прот. Олег Давыденко
Представлениеоб антихристе в свете Священного Писания и Священного Предания
Самаприставка «anti» (анти) в греческом языке может иметь два значения:«против» и «вместо». По отношению к антихристу оба этизначения правомочны, потому что антихрист, согласно церковному учению, естьпротивник Христа, а с другой стороны, тот, кто пытается поставить себя на местоХриста. В Свщ. Писании само это наименование употребляется двояким образом. Вшироком смысле слово «антихрист» – это всякий, «отвергающий Отцаи Сына» (1 Ин. 2, 22), «а всякий дух, который не исповедует ИисусаХриста, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста...» (1Ин. 4, 3), то есть всякий, кто отрицает Богочеловечество и Богосыновство ИисусаХриста, может быть назван антихристом. В этом смысле "… появилось многоантихристов..." (1 Ин. 2, 18). Но в строгом смысле это наименованиеупотребляется в отношения к определенному лицу, о котором также говорит ап.Иоанн Богослов: "… вы слышали, что придет антихрист..." (1 Ин. 2, 18).
Вистории имели место мнения, что антихрист не есть личность, а просто некаябоговраждебная сила. Такое мнение высказывал, например, Мартин Лютер; нарусской почве его воспроизводили раскольники-беспоповцы. Св. Иоанн Дамаскин(Точное изложение… кн. 4, гл. 26) пишет: «Надобно знать, что должноприйти антихристу, хотя антихрист есть и всякий, не исповедающий, что Сын Божийпришел во плоти, но в собственном смысле и преимущественно антихристомназывается тот, который придет к кончине мира». Свщ. Писание учит обантихристе как о конкретной личности, Господь говорит иудеям: "… инойпридет во имя свое, его примете" (Ин. 5, 43). Апостол Павел называетантихриста: «человеком греха, сыном погибели» (2 Фес. 2, 3).
Попреданию, антихрист произойдет из народа иудейского и будет являться потомкомДана, одного из 12 сыновей Иакова. Пророчество патриарха Иакова о Дане и егопотомках звучит следующим образом: «Дан будет змеем на дороге, аспидом напути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь Твоюнадеюсь, Господи!» (Быт. 49, 17-18). Не менее страшные слова о Данесодержатся у пророка Иеремии: «От Дана слышен храп коней его, от громкогоржанья жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и все, что наней, город и живущих в нем» (Иер. 8, 16-17).
ВОткр. (гл. 7) перечисляются запечатленные от всех колен Израилевых, и средиперечисляемых колен не упомянуто колено Даново, что тоже рассматривается какприкровенное указание на то, что из колена Данова будет антихрист.
Существуетложное мнение, что антихрист будет воплощением сатаны: подобно тому как Господьвоплотился от Девы, и сатана в последние времена тоже воплотится в человеке.Это мнение Православной Церковью не разделяется. Св. Иоанн Дамаскин (Точноеизложение… кн. 4, гл. 26) пишет: «Не сам диавол сделается человеком, подобнотому как вочеловечился Господь, да не будет! Но родится человек от блудодеянияи примет на себя все действования сатаны, ибо Бог, предвидя будущее развращениеего воли, попустит диаволу поселиться в нем». Слова св. Иоанна Дамаскинасогласны с учением Свщ. Писания об антихристе: «которого пришествие, подействию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2Фес. 2, 9).
Имяантихриста неизвестно, известно только его число – «666». Пообъяснению свщмч. Иринея Лионского, «имя его неизвестно потому, что ононедостойно быть возвещенным от Духа Святого» (Против ересей, кн. 5, гл.30).
Событием,непосредственно предваряющим пришествие антихриста, будет взятие «от средыудерживающего теперь» (2 Фес. 2, 7). Эти слова требуют обращения кгреческому тексту. В ст. 6 говорится: «ныне вы знаете, что не допускаетоткрыться ему в свое время». Слову «что» в синодальном переводесоответствует греческое to katecou, что буквально значит «держащее илиудерживающее», в среднем роде. Очевидно, здесь имеется в виду нечеловеческое лицо, а некая сила. В ст. 7 говорится: «не совершится до техпор, пока не будет взят от среды удерживающий (d ketecwu)». Здесьупотреблен мужской род, что, скорее всего, указывает на лицо мужского рода.Однозначного толкования на эти слова Апостола нет, поэтому под «удерживающим»и «держащим» можно понимать и некоторую силу, политическую илирелигиозно-политическую, и некоего представителя этой силы.
Браньантихриста с царством Христовым и поражение его от Господа
Пословам св. Иоанна Дамаскина (Точное изложение… кн. 4, гл. 26), «антихристбудет воспитан тайно, потом внезапно восстанет, возмутится и воцарится».Он будет бороться против всех религий и «придет во имя свое» (Ин. 5, 43).Ап. Павел говорит, что антихрист есть "… превозносящийся выше всего, называемогоБогом или святынею..." (2 Фес. 2, 4), т.е. Бога и в христианском, и вязыческом понимании, и всех предметов религиозного чествования. СогласноАпокалипсису, характерной чертой антихриста будет богохульство: «И даныбыли ему уста, говорящие гордо и богохульно… И отверз он уста свои для хулына Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его, и живущих на небе» (Откр. 13, 5-6).Антихрист усвоит себе Божественное достоинство и потребует Божеского поклоненияи служения: "… в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога"(2 Фес. 2, 4). О каком храме здесь идет речь, точно сказать невозможно – будетли это восстановленный к тому времени Иерусалимский храм или некий другой, которыйбудет наиболее почитаем и известен в то время.
Всвоей борьбе против христианства и всех своих противников антихрист будетпользоваться следующими средствами.
Емубудут помогать лжепророки, которые "… дадут великие знамения ичудеса..." (Мф. 24, 24). Явление антихриста "… по действию сатаны, будетсо всякою силою и знамениями и чудесами ложными" (2 Фес. 2, 9).
Антихристбудет обладать огромной силой. Сатана даст ему "… силу свою и престолсвой и великую власть" (Откр. 13, 2). Какая власть и сила имеются в виду?Сам сатана так говорит о своей власти: "… Тебе (Иисусу) дам власть надвсеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даюее" (Лк. 4, 6). Видимо, здесь имеется в виду религиозная сила в сочетаниис политической властью, причем, скорее всего, власть будет единоличная, возможноцарская, потому что сама власть сатаны по своему существу есть властьмонархическая.
Царствованиеантихриста будет всемирным: "… и дана была ему власть над всяким коленоми народом, и языком и племенем" (Откр. 13, 7). В Ветхом Завете прообразомантихриста является могущественный всеистребляющий завоеватель (Дан. гл. 7, 8, 11).Скорее всего, таким прообразом в сознании иудеев был Антиох Епифан. Особенножестоким будет гонение на христиан. Антихрист издаст декрет, "… чтобыубиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя" (Откр. 13, 15).В Апок. (гл. 11) рассказывается об убийстве двух свидетелей, которые будутобличать царство антихриста. Для христиан тогда невозможно будет пользоватьсягражданскими правами: «И он сделал то, что всем, малым и великим, богатыми нищим, свободным и рабам положено будет начертание на правую руку их или начело их и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, ктоимеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13, 16-17).
Церковьв эти времена вынуждена будет скрываться в пустыне (Откр. гл. 12). Однако"… врата ада не одолеют ее" (Мф. 16, 18), и принесениеЕвхаристической жертвы не прекратится до Второго пришествия Христова (1 Кор. 11,26). По словам ап. Павла, особенно сильным действие антихриста будет напогибающих, тех, кто "… не приняли любви истины для своего спасения"(2 Фее 2, 10).
Царствованиеантихриста вызовет против себя открытое сопротивление. В Апокалипсисе говоритсяо двух свидетелях, которые будут пророчествовать 1260 дней. По Преданию, одиниз этих пророков – Илия. О втором в Писании ничего не сказано, но, по Преданию,это будет либо Енох (наиболее распространенное мнение), либо Моисей.
Вборьбе против антихриста людям будет дана Божественная помощь (например, повествованиеАпокалипсиса о семи Ангелах, имеющих семь язв (Откр. гл. 15, 16)). Кроме того, поПромыслу Божию ради избранных (тех, кто сохранил веру) сократятся те дни (Мф.24, 22). Но победить сатанинскую силу чисто человеческими средстваминевозможно: «И дано ему вести войну со святыми и победить их....»(Откр. 13, 7).
Согласнопророчествам Даниила, продолжительность царствования антихриста (Дан. 7, 25) –три с половиной года. Апок. называет 42 месяца (Откр. 11, 2; 13, 5) или 1260дней (Откр. 12, 6), что составляет те же три с половиной пророческих года.Ветхозаветные пророки использовали в своих пророчествах особую меру времени, такназываемый пророческий год, который составляет ровно 360 дней. Таким образом, продолжительностьцарствования антихриста составит три с половиной года, ровно столько, сколькопродолжалось время земного служения Господа Иисуса Христа.
Победитантихриста непосредственно Сам Господь Иисус Христос Своим Вторым пришествием:"… Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествияСвоего" (2 Фес. 2, 8). В Апок. сказано: «И схвачен был зверь и с нимлжепророк, производивший чудеса перед ним,… оба живые брошены в озероогненное, горящее серою» (Откр. 19, 20-21).
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru