МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
БЕЛОРУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МИНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ
БОРЬБА ПАСТЫРЯ С ЯЗЫЧЕСКИМИ ПЕРЕЖИТКАМИ И СУЕВЕРИЯМИ В ЖИЗНИПРИХОЖАН
Дипломная работа по
Пастырскомубогословию
студента6 курса экстерната Мин Д С
ИценкоАлександра
Научный руководитель –
протоиерейСергий Гордун,
кандидатбогословия Допустить к защите
Жировичи
2006
О Г Л А В Л Е Н И Е
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I.
ПАСТЫРЬ И ПРИХОД………………………………………………….......8
ГЛАВА II.
ДОХРИСТИАНСКИЕ ВЕРОВАНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН…......19
ГЛАВА III.
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ И СВЯТЫЕ ОТЦЫ О СУЕВЕРИЯХ…....39
ГЛАВА IV.
УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ О БЛАГОДАТИ. ОБРЯДОВЕРИЕ В ЖИЗНИ ПРИХОЖАН.………………………………………………………………..55
ГЛАВА V.
МЕТОДЫ БОРЬБЫ ПАСТЫРЯ С СУЕВЕРИЯМИ И ПЕРЕЖИТКАМИ ЯЗЫЧЕСТВА ВСОЗНАНИИ ПРИХОЖАН…………………………....92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………109
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………...…110
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………115
Посвящается моемудуховному отцу, протоиерею Олегу Валяеву, человеку, открывшему для менядвери Церкви.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема суеверий иязыческих остатков издавна волновала нашу Церковь[1],а с особой силой данная духовная болезнь волнует церковное сознание сейчас,когда на законодательном уровне государство свободно открыло дверь любогоуровня духовным практикам, а значит и язычеству.
И священник, исколько-нибудь богословски образованный прихожанин сталкивается с этимпатологическим явлением систематически.
Когда умирает человек, ион, и близкие ему люди соприкасаются с чем-то доселе неведомым. Умерший –непосредственно, а его близкие постольку, поскольку и являются умершему именно«близкими», т.е. людьми, которые при жизни делили с покойным его радости ибеды. Ведь многие богословы, а это и кардинал Йозеф Рацингер[2] (в книге «Введение в христианство»), ипроф. В.Н. Лосский («Очерк мистического богословия Восточной церкви») говорят отаинственной научно необъяснимой, связи всего человечества. Оказывается, притом, что каждый отдельный человек есть индивидуум, личность, человечество этоне что-то разбросанное, разобщенное, но есть нечто цельное, имеющее между собойтесную связь. Поэтому и в смерти мы не расстаемся с человеком, особенно этоощущается в первые дни после смерти.
Во время отпевания кблизким начинают цепляться «всезнающие» прихожанки в возрасте. Они и сигаретыпод голову усопшему кладут, и переменную одежду, и деньги в могилу сыплют, якобы выкупая землю (сами не зная для кого этот выкуп). Для нецерковных людей этонепонятное невежество, для воцерковленных (имеются в виду не просто ходящие вхрам люди) — серьезный соблазн. Можно заметить смущение и самого священника,который не раз пробовал пресечь такого рода выходки, но тщетно.
И это лишь касательноодних похорон, а в такие ситуации, когда со всех сторон к тебе цепляются ссоветами как «правильно» себя вести и что делать, попадает человек, приступая кцерковным таинствам и священнодействиям. В разговорах со многими священникамиРоссии, Беларуси, Украины, Латвии выяснилось, что такие действия особо активныхприхожан не являются редкостью.
При попытке найтисколько-нибудь серьезную литературу в помощь пастырю по данной тематике авторстолкнулся с определенными трудностями. Все на уровне газетных и журнальныхстатей. Есть отдельные исследования взаимоотношений христианства и язычества,но носят они чисто светский характер. Конечно же, нельзя обойти вниманием книгупрофессора диакона Кураева А.В. «Оккультизм в православии», где он серьезно затрагиваетэту проблему языческих рецидивов в приходской жизни. Еще одна книгавышеуказанного автора – «Традиция. Догмат. Обряд», в ней также поднята этатема, но там он ее лишь слегка касается.
Данная дипломная работа –попытка (здесь абсолютно нет никакой претензии на огромное научноеисследование) проанализировать такого рода явления в сознании православныхприхожан и уже хотя бы этим помочь пастырю врачевать духовную болезнь в каждомотдельном случае.
А это действительноболезнь, ибо практика показывает, что многие православные прихожане придаютэтим пережиткам огромное, если не основное, значение. И такое их «православие»нужно предавать значительной коррекции. Поэтому пастырь, зная истокиконкретного суеверия и понимая его опасность для души своего прихожанина,сможет мягко и тактично направить его в правильное русло, не задевая человеказа живое.
Язычествонужно изучать как древнейший период нашей культуры, младенческий период жизнинаших пращуров, что поможет ощутить ту почву, в которую было брошено семяХристовой веры.
Проблемойязыческих верований славян занимались очень многие ученые и исследователи,среди которых особо нужно отметить:
1. Сахаров И.П.Сказания русского народа. Славяно-русская мифология. М. 1836;
2. Срезневский И.И.Святилища и обряды языческого богослужения славян. Харьков, 1846;
3. Костомаров H.Славянская мифология. Киев, 1847;
4. Шеппинг А. Мифыславянского язычества. М., 1849;
5. Фаминцын А. С.Божества древних славян. СПб., 1884;
6. Сырцов И.Мировоззрение наших предков русских славян-язычников до крещения Руси, вып. 4.I Мифология. Кострома, 1897;
7. Аничков Е.В.Язычество и древняя Русь. СПб., 1914;
8. Кагаров Е.Г.Религия древних славян. М., 1918;
9. Рыбаков Б.А.Язычество древних славян. М., 1981; Иванов В. В.,
10. Топоров В.H.Славянская мифология. В кн.: Мифы народов мира. М., 1982;
Для нас же имеетособенное значение не только лишь описание божеств и основных мировоззренческихтенденций, простая констатация фактов, хоть и это необходимо как фундамент, ноглавное — дать анализ этому явлению через призму христианства, сквозьевангельскую Истину. С достоинством эту миссию выполнил Гальковский H.М. всвоем труде «Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси». Данныйтруд, наверное, единственный с нужным нам уклоном. Во время Первой мировойвойны в Харькове, в 1916 году издан трехтомник, который оставался долгонезаслуженно незамеченным многими исследователями этой проблемы. А эту работутрудно переоценить.
В наше время многоговорится о возрождении Православия на восточнославянских землях, и этосовершенно справедливо. Строятся новые храмы, открываются приходы, ведутсяогромных масштабов работы по реставрации старых, заброшенных в советскиевремена храмов и монастырей. Но, наряду с этим, видим и обратную сторону, окоторой говорит, в частности, профессор Андрей Кураев: «Так что надо отдаватьсебе отчет в том, что не столько Православие пробуждается и набирает силу напросторах России (не ошибемся, если будем считать все пространство бывшего СоветскогоСоюза – А.И.), сколько архаика. Язычество».[3]
Современные «ценности», навязываемые нам извнетелевидением и прессой, да и всей нынешней «культурой»[4] в наш потребительский век активно диктуют свои правила, в том числе и врелигиозной области. На всех этапах истории (в большей или меньшей степени) мода вомногом определяла направление деятельности человека. Но на сегодняшний день здравомыслящий человек явноощущает ее давление, и при том вектор ее заметно изменился. Как справедливозаметил тот же диакон Андрей Кураев, «от неверия мода бросается во всеверие,минуя трезвую середину Традиции»[5].
От веры человека зависит то, какую цель он будетпреследовать на протяжении всей жизни, какую систему, иерархию ценностей он самдля себя построит. И чем скорее человек определится с выбором, тем больше онуспеет сделать.
В 988 году мы навсегда отказались от блудодеяний сиными богами, навеки сочетались с Единым Живым Богом. И поэтому нам, сделавшимвыбор в пользу Православия, идущим столько времени его стезей, больно смотретьна грубое коверкание его путем оглядывания назад. Сам факт нашей веры не даетправа молчать, когда его идеалы попираются профанацией и подменой. Отсюда,«вера всегда включает в себя элемент борьбы с суевериями. Богословский разумвсегда осаживает религиозно-фольклорные, магические и языческие «предрассудки»»[6].
Данное дипломное сочинение имеет стандартнуюструктуру. Состоит оно из введения, пяти глав и заключения. Стиль довольносложный и разнородный, что можно объяснить самой спецификой тематики работы.
Хотелось также выразить искреннюю благодарность тем,кто помогал автору в подборе материала для написания данной работы:
· Его ВысокопреосвященствуВысокопреосвященнейщему Варфоломею (Ващуку), архиепископуРовенскому и Острожскому, который предоставил материалы по этнографии восточныхславян;
· Протоиерею Олегу Валяеву,который помог подобрать значительную часть вспомогательных источников, оченьважных по данной тематике;
· Протоиерею Сергию Гордуну,доценту Мин ДА и С кандидату богословия, моему научному руководителю, за егоочень важные и существенные советы, а также всем, кто помогал мне в написаниидипломной работы.