Реферат по предмету "Религия и мифология"


Мифология древних славян

Министерство образования Российской Федерации
Сибирская Государственная Геодезическая Академия
Кафедра гуманитарных наук
Тема: Мифология древних славян

Новосибирск-2008

Содержание
Введение
Иерархия славянских богов
Славянские боги низшего уровня
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Основой мифов славянских народов является языческоемировосприятие. Мифы славян охватывают всю сферу духовной культуры изначительную часть культуры материальной. Они находятся в тесной связи с мифамисоседних и родственных народов. Славянские мифы представляют собойсамостоятельно развившееся ответвление древней индоевропейской культуры; так, вчастности, к индоевропейским временам восходят представления о мироздании.
Расцвет славянской мифологии приходился на период с конца 1тысячелетия до нашей эры, время этнического единства древних славян, довведения христианства в 9-10 веках. По мере расселения славянских племен стерритории между Вислой и Днепром по Центральной и Восточной Европе от Эльбы доДуная и от южного побережья Балтийского моря до севера Балканского полуостровапроисходила и дифференциация мифов, обособление их локальных вариантов. Кначалу 1 тысячелетия нашей эры образовались четыре основных центра славянскоймифологии — мифы балтийских славян, обитавших в северной части междуречья Эльбыи Одера; мифы восточных славян (с центрами расселения в Киеве и Новгороде); мифыюжнославянских племен, населявших территорию Балкан; мифы западных славян (Польша,Чехия и Моравия). Несмотря на локальные различия, они сохраняли основные чертыобщеславянской мифологии, что облегчило впоследствии ученым работу по ихреконструкции.
Изучение славянских мифов представляет большую трудность дляисториков, лингвистов и славистов, так как не сохранилось древних текстов,подлинность которых не вызывала бы сомнений. До 6 века нашей эры отсутствоваликакие-либо свидетельства о славянской мифологии. За период с 6 по 11 век нашейэры зафиксировано крайне малое число таких свидетельств, преимущественно,содержавшихся в христианских поучениях против язычества. Мифологию славянученые воссоздавали по фольклорным и этнографическим записям 19-20 веков, посохранившимся в общинах болгар-помаков «Золотой книге», «Птичьейкниге», «Книге Странствий», «Веде славян», по дошедшимдо нас в копиях текстам «Слова о полку Игореве» и «Книги Белеса»,по «Голубиной книге»; с этой целью ими также применялисьсравнительно-исторический, ареально-типологический и культурно-географическийметоды лингвистики. Славянские мифы являются неоднородной открытой системой, вкоторой новые представления непрерывно дополняли старые, образуя ряд смысловыхнапластований.
Сведения о восточнославянских мифах были обнаружены влетописных источниках. Западнославянские мифы стали известны по несколькимлокальным вариантам сказаний, обнаруженных у чехов и поляков. Наиболее подробныесведения имелись о богах балтийских славян, однако, как следует из текстовцерковных хроник и поучений против язычества, в этом регионе поклонялисьотдельным божествам, связанным с локальными культами. Таким образом, если увосточных славян князь Владимир Святославич в 980 году предпринял попыткусоздать общегосударственный языческий пантеон, то у западных славян такихпопыток не наблюдается.
Данные о южнославянской мифологии оказались еще болеескудными. Южные славяне раньше других славянских племен попали в сферукультурного влияния древних цивилизаций Средиземноморья. Вследствие раннегопринятия христианства южные славяне почти полностью утратили сведения о быломсоставе своего пантеона. Однако на то, что у южных славян достаточно рановозникла идея высшего божества, указывал Прокопий Кесарийский в своем сочинении«О войне с готами».
Славянские мифы содержали в себе не только анимистическиеверования (анимизм — вера в одушевленность всего живого в природе: камней,огня, деревьев и др.), но и представления о способности души переходить вдругую плоть. Таким образом, многие мифы основывались на способностисверхъестественных персонажей к различным метаморфозам, к превращениям вживотных, в деревья, в людей.
Согласно славянским мифам, весь мир проникнутсверхъестественной силой, которая опасна, но не агрессивна. С этой силой людямпостоянно приходится иметь дело, ее можно задобрить либо отпугнуть с помощьюособых ритуалов, растений-оберегов (например, в южнославянском фольклоре в ролитакового часто выступает барвинок') и соблюдения определенных традиций,Особую роль в мифах славян играют языческие боги, вошедшие в пантеон.
На основе сопоставления с мифами других народов ученымудалось составить приблизительную иерархию богов славянского пантеона.
Иерархия славянских богов
Возглавляет его Творец Вселенной Род, который силой своейлюбви к Ладе создал и нашу землю.
Потомками Рода были боги, олицетворявшие как доброе начало — Сварог. создатель Ирия, Матерь-Сва, бог Солнца Ра, Мокошь,Святогор, Сива, так и злое начало — Чернобог, Дый. Противостояние ихпотомков обеспечивает гармоническое равновесие в нашем мире. Любая попытканарушить это равновесие пагубна для мира; например, когда Дажьбог и Перунрешили полностью уничтожить зло, случился всемирный потоп.
Третий уровень божественной иерархии в мифах славянсоставляют дети Сварога — Симаргл, Стрибог, Вышень, Дажьбог, Перун, Жива,Леля, Азовушка, Марена и сын Чер-нобога — Вий. К этому же уровнюотносятся боги — дети других божеств, действовавшие в мифах как союзники илипротивники детей Сварога — Индра, Китоврас, Квасура, Велес, Хорс,Царь Морской, Чурила, Троян.
После христианизации Руси некоторые из этих божествтрансформировались в героев народных былин и сказаний, таких, как ИльяМуромец, Дунай, Волх, Садко, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Владимир КрасноеСолнышко. Разрушая высший уровень языческой мифологии, христианствоотождествило наиболее почитаемых богов со своими святыми, например Перуна — сосвятым Ильей, Белеса — со святым Власием, Ярилу — со святым Георгием и т.д.
Четвертый уровень иерархии составляют внуки Сварога— Девана,Денница, Кама, Коляда, Крышень, Купала, Ярила.
Пятый уровень включает потомков Дажьбога, ставшихродоначальниками многих народов: этоРадогосг, Древа, Полева и Скрева,Кисек, Арий, Крак, Лех, Либуше, Сева, Рус, Словен, Кимра, Хазар и Скиф. Этародословная дала основание именовать славянские племена "внукамиДажьбога".
Шестой уровень мифологической иерархии составляют духи идемонические существа, находящиеся в подчинении других языческих персонажей. Вотличие от славянского пантеона, существованию которого введением христианствабыл нанесен сокрушительный удар, именно этот уровень мифологической иерархиисохранил свою устойчивость по сегодняшний день. Наиболее распространеннымимифологическими персонажами, образы которых в течение столетий переплелись схристианской традицией, в южно-, севере — и восточнославянском фольклореявляютсяала, анчутка, асилки, вештица, выхованок, двоедушник, додолица, злыдень,караконджулы, кукер, ночница, наречница, планетник, самовила, тодорцы, усуд,хмарник, шумска майка и др.
Из мифов славян христианство в значительной степенизаимствовало словарь и обрядовые формулы, восходящие к индоевропейскимисточникам, например «Бог», «Спас», «святой»,«пророк», «молитва», «жертва», «крест»,«чудо» и др. Именно мифы славян позволяют в общих чертах увидетьосновные особенности духовной культуры наших предков, их религии имировосприятия.
 
Род
/>
В русской мифологии, творец Вселенной, родитель всего сущего.Появился из Золотого Яйца в начале времен, когда мир пребывал во тьме. РодилЛаду, силой любви к которой создал множество звездных миров. Солнце вышло излица Рода, месяц — из его груди, звезды — из глаз, зори — из бровей, ночи — изего мыслей, ветры — из дыхания. Отделил мир жизни, от мира смерти, Нави; Правдуот Криви. Установил 12 столпов, подпирающих небосвод. Породил Великий Океан, изпены вод которого появилась Мировая Уточка, родившая Чернобога.
Родил Небесную Корову Земун, из вымени которой разлилосьмолоко и стало Млечным Путем. Затем создал камень Латырь, которымпринялся сбивать молоко Коровы Земун. Из полученного после пахтанья масла Родсотворил Мать-сыру землю, кото-
родила от него Святогора. Своим дыханием породил Сварога.Своим словом породил Барму, бога молитв. Испустил из своих уст Матерь-Сва, частопринимавшую облик птицы, — она стала женой Сварога. Также назывался «Прадед»,«Прадо». Аналогичен древнеиндийским Праджапати, Пуруши, Брахме, героюскандинавской «Старшей Эдды» Имиру, персонажу нартского эпоса Тха. Мотивсотворения мира Родом близок болгарской богумильской легенде о создании Богомземли и неба из сметаны и воды, сюжету в древнеиндийских «Ведах» опахтанье молочного океана и взбалтывании масла горой Мандарой, ведическимитекстам 10-й мандалы «Ригведы» и 12-й книги «Мокшадхармы» (3тысячелетие до н. э). Схожие предания были зафиксированы в финской «Калевале»,в древнегреческой «Мифологической библиотеке» Аполлодора Афинского, вдревнеримских «Метаморфозах» Овидия. В русских христианских поученияхпротив язычества (11-12 веков) Род упоминался в числе главных «поганских»богов, воспринимался как воплощена единства всего сущего на земле, «рода».В Древней Руси был распространен обычай совершать в честь Рода жертвоприношениякашами, хлебами, сырами и медом.
 
Сварог
/> 

В русской мифологии, бог огня, хранитель брака, Произошел отРода, Творца Вселенной. В начале времен Сварог ударил своим волшебным молотомпо «бел-горюч камню Латырю» — из высеченной искры родился Симаргл.От такой же искры родился и другой сын Сварога — Лажьбог. От огняСварога и дыхания Рода поднялся ветер, из которого родился властелин ветров Стрибог.После поражения в битве с Чернобогом, принявшим обличье ВеликогоЧерного Змея, Симаргл поднялся в небесную кузницу к своему отцу Сварогу. Змей,преследуя Симаргла, пролизал языком три небесных свода и вполз в небеснуюкузницу. Тогда Сварог ухватил раскаленными щипцами язык Змея, укротил его ивпряг в плуг. Этим плугом Сварог разделил мир на царство Яви (жизни) и царствоНави (смерти), В царстве Яви стали править Сварог и его сын Симаргл, в царствеНави — Чер-нобог. После этой победы Сварог спустился на землю и увидел, что оназалита змеиной кровью. Он разрезал землю, и она поглотила кровь Чернобога. Натом месте, где впряженный им в плуг Змей проложил борозды, протекли реки Дон,Дунай и Днепр. В Рипейских горах, над Латырь-горой, основал Ирий — небесноецарство богов. Помог Хорсу вернуть Зарю-Зареницу, похищенную Китоврасомдля Месяца. Был женат на Матери-Сва, которую создал для него Род. Помимосыновей Симаргла, Стрибога, Вышеня, Дажьбога и Перуна, имелдочерей Живу, приносившую на землю лето; Лелю, богиню любви и будущую супругуФиниста Ясного Сокола; Азо-вушку, которая впоследствии стала женой белеса; Марену,приносившую на землю зиму, будущую богиню смерти и супругу Чернобога. Согласнонекоторым легендам, имел четыре головы, что указывает на то, что Сварог являлсяВладыкой четырех сторон света. В таком виде образ Сварога был вытесан из камняна угловой колонне Свято-Геоогиевского собора в Юрьеве-Польском (12 век), Вкалендаре Древней Руси 21 ноября считалось днем Сварога и его сына Симаргла (вхристианский период замещен праздником Михаила Архангела). На связь культаСварога с культом огня указывает древнерусское поучение 11 века «Словонекоего христолюбца», В славянском переводе хроники Иоанна Малалы (12 век)Сварог отождествлялся с древнегреческим Гефестом. В Ипатьевской летописи (1114год) в числе сыновей Сварога указан также Дажьбог. Аналогичен Радгостубалтийских поляков и древних прусов, балтийскому «богу богов» Свентовиту,чешскому огненному духу Рарогу, словацкому Страху, украинскому Раху Сходен сдревнеиндийскими образами Тваштара, Исвара.
 
Дажьбог
/>
В русской и украинской мифологии, бог, входивший в числонаиболее почитаемых в Древней Руси божеств, покровитель свадьбы, Сын Сварога. Появилсяиз камня, в который метнул молнию Перун, а затем ударил молотом Сварог. Возмужав,прославился на весь свет силой и удалью. Прослышав о его славе, Перунотправился померяться с Дажьбогом силой. Когда они боролись, дрожала земля,склонялись к земле леса, по морю расходились высокие волны, Перун обернулся орлом,а Дажьбог — львом. Лев «закогтил» орла. Перун ослаб и упал на землю. Дажьбогспросил его имя и, узнав, что бился с братом, помирился с ним. Увидев однаждыспящую Златогор-ку, Дажьбог трижды ударил ее палицей. Златогорка проснулась,подняла Дажьбога и положила его в ларчик. Затем она вынула Дажьбога из ларца ипотребовала, чтобы тот взял ее в жены, пригрозив в случае отказа растереть егомежду ладонями. Дажьбог согласился жениться на Златогорке. После свадьбы ониехали к Латырь-горе и увидели в поле большой каменный гроб. Златогорка залезла внего и закрылась крышкой, но потом не смогла выйти, потому что гроб был заколдованЧернобогом. Дажьбог хотел разбить гроб мечом, но после каждого удара гробохватывал железный обруч. Дажьбог отправился к Вию, властелину подземного мира,и попросил волшебное кольцо, которое могло снять заклятие с гроба. Вий далкольцо, предупредив, что если Дажьбог потеряет его, то Златогорка — навсегдауйдет в царство Нави. Златогорке было предсказано возвращение к жизни лишь нато время, пока она не годит бога Коляду. С помощью кольца Вия Дажьбог расколдовалжену. После рождения Златогоркой Коляды и Овсеня из-за чар Чернобога Дажьбогпотерял магическое кольцо. Златогорка ушла в царство Нави, где ее дух слился с духомбогини смерти Марены. Поэтому Марена решила приворожить Дажьбога и поселила вего сердце любовную тоску. К Марене сватался Кащей, сын Вия и Матери сыройземли, внук Чернобога. Дажьбог решил отбить Марену у Кащея, но Марена не хотелавыходить за него замуж. Она предложила Дажьбогу выпить заговоренный мед, послечего тот превратился в златорогого оленя. Но когда Перун пригрозил Маренеиспепелить ее молниеи, она вернула Дажьбогу прежний облик и вышла за него замуж.От Дажьбога Марена родила Богумира, а затем сбежала с Кащеем. Дажьбог пустилсяв погоню. Марена и Кащей сбросили его под землю, откуда Дажьбога вынес еговерный конь Кологрив. Затем Марена превратила Дажьбога в камень, но Перунрасколдовал брата. Наконец, Кащей распял Дажьбога на Латырь-горе, но егоосвободила богиня весны Жива. Дажьбог добыл Золотое Яйцо, и котором былазаключена смерть Кащея. Расколов Яйцо, Лажьбог не только убил Кащея, но ивызвал всемирный потоп, так как нарушил своим действием равновесие междуцарствами Яви (жизни) и Нави (смерти). После потопа он разрубил Марену,отправил ее под землю и женился на Живе, с которой возродил мир. Жива родила отнего сыновей Кисека, от которого пошли гессенцы, западные немцы, и Ария, отсыновей которого — Кия, Щека и Хорива — вели свой род киевские поляне, чехи и сербы.Внуки Ария, Крак и Лех, стали родоначальниками польского и мазовецкого племен,От первой жены, Златогорки, Дажьбог имел сына Коляду, от сына Коляды, Радогоста,вели свой род племена ратарей, ободритов, руян, радимичей и вятичей. У сына Дажьбогаот второго брака, Богумира, были дочери Древа, Полева и Скрева — родоначальницыплемен древлян, полян и кривичей, а также сыновья Сева, Рус, Словен, Ким-ра,Хазар и Скиф — родоначальники племен северян, русов, словен, киммерийцев, хазари скифов. Эта родословная дала основание именовать славянские племена «внукамиДажьбога» и почитать князей потомками богов, имеющими право неограниченнойвласти на время войны. В календаре Древней Руси 6 мая считался днем Дажьбога, вэтот день состоялась его свадьба с Живой, началось возрождение мира послепотопа (в христианский период этот праздник замещен Юрьевым днем). ПоединокДажьбога и Перуна произошел 2 августа.28 августа Златогорка ушла в царство Нави(замещен праздником Успения Божьей матери). Первая встреча Дажьбога и Мареныпроизошла 23 сентября, в день осеннего равноденствия и поворота к зиме, а ихсвадьба состоялась 25 декабря. День Марены приходился на 1 марта (позже замененднем святой Марианны праведной).7 апреля, в день весеннего равноденствия,Дажьбог расколол Золотое Яйцо, вызвав смерть Кащея и потоп (позднее замещенпраздником Благовещенья). Образ Дажьбога аналогичен южнославянскому Добринку,сербскому Дабогу, абхазскому Сасрыкаву, древнегреческому Гелиосу,древнеримскому Аполлону Таргелию. Впервые Дажьбог упомянут в «Повестивременных лет». В Ипатьевской летописи 1114 года Дажьбог назван сыномСварога. Под именем Сварожич упоминается западноевропейскими хронистами. Позднеезамещен в фольклоре Добрыней Никитичем и Иваном-царевичем, а Марена — МаринкойКайдаловной, Потыкой, Марьей Белым Лебедем, Марьей Моревной. Мотивы схожденияДажьбога в подземное царство к Вию и его распятие на Латырь-горе близкидревнегреческим мифам о схождении в Аид Геракла, Тесея и Орфея, а также онаказании Прометея, прикованного к скале. Мотив Золотого яйца, в которомзаключены смерть Кащея и гибель мира, схож с встречающимся в древнеиндийской«Махабхарате» мотивом яйца, в котором заключен огонь, пробуждающийсяво время Конца Света, В украинских народных песнях Дажьбог, покровительствующийсвадьбам, встречал жениха-князя на рассвете «меж трех дорог»; высылал«соловушку» «замыкать» зиму и «отмыкать» лето. Егожена Жива почиталась богиней плодов у балтийских славян. Ее главный истукан былнайден в Рацебурге. Изображалась с длинными, свисавшими до колен волосами, сяблоком в правой руке и виноградной кистью в левой. У поляков почиталась какбогиня жизни Зизя. Аналогична древнегреческой Венере.
 
Перун
/>
В белорусской и русской мифологии, бог князей и воинов,хранитель государственных устоев. Сын Сварога и Матери-Сва. Вовремя его рождения гремели громы, дрожала земля и рушились горы. Когда Перун былмладенцем, на Русь вторгся во главе звериного стада лютый Скипер-зверь,Скипер-зверю была предсказана смерть от Перуна, поэтому он закопал ребенка вглубокий погреб и унес его сестер Живу, Марену и Лелю, которых превратилв чудовищ с белой кожей, «как елова кора, на них волос растет, какковыль-трава». Перун провел в подземелье триста лет. Все это время егоискала Матерь-Сва, которая позвала на помощь Белеса, Хорса и Стрибога.Они обернулись птицами, чтобы искать Перуна по всему «белу свету».Велес обернулся птицей Сирин, Хорс — птицей Алконост, Стрибог — птицей Стратим.Буря-конь указал им подземелье, где Перун спал мертвым сном. Матерь-Свапопросила волшебную птицу Гамаюн слетать за Восточное море к Рипейским горам,на кряжах которых находился колодец с живой водой — Сурьей. После того как егообмыли живой водой, Перун проснулся и отправился к Скипер-зверю в Темноецарство. Первой преградой на его пути к Скипер-зверю оказались дремучиенепролазные леса. Перун пригрозил деревьям, что разломает их в мелкие щепки, илеса расступились. Потом он приказал быстрым рекам расступиться, а толкучимгорам — «расшат-нуться». Затем путь ему преградила птица Магур,сидевшая на двенадцати сырых дубах и державшая в когтях Чудо-Юдо рыбу-кита. Отрычания и свиста птицы Магур темные леса никли к земле. Перун прострелил птицестрелой правое крыло, Магур выпала из гнезда и уступила ему дорогу. Затем онпобедил змей-чудовищ, которые «палили Перуна огнем, а из ушей у них валилстолбом дым», Тех змей пасли сестры Перуна: Жива, Марена и Леля, обращенныеСкипер-зверем в чудовищ. Перун одолел змей и велел сестрам идти к Рипейскимгорам, окунуться «в молочную реку, в сметанное озеро», чтобыочиститься от скверны. Войдя во дворец Скипер-зверя, стены которого былисложены «из костей людских, а вкруг палат стоял с черепами тын», вступилс монстром в поединок, Проткнул Скипер-зверя копьем, высоко поднял, а потомуронил на Мать-сыру землю, которая расступилась и поглотила Скипера. То ущельеПерун завалил Кавказскими горами. В Ирийском саду он встретил Диву, дочь боганочного неба Дыя и богини луны Дивии, влюбился и посватался к ней. Дивапоначалу отвергала Перуна, но в это время к ней начал свататься Царь Морской. КогдаДива и его отвергла, Царь Морской обернулся Трехглавым Змеем, из одной пастикоторого сыпали искры, из другой дул ледяной ветер, а третья издавала жуткийрев. Перун обернулся орлом, вступил в поединок со Змеем и стал метать в негомолнии. Побежденный Царь Морской нырнул на самое дно моря, а Дый отдал заПеруна свою дочь. Приглашенный на свадьбу Велес влюбился в Диву и уговаривал еесбежать с ним. Дива отказалась, но впоследствии изменила мужу с Велесом. Отбрака Перуна и Дивы родилась Девана. По просьбе Матери-сырой земли Перун метнулмолнию в Денницу, который неумелой ездой на солнечной колеснице вызвал пожары влесах. Испытывал силу Свягогора, с которым затем побратался. Раздосадованныйгибелью Святогора, ударил молнией по черному камню Велеса, вызвав этим потоп,заливший всю землю. Описывался имеющим золотые усы и кудри, пышущие жаром,серебряную бороду и сахарные уста. Его жена Дива у болгар называлась пеперуна,папаруна либо пеперуда; у сербов — прпоруша, преперуша. В календаре ДревнейРуси днем Перуна считалось 2 августа (в христианский период замещен днемИльи-пророка). В этот день он победил Змея; состоялся сговор Перуна и Дивы; состояласьих свадьба. На 27 июля приходился отбор жертвоприношений Перуну. Аналогичендревнеиндийским Праджанье, Индре, литовскому Перкунасу. Миф о битве Перуна соСкипер-зверем сходен с древнегреческими мифами о борьбе Зевса с Тифоном,поединке Геракла с Гидрой. В древнерусском пантеоне почитался в качествеверховного бога. Позднее в русском фольклоре образ Перуна замещался библейскимИльей-пророком, Ильей Муромцем, Егорием Храбрым, Фролкой-сиднем,Светогором-богатырем.
 
Матерь-Сва
/>
В русской мифологии, жена Сеарога. Появилась из уст Рода,Творца Вселенной. Родила от Сварога сыновей Си-марта, Стрибога, Вышеня,Аажьбога, Перуна, дочерей Живу, Марену, Лелю, Азовушку. Когда Скипер-зверьзакопал Перуна в погреб, отправилась его искать по всему свету в обличье птицы.Ей помогали белес, сын Амелфы, и сыновья Хоре и Стрибог, обернувшиеся птицамиСирин, Алконост и Стратим. Упоминается в древнерусской «Велесовой книге»,в древнеиндийских «Ведах». В «Путешествии Бхагаваны»(«Махабхарата») названа потомком Гаруды, «славной, все-хвальнойи долговечной» птицей, посланцем бога Солнца Вивасвана.
Славянские боги низшего уровня
Среди многих маленьких божеств следует отметить Дворового (хозяиндвора), который был уже чуть менее доброжелательным, чем Домовой; Овинник (хозяиновина) — еще менее, а Банник, дух бани, стоявшей на самом краю двора, а то и заего пределами, — попросту опасен. По этой причине верующие считали баню — символ, казалось бы, чистоты — нечистой. Иногда его представляют в видекрохотного старичка с длинной, покрытой плесенью, бородой. Его злой волеприписывают обмороки и несчастные случаи в бане. Для умиротворения Банникаславяне оставляли в бане чистую воду, веник и еду, иначе банник мограссердиться и сильно навредить человеку, вплоть до убийства. Любимоеразвлечение Банника — шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печи — каменке и «стрелять» ими в людей.
За оградой двора древнего славянина начинался лес. Лес давалдревнему славянину строительный материал, дичь, грибы, ягоды и т.д. Но кромеблаг, даруемых человеку, дикий лес всегда таил немало смертельных опасностей. Хозяиномлеса был Леший. Леший буквально значит «лесной». Внешность егопеременчива. Он представлялся то великаном, то карликом. В разных местах оЛешем рассказывают по-разному. Однако, чаще всего он похож на человека, ноодежда на нем запахнута «наоборот» (иногда, впрочем, вместо одежды нанем лишь собственный мех). Волосы у Лешего длинные, серо-зеленоватые, зато налице — ни ресниц, ни бровей, а глаза — как два изумруда, горят в лесныхпотемках зеленым огнем. Он мог завести человека в чащу, напугать, побить, ноумел за добро платить добром.
Когда люди начали расчищать леса и распахивать «пожоги»под хлеб, конечно, появились новые божества — Полевики. Вообще с хлебным полемсвязано не меньше верований и примет, чем с жилищем. Иногда люди встречали в полееще и старичка Белуна — невзрачного с виду и донельзя сопливого. Он просилпрохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек — в руке у негонеожиданно оказывался кошель серебра. Может быть, таким образом наши предкихотели выразить простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто небоится выпачкать рук?
Рабочий день на селе всегда начинался рано. А вот полуденнуюжару лучше переждать. Было у древних славян и мифическое существо, котороестрого присматривало, чтобы в полдень никто не работал. Это Полудница. Еепредставляли себе девушкой в длинной белой рубахе или, наоборот, косматойстрашной старухой. Полудницы (или Ржаницы) побаивались: за несоблюдение обычаяона могла жестоко наказать — теперь мы называем это солнечным ударом. Застигнувв полдень человека на пашне, она порой заставляла до изнеможения разгадывать еезагадки. Но Полудница бывала не только грозна. Человека, подружившегося с ней,она учила танцевать всем на зависть.
Живя в краю, изобильном реками и озерами, древние славяне,естественно, выработали целый комплекс религиозного почитания воды. Например,славяне были уверены, что самые нерушимые клятвы даются близ воды, водой такжеиспытывали на суде, с помощью воды гадали о будущем. К воде обращались на«вы». Могла ведь и утопить, погубить ни за что. Могла потребоватьжертв, смыть весенним разливом деревню. Вот почему Водяной, мифическийобитатель рек, озер и ручьев, часто выступает в легендах как существо,враждебное человеку.
Заключение
Знание прошлого — ключ к пониманию и настоящего, и будущего.Человек, не знающий и не любящий прошлого, не имеет и будущего. Крайне важноуслышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, непрерывающегося тысячелетиями. Прошлое, в котором все славянские народы былиедины (речь не идет о том, что между племенами не было усобиц, от них никуда неуйти, когда весь наш народ называли РУСИЧАМИ, СЛАВЯНАМИ боялись нас), когда всёобъясняли мифы и сказания, иногда на наш современный скептический взгляд, кажущиесячересчур наивными и даже глупыми, как правило они не были записаны, нопередавались из уст в уста как, неоспоримая истина, представляя собой наследие,часть культуры. Важнейшую часть культуры, которая была неотрывно связана совсей жизнью славян. Язычество было и остается неотъемлемым атрибутом нашейжизни — приметы (кошка дорогу перебежала, или чтобы не сглазить, нужнопереплюнуть через левое плечо и постучать по дереву), праздники (масленица,Ивана Купала), которые изначально были языческими, даже орнамент на одежде — все это, и многое другое взято из мифологии древних славян.
Как и любым другим язычникам, нашим предкам было присущеолицетворение неживых предметов, поклонение идолам, жертвоприношения. Разумеется,существовали некоторые различия в мифологии западных, восточных и балтийскихславян, это зависело, например, от разницы в основном способе добывания пищи. Тамгде, занимались земледелием, больше поклонялись богу Ярилу, помимо этогосуществовало множество «мелких» добрых и злых богов и демонов,имеющих непосредственное отношение к земледелию. В пример можно привести Полевикаи Анчутку. (Анчутка — это злой полевой дух, который в пору жатвы и косьбыпрятался от людей в последних колосьях, оставшихся на корню, и крестьяне, чтобыего не рассердить оставляли несколько несрезанных колосьев, иначе им грозилисерьезные убытки) В некоторых деревнях эта традиция сохранилась по сей день.
Мифология и культура древних славян «живет» ужеоколо тридцати тысячелетий. Так давайте же не будем забывать о нашем прошлом исохраним эту замечательную культуру!
/>Список используемойлитературы
1. Ключевский В.О. «Курсрусской истории», том первый. Москва, 1987 г.
2. Костомаров И. «Славянскаямифология». Москва, 1995 г.
3. Семенова М. «Мы — славяне».Санкт-Петербург, 1998 г.
4. Конев Ф.Е. “Славянская миология".Минск, 2003 г.
5. Токарев С.А. «Ранние формырелигии». Москва, 1992 г.
6. Маркова А.Н. “Культурология".Москва, 2003 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Автоматизированная система управления транспортными конвейерами участка производства шампанского
Реферат Компьютерные вирусы и антивирусные программы 2
Реферат Эмоция любви как биохимический процесс
Реферат Экология Москвы Реки
Реферат Общение как коммуникация 2
Реферат Тревожность, как переживание эмоционального неблагополучия
Реферат Особенности использования дидактических игр при обучении в начальной школе
Реферат Эпитермальная золотая минерализация лоу сульфидейшн
Реферат Авгиевы конюшни академического маркетинга
Реферат Macromedia Flash MX
Реферат Совершенствование управления бюджетированием предприятия с целью улучшения его финансового сос
Реферат Представители класса Насекомые – как объекты научно-познавательных туристических маршрутов. Отряд Чешуекрылые, или Бабочки
Реферат GI Jane Essay Research Paper GI JaneIn
Реферат Синтез системы автоматического регулирования радиального положения пятна
Реферат Сибирское предпринимательство в области книжного дела (вторая половина XIX века)