Инок Григорий (Круг)
/>
«Подобнотому, как четыре конца креста с помощью середины — центра — твердо держатся икрепко связываются, так и через посредство Силы Божией содержится и высота, иглубина, и длина, и ширина, то есть вся как бы видимая и невидимая тварь.»Св. Иоанн Дамаскин
«Древожизни, насажденное Богом в раю, прообразовало Честной Крест. Ибо так как смертьвошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованыжизнь и воскресение. Вот и смерть Христа, или крест, одел нас в ипостаснуюБожию Мудрость и Силу. Поклоняемся же и мы образу Честного и ЖивотворящегоКреста, — поклоняемся, почитая не вещество, — да не будет, но образ как символХриста» Св. Иоанн Дамаскин
Вседвунадесятые праздники отмечают события, не выходящие за пределы евангельскогокруга, в то время как в Воздвижении Креста вспоминается то, что произошлозначительно позднее, хотя по существу своему праздник этот наполнен тем женемеркнущим светом, сродным всем двунадесятым праздникам, и возводит сознание кславе искупительного подвига Христова. Празднуется день обретения КрестаГосподня и в более общем, в более всеобъемлющем смысле, прославляется в этомпразднике самый, крест как орудие Христовой победы над грехом и смертью.Празднуется Крест, поднятый над вселенной и освятивший мир.
Историческив этот праздник вспоминается то, как был найден долго находившийся в земле икак бы потерянный для людей Крест, на котором был распят Господь. В IV столетииЕлена, мать Константина Великого, пожелала отправиться в Иерусалим напоклонение святыням, хранящимся там и связанным с воспоминанием событий земнойжизни Спасителя. По сохранившимся данным, основной причиной паломничествацарицы Елены было желание найти в Иерусалиме Крест, на котором пострадалСпаситель. По прибытии в Иерусалим, по указанию царицы Елены, были начатыраскопки на Голгофе, на том месте, где пострадал Христос. Из земли былиизвлечены несколько крестов и, по преданию, не было возможности определить сдостоверностью, который из этих крестов был подлинным крестом, на которомпострадал Сам Господь. Узнан и определен был Крест благодаря совершившемуся принем чуду. По преданию, близ выкопанных из земли крестов совершалосьпогребальное шествие, и чтобы испытать крест, чтобы узнать, какой из вырытыхкрестов является подлинным Крестом Христовым, вырытые из земли кресты былиприложены к покойнику, и, когда коснулись скончавшегося одним из крестов,произошло чудо воскресения. Так, по церковному преданию, была удостоверена снесомненностью подлинность обретения Креста.
Наиконе Воздвижения Креста это чудо изображается по-разному. Иногда изображаетсяне воскресший покойник, но старец в тяжелой болезни, исцеленный прикосновениемк Кресту. Так или иначе, сохраняется свидетельство о том, что Крест был опознансовершившимся чудом. Патриарх на площади, при стечении множества народа, триждыподнял обретенный Крест. Этот совершенный патриархом чин, — Воздвижение Креста,составляет основу изображения на иконах праздника и навечно запечатлен влитургическом действии, в церковном обряде совершения праздника. Епископ илистарший священник, в монастыре обычно игумен, в сопровождении сослужащих емусвященников, выносит крест из алтаря, становится посредине храма и при пении«Господи, помилуй», повторенном 40 раз медленно, совершает осенениехрама крестом, склоняясь, как бы погружаясь, в крестную смерть Христову, ивновь выпрямляясь в образ Воскресения.
ВоздвижениеКреста не есть только праздник обретения Креста, но, по существу, полное исовершенное прославление Креста как спасительного знамени Церкви. И не тольковидимого Креста, но Креста как силы Божией, содержащей мир. Можно сказать, чтоКрест утверждает самую основу сотворенного мира. В самом творение мира легламножественность, сведенная воедино, — благословенная печать Креста определяетбытие от самого создания. В начале Бог сотворил небо и землю, видимый мир иневидимый. Мир ангельских чиноначалий, мир осязаемый, телесный, и мир животный,не имеющий духовной, присущей Ангелам природы. И последним, как бызавершительным творением Божиим человека, сочетается духовная природа, сроднаяангельскому миру, и природа душевно-животная, подобающая всей животной твари. Издесь можно усмотреть все ту же благодатную печать Креста.
Ангельскиймир, получивший в создании иерархически соподчиненное строение, также в самомсвоем устройстве несет славу Креста. И вся вселенная, от самого начала своего,исполнена этой славой. И Крест, благословение и основа мироздания, был как быобесславлен и обесчещен грехом, грехопадением человека, породившим распад этоговысокого крестного единства вселенной. Человеческое падение стало источникомвражды, смерти, распада. И Крест был избран Спасителем как орудие искупленияраспадающегося грехом мира, как знамя победы над смертью, как собрание воединомира, поврежденного грехом. Спаситель простер руки на Кресте, чтобы спастипогибшее, собрать расточенное. Крест, источник радости и благословенногоединства мира, стал источником страдания и смерти. И вновь избранный Христом воспасение мира становится знамением победы над смертью и венчает Церковь славойна небе и на земле.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/