Инок Григорий (Круг)
/>
ПраздникВхода Господня в Иерусалим прямо предшествует Страстной седмице. Этанепосредственная близость к дням Страстей и крестной смерти Спасителя налагаетна празднование Входа Господня в Иерусалим как бы страстную печать. Самый день,избранный Христом для входа в Иерусалим, преобразовательно свидетельствует обискупительной жертве. «Надобно отметить день, — указывает св. АмвросийМедиоланский, — в который вошел Иисус Христос в Иерусалим. Это был девятый деньмесяца, когда выбирался агнец пасхальный, которого израильтяне закалывали вчетырнадцатый день месяца. Следовательно, Христос, истинный Агнец, которыйдолжен был принять распятие в пятницу, вошел в Иерусалим в тот день, когдавыбирался преобразовательный агнец».
Ноне только печать наступающих Страстей лежит на празднике Входа Господня вИерусалим, но и близость грядущего Воскресения Христова. Самый Вход вИерусалим, в котором царственное достоинство Христово было проявлено с такойочевидностью и видимо всем Иерусалимом, вышедшим Ему навстречу, образносвидетельствует о Воскресении и о Втором Пришествии и Царстве Будущего Века, вкотором Христос «всяческая во сем»
Вседействия, сопровождавшие Вход Господень в Иерусалим, указанные в четырехЕвангелиях, хранящиеся в церковном предании и запечатленные в бесчисленноммножестве икон, изображающих праздник, ни в какой мере не являются случайнымиили эпизодическими, все они в истолковании отцов Церкви имеют ясный,пророческий, образный и преобразовательный смысл. Всякая икона стремитсясобрать и вместить в себе все содержание праздника. Собрать то, что отмечено вПисании, что хранится в церковном Предании, быть в своем неповторимомсвоеобразии богословием, запечатленным в красках, линиях, и прославлениемсобытия. Икона Входа Господня в Иерусалим не внешне только выражает событие, новыражает его существо, его непреходящий смысл.
«Длячего, — спрашивает святой Епифаний Кипрский, — Христос, ходив прежде сегопешком, ныне и только ныне воссел на животное? Дабы показать, что Он вознесетсяна крест и прославится на нем. Что знаменует „противоположная весь“?Строптивое расположение духа выгнанного из рая человека, к коему Христос послалдвух учеников, то есть два Завета, Ветхий и Новый. Кого означает ослица? Безсомнения, синагогу, которая под тяжким бременем влекла жизнь и на хребтекоторой когда-нибудь воссядет Христос. Кого означает осленок? Необузданныйязыческий народ, на которого никто не садился, то есть ни закон, ни страх, ниАнгел, ни пророк, ни Писание, но только Один Бог Слово».
Этотмаленький отрывок из Слова святого Епифания весь исполнен символическимпониманием событий, и символизм этот никоим образом не является попыткой простоукрасить истолкование событий сложными иносказаниями, но глубочайшим образомукоренен в святоотеческом разумении домостроительства Божия. Символизм этотявляется неотъемлемым свойством богословия, рожденного в недрах Церкви, иникакое священное событие не может быть вполне осмыслено и изъяснено вне этогосимволического разумения. Вне его не может быть понята и, более того, — созданани одна икона. Потому что жизнь иконы простирается к Будущему Веку иназначением иконы является не запечатление чего-либо временного, но того, чтоимеет непреходящее значение. И богословие иконы определяется тем, что то, чтоможет показаться относительным, приобретает в ней непреходящий смысл. И этотпророческий, преобразовательный строй, который так свойствен иконам, определяетсаму ее природу и характер, и, можно сказать, — самый облик икон.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/