Введение
Актуальность: АпостолПавел в одном из своих посланий говорит: «Поминайте наставников ваших, которыепроповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вереих»[1]Именно одним из таких наставников был святитель Афанасий, вере которого можноподражать во всех отношениях, как в ее твердости, не допускающей никакихсомнений, так и ее правильности, чистоту которой святитель мужественноотстаивал, окруженный, как остров, «морем» арианской ереси. В наше времячистоту православной христианской веры сохранить еще труднее, чем во временасвятителя Афанасия, ибо мы окружены не морем, а безразмерной бездной, самыхразличных религиозных сект, культов, деноминаций, многие из которых называютсебя христианскими, да и в самом христианстве огромное количество направлений ибогословских систем, еретических толков, которые, иногда в корне противоречатучению друг друга, причем каждое из которых утверждает свою истинность. Поэтомуизучение богословия таких великих столпов христианской церкви, как александрийскогосвятителя Афанасия Великого, является особенно актуальным для сегодняшнейдействительности.
Цель: осветить богословскоенаследие святителя Афанасия.
Задачи: поставленная нами цельдостигается посредством следующих задач:
1) описание жизни и литературноготворчества св.Афанасия
2) освещение учения осотворении мира
3) освещение учения оспасении
4) освещение учения оХристе
5) освещение учения оСвятой Троице
1 Жизнь и литературноенаследие святителя Афанасия Великого
1.1 Жизнь
Святой архиепископАлександрийский Афанасий, известный под именем «Великого» и«Отца Православия,» был бесспорно одним из самых больших явлений всвою эпоху. Первый в хронологическом порядке среди писателей«золотого» IV столетия и один из самых значительных по своемубогословскому весу, он занимает свое видное место среди крупнейших личностейпериода тринитарных споров.
В курсах Патристикиглавное внимание исследователя привлекает догматическое содержание произведенийтого или иного писателя. На жизнеописании обычно приходится останавливатьсясравнительно мало. Причин тому две. Первая та, что о самых отдаленных эпохаххристианской истории исследователь осведомлен довольно плохо, свидетельствасовременников не во всем согласны, иногда и не внушают достаточно доверия,хронологические данные или сбивчивы, или просто неизвестны. Вторая причина, незадерживающая внимание патролога на биографии данного Отца или Учителя, в том,что весьма часто жизненные условия не содержали в себе чего-либо яркого идостойного внимания. Не мало таких примеров, где литературная деятельность — богатая и значительная — проходила в рамках незаметной биографии.
Исключением можносчитать жизненный путь Оригена, св. Максима Исповедника, св. Феодора Студита,св. патр. Фотия, представляющий собой сплошную борьбу за истину и ревность оЦеркви; почти единственной можно считать биографическую нить св. ГригорияБогослова, который сам и оставил нам столько ценного в смысле автобиографии, нетолько интересного по внешним событиям, но и привлекающего по своейискренности, что из чтения его произведений вырастает не тот общепринятый типсвятости, которым проникнуты все жития, но нечто в высшей степени«человеческое».[2]Литературная деятельность упомянутых борцов за истину может быть понятнойтолько на фоне их очень бурной жизни. Внешними событиями освещаются условиясоздания того или иного произведения. К числу таких же писателей надо отнести исв. Афанасия. Творения его неразрывно связаны с нитью его жизни; без знанияэтой последней, многое в них осталось бы неясным. Но с другой стороны, историкне может пожаловаться на недостаток биографических данных. Он осведомлендостаточно полно и у него есть возможность проверки внешних данных достовернымивнутренними доводами. Историки того бурного времени — Евсевий, Сократ, Созомен,Филосторгий — оставили нам ценные сведения; переписка самого св. Афанасия свыдающимися деятелями того века, равно как и его собственные историческиепроизведения о событиях, дополняют то, чего не хватает у других егосовременников.[3]
Итак, принято думать, чтосв. Афанасий родился между 293 и 298 гг., и вероятно, в самой Александрии. Довыступления Ария, александрийского пресвитера, в жизни будущего борца заединосущие Слова нельзя ничего отметить интересного. Это были годы учения ипервых шагов церковного служения. К 319 году он стал уже диаконом, близкималександрийскому епископу Александру и известным по своему апологетическомупроизведению «Против язычников», непосредственным продолжением коего было«Слово о воплощении Слова». Он сопутствует своему епископу на I вселенский собор, где быстрообращает внимание всех своим обличением арианской ереси, по поводу которойсобор и был созван. С этого момента вся его деятельность связана спротивоарианской борьбой. В 326 г. умирает епископ Александр и Афанасийизбирается на его место. Для мирной работы ему мало удавалось уделять времени,так как почти вся жизнь прошла в борьбе и очень много — в изгнании. Если первыедесять лет он и оставался в Александрии, то начиная с 335 года одно изгнаниеследует за другим.
Арианский собор 335 г. вТире осуждает Афанасия, и, по повелению императора Константина, святительвынужден удалиться в Галлию, в Трир. Это изгнание длится почти два года, когдапосле смерти Константина, св. Афанасию является возможность вернуться на свойпрестол 23 ноября 337 г., но опять-таки не надолго, так как 19 марта 339 г. онвновь вынужден покинуть Александрию. Арианской партии удается добиться нетолько его изгнания; они выбирают и ставят на его место нового епископа, Григорияиз Каппадокии. Св. Афанасий уезжает на этот раз в Рим, где он находит поддержкуу папы Юлия. Два собора, Римский в 341 г. и Сардикийский в 343 г. высказываютсяв пользу Православия и Афанасия. После длительных переговоров между Константоми Константием, ему удается вернуться в Александрию 21 октября 346 г. Околодесяти лет ему суждено провести в относительном мире, но после смертиимператора Константа, его брат Константий возобновляет свою политику противправославных, и собор в Милане высказывается против них. В ночь с 8 на 9февраля 356 г. св. Афанасий вынужден тайком покинуть город и удалиться в своетретье изгнание, которое он проводит в пустыне среди монахов. За шесть летэтого изгнания он много пишет в защиту Православия. В это время им составленыего крупнейшие произведения («Послание к епископам Египта и Ливии,»«Апология бегства,» «Послание о соборах в Аримине иСелевкии,» «Три слова против ариан» и «Послания к СерапионуТмуитскому о Святом Духе»).
Когда в Александриираспространилась весть о смерти императора Константия, в декабре 361 г., анезаконный епископ александрийский Георгий, заменивший Григория, был убиттолпой, св. Афанасий получил при воцарении Иулиана Апостата возможностьвернуться на свой престол 21 февраля 362 г. Но и это возвращение не былодлительным, так как в том же году Иулиан, обеспокоенный успехомалександрийского святителя, снова изгоняет его. И на этот раз прибежищемоказалась пустыня. Через несколько месяцев (26 июня 363 г). император-отступникпогибает, и это позволяет св. Афанасию вернуться на свое законное место. Но иэто возвращение было не надолго. Он вновь удаляется в изгнание и только вфеврале 366 г. он окончательно водворяется в Александрии, где и остается досамой своей кончины 2 мая 373 г.
Таким образом, за 45 летсвятительства, Афанасий провел в пяти изгнаниях больше пятнадцати лет.[4]
Архимандрит Киприансчитает, что историки плохо осведомлены об обстановке и условиях духовноговозрастания и образования св. Афанасия. Если в отношении многих отцов иучителей церкви, и более раннего, равно как и позднейшего времени, мы знаем подчьим влиянием они выросли и кто были их непосредственными учителями, то вслучае св. Афанасия приходится довольствоваться догадками. Если Ориген обязансвоим богословским образованием Клименту, а философским — Аммонию Сакку; еслиКлимент был учеником Пантэна; если св. Григорий Неокессарийский образовался уног Оригена; если великие Каппадокийцы свв. Василий и Григорий были ученикамиафинских риторов и т. д., то имен духовных наставников св. Афанасия мы незнаем. Предполагают, обычно, что он мог знать фиваидских пустынножителей и, вчастности, преп. Антония Великого. Но этот последний был знаменитым учителеммонашеского делания, но богословом и философом он не был. Признать,по-видимому, надо, что среди старших современников св. Афанасия не было яркихбогословских умов. В самом деле, Ориген умер за сорок-пятьдесят лет до рожденияАфанасия; св. Григория Чудотворца тоже не было в живых; св. Мефодий Патарскийумер, когда Афанасию могло быть лет пятнадцать, да Мефодий и не был выдающимсясветилом богословия.
Он, конечно, прошел тотже путь общего светского образования, что и все молодые люди его времени и егообщественного класса. Произведения его свидетельствуют о большой начитанности,язык его вполне литературный, ум острый, а диалектика его не оставляет желатьлучшего. По-видимому, значительную часть его дарований надо приписать личнымего качествам.[5]Как мы можем наблюдать, что слава святителя, признанная современниками, непомеркла и до наших дней.
1.2 Литературноенаследие святителя Афанасия
Святитель Афанасий былочень плодовитым писателем, его труды касались разных областей богословия, икроме того большинство его творений сохранились до наших дней, поэтому этиобстоятельства позволяют, некоторым исследователям его творений, классифицироватьпроизведения по видам или, если так можно выразиться жанрам.
Освещая, в данной частинашей работы литературное творчество великого святителя, мы будем классифицироватьих, пользуясь классификацией крупного исследователя святоотеческого наследия,доктора богословских наук архимандрита Киприана (Керна), и кроме того, насодержание некоторых, особенно известных произведений и связанных с тематикойнашей работы приводить аннотации:
А. Экзегетические
1. «Беседа на Евангелиеот Матфея (11: 27)»
2. «К Маркеллину отолковании псалмов.»
Ряд другихистолковательных трудов, как: «Толкования псалмов,» «О надписании псалмов» иотрывки толкований на книги Иова, на Песнь Песней, на Матфея, на Луку и на 1послание к Коринфянам подвергаются сомнению.[6]
Не смотря на то чтосвятитель Афанаий прекрасно знал священное писание, что видно из прочтениявышеприведенных произведений, но при всем этом заметно, что толкование текстовне было его специальностью.
Б.Апологетико-полемические
3. «Слово против язычников»
Первая часть- доказываетпротиворечие идолослужения здравому смыслу.
Вторая часть- выясняет,что есть один Бог, Которого почитает христианство.
К истине Его бытияприводит:
· изучениечеловеческой души, которая есть образ Бога
· наблюдениевидимого мира, созерцание удивительного порядка и согласия во вселенной.
Далее доказывается, чтоТворец и Управитель вселенной есть Сам Божественный Логос, и изображаетсяприрода Логоса, Его деятельность в сохранении и управлении миром,всемогущество, благость и мудрость .
4. «Слово о воплощенииСлова»
Первая часть- разъясняетпричины, почему Тот, Кто по природе Своей бестелесен явился в человеческойплоти.
Вторая часть- защищаетдогмат воплощения от нападок иудеев и язычников и на основании чудесногораспространения христианства, доказывает Божественное достоинство Спасителя иБожественное происхождение христианской религии.
Заключение увещаетчитателя самому читать Писание.
5. «Изложениеверы» .
6. «Большое слово овере» .
7. «Окружное кепископам послание»
8. «Апология противариан»
9. «Послание кАммуну»
10. «О мненияхДионисия»
11. «Послание кДраконтию»
12. «Послание кепископам Египта и Ливии»
13. «Апология кКонстантину»
14. «Апологиябегства»
15. «Послание осмерти Ария»
16. «Послание кмонахам»
17. «Послания кЛюциферу»
18. «Три(четыре)слова против ариан»
В первом «Слове»опровергаются рациональные и экзегетические доводы ариан; св. Афанасий приводити разбирает здесь ряд выдержек из «Талии» Ария.
Второе «Слово» посвященоглавным образом истолкованию «Притч Соломоновых» ( 8:22), именно это местослужило главным доводом арианствующих в доказательство тварности Сына-Слова,там есть слова:«Созда мя в начало путей своих...».
В третьем «Слове»объясняется смысл Божественного единосущия и значение «уничижительных» изреченийСвященного Писания о Христе.
Относительно четвертогослова, как считает один из специалистов по патрологии Н.И. Сагарда, отрицают нетолько его связь с первыми тремя, но даже и принадлежность св.Афанасию.[7]
19. «Четыре письма кСерапиону о Святом Духе»
20. «Томос кАнтиохийцам»
21. «Послание кРуфиниану»
22. «Послание кЮвиану»
23. «Послание кОрсисию»
24. «О воплощенииСлова Божия и к арианам»
25. «Книга о Троице и оСвятом Духе».
26. «Послание кАфрикану»
27. «Послание кЕпиктету»
28. «Послание кАдельфию»
29. «Послание кМаксиму»
30. «Две книги противАполлинария»
31. «Послание кИоанну и Антиоху» и
32. «Послание кПалладию.»
В. Исторические труды
33. «Опостановлениях Никейского собора,»
34. «Историяариан» (письмо к монахам),
35. «О соборах вАримине и Селевкии» и
36. «Житие св.Антония.»
Г. Праздничные послания
Среди многочисленныхпосланий св. Афанасия, обращенных по тому или иному поводу к частным лицам,монахам или епископам, выделяется особая группа посланий, так называемых «праздничных,»которые выходят из границ собственно эпистолярных произведений. Александрийскийархиепископ имел обязанность каждый год, после праздника Богоявления,обращаться к своей пастве с особыми посланиями, в которых определялось время Пасхии, соответственно с этим, время начала поста, прекращения поста и конецПятидесятницы. Определялись тем самым и другие пасхальные образцы, которыелегли в основание нашей пасхалии, как-то: возраст луны, епакта, индиктион,объявлялось о консульствах и префектурах в Александрии. В долгое,сорокапятилетнее управление св. Афанасием александрийским должно было, конечно,сохраниться и соответствующее количество таких праздничных посланий. Долго этипослания считались вообще потерянными и приходилось довольствоваться краткимиотрывками, и только в 1842 и 1847 гг. в одном из нитрийских монастырей удалосьнайти сирийский текст полных пятнадцати писем с 329 по 348 г.
Особо необходимовыделить 39 праздничное послание святителя, так как оно содержит в себе полныйсписок ветхо- и новозаветных книг, которые признавались в церквиалександрийской во времена св. Афанасия и которые так и вошли в церковный канонсвященных книг.[8]
Приведем в пример начало тринадцатогопраздничного послания св. Афанасия, для подтверждения того, что уже было намисказано о содержании посланий: «Тринадцатое праздничное послание св. АфанасияАлександрийского, в консульство Маркелина и Пробина, во дни Лонгина эпарха, вчетырнадцатый год индиктиона; воскресенье Пасхи было тогда в XIII день майскихкаленд (т.е. 19 апреля) или 24 Фармуфа, от Диоклетиана же в LVII году."После всех пастырских увещаний, составляющих основную часть послания, читаем:«Четыредесятницу мы начинаем 13 Фаменофа, св. пасхальную седмицу 18Фармуфа (т.е. 13 апреля). Прекращаем пост в субботу 23-го, так что великий деньвоскресения восходит для нас 24-го того же месяца Фармуфа, откуда начинаемисчислять дни Пятидесятницы и, призывая всегда с славословием Христа, мыполучим свободу от врагов наших о Христе Иисусе Господе нашем...»[9]
2 Богословие святителяАфанасия
2.1 Учение осотворении мира
Говоря об учении осотворении мира у святителя, уместно здесь будет привести учение Оригена по тойже теме, так как у обоих, по мнению богослова протоерея Иоанна Мейендорфа, этатема является ключом к их богословию.[10]
Итак в системе Оригенаакт творения происходит в вечности и творение есть проявление есть проявлениесамой сущности Бога. Бог по природе своей не может не творить, и поэтому Онтворит всегда, вечно. Творимые Им разумные твари находятся в вечном общении створцом. Поскольку Бог творит мир не свободно, а силу своей «сущности», значиттварный мир не имеет реального независимого существования: разумные тварилишены истинной свободы, они привязаны к своему создателю, то опадая, то снованеизбежно возвращаясь к созерцанию Его божественной сущности.[11]Как считает протоерей Иоанн Мейендорф, что в такой системе человеческая жизнь,история не имеют смысла, возвращение падшего человечества предопределено, азначит нет места истинной свободе, ни божественной, ни данной человеку Богом.[12]
Св. Афанасий в корнеотвергает такой подход. В основе его учения лежит различие между божественнойприродой (греч. физис или фисис) и божественной волей (греч. телима), поприроде Бог- Отец. Он рождает Сына и по рироде же посылает Св. Духа. Носотворение мира происходит не природе, а по воле Бога. Поэтому Богу совсем необязательно творить мир. Он мог «обойтись» (если можно так выразиться) и безнего. Бог не мог не родить Сына, ибо Он родитель по природе: мир он не долженбыл творить, но сотворил- такова Его божественная и всеблагая воля.[13]Иоанн Мейендорф, анализируя разбираемое нами учение св. Афанасия, делает вывод,что было время, когда Бог не творил и мира не существовало.[14]В подтверждение всего вышесказанного приведем непосредственно слова святителя:«Благочестно же будет сказать, что существа созданные пришли в бытие поблаговолению и хотению, а Сын- не превзошедшее, подобно твари, создание воли,но собственное по естеству рождение сущности, ибо будучи собственным ОтчимСловом, не позволяет думать о каком- либо предшествовавшем Ему хотении, потомучто сам Он есть Отчий совет, Отчая сила и Зиждитель угодного Отцу. Итак, еслисоздания произошли по хотению и благоволению… все же получило бытие словом, тослово состоит вне получивших бытие по хотению.»[15]
Творение существует поволе Бога, но и само по себе. Бог и тварь имеют различную природу. Бог правитмиром, «промышляет» о нем, а этот автономный мир противостоит Богу. По причине,того что Бог творил мир с определенной целью. Всякая тварь и весь мир былиизначально предназначены к союзу, к единству с Творцом. Ибо Бог творил по любвии ожидал ответной любви. Центром и венцом творения является человек, которыйбыл призван объединить своей деятельностью все творение и через себяосуществить союз любви между Богом и миром. Это свободное устремление твари ксвоему Творцу в какой то момент отклонилось от прямого пути. Иными словамипроизошло грехопадение. Однако и после грехопадения Бог не оставляет своеготворения, ибо Он по своей любви не может попустить, чтобы оно погибло. Послегрехопадения появилась смерть и тление, они не были сотворены Богом, ибо Онсотворил все хорошим, чистым, но являются продуктом грехопадения.
Сам святитель говорит обэтом так: «Когда же смерть более и более овладевала… людьми и тление в нихоставалось; тогда род человеческий растлевался, словесный же и по образусозданный человек исчезал, и Богом совершенное дело гибло; потому что… смертьпревозмогала над нами по силе уже закона, и невозможно было избежать закона,так как Он, по причине преступления, постановлен был Богом. Выходило нечто, вподлинном смысле, и ни с чем несообразное и вместе неприличное. Ни с чемнесообразно было Богу, изрекши слово, солгать, и человеку, когда узаконеноБогом, чтобы Он, если преступит заповедь, смертию умер, не умирать попреступлении, слову же Божию остаться нарушенным. Тогда не было бы в Богеправды, если бы, когда сказано Богом, что умрешь, человек не умер. Но также инеприлично было, чтобы однажды сотворенные разумныя существа и причастныя СловаЕго погибли, и через тление опять обратились в небытие. Это не достойно было быблагости Божией, чтобы сотворенное Богом растлевалось от обольщения людейдиаволом. С другой стороны, всего не приличнее было в людях или по собственномуих нерадению или по бесовскому обольщению, уничтожиться Божьему художеству.
Итак, когда истлевалисловесныя твари и гибли такие Божия произведения, что надлежало сделать Богу,Который благ? Попустить ли, чтоб тление над ними превозмогло, и смерть имиобладала? Какая же была нужда сотворить их в начале? Надлежало бы лучше нетворить, нежели сотворенным оставаться непризренными и гибнуть. Если Богсотворив оставляет без внимания, что произведение Его истлевает; то из такогонерадения в большеи мере познается бессилие, а не благость Божия, нежели когдабы не сотворил Он людей в начале. Если бы не сотворил; то никто и не подумал бывменять этого в бессилие. А когда сотворил и привел в бытие, вовсе было бы ни счем несообразно гибнуть произведениям, и особенно в виду Сотворившего. Итак,надлежало не попускать, чтоб люди поглощались тлением, потому что это было бынеприлично Божией благости и не достойно ее.» [16]
В заключение даннойглавы нашей работы необходимо обобщить все, что было нами сказано в ней, вследующие выводы: сотворение мира происходит по воле Бога, по природе он толькорождает Сына. Бог и то что он сотворил имеют различную природу. Сотвореннаятварь наделена свободной волей, настолько свободной, что способна противостоятьБогу, что и было доказано грехопадением человека, но Бог, не смотря на то чтодал полную свободу действий разумным тварям, и они восстали против Его, все жене оставляет сотворенного мира, а правит в нем или «промышляет», по своейлюбви. Результатом грехопадения явились смерть и тление, которые Бог не творил.
2.2 Сотериология
Спасение, по Афанасию,заключается не просто в прощении грехов человеческого рода, но в избавлениимира от смерти и тления: «Посему — то бесплотное, нетленное, невещественноеБожие Слово приходит в нашу область, от которой и прежде не было далеким;потому что ни одна часть творения не осталась лишенною Его, но, пребывая соОтцом Своим, наполняет Оно и всю вселенную во всех частях ее. Но приходит,снисходя Своим к нам человеколюбием и явлением среди нас. И видя, что словесныйчеловеческий род гибнет, что смерть царствует над людьми в тлении; примечая также,что угроза за преступление поддерживает в нас тление, и несообразно было быотменить закон прежде исполнения его; примечая и неприличие совершившегося,потому что уничтожалось то, чему само Оно было Создателем; примечая ипревосходящее всякую меру злонравие людей, потому что люди постепенно донестерпимости увеличивали его ко вреду своему; примечая и то, что все людиповинны смерти, — сжалилось Оно над родом нашим, умилосердилось над немощиюнашею, снизошло к нашему тлению, не потерпело обладания смерти, и чтобы непогибло сотворенное, и не оказалось напрасным, что сделано Отцом Его для людей,— приемлет на Себя тело, и тело нечуждое нашему. Ибо не просто восхотело быть втеле и не явиться только пожелало. А если бы восхотело только явиться, то моглобы совершить Свое Богоявление и посредством иного совершеннейшего. Но приемлетнаше тело, и не просто, но от пречистой, нерастленной, неискусомужней Девы,тело чистое, нимало неприкосновенное мужескому общению. Будучи Всемощным иСоздателем вселенной, в Деве уготовляет в храм Себе тело, и усвояет Себе оное,как орудие, в нем давая Себя познавать и в нем обитая. И таким образом, у насзаимствовав подобное нашему тело, потому что все мы были повинны тлению смерти,за всех предав его смерти, приносит Отцу. И это совершает Оно по человеколюбиюдля того, чтобы с одной стороны, поскольку все умирали, закону об истлениилюдей положить конец тем, что власть его исполнилась на Господнем теле, и неимеет уже места в рассуждении подобных людей; а с другой стороны, людей обратившихсяв тление снова возвратить в нетление, и оживотворить их от смерти, присвоениемсебе тела и благодатию воскресения уничтожая в них смерть, как солому огнем.»[17]Спасение мира для св. Афанасия, как мы видим из его слов, вопрос жизни исмерти. Тварный мир- настоящий, живой и потому драгоценный в глазах Бога;смерть- настолько могущественный враг, что победить ее можно только изнутри,только ее же оружием- смертью, притом смертью самого воплощенного Бога. Радиэтого и происходит Боговоплощение, которым превозмогается власть смерти,уничтожается тление: «Слово знало, что тление не иначе могло быть прекращено влюдях, как только непременною смертью; умереть же Слову, как бессмертному иОтчему Сыну, было невозможно. Для сего — то самого приемлет Оно на Себя тело,которое бы могло умереть, чтобы, как причастное над всеми сущего Слова, довлелооно к смерти за всех, чтобы ради обитающего в нем Слова пребыло нетленным, ичтобы, наконец, во всех прекращено было тление благодатию воскресения. Потому,воспринятое им на Себя тело принося на смерть, как жертву и заклание, свободноеот всякой скверны, этим приношением сходного во всех подобных уничтожилонемедленно смерть. Ибо Слово Божие, будучи превыше всех, и Свой храм, Своетелесное орудие, принося в искупительную за всех цену, смертью Своею совершенновыполнило должное, и таким образом, посредством подобного тела со всемисопребывая, нетленный Божий Сын, как и следовало, всех облек в нетлениеобетованием воскресения. И самое тление в смерти не имеет уже власти надлюдьми, ради Слова, вселившегося в них посредством единого тела. Если великийЦарь входит в какой — либо великий город и вселяется в одном из домов его; тобез сомнения высокой чести удостоивается такой город, и никакой враг или разбойникне нападет и не разорит его; скорее же приложат о нем все рачение, ради царя,вселившегося в одном из домов его. Так было и с Царем вселенной; когда пришелОн в нашу область и вселился в одно из подобных нашим тел; тогда прекратились,наконец, вражеские злоумышления против людей, уничтожилось тление смерти,издревле над ними превозмогавшее. Ибо погиб бы род человеческий, если быВладыка и Спаситель всех, Сын Божий, не пришел положить конец смерти.»[18]
Спасение заключается вдостижении нетленного состояния или обожении. Обожение возможно толькоблагодаря воплощению Бога- Слова, который воспринял плоть, и установил таинствоКрещения, через которое и совершается это обожение: «Как мы все от земли сущиеумираем в Адаме, так, возродившись свыше водою и Духом, все оживотворяемся воХристе, потому что плоть наша есть уже как бы не земная, но с Словомприведенная в тожество самим Божиим Словом, которое ради нас стало плотью.» [19]
В заключение сделаемвывод: Спасение заключается в прощении грехов и избавлении от смерти и тленият.е. обожении, которое стало возможно с воплощением Бога- Слова, которое посвоему человеколюбию восприняло человеческую плоть и через таинство Крещенияподает нам это состояние.
2.3 Христология
Как считает архимандритКиприан (Керн), учение Афанасия о Христе явно отражает александрийскуютрадицию, представители которой, обсуждая Воплощение, опирались на текст изчетвертого евангелия: « И Слово стало плотью»[20].Соперничавшая с александрийской антиохийская традиция предпочитала говорить овочеловечившемся Слове. По гречески слово «плоть» (саркс) имеет оттенок,указывающий на материальный аспект человеческого существования. Выражение«Слово стало плотью»[21]можно истолковывать как «Слово восприняло человеческое тело». Именно такпонимал Воплощение Апполинарий Лаодикийский (основатель ереси апполинаризма).Апполинарий учил, что во Христе Бог Слово заменил душу человека Иисуса. Такоепонимание в конце концов привело к монофизитству, ибо оно явно умалялореальность человечества в Христе, отрицало его полноту, поскольку полнотачеловечества включает в себя и человеческую душу.
С другой стороны,антиохийское учение о Христе как вочеловечившимся Слове могло привести кпониманию Воплощения как соединения Бога- Слова, сохраняющего при этом своюбожественную природу, с конкретным человеком, Иисусом. Такое богословие видит вХристе две личности- божественную и человеческую и ведет к несторианству.
Обе традиции,антиохийская и александрийская, имели в виду одну и ту же реальность.Евангелист Иоанн писал по гречески, но образ мысли у него был семитский. Поэтому,употребляя греческое слово «плоть», имеющее столь материальный оттенок длягреческого слушателя, он конечно, имел в виду еврейское значение этого слова(басар), которое обозначает всю живую реальность человеческого существования,как материальную, так и духовную. Именно в этом смысле пользовался словом«плоть» и св.Афанасий. Он видел в Христе одно Лицо- Божественное Слово,воспринявшее не отдельную человеческую личность, а человеческую природу.[22]
2.4 Учение о Троице
Святитель Афанасий одиниз немногих в свое время отстаивал, православную никейскую веру,провозгласившую единосущие Отца и Сына. Этот термин имел дурную репутацию и былосужден на Антиохийском соборе в IIIвеке как выражение модалисткой ереси ( если сущность одна, то нет реальногоразличия между Лицами Св. Троицы: Отец, Сын и Дух Святой- лишь различныевыражения (модусы) одной и той же сущности).[23]
Св. Афанасий же считал,что Воплощение, смерть и Воскресение Христа принесли миру спасение. Отрицаяединосущие Христа Отцу, арианство угожало разрушить самую сущность и основаниехристианской веры, так как человечество нуждается в спасении, а спасениевозможно только от Бога, поэтому Христос и человек, и Бог, а иначе мы не можемспастись. И всякие философствования по поводу смысла этого слова не нужны иопасны: «Не должно же доискиваться, почему Слово Божие не таково, как наше,потому, как сказано уже, и Бог не таков как мы… Лучше недоумевающим молчать иверовать, нежели не верить по причине недоумения.» [24]
О Святом Духе, св.Афанасий рассуждает по той же логической схеме, как и о Христе. Есть один Бог-единосущная Троица: Отец, Сын и Дух. Как и Сын, Дух Святой- Тоже Бог, а иначеспасение было бы не возможно: «… О Духе Святом Бог говорит, что Он не простоДух, а Дух Его, и что Им обновляется наш дух, как и псалмопевец в сто третьемпсалме говорит: « отнимешь дух их- умирают и в персть свою возвращаются;пошлешь Дух Твой- созидаются…»( Пс. 103:29,30). И если на том основании, чтовсе приводится в бытие Словом…, что Сын не тварь, то не хула ли именоватьтварью Духа, которым Отец чрез Слово приводит все к совершенству и обновляет.» [25]
Через Духа Святогопроисходит общение человека с Богом и обожение. В то же время Дух принадлежитСыну, являясь Его «собственным» Духом: « Итак по данной нам благодати Духа и мыбываем в нем, и Он в нас. И поелику Дух, который бывает в нас, есть Божий, то имы, имея в себе Духа, справедливо почитаемся пребывающими в Боге, а такимобразом и Бог бывает в нас… Сын не делается причастником Духа, чтобы чрез этобыть Ему в Отце. Не Он приемлет Духа, а паче Сам подает Его всем…» [26]
Как отмечает протоерейИоанн Мейендорф, что выражение святителя «а паче Сам подает Его всем» [27]часто неправильно толковали, как аргумент в пользу Filioque: будто бы св. Афанасий утверждает,Святой Дух исходит от Сына. Такое понимание упускает контекст высказывания, вкотором не обсуждается вечное исхождение Духа. Св. Афанасию был чуждфилософский подход к бытию Бога, который породил учение о Filioque. Мысль святителя всегдасосредоточена на идее спасения от смерти и тления.[28]
В заключение сделаемвывод: спасение принес в мир Христос, который вечно рождается от Отца и Он(Христос) же посылает нам Духа Святаго, вечно исходящего от отца через которогомы приобщаемся к божественной жизни.
Заключение
В результате проведенныхнами исследований, необходимо сделать выводы по поставленным задачам:
1) Святитель Афанасий,был истинным пастырем, образованным богословом, сильным апологетом и прекраснымдуховным писателем литературные труды, которого касались разных областей ипроблем богословия, отдавший всю свою жизнь пастырскому служению и вособенности защите чистоты православной веры.
2) Сотворение мира происходитпо воле Бога, но не по природе, по природе он только рождает Сына. Бог и то чтоон сотворил имеют различную природу. Сотворенная тварь наделена свободнойволей, настолько свободной, что способна противостоять Богу, что и былодоказано грехопадением человека, но Бог, не смотря на то что дал полную свободудействий разумным тварям, и они восстали против Его, все же не оставляетсотворенного мира, а правит в нем или «промышляет», по своей любви. Результатомгрехопадения явились смерть и тление, которые Бог не творил.
3) Спасение заключаетсяв прощении грехов и избавлении от смерти и тления т.е. обожении, которое сталовозможно с воплощением Бога- Слова, которое по своему человеколюбию воспринялоплоть и через таинство Крещения подает нам это состояние (обожения).
4) Христос- БожественноеСлово, вечно рождается от Бога- Отца и единосущен Ему, Он пришел на землю сцелью освободить человеческий род от смерти и тления и воспринял на земле неотдельную человеческую личность, а человеческую природу, и потому Христос естьодно лицо- истинный Бог и истинный человек.
5) Есть один Бог-Единосущная Троица. Спасение принес в мир Христос, который вечно рождается отОтца и Он (Христос) же посылает нам Духа Святаго, вечно исходящего от Отца,через которого происходит общение человека с Богом и обожение .
Также следует сделатьвывод на все богословие святителя Афанасия в целом, он заключается в том, чтоглавная жизненная цель и деятельность святителя, направленная на опровержение иискорение аринанской ереси отразилась на всем его богословии, а именно мысль,что Христос не тварь, а единосущен Богу- Отцу и тоже Бог, прослеживается отучения о сотворении мира до учения о Троце, а так же в большинстве еголитературных трудов.
Так же в заключениеможно сказать, что святитель Афанасий не смотря на свою героическую защитучистоты христианской веры, не был воспринят большинством современных ему отцов-богословов, особенно его термин «единосущие», которые во многих вопросахпридерживались учения Оригена и неоплатонизма, от которого св. Афанасийсовершенно отошел.
Окончательную победу надарианством св. Афанасию не пришлось одержать, ее совершили его младшиесовременники отцы- каппадокийцы, которым удалось разработать правильнуютерминологию, и таким образом очистить никейскую веру от подозрений вмодализме.
Литература
1. Афанасий Великий, святитель. Творения. Три слова противариан. Париж: Изд-во YMCA-Press, 1923 // [Электронный ресурс mystudies.narod.ru/index.htm]
2. Афанасий Великий, святитель. Творения. Слово о воплощенииБога- Слова.- Париж: Изд-во YMCA-Press, 1923 // [Электронный ресурс mystudies.narod.ru/index.htm]
3. Афанасий Великий, святитель. Творения. Послания кСерапиону.- Париж: Изд-во YMCA-Press, 1923 // [Электронный ресурс mystudies.narod.ru/index.htm]
4. Библия.- М.: Российское библейское общество,- М.: 1999.
5. Александр Бронзов. Преп. Макарий Египетский,- Париж:Изд-во YMCA- Press, 1930.
6. Иоанн (Мейендорф), протоерей. Введение в святоотеческоебогословие в 2 ч.Ч.1.- М.: Изд- во Правило веры, 2007.
7. Георгий (Флоровский), протоерей. Восточные отцы IV-VIII вв. СТСЛ., 19997.
8. Киприан (Керн), архимандрит. Золотой век святоотеческой письменности.- М.: Изд-во Паломник, 1995 // [Электронный ресур www.mrezha.ru/orthlib/Fathers/main.htmlс].
9. Карсавин Л.П. Св. отцы и учители Церкви (раскрытиеПравославия в их творениях).М., 1994.
10. Николай (Гундяев), протоерей. Лекции по патрологии.-СПб, 1999.
11. Сагарда Н.И. Лекции по патрологии.I—IV века. — М.: Издательский совет РПЦ, 2004
12. Христианство. Энциклопедический словарь в 3т.Т.1: А-К /Ред. Кол.: С.С. Аверинцев и др.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
13. Фаррар Ф.В. «Жизнь и труды святых отцов и учителейЦеркви» / перев. с англ. А.П. Лопухина.- К.: «Пролог», 2007.
14. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учениеоб отцах Церкви.В 3тт.Т.1.- СТСЛ.,1996.