Реферат по предмету "Религия и мифология"


Источниковедческая характеристика Книги Чисел

Оглавление
Введение
1. История создания Ветхого Завета
2. Композиция книги «Числа», основные сюжеты и персонажи
3. Значение Книги Чисел в мировой культуре
Заключение
Список литературы

/>Введение
Очевидно, что наиболеечитаемой книгой на протяжении последних тысячелетий является Библия. И эта жекнига сыграла одну из решающих ролей в рождении современных западной ироссийской цивилизаций, оказала огромное влияние на Коран и Священные Писаниядругих, более поздних религий. Исторически более древней частью Библиисчитается Ветхий Завет, текст которого считается священным не только в иудаизме,но и в христианстве. Ветхий Завет – основной памятник древнееврейскойлитературы, датируемой периодом 12 – 2 веков до нашей эры.
В частности, первая частьВетхого Завета, Пятикнижие Моисеево, в иудейской традиции называется Тора –Закон. Тора представляет собой пять хроникально-законодательных книг[1].Авторство Торы в иудейской традиции приписывается самому Моисею, соответственнопериод ее создания можно определить концом второго тысячелетия до новой эры. Новероятно, что Моисей все же не был автором этого собрания, а сама Тора былазаписана гораздо позднее по сохранившимся устным преданиям о событиях временМоисея, уже в период Израильского Царства.
Пятикнижие состоит изпяти отдельных книг, события в которых изложены в хронологическойпоследовательности «от сотворения мира». Это книги Бытия, Исхода, Левит, Чисели Второзакония. Основное содержание Пятикнижия – это религиозно-юридическиенормы, долженствующие регулировать жизнь каждого человека и народа в целом.Изложение заповедей, канонов и уставов составляет почти исключительный предметкниг Торы. Лишь временами нарративно-эпическая хроника приобретаетпервенствующее значение[2].
В остальном же эпосуступает место разъяснению норм сакрального и мирского права, впрочем, само эторазъяснение в каждый момент готово соотнести себя с эпическим воспоминанием о«начале», от которого оно получает свой авторитет[3].
Четвертая Книга Моисеева,Книга Чисел, именуется в иудейской традиции «Бамидбар» — «В пустыне», посколькуначинается словами: «И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской…». ВСептуагинте – первом «священном» переводе на греческий язык – эта книга названа«Аритма» — «Исчисления», или «Числа», поскольку в ней приводится целый рядисчислений: всего народа и отдельных его колен[4]. Аналогичные названиядавались книге и в переводах на другие языки. Собственно говоря, именно тем,что при переводе православной Библии на древнерусский язык использовалсягреческий перевод с иврита, и вызвано расхождение названия одной и той же книгив иудейской и православной традициях.
Основное содержание этойкниги — жизнь народа в пустыне, пред лицом Создателя и «наедине» с Ним; а такжете последствия, которые вызывают повиновение и противление Господу. Именно вКниге Чисел происходит окончательное разделение праведников, долженствующихобрести землю Ханаанскую, и грешников, которые обречены погибнуть в пустыне[5].И именно факт того, что в этой книге реальные события служат подтверждениемзаконов, обеспечивает большее значение нарративно-эпической хроники в книгеЧисел, чем в остальной Торе[6].
Какова же значимость этойкниги? В первую очередь, это неотъемлемая часть Ветхозаветного канона. Также,это один из примеров классической древнееврейской литературы, отличающийсяхарактерной стилистикой, тематикой, языком – все это обеспечивает ее литературнуюи культурную ценность.
Так же не следуетзабывать, что Книга Чисел – практически единственный источник по кочевомупериоду истории евреев, периоду после исхода из Египта. Это тот период, когдасложились основы древнееврейского общества, его каноны, общественное устройствои культура. Книга Чисел, при всей своей легендарности и мифологизированности,является весьма спорным источником, что, однако, не умаляет ее ценности в силу ееуникальности.

1.История создания Ветхого Завета
Один из главных вопросовбиблейской истории – точное время и авторство создания Священного Писания, и вособенности наиболее древней его части – Пятикнижия. Иудейская традиция упираетна то, что Пятикнижие создано непосредственно Моисеем в период блужданий попустыне, то есть датирует Пятикнижие 13-12 веками до нашей эры.
В Новом Завете Законопределенно называется Моисеевым, поэтому православная Церковь с древнейшихвремен признавала Моисея автором Пятикнижия. Предание о Моисеевом авторствеотстаивается с полным правом и основанием. Другое дело – как понимать этоавторство. «Приписывание отдельных библейских книг определенным авторам, –указывает академик Б. А. Тураев, – во многих случаях надо понимать не в нашем,а в восточном смысле. Восток не знал литературной собственности;индивидуальность творчества и авторов в почти современном смысле с достаточнойясностью проявляется лишь в книгах пророков. Нет никаких сомнений, что основыветхозаветного Закона и учения восходят к Моисею, хотя Тора и не могла бытьнаписана им[7].
Ветхозаветный периодзнает три торжественные кодификации Моисеева Закона. Первая совершилась уСиная, когда народ получил Декалог на скрижалях и устные наставления от Господачерез Моисея. Вторая произошла в 621 году до нашей эры при царе Иосии. Сам царьпри чтении Книги закона „разодрал одежды свои“ в знак покаяния, авесь народ „вступил в завет“, то есть торжественно обещал соблюдатьзаповеданное. Третья – и окончательная – относится к середине пятого века до РождестваХристова, когда священник Ездра принес из Вавилона все Пятикнижие в егонынешнем объеме и прочел его перед собранием жителей Иерусалима. Давая обетсоблюдать Закон Моисеев, народ каялся и постился. Итак, общецерковное принятиетаких частей Закона как Книга Завета, Левит и законодательные части Чисел,произошло только после вавилонского плена. Этим частично объясняется отсутствиеу пророков и в исторических книгах ссылок на многие ритуальные обычаиПятикнижия[8].
Но, если израильскийнарод вошел в историю, заранее оснащенный всем духовным богатством, преподаннымему богом через Моисея непосредственно вслед за его исходом из Египта, то естьза сорок лет до вступления в землю обетованную, то в дальнейшем ему ничегобольше не оставалось, как в этой земле следовать всем предписаниям,зафиксированным в «законе». Вся последующая жизнь евреев в Ханаане должна была,видимо, соответствовать установлениям Пятикнижия, весь жизненный уклад людейдолжен был бы отражать порядки, зафиксированные в Пятикнижии. Но ученые,изучающие историю Древнего Израиля, отмечают то кажущееся почти невероятнымположение, что все дальнейшие книги Ветхого завета — Судей, Царств, ряд книгпророков до Иеремии — фактически ничего не знают об установлениях Пятикнижия, ив частности о его законодательстве. Предпринимались разные попытки как-нибудьобъяснить столь странное положение[9].
Может быть, книгиПятикнижия были затеряны? Невозможно представить себе, что весь народ, в томчисле сословие жрецов, мог забыть документы, регулирующие именем бога всю жизньлюдей. Так или иначе, многое должно было сохраниться в устной традиции. Что жекасается возможности намеренного сокрытия, то она абсолютно невероятна. Всеустановления Пятикнижия или подавляющее большинство их были выгодны жрецам,ранним пророкам, да и вообще сильным мира сего — родовым старейшинам, «судьям»,а потом и царям. Никакого смысла для них скрывать священные книги, если бы оник этому времени существовали, не было.
Остается одно решениепроблемы: в то время, к которому относятся «исторические» книги Ветхого заветаи большая часть пророческих книг, Пятикнижия еще не было, и, стало быть, егопроисхождение — весьма позднее. Его надо датировать целым тысячелетием позже,чем это делали до сих пор синагога и церковь. Моисей в качестве автораПятикнижия отпадает, так же как и Иисус Навин в качестве автора книги,названной его именем. То есть, наиболее вероятен следующий сценарий: устныепредания о временах Моисея были записаны по указанию жрецов, с цельюкодифицировать сказания и установить эти законы.
Так кто же, если неМоисей, написал Пятикнижие, и когда это было сделано? Чтобы ответить на этотвопрос, понадобилось не одно столетие. Наиболее древние фрагментыветхозаветного текста относятся еще к доцарскому периоду, вероятно,существовали еще в устной традиции, восходящей к тринадцатому веку до нашейэры. Ряд других фрагментов ветхозаветного повествования, прежде чем бытьзафиксированными в письменных документах, также существовали в более раннейустной традиции.
Отдельные элементы Библиивозникли задолго до того, как сложились библейские книги, и даже до того, каквозникла древнееврейская письменность. Они сначала бытовали в устной форме,передавались из поколения в поколение, видоизменяясь в зависимости от измененияжизни народа. Древнейшим фрагментом во всей Библии следует считать победнуюпеснь Деворы из книги Судей. В каноническом тексте Ветхого Завета она вместе ссопровождающим ее повествовательным текстом вмонтирована в рассказ, относящийсяк значительно более позднему времени[10].
В царствование Давидапоявились придворные писцы. После постройки Иерусалимского храма при царе Соломоне,их деятельность получила особо важное не только государственное, но ирелигиозное значение: началась запись тех преданий, мифов, песен, которые досих пор хранились в устной традиции и передавались из поколения в поколение, апотом вошли в состав книг Ветхого завета. Сначала это были отдельные документы,зафиксированные разными писцами, имевшие каждый самостоятельное хождение и лишьвпоследствии объединенные в рамки тех книг Пятикнижия, которые были приписаныМоисею.
Таким образом, наиболеевероятной версией представляется создание Пятикнижия в период 4-2 веков донашей эры./>2. Композиция книги «Числа», основные сюжеты и персонажи
Памятник древнееврейскойлитературы книга «Числа», как и остальные книги Пятикнижия Моисеева,композиционно представляет собой сплошной текст, разбитый на тридцать шестьглав. Но можно определить разделение книги на три основные части:
Первая часть – повествуето пребывании израильтян у Синая, об исчислении их, об обязанностях левитов иназореев, о второй Пасхе после исхода. Вторая часть – рассказывает остранствиях по пустыне от Синая к Кадешу и потом к равнинам Моава. Третья частькасается событий, происходивших в Заиорданье, в области Моава. Все три частивключают ритуальные постановления[11].
Книга повествует особытиях, следующих за исходом евреев из Израиля. События в книге изложены впрямой последовательности, в хронологическом порядке. Числа – книга, в которой именнонарративно-эпическая хроника приобретает большее значение, чем в остальныхкнигах Торы[12].
Первая глава начинаетсяфразой «и сказал Бог Моисею в первый день второго месяца во второй год повыходе их из земли Египетской, говоря: исчислите все общество сынов израилевых… поголовно от двадцати лет и выше, всех годных для войны у Израиля, поополчениям их исчислите их – ты и Аарон, с вами должны быть из каждого коленапо одному человеку, который в роде своем есть главный[13]».Далее следует полное перечисление всех мужей народа старше двадцати летвозрастом всех колен народа израилева. Подсчет выявил, что двенадцать коленсостоят из 603500 мужей. По этим данным можно определить приблизительнуючисленность всего народа евреев в 1-1,4 миллиона человек. В конце главыговорится: «и сказал Господь Моисею, говоря: только колена Левина не вноси вперепись, но поручи левитам скинию откровения и все принадлежности ее, и все,что при ней[14]». Приказ исчислить всехвоинов предсказывает обретение земли в боях.
«Служение в Скинии», тоесть непрестанная молитва и служба Всевышнему, долженствовала сделать дляпобеды много больше, чем физическое участие. Именно от молитвы Моисея,сопровождаемой воздеванием рук, зависел исход войны между Израилем и Амаликом вкниге Исхода, поэтому колену Левиина оставлена особая роль[15].
Во второй главе Богустами Моисея устанавливает порядок постановки станов народа на ночлег: двенадцатьстанов колен устанавливаются вокруг главного стана левитов в середине лагеря. Этокрайне важное повеление: каждый израильтянин должен точно знать свое место вополчении Господнем, исполняя именно ту миссию, которая ему предназначена:«Сыны Израилевы должны становиться каждый в стане своем и каждый при своемзнамени, по ополчениям своим…».[16]
Но, таким образом, коленоЛевиина властью Господней и словом Моисеевым ставится во главе народа Израиля.В родовом, патриархальном обществе евреев, выделяется замкнутая наследственнаякаста жречества.
В третьей главе Богуказывает Моисею: «отдай левитов Аарону и сыном его в распоряжение:… Ааронуже и его сыном поручи, чтобы они наблюдали священническую должность свою, аесли приступит кто посторонний, предан будет смерти[17]».И здесь же исчислено колено Левиина «мужеского пола от 1 месяца… всего 22000[18]».Обязанности людей колена Левиина распределены по работе при скинии собраниянавечно – их религиозная служба становится наследственным долгом. Левитыотдаются в помощь Аарону, будучи одного с ним колена, а Аарон становитсяпервосвященником народа. Недаром глава начинается словами: «Вот родословиеАарона и Моисея…» Аарон здесь назван первым, потому что именно ему должныприслуживать левиты, которые являются «элитой» народа – жречеством. НародИзраиля в этот период управляется посредством религии. Таким образом, левитамнадлежит хранить все «сосуды» Скинии и «быть на страже». «Сосуды» Скинии —ковчег, менора, стол для хлебов предложения, курительный жертвенник — вмещаютнисходящий свыше благодатный свет и освещают весь мир посредством Богослужения.[19]
Четвертая главаокончательно распределяет обязанности по службе скинии, закрепленные за родамиколена Левиина наследственно: сыны Каафовы обязаны носить Святая Святых, причемперед этим Аарон и его сыны покрывают все предметы синим и пурпуром, чтобыникто не видел Святая Святых, а сыны Каафы забирают ее, чтобы нести напереходе. И только семейства Каафы не имеют права на переходе использоватьездовых животных, так как Господь заповедовал им нести Святая Святых на плечах.Семейства Гирсоновы должны носить и хранить покровы скинии, а сыны Мерариныпереносят брусья и шесты скинии. В этой главе определен порядок исполненияобязанностей по службе храму при отправлении народа в путь.
Все это указывает нанезыблемость духовной иерархии, установленной в обществе, и на недопустимостьдаже для избранных и призванных служителей претендовать на большее, чем импоручено.[20] Характерно, что любоеустановление Моисея освящается «волей Господа».
Пятая глава начинается сповеления Моисея: «Моисей повелел сынам израилевым выслать из стана всехпрокаженных и всех, имеющих истечение, и всех, осквернившихся от мертвого[21]».Далее начинается перечисление заветов, по которым следует жить народу: «еслимужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека и чрез это сделаетпреступление против Господа, и виновна будет душа та, то пусть исповедаются вгрехе своем… и возвратит сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятуючасть и отдадут тому, против кого согрешили[22]». Один из наиболеесерьезных конфликтов между людьми — это конфликт семейный, связанный сревностью. Поэтому устанавливается порядок Божьего суда, в том случае, еслиесть подозрения в измене жены мужу: по обращению к священнику, тот обязан дать женщиневыпить «горькой воды», и, если женщина виновна, то эта вода наложит на неепроклятие, если невиновна – то с ней ничего дурного не произойдет.
В шестой главеописываются правила, которым должны следовать принявшие обет назорейства. «Назорей»означает «освященный», «воздерживающийся». Дававший временный обет назорействапосвящал определенный период жизни важным, требующим самоотдачи делам во имяБога и народа. В течение всего этого срока он считался «освященным», то естьотделенным от обыденной жизни, и должен был воздерживаться от соприкосновения слюбой нечистотой[23]. Назорей обязуется непить крепких напитков, не стричь волосы и не подходить к мертвому. Запретстричь волосы, очевидно, обусловлен необходимостью выделения назореев изнарода. По выполнении обета назорей обязан принести жертву богу и этимзавершить исполнение обета.
Седьмая глава уделяетбольшое внимание вопросам культа и перечисляет обильные жертвы, которые каждыйиз родов должен приносить Господу.
В восьмой главеустанавливаются цензы на службу Господу в скинии собрания для колена Левиина:«от двадцати пяти лет и выше они должны вступать в службу для работ при скиниисобрания, а в пятьдесят лет должны прекращать отправление работ и более неработать[24]».
В девятой главе Господьсовершает чудо, чтобы направить путь евреев по пустыне: днем скинию покрывалооблако, светящееся подобно огню ночью, которое указывало им, когда идти, акогда становиться станом на ночлег: «по указанию господню отправлялись в путь:следовали указанию Господню по повелению Господню, данному через Моисея[25]».И в десятой главе евреи отправляются в дальнейший путь, начинается второй годстранствований от дня Исхода.
В одиннадцатой главеповествуется о том, как среди народа израилева появляются первые ропщущиепротив Моисея. Недовольство вспыхивало всякий раз, как только люди не моглимгновенно удовлетворить свои желания, в большинстве случаев — материальногохарактера. Прошлое, которое было сопряжено с беспросветным рабством и угрозойсмерти, представляется теперь неким подобием рая.
Так описывает этисобытия, и особенно последовавшее наказание, одиннадцатая глава: «Народ сталроптать вслух на Господа, и Господь услышал, и воспламенился гнев его, ивозгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана[26]».Чтобы спасти народ от кары Господней «помолился Моисей Господу и утих огонь[27]».В этом моменте обнаруживается, что в чертах и свойствах Яхве остается что-то отобраза стихии огня[28], пережиток «высшего»язычества – поклонения стихиям и светилам.
Народ роптал, ибо впустыне не могли они есть мяса, которого было в достатке в Египте. И Господьвновь разгневался и пообещал их кормить мясом целый месяц, чтобы отвратно оноим стало – таково было наказание за недоверие Господу для всего народа.
В стане евреев появляютсяпророки Елдад и Модад, которые пророчествуют против Моисея. «И поднялся ветерот Господа и перенес от моря перепелов и набросал около стана на путь дня поодну сторону и на путь дня по другую сторону около стана, на два почти локтя отземли. И поразил Господь народ весьма великою язвою[29]».Единственным, кто смог спасти народ евреев от мора, оказался Моисей, чтоукрепило его право властвовать. Здесь видна другая стихийная метафора Яхве –ветер. И это никоим образом не просто ветер, но и проявление «духа» Яхве[30].
В двенадцатой главераздоры в стане евреев продолжаются – Мариам и Аарон упрекают Моисея, за то,что в жены тот взял ефиоплянку: «и сказали [они] – одному ли Моисею говорилГосподь? Не говорил ли он и нам?»[31]. Но Моисей устроил БожийСуд: он, Аарон и Мариам вышли к скинии собрания, и тогда Господь снизошел кней. Мариам покрылась язвами на семь дней и была изгнана из стана народа Израиля,так как запрещено им было общаться с оскверненными. Прокаженный подобенмертвому: прикосновение к нему оскверняет, его все сторонятся. Видимо, поэтомусам Аарон как первосвященник избежал подобной кары: иначе ему пришлось быотстраниться от Богослужения.
Почему же их наказаниебыло меньшим, ведь иные ропщущие были поглощены разверзнувшейся землей?Утверждение Мариам и Аарона касательно Господа: «Не говорил ли Он и нам?» —было истинным: ведь они были подлинными пророками! Лишь неведение о тойнаивысшей ступени пророчества, на которой стоял Моисей, побудило их говоритьбезрассудно.[32]
В тринадцатой главе впутешествии через пустыню наступает новый период: «И послал их Моисейвысмотреть землю Ханаанскую и сказал им:… осмотрите землю, какова она, инарод, живущий на ней, силен ли он или слаб… и какова земля, на которой онживет, хороша она или худа?»[33]. Возвратившиесяразведчики известили: «в ней [земле] подлинно течет молоко и мед,… но народ,живущий на земле той силен, и города укрепленные[34]».Среди еврейского народа начинается оживленный спор, идти ли воевать эту землю,или же отступить и искать другую. Противники войны заявляют: «не лучше ливернуться в Египет, чем пасть от меча?» [35]. Но возражает Моисей:«только против Господа не восставайте, и не бойтесь народа земли сей, ибо ондостанется нам на съедение, защиты у них не стало, а с нами Господь[36]».Но в споре все же преобладают настроения, способствующие отказу от войны. Этотропот был признан «решающим», определившим судьбу всего поколения, вышедшего изЕгипта. После стольких милостей и чудес люди не пожелали довериться Богу.
Развязка этого спораописана в четырнадцатой главе, где в него вступает Бог: «и сказал ГосподьМоисею: доколе будет раздражать меня народ сей? И доколе будет он не верить мнепри всех знамениях, которые делал я среди него?» [37].После этого выносится пророчество о том, что все роптавшие падут в пустыне, заисключением невинных детей, а сыны их будут кочевать в пустыне в течение сорокалет и нести наказание за злодейство отцов. И вышли хананеи из земли своей наевреев, и были евреи разбиты ими и амаликитянами. В результате странствованияевреев по пустыне продолжились, так как любая сила без Божьего содействиястановится бессилием.[38]
В пятнадцатой главеприводятся подробные указания, как следует приносить жертвы в благодарностьГосподу после вхождения в новую землю. Также в этой главе приводится страшныйпример судьбы нарушителя «божественных заповедей»: по указанию Моисея забит былкамнями до смерти человек, собиравший дрова в священный день – субботу.
Шестнадцатая главаповествует о том, как «Корей… и Дафан и Авирон… восстали на Моисея и сними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей[39]».Бунт вызван недовольством против власти Моисея, уходом из благословенной землии долгим блужданием по пустыне. Моисей предложил совершить им обряд Божьегосуда, чтобы определить правого. И Господь явил знамение, разверзнув землю подстаном бунтовщиков: «и сошли они со всем, что принадлежало им, живые впреисподнюю[40]», а далее сожжены былите, кто пошел за предводителями бунта. Тем не менее, ропот продолжился, и Господьвынужден был поразить весь народ мором, который был остановлен только Моисеем.От мора умерло четырнадцать тысяч семьсот мужей.
В семнадцатой главеповелел Господь сложить все жезлы начальников родов в скинии собрания, а послеисполнения указания явил чудо – заставил расцвести жезл наиболее угодного БогуАарона. Так указывал Господь достойных править народом израилевым. Расцветшийжезл — мертвое дерево, вновь обретающее жизнь,— может рассматриваться какцентральный символ всей Библии. Ибо это — знак воскресения из мертвых и Мессии,и народа Божьего, и, наконец, души каждого человека[41].Расцветший жезл Аарона должен был храниться в Скинии, дабы напоминать освершившемся чуде, унимать ропот непокорных и утверждать незыблемостьсвященства.
В восемнадцатой главепродолжается раздача указаний народу – была установлена обязательная выплатадесятины в пользу скинии собрания, а в девятнадцатой главе указывается обрядочищения тех, кто осквернился прикосновением к мертвому.
В двадцатой главенеразумным евреям вновь явлено чудо – силой Господа Моисей открыл источник водыиз скалы. В продолжение странствований израильтяне подходят к царству Едома, откоторого вынуждены отступить, так как царь Едом отказался пропустить их сквозьсвои земли и выступил с войском против евреев. Также еще одно бедствиепостигает евреев – на горе Ор умер Аарон, его жезл и власть первосвященника переданаего сыну Елиазару.
В двадцать первой главеханаанский царь Азада вступает в сражение с израильтянами, а ропот еврейскогонарода против действий Моисея все усиливается и усиливается. Чтобы устранитьропщущих, на евреев силой Господа насланы ядовитые змеи. Царь аморрейскийСимеон объявил о том, что не пропустит народ евреев сквозь свои земли, ивыступил с отрядом воинов против народа Израиля, но Израиль его поразил мечом воткрытой битве и взял во владение землю его. Так описывает эти события Библия:«и поразили они его и сынов его, и весь народ его, так, что ни одного неосталось, и овладели землею его[42]».
Двадцать вторая главапродолжает историю евреев, которые остановились станом против Иерихона. Валак,царь моавитян, послал послов к Валааму за помощью против нашествия евреев.Валаам слыл великим колдуном, чье проклятие действовало безотказно[43].Мы не знаем, была ли возложена на Валаама миссия возвещать имя и волю Господа;однако в своем ответе послам он вполне определенно дает им понять, что именноот Господа получает все указания. Господь объявил Валааму, чтоб не проклиналтот народа Израилева, ибо люб тот народ Господу. Валаам отказался, но Валакотправил второе посольство с дарами. Тогда Господь объявил Валааму: «пойди сними, но делай, что я буду говорить тебе[44]». Но когда Валаамотправился на войну, Ангел Господень отправился препятствовать ему, и триждыостанавливал ослицу, на которой ехал Валаам, а после, когда разъяренный Валаамначал бить упрямую ослицу, явился ему и повторил наказ Господа следовать толькоГосподним указаниям.
В двадцать третьей главепродолжается история Валаама: подчиняясь слову Господа, он при исполненииритуалов благословляет народ евреев, что возмутило царя Валака. И в двадцатьчетвертой главе благословил Валаам евреев три раза с различных святых мест, начто Валак разгневался и решил изгнать Валаама, которого призвал для помощи.Валаам же в ответ сказал, что сгинет народ Валака, а также произнес многозапутанных пророчеств о судьбе народа евреев и других народов мира.
В двадцать пятой главеповествование возвращается к судьбе народа Израиля. Повествуется о том, как«начал народ блудодействовать с дочерями Моава… и воспламенился гневГосподень на Израиля[45]». И повелел ГосподьМоисею взять всех начальников народа и повесить их в наказание за блуд. И когдаисполнил Моисей поручение Господне, тогда утих гнев Господа.
В двадцать шестой главеначинается повесть о повторном исчислении народа Израиля, мужчин от двадцатилет возрастом и старше, тех, кто был годен для войны. И оказалось таких во всехколенах народа 601730. И указал Моисей разделить завоеванные земли среди родов,по численности каждого из родов.
Двадцать седьмая главаповествует о назначении Иисуса, сына Навина, одним из предводителей народаевреев. В двадцать восьмой и двадцать девятой главе повторно устанавливаетсяпорядок жертв, приносимых Господу, особенно на Пасху, а датой Пасхи установлен четырнадцатыйдень первого месяца.
В тридцатой главе Господьустанавливает правила о произносимых обетах и правилах их выполнения.
В тридцать первой главеГосподь устами Моисея указал пойти войной на мадианитян. Велено было выделитьпо тысяче воинов из каждого колена народа, всего двенадцать тысяч воинов впоход. Далее Библия так повествует о событиях: «и пошли войной на Мадиама, какповелел Господь Моисею, и убили всех мужеского пола… а жен мадиамских идетей их сыны израилевы взяли в плен, и весь скот их, все стада их и все имениеих взяли в добычу, и все города их во владениях их и все селения их сожглиогнем[46]». Но прогневался Моисейна своих военачальников: «[для чего] вы оставили в живых всех женщин?… и такубейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужескомложе убейте, а всех детей женского пола, которые не познали мужского ложа,оставьте в живых для себя[47]». Далее в главеописывается добыча, захваченная в этом походе.
В тридцать второй главепоходы евреев продолжаются, колена Гада и Рувима отправились в поход за Иордан.В тридцать третьей главе повторяется описание всего пути народа евреев по пустыне.
Тридцать четвертая главапосвящена разделу земли Ханаанской, отданной Господом евреям. Указано, чтоземлю делят первосвященник Елиазар и Иисус, сын Навин, а также по одномупредставителю от колена. А в тридцать пятой главе Господь указал левитам, служащимему, выделить города, в числе сорока восьми с полями при них на две тысячилоктей вокруг. Так же установлено, что при наличии одного свидетеля, человек неможет быть осужден на смерть — для этого нужно не меньше двух.
Тридцать шестая главазавершает книгу: «Сие суть есть заповеди и постановления, которые дал Господьсынам израилевым на равнинах моавитских у Иордана против Иерихона[48]».3.Значение Книги Чисел в мировой культуре
В первую очередь стоитотметить то, что Книга Чисел входит в состав Священного Писания двух мировыхрелигий. Причем она является их неотъемлемой частью, что само по себеобеспечивает ее огромную культурную ценность для верующих этих религий.Несомненно, что для иудея Книга Чисел, как неотъемлемый элемент Торы, являетсясвященной и непогрешимой. Из поколения в поколение эти тексты воспринимались виудаизме прежде всего как действующая норма вероучения и культа. Соответственно,практически не рассматривались и остальные стороны этого памятника – егоэстетическая, литературная и историческая ценность. Эти памятникивоспринимались как литературные и культурные, но не рассматривались подробно. Ав этих отраслях памятники древнееврейской литературы также имеют немаловажнуюценность, отражая культуру и представления евреев о мире. Пятикнижие самойсвоей структурой, стилистикой, используемым словарным запасом, дает большойзапас материала для филологического и литературоведческого исследования.
В частности, в Пятикнижиимогут быть найдены отрывки древних фольклорных текстов. Так, повествованиеКниги Чисел, рассказывая о временах завоевания Палестины, приводит отрывок издревней народной песни-заклинания:
«Кладезь, излейся! Пойтеему!
Кладезь – князья ископалиего,
Добрые из народа изрылиего,
Посохами своими, своимижезлами[49].»
Даже то, что поприведенным в Пятикнижии отрывкам, можно получить некоторое представление одревнем фольклоре народа Израиля, обеспечивает литературную ценностьПятикнижия, как переносчика этих народных песен до наших времен: ведь очевидно,что, не будучи записанными в каноне, они бы оказались утеряны или взначительной мере искажены.
Также все Пятикнижие, иКнига Чисел в частности, являются практически единственными источниками поранней истории народа Израиля, по истории всего Палестинского региона, идержав, соседствующих с ним. Пятикнижие – далеко не беспристрастный и не всегдадостоверный источник, в значительной мере сакрализованный, мистифицированный илегендаризированный, но, тем не менее, неоценимый своей уникальностью вотражении исторической действительности древнейшего периода истории Палестины.В частности, по Книге Чисел можно определить функции еврейского жречества, ихсоциальный и духовный статус.
Языческие жрецырассматривались как существа, одаренные магической властью, происходящие отбогов, владеющие сокровенными знаниями и силами. Иначе понимается священство вветхозаветной Церкви. Потомки Аарона и все прочие левиты предлагаются Богу какжертва и дар, как замена первенцев, посвященных Творцу. Поскольку весь Израильеще не в состоянии быть „царством священников“, некая часть народа(левиты) замещает его перед лицом Яхве. Тем самым левиты становятся предстоятелями народа, совершителями жертвы, трапезы идругих видов богослужения. Такое понимание священства удержалось и вновозаветной Церкви, но с одним важным изменением[50].
Историческая судьба Торы– застывание в каноне – судьба довольно обычная для древневосточных культур[51].В этот период культура народа евреев однозначно относится к древневосточномутипу, что отражается в их литературе.
Уже сама трехчастнаяструктура Ветхозаветного канона отражает принцип традиционалистской циклизации,когда каждая последующая стадия литературного развития представляетсякомментированием памятников предшествующей стадии, апеллируя к их авторитету[52].Книга Чисел, как часть первичного Пятикнижия, является одним из первоисточниковдля таких «отсылок» в последующих книгах, но при этом и сама не избежалаповторения элементов трех предыдущих книг – Бытия, Исхода и Левит.
В Пятикнижии выявляетсямногообразная связь с древними культурными традициями Египта и Месопотамии,Ханаана и Финикии. Но древнееврейская литература выработала и развиваласовершенно новый тип идеологии, принципиально отличный от мифологических системдругих народов[53].
Монотеистический принципоказывал неизбежное воздействие на коренной склад воображения, на общийхарактер литературной топики. Главным является общая проблема взаимоотношенийчеловека и Яхве – союза и спора[54].
Специфически религиозноеистолкование политических и социальных проблем, содержавшееся ранее впроповедях пророков, теперь, с созданием единого канона, становится особеннопоследовательным[55]. В Книге Чисел, как и востальном Пятикнижии, любая народная катастрофа интерпретируется как наказание,наложенное богом Яхве за недостаточную верность ему, но и как обещание темболее великих благ и в будущем, если верность будет проявлена[56].Примерами, явно доказывающими предыдущую сентенцию, могут служить следующие эпизодыиз Книги Чисел:
«Народ стал роптать вслухна Господа, и Господь услышал, и воспламенился гнев его, и возгорелся у нихогонь Господень, и начал истреблять край стана[57]».
«Корей… и Дафан иАвирон… восстали на Моисея и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесятмужей[58]… и сошли они со всем,что принадлежало им, живые в преисподнюю[59]»
Но наиболее важнымдоказательством может служить тот факт, что, несмотря на многочисленныепроявления неповиновения и ропота со стороны народа, Господь все же стремитсяввести их в землю Ханаанскую, и в конце, после каждого наказания являет чудеса– расцветающие жезлы «избранных», успешные военные походы с богатой добычей ииные «явления божественной воли». Подобные ситуации напоминают воспитаниеметодом «кнута и пряника», и не только создают определенный менталитет у всегонарода и впечатление о его «богоизбранности», но и формирует духбеспрекословного подчинения правящим, власть которых обоснована «велениембога».
Книга чисел отражает какраз события тринадцатого века до новой эры. Это тот период, когда еврейскиеплемена, роды, сплотившиеся культа бога Яхве, вторглись в Палестину. Изложенныев Книге Чисел библейские легенды повествуют о периоде окончания блужданиянарода евреев по пустыне.
Нарративно-эпическаятрадиция в Книге чисел приобретает первенствующее значение. Здесь онаиспользуется для укрепления послушания устанавливаемым правилам и канонам,действует как пример. Так, в Книге Чисел на страх всем будущим отступникам инечестивцам рассказан цикл историй о том, как бывали наказываемы хулителиМоисея и его миссии: люди, брезговавшие манной в одиннадцатой главе, Аарон иМариам в главе двенадцать, лазутчики Моисея, стращавшие народ паническимислухами в главах тринадцатой и четырнадцатой, первый осквернитель священнойсубботы в главе пятнадцатой и мятежники в шестнадцатой главе[60].
В целом же, этот памятникособенно ценен не только своими литературными достоинствами, но и тем, чтопередает нам не только культурные и религиозно юридические нормы и каноныобщества древних евреев, но и тем, что является в какой-то мере летописнымисточником, непосредственным повествованием о событиях тринадцатого века донашей эры.
заповедь религиозныйпятикнижие завет

Заключение
Итак, что же представляетсобой такой памятник древнееврейской литературы, как Книга Чисел. Это –хроникально-законодательная книга, одна из частей Пятикнижия Моисеева. Периодее создания точно не установлен, но вероятно это 5-3 века до нашей эры. Отостальных книг Пятикнижия Книга Чисел отличается несколько большим значениемнарративно-эпической хроники в повествовании.
Каково же значение этогопамятника в мировой истории? Его проявления очень многообразны. В первуюочередь – это неотъемлемый элемент Библии и Торы. Именно за счет этого другиедостоинства Пятикнижия в целом и Книги Чисел в частности долгое времяоставались незамеченными.
Тем не менее, Книга Чиселценна своими литературными достоинствами – специфическими чертами, характернымидля древнееврейской литературы, элементами народного творчества и общейтематикой и стилистикой. В Пятикнижии выявляется многообразная связь с древнимикультурными традициями Египта и Месопотамии, Ханаана и Финикии. Но при этомоно, несомненно, обладает уникальными особенностями.
Эти особенностистилистики, канона, литературной традиции отражают особенности культуры, традициии обычаи древних евреев. Древнееврейская литература выработала и развиваласовершенно новый тип идеологии, принципиально отличный от мифологических системдругих народов. Эта система явилась уникальной в культуре всего ДревнегоВостока, первой системой, основанной на монотеистическом принципе. Каноны,заложенные в Пятикнижии, создали такую систему.
Также все Пятикнижие, иКнига Чисел в частности, являются практически единственными источниками по событиямранней истории народа Израиля, по истории всего Палестинского региона, идержав, соседствующих с ним. Пятикнижие – далеко не беспристрастный и не всегдадостоверный источник, в значительной мере сакрализованный, мистифицированный илегендаризированный, но, тем не менее, неоценимый своей уникальностью вотражении исторической действительности древнейшего периода истории Палестины.

/>Список литературы
1. Аверинцев С. С.,Древнееврейская литература // История Всемирной литературы в 9 т., т. 1., 1983.
2. Библия, М., 2006.
3. Крывелев И. А.,Книга о Библии, М., 1958.
4. Мень А.,Исагогика. Ветхий Завет., 1992.
5. Щедровицкий Д. В.,Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево. Том 3: Книги Левит, Чисел иВторозакония., М, 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.