Место социологии в структуре современного знания Объект и предмет социологии Человеческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общества, т.е. свой предмет. Общество изучается также социологическим познанием.
Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом (1798 - 1857). О. Конт и затем англичанин Герберт Спенсер впервые обосновали необходимость выделения социального знания в самостоятельную научную
дисциплину. По Конту, социология изучает неизменные естественные законы. Для обозначения самой молодой науки Конт использует различные термины: социальная философия, социальная наука, социальная физиология, социальная физика. Впервые Конт употребил слово «социология» в 1839 г в одной из лекций курса позитивной философии. Этим термином Конт обозначает «ту дополнительную часть естественной философии, которая относится к
позитивному изучению совокупности фундаментальных законов, свойственных социальных явлениям». Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени объект и предмет социологии непрерывно менялись и уточнялись, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Рассмотрим место социологии в структуре современного знания. Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей
и отношений, которые носят название социальных. Социальное — это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под
воздействием другого индивида или их группы (общности) — независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.
Объект познания - все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных наук. Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (город, семья и т. д.) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки. То есть каждый из объектов делится науками на отдельные
части, фрагменты, которые становятся их предметами. Вопрос о соотношении объекта и предмета социологии как науки состоит в том, как понимать общество, процесс его функционирования и развития в качестве объекта гуманитарного знания. Предмет социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен столь же однозначно, как и объект. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования
этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых. По Конту, социология - это единственная наука, изучающая как разум, так и ум человека, совершается это под воздействием социальной жизни. Сен–Симон считал, что предмет социологии - социальные обязанности, группы, социальные институты, общественные явления и процессы, а так же взаимодействия между ними и
их взаимоотношения, функционирование и развитие. Русский ученый Сорокин П “Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, с другой”. Обобщая, можно сказать, что предметом социологии являются закономерности функционирования социальных общностей как субъектов исторически определенных социальных отношений, совокупность которых образует
социальную сферу жизнедеятельности общества. То есть, предмет социологии есть социальная жизнь общества. Поскольку объектом социологии является гражданское общество, предмет социологии неразрывно связан со специфической формой проявления человека как личности. В частности, в социологии огромное значение имеет анализ мотивов поведения людей в определенной жизненной ситуации, изучение их потребностей, интересов и ориентаций.
Социология изучает общественное сознание посредством анализа индивидуального и группового сознания, исследует формы и методы объективизации сознания в деятельности. Социология учитывает определенные социально-экономические и политические отношения, влияние на человека культурной среды обитания, исходит из социальных фактов, из анализа деятельности и сознания человек, группы к которой он принадлежит. Социология изучает общество как целостную организованную систему социальных
связей и отношений, институтов, обществ групп, взаимодействующих друг с другом, т.е. социальной структуры общества. Специфика и отличие социологии от других обществ наук состоят в том, что она изучает социальные системы и социальные явления с точки зрения их взаимодействия и влияния на развитие социальные отношений между людьми, на формирование человека, его сознание и поведение. Структура социологии Социологическое знание имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру,
обусловленную различием ракурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов. В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки. Первый подход (содержательный). Существует деление социологии на следующие составные части: общая социология как макросоциальное исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого; социология среднего уровня как исследования меньшей степени общности, направленные
на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы; микросоциология, изучающая социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия отдельных людей, их поведения. Второй подход (целевой). В зависимости от уровня получаемого знания выделяют эмпирические и теоретические социологические исследования. В теоретических исследованиях решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни.
В эмпирических же в центре находится само накопление, сбор фактического материала в указанной области и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения. Третий подход (масштабный). В зависимости от целей и задач, ставящихся перед социологическими исследованиями, различают социологию: фундаментальную (исследования, направленные на построение и совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой социологической науки); прикладную (исследования, направленные
на изучение практических вопросов преобразования социальной жизни, на выработку практических рекомендаций в этой области). В социологии выделяются также содержательно-структурные элементы разного уровня: общее социологическое знание, отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.), самостоятельные социологические школы, направления, концепции, теории. Социология изучает жизнь общества, познает тенденции его развития, прогнозирует будущее и корректирует
настоящее как на макро так и микроуровнях. Изучая практически все сферы жизни общества, она нацеливает на координацию их развития. Следовательно, социология развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с другими общественными науками. Особенно важно рассмотреть соотношение и взаимодействие социологии с социальной философией, историей, политологией, экономической наукой и некоторыми другими общественными науками. Социология и социальная философия. Соотношение социологии и социальной философии определяется,
прежде всего, тем, что социология не является философской наукой и изучает, поэтому законы меньшей степени общности, нежели социальная философия. Их общей чертой является рассмотрение общества в целом, в его системности, в качестве такого интегрального образования, которое не сводится к простой сумме входящих в него единиц. Но при всём при этом философия рассматривает общество в более широком ракурсе, как специфическую часть всего мироздания, а поэтому и описывает его с помощью предельно общих понятий,
категорий, философских законов, т.е. законов, действующих и в природе, и в обществе, и в человеческом мышлении. Но философскими законами, отражающими специфику социальной формы движения реальной действительности по сравнению с природой, не исчерпывается знание об обществе, которому присущи и свои собственные, специфические социальные связи и взаимодействия, черты, стороны, свойства, отражаемые законами категориями, понятиями, не сводимыми лишь к специфическому проявлению общефилософских законов, категорий, понятий в общественной
жизни. Это и изучает социология в отличие от социальной философии. Особенно тесны взаимосвязь, и даже взаимопроникновение социальной философии и общетеоретической социологии, ибо многие положения и выводы первой оказываются ограниченно включенными во вторую. Вместе с тем, отождествление социологии с социальной философией способно стать серьёзным препятствием на пути развития обеих наук, т.к. ведёт к неправомерной подмене проблематики одной науки другой, а тем
самым к резкому ослаблению внимания к разработке собственной тематики каждой из них. Социология и история. Между социологией и историей немало общего. И та и другая науки изучают всё общество, а не только какую-либо одну его часть или сторону. Обе эти науки особое внимание уделяют субъективной стороне исторического процесса. Каждая из этих наук так или иначе базирует своё знание на исследовании конкретных фактов общественной
жизни. Но между этими науками и немало существенных различий, идущих по линии, прежде всего своеобразия их характера, природы. Их соотношение – это соотношение теории общественного развития и его истории. История по своей природе и сущности не может абстрагироваться от конкретно-хронологического хода исторических событий, от чёткого и разностороннего отображения конкретных явлений, событий, процессов общественной жизни во всей их индивидуальности, неповторимости, своеобразии.
В отличие от этого главное в социологии как в «теоретической» науке – обобщение исторического опыта прошлого и настоящего, выделение повторяющегося, типического, сущностного, закономерного в данном ряду социальных явлений, событий, процессов. Можно указать и на ряд других важных отличий социологии от истории. Если история изучает все сферы, стороны, формы проявления общественной жизни, то социология только «социальное» (т.е. касающееся в первую очередь поведения людей в сфере себе подобных) в обществе.
Кроме того, историческая наука изучает не только то, что свершилось и вошло в историю, в то время как социология переносит центр тяжести своих изысканий на современность, включает в себя как необходимый элемент социальное планирование и прогнозирование. Взаимоотношение социологии и истории определяется, прежде всего, тем, что социологические положения и выводы непосредственно опираются на обобщение исторических фактов, исторического опыта.
Поэтому развитие исторических исследований – важное условие, предпосылка и фактор новых достижений в социологии, недопущения в ней излишней абстрактности и отрыва от реальной действительности. С другой стороны, расширение и углубление социологических исследований позволяет историкам успешнее преодолевать описательно-фактологический подход к отражению фактологического процесса, глубже анализировать его и подниматься до широких и глубоких исторических обобщений.
Одним из проявлений углубления взаимосвязи социологии и истории может служить возникновение социологии истории, призванной дать социологический анализ исторического процесса. Социология и политология. Очень важно также определить правильное соотношение социологии и политологии. Тесная взаимосвязь между ними определяется тем, что: социальные общности, организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; политическая деятельность представляет собой одну из основных
форм жизнедеятельности личности и её общностей, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе; политика как очень широкое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни (экономическая политика, социальная политика, культурная политика и т.д.) и во многом определяет развитие общества в целом; тесная связь и взаимовлияние социологии и политологии находят своё выражение в появлении такой специальной социологической теории, как социологическая политология.
Тем не менее, это разные науки, одна из которых исследует социальную реальность, жизнь общества, а другая – политическую действительность и жизнь общества. Каждая из этих наук по-разному подходит к изучению даже одних и тех же общественных явлений. Поскольку закономерности политической жизни общества могут быть правильно поняты лишь с позиции знания широких социально-философских закономерностей, а также социологических законов, лежащих в основе развития
общества как целостной системы, постольку социальная философия и социология играют роль общетеоретической и методологической основы по отношению к политологии. Вместе с тем, политологические исследования обеспечивают накопление теоретического и эмпирического материала, необходимого для относительно более широких социальных обобщений. Социология и специальные науки. Можно рассмотреть соотношение социологии и экономической и некоторых
других наук. Все они, в отличие от социологии изучают не общество в целом, а лишь отдельную его часть. Так, экономическая теория сосредотачивает свои усилия на исследовании материального производства, экономической деятельности людей, изменения в которых сказываются на социальных процессах. Поэтому социология не может не опираться на экономическую теорию, не взаимодействовать с ней. С другой стороны, сами экономические процессы все больше оказываются в зависимости от воздействия социальных
условий и факторов и их использования в производстве, распределении, обмене и потреблении. И это также требует усиления взаимодействия экономической и социологической наук. То же самое можно сказать о соотношении социологии с другими специальными общественными науками. Функции социологии Общественное предназначение социологии, а также ее многообразные связи с общественной жизнью определяются функциями. В функциях заключается потребность общества в конкретном познавательном
или преобразовательном действии данной науки. Назначение социологии обусловлено потребностями функционирования и развития социальной сферы жизни общества и человека. Следовательно, социология, изучая общественную жизнь, решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой концептуального аппарата социологии, методологии и методов социологического исследования.
Теории и концепции, разрабатываемые в этой области, отвечают на два вопроса: “что познается?” — объект; “как познается?” — метод; т.е. связаны с решением гносеологических (познавательных) задач и формируют теоретическую, фундаментальную социологию. А также социология изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы. Это область прикладной социологии.
Таким образом, функции социологии можно разделить на две группы: фундаментальную и прикладную (т.е. собственно социальную). К фундаментальным относится гносеологическая (познавательная) функция. Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические
принципы познания социальных процессов и обобщающих значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни. Следовательно, речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов личности. С одной стороны социология показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить — ведь не все надо менять, перестраивать и т. п. С другой стороны выявляет то, что действительно требует
радикальных преобразований. Внутри познавательной функции можно выделить описательную. Описательная функция социологии — это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи т. п. При исследовании социального объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность ученого,
потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы есть точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений человечества. Характерной чертой социологии является единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом плане на первое место выступает прикладная функция социологии, которая предоставляет конкретную
социологическую информацию для решения практических научных и социальных задач, в рамках данной функции проявляется ряд других. Без этой информации возрастает возможность появления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. В подавляющем большинстве стран органы исполнительной и представительной власти, политические партии и объединения широко используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной жизни. Практическая направленность социологии выражается и в том,
что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества. В этом плане социология способна: определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывающихся перед участниками событий на данном историческом этапе; представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбранных решений; рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных
вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия и т. д. Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная от определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием
жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов. В этом проявляется функция социального прогноза и контроля. Следовательно, данная функция используется для предупреждения об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития. Социология, несмотря на личные установки ученых-социологов, выполняла и продолжает выполнять идеологическую функцию.
Результаты исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей. Социологическое знание зачастую служит средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностных и социальных предпочтений и т. д. Но социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что в конце концов способствует совершенствованию общественных отношений.
Т.к. она разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества В этом случае говорят о гуманистической функции социологии. Обе эти функции относятся к мировоззренческой. Выделяется инструментальная функция. Ведь наряду с общими методами социального познания социология вырабатывает свои подходы и приемы анализа социальной реальности. С помощью одних методов познается и отражается социальное явление в его конкретном
состоянии; с помощью других — разрабатываются пути его преобразования. Т.е. это отдельная и самостоятельная функция социологии направлена на разработку методов и инструментария по поиску, регистрации, обработке, анализу и обобщению первичной социологической информации. Само социологическое исследование — это наиболее общий инструмент в социологии, а оно включает в себя целую серию методов, разработка, совершенствование которых продолжается.
И эта деятельность по разработке исследовательского инструментария социального познания занимает значительное место в социологии. Подводя итоги, можно сказать, что социология может и должна играть в обществе роль социального контролера, вмешиваясь в процесс развития техники, естественных и общественных наук. Она может указать пути из тупиков в общественном развитии, из кризисных ситуаций, может выбрать наиболее оптимальную модель дальнейшего развития. Социология непосредственно связана с производством через проблематику
его социального развития, совершенствования кадрового состава, улучшения планирования и социально-психологического климата. Она может служить мощным орудием в руках политических сил, воздействуя на массовое сознание и формируя его. Социология прокладывает мосты между личными и общественными проблемами, позволяет каждому человеку понять свою жизнь с точки зрения общеисторического процесса, с одной стороны, а с другой – увидеть общее в частном, индивидуальном. В этом состоит специфика социологической точки зрения.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |