Реферат по предмету "Религия и мифология"


Миссионерская деятельность Русской Православной церкви среди мусульман Российской империи

С. А. Каримова
Нижневартовский государственный педагогическийинститут
Сдавних времен миссионерство являлось одной из основных задач христианскойцеркви. В Российской империи миссионерская деятельность была исключительнойпрерогативой Русской православной церкви, все остальные религиозные организациине имели права привлекать неофитов.
Вто же время, миссию среди нехристианского населения России нельзя рассматриватькак чисто церковную инициативу. В значительной степени она направляласьгосударством, которое ставило перед церковью определенные задачи в рамках своейвнутренней политики. Правительство желало ускоренной русификации (понятия“русский” и “православный” считались синонимами) и рассматривало церковнуюмиссию именно с этой точки зрения.
Но,исходя из текущих политических интересов, Русское государство нередкопрепятствовало обращению в православие отдельных нехристианских народов, в т.ч.и мусульман.
Миссионерскаядеятельность Русской православной церкви среди мусульман Российской империи небыла предметом специального исследования в историографии.
Однаков работах дореволюционных, советских и современных авторов, посвященных историиконфессиональной политики, в той или иной степени затрагивались проблемы,связанные с миссионерской деятельностью церкви среди мусульманского населения.
Особенностьюдореволюционной историографии было то, что большинство ее представителейявлялись идеологами миссионерской деятельности и священнослужителями(миссионерами) [1]. С одной стороны, это несомненно повышает источниковуюценность их работ, так как авторы использовали собственные наблюдения. Сдругой, объясняет недочеты их трудов: непосредственные участники событий немогли быть вполне объективными.
Вместес тем, следует отметить, что дореволюционные исследователи в своем большинствебыли далеки от идеализации миссионерской деятельности среди мусульманРоссийской империи. Значительное внимание в их работах было посвящено неудачами ошибкам этой работы. В то же время, одной из характерных черт дореволюционнойисториографии, можно считать гипертрофированное ожидание будущих успеховмиссии.
Вособую группу следует выделить работы историков Русской церкви: А.П.Доброклонского, Н. Тальберга, А.В. Карташева, И.К. Смолича [2].
Трудыэтих авторов носят, как правило, компиляционный характер, т.к. представляютсобой учебные пособия по истории Православной церкви. Миссионерскаядеятельность, в контексте данных исследований, освещена как одна их основныхзадач христианской церкви.
Всоветской историографии проблема миссионерской деятельности разрабатываласькрайне незначительно [3]. Характерной чертой подобных исследований становиласьрезко негативная оценка миссионерства, а также искажение исторических реалий вугоду конъюктурным соображениям.
Висториографии современного периода по рассматриваемой проблеме четкопрослеживаются три основных направления.
Представителипервого (Ф. Брайен-Беннингсен, С. Фаизов, Л.А. Ямаева) придерживаются тогомнения, что миссионерская деятельность среди мусульманского населения оказалапагубное воздействие на развитие мусульманского сообщества. [4]
Ихоппоненты, которые в большинстве своем являются деятелями Русской православнойцеркви (С. Бородин, Л.Картавенко, П.Рязанов), полагают, что православная миссиянесет миру, в том числе мусульманскому, спасение, соответственно дело ее“благое” и “богоугодное” [5].
Представителитретьего направления (Р.Г. Ланда, А.В. Малашенко, Е. Воробьева), стараются датьобъективную картину (основанную на широком круге источников) православноймиссионерской деятельности среди мусульман Российской империи [6].
Несмотряна убежденность христианских миссионеров в том, что “в странах, где мусульманенаходятся под христианским владычеством, деятельность миссионеров возможна,поскольку ислам не в состоянии оказывать миссионерам полного сопротивления”[7], возможности православной миссии среди мусульманского населения Российскойимперии оказались крайне незначительными в силу факторов внешних и внутренних.
Кпервым можно отнести несовершенство законодательства, которое не учитывалонасущных проблем миссии и конкретных условий местности; недостаточностьматериальной поддержки со стороны государства и общественности; непопулярностьв российском обществе идеи миссионерского служения.
Многообразиефакторов внутренних позволяет представить их в виде нескольких групп:
отсутствиеразработанной программы действий миссии;
нехваткаслужителей миссионерскому делу, которые бы отвечали требованиям православногоблагочестия;
спецификамиссионерской работы среди мусульманским населением, а именно:
А)Негативное восприятие христианства как религии завоевателей, так какраспространение православия среди мусульман России находилось в связи спокорением Казанского, Астраханского, Крымского и Сибирского ханств;
Б)Сложность христианской догматики для мусульманина. По мнению одного изтеоретиков миссионерской деятельности Н.П. Остроумова, “…мусульманину болеевсего затрудняет переход в христианство – христианская догматика. Еще самМухаммед внушал своим приверженцам, что христианское учение о троичности лицбожества есть многобожие, и никогда еще не удавалось убедить мусульманина впротивоположном” [8].
В)Опасение агрессивной реакции со стороны многомиллионного мусульманскогонаселения, которое, заставляло “считаться с … далеко не спокойным настроениеммагометан России, чтобы не создать в ближайшем будущем нового политическоговопроса татарско-магометанского”[9].
Систематическаямиссионерская работа Русской православной церкви среди мусульман Российскойимперии берет начало с середины XYI в. после завоевания Казанского ханства. В1555 г. была основана Казанская архиепископия, ставшая центром обращения вправославие не только мусульман Поволжья, но и всей России. Каких либозначительных отличий в миссионерской работе среди мусульман в этот период ненаблюдалось. В отношении всего неправославного населения использовалсястандартный набор методов: от прямого принуждения до материальноговознаграждения.
Покровительственнаяпо отношению к исламу политика, проводимая Екатериной II, оградила мусульман отадминистративного и государственного принуждения в духовных делах. Сликвидацией в 1764 г. Казанской новокрещенной конторы вся миссионерская работасреди мусульман была лишена государственной поддержки. Вплоть до середины XIXв. миссионерская деятельность среди мусульманского населения оставалась скорееличным почином отдельных епископов и монастырей, а не целенаправленнойдеятельностью церковной и гражданской власти. Более того, в отдельных регионах,например, в казахских землях, священникам было запрещено крестить казахов безспециального разрешения российской колониальной администрации [10]. Кромеэтого, невзирая на уголовную ответственность за отпадение от христианства, с60-х гг. XYIII в. наметилась тенденция к возвращению новообращенных в прежнююверу.
Такимобразом, миссионерская деятельность среди мусульман Российской империи в периодс последней трети XYIII в. и до середины XIX в. практически не велась.
Расцветактивности в “деле ко утверждению вере христианской” пришелся на вторуюполовину XIX в. “Полнейшее отречение новокрещенных от христианства”, о которомсообщалось в отчетах епархиальных архиереев с самого начала XIX в., вызывалоопасения не только православной церкви, но и правительства империи и такимобразом стало одним из факторов развития подвижнической деятельности.
Огромнуюважность для развития методологической базы миссионерской деятельности Русскойправославной церкви дало осознание необходимости специфических приемов исредств при работе с мусульманами.
Вплотьдо первой трети XIX в. различий между исповеданиями миссионеры не проводили[11]. Первые миссии для отдельных мусульманских народов появились в 30-е гг.XIX в. в Вятской, Пермской, Самарской и Оренбургской епархиях.
Однаков атмосфере либерализма, установившейся после 1861 г. непосредственнаямиссионерская деятельность среди мусульман была малоуспешна. В качествеальтернативы миссия развернула активную работу среди крещеных из мусульман,направленную на ограждение их от влияния ислама.
Вовторой половине XIX в. появился ряд организаций и институтов, которые готовилимиссионеров, способных вести антиисламскую дискуссию. Так, например, Казанскаядуховная академия в 1854 г. открыла “Миссионерский противомусульманский отдел”.В то же время важно отметить незначительность результатов деятельностиакадемии. Они сводились к публикациям православной литературы и разработкерекомендаций миссионерам по методике религиозной полемике с мусульманами.
Организационноеоформлении антимусульманской миссии завершилось основанием Православногомиссионерского общества (1865 г.). В помощь миссионерскому обществу на местахучреждались епархиальные комитеты. За первые 25 лет деятельности обществакомитеты появились в 43 епархиях [12].
Развитиюантиисламской деятельности способствовало появление большого количестваантиисламской миссионерской литературы, в том числе периодической (журналы“Миссионерское обозрение”, “Православный благовест”, “Православный собеседник”и др.)
С1887 г. стали проводиться миссионерские съезды. Одним из наиболее важныхсъездов, посвященных проблеме действия православной миссии среди мусульманскогонаселения, был миссионерский съезд в Казани, проходивший с 18 по 26 июня 1910г. На съезде высказывались требования отмены льгот и привилегий местной знати,порывающей с христианством и возвращающейся в ислам. Также рассматривалсявопрос о прекращении доступа турецким и иранским агентам, осуществляющимрелигиозную пропаганду. В секции противомусульманской прессы обсуждались мерыпротиводействия панисламистской и пантюркистской пропаганде как в русскойпечати, так и в печати на местных языках. Помимо этого съезд принял решение онеобходимости привлечения в миссию женщин для работ среди мусульманок. Былопризнано целесообразным распространять православие через женские монастыри, гдемусульманок можно было бы обучать помимо прочего и сельскому хозяйству. Крометого, съезд требовал от правительства большего внимания мусульманскому вопросуи поощрения миссионерской деятельности среди мусульман [13].
Важностьпротивоисламской пропаганды подчеркивалась и в отчетах о деятельностиепархиальных комитетов. Так, существовал особый раздел, посвященный “успехам”противомусульманской миссионерской деятельности.
Вотчете Оренбургского епархиального комитета за 1898 г. сообщалось, что “деломиссии против ислама, начавшееся очень недавно… в настоящее время окрепло, стоитна почве твердой и может без опасения смотреть на будущее” [14].
Наиболееуспешным методом антиисламской пропаганды признавалось школьное образование (в1898 в миссионерских школах при станах Оренбургской епархии обучалось около 180детей “не только поселенцев, но и “киргизов и других инородцев” [15].
Для“укрепления” бывших мусульман в новой вере миссионеры и идеологи миссионерствапредлагали выделять крещеных “инородцев” в особые общества с принадлежащими имземельными наделами” [16], а также улучшать их экономическое положение, вплотьдо открытия обществ взаимопомощи.
Всвязи с тем, что русское руководство в мусульманских районах, в частности вТуркестане, старалось “как можно менее входить во внутренний распорядок(местного населения — С.К.), предоставив им ведаться своими обычаями и своимивластями”[17], характерным было стремление церкви привлечь к делу миссии иадминистративные ресурсы.
Так,в начале XX в. священник С. Багин писал: “нужна дружная работа не толькодуховенства и специальных миссионеров, и всех вообще деятелей народногопросвещения, но и гражданской власти”[18].
Вреальности миссионеры, работающие с мусульманским населением применяли двегруппы методов: методы “непосредственные” и “посредственные”.
Методынепосредственные выражались в “многочисленных и продолжительных разъездахмиссионеров по … аулам со словом проповеди” [19].
Ккомплексу методов косвенных или, как они тогда назывались, “посредственных”относились: “поднятие религиозно-нравственного уровня русского населения”,“проведение религиозно-нравственных чтений в здании миссионерской школы”,“учреждение церковно-приходских обществ трезвости”, “разработка проектов,соответствующих местным условиям, а также организация миссионерскихцерковно-приходских братств для борьбы с исламом” [20].
Насодержание миссии расходовались значительные суммы: по нашим подсчетам,основанным на анализе статистических данных, приведенных в “Обзоре деятельностиведомства Православного исповедания за время царствования императора АлександраIII”, на крещение одного мусульманина в среднем затрачивалось около 267 руб., вто время как в целом по России этот показатель равнялся 77 руб. [21].
Анализотчетов епархиальных комитетов за вторую половину XIX в. позволяет утверждать,что “организацию широкомасштабного наступления на ислам” православная церковьсчитала делом будущего.
Главнойже задачей православной миссии в упомянутое время, как отмечалось вмиссионерской литературе, было “сохранение в стаде инородцев христиан” [22].
ИзданиеМанифеста 17 Апреля 1905 г. “свело миссионерскую деятельность почти до нуля…”[23]. Возможность перехода из одного вероисповедания в другое, предоставленнаяроссийским гражданам, была использована многими бывшими мусульманами.
Насегодняшний день не существует точной информации о численности мусульман,“отпавших” от православия. По сведениям Н.А. Смирнова, за 1905-1907 гг. изправославия в ислам вернулось около 36 тыс. крещеных татар и башкир [24]. Поданным, представленным Ф. Брайн-Беннингсеном, примерно 50 тыс. татар оставилиправославную церковь сразу же после издания Манифеста 1905 г. [25]. Кроме того,можно предположить, что отпавших от православия было намного больше, т.к.далеко не все регистрировали изменение веры в полиции.
Помимоэтого, после 1905 г. изменилась сама цель миссии. Если в конце XIX в. онапредставляла собой “укрепление в вере” крещеных из мусульман, привлечениенеофитов и противодействие “мусульманской пропаганде”, то после изданияМанифеста она свелась до удержания крещеного населения в лоне православнойцеркви и “охраны” новообращенных от влияния исламской пропаганды [26]. Какпризнавали сами миссионеры, их деятельность в начале ХХ в. приобрела характер“оборонительный, а не наступательный” [27].
Список литературы
СпасскийН. Потребность православной миссии для Букеевской орды. М., 1895; Остроумов Н.Колебания русского правительства во взглядах на миссионерскую деятельностьправославной русской церкви. Казань, 1910; Архиепископ Серафим (Соболев)Русская идеология. СПб., 1992; Багин С. Об отпадении в магометанство крещеныхинородцев Казанской епархии и о причинах этого печального явления. Казань,1910; Матвеев С. Два дня среди крещеных и отпавших инородцев (из дневникамиссионера). М., 1902, и др.
ДоброклонскийА.П. Руководство по истории Русской церкви. М., 1999; Карташев А.В. Очерки поистории Русской церкви. М., 1997; Смолич И.К. История Русской церкви: В 8 т.М., 1997; Тальберг Н. История Русской церкви. М., 1997.
ГороховВ.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. Казань,1941; Климович Л.И. Ислам в царской России. М., 1936.
Брайен-БеннингсенФ. Миссионерские организации в Поволжье во второй половине XIX в. //Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. Отв. Ред.Абдуллин Я.Г. Казань, 1994; Фаизов С. Ислам в Поволжье: VIII – XX вв. М., 1999;Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. Уфа, 1999.
См.журнал “Миссионерское обозрение”, газету “Мирт”
ВоробьеваЕ. Политика России среди мусульман. СПб., 1999; Ланда Р.Г. Ислам в историиРоссии. М., 1995; Малашенко А.В. Мусульмане СНГ. М., 1997.
ОстроумовН. Исторический очерк взаимных отношений между христианством и мусульманством.СПб., 1888. С. 47.
Тамже. С.46.
ОстроумовН. Колебания русского правительства… С. 8-11.
ГорбуноваС.В. Политика Российской империи в Младшем Казахском жузе. М., 2001. С.175-185.
См.:Смолич И.К. История … С. 213.
Обзордеятельности ведомства Православного исповедания за время царствованияимператора Александра III. СПб., 1901. С. 363.
СмирновН.А. Миссионерская деятельность церкви (Вторая половина XIX – 1917 г.) //Русское православие: вехи истории. М., 1989. С. 450-451.
Отчето деятельности Оренбургского епархиального комитета Православногомиссионерского общества за 1898 г. Оренбург, 1899. С. 25.
Тамже.
Современноедвижение в среде русских мусульман. Исследование Епископа Алексия, ректораКазанской Духовной Академии. Казань, 1910. С. 39.
Материалыпо истории политического строя Казахстана (со времени присоединения Казахстанак России до Великой Октябрьской Социалистической революции). Алма-Ата, 1960. Т.1. С. 251.
БагинС. Об отпадении в магометанство … С. 35.
Отчетыо деятельности … за 1898 – 1905 гг. Оренбург, 1899-1906.
Тамже.
Обзордеятельности … С. 237-239.
Брайен-БеннингсенФ. Миссионерские организации…С. 135.
БагинС. Об отпадении в магометанство … С. 23.
СмирновН.А. Миссионерская деятельность … С. 397.
Брайен-БеннингсенФ. Миссионерские организации … С. 123.
БагинС. Об отпадении в магометанство … С. 20.
Тамже.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.sciteclibrary.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.