Реферат по предмету "Социология"


Метаязык и его понятие

Метаязык. Его понятие» Саратов, 2009г. План: 1. Понятие метаязык. 2. Зачем нужен метаязык? 3. Признаки метаязыка. 4. Метаязык одного слова. 5. Метаязык двух слов. 1. Понятие метаязык. 1) в классической философии: понятие, фиксирующее логический инструментарий рефлексии над феноменами семиотического ряда, 2) в философии постмодернизма: термин, выражающий процессуальность вербального

продукта рефлексии над процессуальностью языка. Конституируется в процессе формирования постмодернистской концепции критики как стратегии отношения к тексту, характерной для культуры классического типа и противопоставлении ей стратегии имманентного анализа текстовой реальности. Постмодернистская трактовка восходит к работе Р.Барта "Литература и метаязык" (1957), в рамках которой осуществлено последовательное категориальное разграничение

таких феноменов, как "язык-объект" и метаязык. И если "язык-объект — это сам предмет логического исследования", то под метазыком понимается "тот неизбежно искусственный язык, на котором это исследование ведется", — собственно, конституирование метаязыка выступает условием возможности того, что "отношения и структура реального языка (языка-объекта)" могут быть сформулированы "на языке символов (метаязыке)" (Р.

Барт). Специфика постмодернистского операционального употребления понятия "метаязык" связана с тем, что он осмыслен как адекватный и достаточный инструмент для аналитики такого феномена, как "литература", что в контексте классической традиции далеко не являлось очевидным: "писатели в течение долгих веков не представляли, чтобы литературу можно было рассматривать как язык, подлежащий, как и всякий язык, подобному логическому разграничению т.е. его дифференциации, подразумевающей выделение

в его рамках соответствующего мета-уровня. В качестве этапов становления подобного подхода могут быть выделены следующие: 1) предыстория метаязыка, т.е. возникновение того, что Р.Барт обозначает как "профессиональное самосознание литературного мастерового, вылившееся в болезненную тщательность, в мучительное стремление к недостижимому совершенству"; 2) формирование неклассической (пред-постмодернистской) установки на синкретизм видения феноменологически

понятой литературы, с одной стороны, и ее языковой ткани — с другой, т.е по Р.Барту, "героическая попытка слить воедино литературу и мысль о литературе в одной и той же субстанции письма"; 3) конституирование традиции, позволяющей "устранить тавтологичность литературы, бесконечно откладывая самое литературу "на завтра", заверяя вновь и вновь, что письмо еще впереди, делая литературу из самих этих заверений";

4) разрушение незыблемой в свое время (в рамках классической культуры) идеи референции, когда "слову-объекту стали намеренно, систематически приписывать множественные смыслы, умножая их до бесконечности и не останавливаясь окончательно ни на одном фиксированном означаемом", что наиболее ярко было продемонстрировано сюрреализмом в рамках модернизма; 5) оформление парадигмы так называемого "белого письма", ставящего своей целью "создать

смысловой вакуум, дабы обратить литературный язык в чистое здесь-бытие". Собственно постмодернистский подход к феномену М. связан с тем, что в "наш век" адекватные поиски ответа на то, что есть литература, по оценке Р.Барта, "ведутся не извне, а внутри самой литературы". Метаязык представляет собой сложное явление, в основе которого, с одной стороны, лежат системные отношения

между терминами, с другой – общенаучная лексика, то есть те слова и словосочетания, которые используются при описании различных аспектов языковедческого исследования. Метаязык как средство научного общения используется и реально существует в соответвующей метаречи. Взаимодействие метаязыка и метаречи находит отражение в принципах построения лексикографических пособий, когда в словарные статьи включаются отрывки (или сегменты) метаречи, иллюстрирующие употребление того

или иного термина. Системы понятий, закрепленные в соответствии метаязыку, обнаруживают определенную методологическую ориентацию, то есть оказываются методологически обусловленными. При рассмотрении научных дефиниций могут быть выявлены различия в трактовке, казалось бы, одного и того же термина, который по-разному осмысляется в соответствии с философскими (методологическими) основами данного направления исследования. Как и язык тела, метаязык основывается на «интуиции», «предчувствии»,

«шестом чувстве» и понимании, что слова и мысли собеседника - совсем не одно и то же. При общении большинство выражений легко распознаются и используются людьми, но сознательно интерпретируются только несколько метаслов для того, чтобы раскрыть истинный смысл сказанного. В принципе, на протяжении ХХ века наблюдалась динамика понятия метаязыка от жесткости к мягкости - не прямолинейно, конечно, но общая тенденция была именно такая.

В начале логические позитивисты провозгласили поиск идеального метаязыка самой главной задачей философии, после этого Витгенштейн заметил, что говорить на идеальном языке - это все равно, что ходить по идеально гладкому льду. Однако после второй мировой войны в связи с идеями формализации знания на основе электронных систем, теории информации и кибернетики начался новый взлет жестких метаязыков - появилась математическая лингвистика, семантика возможных миров, употреблявшие сложные системы метаязыков.

Потом эти метаязыки отошли в чисто технические разработки и вновь - на этот раз, по крайней мере на протяжении ХХ века, окончательно - пошла мода на мягкие расплывчатые метаязыки. Венцом этой тенденции стал, конечно, постмодернизм. 2. Зачем нужен метаязык? Если убрать все метавыражения из нашей повседневной речи, то беседа станет краткой, резкой и исключительно смысловой. Мы начнем казаться друг другу грубыми, жестокими и невнимательными.

Метаязык смягчает удары, которые мы наносим друг другу, позволяет нам манипулировать собеседником, достичь собственных целей и выпустить эмоции, не нанося смертельной обиды. Два посторонних человека начинают разговор, как ритуал - с определенных малозначительных фраз, вопросов, клише и утверждений. Это дает собеседникам время оценить друг друга, понять, сможет ли установиться связь между ними. Обычно разговор начинается с приветствия, вроде «Как дела?», за которым следует клише

«Нормально», на что инициатор разговора с полным правом может заключить: «Это хорошо». Повторяя подобный ритуал постоянно, вполне можно получить ответ «Это хорошо» на фразу «Моя мать недавно умерла» - значит, собеседник часто произносит подобные фразы чисто машинально. Обычно удобным для прощания является клише «Увидимся». Когда собеседник сообщает вам: «Рад был видеть», это означает, что он не собирается поддерживать отношения

с вами в будущем. У каждого последующего поколения возникают новые метаслова, а старые выходят из употребления. В 20-30-х годах прошлого века наиболее популярными метасловами были «определенно» и «так сказать». «Определенно» использовалось для усиления верного слова. Вполне естественно было сказать: «Вы определенно правы». Подобное усиление могло привести к подозрениям относительно истинных намерений говорящего: возможно,

он хотел усилить эти слова из-за собственной неуверенности в их истинности. В дальнейшем метаязык прочно обосновался в деловом общении. Сто лет назад работодатель вполне мог уволить работника с криком: «Убирайся, лентяй!». Однако позднее давление профсоюзов привело к тому, что подобная прямота полностью исчезла из обращения. Сегодня недобросовестный работник может получить от компании уведомление об увольнении, написанное

следующим образом: «В связи с экстренной реорганизацией отдела импорта нашей компании образовалась необходимость объединить должности лизателя марок и варителя кофе к общему процветанию всех сотрудников и компании в целом. В связи с чем главный лизатель марок Джо Блоггс вынужден сложить с себя полномочия и поискать применения своим силам в другом месте, где его способности и богатый опыт будут по достоинству оценены». На самом деле это означает: «Убирайся, лентяй!», но метаязык делает вышеприведенный текст более приемлемым

для других сотрудников и не противоречащим требованиям профсоюзов. Чтобы разговор был максимально эффективным, вы должны быть максимально гибким. Метаязык чрезвычайно важен для укрепления дружеских отношений с окружающими. Вы наверняка часто ощущали, что фразы, которые вы слышите, не имеют логической связи с темой разговора, но приписывали это недостатку внимания. Разговаривая с людьми, обращайте внимание на стандартные фразы

и клише, которыми пользуетесь, и пытайтесь исключить их или заменить на те, которые способствуют эффективности общения. Учитесь читать между строк, и тогда вы сможете противостоять давлению, манипуляции общественным мнением и тому подобным явлениям. 3. Признаки метаязыка. 1) Системность. Метаязык рассматривается как независимая структура, элементы которой также оказываются независимыми друг от друга, но связанными между собой.

Элементы метаязыка характеризуются упорядоченностью и представляют собой единое концептуальное целое. Собственно, метаязык и строится как система терминов. Из этой особенности метаязыка вытекает требование единства системы понятий в языке описания. 2) Формализованность структуры, имеющая двоякий характер: "с одной стороны, это - наложение на язык формальной схемы, с другой - оперирование абстракциями, возникающими из обобщения таких лингвистических

понятий, как форма слова, форма словосочетания, форма предложения, с целью создания некоторого минимума простых символов и процедур, с помощью которых даются однозначные описания языка на любом его уровне". Признак формализованности определяем прежде всего у метаязыков естественных наук, прибегающих, в основном, к невербальным средствам передачи информации, которые включают различные формальные системы обозначений. Этим объясняется "дистанция огромного размера" между объектом изучения этих наук и средствами

описания его свойств и признаков. Однако в естественных науках применение кодовых языков представляется логически целесообразным и подчас является единственной формой представления научного знания. Это позволяет говорить о том, что формализованность метаязыка естественной науки является ее ингерентным признаком, без которого невозможно представить ни ее базисных положений, ни результатов ее практической деятельности. 3) Искусственность. Рассматривается как признак прежде всего знаковых языков, основывающихся

на логико-математических моделях, и представляется категорией относительной, поскольку проявляется в стремлении метаязыка к непротиворечивости и внутреннему совершенству, что свойственно всем информационным системам, в том числе и тем, которые построены на базе естественного языка. 4) Однозначность элементов структуры, предполагающая необходимость дать точное, приложимое к какому-либо одному конкретному языковому явлению определение или описание ("значение"), устанавливаемое

положением данного элемента в структуре. 5) Ограниченная функциональная направленность метаязыка, так как он ориентирован на выполнение ограниченных целей и не способен выполнять те разносторонние и чрезвычайно ответственные функции, какие осуществляют "конкретные" языки. 6) Эталонность метаязыка, выражающаяся в идеальном (по возможности) характере системы признаков и правил, разработанной специально для целей того или иного вида анализа.

Данная особенность носит, правда, относительный характер, поскольку идеальность как признак не свойственна ни одной метаязыковой структуре, разработанной человеком на основе известных ему понятийных систем. 7) Абстрактность. Метазнакам лингвистики свойственна высокая степень абстрактности, как вообще терминологии, формирующей метаязык какой-либо науки. Абстрактность лингвистической терминологии основывается на идеализации единиц терминосистемы, так как денотативный слой значения у них практически пуст и не соотносится в

человеческом сознании с конкретными образами. С другой стороны, необходимо учитывать, что лингвисты оперируют реальными языковыми явлениями, имеющими, как принято говорить, предметно-материальную основу. Это обстоятельство представляется существенным для обоснования знаковых характеристик метаязыка лингвистики, ибо составляющая его терминология, не находящая материального подтверждения в языковой реальности, не может составить метаязыка лингвистической науки.

Оба утверждения, однако, принципиально не противоречат друг другу, так как речь идет о различных уровнях абстракции и материальности. 8) Универсальность и достаточность метаязыка в рамках того направления, где он находит свое применение. Это свойство метаязыка проявляется в максимальной степени его разработанности, достаточной гибкости и разнообразии средств выражения, чтобы удовлетворять требованиям, предъявляемым к нему как к языку описания в соответствующем отделе языкознания в данный промежуток времени.

9) Открытость. Метаязык, по существу, представляет собой открытую систему понятий, поскольку как естественный язык не может быть сведен в силу своей непосредственной связи с элементами отражаемой реальности к "закрытой" системе элементов, так и язык его описания не может быть представлен исключительно как замкнутый ряд единиц. Можно лишь, на наш взгляд, говорить о двойственности природы метаязыка, сообразно с которой он, с одной стороны, является открытой системой (т.е. имеющей потенции к дальнейшему развитию),

с другой - характеризуется формализованностью своей структуры как во многом искусственная знаковая система. 10) Детерминированность, проявляющаяся в том, что любой феномен естественного языка, способный стать объектом научного анализа, должен быть каким-либо образом описан. Будучи описанными, явления языка-объекта получают онтологический статус и в этом отношении не могут и не должны быть сравнены с чем бы то ни было, кроме самих себя.

Отсутствие необходимости их описания приводит к неразличению языка как метаязыка определенного уровня и языка как коррелята некоторой внеязыковой сущности. 11) Вариативность, основывающаяся на том, что метаязык, являясь, по сути, неким набором правил, в соответствии с которыми происходит фиксация тех или иных явлений языка-объекта, подвергается со стороны пользователей постоянным попыткам оптимизировать сами правила. 12)

Преемственность (единообразие, конвенциональность) как основа последовательных лингвистических действий при описании конкретного языкового явления с опорой на единую терминологию, используемую в предшествующих работах в рамках того или иного лингвистического направления, лингвистической школы и т.п. 13) Социальная и национальная ориентированность. Данный признак метаязыка базируется на так называемой теории переключения кодов или кодового переключения, которое реализуется через применение лингвистами

различных метадиалектов как в рамках одной лингвистической школы или направления, так и через общение между собой представителей разных лингвистических школ. 14) Психологичность метаязыка, основывающаяся на том, что метаязык неизбежно отражает индивидуальное мировоззрение ученого, т.е. систему его личных представлений об окружающей действительности, его методологическую позицию, "поскольку сам выбор тех или иных метаязыковых обозначений отражает соответствующую методологию"

. 15) Фиксированность средствами графики. Терминология любого метаязыка как языка особого типа должна быть закреплена в письменной форме. Первичная форма письменного выражения предполагает фиксированность метазнаков в научно-теоретических лингвистических работах, вторичная - в лексикографических источниках и учебниках. 4. Метаязык одного слова. Давайте рассмотрим некоторые наиболее часто используемые метаслова, которые служат сигналом, что собеседник стремится скрыть правду или направить беседу в неправильное

русло. Слова "честно говоря", "по правде" или "если быть искренним" сразу же дают понять, что собеседник далеко не так правдив, честен и искренен, как он утверждает. Восприимчивые люди бессознательно расшифровывают эти слова и интуитивно ощущают, что собеседник пытается их обмануть. Например, фразу "Честно говоря, это лучшее из того, что я могу вам предложить" нужно понимать, как "Это, конечно, не лучшее предложение, но, может быть, вы все же поверите"

. "Я тебя люблю" более заслуживает доверия, чем "Я действительно люблю тебя". "Несомненно" дает повод к сомнениям, "вне всяких сомнений" звучит более определенно. Как только вы услышали слова "всего лишь" или "только", вам следует осознать, что собеседник стремится снизить важность своих слов. Происходит ли это оттого, что он не чувствует себя свободным, боится показать свои истинные чувства?

Или он сознательно хочет вас обмануть? Или пытается снять с себя ответственность? Только глубокий анализ контекста, в котором использовались эти слова, может дать ответ на эти вопросы. Слово "пытаться" обычно используется людьми, которые привыкли к неудачам. Они стремятся заранее сообщить вам, что могут и не добиться успеха в порученном деле или даже ожидают неудачи. Когда человека просят выполнить трудное задание, он может ответить: "

Я попытаюсь" или использовать эквивалентное выражение: "Сделаю все, что смогу". Обе фразы сигнализируют об ожидании неудачи. В переводе эти выражения означают: "Сомневаюсь, смогу ли я это сделать". Когда подобного человека действительно постигает неудача, он разводит руками и говорит: "Что ж, я пытался", подтверждая тем самым, что он и раньше сомневался в своих способностях выполнить

задание. Когда вы слышите подобные фразы в разговоре, попросите собеседника подтвердить, действительно ли он сделает то, что обещает, или нет, прежде чем полагаться на его слова. Будет лучше, если человек не будет пытаться, чем попытается и потерпит неудачу. "Попытаюсь" звучит точно так же, как и "может быть". 5. Метаязык двух слов. "Да, но" - это попытка избежать страха, вызванного имитацией согласия.

"Но", как правило, является отрицательным союзом, то есть отрицает все, что было сказано перед ним, или сигнализирует о том, что собеседник лжет. "Ваша жена - настоящая леди, но " (но она не леди). "Да, но" можно перевести, как "однако" или "все же". "Я понимаю, что вы хотите сказать, но все же " (не принимаю). "

Это платье выглядит великолепно, однако " (мне оно не нравится). Наверняка вам приходилось вести разговор, когда ваш собеседник вроде бы с вами соглашается, но чем больше он говорит, тем сильнее вы чувствуете его несогласие. И наверняка говорящий очень часто использует выражения "поверьте мне", то есть другой тип метавыражения. "Поверьте мне, это лучшее, что я могу вам предложить" очень часто означает

"Если я смогу заставить вас поверить, то вы купите у меня и не станете ничего искать". Если собеседник пытается лгать, то он старается скрыть это с помощью метаязыка. Степень убедительности выражений, подобных "поверьте мне", прямо пропорциональна степени лживости последующих слов. Если говорящий чувствует, что вы не верите или что он говорит неубедительно, тогда он предпочтет выражения вроде: "Поверьте мне", "

Я не дурачу вас" или "Не стану же я врать!" Самая же отъявленная ложь будет скрываться сразу за всем: "Поверьте, я не дурачу вас. Не стану же я врать!" (Ну дайте мне хоть четверть шанса!). Чтобы разговор был максимально эффективным, вы должны быть максимально гибким. Метаязык чрезвычайно важен для укрепления дружеских отношений с окружающими.

До прочтения этой главы вы наверняка часто ощущали, что фразы, которые вы слышите, не имеют логической связи с темой разговора, но приписывали это недостатку внимания. Разговаривая с людьми, обращайте внимание на стандартные фразы и клише, которыми пользуетесь, м пытайтесь исключить их или заменить на те, которые способствуют эффективности общения. Учитесь читать между строк, и тогда вы сможете противостоять давлению, манипуляции общественным мнением

и тому подобному. Список литературы: 1.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат К вопросу о классификации антропологических оснований аксиологических проектов XIX-XX вв.
Реферат Крит - остров загадок
Реферат Правовое положение российских военных баз на территории стран СНГ
Реферат Вклад Генри Форда в развитие школы научного управления
Реферат Город в изображении Н. А. Некрасова
Реферат Свойства веществ характеризующие их пожарную опасность
Реферат Блюда из мяса. Жареные блюда, тушеные блюда
Реферат Расчет порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости
Реферат Детский музыкальный театр Экспромт
Реферат Bignerds Essay Research Paper Why nuclear fusion
Реферат Філософські проблеми техніки
Реферат John Lennon As A Solo Artist Essay
Реферат Основные психологические особенности человека с точки зрения безопасности жизнедеятельности
Реферат Проектирование роботехнических средств для поточных линий прядильного производства
Реферат Вторичное измельчение и обработка глиняной массы. Тонкое измельчение глиняной массы