.
В буддизме высшая добродетель сливается с высшим знанием. Представители индуизма ставят истину выше бога: «Если бы меня попросили определить индусское вероисповедание, я сказал бы просто: поиски истины ненасильственными средствами. Человек может не верить в бога и все же называть себя индусом. Индуизм – это неустанная погоня за истиной… Индуизм есть религия истины. Истина – это бог. Отрицание бога нам ведомо. Отрицание истины нам не ведомо».
Особенности понимания знания и образованности
1. Знание понимается как тайное, сакральное проникновение в духовную реальность бытия.
Буддизм предполагает, что в сознании каждого человека сосуществуют «чистое сознание» и «загрязненное». Человек, находящийся в мире чувств, омрачен неведением и страстями, но может все же достичь просветленного состояния сознания. Просветленное сознание воспринимает вещи такими, какие они есть на самом деле, омраченное – искаженными. Просветление означает искоренение привязанности к внешним признакам вещей, освобождение от ложных мыслей, созерцание того, что находится за пределами мыслей, слияние с истинной реальностью, исчезновение всех отличительных признаков вещей, постижение их единства. переживание тотального единства всего. В буддизме высшее знание – это усмотрение, что нет ничего ценного и достойного любви.
В индуизме знать – это понимать сущностное качество вещи, успокоить воспринимающий ум.
В индо-буддийской культуре «высшее знание» – это умение видеть под шелухой видимого мира сущность вещей. Как следствие наука и образование тяготели к теории и мало ориентировались на практику. Большой вклад внесен в математику, астрономию, химию, филологию, космологию, философию. Наиболее слабые области знания – техническая, коммерческая, художественная, историческая.
2. Знание и нравственные добродетели, познание и нравственное самосовершенствование мыслились в неразрывной связи.
Один из ярких примеров слитности знания и добродетели дает текст Бхагавад Гиты: «Скромность, смирение, отказ от насилия, терпимость, простота, обращение к истинному духовному учителю, чистота, стойкость, самодисциплина, отказ от объектов чувственного удовлетворения, отсутствие ложного эго, осознание того, что рождение, смерть, старость и болезни есть зло; отсутствие привязанностей, свобода от затягивающего влияния детей, жены, дома и прочего, спокойствие перед лицом как приятных, так и неприятных событий; постоянная и чистая преданность Мне, стремление жить в уединенном месте, отстранение от общей массы людей; признание важности самореализации, философский поиск Абсолютной истины – все это Я провозглашаю знанием, а все, что бы ни существовало помимо этого, есть невежество.»
3. К высшему знанию допускались лишь избранные.
В индуизме истина – не для всех. Кастовая система есть одновременно иерархия знания. Изначально высшим знанием владели лишь жрецы-брахманы. Они охраняли знание от посягательств непосвященных. Язык подразделялся на язык простонародья и оберегаемый чистый язык. Путешествуя по средневековой Индии, великий исламский ученый Бируни отмечал: если будет доказано, что шудра или вайшья читал Веды, то правитель приказывает отрезать ему язык. Он же обратил внимание на кичливость и высокомерие «посвященных», хотя в средние века деревенские брахманы, деградировавшие на паразитизме, уже нередко не умели читать и писать.
Абсолютное большинство индусов всегда было неграмотным. Современные крестьяне Индии в основном неграмотны.
4. Высокий уровень развития культуры устной передачи знания.
Население хранило в памяти запас знаний благодаря высокоразвитым навыкам их устной передачи. Древний эпос известен широким массам. Неграмотные крестьяне знают наизусть сотни стихов, поучения из древних классических книг. В Индии синонимом слова «знание» стало слово «услышанное».
5. Высшим способом познания считалось интуитивное прозрение в процессе самопогружения.
В интерпретации Вивекананды внешний учитель дает лишь толчок познанию, а главный учитель – внутренний: «Бесконечная библиотека Вселенной находится в вашем собственном уме.»
Согласно Ауробиндо «всякое знание представляет собой деятельность сознания, воздействующего на что-то в самом же сознании.». Йогин устанавливает связь между собой – своей самостью – и вещью как таковой – ее самостью. Средства познания – пророческая сила, опережающее знание, вдохновение, интуиция.
Характерные черты традиционного образования Индии
Главная фигура – учитель-наставник, обладающий не только большим знанием, но и более высоким уровнем продвижения по пути психоэтического совершенствования. Учитель традиционно глубоко почитается. Ученик должен отказаться от собственной воли и во всем слушаться наставника.
В индусской школе учитель – это гуру, живущий в уединении и непривязанности, свободный от материальных забот. Обучение у гуру проходило в лесной школе.
Буддийская система образования предполагала обучение у наставника в монастыре – сангхе. Ключевое для буддийской сангхи отношение – «учитель-ученик». Наставничество учителя заключается в передаче сакрального знания в буддийском монастыре. Знаменитый буддийский монастырь Наланда в XVII в. обучал 10 тыс. студентов, которые слушали лекции по богословию, литературе, грамматике, философии, логике, медицине, магии.
В Индии с древних времен начальное образование строится по образцу деревенской системы: каждый мальчик изучает немного арифметики, санскритской грамматики, языка, счета. До мусульманского вмешательства изучались санскрит, Веды и шла специализация по шастрам – учебникам. Знание Ригведы до сих пор является обязательным для образованного индуиста.
Преобладали устные способы обучения. И сегодня ученые-пандиты обучают устным путем священным текстам, не прибегая к изданиям и письменным комментариям. Обучение длится долгие годы.
С XIX в. образование строится по западным образцам. Христианские миссионеры и английские чиновники распространяли и навязывали западное образование. В ХХ в. наблюдался взрывоопасный рост вузовской системы. При поступлении в вузы распространено кастовое кумовство и межкастовое соперничество.
Наука Индии
В Индии издавна развиты астрономия, математика, медицина. Сегодня признан вклад индийских ученых в физику высоких энергий, космологию, биомедицину, химию, филологию.
В познании мира проявилась большая тяга к систематизации. В то же время научной мысли свойственны алогичность и невнимание к фактам. Один предмет мог называться разными словами и одно слово иметь множество значений.
В традиционной кульутре представители литературы и науки сосредоточивались около дворцов царей.
С XIII в. произошел упадок познавательного потенциала. Причина – безразличие к мирскому прогрессу, внешние вторжения, подавление личной инициативы кастовыми оковами. Возрождение связано с западными влияниями. Англия стала основным экспортером научного знания. Первые научные журналы издавались по-английски.
 

5. Любовь, эротика в индо-буддийской культуре
Любовь – одна из главных тем индо-буддийской культуры. Отношение к ней противоречиво. С одной стороны, любовь отрицается: «От любви родится печаль, от любви родится страх; для того, кто вполне освободился от любви, не существует печали, ни тем более страха… Не любите же ничего.» (Дхаммапада). По оценке русского философа Н.О. Лосского идеал буддиста – не любить, не страдать, не жить. Нет идеи любви к ближнему. Вивекананда утверждал: мы не можем помочь другому, а только себе.
С другой стороны, любовь – величайшая ценность. В иерархии видов любви высшая – любовь к богу, она же любовь к миру и она же полная непривязанность к чему бы то ни было. Истинная любовь не делает нас непривязаными, она не влечет ни ревности, ни страдания. Это бескорыстная любовь, любовь-жертва.
Высоко ценится и чувственная любовь. Кама – награда за соблюдение дхармы и артхи. Чувственная любовь – это сила космического порядка, один из способов соединения с Абсолютом.
Культ любви тесно связан с культом индуистского бога Шивы, олицетворяющего мужское животворящее начало.
Эротика. В джайнизме и буддизме сексуальная любовь – выражение слабости, зла. Отсюда проповедь безбрачия. Впрочем, некоторые известнейшие буддийские старицы были гетерами.
В индуизме сложилась богатая сексуальная культура. Она учит, что знание о любви и семье имеет божественные истоки, идет от бога. Сексуальная любовь имеет значение магической силы, носит сакральный характер. Он позволяет соединиться с божеством, раскрывает человеку смысл Вселенной.
В индо-буддийской культуре эротология – развитое учение и общепризнанная часть науки. Оно передавалось из поколения в поколение жрецами, так как обряды и жертвоприношения переплеталась с эротикой. Изучение камы в Древней Индии было необходимй деталью образования богатого горожанина. Самый древний трактат по эротике «Кама-сутра» записан врачом Малланагой Ватсьяяной в 6 в.
Наиболее ярким проявлением эротизма в индо-буддийской культуре стал тантризм. Тантризм учит, что космос есть поток постоянных творений-рождений. Все сущее возникает из мужских и женских элементов путем их соединения. Единство человека и космоса достигается во время сексуального слияния, повторяющего космические акты творения. Если энергия сексуальной любви доходит до головы через сердце, то перемещается в космос и происходит новое рождение. Активизация тела способствует преобразованию интеллекта в чистую энергию, ведет к духовному преобразованию.

6. Искусство индо-буддийского Востока
Особенности искусства индо-буддийского Востока
1. «Эстетика тождества»: регламентация типов сюжетов, характеров героев, языка, стиля и т.д. Нормы буддийской иконографии лимитируют мельчайшие детали в размерах лица, тела, его атрибутов (позы, положение рук и ног, жест, прическа, одежда, предметы в руках или рядом находящиеся и т.д.) Нарушения регламента якобы влекли за собой болезни, смерть, разорение мастера, его семьи, страны.

2. Искусство глубоко символично. Наиболее яркие символы – жесты в танцевальном искусстве, элементы скульптурных изображений и архитектурные детали. Символы учения буддизма – многорадиусное колесо, ступа (символ пустоты, мимолетности бытия), священное дерево – широко представлены в индо-буддийском искусстве. Колесо – символ дхармы, буддийского учения. Кроме того круг – символ движения времени и движения от центра к четырем сторонам света (до появления буддизма круг – символ солнца, могущества, всеведения, власти). Жесты в скульптуре и танце – «жесты души» – символы моральной красоты, одобрения, власти, силы и проч.     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сугестивна технологія та її зміст
Реферат Полынь – божье дерево и полынь-эстрагон
Реферат А. В. Федоров Герменевтический анализ культурного контекста процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории*
Реферат Экологическое содержание курса "География Ярославской области"
Реферат Дидактические принципы организации учебного процесса, способствующие повышению активности школьников
Реферат Прославление любви к работе в сказке Госпожа Метелица
Реферат Speech Essay Research Paper There are two
Реферат Внешнеполитическая подготовка Германии ко второй мировой войне в 1939 году. Политика Англии и Франции
Реферат Задачи по бух управленческому учету
Реферат My Ideal Roommate Essay Research Paper My
Реферат Computers Essay Research Paper computers are fun
Реферат Пытки и телесные наказания, история и уголовно-правовое значение
Реферат Теоретические представления консерваторов о государстве и власти (Н.Я. Данилевский, К.П. Победоносцев, Л.А. Тихомиров)
Реферат Идейно-художественное своеобразие деревенской трилогии А.П. Чехова "Мужики", "В овраге", "Новая дача"
Реферат Общественно-политическое движение в Украине в 1846–1849 годах