Рымкевич Я.А.
Взаимодействиерелигии и политики в нашу динамическую эпоху занимает доминирующие положение,так как процесс взаимопереплетения личного и общественного в жизнедеятельностиверующих оказывает влияние на принятие политического решения.
С.Ханстингтон считает, что следующий век будет связан именно с религиознымивойнами, которые будут происходить на цивилизационных изломах.
Понятие«религия» включает в себя одну из форм идеологической настройки — совокупность мистических представлений, покоящихся на вере в чудодейственныесверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поклонения. Исамо слово «религия» произошло от латинского слова religio -вера всуществование сверхъестественных сил бога или богов, духов, ангелов и т.д.
Религияв своих развитых формах представляет сложное структурное образование, в которомможно выделить следующие элементы: религиозное сознание, которое в свою очередьделиться на религиозную идеологию и психологию; религиозное действие (культ) ирелигиозное объединение (схема ?1).
Взаимозависимостьрелигии и политики доказывается хотя бы тем, что они имеют общий объектвоздействия и их носители одинаковы, ими являются социальные группы, классы,нации, т.е. массы.
Вданном случае религия выступает как звено социокультурных связей,функционирование, которого позволяет понять их структуру и возникновение, а также как фактор социальных отношений, даже можно сказать самая ранняя формаданных отношений. Поэтому она способствует легитимизации тех или иных формсоциальных отношений, и способствует поддержки стабильности общества истимулируя его изменения.
Существует4 канала связи между религией и политикой:
религияи политика могут быть рассмотрены как идеологические системы.
Религияи политика имеют общий объект воздействия -массы.
Представителирелигиозных конфессий с одной стороны лоббируют свои интересы через политиков,а с другой стороны политики используют религиозные нормы, догмы и религиозныеорганизации в своих целях;
Появлениеновых религиозных течений может повлиять на дальнейшее развитие политическихотношений в обществе.
Причинывлияния религии и церкви на политику:
А)усложнение политической организации, имеем ли мы в виду явлениегосударственного лоббирования, или демократический механизм избирательныхкампаний, или политический плюрализм, чрезвычайно расширяющий поле политическойдеятельности, тем самым расширяется круг влияния
В)Церковь как социальный институт стремится стабилизироваться, т.е. вестимиссионерскую деятельность, привлекая на свою сторону большое количествосторонников, что можно успешнее достичь, имея статус «государственной религии»
Передданной работой стоят следующие цели:
Выяснитьместо и роль деятельности духовенства в представительных органах власти.
Определитьвозможное развитие событий связанных с деятельностью религиозных политическихпартий.
Этицели можно достичь, если выполнить следующие задачи:
Рассмотретьдеятельность духовенства в представительных органах современной России
Проследитьпоявление, развитие религиозные партии и их особенности.
Новаяполитическая реальность настоятельно требует нового политического мышления,приоритетно ориентирующего на общецивилизационные ценности, на идеалы гуманногообщества. Как известно религия содержит общечеловеческие ценности, так,например, десять заповедей Моисея
Основнойрелигиозной традицией в России является православие, поэтому в своей работе ябуду касаться только православной религии, Однако из-за этого нельзя датьполную картину взаимоотношений политики, проводимой как сейчас, так и напротяжении всего описываемого периода, и религии. Если учесть, что основная массанаселения принадлежит именно этой конфессии, то и в большей мере положениедругих религии, имеющих своих приверженцев на территории РФ, зависит отположения православия в России.
Даннаяработа актуальна на сегодняшний день так, как о деятельности православногодуховенства в представительных органах власти сообщается в журнальных игазетных статьях, и так же в программных документах партий, где отраженыполитические предпочтения партий.
Существуетнесколько научных работ посвященных современности, (обычно их издает РоссийскийХристианский гуманитарный институт) Но отражают они государственно-церковныеотношения с правовой точки зрения, а не с политической. Так же в своей работе яиспользую мнение небольшого количества населения страны, выраженного на выступленияхдепутатов Государственной Думы.
Религиозные политические партии
Итак,возникновение современной христианской демократии явление не новое. Зачаткихристианской демократической идеи можно встретить в работах русских философовначала ХХ века. Примерно в это же время возникают и политические партиирелигиозной направленности, например: Христианско-демократическая партия«Воскресение», Христианский Рабочий Союз Финляндии и д. т.Естественно, идейная преемственность существует, и современные христианские, политизированныегруппы ищут свои корни в истории: кто в славянской, а кто и в латинской (ХДСГермании).
Христианскиеобщественные образования никогда не имели жестких структурных норм. Обычно онипредставляли собой собрание личностей, объединенных общей идеей христианства.(в начальный период образования данных организаций лозунгом объединенияявлялись также свобода и антикоммунизм). В советское время была осуществленапопытка создания концепции христианско-социального характера. Она быларазработана Всероссийским социал-христианским союзом освобождения народа(ВСХСОН) в начале 60-х годов.
Программа,написанная в 1964году, гласила, что «Высшей и абсолютной ценностьюхристианская религия признает каждую человеческую личность:Социал-христианская государственная доктрина рассматривает как безусловное злотакую организацию власти, при которой она является призом соперничающихполитических партий» [См. стр. 31 Щипков А. Во что верит Россия.СПб.,1998.].
РуководительВСХНО Игорь Огурцов и его единомышленники были арестованы и приговорены кдлительному тюремному заключению, а их теоретические разработки до сих поризвестны лишь узкому кругу людей.
Либерализациясоветского общества позволило полулегальным общественным объединениям,своеобразным протопартиям заявить о своей готовности бороться за власть.Толчком послужили объявленные свободные выборы в 1989 году. И за период с 1989по 1990 год появилась масса разнообразных партий.
Порезультатам опроса ВЦИОМ представленного в таблице?3 можно сделать вывод, чтоосновная масса населения исповедует православие, и количество приверженцевпостоянно увеличивается.
Христианско-политическиеорганизации можно разделить на три группы:
центристскиеи христианско-демократические движения и партии (Российское ХристианскоеДемократическое Движение, Российский Христианский Демократический Союз и т.п.).
православныемонархические союзы (Всероссийский монархический центр, Союз «ХристианеВозрождения», Христианский патриотический союз).
Национально-патриотическиепартии и союзы, имеющие «религиозные приоритеты» (Память, Русскийнациональный собор).
Отношениек подобным партиям изображено в таблице ?2.
Первымобъединением религиозной направленности был Христианский Патриотический Союз,который появился в 1988 году на базе группы «За духовное и биологическоеспасение народа», возглавляемое Осиповым В.
Перваялегальная христианско-демократическая партия была создана в 1989 году.Становление Христианско-демократических партий связано с деятельностьюВерховного Совета СССР(1990-1993). Во главе ее стоял известный религиозныйправозащитник, бывший политический заключенный, редактор самиздатовскогожурнала «Бюллетень христианской общественности» (БХО) АлександрОгородников. Данная организация, была названа «Христианско-демократическийсоюз России» (ХДСР). 4-7 августа 1989 года Учредительная конференциядекларировала создание ХДСР и приняла два документа: «Основные принципыХДС России» и «Обращение к христианам России».
«Основныепринципы» включали в себя шесть пунктов:
ХДСРоссии — политическая организация, опирающаяся в своей деятельности намировоззренческий и нравственно-этический фундамент, заложенный в Евангелии,данном Господом нашим Иисусом Христом. Во главе политики ХДС России стоитчеловек. Мы обращаемся к достоинству человека, его свободе и суверенитетуличности как Образу и Подобию Божию:
ХДСРоссии ставит своей целью духовное возрождение России, выражение интересовхристиан независимо от их конфессий, защиту их образа жизни и гражданских прав,построение правового демократического государства, исходя из принциповхристианской демократии, что включает в себя:
:равноправие всех идеологий, кроме призывающих к насилию, парламентскуюдемократию, многопартийную систему, обеспечение прав наций на самоопределение,включая отделение и создание суверенной парламентской России; в соответствии сБожественным принципом многообразия мира создание многоукладной рыночнойэкономики; отказ от насильственной идеологизации как основополагающий принципвнешней политики :
ХДСРбезоговорочно отрицает насильственные методы политической борьбы.
: сотрудничествосо всеми христианскими и демократическими силами,: используя в своейдеятельности опыт мирового христианско-демократического движения, воплощенныйИнтернационалом Христианской Демократии (ИХД).
Извыше описанного можно сделать выводы: во-первых, ХДСР в соответствии сположением в стране подходит к национальному вопросу с одной стороныподдерживает различные нации, подтверждая их право на суверенитет религией, а сдругой — стремиться объединить народы при помощи религии. Во-вторых, ХДСРпытается подтолкнуть религиозные организации обратиться к опыту западныхорганизаций подобного толка, не учитывая особенности России.
Всентябре 1989 года ХДСР был принят в ИХД, что укрепило его политическое ифинансовое положение.
Второйдокумент- «Обращение к гражданам России»-носит чисто агитационныйхарактер.
Организационноеоформление партии заканчивается к осени того же года, когда была проведенавторая конференция. На этой конференции был принят устав партии и выбраноПолитбюро. Однако с осени 1989 года начинается раскол внутри партии. Первымпокинул ряды партии В. Савицкий, занимавший пост заместителя по идеологии.Вернувшись в Ленинград, он организовал Христианский Демократический Союз (ХДС).Весной 1990 года в партии попытались совершить переворот, который не удался. Нов результате была образована Российская христианско-демократическая партия(РХДП), во главе с Чуевым.
Кнаиболее представительным партиям начала 90-х годов относится РоссийскоеХристианское Демократическое Движение (далее РХДД), которая в начале своейдеятельности располагала собственной парламентской фракцией(12 народныхдепутатов).
Вдекабре 1993 года по результатам выборов в Государственную Думу прошли 4представителя христианских партий (РХДД, РХДС, ХДСР, РХДП), Все они входили впартийные блоки: РХДС во главе с Борщевым входили в блок «ЯБЛоко»,РХДД Власов как независимый кандидат по одномандатному округу, РХДС В.Савицкийпо списку от Демократического выбора России.
В1994 году В.Савицкий заявлял «основной целью депутатской группыхристианских — демократов, состоящей из 12 человек, являлось все это времяпривнесение нравственности и христианской морали в политику».
Вэтом же году в результате деятельности данной группы были приняты решения:
оматериальной помощи жителям блокадного Ленинграда.
законо благотворительности.
законо свободе совести.
Врезультате преобразований происходящих в обществе к основным документамрелигиозных партий добавились такой пункт из программы РХДП, где говорится, чтодуховное возрождение общества, возможно, через социальные предпосылки вобществе. А именно:
уважениек национальным традициям, но при приоритете истории и культуры России.
восстановлениесемьи как фундамента нравственно-этических ценностей.
Повышениероли религии и духовного образования в жизни общества.
Укреплениеединства на принципах патриотизма и солидарности.
Также в программе РХДП предлагается проект государственного устройства РФ, гдеосновным принципом является свобода и суверенитет человеческой личности. Оченьмногое религиозные российские партии заимствовали от подобных зарубежныхпартий, например, по мнению представителей Христианского Демократического СоюзаФРГ «Государство должно обеспечивать необходимым существование людей изащищать от жизненных обстоятельств».
Аналогичнодела обстоят и с целями социальной политики РХДП. Западные партии подобноготолка считают: «Человек — хозяин своей судьбы, по праву располагающийвсеми благами государства». (цит. по С. Л. Сокольскому Христианский демократическийсоюз ФРГ: социология и политика. М.,1983 стр. 144.).
Уставпартии гласит, что РХДП объединяет граждан России и ставит своей целью еедуховное, политическое и экономическое возрождение, и создание в границахРоссии правового государства, основанного на принципах христианской демократии.
Основнымизадачами партии являются:
деидеологизациягосударства через равноправие всех идеологий, кроме тех которые призывают кнасилию, религиозной и национальной вражде или оправдывающих их.
обеспечениепарламентской демократии через разделение законодательной, исполнительной исудебной властей, многопартийную систему свободные выборы.
приоритетправ личности перед интересами государства, как основополагающий принципправовой системы.
безусловноеобеспечение гражданских прав и свобод: свободы слова, печати, собраний,митингов и т.п.
гарантированноеобеспечение прав наций на самоопределение, включая отделение.
Обеспечениесвободы вероисповедания, миссионерства, религиозного образования и воспитания,гарантия доступа и владение верующими Средствами Массовой Информации (далееСМИ).
Обеспечениематериального благополучия общества путем создания многоукладной рыночнойэкономики, базирующейся на различных формах собственности при гарантиисоциальной защиты граждан.
Отказот военной и политической экспансии и насильственной идеологизации, какосновополагающего принципа внешней политики.
Установлениягармонических отношений между природой и человеком, борьба против безрассуднойпромышленной эксплуатации природных богатств.
Конструктивноесотрудничество со всеми демократическими силами как внутри страны, так и зарубежом.
Длядостижения поставленных задач РХДП предлагает в соответствии с действующимзаконодательством использование в своей деятельности таких ненасильственныхдемократических средств политической борьбы как: просвещение, распространениеидеалов христианской демократии, участие в выборных органах, обращение кгражданам через СМИ (радио ТЕОС), мирные демонстрации, митинги, забастовки ираспространение листовок.
СтруктураРХДП представлена в схеме ?2.
Прианализе программ других религиозных партий, можно выделить следующие общиечерты:
основана персонализме;
выступаютза постепенное проведение реформ, причем снизу вверх.
обращениек широким национальным слоям с призывом объединяться, но при приоритетеправославной религии.
предлагаютразличные варианты аграрных реформ.
Навыборах 1995 года была осуществлена попытка, объединить все партии христианскойнаправленности в объединение Христианский Демократический Союз — ХристианеРоссии, возглавляемого В.Савицким. В Федеральных списках кандидатов в депутатыГосударственной Думы это движение было представлено членами христианскихпартий, существующих на территории России с центрами в Санкт-Петербурге, Москве,Иркутске, Ярославле и Улан-Удэ.
Своидействия данное объединение направляет в помощь малому и среднему бизнесу.
Итогивыборов оказались плачевным для религиозных партий в Государственную Думупрошли лишь 3 человека, причем все они являются лидерами христианских партий.Поэтому партии подобной направленности не могут влиять на принятие политическихрешений из-за своей малочисленности.
Всеже активность религиозных партий на этом не заканчивается, они принимаютучастие в деятельности общественных организаций, таких как: Реформы — НовыйКурс, Консервативное движение России.
Атакже в электорат крупных партий входит, большое число верующих:Партия самоуправления трудящихся С. Федорова 65% «Наш дом — Россия» 56% «Женщины России» 50%
Прирассмотрении отношения РПЦ с коммунистической партией, можно говорить о«симпатиях» коммунистов к православию. Достаточно обратить вниманиена газету «Советская Россия». Там мы найдем и Слово к праздникуРождества Христова, в котором утверждается, что «не будет православной России,не будет и мира», так же мы прочтем и про осуждение космополитизма иоправдание патриотизма с христианских позиций.
Вконце 90-х годов Г.Зюганов опубликовывает труд «Вера и верность».Данная работа была раскритикована митрополитом Гедеоном, который указывает о невозможности теократического управления в России и описывает черты грядущего вовзаимоотношениях РПЦ и государства: государство обязалось бы:
Невмешиваться во внутренние дела церкви.
Официальнопризнало особую роль православия в становлении российской государственности ижизни русского народа.
Предоставитьцеркви все необходимые условия для нравственного воспитания и духовногопросвещения общества. Например, бесплатное эфирное время на государственномрадио и телевидении.
Законодательнозащищать церковь от внешней «духовной агрессии».
Вернутьцеркви все религиозные святыни, обеспечить при этом сохранность иобщедоступность тех культурных и истинных ценностей, которые являются нашимнациональным достоянием.
Оказатьпомощь церкви в деле восстановления разрушенных храмов и монастырей, но затратыне должны противоречить удовлетворению насущных нужд людей.
Всвою очередь церковь могла бы поручиться:
Невмешиваться в дела государственного управления и не участвовать в политическойборьбе
Вобщественных проповедях поддерживать идеалы христианского патриотизма,традиционной самобытной русской державности и ценности национальноговозрождения, а так же связь между церковью, армией, образовательнымиучреждениями и министерством культуры.
Мобилизоватьвсе свои возможности для скорейшего, нравственного выздоровления общества, длядуховного противодействия растлевающему влиянию «культаудовольствия»- особенно среди молодежи.
Взятьна себя функцию социальной защиты.
Поотношение к религиозным действиям различных партий можно выявить следующиеидеологические направления:
те,которые не соблюдают обрядов, относят себя к либералам;
те,которые соблюдают все каноны, являются коммунистами или приверженцамимонархических идей.
Итак,на современном этапе правовые документы в основных положениях отстаивают праварелигий, исторически существовавших на территории нашей страны. Законы,касающиеся вопроса свободы совести и свободы вероисповедания, принятые в периодс 1991 по 1998 год, удовлетворили с одной стороны верующих, с другой — представителей духовенства. На это указывает снижение интереса к религиознымпартиям. Если обратиться к историческому опыту, то можно заметить, чтоактивность священнослужителей в политическом вопросе всегда была связана синтересами духовенства. По-моему в настоящий момент церковь пытается закрепитьдостигнутые позиции, а лишь потом улучшать свое положение. Что касаетсядеятельности религиозных партий, то следует зафиксировать постепенный спадинтереса к подобным организациям. Всплеск их деятельности был связан с однойстороны, как уже сообщалось, с религиозным возрождением, а с другой — с ростомпатриотических чувств и массового отделения от СССР союзных республик.
Деятельностьсвященнослужителей в представительных органах и отношение РПЦ к ведущим партиям
Вконце 80-х годов в результате голосования депутатские мандаты получилипредставители духовенство. Однако их поведение и некоторые высказывания привелик тому, что Архиерейский Собор РПЦ принимает решение, что никто из депутатовсвященнослужителей не может выступать от имени церкви, а только от себя лично.В последствии Архиерейский собор принял решение об отказе в участии визбирательных кампаниях, некоторые священнослужители были преданы анафеме,например Г. Якунин. Подобное решение отстранило от взаимоотношений с властьюсвященников, но не стало преградой для общения власть предержащих с высшимицерковными кругами. Таким образом, все необходимые для церкви решенияпринимаются непосредственно через общение высших иерархов с политиками. С однойстороны установившиеся положение удовлетворяет церковную бюрократию, так как веЈ внутренние дела никто не вмешивается и не проталкивает свои предложениячерез «голову начальства». С другой стороны государстводоговаривается непосредственно с иерархами различных религий и может, небеспокоится насчет выполнения принятых постановлений, так как для простыхсвященно служителей это решение будет выглядеть как указание сверху, котороенадо выполнять, а не обсуждать.
Вавгусте 1991 года патриарх Московский и Всея Руси Алексий 11 выступает спризывом, где говорится: «Братья и сестры! Взорван хрупкий гражданский мирв нашем обществе. По поступающим сообщениям, начинается открытое столкновение икровопролитие. В этих условиях мой долг Патриарха предупредить всех, кому словоцеркви дорого и небезразлично: всякий кто подымает оружие против своегоближнего, против безоружных людей приемлет на душу тягчайший грех, отлучающийего от Церкви, от Бога. О таковых подобало бы проливать больше слез и молитв,чем об их жертвах. Да избавит нас Господь от страшного грехабратоубийства.»
Этобыла первая попытка предотвратить межнациональные конфликты, но патриарх не былуслышан.
Священоначалиев последние годы постепенно осваивается с ролью «всеобщегопримирителя». Основным форумом, на котором патриарх предпринимает усилиепо достижению «всеобщего согласия», становиться Всемирный РусскийСобор — постоянно действующая, прицерковная, общественная организация.Патриархия стремиться привлечь на различные мероприятия Собора все наиболеезаметные политические силы и представителей всех ветвей власти. Наибольшегоуспеха в этом отношении она добилась на 111 Русском народном соборе в началедекабря 1995 года, состоявшегося перед самыми выборами в Государственную Думу.Его участниками были представители всех основных политических сил от Г.Зюганова с В.Жириновким до Г. Явлинского. Основная мысль, которую стремилисьдонести иерархи, сводилась к достижения единства и консенсуса.
Определеннуюхарактеристику роли церкви в сознании, как масс, так и политических деятелейможет дать описание того, как РПЦ включалась в предвыборную президентскуюкампанию 1996 года. Журналисты начинали говорить о «клерикализме»предвыборной кампании Б.Н. Ельцина, однако оказание знаков внимания церкви неприбавило голосов избирателей.
Входе предвыборной кампании В.Черномырдин и С.Беляев, выступая на 111 ВсемирномРусском Национальном Соборе, пообещали полностью вернуть церковное имущество,осуществить последовательную реституцию. «Газпром» стал одним изсамых мощных спонсоров Православного миссионерского центра МосковскойПатриархии. Храм Христа-Спасителя строился фантастическими темпами подгосударственным контролем.
Программапартии «Наш дом Россия» на вопрос ?63 " Отношение движения крелигии?" отвечает: «НДР поддерживает не только Православную Церковь,но и другие конфессии, традиционно существующие в России. Однако мы выступаемпротив деятельности в нашей стране различных тоталитарных сект».
Основнаясоциальная деятельность церкви в обществе заключается в роли беспристрастногоморального судьи, который поддерживает демократические ценности, права исвободы граждан, милосердие и гуманизм в жизни общества, призывает граждан исамо государство поступать, исходя из требований совести.
Также не следует пропускать и такое влияние религии на политику как участие влегитимации власти и внесение религиозными организациями конкретных предложенийна стадии принятия решении.
Например:Благославление на должность Б.Н.Ельцина и В.В.Путина. Послание митрополитаСмоленского и Калининградского Кирилла от 8.07.1996 Государственной Думе, вкотором он, ссылаясь на «пожелание десятков миллионов верующих»,предложил исключить из проекта федерального закона «О внесении изменений идополнений в Закон РСФСР „О свободе совести и вероисповеданий“,принятого Государственной Думой в первом чтении.
Согласно,положению „установление какого-либо преимущества или ограничений для однойили нескольких религиозных организаций не допускается“» И надосказать добился своего.
Напервый взгляд нет необходимости подчеркивать тот факт, что сегодня РПЦ неявляется государственной религией. Согласно статье 14 конституции РФ, принятой12 декабря 1993 года, «никакая религия не может устанавливаться в качествегосударственной или обязательной». Приведенные выше примеры дают повод кобвинению РПЦ в том, что она государственная. Хотя Алексий11 неоднократноуказывает на то, что РПЦ не стремиться стать государственной религией, так какподконтрольность церкви государству лишит последнюю самостоятельности. При чемполитикам придется учитывать поликонфессиональность населения России в связи смногообразием этносов.
Итак,деятельность священнослужителей в представительных органах осужденаАрхиерейским собором. Хотя сами высшие чиновники духовенства стараются влиять наполитику не только российского масштаба. Так, например Алексий второй в концеавгуста 1998 года наградил президента республики Татарстан М.Шаймиеваправославным орденом как знак признательности его заслуг в созданииблагоприятных условий мирного сосуществования людей с различными, религиознымиубеждениями, главным образом православия и мусульманства.
Подводяитог работы можно сделать следующие выводы:
Деятельностьсвященнослужителей в политической сфере к началу 90-х годов была осуждена и порешению собора отменена. Однако в идеологической и политической борьбе церковьне может не участвовать. Поэтому она может, во-первых, проповедовать моральныеценности для всего общества. Во-вторых, защищать интересы, права и привилегиицерковной организации. Однако последняя цель достигается через поддержкуинтересов церковной бюрократии.
Возниклапроблема воздействия религии на развитие этнополитических процессов всовременном обществе.
ОтношенияРПЦ с ведущими политическими партиями складываются по-разному в зависимости отих помощи церкви и от прошлых отношений (ком.партия)
Общественноемнение относительно огосударствления православия весьма противоречиво. Уровеньрелигиозной нетерпимости среди широких слоев населения весьма низок, чтоподтверждается эклектизмом русского религиозного сознания. Но при этомвыступают против огосударствления православия, хотя и радуются возрождениюрелигии.
Поитогам выборов современные религиозные партий набирают наибольшие число голосовтолько, когда общество интересуется свободой вероисповедания. Обычно такоеположение дел связано с самоопределением нации, т.е. в кризисные ситуации. Котрицательным факторам, влияющих на деятельность и успех избирательных кампанийотносятся:
разобщенность,связанная в отличие от дореволюционных партий не с разногласиями внутридуховенства, а с нежеланием их лидеров делиться властью.
Отсутствиеподдержки со стороны РПЦ, вызванная, скорее всего тем, что церковь ужедостаточно окрепла, чтобы самой справляться со своими трудностями.
Плохаяразработка программ, так как при снятии религиозной окраски их действия немогут заинтересовать избирателей.
Еслилидеры партий подобного толка собрались бороться за власть, то им придетсяизменить свои программные документы. Так, например ХДС ФРГ делает упор на социальнуюполитику, и с течением времени она сыграла ведущую роль в программе ХДС, чтовпоследствии помогало партии завоевывать большее количество голосовизбирателей. К тому же корректировка программы может способствовать укреплениюэлектората. В современных условиях это необходимо, так как в сегодняшнее времяхристианская идеология не влияет так активно на жизнь население.
Религиозныепартии постепенно теряют позиции, так как у них нет постоянного электората.
Список литературы
УставРХДП, зарегистрированный под ?309 от 24.09.91
ПрограммаРХДП, проект второй редакции, август 1995.
Материалыи документы Общероссийского общественного движения. «Реформы — Новыйкурс.» М. 1996.
ООД«Консервативное движение России» М. От 15.02.1997.
Российскиевести от 29.12.93 и 11.12.93
Невскоевремя от 27.11.93.
Известияот 11.11.93.
Санкт-Петербургскиеведомости от 27.11.93.
Российскаягазета от 9.09.95
КонституцияРФ 1993 г. СП б 1997 г.
Христианскиепартии и самодеятельные объединения. Сб. материалов и документов. М. 1990
Трудот 20.11.99.
1.АнохинаО.А. Влияние идейных тенденций перестроечного периода на политическую идуховную культуру общества.//сб. ст. Православие, общество, культура. Омск.1995
2.БессмертныйА. Филатов С. Парадоксы советского благочестия.// сб. ст. Религия и демократия.М. 1993
3.Воронцов Л.М., Филатов С.Б., Фурман Ф. Е. Религия в современном массовомсознании //Социс ?11,1995.
4.ДубининБ. Религия, церковь, общественное мнение//Свободная мысль, ?11, 1997
5.ДубовИ.Г. Социально- психологический аспект общенациональной идеи в России.//Психологический журнал, Том 20, ?5, 1999.
6.ЖусебатьевМ.А. Православная Российская Церковь в роли гражданской религии постсоветскойРоссии.// сб. ст. Православие, общество, культура. Омск. 1995
7.ИгнатовИ. Богословские аргументы в политической борьбе.//Вопросы философии ?5 1997
8.ИгнатьевГ.К. Идеал: нравственный и религиозный.//сб. ст. Религиозная культура иобразование.Курган.1996.
9.ИгуменВениамин (Новик) Актуальные проблемы российского, православного, церковногосознания.//Вопросы философии ?2 1999.
10.Кара-МурзаА.А. Панарин А.С. Пантин И.К. Духовно- идеологическая ситуация в современнойРоссии: перспективы развития //Полис ?4 1995
11.КрасновВ. От выборов 1993 к выборам 1995 //Свободная мысль.
12.ЛокосовВ.В. Яковлев С.Л. Поможет ли религия России//сб. ст. Религия и политика всовременной России М. 1997.
13.МакаренковЕ.В. Сушков В.И. Политология альбом схем. М. 1998
14Маркова.Л.М.Теология в эпоху постмодернизма. //Вопросы философии? 2 1999.
15МеньМ.А. Христианство и политика.//Россия и современный мир ?1 1997.
16МитрохинЛ.М. Религиозная ситуация в современной России.//Социс ?11,1995
17.НовикВ. Демократия как проблема меры.//Вопросы философии ?7 1996.
18.НурулаевА.А. Взаимовлияние религии и политики в современной России.//сб. ст. Религия всовременном обществе: история, проблемы, тенденции. Казань.1998.
19.ПосентиВ. Демократия и христианство.//Вопросы философии ?7 1992.
20… Религияи демократия: На пути к свободе исовести.М.,1993.
21.Религия.Национальное согласие и возрождение России. М.,1993.
22.СокольскийС.Л. Христианский демократический союз ФРГ: социология и политика. М.,1983.
23.ФилатовС.Б. Новое рождение старой идеи: православие как национальный символ.//Полис ?31999.
24.ЧаплинВ. Церковь и политика в современной России М. 1997. Вып.18.
25.ЩипковА. Во что верит человек. СПб., 1998.
Примечания
Таблица?2. «Отношение к партиям, имеющими религиозную направленность по данным на1990 год.»Партии и блоки Православные Колеблющиеся Атеисты или представители других конфессий " Демократическая Россия" (и.п.) 3.40 3.47 3.52 Социально-демократические партии 3.04 3.13 3.19 «Память» 2.58 2.65 2.31 Партии монархической направленности 2.53 2.36 2.28 Христианско-демократическое движение 3.20 2.36 2.32
Таблица?3. «Опрошенным был задан вопрос „Считаете ли вы себя верующим, иесли да, то какую религию исповедуете.“
1986 г.
N=1300
1993 г.
N=1930
1994 г.
N=2957
1996 г.
N=2404
1997 г.
N=2406 Неверующие 65% 40% 39% 43% 37% Православные 30% 50% 56% 44% 48%
Схема?1 Структура религии. Религиозное сознание Религиозная деятельность Религиозная организация Религиозная идеология Религиозная психология Проповеди и молитвы Конфессиональные руководящие центры Религиозная философия и теология Религиозные чувства, идеи, представления Обряды и богослужение Региональные организации Религиозно-ориентирован-ные теории Видения, эмоции, настроения Праздники и посты Низовые организации /> /> /> /> /> />