Украинская Баптистская Теологическая Семинария
Тема:
Евангелие в книге пророка Исайи
Предмет:
Обзор Ветхого Завета
Студент: А. Жданов.
Преподаватель: А. Савич
Борислав
2006 год
Книгу пророка Исайи иногда называют «пятым Евангелием»или «Евангелием от Исайи». Правомерно ли использовать подобныетермины в отношении книги ветхозаветного пророка? Чтобы ответить на этотвопрос, нужно, прежде всего, чётко определить, какое значение мы вкладываем вслово «евангелие».
Как сообщает теологический энциклопедический словарь подредакцией Уолтера Элвелла, в Новом Завете греческое слово ευαγγέλιονозначает радостную весть об искупительном деле Божьем, совершившемся черезХриста ради спасения греховного человечества[1].Другие источники утверждают: «Евангелие — добрая весть о Божьем СынеИисусе Христе. Благая, добрая, весть состоит в том, что Христос умер загрешников и что, покаявшись и поверив во Христа, грешники получают праведностьперед Богом, дар Духа Святого и жизнь вечную»[2].«Евангелие (греч. слово), т.е. радостная весть. Так называется, преждевсего, благая весть о спасении через Иисуса Христа, обетование „семенижены“ (Быт.3: 15), почему это последнее место Св. Писания можно назвать»первым Евангелием", на основании пророчества Ис.61: 1, о которомИисус сказал, что оно было исполнено в Его лице (Мат.11: 5; Лук.4: 18) …Христос — центр благовествования и, вследствие этого, Его личность и Евангелиеиногда отождествляются (Map.8: 35; 10: 29)"[3].
В классической греческой литературе слово ευαγγέλιονвстречается нечасто. У Гомера оно имеет значение не «весть», анаграда, которую вручают вестнику. В LXX слово ευαγγέλιον встречается лишь однажды (2 Цар.4: 10) в классическом значениинаграды за добрую весть. В Новом Завете это слово встречается более 75 раз взначении «благая весть». Что касается употребления ευαγγέλιονв значении книги о жизни Иисуса Христа, то только в сочинениях апостольскихмужей и отцов церкви (напр., «Дидахе» 8: 2; Второе Послание Климента8: 5) оно стало означать книгу[4].
Что касается содержания благой вести, то, как мы видим, онаимеет два различных аспекта. Первый из них относится к личности Мессии: историческоепровозвестие о смерти, воскресении и вознесении Христа, понятых как исполнениепророчеств, а также теологическую оценку личности Иисуса-Богочеловека иПомазанника Божьего. Второй аспект относится к слушающему благую весть: онвключает призыв к покаянию и сообщение о возможности получения прощения грехов.Как мы видим из приведённых выше цитат, большинство определений содержанияевангелия сосредоточены на втором аспекте евангелия — аксиологическом,указывающем на ценность подвига Христа для грешника, в то время какисторико-онтологический аспект, сосредотачивающий внимание непосредственно наприроде Мессии, Его личности и делах, недооценивается. В Священном Писаниипредставлены оба эти аспекта. Например, апостол Павел говорит о содержаниисвоего благовестия: "…о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова поплоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение измертвых, о Иисусе Христе Господе нашем…" (Рим.1: 3-4); он же говорит и оспасении человека через жертву Христа (Рим.10: 9). Таким образом, мы можемговорить о евангелии только в том случае, если оно включает в себя оба аспекта,поэтому мы рассмотрим книгу пророка Исайи с этих двух сторон. Кроме того, мыобратим внимание на исполнение пророчеств Исайи в Новом Завете.
В книге пророка Исайи нашло своё продолжение присутствующеево всём Ветхом Завете, начиная от Быт.3: 15 пророчество о Мессии какпредставителе всего рода человеческого, истинном человеке, «семени жены».Следует обратить внимание на два проявления этой истины в пророчестве Исайи.
Во-первых, через Исайю Бог подтверждает обещание, данноеДавиду: продолжить его род, который никогда не будет уничтожен (2 Цар.7: 16). Этоозначает, что из рода Давида выйдет Мессия, Который будет царствовать над всейземлёй[5].Исайя пишет: «и произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастетот корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, духсовета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис.11: 1,2). Иессей — отецДавида, следовательно, будущий Мессия — потомок Давида.
Во-вторых, символическое имя Отрасль, которое присутствует впоздних пророчествах Исайи, подтверждает более ранние пророчества о чудесном инеобычайном рождении Мессии, а именно, что оно состоится без участия мужа,подобно тому, как отрасль, без семени, рождается прямо из корня растения. Исайяпередаёт потомку Давида, царю Ахазу пророчество о том, что он и дом его небудут истреблены Сирийским и Израильскими царями. При этом мы узнаём, чтоХристос должен чудесным образом родиться от девы: «Сам Господь даст вамзнамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил»(Ис.7:14). Слово, употреблённое пророком для обозначения «девы» (алма),ничего не говорит о том, девственница ли она, замужняя или одинокая, здесь неупотреблено конкретное слово для обозначения девственницы (бетула), на чтоуказывают евреи, отрицая христианское толкование этого текста. Тем не менее,такое толкование возможно. Христиане вполне законно могут утверждать, чтопророк мог точно предсказать зачатие и рождение Спасителя, а также то, чтомолодая мать будет девственницей[6].Безусловно, пророчество об Эммануиле имеет и ближайшее исполнение, но в светеИс.9: 1,7 правомерным является и традиционное христианское толкование этоготекста[7].Таким образом, Исайя предсказал рождение Мессии, который будет потомком Давидаи родится чудесным образом.
С другой стороны, обетование о чудесном рождении Спасителя иЕго имя (Эммануил), означающее «с нами Бог» являются указанием на то,что Мессия не только человек, но и воплотившийся Бог Яхве. В восьмой главеИсайя пишет, что народ не должен бояться своих врагов: «Замышляйтезамыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог!»(Ис.8: 10). В следующей главе больше сказано о природе Младенца: «Ибомладенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имяЕму: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножениювладычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобыЕму утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века» (Ис.9: 6,7).Если сравнить данный текст с другим: «Я Господь (יחוח), и нет иного; нет Бога кроме Меня» (Ис.45:5), то станет очевидным, что Младенец не только истинный человек, но такжеистинный Бог.
В чём состояла задача Мессии, пришедшего на землю? Исайяпишет от Его имени следующее: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господьпомазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем,проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедоватьлето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих»(Ис.61: 1,2). Эти слова точно определяют цель пришествия Мессии: исцелитьдушевные недуги людей. Кроме того, Мессии предстояло исцелять и физическиенемощи, как предсказал пророк: «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухихотверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибопробьются воды в пустыне, и в степи — потоки» (Ис.35: 5,6); «Но Онвзял на Себя наши немощи и понес наши болезни» (Ис.53: 4). Служение Мессиитребовало особых качеств характера, и Бог через Исайю даёт Ему следующуюхарактеристику: «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой,к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; тростинадломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить судпо истине; не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и назакон Его будут уповать острова» (Ис.42: 1-4).
Вершиной служения мессии являются Его страдания и смерть,смысл которых заключается в жертве. Пророки не объясняли, в чём заключаласьочистительная сила жертвоприношений, которые занимали центральное место врелигиозной жизни еврейского народа. Тем не менее, из их предсказаний явствует,что ветхозаветные жертвоприношения указывали на великую жертву Мессии, которуюОн должен был принести для очищения грехов мира. Самым ярким и подробнымпредсказанием о страданиях Мессии является пророчество Исайи, которое занимаетполторы главы его книги (конец 52 и всю 53-ю). Описание этого события обладаетнеобычайной силой и яркостью. Как пишет А. Мень: «Зрелище поруганногоСлуги ужасает самого провидца… При чтении этих строк кажется, что пророк присутствуетв претории Пилата. Ещё одно слово — и он заговорит о тайне креста, о Боге,страдающем вместе с миром и за весь мир…»[8]
Мессия должен умереть — очень странная идея для иудея. Ведьевреи видели в Нём прежде всего Царя-избавителя. И эта мысль присутствует вкниге Исайи (см. ниже). Но как совместить славное царствование и позорную казнь?Здесь явно речь идёт о смерти: "…ибо Он отторгнут от земли живых; запреступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, ноОн погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его"(Ис.53: 8,9). Много иудеев было готово признать Иисуса Мессией в день Еготоржественного въезда в Иерусалим, но как мало таковых оказалось в деньГолгофы… Поэтому задаёт пророк риторический вопрос: «Кто поверилслышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?» (Ис.53: 1).
Но как же быть с царством, которому не будет конца, еслиЦарь умер? Ответ прост: Царь должен воскреснуть. Пророк предсказал не толькосмерть, но и воскресение Мессии из мёртвых и Его последующую славу: "…когдаже душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, иволя Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Онбудет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой,оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть междувеликими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою насмерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и запреступников сделался ходатаем" (Ис.53: 10-12). Иными словами, Мессияпосле смерти оживёт, чтобы возглавить Царство праведников и будет нравственноудовлетворён результатом Своих страданий.
В книге Исайи присутствует очень важная концепция Мессии какСудьи. Через Своего Раба Бог будет судить народы: "… и возвестит народамсуд… будет производить суд по истине… не ослабеет и не изнеможет, доколе наземле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова" (Ис.42: 1-4).Суд будет вершиться и над Израилем, это можно увидеть из Ис.65: 8-16. День суданастигает нечестивых: те, кто не откликнулись на зов Божий обречены на погибель.Они отвергли Божью милость, которая предшествовала Суду. В то же время Божьислуги, упомянутые семь раз в этих девяти стихах, получат Его благословение[9].Суд будет осуществляться не только в форме рассмотрения добрых и злых дел людейперед престолом Судьи, но и через излияние Божьего гнева на всю землю и живущихна ней (Ис.24: 1-23)
Вершиной пророчеств Исайи является будущее Израиля подруководством Мессии. Ему предстоит царствовать. Будучи выходцем из царскойдинастии Давида, Мессия будет осуществлять управление землёй в будущем царстве(Ис.9: 7). Его правление будет справедливым по отношению ко всем (Ис.11: 1-5). Вэто время Мессия благословит Израиль (Ис.14: 1-2) и другие народы (Ис.25: 6-12),возвращая всё то, что было утрачено после грехопадения Адама. После воцаренияМессии проклятие смерти будет уничтожено (Ис.25: 8) [10].Будет изменён природный порядок — вражда в природе, вражда между природой ичеловеком будет уничтожена: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, ибарс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будутвместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, идетеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенецбудет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Небудут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполненаведением Господа, как воды наполняют море» (Ис.11: 6-9). Центром царствабудет Сион (Ис.60: 1-22). Мессия, будучи с одной стороны, основателем царства,с другой стороны фундаментом истинной веры, именуется пророками Камнем, т.е. основанием,на котором оно зиждется. Такое образное наименование Мессии мы встречаем вследующем пророчестве: «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю воснование на Сионе камень, — камень испытанный, краеугольный, драгоценный,крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» (Ис.28: 16). Оченьважно то, что в этом пророчестве подчёркивается важность веры в Мессию.
Пророки никогда не были просто передатчиками информации дляпраздно интересующихся. Пророческое слово было призвано изменять жизнь людей,обличая грех и вселяя надежду. Пророчество обязательно содержало в себе призыв — чаще всего к Израилю, но иногда и к другим народам, и вообще ко всем людям (Ис.55:1-5). Призыв является обязательной частью евангелия, его аксиологическимаспектом, о чём мы говорили выше. Рассмотрим элементы евангельского призыва впророчестве Исайи для Израиля.
Как правило, начало евангельского призыва — это осуждение. Почему?Прежде чем говорить о спасении, нужно объяснить человеку, от чего его нужноспасать. Прежде чем призывать человека к покаянию, нужно объяснить ему, в чёмон должен каяться. Первых три главы Послания к Римлянам, практически полностью,апостол Павел посвящает тому, чтобы показать, что каждый человек — еврей илиязычник — является виноватым перед Богом, и только после этого он говорит обоправдании. Уже в первой главе Исайя говорит о крайне греховном моральномсостоянии народа: «Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями,племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева,- повернулись назад» (Ис.1: 4). На протяжении всей книги Исайя многократновозвращается к теме греха Израиля: он говорит об идолослужении, лицемернойрелигиозности, нравственном грехе. Исайя предупреждает свой народ о грядущемБожьем суде и наказании.
Исайя даёт в своих пророчествах не только осуждение, но инадежду. Наказание Израиля заслужено и справедливо, но ни один пророк ВетхогоЗавета не говорит о милости Божьей так много как Исайя. Несмотря на обилиенаказаний, Израиль получает твёрдое обетование о вечном царстве с потомкомДавида на престоле. И пророк говорит о том, что есть источником Божьей милостии прощения: их Царь примет мученическую смерть за грех Своего народа: «НоОн изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание миранашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис.53: 5). Книга Исайиоднозначно даёт представление о том, что Израиль спасётся не своейправедностью, а жертвенной Божьей любовью. Весть об искуплении — неотъемлемаячасть евангелия.
Поведав об осуждении и надежде на искупление, Исайя передаётБожий призыв покаяться и оставить грех. Этот призыв неоднократно звучит вкниге, начиная с первой главы: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деянияваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищитеправды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис.1:16-17).
Призыв к покаянию сопровождает обетование о том, что грех, несомненно,будет прощён. В той же первой главе Исайи есть очень сильные слова,утверждающее истину о том, что нет греха, который не может быть прощён: «Тогдапридите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — какснег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (Ис.1: 18).
Утешительный характер евангелия проявляется в описании техблагословений, которые Бог приготовил для Израиля в будущем царстве Мессии. Божийнарод будет известен как священники, в то время как другие народы признаютБожье благословение на служение[11].Исайя говорит о благословениях, которые касаются не только Израиля, но и всехнародов земли: иноземцы и евнухи обратятся на путь Господень. Чуждые народы ижители далёких островов и стран будут ходить с Господом, а храм станет домоммолитвы для всех народов[12].
Мессианские пророчества Исайи были осуществлены в НовомЗавете. Авторы Евангелий, описывая жизнь, служение, смерть и воскресение ИисусаХриста, старательно фиксировали исполнение древних пророчеств. Особенно частопри этом цитировали Исайю, что дало впоследствии основание для того, чтобыназвать книгу пророка Исайи «пятым Евангелием».
Чудесное рождение Мессии от девы (Ис.7: 14) произошло вовремена Октавиана Августа, в той самой «Заиорданской стране, Галилееязыческой» (ср. Ис.9:
1). Матфей, говоря о рождении Иисуса Христа, буквальноцитирует слова Исайи, как сбывшееся пророчество (Мат.1: 23). Родословная Иисусапризвана показать осуществление в Нём пророчества о Мессии как о потомке Давида(Ис.11:
1). Когда апостолам нужно было подтвердить мессианские праваИисуса, они обращались к местам Ветхого Завета, в которых упомянут Давид (Деян.1:16; 2: 25), утверждая, что фактически имеется в виду Мессия (слово «Мессия»заменяется на его греческий эквивалент «Христос») [13].
Евангелисты ссылаются на книгу Исайи, когда говорят о земномслужении Иисуса Христа во время Его первого пришествия. Иисус принёс Своемународу мир и освобождение, но поскольку народ отверг Мессию, отдав Его на казньврагу, исполнение пророчеств было отложено. Иисус проповедовал евангелиецарства — будущего царства, в котором Он будет Царём, а евреи — народомсвященников. В самом начале Своего служения, во время собрания в синагоге,Иисус читает текст из Ис.61: 1-2: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господьпомазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем,проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедоватьлето Господне благоприятное…» и применяет этот текст по отношению к Себе:«ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лук.4: 18-21). СлужениеИисуса сопровождается чудесами, изгнанием нечистых духов, исцелением больных. Рассказываяоб этом, Матфей цитирует Исайю: «Он взял на Себя наши немощи и понес нашиболезни» (Ис.53: 4; Мат.8: 17).
Вершиной служения Иисуса Христа, наивысшим проявлением Еголюбви к людям, была смерть на кресте. Все евангелисты повествуют об этомсобытии, оно стало основой проповеди апостолов, при этом апостолы и ранняяцерковь однозначно трактуют 53 главу Исайи как пророчество о страдании и смертиИисуса, сознавая значение этой смерти как платы за грех людей. Апостол Пётр, говоряоб Иисусе цитирует слова Исайи: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим надрево, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его выисцелились» (1Пет.2: 24). Благовестник Филипп, к которому обратился свопросом эфиопский вельможа, читающий 53 главу Исайи, объяснил, что в ней речьидёт об Иисусе Христе (Деян.8: 32-35).
Рассмотренная нами выше концепция Мессии как Судьи находитсвоё подтверждение на страницах Нового Завета. Иисус говорит о полномочияхсудить, которыми Бог-Отец наделил Сына: «Отец и не судит никого, но весьсуд отдал Сыну» (Иоан.5: 22). Иисус будет судить все народы на порогетысячелетнего царства (Мат.25: 31) и Израиль (Мат. 19: 28). Посредством ИисусаХриста Бог будет праведно судить вселенную (Деян.17: 31). Апостол Павел пишет отом, что Христос будет "…судить живых и мертвых в явление Его и ЦарствиеЕго" (2Тим.4: 1).
Что касается тысячелетнего царства Мессии, о котором такмного писал Исайя, то исполнение этих пророчеств относится к будущему — относительно времени Нового Завета и нашего времени. Тем не менее, евангелистызафиксировали слова Иисуса Христа о царстве. Он говорил о Себе как о Том, Ктоустановит это царство (Лук.9: 26; Мат.16: 27). Именно восстановления царства (ещёнеправильно понимаемого ими) ожидали от Христа апостолы (Деян.1: 6). Выше мыцитировали пророчество из 28 главы Исайи о Камне, как основании будущегоцарства. Именно в контексте царства понимал это пророчество Иисус Христос (Мат.21:42-43; Мар.12: 10-11). Апостол Пётр конкретно относит это пророчество кличности Иисуса Христа (1Пет.2: 4-8).
Рассмотрев пророчества Исайи о Мессии, мы можем сделатьвывод о том, что книга Исайи является, по сути, ветхозаветным евангелием, т.е. евангелием,предназначенным для Израиля. В чём заключается ценность пророчеств Исайи дляЦеркви? В Ветхом Завете нет ни строчки о Церкви. Исайя ничего не знал о Церквии не мог знать, потому что — это тайна, сокрытая Богом от пророков, живших вветхозаветный период (Еф.3: 5). Тем не менее, значение книги Исайи для Церквитрудно переоценить. Пророчества о Мессии осуществились в Иисусе Христе, чтоподтверждает — Он есть Сын Божий. На этом зиждется наша вера. Это придаётавторитет обетованиям, которые Иисус дал Церкви через апостолов. Книга Исайираскрывает Божий план спасения человечества. Описание искупительной жертвыИисуса Христа, предназначенной для спасения всех верующих, на протяжении всейистории человечества является основанием любого евангелия, в том числе иевангелия Церкви. Первым, кто описал страдание и смерть Иисуса Христа был пророкИсайя, поэтому мы можем назвать его первым евангелистом.
Библиография
1. Библия /Синодальный перевод.
2. Библейский словарь Нюстрема.: пер.с англ. — Bible Quote 5.0 Bibliologia Edition А-М, 6: 40
3. Библейский справочник ДерекаПрайма: пер. с англ. — Bible Quote 5.0 Bibliologia Edition.
4. Ла Сор У. Обзор Ветхого Завета: пер.с англ. — О.: Богомыслие, 1998.
5. Мень Александр. Ветхозаветныепророки. — Л.: Совместное издание общества «Библиотека „Звезды“ иЛО издательства „Советский писатель“, 1991.
6. Сойер Джон Ф.А. Комментарии ккнигам Ветхого Завета. Книга пророка Исайи I и II. — ВСБ, 1993.
7. Теологический энциклопедическийсловарь под редакцией Уолтера Элвелла. — М., Ассоциация „Духовноевозрождение“, 2003.
8. Шульц С. Ветхий Завет говорит: пер.с англ. — М.: Библейская кафедра, 1992
9. Эриксон М. Христианскоебогословие: пер. с англ. — С.: Библия для всех, 2002
10. Еннс П. Підручник з богослов’я: пер.з англ. — Л.: Благовісник Галичини, 2003