Факелоносцы древнего мира
Такназвал кельтов известный исследователь А. Юбер. Этот ученый, рассуждая о роли,которую сыграли кельты в древней истории, пришел к выводу, что это была нестолько политическая роль, так как их государственные образования былинесовершенны, в отличие от тех же римлян, а роль разносчиков цивилизации и культуры.Вначале они принесли в Центральную Европу греческую цивилизацию. Затем,основательно впитав римскую, распространили ее по всей Галлии. И этому вомногом способствовали жрецы кельтов — друиды, члены таинственного мистическогоордена, пользовавшегося в кельтской среде непререкаемым авторитетом, длякоторых короли, не более чем пешки в умелых руках для решения только одним имведомых космических и земных задач. Не зря современник Плиния Дион Хризостомсообщал о друидах следующее: «Повелевают они, а цари на золотых престолах,обитающие в пышных дворцах — всего лишь их слуги и исполнители их мыслей».Подобного теократического правления человеческая цивилизация не знала со временегипетских фараонов. Отношения светской и духовной власти у этого изумительногонарода имели столь огромный перевес в сторону духовной, что рациональныеримляне видели в этом лишь стремление жрецов привить кельтам отсутствие страхасмерти, чтобы превратить их в самых смелых солдат. Но этот перевес рано илипоздно должен был стать роковым для самих друидов.
Кельтскимкоролям когда-нибудь должно было надоесть то, что их могли подвергнутьритуальному умерщвлению на очередном празднике Самайн, который отмечался 1ноября, и сначала утопить в бочке с вином, в качестве жреческой бескровнойжертвы, а потом сжечь в собственном дворце. Влияние Римской империи с еерациональной жесткой государственностью не могло не помочь разрушениюустоявшихся отношений друид — король в кельтской среде, где духовность стоялана первом месте, а власть — на втором, несмотря на достаточно длинную историюподобных отношений, которые во многом поспособствовали тому, что кельты так ине построили своей государственности в ее традиционном смысле.
Друиды,будучи во многом проповедниками римской культуры, по крайней мере, в Галлии, незаметили, как сами себе вырыли могилу. Божественность светской власти в Риме,культ силы и политики не могли не повлиять на ущемленное друидами воинскоесословие. Да и самим римлянам не нужны были конкуренты. По свидетельствуПлиния: «Во времена Тиберия друиды были его властью истреблены вместе сдругими, такими же, как они, врачевателями, пророками и колдунами. Я упомянулишь, что это искусство, пересекшее широкий океан и достигшее суши у самыхдальних пределов земли, за которой нет ничего, кроме бескрайней шири воздуха иводы, и по сей день весьма почитается в Британии, где люди… всецело емупреданы...»Такое отношение римлян к друидам неудивительно, несмотря на то, чторимляне всегда с удовольствием воспринимали чужую языческую религию завоеванныхстран и даже строили в Вечном городе храмы, посвященные самым экзотическимбогам Европы и Азии. Им пришлось обосновать свое жестокое отношение к друидам,обвинив их в каннибализме, что нашло отражение все у того же Плиния: «Взглянитеже, как это искусство… распространилось по всейземле!.. И неоценимое благо принесла свету забота наших римлян, положившихконец этим чудовищным и гнусным искусствам, которые под личиной религии убивалилюдей, как жертвы, угодные богам, и под видом лекарства предписывали есть ихплоть, как самое полезное мясо».
Подобнымгонениям, впоследствии, подвергались только христиане. Видимо страх«кельтизации» Рима был сильнее...
М.Б.Щукин высказал предположение, что в начале своего исторического пути, в V в. дон. э. кельты стояли приблизительно на той же ступени социально-экономическогоразвития, что и римляне, и у них даже были общие источники культурного влияния— этруски и греки. Но затем пути развития этих цивилизаций разошлись — римлянеразвивали свою социально-военную организацию, модернизировав под себя греческиеи этрусские религиозные представления, в то время, как кельты совершенствовалиобласть религиозно-мистических представлений. С этим можно согласиться лишьотчасти. Скорее всего, кельты были носителями более архаичных знанийиндоевропейцев и продолжали их развивать внутри своеобразного ордена друидов,не пуская эти знания дальше узкого круга посвященных. Это не мешало, впрочем,движению кельтской цивилизации во все стороны света. Мир мог бы быть другим,если бы Рубикон не был бы перейден.
Друидыбыли уничтожены римлянами не только из-за страха перед их огромным влиянием накельтское общество, которое после завоевания Галлии стремительнороманизировалось, но и потому, что идеология друидизма ставила духовное знаниевыше принципов государственности. А уж этого римляне не прощали никому!
Вначале нашего исследования показано насколько давними и тесными былиславяно-кельтские связи, имевшие более чем тысячелетнюю историю. Эти постоянныевзаимодействия не могли не оказать и религиозного влияния на родственныеславянские племена, тем более, как было видно из вышесказанного, для кельтов нетак важна была этническая принадлежность, как вера, имевшая к тому же общиедревнейшие индоевропейские корни. Друиды, подвергшиеся гонениям и уничтожениюримлянами в языческий период, не менее жестоко изгонялись и уничтожалисьхристианами за исключением той части этого мощного, когда-то ордена, котораяприняла веру Христову. Так что славяне-язычники были их естественнымисоюзниками, как в военном, так и духовном плане, а друиды, как носители высшегознания, высшей мудрости могли дать основу для развития у славян собственнойжреческой касты, у которой появлялась база для влияния на воинское сословие.
Общепризнаннымосновным индоевропейским мифом, исходя из известной концепции В. В. Топорова иВ. Н. Иванова, является постоянная борьба бога громовержца со змеем или,переводя на язык славянской мифологии — борьба Beлеса и Перуна. Интересный анализвзаимоотношения «военного» бога громовержца Перуна, покровителя князя и егодружины, коим всегда клялись киевляне в договорах с Византией, с «гражданским»скотьим богом Белесом, которым в тех же договорах клялись новгородцы, известныесвоим отношением к собственному князю, как к некому «генерал-губернатору»,сделал С.Е. Эрлих. Он считает, что Белее находился в оппозиции к Перуну,воинскому богу, как носитель жреческих функций и достоинств. И более того,именно отражение древнего соперничества «воинов» и «колдунов», стольхарактерное и для кельтской цивилизации, составляет основной смысл «основногомифа». Это противостояние наиболее ярко выражено во взаимоотношениях друидов своинским сословием, где победа была явно на стороне первых «… а цари назолотых престолах, обитающие в пышных дворцах, — всего лишь их слуги иисполнители их мыслей». Далее Эрлих пишет: «Вызывает возражение тезис о«трехтысячелетней» неизменности расположения соперников по основномумифу» «воины» — вверху, «колдуны» — снизу. История славян I тыс. н. э.представляет процесс этногенеза, сопряженный с постоянной «переменой мест» исопровождавшийся бурными социальными и культурными трансформациями. У славянбыло несколько «родин», где им было «хорошо». На каждой из стоянок «загадочнаяславянская душа» рождалась как бы «заново». По представлениям этого ученого, скоторым согласиться можно лишь отчасти, Перун — покровитель воинов и Велес —покровитель колдунов менялись местами в иерархии славянского пантеона, взависимости от соотношения сил в противоборстве светской и «сакральной» ветвейвласти. Господство военного бога приходилось на периоды военной активности иВелеса — наоборот.
Далееон приводит четырехэтапную схему, показывающую связь миграционных, этнических исоциальных процессов с религиозными трансформациями. Остановимся подробно навтором периоде, который характеризуется частыми набегами славян на Византию.«Прорвав укрепленную границу империи — лимес, проходивший по правому берегуДуная, огромные массы славян заселяют Балканы, вплоть до Пелопонесса, а так жеплодородные земли окраин Среднедунайской низменности. Уход большинстванаселения с первой «родины» сопровождался его этническойконсолидацией в новых местах обитания. С XII в. в источниках преобладает единоеимя — славяне. Походы на Византию, несомненно, поднимали престиж «военного»бога — громовержца «создателя молний».
Параллельнопроисходило проникновение в жреческую корпорацию славян наследников могучейкельтской сакральной традиции ВОЛОХОВ\ВОЛХВОВ. Этому благоприятствовало, преждевсего, разочарование в военном боге — «создателе молний», неспособнымоказать надежное покровительство на обильных, но вместе с тем опасных дунайскихземлях».
Вместес тем, дело, как мне кажется, обстоит несколько сложнее. Как известно, многиеплемена имели, как правило, божественного прародителя. Если вспомнить «Слово оПолку Игореве», то если новгородцы себя считали «влесовыми» внуками, токиевляне — «дажьбожьими», то есть имели «солнечное» происхождение, в отличие от«подземного» новгородского, северного. Поэтому ни о какой простой рокировке богови речи быть не может. Другое дело, что север славянского мира, что на западе,что на востоке, больше тяготел к божествам «подземного мира», и они легчевоспринимали кельтскую сакральную традицию, поскольку сами кельты вели своюродословную от подобного бога. Скорее общность «божественного» происхождениямогла стать доминирующим фактором для кельт-ско-славянского симбиоза, тем болеечто сами кельты вели свою родословную от Дита — бога «царства мертвых».Учитывая главенство сакральных традиций и верований в кельтском обществе,именно на севере славянского мира они встретили «родственников» побожественному происхождению, что было гораздо важнее этнического родства.Славяне были по духу больше «кельтами», чем другие европейские племена и,видимо, еще и поэтому после исчезновения с исторической арены самих кельтов,западных славян продолжали называть венетами. Возможна и другая версия — венетыэто славяне, исторически вошедшие в кельтскую общность достаточно давно икоторых другие народы стали воспринимать славянами только после завоеваниякельтских территорий, когда они смогли выйти на мировую арену самостоятельно,тем более что находились на периферии кельтского мира. Точно так же послеразвала Советского Союза и образования новых государств, мир узнал такиенароды, как казахи, узбеки, туркмены и т. д., поскольку до этого всех жителейСССР, как до этого Российской империи во всем мире называли «русские».
Естественно,что от давления духовной власти на светскую всячески старались отделаться тевоенные вожди, которые стремились к созданию собственных государств. Не зряведь новгородские князья так хотели попасть в «солнечный» Киев, поскольку усебя на родине были лишь наемными военачальниками, управляемыми волхвами, также как в кельтском мире короли управлялись друидами. Создание настоящейгосударственности, возможно, было только на юге Руси, под эгидой громовержца, ане в теократической Новгородской республике.
Воти получается, что волхвы — вольки по Трубачеву, — скорее всего и явились тойдуховной идеологической силой, с помощью которой кельтская сакральная традицияпопыталась взять некий реванш в борьбе с наследницей Рима — Византией. Вславянах кельты нашли не только естественных союзников, когда на сменуязыческому Риму пришли христианизированные франки с имперскими амбициями истали вытеснять как одних, так и других с их родных территорий, но и тотдревнейший индоевропейский субстрат, явившийся в свое время основой друидизма,который помог хорошо понять друг друга славянским жрецам и кельтским друидам. Особенноэто касается западных славян, подвергшихся кельтизации первыми среди славянскихплемен и северной Руси, явившейся их культурной и этнической наследницей.Именно у западных славян, как будет видно из дальнейшего сопоставленияисточников, жрец стоял выше князя, и эта система взаимоотношений двух ветвейвласти органично перешла на русский север.
Попробуемтеперь сопоставить характеристики этих языческих жрецов волхвов и друидов, ихфункции, положение в обществе и т. д.
Друиды
«Вышевсего на свете друиды почитают остролист и дерево, на котором он произрастает,дерево же это — дуб… потому-то по-гречески их и назвали друидами, чтозначит… «жрецы дуба»», — пишет Плиний, давая первое объяснениепроисхождению этого слова.
Однакопо современным данным этимология этого слова иная. Франсуаза Леру в своей книге«Друиды» пишет: «Галльская форма «druidas»,которую употребляет Цезарь на протяжении всего текста «Галльскихвойн», так же как ирландское «drui»,восходит к единому прототипу «dru— wid — es», «весьма ученые...» Точнотак же обнаруживается характерная для кельтского языка ономичность слов,обозначающих «науку» и «лес», в то время как нет никакойреальной возможности связать наименование «друидов» с названием«дуба» ». Это объяснение происхождения слова «друиды»видится наиболее правильным, поскольку наиболее точно характеризует друидовименно как носителей знаний.
Лерусчитает так же, что Веледа Тацита, о которой мы уже упоминали, носит кельтскоеимя, сопоставимое с именем «филид», что наводит на мысль о славянскихпараллелях. Теперь посмотрим, что нам говорят о друидах античные исредневековые источники. Классическое описание внешности друида и одного изважнейших ритуалов дал Плиний: «Жрец, одетый в белое, взобравшись на дерево,золотым серпом отсекает омелу, которую собирают в белый плащ». Культу деревьеву кельтов и славян должно быть посвящено отдельное исследование, пока жеотметим, что у обоих народов было особое отношение к омеле, как к одному изважнейших мистических растений.
Иерархию,существующую среди друидов по роду их занятий, отметил историк Страбон: «У всехгалльских племен, вообще говоря, существует 3 группы людей, которых особеннопочитают: барды, предсказатели и друиды. Барды — певцы и поэты, предсказатели,ведают священными обрядами и изучают природу, друиды же вдобавок к изучениюприроды занимаются также и этикой...»Надо сказать, что в ирландскойсредневековой традиции существует подобное же деление жрецов на друидов,филидов и бардов.
Описаниевыборов духовного главы кельтов, напоминающее выборы папы римского, оставилЮлий Цезарь: «Во главе всех друидов стоит один, который пользуется среди нихвеличайшим авторитетом. По его смерти ему наследует самый достойный, а еслитаковых несколько, то друиды решают дело голосованием, а иногда спор опервенстве разрешается даже оружием».
ДалееЮлий Цезарь описывает систему обучения благородного юношества у кельтов: «Тамговорят, они учат наизусть множество стихов, и поэтому некоторые остаются вшколе друидов по двадцать лет. Они считают даже грехом записывать эти стихи,между тем как во всех других случаях, именно в общественных и частных записях,они пользуются греческим алфавитом. Мне кажется такой порядок у них заведен подвум причинам: друиды не желают, чтобы их учение делалось общедоступным и чтобыих воспитанники, слишком полагаясь на запись, обращали меньше внимания наукрепление памяти… Больше всего стараются друиды укрепить убеждение обессмертии души. Душа, по их мнению, переходит по смерти одного тела в другое.Они думают, что эта вера устраняет страх смерти и тем возбуждает храбрость.Кроме того, они много говорят своим ученикам о светилах и их движении, овеличине мира и земли, о природе и о могуществе и власти бессмертных богов».
Этуже систему через 90 лет после Юлия Цезаря подтверждает Помпоний Мела: «Они утверждают,что им ведомы величина и форма Земли и мира, движение неба и звезд и желаниябогов. Они обучают многим вещам самых благородных юношей своего народа, втайне,в течение 20 лет, пребывая в пещерах либо в лесном уединении. Одно из техположений, в которых они наставляют, было распространено в народе, очевидно стем, чтобы они храбрее вели себя на войне, зная о том, что души вечны исуществует другая жизнь у магов...»
Друидыобладали и магией слова, может быть, поэтому столь небывало высоким статусомобладали в кельтском обществе поэты.
Поирландскому средневековому трактату «Сенхуз Мор», оллам или ученый высшегоразряда, равен по рангу королю и умеет рассказывать триста пятьдесят историй.«Это весьма благородные люди, — говорит Айлиль, — кто же они, о, Фергус, — тотчеловек в белом, богатый речами, кого ты видел, — это оллам уладов Ферхертне.Перед ним отступают озера и реки, когда он уязвляет их, насмехаясь над ними, иони вздувают перед ним свои воды, когда он их хвалит». «Ферхертне, сын Конрире,сына Илиага, — это блистательный муж в белом, который играет над ними воинскиеигры. Это поэт — король среди королей поэтов уладов, и он охраняет арьергардКонхобара, когда тот идет на земли своих врагов. Если кто-то пожелает говорить скоролем, это дозволяется ему лишь тогда, когда он обратится вначале к этомучеловеку».
Околоссальном влиянии друидов на общество имеется множество документальныхподтверждений, так же как и об их магических способностях. Удивляет другое — татрепетная вера в силу слова, с помощью которого можно и битву остановить, иреку заставить течь вспять, и сделать человека счастливым или несчастным.Видимо, благодаря этой вере кельтов в могущество друидов и была созданасвоеобразная кельтская империя, которой хоть и управляли военные вожди, но самиподчинялись жрецам, тем более что воспитанием будущих вождей занималисьопять-таки друиды.
Судяпо данным Диодора Сицилийского, друиды выполняли и судебные функции: «Друиды жевдобавок к изучению природы занимаются также и этикой. Друидов считаютсправедливейшими из людей и вследствие этого им вверяют рассмотрение, какчастных, так и общественных споров. Поэтому в прежние времена они улаживаливоенные столкновения и заставляли примириться противников, когда те ужесобирались сразиться друг с другом, дела об убийствах преимущественноотдавались на их решение. Большое количество этих дел сопровождается, как онисчитают, обилием благ в стране».
Высочайшийобщественный статус друидов подтверждает и одна из версий «Недуга уладов»: «Ууладов существовал запрет говорить прежде своего короля, и существовал запретговорить королю прежде своих друидов».
Носамую высокую оценку беспрецедентной власти друидов дает Дион Хризостом:«Кельты также имели подобных мудрецов, опытных в искусстве прорицания и вовсякой другой мудрости, которых они называли друидами. И без них не былопозволено царям ни делать что-нибудь, ни принимать какие-нибудь решения, такчто в действительности они управляли, а цари же, сидевшие на золотых тронах ироскошно пировавшие в больших дворцах, становились помощниками и исполнителямиволи их».
Всеисточники, как мы видим, единодушны во мнении, что друиды не только занималиглавенствующее положение в обществе, но были и врачами, и судьями, и учеными, ипоэтами, и сказителями. Они также были непременными участниками всехжертвоприношений, о чем речь пойдет ниже, в отдельной главе, поскольку этотважнейший общественный и религиозный институт требует отдельного рассмотрения.
Вкельтской цивилизации больше всего удивляет, как на протяжении столетий, несоздав своей государственности, на огромной территории существовала общностьнародов, объединенных загадочной кельтской религией. Насколько же мощнымдуховным влиянием обладали друиды, что держали эту власть в своих руках. Этомуво многом способствовало и то, что дети в течение почти двадцатилетнего срокавоспитывались друидами. Помимо системы воспитания, которая была в руках этогомощного ордена, они обладали многими секретами ремесла, в частности кузнечного,обладали теми, в том числе и практическими знаниями, которые передавалисьтолько внутри жреческого ордена.
Римлянепрекрасно понимали, что, только уничтожив духовное влияние друидов, они смогутподчинить себе кельтские народы. И они уничтожили друидов физически, что былонетрудно сделать, поскольку они регулярно собирались в священной дубовой роще,местоположение которой не установлено. Это тем более удивительно, что римлянепринимали в свой жреческий пантеон многих богов завоеванных стран.
Послеэтого жестокого акта Галлия быстро романизировалась и очень скоро сталаприверженной к традициям завоевателей, римской провинцией.
Волхвы
Этимологияслова «волхв» по О. Н. Трубачеву, о чем уже упоминалось выше, кельтскогопроисхождения, от летописных «волохов», которых этот ученый идентифицирует скельтским племенем «вольки». Не отсюда ли мотив оборотничества и связанный сним культ волка в славянском фольклоре и мифологии. В древних германских языкахслова walah,walh, walch означали — иностранец, кельт, румын, наангло-саксонском слово welhозначало — чужеземец, британец, валлиец, невольник. Происхождение слов«ведьма», «ведун» — от слова «ведать», имеющим в свою очередь индоевропейскоепроисхождение. «Веды» — это собрание священных гимнов у древних ариев.По-галльски — vidu— это наука и лес, ведь друиды науку постигали в лесах, в то же самое времякельтское название дуба очень похоже по звучанию с русским «дерево», что,видимо, связано с тем, что у славян именно дуб был мировым деревом, аирландское название дуба — dar,видимо, не случайно соответствует русскому «дар».
Теперьо знаменитом белом друидическом одеянии. Судя по одной из миниатюр в знаменитойРадзивилловской летописи, русские волхвы, так же как и друиды, носили белыеодеяния с широкими рукавами и множеством застежек. У волхва оплечьеорнаментировано и сам он безбород. У западных славян, судя по описаниямсредневековых авторов, жрец также носил белые одежды. Что касается тацитовскойВеледы, то она может претендовать с неменьшим основанием на славянскоепроисхождение — «велеть», «ведать», «ведьма», «Велес». Тогда и ирландский филид.Вообще с именем этого славянского бога много чего связано в кельтском мире —валлийский язык, да и само название Уэлса «Wells» по-английски. Продолжая аналогии, как невспомнить, что Ирландия, звучащая по-английски как *Irish», здорово похожа на славянский рай —«ирий»!
Теперьо жреческой иерархии. У славян, так же как у кельтов, существовала определеннаяспециализация среди жрецов — это, в первую очередь волхвы, ведуны-колдуны, исказители Бояны и скоморохи. Академик Б. А. Рыбаков считает что: «Существовалацелая иерархия жрецов разных рангов. В каждой жупе, наряду с жупаномсуществовал жрец, в каждом племени наряду с князем — жрец всего племени, анаряду с этим, над этой локальной системой, господствовал жрец главного богацелого союза племен».
Полнеевсего религиозная и политическая роль жрецов прослеживается у балтийских славянв XI—XII вв. На основании работ католических писателей XII в. СаксонаГрамматика и Гельмольда исследователь Гильфердинг говорил даже о теократическомправлении у лютичей и бодричей. «У балтийских славян, — пишет Гильфердинг, —жрецы имели значение особого, строго отделенного от народа сословия… онисовершали в святилищах всенародные моления и те гадания, которыми узнаваласьволя богов. Они пророчествовали и говорили народу от имени богов… Онипользовались особенным почетом и богатством, распоряжались и доходами споместий, принадлежащих храмам и обильными приношениями поклонников». «Земнаявласть, принадлежавшая Святовиту, находилась, разумеется, в руках жреца. Жрецбыл настоящим повелителем и властелином райского племени… Жрец почитался уран более чем князь». Кстати сказать, польское название священнослужителяксендз — происходит от слова князь, что говорит о том, что у славян изначальноруководил племенем именно жрец. В этой связи как тут не вспомнить и нашегоВещего Олега, создателя Древней Руси, который, судя по его прозвищу, происходилиз жреческого сословия и был наказан за измену ему — ведь змея, от укуса которойон умер, по предсказанию волхва, связана как раз с культом Велеса,главенствовавшим в Северной Руси. Видимо, это был последний представительжреческого сословия в нашей государственности, который стоял у кормила власти.
Проведяобзор сведений XI-XIV вв., Б. А. Рыбаков вывел следующиеразряды людей, причастных к языческому культу. Мужчины: волхвы, волшебники,облакопрогонители, жрецы, ведуны, чародеи, чаровники, хранильники, потворники,кощунники, баяны, кудесники, кобники. Женщины: волхвы, ведьмы, чародейки,чаровницы, обавницы, наузницы, потворы, отворницы.
Судяпо всему, каждый из этих разрядов имел свою, узкую специализацию. Вместе с темведуна в народе считали тождественным колдуну. А. Афанасьев в своей работе«Ведун и ведьма» провел прекрасный анализ своеобразной жреческой специализации«Кудесник, — по объяснению Памвы Беренды, — чаровник, происходит от слова«кудеса». Кудеса теперь означают святочные гаданья, игры и особыйобряд, представляющий остаток древнего жертвоприношения очагу. Чаровник — чара,чаровать, чарующий, очаровательный — все эти слова указывают на смыслрелигиозный. Чарами в народных поверьях обозначаются особые таинственныеобряды, совершаемые для отогнания нечистой силы, излечения болезней, напущенияна врага бедствий и т. п. Колдовством теперь называют совершение чар ипроизнесение заговоров, следовательно, все то, что составляло принадлежностьдревнего богослужения, ибо чары и заговоры представляют остатки языческихжертвоприношений, очищений, мольбы, гаданий, врачеваний и предсказаний. Колдун,колдовство происходят от славянского корня колд, клуд, куд и означают —сожжение, очищение и того, кто совершает жертву и очищение...» и далее«… кудесник и чаровник указывают на таинственность, сверхъестественную силу,творчество, колдун, волхв и жрец — на служение божествам света,жертвоприношения и очищения, наконец, ведун и знахарь обнимают собой болееширокий круг понятий, потому что в корне этих названий лежит ведение, знание».
Многиедревние источники отмечают особую роль певцов и сказителей, их связь с богами.«В чешской старинной песне Славой говорит брату: «Доброго певца и богилюбят, Пой — от них поешь ты песнь».
Иокимовскаялетопись говорит о жреце Богомиле, что он сладкоречия ради наречен Соловей. Тоже название соловья «Слово о полку Игореве» дает певцу Бояну «ОБояне, соловию старого времени!». Боян налагал на струны свои вещие персты«они же сами князем славу рокотаху». Боян был вместе и певец, имузыкант. В то отдаленное время песня и музыка сливались, та и другая взаимнодополняли себя и равно были необходимы при языческом богослужении....
Отаком же певце говорит «Слово о полку», вспоминая о святославовомпеснотворце старого времени, а Краледворская рукопись — рассказывая о Забое.Забой был и певец, и музыкант, и защитник богов, и жертвоприноситель, песньЗабоя говорит о богах. С песнею соединялась не одна музыка, но и пляска… Они всевоспевают и рождение, и свадьбу, и похороны, все их игры непременносопровождаются песнями и пляскою, так что составилось выражение играть песни...»Далее Афанасьев пишет: «Песня, как и заговор, получила у славянина чудесную,чародейную силу, которою боги вызываются на помощь и покровительство. ВИпатьевской летописи рассказывается об одном гудце, песни которого имели такуюже силу, как зелье. Славяне приписывали песням целебное свойство от всехболезней и душевных недугов… Лужицкое gusslowasch— колдовать, gusslowar— колдун и польское gusla— колдовство сродни с нашим словом гусли. Певцы, скоморохи воссылали мольбы,произносили заклятия и заговоры, делали предсказания. Оттого-то Боян, внукВелесов, назван вещим, смысленным… Он также отмечает, что знать смысл мифовязычества, понимать язык заговоров и загадок уже не могут все, а тольконекоторые избранные, посвятившие себя этому священному ведению, знанию». Идалее: «Помощь ведуна и ведуньи состояла в том, что они возносили богам молитвыи приносили жертвы… В народе даже существует убеждение, что тайная наукаволшебства хранится в семействах, передаваясь из рода в.род, от отца к сыну.Первое известие о волхвах-кудесниках находим в летописи, в рассказе о княженииОлега, следовательно, появление волхвов совпадает с известием о кумирах.Впоследствии из волхвов должно было образоваться сословие жрецов, в том смысле,как мы теперь понимаем это слово». И далее: «Колдуны до сих пор пользуются внароде большим уважением, на пирах им принадлежит первое место, их более другихстараются угостить и употчевать, народ охотно прибегает к их помощи и совету».
Также как друиды, славянские жрецы были также судьями. А. Афанасьев пишет: «Суд вэпоху языческую имел значение религиозное и совершался в священных местах, судводою и огнем, о котором говорит… место из Краледворской рукописи, был судбожий огонь и вода — стихии священные, обоготворенные. Жребий и рота,употреблявшиеся в древнем суде, были так же обряды религиозные». И далее: «Внаших памятниках так же есть следы, что в старину суд совершался в местах,освященных присутствием божества».
Иславянские волхвы, и кельтские друиды были не только хранителями древнегознания, но и хранителями благополучия народа. Будучи непосредственнымипроводниками «божьей» воли, они, естественно, были не просто участниками, но иглавными действующими лицами в совершении различных жертвоприношений, в томчисле человеческих. Религиозные обряды и жертвоприношения требуют отдельногосопоставления не только потому, что и здесь наблюдаются поразительныесовпадения у двух рассматриваемых культур, но и потому, что в них заключены вомногом и космогонические представления этих двух удивительных народов.