Реферат по предмету "Социология"


Манипуляция сознанием

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра социально-гуманитарных дисциплин Дисциплина политология Манипуляция сознанием Преподаватель: Евстафьев В.А. Выполнила: студентка 2-ого курса Гр.611112 ДФО Ленцевич Елена Ивановна Пинск 2007 ВВЕДЕНИЕ «Никто не говорит, что думать запрещено или собственные

мысли нежелательны. Но желательные мысли производятся в таких масштабах, что собственное мышление тонет в их массе, а эти желательные мысли так тонко вводятся в сознание, что люди принимают это чужое мышление за результат работы собственной мысли и в высшей степени личное идейное достояние». (Иоганнес Бехер) Когда уважающий себя человек слышит о манипуляции сознанием, он думает, что его-то уж не провести. В обыденной, спокойной жизни практически не обращается внимание на взаимовлияние вещей.

Манипуляция проникает в каждый дом и от нее человек не может укрыться, но он может изучить ее инструменты и приемы. Какой же вид воздействия на поведение индивида является манипуляцией? С.Г. Кара-Мурза считает, что манипуляцией обозначается то воздействие, которое побуждает индивида сделать такие поступки, что он оказывается в проигрыше. Корень слова "манипуляция" -латинское слово manus - рука (maniрulus - пригоршня, горсть, от manus и рle -наполнять).

В словарях европейских языков слово толкуется как обращение с объектами с определенными намерениями, целями. Отсюда произошло и современное переносное значение слова - ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами.] С.Г. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием»//www.kara-murza.ru/manipul.ht m МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление

или обработка». Мишенью действий манипулятора является дух, психические структуры человеческой личности. В книге "Манипулируемый человек" (1964) Герберта Франке дается такое определение: «Под манипулированием в большинстве случаев следует понимать психическое воздействие, которое производится тайно, а следовательно, и в ущерб тем лицам, на которых оно направлено. Простейшим примером тому может служить реклама».

Г.Шиллер утверждает, что для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. «Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться». Еще важный, хотя и не столь очевидный признак, который он выделяет, это то, что к людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам.

Но все же, по его мнению, манипуляция - это часть технологии власти, а не воздействие на поведение друга или партнера. Е.Л. Доценко в книге «Психология манипуляции» рассматривает такую особенность манипуляции как психического воздействия: «Оно не только побуждает человека, находящегося под таким воздействием, делать то, чего желают другие, оно заставляет его хотеть это сделать». Манипуляция - это не насилие, а соблазн. Первое и главное условие успешной манипуляции заключается

в том, что в подавляющем большинстве случаев большинство граждан не желает тратить ни душевных и умственных сил, ни времени на то, чтобы усомниться в сообщениях.] С.Г. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием»//www.kara-murza.ru/manipul.ht m Тот, кто хочет построить защиту против попыток манипуляции его сознанием, должен преодолеть закостенелость ума, научиться строить в уме варианты объяснения. По мнению

С.Г. Кара-Мурзы, подготовка к манипуляции состоит не только в том, чтобы разрушить какие-то представления и идеи, но и в том, чтобы создать, построить новые идеи, желания, цели. Это временные, "служебные" постройки, главная их задача - вызвать сумбур в мыслях, сделать их нелогичными и бессвязными, заставить человека усомниться в устойчивых жизненных истинах. Это и делает человека беззащитным против манипуляции.

Рассмотрим основные приемы манипуляции, выделяемые С.Г. Кара-Мурзой в книге «Манипуляция сознанием»:. ь Язык - самое главное средство подчинения. «Мы - рабы слов» сказал Маркс, а потом это буквально повторил Ницше. Внушаемость посредством слова - глубинное свойство психики, возникшее гораздо раньше, нежели способность к аналитическому мышлению.

Гитлер писал в "Mein Kamрf": «Силой, которая привела в движение большие исторические потоки в политической или религиозной области, было с незапамятных времен только волшебное могущество произнесенного слова. Большая масса людей всегда подчиняется могуществу слова». Современный философ С.Московичи подчеркивает: "Что во многих отношениях удивительно и малопонятно, это всемогущество слов в психологии толп.

Могущество, которое происходит не из того, что говорится, а из их «магии», от человека, который их говорит, и атмосферы, в которой они рождаются». ] С.Г. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием»//www.kara-murza.ru/manipul.ht m ь Язык образов. Очень часто слова, имеющие самый неопределенный смысл, оказывают самое большое влияние на толпу. ь Знаковые системы. Если человек воспринял абсурдное количественное утверждение, его уже почти

невозможно вытеснить не только логикой, но и количественными же аргументами. Манипулирующая сила числа многократно возрастает, когда числа связаны в математические формулы и уравнения - здравый смысл против них бессилен. ь Музыка. ь Тишина. Чтобы предотвратить возможность зарождения собственных групп интеллигенции в массе управляемых, ее нужно полностью лишить тишины. Создается такое звуковое и шумовое оформление окружающего пространства,

что средний человек не имеет достаточных промежутков тишины, чтобы сосредоточиться и додумать до конца связную мысль. ь Социальные стереотипы. Ни один человек не может прожить без «автоматизмов» в восприятии и мышлении - обдумывать заново каждую ситуацию у него не хватит ни психических сил, ни времени. Стереотипы могут быть использованы как мишени для манипуляции. Если удается подтолкнуть крупные массы людей видеть какое-то общественное явление через нужный манипулятору

стереотип, то несогласным становится очень трудно воззвать людей к здравому смыслу, убедить их остановиться, подумать, не принимать скоропалительных опасных решений. Ницше заметил: «Так как недостает времени для мышления и спокойствия в мышлении, то теперь уже не обсуждают несогласных мнений, а удовлетворяются тем, что ненавидят их». ь Чувства. Можно сказать, что в большой манипуляции сознанием игра на чувствах - обязательный этап.

Основатель учения о манипуляции сознанием массы Г.Ле Бон писал: «Массы никогда не впечатляются логикой речи, но их впечатляют чувственные образы, которые рождают определенные слова и ассоциации слов». В толпе издавна известны явления, которых нет в индивидуальной психике - подражание, стихийное распространение массового чувства.] С.Г. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием»//www.kara-murza.ru/manipul.ht m ь

Воображение. Ле Бон писал в книге «Душа толпы»: «Могущество победителей и сила государств именно-то и основываются на народном воображении. Не факты сами по себе поражают народное воображение, а то, каким образом они распределяются и представляются толпе. Кто владеет искусством производить впечатление на воображение толпы, тот и обладает искусством ею управлять». ь Внимание. Задача манипулятора - убедить. Для этого надо прежде всего привлечь внимание к сообщению.

Затем надо, чтобы человек запомнил это сообщение, ибо многократно проверенный закон гласит: убедительно то, что остается в памяти. Манипуляторы сознанием поступают подобно фокусникам: они отвлекают внимание от главного объекта. ь Память. С одной стороны, надо, чтобы человек запомнил или заучил до автоматизма какую-то мысль, метафору, формулу ("Да, да, нет, да!"). С другой стороны, бывает необходимо "отключить" его краткосрочную или историческую память

- они создают психологический барьер против внушения. Человек, не помнящий ничего из истории своего коллектива (народа, страны, семьи), выпадает из этого коллектива и становится совершенно беззащитен против манипуляции. Это - важное условие для возможности подлогов и подмен предмета утверждений. Если люди быстро забывают реальность, то всякую проблему можно представить ложно, вне реального контекста.

ь Узнавание. В манипуляции сознанием узнавание играет ключевую роль, потому что порождает ложное чувство знакомства. Действуя через СМИ, манипуляторы главную ставку делают на непроизвольное запоминание. При изучении процессов памяти психологи обнаружили явление «дремлющего эффекта»: отложенная в латентных слоях памяти точка зрения, которая была отвергнута сознанием в момент непроизвольного запоминания, с течением времени, «отлежавшись», превращается сначала в смутное, неопределенное представление, а потом

и в согласие с ней. ь СМИ. А.Моль пишет о СМИ: «Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества». «СМИ сегодня есть инструмент идеологии, а не информации. ь

Главное в их сообщениях идеи, внедряемые в наше сознание контрабандой.» ь С. Кара-Мурза] С.Г. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием»//www.kara-murza.ru/manipul.ht m Отметим главные методические приемы, выделяемые С. Кара-Мурзой, которые повышают эффективность прессы в манипуляции сознанием: 1) Фабрикация фактов (прямая ложь). Пресса не использует прямой лжи - это и дорого, и опасно.

В разных вариантах повторяется такой афоризм: «Какой смысл лгать, если того же результата можно добиться, тщательно дозируя правду?». 2) Отбор событий реальности для сообщений. Контроль над «информационным рационом» человека. 3) Серая и черная пропаганда. 4) Большие психозы. Средний обыватель верит самым нелепым утверждениям, хотя здравый смысл по меньшей мере заставил бы его усомниться.

Кривцун Константин выделяет также сенсационность, дробление и срочность, как основные приемы СМИ. По мнению Г.Шиллера, существует 5 мифов, составляющих содержание манипуляции сознанием: 1) Миф о нейтралитете 2) Миф о плюрализме средств массовой информации 3) Миф об отсутствии социальных конфликтов 4) Миф об индивидуализме и личном выборе 5) Миф о неизменной природе человека.] Г.Шиллер «Манипуляторы сознанием»//www.antiglobalizm.org/antigl

ob.html Г. Шиллер утверждает, что конечная цель манипулирования сознанием- пассивность индивида. Безусловно важно изучение непосредственных манипулятивных техник и приемов, однако следует учесть, что манипуляция куда более эффективна на уже «подготовленном» человеческом материале. Ходов А. считает, что технологии этой «подготовки» очень важны для манипуляторов. Если реальные элиты не заинтересованы в появлении слишком большого числа действительно мыслящих людей,

то они вполне способны этому воспрепятствовать. Если подавить у населения функцию мысленного моделирования(интеллектуальную), то у подавляющего большинства людей не будет возможности адекватно связывать причины со следствиями, просчитывать результаты собственных действий, а тем более действий (или бездействий) власти. Управляемость социумом, соответственно, серьезно облегчается.] Ходов А. «Манипуляция и образование»//www.contr-tv.ru/print/1290 /

Ходов А. утверждает, что делается это обычно путем создания соответствующей системы образования. Как же это выполнить, если многие важные для общества профессии требуют ежедневной и напряженной работы интеллекта? Ответ довольно прост, ведь интеллект бывает разный. Есть «кристаллизованный» интеллект, то есть способность логически действовать в знакомых условиях. Задача «манипулятивной» системы образования состоит в том, чтобы к концу обучения интеллект обучающихся

полностью кристаллизовался, причем в весьма узкой области решаемых задач. То есть за пределами четко очерченного узкой специализацией круга «знакомых» задач человек зачастую не способен пользоваться даже элементарной логикой. В мире довольно распространено «мозаичное» образование, которое эффективно препятствует формированию у человека целостной картины окружающего его мира.

Если целостной картины нет, то для интеллекта просто не найдется работы. Человек, получивший мозаичное образование (набор намеренно-бессистемных знаний), может ориентироваться в сложном мире современной цивилизации, и не выглядеть явным дикарем (ведь он слышал о многом), отстаивать свои примитивно понятые интересы. Но охватить всю картину целиком не в состоянии, а, следовательно, не в состоянии выделить действительно важные для него моменты.

Поэтому и манипулировать таким человеком просто. То есть появляется возможность искусственно «формировать» эти самые интересы и потребности.] Ходов А. «Манипуляция и образование»//www.contr-tv.ru/print/1290 / Рассмотрим самый обыденный и незаметный вид манипуляции сознанием, которому подвергается ежедневно каждый человек - рекламу. «Я прерываю ваши телефильмы, чтобы навязать свои логотипы, а мне за это оплачивают отпуск на Сен-Бертре. Я заполняю рекламными слоганами ваши излюбленные журналы и получаю в награду виллу

на Корсике. Это я решаю, что есть Истина, что есть Красота, что есть Добро. Это я отбираю манекенщиц, на которых вы западете через полгода. Да-да, западете, как миленькие и окрестите их топ-моделями. Чем смелей я играю с вашим подсознанием, тем безропотнее вы мне покоряетесь. Если я нахваливаю йоргурт, залепив плакатами все стены вашего города, то, даю голову на отсечение,

вы его купите. Вам то кажется, будто вы свободны в своем выборе, но не тут-то было: в один прекрасный момент вы углядите мой товар на полке супермаркета и возьмете его - просто так, попробовать, вы уж поверьте, я свое дело знаю туго. Ваши желания больше вам не принадлежат - я навязываю вам свои собственные. Я запрещаю вам желать. Это я решаю сегодня, чего вы захотите завтра. Эй, вы, меня тошнит от вас, жалких рабов, покорно выполняющих любой мой каприз!».

Это цитата из романа «99 франков», написанного бывшим сотрудником рекламного агентства Фредериком Бегбедером. Счастливое неведение покупателя - это наивность воробья, который закрыл глаза, и решил, что кошка, готовящаяся его съесть, исчезла. Неужели откровения писателя не стоят внимания?] Зыкин Д. «Анатомия рекламы»// http://www.contr-tv.ru/autor/32/

По мнению Леонида Гримака, психотехнологи, непосредственно готовящие рекламу, отлично знают, что ее эффективность значительно возрастает, если она воспринимается потребителем в состоянии сниженного бодрствования. Поэтому и подбор воздействующих факторов рекламы проводится учетом этой особенности. В добавок к этому, реклама при всем кажущемся разнообразии поразительно бедна на концептуальные идеи. В ее основе лежит совсем немного штампов и приемов, которые бесконечно обыгрываются и повторяются.

По мнению Зыкина Д штампы таковы: 1. Наведение психоза «нехватка времени». Ключевые слова: «спешите», «только сегодня действуют сумасшедшие скидки», «первой сотне позвонивших вручается приз». Вариантов много, но все они сводятся к тому, чтобы ввергнуть потребителя в состояние ажиотажа, лихорадочной спешки. Ему некогда подумать, ему нужно срочно бежать и покупать! 2. Апелляция к прогрессу. Ключевые слова: «новый вкус», «новый дизайн», «новая упаковка».

Данный метод подталкивает человека покупать новое, чтобы идти в ногу со временем, не отставать. Однако в основе этого метода лежит эксплуатация любопытства потребителя. 3. Подмена понятий. Сначала показывают одно, но предлагают купить совершенно другое. Например, рекламируют сухой корм для собак - маленькие, невзрачные гранулы, но сначала идет видеоряд: сочное мясо, овощи, зелень и тому подобное. Путем бесконечных повторений в подсознании потребителя

создается ассоциативная связь между натуральными продуктами и готовым кормом. 4. Комплекс превосходства. Классик психоанализа Альфред Адлер создал концепцию комплекса неполноценности и комплекса превосходства, как средства компенсации неполноценности. По Адлеру все люди в той или иной степени несут в себе ощущение неполноценности и стремятся его компенсировать различными успехами, пусть даже и мнимыми, воображаемыми.

Открытия Адлера широко используются в современной рекламе. Потребителю предлагают приобрести товар для того, чтобы почувствовать свою исключительность, всесилие, повысить свой статус. «Верный секрет женских побед», «для тех, кто правда крут», «ты всесильна», «вы неотразимы», «он один такой» - типичные в данном случае слоганы. 5. Бесплатный сыр из мышеловки. Внимание потребителя акцентируют на возможности получить «бесплатно»,

«в подарок» какую-нибудь вещь в дополнение к основной покупке. Ясно, что цена «бесплатного подарка» просто включена в цену рекламируемого товара и покупатель на самом деле оплачивает из своего кармана две вещи. Еще нередко в качестве «приза» подсовывают предметы, сами по себе не пользующиеся спросом и по этой причине их не берут в торговые сети. Тогда фирма объявляет, что ее «подарок» настолько эксклюзивен, что даже не продается, и что его можно

получить только в качестве приза. Как говорится, нужду выдают за добродетель, и оба товара работают друг на друга. Прием прост, но эффективен. 6. Победа над остальными. Ключевые слова: «в отличие от других». Классические примеры - реклама батареек, которые «работают дольше обычных», реклама нового порошка, с которым «вы вымоете больше посуды, при этом быстрее и лучше». Сами слова «лучше», «дольше», «быстрее» уже говорят о том, что в противном случае, если вы купите товар

другой фирмы, у вас будет «хуже» и «медленнее». В рекламе предлагаемый товар соревнуется и побеждает, но с чем именно он соревнуется, не говорят, так что невозможно проверить, была ли действительно одержана победа. 7. Авторитет науки. Ключевые слова: «эксперты рекомендуют», «доказано клиническими исследованиями». В наше время, когда авторитет науки высок, в рекламе имитируют проведение эксперимента с использованием предлагаемого товара. «Эксперимент», разумеется, заканчивается триумфальным успехом.

Но совершенно очевидно, что к науке данное действо не имеет никакого отношения. Роль специалистов в белых халатах может играть кто угодно, а диаграммы и графики ничего не стоит намалевать в любом количестве и любой формы. 8. Мнение известного человека. Товар рекламирует популярная личность: актер кино, кумир молодежи. Расчет на стереотип: «раз уж такие люди покупают, то сомневаться нечего, надо брать».

9. Глас народа. Метод в определенном смысле противоположный предыдущему. Обыгрывается образ человека с улицы, такого, как все. Рекламщик как бы говорит потребителю: «Ну это же не реклама, для рекламы мы бы наняли звезд. Здесь просто демонстрация житейского опыта обычных людей». 10. Наведение ужаса. Потребителю внушают, что существуют смертельно опасные ситуации, в которых может

помочь только определенный товар или услуга. Например, мобильный телефон позволит вызвать срочную помощь. В более мягком варианте такая реклама может принимать форму совета, в котором, однако содержится угроза. «Вы ведь не хотите заболеть? Тогда купите витамины». 11. Не будь изгоем. Большинству людей свойственен страх оказаться изгоем. Неслучайно в древние эпохи изгнание было одним из самых страшных наказаний.

Манипулятор использует слабость человеческой психики, внушая, что «все уже товар купили, все уже оценили его высокое качество и необходимость, а вы остались в меньшинстве». В таких случаях показывают толпы людей, разные города и народы, представители которых едины в том, что «доверяют» одном и тому же бренду. 12. Апелляция к «добрым чувствам». Сюжет клипа строится таким образом, чтобы товар ассоциировался с событиями, вызывающими положительные

эмоции, возникающие в процессе человеческого общения. Дружба, встреча с родителями, постройка нового дома, сдача экзамена. 13. Эксплуатация родительского инстинкта. Товар представляют как полезный и нужный детям. Ребенок счастлив, если вы купите ему рекламируемую вещь: подгузники, шампунь. 14. Патриотизм. Здесь используются образы национальных героев, исторических и фольклорных персонажей,

национальные костюмы. 15. Ошарашить! Цель такой рекламы потрясти потребителя настолько сильно, чтобы рекламируемый товар крепко засел у него в памяти. Известная рекламная кампания «Шок-это по-нашему» является мягкой формой реализации данного метода. 15. Удовольствие. Львиная доля клипов содержат сексуально окрашенные образы, предлагают «райское наслаждение», искушение «вкусом» и так далее. Цель -связать товар с удовольствиями.]

Зыкин Д. «Анатомия рекламы»// http://www.contr-tv.ru/autor/32/ Перечисленные приемы являются идейным каркасом рекламных кампаний. Скелет потом обрастает шаблонными образами: красотками, предупредительным доктором, доброй бабушкой, веселыми детишками. При этом всегда конструируются рефлекторные связки-ассоциации в духе Павлова. Виктор Сороченко выделяет такие методы воздействия прессы и рекламы:

1. Полезный совет 2. Анонимный авторитет 3. «Будничный рассказ» 4. Голодовка 5. «Держи вора » 6. Забалтывание 7. Эмоциональный резонанс] Сороченко В. «Энциклопедия методов пропаганды»//www.antiglobalizm.org/free/ propag2.html Зыкин Д. рассматривает и технический аспект воплощения рекламных идей: 1. Вплетение рекламы в кинофильм.По ходу сюжета персонажи фильма ездят на автомобилях, слушают магнитофон,

носят джинсы, курят сигареты, звонят по телефону и так далее и тому подобное. Вопрос: сигаретой какой марки затянется главный герой? Ответ: это зависит от того, сколько готова заплатить табачная компания. 2. Рифма, игра слов. Слоганы рифмуются. Название бренда становится частью игры слов. 3. Подделка. Людям показывают идеализированные муляжи рекламируемого товара.

Аппетитная корочка жареного цыпленка запросто может оказаться компьютерным спецэффектом, а роль обильной пивной пены может играть шампунь. 4. Лингвистические стереотипы. В каждом языке присутствует лингвистические конструкции, которые побуждают человека самостоятельно сделать вывод из предложенных предпосылок. Именно поэтому создателя рекламы невозможно обвинить в прямой лжи. Но в языке существуют написанные правила интерпретации слов, отличающиеся от формальной логики.

По сути, в предпосылках содержится дополнительная информация, некоторая недосказанность, которая, тем не менее, понимается однозначно. Для иллюстрации стоит привести конкретный пример. Перед зеркалом женщина красит губы «новой» губной помадой, а после выходит на улицу. Встречающиеся по пути мужчины восхищенно смотрят ей вслед и громко восторгаются. Строго говоря, нигде не сказано, что столь поразительный эффект достигнут благодаря помаде.

Как говорится, «после» не значит «благодаря». Но обыденное сознание не склонно интерпретировать сюжет в категориях формальной логики. 5. Юмор. Сочетание рекламного слогана с веселая шуткой или комичной ситуацией способствует запоминанию бренда. 6. Подпороговые воздействия. Наиболее скандальная и спорная рекламная техника. Пресловутый двадцать пятый кадр, надпись, сделанная микрошрифтом, едва слышимые сообщения, весь спектр

воздействий, производящихся на грани человеческих возможностей восприятия. Скрытая таким образом информация незаметно попадает прямо в подсознание, минуя психологические барьеры.] Зыкин Д. «Анатомия рекламы»//www.contr-tv.ru/autor/32/ Очевидно, что в распоряжении манипулятора нет так уж и много «отмычек», нужно лишь уметь их распознать. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В техническом отношении информационная техника располагает к распространению пассивности.

Как легко повернуть выключатель, устроиться на диване и позволить образам беспрепятственно проникать в мозг. Когда свойство коммуникационной техники подкрепляется социально подготовленными программами, намеренно добивающимися такого парализующего воздействия, то результат, как правило, поразительный. Подобное сочетание лишенных жизненного содержания программ и располагающей к пассивности коммуникационной техники вот инструмент современного аппарата манипулирования сознанием.

Необходимы усилия по преодолению или хотя бы созданию противовеса этой вызывающей пассивность системы. Творческий подход мог бы способствовать развитию участия к пробуждению сознания, но нельзя ожидать, чтобы экономика стимулировала подобные усилия, ведь кому-то выгоднее иметь в подчинении покорных предсказуемых рабов, а не думающих людей. В любом случае первой, скромной задачей должно стать осмысление манипулятивной функции информационных средств во всех ее проявлениях, а затем попытка противостоять, иметь собственное,

а не навязанное мнение. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1) С.Г. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием» //www.kara-murza.ru/manipul.htm 2) Г.Шиллер «Манипуляторы сознанием» //www.antiglobalizm.org/antiglob.html 3) Ходов А. «Манипуляция и образование»//www.contr-tv.ru/print/1290 / 4) Зыкин Д. «Анатомия рекламы»// www.contr-tv.ru/autor/32/ 5)

Сороченко В. «Энциклопедия методов пропаганды»//www.antiglobalizm.org/free/ propag2.html 6) Зыкин Д. «Кованым сапогом по юному мозгу»// www.contr-tv.ru/print/1226/ 7) Симагин Г. «Тонкости противодействия манипуляции»//www.contr-tv.ru/autor/8/ 8) Данилин А.Г. « Наркотик массовой культуры» //www.antiglobalizm.org/drugs.html 9) Мунтян П. «Влияние сети Интернет на развитие человека как психологическая проблема» //psynet.carfax.

ru/ 10) Гримак Л. «Гипноз рекламы»//www.antiglobalizm.org/antiglob .html 11) В. Бритков, С. Дубовский. Информационные технологии в национальном мировом развитии. Общественные науки и современность. №1, 2000.//www.antiglobalizm.org/inform.html 12) Сороченко В. «Осторожно недобросовестная реклама!» //www.antiglobalizm.org/free.html 13) В. Бессонов «Пропаганда и манипуляция как инструменты духовного порабощения»

Идеология духовного подавления М 1978.//www.antiglobalizm.org/drugs.html 14) Е.Широкова, Л.Карпенко «Свобода слова на ТВ: взгляд изнутри и снаружи» //anti-glob.narod.ru/ 15)Жмуров Д. «Теленасилие (Манипуляции на российских телеканалах)» //www.antiglobalizm.org/inform.html 16) Кривцун К. «Манипуляция сознанием в СМИ»//zhurnal.lib.ru/k/kriwcun_k_a/ 17)Зелтын А. «Промывка мозгов. Манипуляция сознанием общества и психология суггестии»//psyfactor.org/lybr1.htm 18)

Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы:научное издание 2-е издание 384 с.:ил СПб 2007



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.