Ислам какрелигия. Мусульманское вероучение и культ
Ислам какрелигия возник и сформировался в Аравии в начале седьмого века нашей эры. Егостановление связано особенно с двумя городами, Меккой и Ясрибом. Ясриб позднеестал известен как Медина. Аравия того времени представляла собой родоплеменноеобщество, многие племена вели кочевую жизнь, и лишь некоторые селились вокругоазисов и водных источников, способствовало появлению городов и селений. Племяявлялось основной ячейкой общества, и состояла из меньших семейных образований,называемых родом или кланом. Племя играло важную роль в обеспечениисплоченности общества. Люди ощущали кровную привязанность к своему племени,которое, в своем роде, как община представляло им защиту. Одна из особенностейнравственности того времени состояла в осознании каждым личной преданностисвоему племени.
В Мекке иприлегающих к ней районах господствовало племя курайшитов. Будучи центромторговли, Мекка занимала важное место и как религиозный центр. В ней находиласьрелигиозная святыня – Кааба, олицетворявшая собой, как и многие другие святыни,божеств. Люди издавна совершали паломничества в Мекку ради лицезрения Каабы.Аравию можно было представить как территорию многобожия, хотя племенные обычаии нравы преобладали над религиозными чувствами.
Мухаммадродился в Мекке в 570 году в роду Хашим. Он получил ряд духовных откровений отБога, которые и составили религиозную основу ислама. В начале становленияислама некоторые противились новой вере, но Мухаммаду при жизни удалосьподвести под свою веру твердый фундамент. Отец Мухаммада умер еще до рождениясына, а мать скончалась, когда Мухаммаду было 6 лет. Несмотря на поддержкубольшей семьи, мальчику пришлось не сладко. Вначале о нем заботился дед, азатем дядя, Абу Талиб. Благодаря ему Мухаммаду удалось побывать в Сириисопровождая торговые караваны.
Оценив егокупеческие навыки, вдова по имени Хадиджа попросила Мухаммада сопровождать одиниз ее караванов. Она была довольно состоятельной женщиной и тоже разбиралась вторговле. Мухаммад проявил себя с лучшей стороны и не смотря разницу в возрасте(ей было 40, а ему 25) они поженились. Согласно преданию Хадиджа родила мужусемерых детей, хотя трое из них умерли в младенческом возрасте. Мухаммад сталзавоевывать все большее уважение среди мекканцев не только преуспеянием взанятии торговлей, но и благодаря честности при заключении сделок.
Мухаммадаотличал религиозный нрав, он тяготел к созерцанию и размышлениям. Он постоянноодин поднимался в пещеру за городом, где мог в тиши придаваться размышлениям.Примерно в возрасте 40 лет Мухаммад, поглощенный созерцанием в пещере пережилведение, когда с ним заговорил некий ангел. Мухаммад понял, что это былГавриил, который возвестил ему слова Бога. Так начались откровения. Первыевидения Мухаммад обсуждал со своей женой Хадиджей и ближайшими друзьями. Онипризнали истинность откровений, и, возможно, вследствие этого Мухаммадукрепился во мнении, что он избран Богом как восприемник божественныхоткровений. Он запоминал их, а затем они записывались либо самим Мухаммадом,либо с посторонней помощью. Эти записанные откровения составили впоследствииКоран. Существенно, что Мухаммад всегда ясно осознавал, что он не являетсясочинителем Корана. Он постоянно твердил, что Коран есть творение Бога.
Примерно с613 года Мухаммад стал излагать содержание некоторых своих откровений прилюдно.Некоторым слова мухаммада нравились, особенно та часть откровения, гдеговорилось о едином Боге кА источнике всякого могущества и милосердия в мире.Эти слова больше пришлись по душе беднякам, нежили племенным вождям, обладавшимзначительной властью и влиянием. Проповедь Мухаммада бросала определенный вызоввласть имущим, в частности, оспаривала родоплеменные отношения. Ведь в племеникаждый заботился о его сплоченности, ощущая причастность к нему. А своейпроповедью Мухаммад утверждал, что ислам порывает с племенной принадлежностью.Поэтому те, кто стоял во главе племен, вовсе не благоволили взглядам, согласнокоторым племенное единство уступало место общности мусульманских верующих.
Такоеотношение к проповеди Мухаммада вызвало гонение на мусульман. Стало ясно, чтонаходится в Мекке опастно. Но тут помог случай. 12 паломников из соседнегоЯсриба услышали проповедь Мухаммада и согласились предоставить поддержку изащиту ему самому и его растущей мусульманской общине. Горожане нуждались вовлиятельном человеке, который мог бы выступить в решении спорных вопросов между2 племенами Ясриба, а Мухаммад, по их мнению, подходил на такую роль. Эта встречапроизошла в 621 году. Мухаммад стал готовится к переселению в Ясриб.Приготовления велись тайно из – за боязни дальнейших преследований.
К концу 622года большей части мусульманской общины удалось перебраться в Ясриб и тамобосноваться. В Мекке остались лишь Мухаммад, его двоюродный брат Али и близкийсподвижник Абу Бакр, ставший впоследствии его тестям. Вожди Мекки хотелисхватить Мухаммада, но вместе с Абу Бакром тот тайно покинул город, а позднейза ними последовал и Али. В итоге все благополучно добрались до Ясриба. Бегствомусульманской общины из Мекки, считается важным событием мусульманской истории ужепотом, что свое летоисчисление мусульмане ведут с этого события 622 года,известного как хиджра, т.е. переселение. Ясриб позднее стал называться Мединой,что можно перевести как «город Пророка».
Мухаммадприобретает большое значение как политический, а не только духовный вождьмусульман. Поселившись в Мекке, он женится на Аиши, дочери Абу Бакра и Хафседочери другого своего сподвижника, Умара. Но в Мекке не забыли о мусульманах,где в них видели угрозу собственному могуществу и местной торговли. Началосьоткрытое противостояние 2 городов, и за 623 – 624 гг. произошел ряд набегов истычек между враждующими сторонами, в частности нападении на торговые караваны.В битве при Бадре в 624 мусульманское войско одолело мекканцев. В 625 годумекканцы совершают поход на Медину, но он оканчивается ничем. В 627 годумекканцы снова безуспешно осаждают Медину.
В 630 годуМухаммад идет на Мекку с большим войском, и город сдается. Мухаммад вступает вМекку, воздерживаясь от всякого насилия. Он выносит из Каабы всех идолов ипобуждает мекканцев стать мусульманами. Затем он возвращается в Медину.Население Мекки переходит в ислам. В конце 632 года Мухаммад совершает своепоследнее паломничество в Мекку и произносит проповедь, известную как «прощальная».Это паломничество стало образцом для установления хаджа, иначе паломничество, вМекку, предписываемого всем мусульманам. Мухаммад скончался несколько месяцевспустя в июне 632 года.
После смертиМухаммада не сразу выяснилось, кто станет его приемником. Стали спорить, когохотел видеть Мухаммад своим наследником. Наконец избрали Абу Бакра, которыйпользовался большой поддержкой еще при жизни Пророка. Мухаммад просил Абу Бакразамещать его на пятничной молитве в случаи необходимости. Абу Бакр известен какпервый халиф, что приблизительно означает «приемник». После смерти Мухаммада,первыми четырьмя «праведными пророками» были Абу Бакр (халиф с 632–634 гг.),Умар (634–644), Усман (Осман) (644–656) и Али (656–661). При их правлениипроисходит быстрое распространение ислама. Поначалу переходят в ислам основныеплемена и рода Аравии, затем за сравнительно короткое время в мусульманскуюверу обращаются соседние страны Ближнего и Среднего Востока. Четвертый халиф,Али, приходился зятем Мухаммаду. Он женился на Фатиме, дочери пророка от первойжены Хадиджи. У Али с Фатимой было два сына, Хусейн и Хасан. Сторонники Алисчитали, что он должен был стать первым халифом, но его обошли.
Халиф Усманбыл убит в 656 году, и Али осуждали за то, что он не стал преследовать виновныхв убийстве. Пожалуй, это явилось одной из причин мятежей против его власти.Один из таких мятежей возглавила дочь Абу Бакра. Другой мятеж поднял Муавия,родственник халифа Усмана и наместник Сирии. Сам Али пал от рук убийц в 661году, и халифам стал Муавия. Руководство мусульманской общиной перешло к такназываемой династии Омейядов, обосновавшейся в сирийском городе Дамаске. Этудинастию сменили Аббасиды, сделавшие столицей Багдад. На правление Аббасидовприходится небывалый расцвет исламской культуры. В 1258 году Багдад захватываютполчища монголов. Но язычники в итоге обращаются в мусульманскую веру. В 17веке ислам распространяется на обширнейшей за всю свою историю территории. Помере технического развития и наращивания военной мощи Западной Европыусиливается ее противостояние с мусульманским миром. Европа стремится расширитьсвои владения, что ведет к столкновениям наподобие тех, что произошли в Индиимежду империей Монголов и Британией.
Верования
ОткровенияМухаммада записывали или запоминали, а позднее они составили священную книгуКоран. Мусульмане считали, что на небесах находится подлинник, откуда и бралисьполученные ему откровения. Утверждения Корана рассматриваются как истинныеслова Бога, а поскольку они даны по-арабски, особое значение придается самомуязыку. Вот почему многие мусульмане противятся переводу Корана на другие языки.Важен не только сам язык, но и содержание Корана, которое считается, исключительнобожественным откровением, ниспосланным людям. Мухаммад для мусульман предстает лишьпосредником, через которого откровения Бога пришли к людям. Коран ни в коемслучае не является сочинением Мухаммада, это исходящие непосредственно от Богаслова.
Корансодержит 114 глав, иначе сур, расположенных по мере убывания их размера.Некоторые мусульмане убеждены, что суры располагаются в том порядке, как тогожелал Бог. Суры делятся на стихи, именуемые аятами. Слово «Коран» означает«произносить вслух», так что умение правильно произносить слова Корана высокоценятся. Некоторые благочестивые мусульмане стараются заучить наизусть весьКоран, что считается большим достижением. Такого человека называют хафизом.
ПолучаемыеМухаммадом откровения обычно записывались, а также заучивались. Позже различныеоткровения были собраны в Коран. По поводу времени этого события существуютразличные мнения. Одни утверждают, что оно состоялось при Абу Бакре, тогда какдругие настаивают на периоде правления Умара. На сегодняшний день существуетсоглашение, что Коран в своем теперешнем виде был создан при Усмане. Мусульманеубеждены, что содержание Корана нельзя изменять, поскольку он был дан Богом, ичто в нем явлено последнее откровение Бога.
Приверженцыислама несут 5 основных обязательств перед Богом, которые они должны чтить.Обычно их называют пятью столпами ислама. Первая обязанность известна каксвидетельство веры, иначе шахада. Все мусульмане должны произносить следующиеслова, составляющие суть того, что означает быть мусульманином: «Нет божества,кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Аллаха». Эти слова следует произносить приобращении в мусульманскую веру и когда нужно подтвердить свою приверженностьисламу.
Шахадаподчеркивает как раз то, что для мусульман существует один Бог и что единобожьеявляется основой их веры.
Вторымстолпом веры является ритуальная молитва. Мусульмане могут обращаться к Богу влюбое время суток, но 5 раз в день должны молиться посредствам особых формул(ракатов), повернувшись при этом лицом к Мекке. Молитвы к тому жесопровождаются преклонением колен и простиранием ниц. Такую молитву именуют,салят. Перед творением молитвы нужно совершить ритуальные омовение, котороеслужит более для создания у верующего ощущения духовной чистоты, нежели для совершениянастоящего омовения в целя телесной чистоты. Ритуальное (малое) омовениеименуют вуду, а большое или полное – гусл. Если мусульман творит молитву внемечети, он выбирает по возможности чистое место и расстилает молитвенныйковрик, символ духовной чистоты.
Ритуальныемолитвы возносятся 5 раз в день: на заре (салят ас – субх), в полдень (салят ас– зухр), после полудня (салят аль – аср), при заходе солнца (салят аль – магриб)и в начале ночи (салят аль- иша). Наверное, многим знаком звук, которым муэдзиныс минарета призывают верующих к молитве. Главное, пятничная молитва совершаетсяв полдень, и, как правило, люди идут в мечеть, где службу ведет имам. Обычнослужба заканчивается проповедью – толкованием нескольких стихов из Корана.
Другойобязанностью является милостыня, именуемая закят. Мусульмане могут жертвоватьденьги или имущество в благотворительных целях в любое время, но закят являетсяобязательным для всех. Обычно это налог в виде 2,5% от доходов. В некоторыхобщинах закят может достигать 10%. Может различаться и имущество, с которого взимаетсяналог в виде закята.
Понятиезакята основывается на представлении о том, что приобретаемое людьми богатствообусловлено в конечном счете щедростью Бога, следовательно, необходимо делитьсянажитым добром с нуждающимися. Закят идет не только на поддержку малоимущих, нои на оказании помощи в деле распространения ислама. Закят распространяют по-разному.У некоторых принято передавать деньги мечети, которая использует их по своемуусмотрению. В других общинах люди сами решают, как им следует распорядитьсяденьгами. Бывает и так, что закят взимается самим государством.
Четвертыйстолп веры заключается в соблюдении поста в 9 месяц исламского календаря, месяцрамадан. Взрослые мусульмане постятся с восхода до заката все 30 дней,полностью воздерживаясь от пищи и питья. Время смены дня и ночи частоопределяется тем, различает ли глаз человека соединенные вместе черную и белуюнити. Соблюдение поста оказывается не легким делом, особенно если учестьцарящую во многих мусульманских странах жару, так, что больших трудов стоитчеловеку не есть и не пить днем. В рамадан мусульмане проявляют огромнуювыдержку, как физическую, так и духовную, придаваясь при этом размышлениям оБоге и религиозной жизни. После захода солнца мусульмане ежедневно в месяцрамадан слегка перекусывают, прерывая пост, а затем, ближе к ночи, плотно едятвсей семьей. Вечером люди стараются посетить мечеть, чтобы помолится и отметитьособые даты этого месяца. После ночного сна встают до рассвета, чтобы успетьподкрепиться, поскольку есть придется лишь вечером. В конце рамадана устраиваютпраздники, в один из которых отмечают Ночь могущества (Лайлат ал – кадр) когдаМухммад впервые получил откровения от Бога. Она занимает особое место в мусульманскоймолитвенной практике и предстает «лучше тысячи месяцев» (Коран 97:3). Многиемусульмане проводят эту ночь в мечети, где хафиз, знаток чтения Корана,оглашает его до самого рассвета. Ночь могущества празднуется на 27 деньрамадана. Завершается пост большим торжеством, когда собирается вся семья и вседарят друг другу подарки. Это праздник Ид аль – фитр.
Последнийстолп веры ислама – паломничество в Мекку, известная как хадж. Хотя само этособытие отмечается ежегодно в одно и то же время, каждый мусульманин обязансовершить по меньшей мере одно паломничество в своей жизни. Хадж приходится на12 месяц (зу – ль – хиджжа) исламского календаря на определенные дни.Мусульманам разрешается совершать паломничества в Мекку в любое время, даже безобязательного посещения святых мест. Это так называемое «малое паломничество»(умра), которая не равносильна полному хаджу. В 632 году Мухаммад совершил хаджв Мекку, который послужил основой для выработки самых распространенных ритуаловпаломничества. Все взрослые мусульмане обязаны совершить полный хадж, если онине больны и имеют средства на такое путешествие. Прежде, до появлениясовременных видов транспорта, это предприятие было крайне хлопотливым,приходилось долго добираться до места с караванами. Отправляющиеся в паломничествалюди надолго разлучались с семьей, а само путешествие было довольно опасным. Имтакже нужно было обеспечить семью на время своего отсутствия.
Паломникипосещают Мекку, соседние города и святые для ислама места. Для вступления вМекку, полагалось облачаться в особые одежды и делать особые приготовления.Мужчины укутывались в белые, длинные куски материи (ихрам) и брили головы, аженщины могли надеть простое длинное платье, покрыв при этом голову. В Меккепаломники сначала посещали Каабу, большое каменное сооружение в виде куба, навремя хаджа покрытое черной тканью. В одном углу вмурован черный камень,который, согласно приданию, дал Аврааму (Ибрахиму) ангел Гавриил (Джибрил).Сама Кааба находится в центре Заповедной мечети Мекке. Паломники 7 раз обходяКаабу, они направляются к 2 большим холмам ас – Сафа и аль – Марва. Они быстропроходят или пробегают между ними. Это действие совершается в память о материИсмаила (библейского Исаака), метавшейся в поисках воды. Согласно приданию, вэто самое время мальчик, ковыряя ногой песок, обнаружил источник Замзам.
Хадж состоитиз установленного ряда посещений святых мест и обрядов, и следующим местомпосещения для паломников является долина Арафата и Милостивая гора (араб.Джабал – ар – Рахман, т.е. Арафат). Здесь, согласно приданию, Мухаммад прочиталпоследнюю проповедь. С полудня до заката паломники придаются размышлениям оБоге. После посещения долины Арафат, паломники направляются обратно в Мекку.Они останавливаются в долине Мусталифа, а затем в долине Мина, где стоят 3столба, олицетворяющие для мусульман мировое зло, в которые паломники бросаюткамни. По возвращении в Мекку происходит завершение хаджа в виде большегопраздника Ид аль – адха. Однако некоторые еще отправляются в Медину, чтобыпосетить места последнего упокоения Мухаммада. Совершения хаджа представляетсястоль важным для мусульман, что проделавшим такое паломничество разрешаетсядобавлять к своему имени почетный титул – хаджи для мужчин и хаджа для женщин.
Некоторыемусульмане полагают, что, помимо названных 5 столпов веры существует еще один –джихад, борьба. У кого то может сложится впечатление, что джихад означаетсражение, битву, но это не так. Верно, что на первых порах становления ислама,особенно из – за разногласий жителей Медины с мекканцами, мусульмане сражались,защищая свою веру. Но настоящая война не является единственным значением слова«джихад». Оно может еще означать психологическую и духовную борьбу в умах исердцах людей против зла в них самих и в обществе в целом. Джихад может означатьлюбое действие, выражающееся в борьбе во имя ислама. Поэтому, хотя джихад и неотносится к столпам ислама, тем не менее все мусульмане обязаны «бороться» заверу и защищать ее от всяких действий, ее подрывающих.
Во многихрелигиях образовались мистические течения, существующие на ряду с тем, чтоможно назвать правоверием. В исламе такое течение известно под названием«суфизм». Это путь познания и аскезы, по средствам которых ищущий стремится кнепосредственному, опытному постижению Бога. Вновь, как и в случаях с другимирелигиями, мы видим, как трудно уживались между собой правоверный, традиционныйислам и суфизм. Некоторые правоверные мусульмане остро ощущали тот вызов, чтобросает традиционной вере суфизм. Суфии, в свою очередь, понимали, что их практикамогла способствовать обновлению давней традиции.
Слово «суфий»происходит от арабского слова «суф», означающего «шерсть». В пользу этогоговорит то, что ранние суфии нередко носили грубую власяницу. И действительно,простота жизненного уклада всегда сопутствовала суфизму. Обычно суфии велиаскетичный образ жизни, отличавшийся минимумом имущества и постоянным постом.Они придерживались мнения, что необходимо сторонится тенет материального мира,пологая, что, отбросив мирские желания, они приблизятся к состоянию познанияБога. Конечно, многие суфии ощущали собственное сродство с тем, что они считалидобродетелями той жизни, что была во времена Мухаммада, когда только и моглиутвердиться основы ислама.
Шейх(духовный наставник) стал занимать значительное положение в суфизме. Шейх – человекпо-настоящему духовный, знающий ислам и Коран, способный наставить в вере иобучить тех, кто собрался вокруг него. Отчасти его роль заключалась в передачесвоего духовного знания ученикам, которые со временем в свою очередь брали себеучеников. Таким образам возникла духовная преемственность между поколениями.
Многие шейхиутверждают, что ведут свой род от религиозных учителей, живших во временаМухаммада, а значит, от самого Мухаммада. Получается, что в некоторых случаяхрелигиозную преемственность от шейха к шейху можно проследить на протяжениивеков.
Религиозныеобщины вырастали вокруг известных шейхов. Такой наставник давал духовные знанияи наставления не только ученикам, но и живущим по соседству мирянам. Косяккаждой общины, составляли постоянные ученики, религиозные аскеты. Они подчинялисебя софийской дистиплине и в итоги сами становились учителями. Общину обычноподдерживала группа мирян, поставляя еду и необходимые вещи.
Подобнопредставителям мистических течений других религий, суфии отвергали внешниеформы и обычаи правоверной религиозной традиции. Они стремились обрести опытнепосредственного общения с Богом, необремененный обрядовостью основнойтрадиции. С этой целью они прибегали к приемам психотехники. Суфии совершалидлительные молебны и придавались созерцанию, размышляя о содержимом Корана.Одной из любимых практик был зикр, иначе «памятование». Этот обряд заключался внеоднократном повторении одного из имен Бога, что являла собой вид духовногосозерцания. Некоторые суфии утверждали, что одна из целей подобной практикисостоит в обретении определенного единения с Богом. Подобные заявленияправоверные мусульмане порой рассматривали как еретические, за выражение такихвзглядов подвергали осуждению и даже наказанию.
Одним изсамых прославленных софийских мистиков был аль-Газали (1058/59–1111) родом изТуса (Иран). Он был ученым мужам, написавшим множество книг. Преподавал вБагдаде, где обрел известность с помощью своего учения и писательскойдеятельности. В 1095 году в его жизни происходит перелом. Его перестаетудовлетворять сравнительно благополучное существование, добытое праведнымитрудами, и он решает порвать с прежним укладом жизни. Газали начинает вестижизнь странствую суфия, довольствуясь в пути самым малым. Посетив Сирию,Иерусалим и Мекку, он затем возвращается в Иран, где основывает софийскоебратство. Последние годы аль-Газали вновь возвращается к преподавательскойдеятельности, но умеряет в 1111 году. Пожалуй наиболее известным его трудомявляется «Воскрешение наук о вере» («Ихйя ‘улум ад-дин»; написан в 1095–1105).
Устройство
Мечеть илипо-арабски масджид, занимает особое место в мусульманском обществе. Историческисложилось так, что это нечто большое, чем просто молельня. По этому многиемечети обрастали пристройками, выполнявшими определенные задачи. мечеть служилатем местом, где дети получали религиозное образование, где люди всех возрастовпостигали Коран и учились читать, писать и говорить по-арабски. Кроме того, тамможно было уединится на некоторое время, чтобы предастся размышлением в тиши,или обсудить религиозные вопросы. Многие мечети имели при себе школы, некоторыееще служили местом для судебных разбирательств.
Большинствомечетей имеют пространственные помещения для молитвенных собраний, частокуполообразное, и один либо несколько минаретов. Основной облик мечетиопределяется внешним видом дома Мухаммада в Медине. Мечеть отличает отсутствиена ее стенах каких-либо изображений или картин. На стенах могут быть написаныизречения из Корана, а пол молитвенного помещения устлан коврами, но в ней нетникаких изваяний. В молитвенном помещении отсутствуют сидения, столы или инаямебель. Мусульмане молятся, обратившись лицом к Мекке, а направление указываетпроем в стене (михраб). Обычно внутри имеется деревянное возвышение (минбар),откуда ведется проповедь послеполуденной пятничной молитвы, когда мусульманскаяобщина собирается в мечете. Мусульмане дорожат пятничной службой. Прежде всего,в мечете собираются мужчины, но могут присутствовать и женщины, хотя они, какправило, молятся отдельно от мужчин. Перед ритуальной молитвой принятосовершать ритуальное омовение, для чего в мечете есть помещение с водопроводом.Перед входом в молитвенное помещение снимается обувь. От мусульман не требуетсяобязательного посещения мечети для совершения закята или ритуальной молитвы, ноприсутствие на пятничной полуденной молитве считается крайне желательной.
Хотя можновыделить некий свод общих для всех мусульман верований, вместе с тем вотношении того как происходило становление самого вероисповедания, имелисьсущественно различные точки зрения, что привело к образованию 2 ведущих теченийислама, суннизма и шиизма. Возникновение расхождений между ними берет своеначало с непреодолимых разногласий по поводу того, кому следовало возглавитьмусульманскую общину после смерти Мухаммада.
Шиитыубеждены, что с уходом из жизни пророка предводителем общины должен был статьАли, его двоюродный брат и зять. В действительность Али удалось стать лишь 4халифом, но шииты не считают первых 3 законными избранниками общины. Когдапосле смерти Усмана, 3 халифа, его сменил Али, не все мусульмане последовали зановым избранником. Были и те, кто поддержал Муавию, двоюродного брата Усмана, вего притязаниях во власть в общине. В итоге произошло военное столкновение 2лагерей, приведшее к убийству Али в 661 году. Муавия сумел прибрать к рукамобщину. Он стал халифом, основав исламскую династию рода Омейядов. Однакоостались мусульмане, считавшие, что с Али и его семьей обошлись не справедливо,и продолжавшие хранить ему верность. Более того, они хотели видеть халифом егосына Хусейна. Однако в 680 году верные Омейядом войны убили Хусейна. Шиитынеизменно чтили Али, веря, что сам Мухаммад желал видеть его своим преемником.
Среди самихшиитов имели расхождения в вопросах наследования власти, что привело кразличным течениям внутри шиизма. Но все они сходятся в том, что главоймусульманской общины должен быть потомок Али, называя такого вождя имамом.Расхождение среди шиидских течений связано с тем, кто был имамом в то или иноевремя. Многие мусульмане, например, посчитали Мухаммада аль – Бакира (ум. В 732),внука Хусейна, 5 имамом, а другие поддержали Зейда ибн Али (погиб в 740 году),его родного брата. Расхождение в вопросе, кому быть седьмым имамом, привели кделению группы, известной как исмаилиты. Они способствовали установлениюФатимидского халифата, также основанию университета аль – Азхар в Каире.Исмаилиты выработали ряд особых верований, отличных от вероисповедания,разделяемого большинством мусульман. Другое шиидское течение включаетдюженников (араб. Иснаашариты (имамитами), разделяющих учение о 12 имамах,последнего из которых провозгласили «скрытым», ожидая его возвращения.
Обратившисьвновь к вопросу наследования Мухаммаду, мы видим, что сунниты, преобладающие в мусульманскоммире, смотрит на первых трех халифов иначе, чем шииты. Они считают, что АбуБакр не стремился стать халифом, но, ощущая ответственность за судьбу молодоймусульманской общины, хотел ее сплотить. В любом случаи, Али казался в ту поруслишком юным, что бы занять место халифа. Сунниты считали случившееся избраниеприемника Мухкммада вполне обоснованным. Сунниты хотели подчеркнуть, разМухаммад является «печатью Пророков», то не кому не дозволено «наследовать» емудуховно, но только в отношении руководства мусульманской общиной. Суннитыутверждают, что они, как основное течение ислама выражают традиционное егопонимание, воплощая собой, те ценности и верования, что запечатлены воткровениях Мухаммада.
Важнойособенностью исламского уклада жизни является исламское право (шариат), где определенныне только общие нравственные основы, но и некоторые частные стороны того, как мусульманедолжны себя вести. При жизни Мухаммада мусульманская община видела в нем примердля себя и по возможности подражала его образу жизни. Даже потом, после смертиПророка, те, кто знал его или слышал о его нормах поведения, могли опираться наэто знание, решая, как им поступить в трудном положении. Они всегда могливообразить, как бы повел себя Мухаммад на их месте. Первые 4 халифа могли бытьсоветчиками и в случаи необходимости выносить решения на основании того, как быпоступил в подобной ситуации сам Мухаммад.
Но чем большевремени проходило после смерти Мухаммада, тем труднее было представить, как могбы действовать Пророк в случившейся ситуации. Назрела необходимость утвердитьсистему исламского права, которое определяла бы должное поведение в любыхжизненных ситуациях. Правоведение состоит в изучении и анализе тех основ,опираясь на которые можно создавать законы, и исламское правоведеньевыдвинулась на передний план.
Исламскоезаконодательство по мере своего развития в различных странах принималосвоеобразные черты. В одной культурной среде выделялось одно, в другой – иное.Все это рождало определенные неудобства, поскольку, например, один и тот жепроступок в 2 культурах контекстах толковался различно. Постепенно пришлотолкование того, что исламское право, способно сплотить исламское общество, давему единообразное законодательство. Одним из ведущих ученых и мыслителей вобласти правоведения был аш – Шафии (ум. 820). Он ратовал за единообразие всудебной практике, пологая, что существует 4 способа (основы или «корня», усульаль – фатх) установление законна.
Первый связансо ссылкой на откровения в Коране. Но священная книга большей частью давалауказания по общим, нравственным и религиозным вопросам, в меньшей степенизатрагивая конкретные ситуации, которые могли бы возникнуть в жизни. В Коранеможно видеть конечный источник закона, но, согласно Шафии, существуют и другиеобласти, могущие оказаться так же полезными. Образ жизни пророка и то, как онвел себя в различных жизненных ситуациях, известны как сунна. Сами поступки исуждения Мухаммада запечатлены в преданиях, именуемых хадисами. Не все хадисыимеют для мусульман одинаковую силу. Исламские ученые мужи разработалиразветвленную систему проверки верности хадисов посредствам приемов, выясняетцепочку передатчиков самих приданий со времен Мухаммада.
Третий способотстаиваемый аш – Шафии, заключался в суждении по аналогии (араб. кияс,«сравнение»). В случае спорных вопросов, не возникавших прежде, в разрешении которыхученые мужи встают в тупик, они обращаются к поиску аналогий. Иначе говоря,пытаются отыскать ситуацию, сходную в некоторых отношениях с возникшимположением и для которой уже имеется обоснованный ответ. Если приходят ксоглашению, что между обеими ситуациями имеется достаточное сходство, торешение, правомочное для первого случая, переносится и на второй. Наконец, 4основа, в опоре на которую вырабатывается закон, состоит в единогласии (араб.иджма) мусульманской общины. Только не вполне ясно, должна ли здесь пониматьсявся мусульманская община или же некая избранная группа правоведов (араб.муджтахид). Со временем под иджмой стали понимать единодушное мнение наиболееавторитетных на данный момент правоведов.
Праздникии обряды
Намаз
Верующиймусульманин должен совершать пять раз в день: первая утренняя молитва на заре –совершается в промежуток от рассвета до восхода солнца и состоит из двухпоклонений и паданий ниц;
Вторая – полуденная-из четырех поклонений;
Третья – вечерняяво второй половине дня до заката солнца – из четырех поклонений;
Четвертая –при заходе солнца;
Пятая – вначале ночи и состоит из трех поклонений.
В месяц постасовершается особая молитва. Ритуал намаза очень сложен, требует соблюдениямножественных правил, нарушение которых приводит к недействительности молитвы.Поэтому молитва требует особого содержания и лучше проводить ее подруководством священнослужителя в мечети. Перед намаз осуществляется ритуаломовения.
Суннат
– этообряд обрезания крайней плоти, которой подвергаются мужчины в младшем возрасте.В самом Коране нет указаний на то, почему верующим необходимо соблюдать этотобряд. Как и в иудаизме здесь идет речь об очень древних обычаях.
Милостыня
Осуществляетсяв соответствии с указаниями Корана, который говорит о том, что милостыняосвобождает от греха и способствует достижению райского блаженства. Она имеетдве формы: «Закят» и «Садака». Закят означает налог в пользу мечети.Выплачиваемый натурой, собираемый в определенное время – в праздничные илидругие священные дни. Саадака (милостыня по внезапному побуждения) означаетдобровольное пожертвование в пользу нищего, бедняка, калеки или в пользу храма.
Хадж (хаджж)
– паломничествов Мекку и Медину является очень желательным, но не строго непременнойобязанностью для верующего, так как длительное путешествие связано созначительными материальными затратами и другими препятствиями. Тем не менеекаждый верующий обязан стремится к совершению хаджа. Разрешается в место себяпосылать другое лицо. Совершивший паломничество в Мекку, удостаиваетсяпочетного звания «хаджия» и рассматривается в качестве почти святого человека.
Во времяпаломничества в Мекку, главный объектом поклонения является «Кааба» – священныйхрам, в северной стене которой вделан охваченный серебряным обручем черныйкамень. Считается, что молитва обращена к Богу у этого священного камня, сразуидет к подножию трона Аллаха. Возле храма находится источник, вода, которойпочитается святой, лечащей все болезни.
Лейлят аль– кадр
Особоеторжество отмечают три последние ночи, предшествующие завершению поста.Считается, что в это время происходят разные чудеса и знамения. Наиболеепочитаемая ночь – это ночь на 27- е сутки рамадана, ночь предопределений.Мусульмане верят, что именно в эту ночь небесный подлинник Корана из – подпрестола господа, был перенесен архангелом Джабраилом на ближайшее к земле небои уже отсюда его содержание постепенно передавалось в течении 23 лет пророкуМухаммеду. Кроме того, учит ислам, всевышний раздает ангелам предопределения омире вообще и о каждом человеке в частности. Эти решения ниспосылаются на весьгод и ничего не в состоянии их изменить.
Праздникокончания поста Ураз – байрам – приходится на начало следующего за рамаданоммесяца и называется по-арабски Ид аль – фитр – праздник фитр. Каждый верующийпостившийся в течении месяца, обязан принести представителю духовенства фитр –подношение из продуктов или денег. Ураза – байрам длится три дня исопровождается обильными угощениями, хождением в гости и т.д. в эти дниверующий должен отчитаться за проведенный пост, начать отбывать наказание заего нарушения (молитва, милостыня, жертва). Из фитра раздается помощьнуждающимся мусульманам.
Курбан –байрам (Ид аль – адха)
– праздникжертвоприношений – отмечается на 70 день после окончания поста. Этот праздниксвязывается со сказанием о пророке Ибрагиме (Аврааме), который хотел принестиБогу в жертву своего сына Исмаила (Исаака). Кроме того мусульмане верят, что животноепринесенное в жертву в этот день, поможет душе верующего преодолеть на своейспине мост Сират, который ведет в рай. Праздник отмечается торжественно –совершается особое богослужение в мечети, читаются проповеди, а в домахготовится угощение. Этот праздник продолжается три дня, мусульмане посещаютмогилы своих близких, молятся за них и раздают милостыню.
Мирадж
– этотпраздник посвящен памяти чудесного ночного путешествия пророка Мухаммада набыстром, как молния, коне Аль – Бураке из Мекки в Иерусалим, а так жевознесению пророка на небо. На небе его удостоил своей честью Аллах, во времякоторой Мухаммад изрек 99 тыс. слов, но все это произошло столь мгновенно, что,возвратясь Мухаммад успел подхватить случайно опрокинутый до путешествия сосуди из него не пролилось не капли. Праздник был установлен после утверждениявласти халифов в Палестине, когда в исламе была признана святость Иерусалима (аль– Кудс) и введено почитание святых мест этого города.
Ашура (Шахсей– вахсей)
– деньскорби у мусульман – шиитов. Он заключается в траурных церемониях, выражающихскорбь о мученической кончине имама Хусейна. Рассказы о его гибели выражаютсясамоистязаниями. Вид окровавленных, иступленных людей, шествующих всопровождении толпы по улицам их истощенные, душераздирающие крики, оставляютогромное впечатление, вызывают чувства жалости и сострадания.
Мавлюд
Установлен вчесть дня рождения Мухаммада и отмечается 12 числа лунного месяца раби аль – аваля.Он сопровождается чтением молитв и проповедей в мечетях и домах верующих,угощениями и подношениями духовенству. Считается богоугодным делом в этот деньчитать и слушать рассказы о жизни Мухаммада.
Пятница
Считается умусульман днем отдыха и празднуется еженедельно. молитва в мечети обставляетсяболее торжественно, происходят большие полуденные общественные богослужения,люди надевают праздничные одежды, готовят более обильную и праздничную ивкусную пищу, приглашают друг – друга в гости. Предание гласит, что деньСтрашного суда придется на пятницу, что Мухаммад и его зять Али родились впятницу и что «свет ислама» начал распространятся именно в пятницу.
Пост (Ураза)
Онзаимствован из древних племенных обычаев арабов. Исламоведы полагают, что всамое знойное время в Аравии, в месяце рамадане, кочевники ограничивали себя впище и берегли энергию, перенося все дела на вечер и ночь. Пост предписан навесь месяц – в дневное время нельзя пить, курить, есть, купаться, приниматьлекарства и т.п. поэтому постящиеся предпочитают бодрствовать ночью.
В современноммире ислам представляет значительную политическую силу, контролирующие ценныеисточники сырья (нефть). Кроме исторических областей возникновения, исламраспространился по всему миру, так как он соответствует всем требованияммировой религии, в частности не ограничивается рамками национальности.
Литература
вера ислам мусульманин ритуал
1. Лобазова О.Ф. Религиоведение:Учебник / Под общ. ред. Члена – корреспондента РАН, проф. В.И. Жукова. –3 изд. Испр. и доп. – М,; Издательско – торговая корпорация «Дашков и К».2007 – 488 с.
2. Оливер П. Мировыерелигиозные верования/ Пол Оливер – Пер с англ. О. Перфильева – М.;ФАИР-ПРЕСС. 2003 – с.; ил. – (Грандиозный мир)