Реферат по предмету "Религия и мифология"


Наука и мифология

ГОУ СПОКунгурское педагогическое училище
Реферат
Попредмету Человек и общество
Тема: Наукаи мифология

2007

Содержание
 
Введение
1.Наука
2.Мифология
2.1.Сравнительная мифолог
Заключение
Литература

Введение
         Я выбрала эту тему «Наука и мифология», потому что она оченьинтересно наблюдается и разбирается. Наука и мифология почти схожи между собой.Мифология – это начальный этап человеческого мышления, то же самое и наука –теоретическая система тезированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящееего существенные стороны в форме и основанные на данных научных исследований.

Наука
 
Наука – это теоретическая система тезированные взгляды на окружающий мир,воспроизводящие его существенные стороны абстрактно-логической форме иоснованные на данных научных исследованиях.
Как мы уже видели, длительный период истории человечества располагало восновном лишь предположительными знаниями о мире, — через магию, мифологию ирелигию, полагаясь на них при принятии значимых решений. Лишь к новому времениуспехи европейской науки в познании мира и технической ассоциации, практическойдеятельности обеспечили ей признание в обществе и высокий статус. Хорошоизвестно, что религия или астрология располагает своими доказательствами,своими правдоподобия, подлинности своих знаний об объективном мире, что делатьих столь устойчивыми и распространенными формами познания окружающейдействительности и жизненных ситуации. Приятно под наукой понимать прежде всегосферу человеческой деятельности, в которой вырабатываются и теоретическисистематизируются объективные знания о действительности.
Отличную особенность собственного научного знания обычно видят в егосогласованности с фактами, наблюдениями или экспериментальными данными.Предполагается, что сначала ученые собирают факты и описывают их, а затем на ихоснове формируют научное положение и теории, которые, в свою очередь,проверяются на фактах. Однако этот критерий далеко не всегда позволяет отделитьнауку от не науки. Длительное время, казалось бы, бесспорные фактыподтверждали астрологические наблюдения и теорию Птолемея, алхимические опыты.Астрология и магия пользуются не малым спросом и в наше время, а к ним следуетприсоединить уфологию, т.е. науку о неопознанных летающих объектов,эзотерическое знание о духовных сущностях и т.д. Требуется введениедополнительного критерия для того, чтобы отделять подлинное научное знание отдругих форм знания.
Наука в высокой оттепели представляет собой отделение субъекта от объектаи лишение этого объекта какого-либо ценностного значения для наблюдателя,именно поэтому возникает столь серьезная проблема соотношения между наукой инравственностью, между физиками, лириками и т.д. Хотя в научных разработкахпринято подчеркивать, что наука имеет дело именно с фактами, т.е. сдействительными явлениями и процессами, исходное понятие и принципы, которымиоперирует наука, относятся непосредственно к реальному объекту, а к идеальнымконструктам, в которых обобщаются эмпирические данные и формируютсярационально-логические умозаключения.
Не существует общество вообще, чистой духовности или идеальносправедливого правления. Однако, вводя в научное мышление такого родапринципов, ученые отвлекаются от второстепенных и вторичных, несущественныхсвойств и связей реального мира и выделяют наиболее важные стороны. Этоозначает, что нельзя прямо соотносит научные конструкты с реальными явлениями ипроцессами, необходимы те или иные ограничения и допущения, введениепромежуточных критериев и дополнительных факторов.
Содержание этих процессов заслуживает более внимательного рассмотрения,что мы и сделаем в главе XVII,где рассматривается культура постиндустриального общества.
Важная проблема в науке – выработка социализированного понятного языка, вмаксимальной степени фиксирующего свойство, объектов изучения, воспринимаемыекак независимые от субъекта. Наука высокой степени представляет собой отделениесубъекта от объекта и мышление этого объекта какого-либо ценного значения длянаблюдателя. Понятие биологических наук сильно отличается от понятий социологиии социальной психологии.
Именно поэтому, чтобы встать специалистом или просто знающимспециалистом, в которой области науки, студент вынужден затратить и маловремени на освоение языка и понятийного состава той или иной дисциплины.Необходимы совместные усилия ученого сообщества для того, чтобы выявить статуснауки в дальнейшем эволюции нашего мира. Вопрос об истинной науке важноезначение приобретает реализуемость тех или иных научных положений и гипотез.Некоторые научные гипотезы ждут своего подтверждения многие годы, а научнаятеория высокого уровня подлежат верификации лишь на основе фундаментальных,концептуальных разработок.
Наука представляет собой не только компонент культурного освоениячеловека внешнего мира, но и части общественного сознания. Она является также иформой производственной деятельности, в силу чего она становится частьюсовокупностью общественного производства.
Много споров в науке о науке вызывает проблема соотношения науке ссоциокультурной средой. Важная проблема, на решение которой направлено быломного усилий видных ученых за последние десятилетия, состоит в определении тогоместа, которые занимает наука в системе духовного производства этих обществ.Эта проблема культурного контекста науки, охватывающая не только соотношенияспецифики каждой из цивилизации с универсальным кодом науки, а также ипотребность преодоления западной – центристского понимания науки, неоставляющего для восточного аналога значимого социального и гносеологическогоместа. Важнейший прорыв решения этого вопроса был сделан английским ученым Дж.Нидэлгом в многотонном исследовании «наука и цивилизация в Китае». Он провелобширную работу по изучению истории научного знания в Китае.
История науки Востока свидетельствует, что в определенные периоды вкаждом из регионов были значительные достижения в математике, медицине, химии,физике, астрологии, географии, оптики, философии, литературе, искусстве и т.д.Научное познание: в науке выделяет эмпирический и теоретический уровни знаний.Эмпирическое познание имеет дело, прежде всего с фактами, составляющими основулюбой науки, а также с эмпирическими знаниями, которые устанавливаются врезультатов объединений и эксперимента.
Теоретическое познание имеет дело более абстрактными теоретическимизаконами, охватывающими очень широкий класс явлений, а также тайные объекты,которые нельзя непосредственно наблюдать, к примеру, электроны, гены. Средиэтих законов – закон всемирного тяготения, законы наследственности и т.д.
Познавательное значение теории очень велико. Они позволяют описыватьобъяснять изучаемые явления и процессы, высказывать их развития будущего.Например: теория Ньютона или как его называли небесная механика, включающаязакон всемирного тяготения.
Научное мышление и современный человек: каждый из нас, будучи даже оченьдалек от профессиональной научной деятельности, постоянно пользуются плодаминауки, воплотившимися в массе современных вещей. Важнейшие социальные функциинауки являются: а) познавательно-объяснительная; б) мировоззренческая; в)прогностическая (прогнозировать следствия таких изменений).
Мифология
 
Первые попытки рационально истолковать мифы были связаны с пониманием какаллегории. В мифе видели иносказания, поучение, уподобление, намеки. При такомотношении к ним богатство содержание мифов кажется по истине неисчерпаемым.Ярким примером подобного подхода было отношение к мифам основоположникаметодологии опытного знания Ф.Бекона. В тракте «О мудрости древних» он изложилмногие античные мифы и собственные понимания скрытой в них мудрости. Он писал,что она представляет ему «подобной плохо отжатым виноградным гроздьям, из которыххотя и выжито кое-что, однако самая лучшая часть остается и не используется». Подобнымуже образом истолковал мифы Гердер. Его взгляды положили начало свойственномууже для романтизма пониманию мифов. Вершины романтической концепции мифов сталоучение Шелина.
Шелин делил различные способы изображения на три вида схематическая(общее обозначает особенная), аллегорическая (общее) и символическая (общего иособенного). Мифологию он понимал именно символически, т.е. неиносказательно,не историко-психологически, когда в мифах пытаются найти персонификации иодушевления. Миф для Шелина если что-то и знает, то именно то, о чем в нем идетречь, иными словами, значение мифа совпадает с бытием. Но из подобногопонимания следует, что мифотворчество может быть только явлением прошлого. Вбудущем полагал Шелин, возникает симбиоз науки и мифологии, которая будетсоздана эпоха в целом. Из сказанного должно быть ясно, что мифология какопределение состояния сознание – это не только далекое прошлое духовнойкультуры.
Мифологию не возможно ограничить рамками первобытного мышления также, какнельзя провести резкие грани между мифом и научным мышлением, в общем. Ведь ито, и другое – мышление, как известно, в марксизме действительности мышлениядоказывается практикой. Но особенности мифологического мышления является то,что оно совсем не нуждается в доказательствах или в практическом обосновании.Мифология – это начальный этап человеческого мышления. Она имела те жеособенности, что и первобытная культура в целом: синкретизм, антропоморфизм. Всостоянии искренней и глубокой веры человек во всем видит лишь подтверждениесвоей веры. Так, верующие в судьбу склонен видеть предопределенность даже впопытках разубедить его и объяснить случившиеся простым стечениемобстоятельств.
Управляемость общественными процессами, которая зачастую носит анонимныйхарактер, создает обильную почву для всевозможных мифов. На смену приходятдругие мифы, связанные с верой во всесилие политике или в оккультные учения, в«пришельцев» или в «скрытые» возможные человеческой психики. Общаяхарактеристика мифологии состоит в том, что в ней осуществляется совпадениечувственного образа, полученного от каких то элементов внешнего мира, и общиеидеи. В мифологическом сознании эмоциональная сфера не отделена от рефлексивной,поэтому происходит совпадение природных и культурных (социальных) объектов. Вмифе все идеальное и воображаемое вполне тождественно с материальным и вещным,а все вещественное ведет себя так, как будто оно является чем-то идеальным.
Мифологическое сознание по-своему организует противоречивуюдействительность.
Мифологические сюжеты строятся на противопоставленном оппозиционном:вверх – низ, левый – правый, близкий – далекий, внутренний – внешний, большой –маленький, теплый – холодный, сухой – мокрый, светлый – темный и т.д. Этиоппозиции объективируются пространственно-временных элементов (небо – земля,земля – подземный мир, север – юг, запад – восток, день – ночь, зима – лето,солнце – луна), в социальных отношениях (свой – чужой, мужской – женский,старший – младший, низкий – высокий), в соотношении социального и природного(человек – космос, дом – лес, селение – пустыня), в жизненных антиномиях (жизнь– смерть, счастье – несчастье, удовольствие – страдание). Миф возникает черезнепосредственное внимание человека в мир, дополняемое субъективнымвоображением. В мифе человек переносит на внешний мир свои мотивы, приписываяему человеческие свойства.       Миф актуализирует мир значений, предавая ихсоучастника человеческой деятельности. Мифологические боги и герои вступаютмежду собой в сложные отношения, что порождает в контаминациях (смешение).
 
Сравнительная мифология
 
Интерес к мифологии усиливается в новое время в связи с открытиемАмерики. В XVIII в. французский миссионер Ж.Ф. Лафитостал одним из первых исследователей быта североамериканских индейцев. Это даловозможность сравнить мифы народов живущих в различных частях света. Содержаниемифов уже не воспринималось как что-то случайное. Все чаще внимание привлекалопохожесть мифов, закономерный характер их возникновение в древности. Глубокоисследовал мифологию итальянский философ Дж. Вико. В соответствии со своейконцепцией история, о которой мы уже говорили, он рассматривал мифы как«божественную поэзию» и сравнивая ее с детским соотношением психики. Егофилософия мифа содержала в себе начало почти всех последующих направлений визучении мифологии. В отечественной науке общекультурное значение мифовисследуется давно. Особое значение имеет связь мифологии и истории. Отмечаетсяповторяемость событий, выступающая основой их мифологического истолкования, атакже научного познания. В некоторых случаях мифология может рассматриватьсякак первое приближение к первобытной науке. В мифологических преданиях иногдаговорят о событии, которое «снова происходит».
Мифотворчество в XX в.становится весьма распространенным. И это закономерно. Ведь мифологическоемышление как характерная особенность духовной культуры этого века нуждается всев новых и новых мифах. В мифологии человек массы узнает себя, и только мифудовлетворяет его любознательность, его потребности в познании. Не меньшемифотворчество существует в науке XX в.
Следственно, литература и наука в эпоху мифологизации сознания обществасами становятся мифотворческими силами. Границы между реальностью и вымысломстираются.
Идеология — это система понятий идей, отражающих, в конечном счете,классовое содержание общественного сознания. В доклассовом обществе вместоидеологии выступало мифология. С разделением общества на классы начинаетсякритическое отношение к мифам, что, собственно, служит началом идеологии всовременном смысле этого слова.

Заключение
 
Методический замысел реферата состоит в том, чтобы в этом виде показатьпуть образования «науки и мифологии».
Структурно данный раздел включает две главы: первая глава это « Наука», авторая «Мифология». Кроме того, эта глава позволяет раскрыть определенноеслово, без которой немыслимо понимание.
На материале первой главы я познакомилась с зарождением общественнойнауки, а на материале второй главы – она представляется, как мифологииотражались древнейшие представления.
В данном случае я имею возможность опираться на получение мной в сведениео своеобразии мифа как способа, отражения реальности, не совпадающего с наукойи вместе с тем, содержащего как бы сведения, не противоречащие науки.
Наука начинает доказывать все возрастающие влияния на жизнь общества.
В Европе идет процесс оформления науки в качестве общественногоинститута: создаются научные общества и академии, издаются научные журналы. Нарубеже XIX –XX вв. появляются и новые формы организации науки: научныелаборатории, исследовательские центры.
Роль мифологии для человека: мифы повествуют о событиях, которые когда-тобыли, когда-то произошли. Мифы обладали свойством диахронии, смены времени, о которойповествовалось. Но миф – не история, которая когда-то произошла и стала всеголишь прошлым. Для мифологического сознания, события мифа – настоящая,действительная события, которые происходят и существуют всегда. Миф обладалсвойством синхронии, т.е события в мифе происходят сейчас, поскольку ониявляются содержанием мифотворческого сознания. Поэтому события в мифепереживались как реальные, происходившие с самим человеком. Человек жилсобытиями мифа, и они были его прошлым, настоящим и будущим одновременно. Вжизни древних людей не только сами обряды, песни или танцы были посвященымифическим событиям, но и изобретение обрядов, песен или музыкальныхинструментов приписывалось героям мифов.
Является характерным свойство именно мифологического мышления.
Ведь есть ответственная свобода, и есть принципиально отличная от неесвобода безответственности, чреватая при современных и будущих возможностяхнауки весьма тяжелыми последствиями для человека и человечества.

Литература
 
1. Бэкон Ф.Энциклопедия. – М. 1987
2. Иванов В.В.Философский энциклопедический словарь. – Санкт-П.,1882
3. Иванов В.В.Культура антропологии и история культуры.- М.,1883
4. Малитинский Е.М.Энциклопедия. – М. 1990
5. Топоров В.Н. Семиотикаи общая теория мифа.- Минск, 1881
6. ТокаревС.А.Энциклопедический словарь. – М.,1886


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.