Арутюнян Р.С.
Средихеттских клинописных источников, обнаруженных в царских архивах Хаттусы(столицы древнего Хеттского государства, располагавшейся в 150 км к востоку от современной Анкары), основную часть составляют описания ритуалов. Это были своеобразныепособия, которыми следовало руководствоваться при совершении того или иногоритуала.
Средипоследних известны «царские ритуалы», т. е. общегосударственные празднества, которыесовершались под руководством и с участием самого царя в столице или другихглавных культовых центрах, а также праздники, связанные с культом местныхбожеств (как, например, богини Хувасаны города Хубисны1)или бога Грозы города Куливисны), совершавшиеся частными лицами. Ритуалыисполнялись хеттами во всех случаях жизни. Они обычно были приурочены кпереломным периодам жизни природы и человека (смена времен года — весна, осень;рождение, вступление в зрелый возраст, смерть)2).
Настоящаястатья содержит транслитерацию и перевод одного из хеттских текстов — КВо XV 33(содержащего описание ритуала в честь бога Грозы города Куливисны), впервыевыполненные автором статьи. Анализ данного текста позволяет выявить особенностихеттских домашних ритуалов3) подобного типа и знакомит содной из важнейших сторон повседневной жизни древних хеттов.
Интересующаянас надпись дошла в достаточно хорошей сохранности. Текст ее помещен на обеихсторонах двух глиняных табличек. 1-й столбец надписи, который находится налицевой стороне первой таблички и содержит около 35 строк, сильно поврежден.Сохранились два-три слова в каждой строке. Продолжение надписи, т.е. 2-йстолбец текста (около 42 строк) и 3-й столбец (более 37 строк), которыепомещены соответственно на лицевой стороне второй таблички и на оборотнойстороне первой, дошли до нас почти неповрежденными. И наконец, 4-й столбецтекста (около 40 строк), записанный на оборотной стороне второй таблички, сильноповрежден. Сохранились одно-два слова в каждой строке.
Настоящийдокумент принадлежит к группе текстов, описывающих ритуальный праздниквызывания бога Грозы города Куливисны20)(mukišnaš EZEN, mukišnaš SISKUR.SISKUR), который совершалсячастным лицом — «хозяином дома» (LÚEN.ÉTIM; parnaš išḫaš).
Этопразднество можно отнести к числу домашних ритуалов. Число участников ритуала(кравчий LÚSILA.SÙ.DÙ8, повара LÚ.МEŠMUḪAL-DIM, пекарьLÚ NINDA.DÙ.DÚ5, *) певцы имузыканты LÚ.МEŠNAR), описания мест совершения обрядов (мельницаÊNA4ARÀ, внутреннее помещение É.ŠÀ, дом для омовенийÉ.UŠ.DUl0.SA), использование значительного количества культовогоинвентаря, а также само обозначение ритуала как «ритуального праздника» — EZEN(этим словом в хеттских текстах обычно называются официальные культовыепраздники, совершаемые под руководством царя или одного из членов царской семьи21)) дают основание предположить, что «хозяином дома» могименоваться только состоятельный глава большой семьи или рода, человек знатногопроисхождения22). Вероятно, здесь речь идет о главесамого города Куливисны, одном из наместников царя. Можно было бы предположить,что термином «хозяин дома» обозначался сам царь, учитывая некоторое сходствомежду описаниями исследуемых нами ритуалов и «царских праздников». Но мырасполагаем одним из текстов, описывающих ритуал в честь бога Грозы городаКуливисны, в котором помимо «хозяина дома» упоминаются царь и царица:
/>
(2')царю «толстый хлеб» [...] (3') Царь (и) царица, стоя, богу [Грозы] войны[...]ют. (4') Певцы из города Канеша поют. Кравчий кусок хлеба (5') передаетцарю. Царь разламывает (его). И (он) кладет его на жертвенный стол. (6')Хозяевам в руки (нечто) для питья дают. Тогда бога Грозы войны же (7') (он) непьет. И вновь (он) чашу бога-защитника (и) чашу богини Иштар пьет. (8') [Пе]вцыпо-хурритски поют.
Участиецаря с царицей в указанном ритуале, вероятно, объясняется тем, что на весеннихмногодневных праздниках (антахшум, нунтариясха и др.) царь с царицей совершали«объезд» всей территории Хеттского [126] царства, как правило, почти всехкрупных городов23). По дороге, возможно, был расположенгород Куливисна (к сожалению, название Куливисны, как и многих других городов, несохранилось в описаниях праздников)24), где, встречаяцаря с царицей, глава города — управляющий совершал ритуал в честь местногобoжества.
Такимобразом, праздник вызывания бога Грозы города Куливисны проводился частнымлицом, по всей вероятности, управляющим города Куливисны, но не царем (подобноаналогичному празднику, связанному с местным культом богини Хувасаны городаХубисны25)).
Управляющийгорода — наместник хеттского царя обычно происходил из царского рода. Помимосвоей военной службы он должен был также исполнять некоторые гражданскиеобязанности. Среди них надо отметить в первую очередь религиозно-культовые. Онотвечал за сохранность святилищ, обновление и ремонт культовых помещений, занаставление жрецов и отправление культовых обрядов: ритуальные праздники ижертвоприношения, посвященные местным богам, должны были совершаться регулярно26). Иначе говоря, наместники в своих провинциях выступалив функции царя27).
Можнопредполагать, что в хеттском обществе бытовали представления о царе и царстве, аналогичныедревнеиндийским, согласно которым каждый домохозяин был в некоторой степени ицарем, а царь — домохозяином: «Каждый в своем доме царь, и каждый в своем домедомохозяин»28). Вероятно, «хозяин дома» (глава города)в своем «доме» (городе) выступал в функции царя. Подобно царю, он совершалритуальные праздники [127] и приносил ежегодные жертвы своему богу, тем самым«защищая, охраняя» свой дом, свои владения29).
Основнойсмысл правления царя состоял в том, чтобы обеспечить здоровье, плодородие иблагополучие как себе, так и своей стране. Болезни и неурожаи считалисьпоследствиями недовольства богов, за что только он был в ответе30). Другими словами, благополучие царя или вождя зависелоот благополучия и благосклонности защитника его тела (следовательно, и егособственности) — от верховного бога. И если великий бог скрывался в тайномубежище, потому что кто-то его прогневил, нужно было умилостивить его, смягчитьего гнев и примирить его с этим лицом (в данном случае с «хозяином дома»), совершаяритуал молитвы о возвращении исчезнувшего бога. Тем самым обеспечивалисьблагополучие и потомство как этому лицу («хозяину дома»), так и его чадам идомочадцам31). (Ср. текст I, 16'-20', также текст, описывающийритуал в честь бога Грозы города Куливисны, — KUB XXXIII, 62, II: (9) Дляблагополучия, для жизни, для жизненной силы (бодрости), для здоровья [...] (10)для долгих лет, для будущего (8) хозяина (и) хозяйки дома, (их) сыновей идочерей (10) посредством расположенности и благосклонности богов. Гнев же прочьизгони!)
Такимобразом, рассматриваемое нами описание ритуала вызывания бога Грозы городаКуливисны тесно связано с мифологическим рассказом об исчезнувшем боге32). В роли исчезнувшего бога в многочисленных версияхэтого мифа выступают различные божества хеттского пантеона33).Здесь исчезнувшим божеством является бог Грозы (города Куливисны), который какниспослатель дождя и оплодотворитель матери-земли был верховным богом ицентральной фигурой мифов не только в Анатолии, но и во всей древней ПереднейАзии (за исключением Вавилонии)34). Он являлся богомплодородия и мужественности. Возвращение исчезнувшего божества выступает какнеобходимое условие для возвращения плодородия и обновления жизни и жизненнойсилы «хозяина» и «хозяйки дома».
Описаниеярости бога и последствий (мрак, бесплодие, голод) его исчезновения обнаруженов фрагменте одного текста, содержащего описание праздника вызывания бога Грозыгорода Куливисны35).
/>
[128]
/>
«(3)[Окна] охватил дым, дом ту[ман охватил. В очаге] (4) поленья «были угне[тены», (едватлели). На алтаре боги] (5) «были угнетены» Овцы [и быки «были угнетены»...](6) на алтаре, в стран[е с голоду умирали.] (7) Бог Солнца пир устро[ил итысячу богов позвал] (8) [E]ли, но н[е могли утолить свой голод, пили же, ноне] (9) [могли свою жажду уто]лить. И бог [...]»36).
Помнению Гютербока37), праздник вызывания бога Грозыгорода Куливисны не имел ничего общего с сезонными ритуалами; он происходилежегодно, но не в определенный сезон, а скорее всего в какой-то период, устанавливавшийсясамим «хозяином дома». Нам представляется, что об этом же свидетельствуетследующий фрагмент текста, в котором упоминается бог Грозы города Куливисны:
/>
«(1)[Ко]гда хозяин дома богу Грозы города Куливисны в течение (2) [года] молится(почитает), то в которое время хо[зяин дома] (3) сможет, либо весной, либо вовремя жатвы, либо […] (4) зимой [...]38)».
Понашему мнению, указанный текст представляет собой описание обычного почитания(молитвы) бога Грозы города Куливисны и отличается от праздника вызывания(mukišnaš EZEN)39) этого же бога. Об этомсвидетельствует тот факт, что слово «праздник» (EZEN) не упоминается ни вофрагменте указанного текста, ни в колофоне: «1-я табличка молитвы богу Грозыгорода Куливисны не завершается» (DUB 1. KAM ŠA dIMURUKu-li-ú-iš-na mu-ki-iš-na-aš. Ú.UL QA-Tl).
Мыпредполагаем, что праздник вызывания бога Грозы города Куливисны являлсякалендарным весенним праздником, возможно, даже праздником Нового года, учитываяего связь с хеттским мифом об исчезнувшем боге, который, подобно мифам об«умирающем и воскресающем божестве» у других народов, может быть соотнесен сосменой времен года. Можно сослаться, например, на восточнославянские параллелик данному хеттскому мифу, связанные с вызыванием дождя и плодородия в началевесеннего цикла40).
Этотнаш вывод подтверждает и указанный выше текст, в котором говорится о царе ицарице. О связи праздника с весной свидетельствует и частое упоминание винтересующих нас текстах41) сосудов для хранения зерна(DUGharšii̯alli-),которые осенью наполнялись (išḫuṷa-, šuḫḫa-, šunna-)и торжественно открывались (ḫeš-,kinu-, ср. обряд открывания сосудов зерна на мельнице, I, 12) на весеннихпраздниках42). После распечатывания [129] сосудовобычно совершался обряд размола и растирания зерна (mallanzi ḫarranzi)43). Из полученной муки пекли жертвенный хлеб. Указанныесосуды в текстах обычно встречаются в связи с богом Грозы, который в качествениспослателя дождя обеспечивает богатый урожай44).Одним из основных обрядов праздника вызывания бога Грозы города Куливисны быловыпекание жертвенного хлеба в домашней печи (UDUN). Обрядовое выпекание хлеба сточки зрения семиотики ритуала характеризуется «соединительной семантикой»45). С одной стороны, это предполагает соединение членовколлектива, с другой — соединение с духом бога-защитника этого коллектива. Хлебсам, по-видимому, отождествлялся с богом, и каждым его выпеканием обновляли иукрепляли свое родство с ним. Обрядовое коллективное выпекание хлеба навесеннем празднике должно было содействовать обильному урожаю и богатомуприплоду скота у «хозяина дома» и его домочадцев. Этот обряд можно сравнить, например,с выпеканием каравая на празднике призывания весны во многих районах Беларуси46).
Отметимнекоторые интересные места описания выпечки хлеба с точки зрения их важностидля более глубокого изучения повседневной домашней жизни и быта древних хеттов.Сначала смешивали растолченные зерна (мука) с водой. Затем часть образовавшейсякашицы в сосудах для теста (DUGišnuruš) накрывали священной тканью(GAD DINGIRLIM) и на некоторое время (до следующего утра) оставляли передалтарем. На следующий день «хозяин дома» осматривал их и, если тесто поднялось,уносил сосуды в помещение для омовений (É.DU10.SA). Там, вероятно, онприносил их в жертву богу (II, 13'-14', 32'-35').
Другуюже часть теста в корыте (GlŠBUGÍN) помещали у сосудов для тестаперед алтарем, а потом пекари уносили его во внутреннее помещение(É.ŠA). Там «хозяин дома» разламывал на нем белый хлеб дакарму. Наследующий день из этого теста пекли обрядовый хлеб в сосудах из тростникаGIkurtali (II, 15'-18', 25'-26', 36'; III, 29-30).
Помимообрядового печения «толстого хлеба» (NINDAḫarši-,NINDA. KUR4.RA), в тексте упоминается также «хлеб для воинов»(NINDA.ERINMEŠ). Жрец-маг бога Грозы города Куливисны — один из участниковпраздника — брал его с алтаря и помещал его на жертвенном столе бога (ŠADINGIRLIM GIŠlahhura-), перед окном (III, 1-3)47).Хлеб или мучная жертва подобно животной жертве поднимались к верховнымбожествам. Разламывание хлеба в ритуале сопоставимо с расчленением жертвенногоживотного48) (см. ниже).
Выпеканиeхлеба сопровождалось совершением причастия: «хозяин [130] дома» «пил»49) бога Зерна (dHalki-), а также всех богов (II, 23, 27-28).Относительно значения выражения «пить бога» существуют различные точки зрения, самаяубедительная среди них у Э. Форрера50). По его мнению, хетты,выпивая вино или пиво из сосуда в форме животного, символизировавшего божество(BIBRU), — «выпивая бога», приобретали силы существа этого бога, приобщались катрибутам бога51). С другой стороны, вино в хеттскихритуалах часто использовалось в функции крови бога. Питье крови — древнейшийакт спасения и исцеления. Вино вбирало в себя семантику крови, но при этом«спасение» и «исцеление» носили характер оплодотворения и рождения52). Таким образом, «выпивая» бога Зерна и всех богов, «хозяиндома» приобщался к крови богов, обеспечивая тем самым плодовитость ипроизводительность как себе и своим домочадцам, так и жителям своего поселения.
Вторымважным обрядом праздника являлось жертвоприношение барана и быка богу Грозыгорода Куливисны, которое совершалось на второй день праздника, параллельно свыпеканием хлеба. Существенными моментами при этом представляются очищениежертвенных животных у вечного огня (III, 7, 18-19, 25-26), удары «хозяина дома»по частям их тела с помощью бронзовых ножей (III, 11-12), их заклинание уалтаря (III, 13, 28), молитва «хозяина дома» перед богом (III, 20-22), закалываниежертвенных животных у алтаря (III, 13, 28), отделение части их тела для вечногоогня бога (III, 15, 31), трехкратное совершение жертвенного возлияния кровиперед алтарем бога (III, 31-32).
Вданном обряде жертвенных животных пригоняли к вечному огню и совершалиочищение/воскурение с помощью тухуессар. Перед любым ритуалом жрец (или кто-тоиз участников ритуала) обычно совершал обряд очищения жертвенных животных, атакже приводил в «состояние культовой чистоты» все предметы, использовавшиеся вритуале53). В этом участвовали две стихии — вода иогонь как средства защиты от злых сил и напастей, от болезней и грехов54) (ср. ритуальное омовение рук «хозяина дома»: II, 22-23).
Пропитываниедымом огня жертвенных животных и варение отдельных частей их туш приобреталисемантику «получить омоложение, новое рождение, воскресение». Бог, вкусившийживотное, изжаренное в огне алтаря, тем самым становился воскресающим богом55). Вероятно, данным обрядом хотели возвратитьисчезнувшего бога.
Всвязи с этим интересно отметить семантику погребального костра как частныйслучай регeнерационной сущности огня (ср. упоминание «вечного огня» (ukturi-) врассматриваемом нами тексте56)). Кроме того, [131]огонь вообще во всех религиях являлся посредником между людьми и богами.Вознося вверх языки пламени и дым, он служил передатчиком жертвоприношений, доставляяжертвы богам.
«Расчленениеживотных» — хорошо известное техническое обозначение обряда, характерного длявсех древних культур: это разъятие на части тотемного бога-животного с цельювкушения. Такова была и всякая архаическая еда в своих бытовых формах: главадома закалывал животное и главную его часть (в хеттской традиции, скорее всего,печень и сердце — UZUNÍG.GIG, UZUŠÀ: IV, 30', 33', 35') клална алтарь, посыпав мукой (memal: IV, 1', 23'). Это была еда для бога.Присутствующие же жарили и съедали все остальное57). Вдействительности жертвоприношение — это совместная трапеза людей и богов58).
Последниминтересным актом жертвоприношения было совершение жертвенного возлияния кровиживотных перед алтарем бога Грозы города Куливисны. Кровь в мировоззрениидревнего человека являлась вместилищем жизни, символом родства и общности сродовыми божествами. Кровь жертвенного животного считалась священным, оченьдейственным средством защиты от злых духов59). Вхеттских ритуалах помимо выливания крови жертвенного животного прямо на землювстречаются также случаи, когда кровь выпускают в сосуд и ставят его на землюперед божеством60).
Висследуемом нами тексте описывается ритуальное соединение растительных (вина ипива) и животных жертв с целью вызывания плодородия и производительности.
Некоторыеритуальные действия — приготовление теста для обрядового выпекания хлеба, причащениек богу Зерна, обряд с жертвенными животными у вечного огня — сопровождалисьигрой на различных музыкальных инструментах (аркамми, галгалтури, «большоминструменте богини Инанны») и пением (I, 28', II, 10'-11', 24', III, 5-6). О пениии игре на музыкальных инструментах почти всегда говорится в описаниях хеттскихритуалов. Как заметил X. Г. Гютербок, эти действия в хеттских текстах обычноупоминаются раздельно в отличие от шумеро-аккадских текстов подобного рода, гдепод пением всегда подразумевалось также инструментальное сопровождение61). По нашему мнению, пение и музыка в хеттских ритуалахпреследовали отнюдь не эстетические цели, а скорее всего были связаны споверьями многих древних и современных народов, согласно которым звон металлаинструментов и пение на высоких нотах могут изгонять демонов, злых духов ипривлекать добрых духов-хранителей62) (ср., например, звонколоколов в христианских церквах).
Основныедействия праздника призыва бога Грозы города Куливисны происходили на мельнице(ÉNA4ARA), во внутреннем помещении бога (E.ŠÀ DINGIRLIM), впомещении для омовений (É.DU10.SA). Здесь, по-видимому, речь идет не опомещениях храма, как предлагает Г. Г. Гиоргадзе в отзыве о данной статье, но опомещениях домашнего или дворцового сооружения культового назначения. Образецтакого трехкомнатного домашнего святилища, обнаруженного в нижнем городеХаттусы, [132] возможно, был типичным для городских жителей (или для главымаленького города)63).
Внутренниепокои, по мнению некоторых авторов, были отдельным помещением, где стоялакровать бога и где умывали, умащали и одевали статую бога64).Там же были расположены печь (III, 30), где пекли обрядовый хлеб, а также, по-видимому,алтарь и жертвенный стол. В «доме для омовений», по всей вероятности, «хозяиндома» совершал обряд очищения от всякого рода «нечистоты» (злых духов, неурожая,бесплодия скота, болезней, отсутствия потомства и т. п.). Посещение дома дляомовений и проведение в нем обрядов (омовение, облачение в ритуальный наряд, жертвоприношение)являлись составной частью хеттских праздников. В этих помещениях обычноустанавливалась каменная стела бога Грозы65).
Ввидуплохой сохранности текста остается неизвестным, сколько дней длился данныйпраздник. В тексте только один раз (II, 29') встречается выражение lukkatta —«на рассвете», указывающее на продолжение ритуала, т. е. праздник длился какминимум два дня.
Впразднике участвуют помимо «хозяина» и «хозяйки дома» SALBÊLDIÉTIM, parnaš išhaššara) их сын (DUMU EN.ÉTIM:I, 29'), жрец-маг бога Грозы города Куливисны (LÚAZU dIM URUKuliṷišna: III, 1), повара(LÚ.MEŠMUḪALDIM),пекари (LÚ.MEŠNINDA.DÙ.DÙ), кравчий (LÚSILA, ŠU.DU8:II, 2'), певцы и музыканты (LÚ.MEŠNАR), мельничиха (SAL NA4ARA: I, 13').
Втекстах упоминаются многочисленные боги, среди которых можно отметить богаЗерна, богов Грозы города Куливисны и города Нерика (IV, 32), бога Грозы войны(tuzzii̯ašdIM: KUB, XLI, 10, Rs., 10; dIM KARAŠ, KBo XV, 36, III, 6'), богиню-покровительницухурритского происхождения Иштар и бога-защитника (dLAMA, I, 5'; КВо 36. II, 14-15),богиню Инар (IV, 28') 66).
Представляетинтерес упоминание в исследуемом нами тексте вечнозеленого дерева (GlSe i̯a-), которое привозилина праздник с горы Сиддуа. Его с помощью пояса тахапси поднимали и, возможно, помещалиперед алтарем (III, 33-36). Как предполагает М. Попко67),хетты обычно ставили ветви дерева на алтаре или же само дерево помещали передалтарем или статуей бога.
Вечнозеленоесвященное дерево e i̯a-,символизирующее, вероятно, «Мировое дерево» в хеттской культуре, воспринималоськак растение неиссякаемой жизненной силы, никогда не сбрасывающее листьев. Вмифе об исчезнувшем боге оно выступает как символ изобилия, плодородия иблагоденствия (аналогично ели в рождественских обрядах)68).Из-за [133] плохого состояния таблички, на которой записано продолжениеисследуемого нами текста, остается неясным, что происходило в данном ритуале сдеревом e i̯a-.Можно предположить, что там содержалось описание заключительной части мифа обисчезнувшем боге, воспроизведение которой имело целью восстановление плодородияи благосостояния всего коллектива.
Хеттскоеназвание дерева e i̯a-некоторые исследователи относят к общеиндоевропейской группе слов от корня *ei-— «тиса» (Taxùs)69). По мнению же Ф. Хааса70), это скорее всего могучий дуб, игравший в хеттскомкульте и магии значительную роль. Можно предположить, что вечнозеленое дереводолжно было обеспечить здоровье и долгие лета, благополучие и плодородие«хозяина дома» и членов его семьи. Отметим также, что дерево e i̯a- упоминается и вдругом тексте, относящемся к описанию ритуала в честь бога Грозы городаКуливисны. В этом тексте упоминается все та же гора Сиддуа — KUB XII. 19. III(13): «И в горы Сиддуа [дерево эя] (14) отправля[ют] рубить… (16)… Икогд[а] он (17) идет под дерево эя, [начинает?] руб[ить]. (18) И промоченныйхлеб разламывает. И та[к говорит): (19) Гора Сиддуа! Ты [...] (20) Смотри, этодерево эя для [бога Грозы города Куливисны] (21) мы привезли, чтобы украшать, одев[ать]…(24) Отруб[ленное1 дерево эя же (25) (он) поднимает вверх»71).
Изданного отрывка очевидно, что дерево эя или его ветки, отрубленные в горахСиддуа, украшали, «одевали» и ставили на алтарь бога Грозы города Куливисны каксимвол плодородия и вечного процветания.
Итак,в данной статье проанализирован один из текстов, содержащий описание праздникавызывания бога Грозы города Куливисны, который совершался частным лицом —«хозяином дома». Этот праздник мы отнесли к числу домашних праздников (см.прим. 3), так как он касается благополучия «хозяина дома» и членов его семьи.«Хозяином дома», как мы предположили, мог именоваться только состоятельныйглава семьи или рода, скорее всего управляющий города Куливисны, один изнаместников царя. «Хозяин дома» выступал в своем городе в функции царя. Подобноцарю он совершал ритуальные праздники и приносил ежегодные жертвы своемубогу-защитнику. В программу этого праздника входило также повествование мифа обисчезнувшем боге. Бога вызывали, чтобы примириться с ним и смягчить его гнев. Вроли исчезнувшего бога здесь предстает бог Грозы города Куливисны. В этой связимы предположили, что праздник вызывания бога Грозы города Куливисны можноотнести к календарным весенним праздникам.
Висследованном нами тексте описываются обрядовое выпекание жертвенного хлеба ижертвоприношение быка и барана богу Грозы города Куливисны, а также совершениежертвенных возлияний богам. Помимо «хозяина и хозяйки дома» в праздникеучаствуют их сын, жрец-маг бога Грозы города Куливисны, повара, пекари, кравчий,певцы и музыканты, мельничиха. Как мы установили, праздник длился как минимумдва дня. Основные действия праздника происходили во внутреннем помещении бога.Во время праздника участники посещали также «мельницу» и «дом для омовений».
ТекстКВо XV 33 является ценным источником для изучения истории культуры и духовнойжизни древних хеттов, а также их языка. В описаниях [134] хеттских домашнихпраздников проявляются не только характерные черты хеттской религиознойсистемы. Эти тексты, несомненно, важны для более глубокого изученияповседневной жизни и быта древних хеттов. Представляют огромный интересупоминаемые в текстах названия разных профессий, пищевых продуктов, всевозможныхбытовых предметов. На основании этих фактов можно получить некоторыепредставления о производстве материальных благ в древневосточном царствехеттов.
Список литературы
1) См. Güterbock H. G. Rituale für die GöttinHuwaššana // Oriens. 1902. V. 15. S. 347 f.
2) См. Ардзинба В. Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. М., 1982. С. 156; Рорко М. Magia i wróżbiarstwo u Hetytów. Warszawa,1982. S. 41.
3) «Домашними» называются те обряды, которые касаютсяпроцветания «дома» в широком смысле, благополучия членов семьи или рода, икоторые совершаются хозяином дома — главой семьи или рода. Другим важным признакомдомашних ритуалов считается «варение жертвы» или обрядовое печение хлеба надомашнем огне. Ср. древнеиндийские домашние обряды: Кудрявский Д.Н.Исследования в области древнеиндийских домашних обрядов. Юрьев, 1904. С. 31, 34,37.
4) Дубл. KUB XLI, 10 (Во 2485), I, 14'-17'.
5) LAGABxNINDA; ср. Güterbock H. G.Einige seltene oder schwierige Ideogramme in der Keilschrift von Воgasköy // Festschrift H. Otten. Wiesbaden, 1973. S. 81.
6) Cp. Hoffner H. A.Alimenta Hethaeorum. Food Production in Hittite Asia Minor. New Haven, 1974(American Oriental Series. 55). По нашему мнению, может быть и IB.TAK4 —«остаток». По всей вероятности, здесь подразумевается оставленное на некотороевремя тесто, которое поднялось, хотя для данного действия обычно употреблялсяглагол putkiia (ibid. P. 136).
7) Окончание этого слова явно ошибочно. Издатель Г. Оттон самсомневался и обвел его кружочком.
8) Дубл. KUB XLI, 9, Rs. 1'-11'.
9) Ср. HW, S. 88.
10) Ср. HDW. S. 8: aršak — iter. глагола аr-/еr-«достигать, прибывать», aršakiti — отглагольное имя существительное.
11) = осушенное тесто, ср. Sommer F. Ehеlolf Pāpanikri.Lpz., 1924. S. 39-40.
12) Соотв. «маленький барабан» или «бубен» и «цимбалы» или«трещотки», ср. Ардзинба. Ук. соч. С. 72.
13) Ср. HDW. S. 29.
14) «Арфа» или «лира». В некоторых хеттских ритуальныхтекстах глагол «играть» (ḫazzik(k)-)может опускаться, но подразумеваться. Ср. Ардзинба В. Г. Заметки к текстамхеттских ритуалов // ВДИ. 1977. № 3. С. 129.
+) Скобка не закрыта в журнале. HF.
15) Ср. HDCh. Р. 230.
16) ukturi — «место кремаций», «место трупосожжения» (ср. HW. S. 233; HDW. S. 95; Otten H. Hethitische Totenrituale. В.,1958. S. 141), «вечный огонь» (ср. Гамкрелидзе Т. В., ИвановВяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. II. Тбилиси, 1984. С. 826). Ср.также Иванов Вяч. В. Культ огня у хеттов // Древний мир. М., 1962. С. 272.
17) tuḫḫueššar— «дымовая смола» (Räucherharz), ср. HDW. S. 92. Как полагает X. Г.Гютербок (Lexicographical Notes. II // RНА. 1964. Т. 22. Fasc. 74. Р. 106), этокакое-то вещество, которое использовалось для воскурения.
18) Акк. karābu = хетт. mald-, ср. HW. S. 309; ЛипинЛ.А. Аккадский язык. Словарь. Л., 1957. С. 102; HDCh. Р. 134.
19) palṷai:значение глагола неясно. Согласно HW (S. 156), «глагол высказывания». По нашемумнению, здесь он аналогичного значения с глаголом mald- «давать обет», «обещатьбогу что-либо».
20) Ср. СТН. Р. 56-57, № 329-330. Из них текст КВо XV 34подробно анализирован и исследован в ст.: Арутюнян Р. С. Хеттский ритуал вчесть бога Грозы города Куливисны // Древний Восток. Вып. VII. Ереван, 1991.
*) В журнале на символах "Ú5” дефект печати, неуверен, что понял правильно. Тем более, что хеттийску мову не розумию. HF.
21) Ср. Güterbock. Rituale… S. 347.
22) «Дом» мог обозначать не только жилое помещение, в которомпроживала та или иная семьи, но и весь хозяйственный комплекс индивидуальнойсемьи («домохозяйство»). Слово «дом» обозначало также целое хозяйствокакого-либо крупного землевладельца (усадьбу), обычно состоявшее из несколькихмелких «домов» — хозяйств, в которых работали отдельные непосредственныепроизводители. Об этом подробно см. Гиоргадзе Г. Г. Очерки посоциально-экономической истории Хеттского государства Тбилиси, 1973. С. 9-10. Ср. также:Riemschneider К. Hethitische Landschenkungsurkunden //MIO. 1958. Bd 6. Ht. 3. S. 338; Otten H. Das Hethiterreich // SchmökelKulturgeschichte des Alten Orient. Stuttgart, 1961. S. 399; Менабде Э.А. Хеттскоe общество. Тбилиси, 1965. С. 56.
23) Ср. Ардзинба. Ритуалы… С. 20-22.
24) Местонахождение города Куливисны пока остается намнеизвестным. По мнению Г. Гютербока(Güterbock Н. Somit Aspects of Hittite Festivals// Actes de la XVIIе RеncontreAssyriologique Internationale. Bruxelles, 1970. P. 176; idem. Rituale…S. 349), он принадлежал к тому же региону, что и город Хубисна (Kibistra =Eregli), так как у них одинаковые окончания. Город Хубисна же был расположен вцентральной части Хеттского государства, в Нижней стране (ср. GarstangJ., Gurney О. R. The Geography of the Hittite Impire.Lpz, 1959. P. 63-64; Güterbock H. G. The North-Central Area of Hittite Anatolia // JNES. 1961–1962. V. 20. P. 89-92). Название этого последнего городаупоминается в описаниях праздника Килам (ср. Ардзинба. Ритуалы… С. 30). вовремя которого царь с царицей объезжали все ворота храма бога Зерна в столице, гдесовершались церемонии приношений даров из хранилищ ряда городов. Эти приношенияраздавались в основном управляющими этих городов, которые, согласно Г. Г.Гиоргадзе (Очерки… С. 169, 236—239, 256; он же. «Дом[а] царя» в хеттскихклинописных источниках // Культурное наследие Востока. Л., 1985. С. 81), являлисьгосударственными служащими, заведовавшими целыми административно-хозяйственнымицентрами — «домами», имевшимися в разных «городах»-поселениях страны. Ср. также Larochе E.Les Noms des Hittites. Р., 1966. Р. 251: del Моте G. F., Tischler J. Die Orts-und Gewässernamen der hethitischen Texte // RGTC. Bd 6. Wiesbaden.1978. S. 118 f., 218. Город Куливиснa упоминается и в одном тексте (КUB XLIII, 56),который содержит описание ритуала, проводившегося царицей в указанном городе вчесть богов Мардука, Ирхандуса и Хиссаландуса (11, 27-29); ср. del Monte.Tischler. Op. cit. S. 219; RLA. 1981. Bd 6 Lief. 3/4. S. 304 f.
25) Как отмечает Гютербок (Rituale… S. 348; Some Aspects…P. 177), согласно текстам, описывающим праздник в честь богини Хувасаны, господинритуала мог быть как богатым, так и бедным. Это подтверждает наше предположение,что данный праздник проводился частным лицом. Мы не видим аргументов в пользуточки зрения Г.Г. Гиоргадзе, который в своем отзыве о данной статьепредполагает, что праздник вызывания бога Грозы города Куливисны совершалсяслужителем храма «в основном в храмe указанного бога, расположенном в самомгороде Куливисны, а не в доме какого-либо частного лица».
26) См. Goetzе А. Kleinasien. 2 neubearb. Aufl.München, 1957. S. 107 f., 169 // Handbuch der Altertumswissenschaft. IIIAbt. 1 Teil. 3 Bd. Kulturgeschichte des Alten. Orients. 3 Absch. 1 Lief.): ГерниО. Р. Хетты. М.,1987. С. 65, 67; Дьяконов И. М. Комментарий к хеттским законам // ВДИ. 1952. № 4. С. 292.
27) См. Hocart А. М. Kingsand Councillors. Cairo, 1936. Р. 84-85, 106.
28) Ср. Романов В. Н. Древнеиндийские представления о царе ицарстве // ВДИ 1978. № 4. С. 30. Ср. также: Носаrt. Op. cit. Р. 205.
29) Ср. функцию царя «защищать» (хетт, paḫš-, paḫḫaš-)страну/территорию, владение/дом: Ардзинба. Ритуалы… С. 99-100.
30) Ср. Goetze. Klеinasiеn. S. 90; Носаrt. Ор. cit. P. 62, 98.Согласно древним представлениям, вождю или царю приписывалась магическая властьнад природой, над небом, дождем, людьми, скотом, и от благополучия, отритуальной чистоты его тела зависело благополучие всого народа (ср. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. М., 1986. С. 165; Пропп В. Я. Исторические корни волшебнойсказки. Л., 1986. С. 38; ср. также диалогичные хеттские представления:Kammenhuber А. Die hethitischen Vorstellungen von Seele und Leib, Herz undLeibesinnerem, Kopf und Person // ZfА N. F. 1965. Bd 23. S. 192).
31) См. Гютербок X. Г. Хеттская мифология // Мифологиидревнего мира. М., 1977. С. 164;Furlani G. La religione degli hittiti. Bologna, 1936. P. 352-353.
32) Cp. Otten H. DieÜberlieferungen des Telipinu-Mythus // MVAeG. 1942. 46 Bd. 1 Ht. S. 64;Güterbock. Rituale… S. 351.
33) См. Гютербок. Хеттская мифология. С. 164; также Otte
Источник:annals.xlegio.ru/hetts/ritual/dp.htm
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта throneofice.ucoz.net/