Реферат по предмету "Религия и мифология"


Взаимодействие православия, католицизма и протестантизма в условиях современного мира

Содержание
Введение
1.     Субъектымежрелигиозного взаимодействия на территории России в начале XXI века
1.1 Религиозныйсостав населения России начала XXI века
1.2 Характерныечерты православия, католичества и протестантизма
2.     Главенствующаяроль православной церкви на религиозном пространстве России и вопросымежрелигиозного взаимодействия
2.1    Проблемымежконфессионного взаимодействия
2.2    Протестантскиеорганизации как конфликтогенный фактор влияния на межрелигиозную ситуацию вРоссии
2.3    Вопросыправового оформления государственно-конфессиональных отношений
Заключение
Списокиспользуемых источников

Введение
В современной России, переживающей социокультурный кризис,связанный со сменой идеологических парадигм, поиском национальной и религиознойидентификации, многими нерешенными социально-экономическими вопросами, остростоит проблема взаимодействия между конфессиями.
Актуальность исследования взаимодействия православия, католичества ипротестантизма в современном мире обусловлено тем фактом, что в результате анализарелигиозного состава населения, роли религиозных институтов в обществе,религиозной самоидентификации и уровня религиозности как интегрирующих либо дезинтегрирующихфакторов развития стоит особое внимание уделить взаимодействиювышеперечисленных конфессий.
Цель работы – исследование взаимодействия православия, католицизма ипротестантизма в условиях современного мира.
Для достижения поставленных целей решались следующие задачи:
— определить и охарактеризовать субъекты межрелигиозноговзаимодействия на территории России в начале XXI века, а именно: религиозныйсостав населения России начала XXI века, характерные черты православия,католичества и протестантизма;
— определить проблемы межконфессионного взаимодействия;
— охарактеризовать протестантские организации как конфликтогенныйфактор влияния на межрелигиозную ситуацию в России;
— рассмотреть вопросы правового оформлениягосударственно-конфессиональных отношений.
Теоретическими разработками в области межконфессионального взаимодействиязанимались многие социологи и религиоведы, такие как Яблоков, Андреева,Бераров, Гордиенко и пр.
Объект исследования – межконфессиональные отношения.
Предмет исследования – взаимодействие православия, католичества ипротестантизма в современном мире.
Структурно работа представлена введением, двумя главами с подпунктами,заключением и списком литературы.

1.        Субъектымежрелигиозного взаимодействия на территории России в начале XXI века
 
1.1 Религиозный состав населения России начала XXI века
В течение последнего десятилетия XX в. структура религиозногопространства России существенно изменилась. К началу 1990-х гг. она былапредставлена всего 15—20 религиозными направлениями [14, с. 7], посколькуисторически носителями определенных религий были коренные этносы или группыэтносов. Ареалы их традиционного, исторически сложившегося расселения являлисьодновременно и ареалами распространения исповедуемых ими религий. Длясовременного общества характерна тенденция к росту религиозного разнообразия,что связано с изменением национальной структуры населения регионов, внешней ивнутренней открытостью страны. Сейчас практически во всех регионах Россиипроживают люди, как минимум, 50-60 национальностей, последователи 20-30религиозных направлений (среднее количество зарегистрированных религиозныхнаправлений в отдельно взятом регионе России) [8]. Полирелигиозностьраспространяется на те регионы, которые были прежде монорелигиозными, чтонеизбежно влечет столкновение интересов различных религиозных организаций.
В этой связи анализ интегрирующих или дезинтегрирующих тенденций всовременном российском обществе с учетом роли христианских религиозныхинститутов выдвигает в качестве ведущей аналитической категории — межрелигиозную конфликтогенность (актуальную и потенциальную). При этом, на нашвзгляд, общероссийские конфликтогенные тенденции пока не имеют религиознойбазы, поскольку в их основе лежат острые социальные проблемы, в то время как ниодна из конфессий пока не смогла выразить идею защиты социальной справедливостина языке религиозной доктрины и облечь ее в доступную для масс форму. Следуетучитывать также фиксируемый посредством социологических опросов факторвнерелигиозной ориентации устойчивой группы населения постсоветской России (до50% населения) [13 с. 4].
Роль и влияние христианского фактора в современной России в первуюочередь связаны с религиозной самоидентификацией части населения и уровнемрелигиозности (то есть с долей верующих в общем составе населения страны).Однако трудности для их изучения создает то, что религиозный состав населения вXX в. специально изучался только однажды — в ходе переписи населения 1937 г.,когда свыше половины населения СССР заявили о своей религиозности [4]. ВоВсероссийской переписи населения 2002 г., несмотря на предложения ученыхРоссийской академии наук, вопросы о конфессиональной принадлежностиотсутствовали. В результате сегодня официальные службы (Министерство юстиции,Госкомстат) не располагают современными, полными и достоверными данными околичестве верующих как по стране в целом, так и по отдельным регионам ирелигиозным направлениям. При отсутствии статистических данных поиндивидуальной религиозной принадлежности исходными материалами для определениячисленности той или иной конфессии может служить количество зарегистрированныхв российских органах юстиции религиозных организаций соответствующегонаправления и данные социологических опросов.
На 1 января 2002 г. в органах юстиции Российской Федерациизарегистрирована 20441 религиозная организация 67-ми религиозных направлений, втом числе: 10965 организаций Русской православной церкви (РПЦ), 3186 исламских,около 3 тыс. протестантских организаций [9, с. 109-110]. Сведения различныхсоциологических опросов весьма разнородны, однако по этим данным до двух третейреспондентов причисляют себя к православным [13, с. 5]. При этом надоучитывать, что, называя себя православными, многие респонденты имеют в видуглавным образом происхождение из соответствующей этнокультурной среды иидентифицируют себя не столько с православной церковью, сколько с православнойкультурной традицией. Это соображение не позволяет автоматически причислять ихк верующим. Высокий уровень самоидентификации с определенной конфессией невсегда совпадает с высоким уровнем и активным характером религиозности [8].
Социологические опросы постоянно фиксируют такое явление, какнесовпадение количества респондентов, заявляющих о своей религиознойпринадлежности, и количества верующих в Бога (например, число респондентов,заявивших о своей конфессиональной принадлежности, составило 60,5% в 2002 г.;57,8% в 2004 г., однако число респондентов, заявивших о своей вере в Бога, составиловсего 43,4% в 2002 г.; 37,5% в 2004 г.) [10, с. 24].
1.2 Характерные черты православия, католичества и протестантизма
Православие. К настоящему времени в мире насчитывается 160 млнпоследователей этого течения христианства. К началу 2006 г. в Россиидействовало 7195 объединений юрисдикции Московской патриархии и 164старообрядческих объединения [15].
Ортодоксальная (православная) Церковь наиболее близка традициямраннего христианства. В ней, например, сохранен принцип автокефалии —самостоятельности национальных церквей. Всего их 15, особым влиянием пользуетсяКонстантинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская,Грузинская, Сербская, Болгарская автокефалии. Формальное первенство принадлежитКонстантинопольскому патриарху.
Православные церкви признают каноническими решения лишь первыхсеми Вселенских Соборов. В трактовке догмата о Троице основное вниманиеуделяется Богу Отцу, и только от него признается исхождение Святого Духа.Строжайше соблюдаются традиции семи таинств. Основными ритуалами культаявляются молитва, крестное знамение, обнажение головы перед иконой,коленопреклонение, слушание поучений, участие в службе.
В Православной Церкви ритуал довлеет над теологией. Великолепие ироскошь храма, праздничность литургии нацеливают на восприятие веры не столькоразумом, сколько чувствами. Идея православной соборности предполагает единениемирян и духовенства, приверженность традиции и примат коллективного начала.Основной праздник православия — Пасха.
Католицизм. Католическая (пер. с гр. — вселенская) Церковь являетсякрупнейшей в христианском мире. Католицизм распространен во всех регионахземного шара, но наиболее в Европе (Франция, Италия, Испания, Польша),Латинской Америке, Африке, Юго-восточной Азии (Филиппины). К настоящему временив мире насчитывается более 900 млн. католиков. К началу 2006 г. в России былозарегистрировано 183 католических религиозных объединения.
Основы веры католицизма составляют книги Ветхого и Нового Завета(Священное Писание), решения 21 Вселенских Церковных Соборов и суждения римскихпап по церковным и мирским делам (Священное Предание). Догмат католичества, вомногом близкий православию, имеет некоторые особенности. Под влиянием арианстваутвердилось своеобразное понимание Троицы: исхождение Святого Духа признаетсяне только от Бога Отца, но и от Бога Сына («филиокве»). Отсюда повышенноевнимание к человеческому пути Иисуса, главный праздник — Рождество, основнойсимвол — распятие. Такое понимание триединой сущности Бога заложило вкатолицизм огромный гуманистический потенциал, который проявляется, вчастности, и в возвышенном почитании Богородицы Девы Марии.
Католицизм достаточно снисходителен к человеку, так как исходит изубеждения, что греховность — неотъемлемая часть человеческой природы (безгрешентолько папа). Искупление грехов в католицизме возможно благодаря общественнойдеятельности. Огромную роль в спасении греховных людей, согласно католическомудогмату, играет так называемая сокровищница сверхдобрых дел, в избыткесовершенных Христом, Девой Марией и святыми. Распоряжается этой сокровищницейнаместник Бога на Земле — папа римский.
Католицизм, как и православие, признает семь таинств христианства.Однако крещение здесь осуществляется обливанием, а конфирмация отделена открещения и проводится по достижении ребенком 7—8 лет. Языком литургии и «священныхкниг» до последнего времени являлась латынь, а теперь — национальные языки.
В католичестве сохраняется культ ангелов, святых, икон, реликвий.Практикуется канонизация (причащение к лику святых) и беатизация (возведение вранг блаженных). Католический храм, поражающий одухотворенностью и строгимвеличием, украшается живописью и скульптурой. При тщательной разработанности ипышности ритуала (а католицизм широко практикует многотысячные процессии,грандиозные собрания паломников), в римском христианстве все же теология —учение о вере — господствует над обрядом. Потому католицизм болееиндивидуалистичен, нежели православие.
Католицизм иерархически организован. Во главе всех католиков стоитпапа римский. Посредством развитого административного аппарата — папской курии— он руководит многотысячным белым и черным духовенством, а также Ватиканскимгосударством.
Протестантизм. В различных протестантских конфессиях исследователинасчитывают в настоящее время более 330 млн. приверженцев. Это особенно пестроепо своей структуре направление христианства. К началу 2006 г. в России былозарегистрировано около 20 протестантских конфессий, включающих в себя более2250 религиозных объединений [15].
Несмотря на наличие в протестантизме множества церквей иконфессий, можно выделить общие для всех особенности вероучения, культа иорганизации. Библия признается у большинства протестантов единственнымисточником вероучения. Протестантизм ориентирует человека на личное общение сБогом. Отсюда право каждого человека читать и обсуждать Библию. Уделяя большоевнимание человеческому воплощению Иисуса Христа, протестанты, в большинствесвоем, в качестве основного праздника признают Рождество. Основные богослужения— чтение Библии, проповедь, индивидуальные и коллективные молитвы, пениерелигиозных гимнов. Как правило, отвергается культ Богородицы, святых, икон имощей. Основной организационной структурой является община. Иерархиясвященнослужителей не развита.
В протестантизме можно выделить два основных направления:либеральное (признающее критику Библии) и фундаменталистское (настаивающее набуквальном понимании Библейских текстов).

2. Главенствующая роль православной церкви на религиозномпространстве России и вопросы межрелигиозного взаимодействия
 
2.1Проблемы межконфессионного взаимодействия
 
Доминирующее положение в России занимает Русская православнаяцерковь. Это объясняется тем, что, во-первых, христианство в форме православияраспространено в Центральной (Европейской) части России с X в., а основнойэтнос, традиционно исповедующий православие, — русские — составляет большинствонаселения страны.
Во-вторых, с крушением СССР потерпели фиаско коммунистическиемировоззрение, ценности и самоидентификация («советский человек»).Это заставило население искать новую модель самоидентификации — на базерелигиозных (прежде всего православных) ценностей, что стало основой мощногопритока неофитов (новообращенных) в РПЦ.
 В-третьих, высокий уровень политизации православия, посколькугосударственная власть пытается найти в нем базу для мировоззренческой иидеологической легитимизации новых российских политических и экономическихреалий, то есть общероссийская идентичность рассматривается через призмуконфессиональной православной идентичности. Этим объясняется государственнаяподдержка РПЦ и создание для нее доминирующего положения, что, собственно,является одной из причин межрелигиозной, и в частности, межхристианской конфликтогенности[1, с. 143].
Яркий тому пример — взаимоотношения Русской Православной Церкви иВатикана. В 2002 г. Русская Православная Церковь выступила против учреждения вРоссии четырех католических епархий. Министерство иностранных дел РФобнародовало заявление по поводу учреждения епархий католической церкви вРоссии, тем самым нарушив принцип нейтральности и невмешательства государстваво внутренние дела религиозных объединений. Однако конфликт РусскойПравославной Церкви с Ватиканом не является потенциальным фактором внутреннеймежхристианской конфликтогенности, поскольку влияние католических организацийво всероссийском масштабе весьма незначительно, что соответствует числузарегистрированных в России организаций (267 на начало 2001 г.). Этот конфликтимеет скорее внешнеполитический, чем межхристианский и межконфессиональныйхарактер.
По мнению Андреевой Л.А. и В.В. Ряховского, одной из серьезныхпричин межхристианской конфликтогенности может стать современная ситуация,характеризующаяся фактической исчерпанностью резерва для быстрого дальнейшегороста числа новых членов православной церкви, что может привести к столкновениюна миссионерском поприще с другими христианскими конфессиями и деноминациями[1, с. 144]. «С середины 90-х годов практически прекратился мощный притокновых членов в РПЦ. Заявления ряда авторов о религиозном ренессансе в России наданный момент не соответствуют реалиям. Анализ качественных характеристиксовременной религиозности не подтверждает подобные суждения. Социологическиеисследования показывают, что своеобразный религиозный бум проходит, ситуациястановится стабильной, приостановился рост числа верующих, религиозныеорганизации именно в этом плане исчерпали потенциал своего усиления», — таково мнение директора исследовательского центра «Религия в современномобществе» Института комплексных социальных исследований РАН профессора М.Мчедлова [10, с 23-24].
Тенденция к прекращению притока новых членов в РПЦ, наметившаясясо второй половины 1990-х г., объясняется рядом причин. Главная из них видитсяв неспособности РПЦ повлиять на решение острых социальных вопросов. Заметим,что процесс дехристианизации в России в начале XX в. (уже в 1916 г. Синод вопределении № 676 признал, что в Российской империи началось массовое отпадениеот веры) был неотделим от социального протеста населения, что стало следствиеммноговекового союза «трона и алтаря» [2, с. 90]. Вопросы социальнойсправедливости, затронутые в «Социальной доктрине РПЦ», нетрансформировались в открытую публичную критику власти по социальным проблемам.Усиленное лоббирование государством интересов одной конфессии, стремление кклерикализации различных сторон общественной жизни, вызванное недооценкой роливнерелигиозно ориентированной части населения и полирелигиозного характера страны,спровоцировало негативный отклик в обществе. Клерикальную модель в православномварианте поддерживают около 5% православных при исключительно отрицательномотношении представителей других конфессий и неверующих [10, с. 26].
Развернувшаяся недавно в обществе и СМИ дискуссия о преподаванииоснов православной культуры в общеобразовательной школе расколола общество ипревратила дискуссию о светском образовании в дискуссию о религиозномобразовании.
Такая реакция на циркулярное письмо министра образования РФ В.Филиппова региональным органам управления образованием субъектов РФ от 22октября 2002 г. о необходимости ввести в светских школах предмет«Православная культура» была прогнозируема. Еще в 1998 г. Центрсоциологических исследований Министерства общего и профессиональногообразования РФ провел опрос «Потребность в религиозном образовании вусловиях свободы вероисповедания». Согласно его результатам, введениерелигиозного образования не поддержали 58,5% учителей российских школ. Доляучителей, не одобряющих введение религиозного образования в рамках школмегаполисов (Москвы, Санкт-Петербурга), составила 72,3%. Особую оппозиционностьвысказали представители технической интеллигенции (против 52,3%) и малогобизнеса (против 39,7%) [16, с.55].
Попытки насильственной клерикализации различных сторонобщественной жизни идут вразрез с заявленным в Конституции РФ светскимхарактером государства и могут иметь негативные последствия для стремленияРоссии интегрироваться в европейское (секулярное) политическое пространство.Весьма примечательно, что в преамбуле находящегося в процессе обсужденияпроекта европейской Конституции отсутствуют положения о роли религиозныхценностей. Следует заметить, что наряду с попытками насильственнойклерикализации общества совершенно игнорируется факт социально-экономическоймодернизации. А ведь главным следствием ускоренной экономической модернизации иперехода к обществу постиндустриального типа (необходимость которых декларируетсамо российское руководство) является рационализация общественного сознания.Попытки насаждения государством тенденции клерикализации могут быть успешнымитолько в том случае, если сам процесс социально-экономической модернизациибудет остановлен и обращен вспять, то есть будет восстановлено обществодоиндустриального (традиционного, аграрного) типа. Заметим, что в 2001 г. навопрос «Какая идея сегодня могла бы вдохновить людей, сплотить их дляобщих целей?» респонденты последнее место отвели «идее очищенияобщества через православную веру» (7,9%) [10, с. 26].
К другим причинам, повлиявшим на прекращение притока верующих(особенно молодежи) в РПЦ, можно отнести устаревший старославянский языкбогослужений, введенный в употребление еще одиннадцать веков назад,славянофильскую (антизападную) ориентацию значительной части «активныхверующих» и священнослужителей (печатный орган этой части верующих исвященнослужителей — православный журнал «Русский дом», издающийся поблагословению патриарха Алексия II, и одноименная телепрограмма «3 канала»),упор на следование прежде всего обрядовой стороне православия, критическоеотношение к тенденциям модернизации РПЦ [1, с. 145].
Очевидные трудности в миссионерской и пастырской деятельности РусскойПравославной Церкви объясняются и тем, что урбанизированное, индустриальноероссийское общество как объект пастырской и миссионерской работы требует новыхмиссионерских подходов. Не имея большого опыта самостоятельногофункционирования в условиях вероисповедной свободы, Русская ПравославнаяЦерковь стремится войти в тесные отношения с государственными властямисовременной России и в большей мере полагается не на самостоятельнуюмиссионерскую деятельность, а на административную помощь государства. Отсюдастремление многих иерархов придать православной церкви привилегированный статуспо сравнению с другими конфессиями, что, по существу, размывает основнуюпосылку правового государства — единство прав и обязанностей всех гражданнезависимо от их вероисповедания.
Все вышесказанное служит основанием для постоянно высказываемыхправославной общественностью опасений по поводу конкуренции со стороны другихдействующих в России религиозных организаций. Например, советник-юристМосковской патриархии В. Калинин в записке «Некоторые вопросы применения исовершенствования законодательства о свободе совести и о религиозныхобъединениях», распространенной в Государственной думе РФ в июне 2003 г.,пишет следующее (надо понимать — от лица Московской патриархии): «Российскуюобщественность серьезно беспокоит бесконтрольная деятельность и активное «размножение»религиозных групп, вызывающих межрелигиозные конфликты, захватывающих ипокупающих имущество, земли. Образование и деятельность таких групп должны бытьпоставлены под жесткий контроль государства, при этом следует иметь в виду ихзарубежное финансирование, фактическую часто противоправную активность с тем,чтобы принимать установленные меры воздействия вплоть до запрещения иликвидации в административном и судебном порядке. Наверное, органы властисубъектов РФ, исходя из своего опыта, предложат изменения и дополнениядействующего законодательства, что даст российской власти возможность поширевзглянуть на обсуждаемую проблему» [1, с. 146].

2.2Протестантские организации как конфликтогенныйфактор влияния на межрелигиозную ситуацию в России
Главным конфликтогенным фактором, начинающим оказывать влияние намежрелигиозную ситуацию в стране, является конкуренция с Русской ПравославнойЦерковью других религиозных организаций, прежде всего протестантских. Средихристианских религиозных организаций они в совокупности занимают вторуюпозицию. Современная ситуация характеризуется бурным ростом численностипротестантских общин (в 2002 г. было зарегистрировано всего 510 объединенийразличных направлений протестантизма [8]), что в результате привело к такомуфеномену, как наметившаяся религиозная переориентация регионов ранеебезоговорочного доминирования Русской Православной Церкви. При такой динамике унекоторых представителей православной общественности вместе с «комплексомтревоги» формируется иллюзорное представление о своих конкурентах.
Например, Ю. Ушакова из Воронежской духовной семинарии в статье«Религиозная ситуация; начало XX — канун XXI века» пишет, что «вРоссию устремились представители тех религиозных течений, которые не пользуютсядоверием у себя на родине, -… мормоны, харизматики, адвентисты… Новыерелигиозные образования обречены (так же, как в свое время баптизм) навнеисторическое, внекультурное существование. Судя по нашим наблюдениям, онистановятся замкнутыми референтными группами, а члены этих организаций начинаютчувствовать себя внутренними эмигрантами» [15].
Ушакова повторяет устойчивое заблуждение, бытующее в массовомроссийском сознании, согласно которому протестантские организации в Россииимеют исключительно западные корни и являются продуктом деятельности«западных миссионеров». Конкретные данные свидетельствуют о другом.Согласно «Отчету Совета по делам религий при Совете Министров СССР за 1988год» количество религиозных организаций ведущей российской протестантскойденоминации — пятидесятников — в условиях советского режима, исключавшего«массовое миссионерство», составляло в СССР 845 (какзарегистрированных, так и не прошедших государственную регистрацию). Запрошедшие годы их число выросло менее чем в два раза, что не позволяет говоритьо качественно иной ситуации в этой сфере (на 1 января 2002 г. 1380зарегистрированных общин). Численность же организаций, например, евангельскиххристиан-баптистов при советской власти была еще больше и доходила в 1988 годудо 2566.
Известный российский социолог-религиовед Р. Лопаткин отмечает, чтосейчас «позитивное утверждение православия, его идеалов и достоинств напрактике часто подменяется борьбой с другими конфессиями, ожесточеннойполемикой с ними, желанием во что бы то ни стало дискредитировать своихоппонентов-конкурентов. То есть позитивная идентификация православногохристианина (чем его вера лучше других) подменяется идентификацией негативной(чем другие вероисповедания хуже). Из психологии известно, что негативнаяидентификация всегда ведет к росту напряженности и конфликтам» [8].Подтверждением таким прогнозам может служить ситуация с поджогом 22 мая 2003 г.в Балашихе Московской области дома молитвы евангельских христиан-баптистов. Помнению пастора В. Харламова, «фитилем для поджога зданий могла послужитьтелепрограмма «Русский дом», прошедшая 18 мая 2003 г… изакончившаяся призывом ведущего А. Крутова к изгнанию евангельскиххристиан-баптистов за пределы города, что расценивается пастором как призыв кмежрелигиозной вражде» [8].
Таким образом, в этом эпизоде четко прослеживается тенденция кпровоцированию межхристианской конфликтогенности, что несомненно не можетспособствовать взаимодействию между конфессиями. Статистика по ряду российскихрегионов дает повод прогнозировать возможное нарастание количества такого родаконфликтов, что является дезинтегрирующим фактором, не способствующимустойчивому развитию российского общества.
Например, согласно статистике по Дальневосточному федеральномуокругу на 1 января 2002 г. количество зарегистрированных протестантскихорганизаций (409 или 46%) превысило количество других зарегистрированныхрелигиозных организаций, включая православные (317 или 35%), католические (21или 2%), мусульманские (11 или 1%), а также иудейские, буддистские и др. [5, с.3]. По занимаемой территории Дальневосточный федеральный округ — РеспубликаСаха (Якутия), Приморский и Хабаровский края, Амурская, Камчатская,Магаданская, Сахалинская области, Еврейская автономная область, Корякский иЧукотский автономные округа -самый большой в России по территории (36,4% отобщей площади страны) и один из самых урбанизированных — три четверти населения(преимущественно русские) проживают в городах. Для него характернаобщероссийская тенденция превышения показателя конфессиональной самоидентификациинад показателем общего уровня религиозности (56,2% против 50,2% согласно даннымопроса, проведенного в одном из крупнейших городов округа — Благовещенске в2000-2001 гг.) [7].
Учитывая этот фактор, следует оценивать и другие показатели данногосоциологического исследования, согласно которым с православием себя связали44,9% респондентов, с протестантизмом — 4,3% [7]. Называя себя православными,многие респонденты имели в виду, как уже отмечалось, что они происходят изданной этнокультурной среды и относят себя к православной культурной традиции.Сведения, сообщенные протестантами, предполагали совершенно другой смысл. Этиреспонденты — «активные верующие», так как протестантская культурнаясреда и этнокультурная традиция на Дальнем Востоке отсутствуют, то есть 4,3%процента — это уровень (показатель степени) собственно протестантскойрелигиозности.
Заметим, что «активных верующих» (сознательнововлеченных в церковную дисциплину) насчитывается по усредненным даннымобщероссийских социологических опросов около 3-4% от общего числа респондентов,называющих себя православными [1, с. 147]. Следовательно, можно сделать вывод отом, что не идентификация себя с той или иной культурной традицией, а именноколичество зарегистрированных протестантских и православных организаций вДальневосточном федеральном округе отражает соотношение уровня протестантской иправославной религиозности.
Отметим, что протестантизм появляется на Дальнем Востоке Россиитолько в конце XIX в. К 1924 г. в Приморье насчитывалось всего около 35протестантских общин [5, с. 4], и это число в последующие годы существенноуменьшилось. Бурный рост протестантских общин приходится на последнеедесятилетие XX в. — время религиозной свободы в России и является следствиемактивной миссионерской и пастырской деятельности. Потенциал ее развитияобеспечивает молодежь, привлекаемая через доступную проповедь. По даннымисоциологических опросов в свободное время склонны посещать общину 57,1% молодыхпротестантов и, соответственно, 4% православных [17, с. 26], что отражаетстепень религиозной активности (интенсивности культовых действий) какправославной, так и протестантской молодежи. Для работы с неверующей молодежьюприменяются новые формы, среди которых — проведение молодежных христианских дискотек,рок-концертов и т.п. [6, с. 15-18].
В сфере социального служения евангельские христиане более активны,чем другие религиозные направления. В «Основах социальной концепцииРоссийского объединенного союза христиан веры евангельской» намеченыследующие направления социальной деятельности: участие в воспитании детей вдетских домах и интернатах; опека над немощными людьми; нравственная поддержказаключенных; оказание психологической, духовной и материальной помощи людям,входящим в группы риска (наркоманы, бездомные, беспризорные дети). Приоритетотдан организации различных видов социальных учреждений — детских приютов,реабилитационных центров, бесплатных столовых, воскресных школ, а такжеучреждений, оказывающих гуманитарную помощь [11, с. 4,11].
Именно активная социальная и миссионерская работа способствовала,на наш взгляд, быстрому росту протестантских общин на территорииДальневосточного федерального округа. Судя по имеющимся сведениям, особоевнимание протестанты уделяют помощи детям (благотворительная акция«Рождественское дитя» охватила около 7 тыс. детей, даже в весьмаотдаленных таежных районах Приморья, где проживают малочисленные народы),женщинам (6 лет во Владивостоке регулярно проводятся христианские женскиеконференции, выставки женского творчества; кроме того, участницы конференцийкаждый раз собирают денежные пожертвования для какой-то определеннойнуждающейся группы населения), практической заботе о больных, неимущих,инвалидах, заключенных, людях без определенного места жительства. Евангельскаяхристианская церковь Владивостока проявляет заботу о коренных и малочисленныхнародах Приморского края.
В пастырской и миссионерской работе протестантских общин вДальневосточном округе можно выделить ряд моментов, способствующих ее высокойэффективности, таких как охват широких слоев населения, в том числе вотдаленных местностях; самостоятельный поиск объектов миссионерскойдеятельности; особое внимание к детям и молодежи, поиск понятной и доступнойдля них формы общения; отказ от точки зрения, согласно которой каждого, кто несогласен с протестантским учением, следует считать аморальным, нерелигиознымчеловеком, противником.
2.3 Вопросы правового оформления государственно-конфессиональныхотношений
Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений — один из реальных и эффективных способов предотвращения межконфессиональнойконфликтогенности. Эти отношения как совокупность исторически складывающихся иизменяющихся форм взаимосвязи между институтами государства иинституциональными структурами религиозных объединений представляют собойспецифическую сферу внутренней политики государства. В их основе лежатзаконодательно закрепленные представления о месте религии и религиозныхорганизаций в жизни общества, их функциях, сферах деятельности и компетенции.
С провозглашением курса на демократизацию общественных отношений исоздание правового государства в Российской Федерации отношения междугосударством как основным институтом политической системы и религиознымиобъединениями коренным образом изменились. В 1990 г. впервые после десятилетийантирелигиозной политики государства в Российской Федерации, входившей тогда всостав СССР, был принят Закон «О свободе вероисповеданий», где новыепринципы построения государственно-конфессиональных отношений получили правовуюоснову.
В 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ, вкоторой были закреплены светский характер государства, свобода слова ивероисповеданий, отделение религиозных объединений от государства, право насвободный выбор и распространение религиозных и иных убеждений исоответствующую деятельность (ст. 14,19, 28-30, 59). Впервые в истории Россииобщепризнанные принципы и нормы международного права и международные договорыстали частью правовой системы. Российской Федерации (ст. 15, ч. 4). Тем самымоткрылась возможность прямого действия и применения актов международного права,таких как Всеобщая декларация прав человека. Международный пакт о гражданских иполитических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основныхсвобод, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации наоснове религии или убеждений и т.д.
Таким образом, в начале 1990-х г. в России была сформированазаконодательная база, полностью соответствующая общепризнанным принципам инормам международного права в сфере государственно-конфессиональных отношений иобеспечивающая гражданам реальную возможность реализации права на свободусовести. Именно это во многом предопределило всплеск религиозной активностипервой половины 1990-х г. — выход из «подполья» и регистрацию ранеенаходившихся на нелегальном положении религиозных объединений; регистрациюновых религиозных образований и религиозных конфессий, ранее действовавших натерритории России; создание религиозных объединений новых направлений, имеющихкак российское, так и зарубежное происхождение; активизацию миссионерскойдеятельности [1, с. 148].
Однако продекларировать и даже закрепить в Основном Законепринципы вероисповедной свободы оказалось недостаточным для того, чтобы общепризнанныенормы и принципы стали частью жизни общества. Не государство, а общество, и — веще большей степени — традиционные российские религиозные конфессии оказалисьне готовыми к такому развитию событий. Отсутствие культуры толерантности иподсознательная, исторически привитая обществу тяга к единой для всех идеологиивходили в противоречие с выбором, сделанным в пользу построениядемократического общества и правового государства.
Уже в 1993 г. при активном лоббировании Русской ПравославнойЦеркви Верховным Советом РФ дважды принимались поправки в уже упоминавшийсяЗакон РСФСР «О свободе вероисповеданий», устанавливающие особыепривилегии Русской Православной Церкви и ограничивающие миссионерскуюдеятельность других конфессий. Эти поправки как противоречащие Конституции былиотклонены Президентом РФ. После непродолжительного перерыва, связанного ссобытиями октября 1993 г. и формированием нового высшего законодательногооргана государства — Федерального собрания РФ, работа по внесению изменений идополнений в данный закон была продолжена.
В 1997 г. был принят Федеральный закон «О свободе совести и орелигиозных объединениях». В отличие от ранее действовавшего, данный законзакрепил ряд принципиально новых положений. В частности, существенным образомбыл изменен порядок создания религиозных организаций, сокращен круг лиц,способных стать учредителями и участниками местной религиозной организации.Право на учреждение местной религиозной организации было признано только зароссийскими гражданами. Иностранные граждане и лица без гражданства теперьмогли являться только ее участниками, причем при условии их постоянногопроживания на территории РФ. Законом также введено новое понятие — религиознаягруппа, под которой понимается добровольное объединение граждан, образованное вцелях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющеедеятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособностиюридического лица.
С одной стороны, данное положение закона закрепило легальностьдеятельности религиозного объединения без государственной регистрации. Однако сдругой стороны, законодателем были установлены, на наш взгляд, неоправданныеограничения для преобразования религиозной группы в религиозную организацию — 15-летний срок деятельности на соответствующей территории либо подтверждение овхождении в структуру уже действующей централизованной религиозной организации.Закон существенно ограничил права религиозных организаций, созданных до еговступления в силу, но не имеющих документа, подтверждающего их существование насоответствующей территории на протяжении не менее 15 лет. Кроме того, законсодержит ряд внутренних противоречий, что на практике приводит красширительному толкованию отдельных его положений и, как следствие, кнарушению прав граждан и религиозных объединений. Например, указание в текстепреамбулы закона на «особую роль» православия и перечень«признанных» государством традиционных религий нарушаютконституционный принцип равенства религиозных объединений перед законом, что напрактике вызвало немало недоразумений и конфликтных ситуаций.
Этот конфликтогенный потенциал законодательства остаетсянепреодоленным. Следует отметить, что закон 1997 г. уже четыре раза былпредметом рассмотрения в Конституционном суде РФ, однако его противоречияКонституции по всем положениям до настоящего времени не устранены. Несмотря нато, что за 7 лет в России уже сложилась судебная практика, причем часто оченьпротиворечивая, по применению положений данного закона судами общей юрисдикции,Верховный суд РФ ни разу не обращался к ее обобщению.
Принятием закона 1997 г. попытки реформирования законодательства вобласти свободы совести и деятельности религиозных организаций не завершились.В 2000 г. Комиссией во вопросам религиозных объединений при Правительстве РФбыла образована рабочая группа по подготовке предложений с цельюсовершенствования действующего в данной области законодательства. Работа группыпродолжается до настоящего времени. В ее адрес продолжают поступатьмногочисленные предложения — как от субъектов законодательной инициативы, так иот религиозных организаций. Причем предложения, вносимые на рассмотрениерабочей группы, чаще всего направлены на ужесточение государственногорегулирования деятельности «нетрадиционных» религиозных объединений иограничение их миссионерской деятельности, вплоть до полного запрета.
Эти и другие факты отражают неудовлетворенность обществасостоянием законодательства, действующего в данной сфере. Можно сделать вывод,что государственно-конфессиональные отношения — никак не периферийная, аобщественно значимая сфера внутренней политики и законодательства, от которойво многом зависят и состояние межнациональных отношений, и психологическийклимат, и общественно-политическая ситуация в стране. Поэтому в условиях политикиреформ, обращаясь к правовому регулированию в данной области общественныхотношений, государство должно исходить не столько из своего исторического опытаи сложившихся традиций, сколько из общепризнанных принципов и норммеждународного права. Основой государственно-конфессиональных отношений всовременной России должно стать неукоснительное соблюдение прав и свободчеловека.
Государство, выполняя возложенные на него функции по правовомурегулированию в столь деликатной сфере общественных отношений, непременнодолжно руководствоваться общепризнанным принципом ограничения пределов своеговмешательства в деятельность религиозных объединений. В светском государстве,которым в соответствии с Конституцией является Россия, правосубъектностьрелигиозных объединений охватывает лишь те формы их деятельности, которыеполучают юридическое выражение, урегулированы законом и связаны с участием вправовых отношениях. При этом собственно религиозная деятельность религиозныхобъединений (разработка вероучения, построение внутренней иерархическойструктуры, культовая практика и т.п.) не является компонентомгосударственно-конфессиональных отношений, а значит предметом правовогорегулирования.
Соответствие отраслевого законодательства Конституции государстваобщепризнанным принципам и нормам международного права является неотъемлемымтребованием оценки его эффективности. Кроме того, не менее важный критерийэффективности законодательного акта — его стабильность. К сожалению,действующее российское законодательство не отвечает в полной мере ни одному изэтих требований, что во многом отрицательно влияет на взаимоотношенияхристианских «конфессий, а следовательно, на стабильное развитиероссийского общества в целом [1, с. 150].

Заключение
В результате проведенного исследования вопросов взаимодействияправославия, протестантизма и католичества в условиях современной России, можносделать следующие выводы:
— на сегодняшний день, в России наиболее многочисленной и основнойрелигией остается православие. Вторым по численности последователей идеткатоличества, третьим – протестантизм.
— несомненно, что вопросы межконфессионального взаимодействия немогут быть осуществлены без каких-либо спорных моментов, конфликтных ситуаций.Поэтому, рассматривая вопросы взаимодействия, нельзя не отразить в даннойработе и те конфликтные ситуации и разногласия, которые существуют в данныхмежконфессиональных отношениях.
— совокупность проанализированных выше фактов позволяет сделатьвывод о возможности возникновения и обострения межхристианских противоречий иконфликтов в современной России. Для создания предпосылок устойчивогообщественного развития государство должно стремиться культивировать в обществерелигиозную терпимость и толерантность, равноуважительное отношение ко всемзаконно действующим религиозным организациям в стране, а также к почти50-процентной группе российского общества, сделавшей свой внерелигиозныймировоззренческий выбор.
— в России начала XXI в., где действуют десятки тысяч религиозныхорганизаций и более полусотни конфессий, где общество расколото на две примерноравные группы — верующих и заявляющих о своей внерелигиозной ориентации,общероссийская идентичность не сможет сформироваться в массовом сознании наоснове религиозной идентичности.

Список используемых источников
1.     АндрееваЛ.А., Ряховский В.В. Православие, протестантизм и стратегия устойчивогоразвития России в начале XXI века // Общественные науки и современность. –2004. — №3. С. 143 – 152.
2.     АндрееваЛ.А. Процесс дехристианизации в России и возникновение квазирелигиозности в XXвеке // Общественные науки и современность. 2003. № 1.
3.     БераровПетру. Религия в современном мире. – М.: Наука. – 1979. – 560 с.
4.     Всесоюзнаяперепись населения 1937 г. Краткие итоги. М, 1991.
5.     Второйсъезд евангельских церквей Приморского края. Владивосток, 2003.
6.     ВысоцкаяА. Служение церкви обществу // Второй съезд евангельских церквей Приморскогокрая. Владивосток, 2003.
7.     ЗабиякоА.П. Русские и китайцы: перспектива рецепции китайских верований // www. gf.nsu.ru/ rizhsky/ zabiyako/ index. Shtml.
8.     ЛопаткинР. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиознойситуации // www.religare. ru. 2003.
9.     МедведкоСВ., Элбакян Е.С. О религиозной ситуации в современной России //Религиоведение. 2002. № 2.
10.   МчедловМ.П. Об особенностях мировоззрения верующих в постсоветской России. Некоторыерезультаты социологического мониторинга // Десять лет по пути свободы совести.М., 2002.
11.   Основысоциальной концепции Российского объединения союза христиан веры евангельской.М., 2002.
12.   Религиозныеобъединения. Свобода совести и вероисповедания: Нормативные акты. Судебнаяпрактика. М, 2001.
13.   Словарьрелигий народов современной России. М., 2001.
14.   ТрофимчукН.А. Вступительное слово // Десять лет по пути свободы совести. М., 2002.
15.   УшаковаЮ.В. Религиозная ситуация: начало XX — канун XXI века // www. vle.ru.
16.   ЦеханскаяК.В. Россия: тенденции религиозности в XX веке // Исторический вестник. 2000.№5.
17.   ЭлбакянЕ.С, Медведко СВ. Интеллигенция и молодежь в контексте российской цивилизации.М., 2000.
18.   Яблоков.Основы религиоведения. – М.: Наука. – 1999. – 450 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.