Реферат по предмету "Социология"


Показатели оценки эффективности социальных программ

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Эффекты оценки социальных программ
1.1 Социальный эффект
1.2 Экономический эффект
1.3 Финансовый эффект
2. Стратегическое планирование приразработке социальных программ
3. Показатели оценки эффективности
Заключение
Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ
В кризисных ситуациях,в период модернизации общества и его переходных состояний неизбежно возрастаетроль стратегических поисковых усилий выхода из кризиса, обеспечения прорыва наглавных направлениях. Эту функцию выполняют социальные программы, проекты,способные определить оптимальное соотношение стратегических и тактическихзадач, поступательность их движения. Особый вопрос составляет определение их эффективности.
Эффективность — переменная социального процесса, выражающая его оценку с точки зренияожидаемого результата. Если фактический результат в основном соответствуетожидаемому, то можно говорить об эффективном процессе, если соответствуетполностью — оптимальном, если соответствует частично — малоэффективном, если несоответствует — неэффективном процессе.
Подлинная эффективность- переменная социального процесса, выражающая его оценку с точки зренияожидаемого результата. Если фактический результат в основном соответствуетожидаемому, то можно говорить об эффективном процессе, если соответствуетполностью — оптимальном, если соответствует частично — малоэффективном, если несоответствует — неэффективном процессе.
Паспорт целевыхпрограмм включает следующие пункты: наименование; дата принятия решения оразработке проекта, программы; заказчик; основной разработчик программы; цели изадачи программы; сроки реализации; перечень основных подпрограмм; исполнителиподпрограмм и основных мероприятий; объем и источники финансирования; ожидаемыеконечные результаты реализации программы; система организации контроля за исполнениемпрограммы. Учитывая эти параметры, можно определить показатели оценки эффективностисоциальных программ.

1. ЭФФЕКТЫ ОЦЕНКИСОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Для начала рассмотрим,в чем заключаются эффекты оценки результатов социальных программ.
1.1 Социальный эффект
Социальный эффект можетбыть получен на нескольких уровнях:
— на уровне региона засчет: развития третьего сектора и межсекторного сотрудничества; возможностипланирования переориентации выполнения социальных услуг от государственныхорганов к общественному сектору; максимума участия всех заинтересованныхорганизаций, групп и активных личностей в принятии решений относительнопланирования и мониторинга социальных и других услуг; внедрения в практикуновых социальных технологий, присущих современным подходам к предоставлениюсоциальных услуг; разработки и применения механизма общественного контроля надраспределением общественных ресурсов, развитие механизмов, обеспечивающего«прозрачность» принятия решения по распределению ресурсов.
— на уровне организацийи лиц, выполняющих программу, за счет: повышения качества жизни вследствиевозможностей реализации программы; увеличения числа активных граждан,участников мероприятий; повышения социальной компетентности населения за счетувеличения информированности; преодоления социальной изоляции; повышениягарантий обеспеченья прав и свобод человека.
— на уровнепользователя, то есть тех, на кого направлена программа, за счет:психологической поддержки; развития творчества и получения трудовых навыков;возможности трудоустройства, повышения социального статуса и ослаблениязависимости; возможности самореализации.
— на уровне услуг засчет: активизации внутренних ресурсов; привлечения внешних ресурсов; повышениякомпетенции и профессиональных навыков сотрудников; расширения перечня услуг;развития партнерства с организациями, осуществляющими такие же услуги.
Оценка приростачеловеческого капитала, определяется исходя из отдельных источников: за счетобразовательных и других мероприятий; за счет проведения добровольческихмероприятий и привлечения ресурсов на выполнение общественных услуг
1.2 Экономическийэффект
Экономический эффект,выражается по-разному в зависимости от направленности программы и объемавыделенных средств: на трудовую реабилитацию; реализация программы можетоказать позитивное влияние на развитие малого бизнеса и частного сектора;годовой экономический эффект может быть рассчитан за счет появления новыхорганизаций и рабочих мест.
Экономический эффектвыполнения социальной программы может определяться по следующим показателям:эффективность использования затраченных средств; эффективность реализациипрограммы;
1.3 Финансовый эффект
Финансовый эффект можетбыть получен от трех составляющих: привлечения дополнительных средств приреализации программы. Объем дополнительно привлеченных средств по любыммероприятиям и в целом по программе и составляет финансовый эффект; снижениястоимости услуг. Финансовым эффектом в этом случае является снижение текущихзатрат за счет применения экономных технологий, которые приводят к снижениюопределенных затрат; предотвращения больших затрат в ситуации «без поддержки»программы. Кроме описанных выше эффектов могут быть включены и другие,полученные в результате реализации мероприятий программы. Для обоснования результатовв отчетах следует представлять фото, видео, аудио записи, а также публикации,издательскую литературу и другие материалы, подтверждающие полученныепоказатели.

2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Кратко рассмотримэффективность социальных программ при их стратегическом планировании. Длястратегического планирования существенное значение имеет четкость трактовокпонятий «социальная программа» и «социальная проблема».
Социальная программа —это содержание и план деятельности с изложением основных целей и задач решениясоциальных(ой) проблем(бы), характера мероприятий, уточнением сроков исполненияи определением участников процессов и их ролевых функций.
Социальная проблема —это объективно возникающее в процессе функционирования и развития обществапротиворечие; комплекс вопросов, требующих решения средствами социальногоуправления.
Социальные проблемыподразделяются на: локальные, затрагивающие частные социальные аспектыобщественной жизни (например, интересы конкретных индивидов, групп населения:инвалидов, по жилых и т.д.); социальные проблемы, возникающие на уровнесоциальных институтов (здравоохранения, образования, социального обеспечения ит.д.); социальные проблемы, требующие структурных преобразований общественнойсистемы в целом (социальные реформы).
Стратегическоепланирование при разработке социальных программ следует рассматривать какпроцесс выбора целей и технологий решений социальных проблем. Этот выбор долженбыть ориентирован на отдаленные результаты, и осуществляться на основе оценкиструктурных преобразований общественной системы, ее социальных институтов сучетом интересов субъектов социальной политики. Центральными субъектамиявляются государство и человек, в интересах которого осуществляется эта политика
В российской практикесоциальные программы подразделяются на следующие виды: доходов и цен; занятостии социально-трудовых отношений; охраны здоровья населения и развитияздравоохранения; социальной защиты населения и его отдельных групп (инвалидов, пожилых,бывших военнослужащих и членов их семей, и т.п.); образования; семьи,материнства и детства; дети России и др.
Стратегическоепланирование должно осуществляться поэтапно: социальное прогнозирование;социальное проектирование; социальное планирование; долгосрочные целевыесоциальные программ. Критериями стандартизированных показателей целевыхрезультатов, могут быть количественные показатели (выраженные в абсолютныхчислах, %, долях и т.п.) и качественные (субъективно-объективные показателиулучшения, ухудшения, стабилизации и т.п.).
Показателемэффективности является оценка реализации долгосрочных программ, безусловно,будет происходить в весьма отдаленном для ее разработчиков будущем, и вбольшинстве случаев не ими, а другими людьми. Это обстоятельство в определенноймере ослабляет ответственность, а с другой стороны ее усугубляет. Как бы небыли привлекательны цели стратегического планирования, хороши задуманныетехнологии, но их осуществление в руках конкретных людей. Поэтому механизмуправления долгосрочными программами, включая подбор, расстановку, управлениепреемственностью кадрами — участниками программ на разных временных этапахбудет иметь решающее значение. Разработка такого механизма зависит от выборацели управления, ее формирования и обоснования. При этом цель как будущеесостояние социального объекта может рассматриваться с учетом его прошлогоположения, настоящего состояния, тенденции развития.
Конечной цельюстратегического планирования может быть определено повышение уровня жизни населенияи его отдельных групп. Показателями должны стать динамика прожиточногоминимума, соотношение доходов и расходов населения и его отдельных групп и т.д.Эти показатели относятся преимущественно к экономическим категориям. Такаяоценка вызвала неудовлетворение и ученых, и практиков, она не дает должнымобразом определить эффективность управления и выбранную стратегию социальногоразвития.
Стратегическоепланирование при разработке социальных программ должно предполагать социальныйпрогресс, социальное благополучие, интеграцию социальных интересов различныхсоциальных групп и слоев населения и членов гражданского общества путемпланомерного управления социальными процессами и их модернизации, что являетсятакже показателями оценки эффективности социальных программ.

3. ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИЭФФЕКТИВНОСТИ
Для того, чтобыопределить эффективность социальной программы, по выполненным мероприятиям идругим событиям реализованных в рамках программы предоставляются заключительныеаналитические и финансовые отчеты с приведением следующих показателей:
Количественныепоказатели, они определяются:
— количествомподдержанных программ в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования,молодежных инициатив, культуры и т.д.;
— количествомзаключенных договоров (на основании финансирования по сметам);
— количествомпроведенных мероприятий при выполнении программ (к мероприятиям относятся:конференции, семинары, тренинги, консультации и т.д.);
— количеством принявшихучастие в реализации мероприятий программы (количество мужчин и женщин,ветеранов труда);
— количествоморганизаций и учреждений, получивших поддержку инициатив (указать наименование,численность работающих и основной вид деятельности);
— количествоорганизаций всех форм собственности, привлеченных к реализации поддержанныхпрограмм (указать организацию, руководителя и вид деятельности).
Качественныепоказатели, они определяются:
— содержанием изученныхи проанализированных законов, и других нормативно-правовых документов;
— содержанием изданныхброшюр, бюллетеней, журналов, книг (наименование, авторов, количествоэкземпляров и число отзывов);
— содержаниемопубликованных статей, выступлений в средствах массовой информации (автор,объем, количество экземпляров);
— профилем вновьсозданных общественных объединений, некоммерческих организаций;
— условиями созданныхновых рабочих мест (указать по каким профессиям и сколько мест, вид оплаты иработы);
— составом принявшихучастие в различных обучающих мероприятиях;
— характеромвыполненных научных исследований по различным мероприятиям программы(направление исследования, количественные и качественные результаты, авторов).
В настоящее время несуществует единой системы методики оценки эффективности и качества деятельностиучреждений социального обслуживания или системы социальных услуг наопределенной территории. Все предлагаемые оценки не являются комплексными,охватывая лишь одну сторону (или некоторые стороны) деятельности исследуемогообъекта.
Так, количественныепоказатели охвата населения социальными услугами, доступности учреждений,набора их функций не дают представления о качественной стороне объекта;субъективные оценки клиентами деятельности социальных служб являются достаточноважными, но, как давно установлено теорией менеджмента, в основном отражают ихэмоции (жалуются или восхищаются чаще всего те, кто обнаружил некоторыеотклонения в лучшую или худшую сторону, или лица с особым складом характера).Наконец, степень осознания населением потребности в социальных услугахзначительно влияет на характер оценки, данной клиентами. Поэтому хотяпостоянное исследование мнения клиентов является обязательной частьюдеятельности социальных служб, профессионалы социального управления должныхорошо осознавать относительность результатов, полученных с использованием такогоинструментария. Среди методов оценки следует упомянуть и социальную экспертизу.
Оценка текущегосостояния социального объекта подразумевает решение следующих задач:
— анализ с помощьюизбранных оценочных критериев сильных и слабых сторон деятельности, характеристикасистемы управления социального объекта, его материальной базы, определениестепени укомплектованности учреждения или органа профессиональными кадрами,перспектив расширения и т.д. (диагностические задачи);
— ранжированиенедостатков деятельности учреждения: недостатки, которые могут быть устраненывнутри самой системы, силами сотрудников данного объекта; недостатки, которыене могут быть устранены силами сотрудников данного объекта;
— определение местасоциального объекта в социальной структуре подведомственной территории;моделирование его связей с другими объектами или системами социальной сферы,вовлеченными в процесс преобразования.
Стадия оценки текущегосостояния социального объекта в процессе подготовки программы его трансформацииявляется одной из ключевых. Результат такой оценки и сформулированные на ееоснове выводы составляют итоговую базовую позицию для всей последующейпроцедуры проектирования. В связи с этим выводы должны быть надежными,объективными и полными. Они призваны мотивировать руководителя к деятельности,создать у него представление о реальной перспективе развития социальногообъекта, продемонстрировать, чего можно добиться в конкретной ситуации, какиепроблемы невозможно решить без привлечения других ресурсов социальной системы.
Экономическаяподсистема управления представляет собой совокупность экономических рычагов, спомощью которых достигается экономический эффект. В отличие от организационно —административной экономическая подсистема управления предполагает разработкуобщих планово — экономических показателей и средств их достижения. Это своегорода экономический механизм в хозяйственных отношениях. В результате повышениядейственности экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, прикоторых трудовой коллектив и его члены побуждаются к эффективной работе нестолько административным влиянием (приказы, директивы, указания и т.п.),сколько экономическим стимулированием.
Большой эффект вэкономическом управлении дают целевые программы. Решая преимущественноэкономические задачи, целевые программы в связи с этим и на основе этого решаютмногие самые разнообразные социальные программы. Социальные мероприятия любойцелевой программе направлены на совершенствование условий жизни людей, онипризваны предупреждать или снижать социальную напряженность, предотвращатьсоциальные конфликты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практически оценкаэффективности социальных программ ведется по двум взаимосвязанным направлениям:оценка экономической эффективности и анализ социальной результативностипрограмм. Экономическую эффективность определить проще, она осязаема, теория ипрактика накопили немало методик, позволяющих с необходимой полнотойпроанализировать экономическую эффективность отдельных мероприятий или программв целом. Что же касается социальной эффективности программ, то пока можноговорить лишь о выработке подходов к ее определению.
Как показал опытразработки и реализации программ необходимость в них возникает тогда, когдапоявляется достаточно большое количество экономических и социальных проблем,которые де могут быть решены в результате стихийного взаимодействия отдельныхпроизводителей по законам рынка. Именно такая ситуация сложилась в сегодняшнихусловиях России.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1. В.В. Ткаченко Учебно-методическийкомплекс по дисциплине «Технология разработки социальных программ» длястудентов очной, заочной и заочно-сокращенной форм обучения по специальности040101 «Социальная работа». – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2007. — 64с.
2. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальныетехнологии: Курс лекций. — М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999. — 432 с.
3. Менеджмент социальной работы: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.И. Комарова и А.И.Войтенко. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 288 с.
4. Социальная политика: Учебник / Подобщ. ред. Н.А. Волгина. — М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 736 с.
5. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред.проф. Е.И. Холостовой. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 400 с. — (Серия «Высшееобразование»)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.