ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ
КУРСОВАЯРАБОТА
«Гоненияна церкви в ранний период»
студента І курса
гуманитарного факультета
Одесса –2003 г.
Содержание
Введение
1. Церковь какбожественное установление и социальная
организация
2. Гонения нацерковь в ранний период
2.1 Гонения на христианство в первомстолетии
2.2 Репрессии второго столетия
2.3 Репрессии на церковь при Северах
2.4 Последние гонения и победаКонстантина
Выводы
Литература
Введение
История христианскойрелигии насчитывает уже более двух тысяч лет. В центре христианства находитсяобраз богочеловека – Иисуса Христа, который своей мученической смертьюпострадал за грехи человечества, но тем самым снял с него эти грехи, примирилчеловеческий род с Богом. А своим воскресением он открыл для тех, кто в негоуверовал, новую жизнь, путь к воссоединению с Богом в Божественном царстве.
После смерти ИисусаХриста в Иерусалиме осталась община его последователей во главе с апостоломПетром. Помимо этой общины к 60-м годам І века на территории Палестины существовало еще несколькораннехристианских общин. Богодуховность христианского учения и деятельностьапостолов по его распространению привели к тому, что христианство быстрораспространилось среди народов Римской империи. Этому способствовало и то, чток середине І века настало время, когдауверенность римлян, что их мир наилучший среди возможных миров, осталасьпозади. В социальных низах нарастает недовольство властвующими, котороепериодически принимает форму бунтов, восстаний.
Обличение испорченностимира, его греховности, обещание спасения и установление царства мира исправедливости – таковы социальные идеи, которые привлекли на сторону христиансотни тысяч, а позднее и миллионы последователей.
Ранняя церковь выжила иразвивалась. Изначально простая в организационном построении и в учении обИисусе и спасении, обретаемом только через него, церковь сумела дожить до нашихдней. Наряду с буддизмом и мусульманством христианство ныне – одна из наиболеераспространенных религий мира, как по ее географии, так и по числу исповедующихее людей. По данным ООН, в настоящее время в мире насчитывается около 1,5миллиардов последователей христианства.
Но существование иразвитие церкви не всегда было безоблачным. В разное время церковь испытываларазличные формы преследований.
Главная цель предпринятойработы – изучить и дать характеристику основным периодам и формам гонений,которым подвергалась христианская церковь в Римской империи.
Данную работу мы начнем собщей характеристики церкви как божественного установления и социальнойорганизации, а затем последовательно рассмотрим этапы гонений в связи систорическими периодами и правлением отдельных личностей.
В основу работы положеноизучение учебника по истории христианства Р. Крыжановского. Использованы такжеучебники по религиоведению последних и более ранних лет издания, отдельныемонографии по истории христианства.
1. Церковь как божественноеустановление и социальная организация
В конце І – начале ІІ века н.э. на территории Римской империи подвлиянием целого ряда социокультурных факторов начинают появляться ираспространяться христианские общины. Постепенно по мере выработки единоговероучения и создания организационных форм взаимодействия, формируетсяхристианская церковь как организация, объединяющая на основе общего вероученияи культа приверженцев нового учения и священнослужителей.
Согласно христианскомубогословию, церковь – это не историческая организация, а мистическоеобразование, земная телесная форма существования Иисуса Христа. Эту идеюособенно развивал апостол Павел, сравнивая церковь с человеческим организмом,объединяющим различные органы, многие из которых служат совершенно определеннымцелям, но каждый приносит благо всему человеческому организму.
Как утверждает крупнейшийрусский религиозный философ В.С. Соловьев: «Церковь есть тело Христово не всмысле метафоры, а в смысле метафизической формулы. Множественность отдельныхлюдей, из которых слагается церковь, образуют единую общность, в которойблагодатно проявляется действие Духа Божия».
Факт, что церковьявляется социальной организацией, признают и православные богословы икатолические теологи, но для них важнее, что она является трансцендентнымобразованием. Социология религии утверждает, что формирование христианскойцеркви как организации подчиняется всем закономерностям институционализациикультовых систем.
Отправным моментом этогопроцесса послужил тот факт, что в конце І начале ІІ второго века н.э. в разлагающемся античном обществе появиласьпервая религиозная культовая система, послужившая основой для образованияспецифической специальной группы единоверцев – христиан. Представители этойсоциальной группы в мировоззренческом отношении противопоставляли себя другимсоциальным группам Римского общества. Мировоззренческие различия, связанные сособым пониманием устройства мироздания, места и цели в этом мирозданиичеловека, и привели к размежеванию с представителями других мировоззренческихсистем и к консолидации представителей новой религии.
Раннехристианские общиныне представляли собой церковной организации. Превращение культового сообществав религиозную организацию совершается тогда, когда в его рамках образуетсяустойчивая прослойка служителей культа с закрепленным социальным статусом;вырабатывается единое вероучение, носящее нормативный характер; происходитвыполнение определенных социальных функций, как по отношению членов даннойорганизации, так и более широких социальных образований, в том числе игосударства.
Таким образом,христианская церковь это – как бы живое существо, имеющее божественные свойствавечности, неразрешимости, нетления, святости, непогрешимости, и в тоже время –специфическая социальная организация, представляющую собой историческисложившуюся систему власти и управления поведением и деятельностью людей,внутри которой постепенно складывалось определенное разделение труда,дифференциация функций и ролей.
Параллельно состановлением общего для всех христианских организаций вероучения шел процессизменения социального статуса христианских общин. Как свидетельствуютисторические источники христианство в первые три века своего существования былогонимой религией.
2. Гонения на церковьв ранний период
Христиан первоначальноотождествляли с иудеями. Вначале враждебность местного населения разныхпровинций к христианам определялось не сущностью их учения, а их положениемчужаков, отрицавших традиционные культы и верования. Примерно таким же образомк ним относились и римские власти.
Официальная политикаРимской империи была достаточно терпима к различным религиозным течениям вогромной стране. Когда бы Рим ни присоединял новые территории к своей империи,его политические лидеры спокойно относились ко всем местным нравам и обычаям.Такая же тактика терпимости применялась и к различным местным вероисповеданиям.Захватив Иудею в І веке н.э., римляне разрешили иудаизмкак официальную религию евреев. Пока они считали христианство одной из ветвейиудаизма, христиане пользовались всеми преимуществами последователейразрешенной религии. Таким образом, римляне официально приняли христианство какодно из течений внутри иудаизма. Иудеи, естественно, возражали против такогосмешения и к середине века им удалось доказать, что христианство не являетсяиудейской сектой.
В то же времяхристианство распространялось в самом Риме и привлекало внимание в основномнизших классов общества, а любая попытка организовать этих людей даже подвывеской религии, приводила в сильнейшее волнение власти города и страны.
Амброджо Донини,отмечает, что число гонений, которое насчитывает церковная историография до сейпоры определено равным десяти.1 Очень приблизительно, отмечаетавтор, — преследования приписывают десяти императорам: Нерону, который положилим начало в 64г., Домициану (81-96), Траяну (98-117), Марку Аврелию (161-180),
Септимию Северу (эдикт202г.), Максимину-Фракийцу (235-238), Децию (эдикт 250г.), Валериану (эдикты 257 м 258 гг.), Аврелиану (275г.) и Диолектиану (эдикты 303г. и весны 304г.). Имеются документальныесвидетельства, что гонения были и при других, не упомянутых в перечне,императорах. Условно можно разделить гонения против христианской церкви на трипериода по векам.
2.1 Гонения нахристианство в первом столетии
В годы правления Нерона(54-68 н.э.) в Риме летом 64 года случился страшный пожар. Согласно Тациту,пожар вспыхнул при весьма странных обстоятельствах, которые оправдывали любыеподозрения. Пламя вначале принялось буйствовать в районе цирка, затем достиглоПалатинского холма и Целия, где располагались самые роскошные кварталы города,потом поглотило старые дома, где обитало полумиллиона бедняков. Многие жителигорода проклинали за это несчастье Нерона, так как пожар начался в той частигорода, которую император неоднократно пытался разрушить, желая возвести наэтом месте новые императорские покои. Другие жители, вспомнив призывы христианк разрушению огнем, вину за пожар возложили на них. Нерон тоже посчитал удобнымобвинить христиан – так началось первое официальное гонение на них. Тысячиверующих были арестованы и брошены в темницы. Некоторых отправили в цирки дляувеселения римской публики в качестве гладиаторов на арене или жертв голодныхльвов. Хроники описывают, как христиан обмазывали дегтем, привязывали к столбами поджигали для освещения ночных оргий императора. Сведения эти неточны итребуют осторожного отношения, но одно не подлежит сомнению, что многиехристиане пострадали за последние четыре года правления Нерона.
Точное количество жертвгонений неизвестно, однако, необходимо отметить, что репрессии не выходили запределы «вечного города» и его пригородов. Единственным исключением, возможно,является апостол Павел. Из-за написанных им Посланий, его преследовали иарестовали в Малой Азии, но казнили его в Риме как христианина. Смерть апостолаПетра также относится к этому времени. Его распяли в 68 году, в год смертиНерона.
После смерти Нерона гонения нахристиан на некоторое время приостановились, но это длилось всего двадесятилетия, после чего во время правления Домициана (81-96гг.) онивозобновились. Его именовали «ожившим Нероном». Во время его правлениярепрессии затронули не только христиан Рима, но и других провинций.
Одной из главных причинпреследования христиан служил их отказ приносить жертвы перед статуямиимператора или Юпитера. Исполнение подобных обрядов означало исполнение долгагражданина и подданного. Отказ означал неповиновение властям и, по сути дела,непризнание этих властей. Христиане первых веков, следуя заповеди «не убий»,отказывались служить в армии. А это также служило причиной преследования их состороны властей.1
Обвинение в атеизме сталочасто употребляемым обвинением против христиан, так как они не могли верить вбогов греко-римского пантеона.
После смерти Домициана, гоненияна христианскую религию временно прекратились, но не совсем: официальноеотношение к христианству оставалось враждебным, и гонения продолжались впровинциях. После Домициана власть в Риме унаследовал император Нерва. Во времяНервы, репрессии на местах продолжались. Но это уже была не репрессивнаяполитика императора, а общее отношение к христианам во всей Римской империи.
2.2 Репрессии второгостолетия
С 98 по 117 годы Римскойимперией правил император Траян. Иллюстрацией проводимой им политикой в отношениихристиан является известная переписка между ним и губернатором Зифинии ПлиниемМладшим. Плиний Младший спрашивал инструкций относительно способа обращения кхристианам, поскольку, как указывал он, чувствуется в их поведении что-тоненормальное, противоречащее римским понятиям о гражданских отношениях. («Письма»,Х, ). С его точки зрения, эти фанатики, которые собираются в определенные дни«петь гимны Христу, как если бы он был бог», заслуживают скорее презрения, чемнаказания; но их образ жизни вызывает неприязнь и гнев народа и наносит ущербместному хозяйству. Храмы пустуют, и рынок от этого страдает, посколькусокращается продажа жертвенных животных. Что делать?
Сам Плиний Младшийговорил, что сначала он спрашивает у людей, являются ли они на самом делехристианами или нет, и если они отвечают утвердительно, то спрашивает у них обэтом еще раз. Если они и во второй раз подтверждают это, то им выноситсясмертный приговор. В результате такой политики к нему стало поступать большоеколичество анонимных доносов о якобы христианах.1
Ответ Траянапротиворечив. Не следует прислушиваться к доносам, особенно анонимным,«поскольку это дает самый дурной пример», и допускать настоящую охоту нахристиан; но если администратор терпит неудачу в попытке призвать христианпублично совершать «обряды почитания наших божеств», они должны нестинаказание.2
Эта перепискасвидетельствует, что гонения на христиан продолжались, и они за свою веру подвергалисьнаказанию, только если информация поступала из достоверного источника, и еслисами верующие отказывались отступиться от своей веры. Но в любом случае неделалось попыток проводить какие-либо поиски христиан. Такие «полурепрессии»,без сомнения повлекли за собой немало казней; и все же благодаря послаблениямочень многие христиане того времени смогли сохранить жизнь.
Не очень отличается отэтих инструкций рескрипт,направленный Адрианом (117-132) проконсулу Азии в 125 году по поводу судов надхристианами. Из текста, сохраненного Юстином: не следует давать ход всем доносам,но если получается, что обвиняемые действовали против закона, следует покаратьих, как того требует тяжесть преступления.
В течении всего ІІ века, и особенно в период такназываемых императоров-реформаторов и философов, таких как Антоний Пий и МаркАврелий, в жестоких гонениях нет недостатка.
О них говорят письмаобщины в Смирне о муках, которым был подвергнут восьмидесятилетний эпископПоликарп в 155 г., послание верующих Лиона в 177 г., которое рассказывает о римском легате, осудившем одного гражданина на растерзание зверями, ане на отсечение головы.
Верно, что речь идет обэпизодических вмешательствах местных властей и выступлениях грозной разъяреннойтолпы. Но в процессе общего объединения провинций в результате концентрациибогатства и государственной власти в руках ограниченного количества чиновникови подрядчиков возникали условия для поисков козла отпущения средималопопулярных элементов, чтобы возложить на них ответственность за все зло, завоенные поражения от рук «варваров», за страдания и неустойчивость положениянаселения.
Уже во ІІ веке н.э. идеологи христианствапредпринимают усилия договориться с властями Рима. В сочинениях, адресованныхпредставителям власти – римским императорам, наместникам – христианскиеавторитеты убеждают их в лояльности приверженцев новой религии. Христианскиеапологеты вовсе не просили прощения за свою веру. Они просто пытались законнымпутем оправдать и защитить свою веру, объяснить всем сои действия. У них быладвоякая цель: с одной стороны, они пытались ответить на ложные слухи и сплетни,которые постоянно окружали их и христианскую веру, с другой, они хотели донестидо возможно большего числа людей правду о христианстве и разъяснитьосновополагающее учение. Апологеты не были теологами, они были просто людьмимыслящими.
Первым действительнокрупным апологетом был Иустин Философ (он получил философское образование). Егопервая Апология была написана в 155 году и была адресована самому императоруАнтонину Пию (138-160). Несколько лет спустя Иустин написал вторую Апологию ипосле этого демонстративно добровольно предстал перед судом. Отказавшисьпринести жертву языческим богам, он был приговорен к смерти.
Первая Апология Иустинастала попыткой на фактическом материале доказать всему народу Римской империи,что им не надо бояться христианства. Он указывал, что христианство находится наболее высоком уровне, чем язычество, хотя бы из-за того, что христианскаямораль гораздо строже, чем языческая. В своем объяснении Иустин показал,ложность некоторых сплетен, которые постоянно возникали вокруг христианскихобщин. Как известно неоднократно возникали тяжкие обвинения против христианскихобрядов. Так, например, отрывок из «Октавия» Минуция Феликса (гл. ІХ) — настоящий обвинительный акт противхристианства.
«То, что рассказывают опосвящении завербованных ими людей, столь же отвратительно, как и общеизвестно.Приводят малыша, предварительно вываляв его в муке, чтобы легче ввестинеосторожного человека в обман. Малыша зверски убивают ударами, которые наноситвслепую новообращенный, который думает, будто протыкает, без всякихпоследствий, кучу муки. Затем – ужасно говорить об этом – они с жадностьювылизывают кровь и делят между собой истерзанные члены. Таково жертва посвящения.
Подобная церемонияотвратительнее наихудшего святотатства».
«Известно также, чтотакое их вечеря. В заранее выбранный день они сходятся на пирушку с детьми,сестрами, матерями, особами любого пола и возраста. Насытившись, собравшиесяначинают разогреваться вином. И когда жар опьянения разжигает самую безудержнуюпохоть, бросают приманку собаке, привязанной к канделябру, заставляя ее прыгатьвыше, чем ей позволяет цепь. Светильник, свидетель их поступков, оказываетсятаким способом опрокинутым и погашенным, они же, под покровом темноты,предаются разврату с любым, кто попадется им под руку…».
В своем объяснении Иустинпоказал ложность таких обвинений и решительно отверг все обвинения христиан вканнибализме и сексуальных оргиях. Действительно, христиане обычно собиралисьпо ночам на открытых полях, в пещерах и в других удаленных безлюдных местах. Иэта таинственность возбуждала у римлян разные толки, относительно природы ихарактера таких встреч. Было общеизвестно, что христиане проповедуют всеобщую любовьдруг к другу и это подтолкнуло римлян к мысли, что встречи христиан состоят израспутства, кровосмешения, и поедания человеческой плоти.
Все эти обвинения Иустинначисто отвергает и в своих трудах пытается рассказать людям, что жедействительно происходит на христианских собраниях.
Около двухсот лет Римскаяимперия не знала внешних войн и наслаждалась периодом относительногоспокойствия. Затем, около 170 года, война буквально взорвала границыгосударства. Неожиданный удар по империи многие римляне связали с тем, чтостарые римские боги разгневались, так как появилось слишком много атеистов (ккоторым относили, как уже отмечалось, христиан). Сам император Аврелий пришел квыводу, что надо ублажать традиционных богов строгим соблюдением всех правилпоклонения всеми жителями Римской империи, в том числе и христианами. Тем самымбыл развязан новый виток репрессий против верующих, который по своей жестокостипревзошел все предыдущие. Иудейская религия была официально разрешена, поэтомувесь ужас гонений пал на церковь.
На этот раз репрессии неограничились Римом. Они волной прокатились по всей территории империи: по МалойАзии, Палестине, Египту. Наиболее известны своей жестокостью гонения в южнойГалии (современная Франция), городах — Лионе и Вьенне. В Лионе был арестован,избит и приговорен к публичной казни архиепископ лионский – 90-летний Потин.
Марк Аврелий не могпонять упрямства христиан, которые проходя через мучительные издевательства, неотрекались от своей веры. Своими действиями Марк Аврелий считал лишь попыткуобезопасить Римское государство. Неослабевающее сопротивление христианпоклоняться римским богам, он считал только как мятеж, как никчемное упрямство.Поэтому он не противился, когда речь шла об уничтожении всех христиан, которыхтолько можно было обнаружить.
В условиях постоянныхпреследований идеологи первоначального христианства выискивали юридическиеаргументы, чтобы отстоять для своей религии право на гражданское существование.В то время они апеллировали к естественному гражданскому праву, ратовали заединообразие применения законов ко всем гражданам империи, независимо отвероисповедания, требовали применения принципов свободы совести.
«Естественное игражданское право,- заявляет римскому наместнику Скапуле Тертуллиан,- требует,чтобы каждый поклонялся тому, кому хочет, Религия одного человека ни вредна,ни полезна для другого. Несвойственно одной религии делать насилие над другой.Религии должны быть приемлемы по убеждению, а не насильственно.Жертвоприношения божеству должны делаться по согласию сердца» (Тертуллиан кСкапуле).
С приходом к властиКоммода, сына Марка Аврелия, гонения, начатые его отцом, стали потихонькузатихать, хотя никогда полностью не прекращались. Это объясняется в некоторомотношении и тем, что фаворитка Коммода – Марсия была христианкой. Во временарепрессий, когда многих христиан высылали из Рима на каторжные работы нарудники или пожизненное рабство, Марсия, используя свои отношения симператором, могла влиять на судьбы многих христиан. Некоторые христиане иззнатных родов были помилованы и даже получили разрешение возвратиться в Рим,некоторые даже имели возможность занять в последствие ряд видных должностей вцерковной иерархии.
Такое положение делпозволяет сделать вывод, что, во-первых, Коммод, был гораздо менее своего отцапоследователен в репрессиях против христианства и, во-вторых, уже то, чтофавориткой императора была особа, которая не скрывала своей принадлежности кхристианству, говорит о том, что в римской империи произошли к 200-м годамбольшие изменения.
2.3 Гонения церкви приСеверах
Климат терпимости имирного сосуществования, установившийся во времена правления Коммода былнеустойчив и удержался недолго. На периферии, особенно в районах, примыкающих кместам военных действий, репрессии по-прежнему оставляют существенный след.
Именно в одной из такихпограничных зон, в Египте, при возвращении из военного похода против парфянСептимий Север был вовлечен в начале 202 года в общие мероприятия противобращения в христианство, а так же и в иудаизм. В тексте декрета Севера,говорится: «Запрещено под страхом суровых наказаний обращаться в иудаизм и тоже приказывают по отношению к христианству» (Спарциан). Обе религии, с точкизрения властей, еще представляются неразделяемыми.
Для церкви того времени,когда христианами «становились, а не рождались» это было весьма вредно.
Известны многочисленныеслучаи преследований в романской Африке, в Галлии, в Египте, где жестокий ударбыл нанесен александрийской церковной школе. Но сама география гоненийсвидетельствует об ограниченном применении эдикта. Именно в эти годы христианскиеобщины сплачиваются, причем и экономически; и при Александре Севере, онивпервые получили идеологическое, если не законодательное признание. Начиная сэтого времени, реакция на христианство все более кажется продиктованной скореевоенными и государственными соображениями, нежели религиозными: за вспышкамигонений следовали новые периоды относительного спокойствия и облегчения жизнихристиан.
Максимин Фракиецвозобновил преследования в 235 г. под впечатлением натиска готских племен наБалканах и на Дунае. Они были направлены, прежде всего, против духовенства.
При Филиппе Арабе (244-129),который по преданиям был христианином, вернулись относительно спокойные для церквивремена. Цель властелинов, однако, была одна и та же, хоть во времена гонений,хоть в периоды спокойствия, — побудить верующих покончить с оппозицией ивключиться в систему государства.
Запросам такого родапытался ответить император Деций (249-251). Он пытался восстановитьконсервативный образ правления и веры. Текст его эдикта, обнародованного вконце 249 года или начале 150г. до нас не дошел, но из греко-египетскихпапирусов становится известно о его отношении к христианскому движению. Так, вустановленные дни, главы семей, живших в городских и сельских центрах по всейтерритории империи, должны были представать перед специальными комиссиями,чтобы совершать акты почитания официального культа, принося жертвы изображениямбогов и статуям императора. В случае отказа следовали арест уклоняющегося,пытка и по окончании расследования смертная казнь.
Другим же выдавалосьудостоверение («книжечка»), которое подтверждало акт соблюдения культа илояльности подданного.
Ясно, что подобнаяпроцедура на деле поражала в первую очередь христианские общины, отнынемногочисленные и усложненные в социальном отношении. Так начались массовыерепрессии, которые прекратились лишь через пятьдесят лет, при повороте,осуществленном Константином.
Эдикт Деция выявил,сопротивление, на которое была способна значительная часть клира и верующих, нотак же, с другой стороны, и отступничество в достаточно больших масштабах,ставшее неизбежным в результате применения нового типа принуждения.
Верующих, которыезаплатили за свою приверженность церкви жизнью, начали почитать особо.Сохранилась память о пошедшем на казнь римском эпископе Фабиане, в то время какего карфагенский коллега Киприан предпочел скрыться в подполье, чтобыпродолжать руководить общиной, и за это подвергся нападкам со стороны некоторыххристиан. Уцелевшие — вышли из тюрем, заслужив большое уважение.
Гонения во времяправления Деция были самыми ужасными, хотя они и продолжались недолго. В 253году, с приходом к власти императора Валериана репрессии вспыхнули с новой силой.Эти гонения необычны тем, что их инициатором был не император, а министрфинансов, Макриан. Он являлся приверженцем одной египетской мистическойрелигии и сильно завидовал росту популярности и влияния христианства. Первыерепрессии всегда осуществлялись от имени государства, якобы для того, чтобысоблюсти древние традиции и оказать почести старым богам, хотя этот же человек,так же не был лоялен к старым богам. К тому же христианская церковь уже успелаобзавестись собственностью, в том числе дорогостоящими зданиями длябогослужений. Да и среди христиан было много богатых людей, чем Макриан, какминистр финансов был недоволен, так как государственная казна была пуста.Поэтому ненависть к христианству у него сочеталась с финансовыми потребностямигосударства. Гонения позволили ему конфисковать собственность церкви и личноеимущество христиан и за счет этого он облагодетельствовал свою религию.
Первый указ о гонениивышел в 257 году и запрещал христианское богослужение – первый раз, когдаримляне запретили христианские службы. Далее указ запрещал христианамсобираться в их центрах и обязывал их жертвовать римским богам.
Второй указ от 258 годаустанавливал обязательную казнь всех христиан, которые отказались отжертвоприношения, и конфискацию имущества, принадлежащего христианам,занимающих высокое положение в обществе.
Эти репрессии были ещеужаснее, чем при Деции, они стали попыткой уничтожить христианское духовенство.В эти годы погиб, уцелевший в прошлые репрессии Киприан.
После смерти Валериана, вимперии наступили несколько десятилетий мира и спокойствия. Это позволилохристианству шире распространить свою веру, и к концу века численность христиандостигла десяти процентов от всего населения империи.
2.4 Последние гоненияи победа Константина
В 284 году к властипришел Диоклетиан. После многочисленных императоров третьего века, империейстал править человек образованный, сделавший блестящую воинскую карьеру. Онпровел реформы в армии и в управлении. Благодаря его нововведениям Римскаяимперии смогла просуществовать еще два столетия. Церковь также переживалаблагополучные времена. Многие люди стали принимать христианство, хотя и не всевполне посвящали себя Христу.
В очередной раз репрессиивспыхнули в 303 году. Диоклетиан послушался своего назначенца Галерия и сместилхристиан со всех постов, которые они занимали в армии и правительстве. Сфевраля 303 по январь 304 года Римское правительство издало четыре указа,направленных против христианства.
Первый указ полностьюзапрещал все христианские богослужения, священные книги и сосуды быликонфискованы, а церковные здания разрушены. Согласно второму указу подлежалоаресту все духовенство. Третий указ заставлял поклоняться христиан языческимбогам и приносить им пожертвования. Четвертый указ провозглашал поклонениеобязательным для всех граждан империи; отказ же влек за собой ссылку нагосударственные рудники, пытки и смерть. Христиане всегда называли эти времена«великими гонениями». В который раз тысячи христиан были замучены и погибли.
В 305 году Диоклектианотрекся от власти, но гонения на христиан не прекратились. И только в 311 году,переемник Диоклектиана Галерий, находясь на смертном одре, издал указ опрекращении гонений на христиан, им разрешались богослужения, восстановлениецерквей, при условии, что они не будут нарушать общественный порядок.
Во времена правленияМаксимина, была сделана еще одна попытка уничтожить христианство, но она неносила официальный характер.
До 312 года в римскойимперии велась борьба за престол. К весне 312 года осталось всего двапретендента: Константин и Максентий, сын Масимиана. Под властью Константинанаходились Англия и Галлия, под вдасью Максентия – Северная Италия. Летом 312года, после тяжелых боев Константин у удалось захватить северную Италию и егопередовые отряды уже осенью этого же года стояли под стенами Рима. Именно в этовремя у него было видение.
Константин провозгласил,что при ясном дневном свете он увидел на небе символ – монограмму, состоящую издвух греческих букв «хи» и»ро», первых букв греческого написания имя Христа.Эта монограмма отдаленно похожа на крест, над ним Константин увидел слова: « Вэтом знаке побеждай». Константин, который к этому времени еще не принялхристианство, тем не менее, принял это видение как знамение христианского Бога,и, что только под этим христианским символом он сумеет победить врага. Этотсимвол был изображен на личном штандарте Константина и его приближенных.
В битве с Максентием,который был так уверен в своей победе, что вышел из стен укрепленного города,Константин одержал победу, а сам Максентий погиб на Малвинском мосту от руккавалеристов Константина.
Утвердившись у власти,Константин в первые семь месяцев своего правления указал вернуть все отобранныецерковные земли, а духовенство освободил от всех общественных повинностей.Одним из первых своих указов, он подарит Латеранский дворец епископу Римскому.К церкви также отошли прилежащие ко дворцу территории. В течение последующихдвух веков этот дворец оставался резиденцией епископа Рима.
Через два года Миланскимэдиктом Константина и Лиципия христианство было признано терпимой религией.Предусматривалось свободное вероисповедание для всех приверженцев любойрелигии, но о христианстве в нем говорилось особо. Согласно этому эдикту,христиане имели право открыто совершать свой культ, общины получили правовладеть имуществом, в том числе и недвижимым.
Христианские эмблемыстали появляться на императорских монетах еще в 314 году, и к 321 году совсемисчезла языческая символика. Все церковные дела расследовались судом епископов,и это признавалось вполне законным. Церкви также получили право наследованиясобственности. Сам Константин воспитывал своих детей как христиан; более того,он даже запретил некоторые языческие обряды, хотя сам, как уже упоминалось,принял крещение перед самой своей смертью. Результатом, проводимой Константиномполитики, стало то, что в 324 году христианство было признано государственнойрелигией Римской империи, что стало триумфом ранней церкви.
Выводы
Как свидетельствуютисторические источники, христианство в первые три века своего существованиябыло гонимой религией. Гонения носили как официальный характер, так и характеррепрессивных актов со стороны отдельных правителей и враждебности со стороныместного населения, поклонявшегося языческим богам.
Главными первоначальнымипричинами гонений был отказ приносить жертвы перед богами и статуямиимператоров. В дальнейшем причинами гонений служили наветы, распространяемые охристианах, как о безбожниках, святотатцах, аморальных людях, совершающих каннибальскиеобряды.
С развитием и укреплениемцеркви, к причинам гонений можно отнести материальное благосостояние, котороеприобретала церковь. Не раз во времена репрессий христиане лишались своегоимущества: сжигались церковные здания, отбирались земли и личное имуществограждан.
Немаловажное значениеимел рост авторитета христианской церкви и увеличение количества ееприверженцев, в котором правящие императоры усматривали угрозу империи иобщественному порядку.
Гонения проявляли себя нетолько в идеологическом и экономическом планах, но и в большей массе своейносили характер физического уничтожения христиан. Тысячи и тысячи христиан былипреданы жесточайшим пыткам и казнены.
Тем не менее,христианская церковь раннего периода не только не прекратила своего существованияи выжила, она завоевала официальное признание и стала государственной религиейРимской империи. С 10% верующего в христианство населения в начале ІV века, к концу века приверженцы христиан уже составляли до90%, т.е. около 45 миллионов человек. Это заложило крепкую основу дальнейшегоразвития и распространения христианства во всем мире.
Литература
1. Донини А.У истоков христианства: От зарождения до Юстиниана. — М., 1979. — 341с.
2. Косидовский З. Сказания евангелистов.- М., 1975. — 456с.
3. Крывелев И. История религий. Т. 1,2. — М., 1987.
4. Крыжановский Р.А. Историяхристианства: конспект лекций. — Одесса, 130с.
5. Радугин А.А. Введение врелигиеведение. — М., 1997. — 236с.