/>/>
Содержание
1. Содержание
2. Введение
3. Предпосылкивозникновенияхристианства
4. Ранниехристианскиеобщины
5. Развитиехристианскоймифологии
6. Возникновениехристианскойцеркви и культа
7. Превращениехристианствав государственнуюрелигию
8. Разновидностихристианства
8.1. Православие
8.1.1. Православиена Руси
8.2. Католицизм
8.3. Протестантство
8.4. Лютеранство
8.5. Кальвинизм
8.6. Пресвитериане
8.7. АнгликанскаяЦерковь
8.8. Баптизм
9. Заключение
10. Литература
Введение
Опроисхождениихристианстванаписано огромное, по существунеобъятноеколичествокниг, статейи других публикаций.На этом поприщетрудились ихристианскиеавторы, ифилософы-просветители, и представителибиблейскойкритики, иавторы-атеисты.Это и понятно, поскольку речьидет об историческомфеномене — христианстве, создавшеммногочисленныецеркви, имеющеммиллионыпоследователей, занимавшеми до сих порзанимающембольшое местов мире, в идейной, экономическойи политическойжизни народови государств.Христианство– (от греч. –Christos – помазанник)одна из такназываемыхмировых религий(наряду с буддизмоми исламом).Христианствораспространеннов странах Европы, Америки, в Австралии, а также в результатеактивноймиссионерской деятельности– в Африке, наБлижнем Востокеи в ряде районовДальнего Востока.Точные данныео численностипоследователейХристианстваотсутствуют.Главные идеиХристианства: искупительнаямиссия ИисусаХриста, предстоящеевторое пришествиеХриста, страшныйсуд, небесноевоздаяние иустановлениецарства небесного.Так что же такоеХристианство.Если говоритьсовсем коротко, это религияв основе, которойлежит вера вто, что две тысячилет назад Богпришел в мир.Он родился, получил имяИисус, жил вИудее, проповедовал, страдал и умерна кресте, какчеловек. Егосмерть и последующеевоскрешениеиз мертвыхизменило судьбувсего человечества.Его проповедьположила началоновой, европейскойцивилизации.Для христианже главнымчудом было неслово Иисуса, а Он Сам. Главнымдело Иисусабыло его бытие: бытие с людьми, бытие на кресте.
Предпосылки возникновения христианства
Христианствовозникло в 2-йполовине 1 в.н. э. в восточныхпровинцияхРимской империи.Религии древнегомира обычнобыли ограниченыв своём распространениитой или инойнародностью; например, существовалирелигии египтян, римлян, иудеев, вавилонян, персов; этирелигии тесносвязанные стеми или инымигосударствамислужили интересамих хозяев. Дляэтих религийбыло характернопрезрение крабам, к рабскомутруду. Новаярелигия должнабыла обращатьсяко всем народностямобширной Римскойимперии, невзирая, на какиелибо этническиерамки, отбросивразличныеограничительныеобряды и церемонии, свойственныепрежним религиям.Она должна былаобращатьсяко всем социальнымслоям общества, в том числе ик рабам, которыемогли бытьчленами новыхрелигиозныхобщин, впервыепровозглашаяабстрактноеравенство ввиде равенствалюдей передбогом. Ее возникновениебыло частичноподготовленопопыткамиримской государственнойвласти установитьединый государственныйкульт для всейимперии в видекульта объявленногобогочеловекомимператора, равно обязательногодля всех народностей, населяющихимперию. Христианствобыло подготовленотакже процессомсмешения различныхверований вРимской империии распространениякультов некоторыхбожеств [например, Исиды (Египет), Митры (Иран)]за пределамитой страны, вкоторой онипервоначальнопочитались.Новая религия, отразив началокраха античныхмировых порядков, была вместес тем зародышемидеологии, более соответствовавшейэлементам новыхобщественныхотношений.
Дляидейной атмосферы, в которой возниклохристианство, было характерноширокое распространениеразличныхидеалистическихвоззрений, религиозныхи этичных учений.В этот периодгреческаяфилософия всеболее вырождаласьв грубый идеализм, мистику, превращалосьв богословие.Идеи этой философии, призывавшейк отходу отпознанийестественногомира, природыи восхвалявший«дух» и мистическоесозерцание, широко распространилисьво всей Римскойимперии. Римскийфилософ-стоикСенека («дядяхристианства», по выражениюЭнгельса) учил, что тело – бремядуши и наказаниедля нее, чтоземная жизньесть лишь прелюдияк загробнойжизни души, чтоэта жизнь доступнавсем слоямнаселения. Идеигреческойидеалистическойфилософииоказали такжевлияние напользовавшиесяизвестностьюучение философа1 в. н. э. ФилонаАлександрийского, которого Энгельсназвал «отцомхристианства».Филон учил, чтоматериальныймир, в том числеи природа человека,- начало греховное, низменное, тело темницадуши. Безднаотделяет мирдуховный отмира материального, но между этимимирами существуетпосредник –божественныйлогос, спаситель, мессия, припосредствекоторого греховныйчеловек, проникаясьверой, можетспастись. Филонпереработалтакже еврейскиемифы о мессии– спасителе, рожденной девойполубоге. Дляэтого временихарактернобыло распространениеразличныхмистическихтечений гностицизма, также разрабатывавшихучение о божественномлогосе – посреднике, и заявлявших, что путем мистикиможно достичьпознания скрытыхвещей, «премудрости»,«просветления»и «спасения».
Вдревних политеистическихрелигиях, известныхв тот период, большее значениеимело представлениеоб «искупительнойжертве» богамза «прегрешения»людей, которыетаким образоммогли «очистится».Широкое распространениево всех странахдревнего мираимела такжевера в божественныхспасителей, тесно связанныхс ежегоднымумиранием ивоскресениемрастительностии культом Солнца.Все эти верованияи легли в основухристианскогопредставления« о богочеловеке»,«сыне божьем», сошедшим наземлю, принявшемстрадание исмерть в целяхискуплениялюдей от «первородногогреха».
Большоезначение вподготовкеновой религииимели еврейскиеколонии диаспоры, находившиесявне Палестины.В кварталахбольших городовВостока, гдеютилась еврейскаябеднота, всегдаготовы былислушать проповедьо греховностиэтого мира, опутях избавленияот тягот жизнипри помощивмешательствасверхъестественныхсил. Здесьраспространялисьрелигиозныеучения, проповедовавшиененависть к«язычникам», к их обществуи государству, веру в мессию– «спасителя»,«помазанникаБожия», которыйдолжен придтив мир и принестиизбавленияэтой массе.Идеи различныхрелигиозныхтечений, зародившихсяв Палестине, по-своемупреломлялисьв колонияхдиаспоры. ВПалестине сектазелотов проповедовала, например, чтопридет мессия, который соберетополчение ипрогонит чужеземцев– римлян – изстраны. В еврейскихколониях религиозныеидеи мессииизменялись, образ мессиивсе большеприобреталнеземной характер, приход мессиитолковалсямистически, как наступлениенекого «царстваБожия», какоблегчениедля бедняков.Другая сектав Палестине– ессеи – такжепроповедоваламессианизми призывалак самоусовершенствованию.Кружки «терапевтов»в Египте проповедовалиуход из городов; примкнувшие к этому движениюстроили своихижины в окрестностяхАлександрии, вели суровыйобраз жизни, не ели мяса, проводили времяв молениях исобеседованиях.Такие кружкиобращалисьс проповедьюк беднякам, заявляя, чтотолько в бедности– благословениеБожие, они требовалиопрощения, умертвленияплоти, отказаот мирскихнаслаждений.Среди такихкружков распространялисьучения, являвшиесясмесью иудаизмаи обрывковгреческойидеалистическойфилософии. Т.о. христианствоне возниклов готовом виде, процесс егоформированиязанял длительноевремя. Для раннегохристианствахарактерноразнообразиекружков, групп, течений, междукоторыми небыло согласияпо ряду важнейшихвопросов вероучения.
Ранние христианские общины
По-видимому, первые общины, признававшиенового бога, спасителяХриста, сложилисьв Малой Азии, в Эфесе, Тиатиреи др., а такжев Александрии(в Египте); научныхданных о возникновенииэтих первыхобщин в Палестине(о которых говоритхристианскаятрадиция) нет.
Первыехристианскиеобщины отличалисьпростотойорганизации: их члены устраивалисобрания, совместныетрапезы. Насобранияхпроизносилисьпроповеди.Отдельныеобщины обменивалисьпосланиями.Во главе общинстояли проповедники.Не было еще ницерковнойорганизации, ни упорядоченногокульта, ни строгоустановленноймифологии.
Возможно, что в началеу этих сект небыло даже единодушияв отношенииназвания длянового богаХриста-помазанника.Некоторыепризнавалисвоим божествомИоанна – отшельникаи проповедникаотшельничества, которой позднеев христианскойлегенде былнизведен дороли «предтечи», официальногопредшественникаИисуса Христа.В других общинахдля нового богабыло взято имяполузабытогоиудейско-израильского«спасителя»Иисуса, культкоторого, по-видимому, находился всвязи с именемпочитавшегосяевреями героябиблейскихмифов – ИисусаНавина. Возможно, что нового богаранние христианепредставляликак возрождениенекого древнегобожества. Отголоскитаких представленийсохранилисьи в Евангелии, где об ИисусеХристе сказано:«… Одни говорили, что Иоанн восстализ мертвых; другие, чтоИлия явился; а иные, что одиниз древнихпророков воскрес»1.Очертания мифао новом богеХристе вначалебыли крайнерасплывчаты: вера в чудесноерождение, смертьи воскресениебога-спасителя– вот, пожалуй, и все, что объединялоранние христианскиеобщины в областивероучения.Гораздо большеих объединяланенависть поотношению кРиму, которыйизображалсяв виде пьянойот крови замученныхблудницы, валой одеждесидящей назвере с 7 головами.Первые христианебыли убеждены, что Рим – великаяблудница –скоро будетразрушен, всеприверженцыРима и сам дьяволбудут низвергнутыи заключеныв темницы, а наземле восторжествует«царство Божие»во главе с Христом.По истечениитысячи летдьявол освободитсяи будет новоесражение духови новое окончательноепоражениедьявола. Верав тысячелетнее«царство Божие», т.н. хилиастическиенастроения, известны нампо религиознымпамятникамразличныхнародов древнегомира, в том числеи египтян, чрезвычайнохарактерныдля раннегохристианства, жившее надеждойна сверхъестественноеизбавлениеи близкое торжествонад грешными ненавистнымРимом. Христианскаямифология, догматы и культсложились лишьв последствии, в борьбе многочисленныххристианскихсект, в результатестолкновенияс различнымирелигиознымитечениямигреческогоили древневосточногопроисхождения.В древнейшемпамятникехристианскойлитературы«ОткровенииИоанна» («Апокалипсисе»), написанномв Малой Азииоколо 69г. н. э.нашли отражениялишь бунтарскиенастроения: ненависть кРиму, ожиданиескорой гибелимировой империи,«конца света», когда Христосустроит «страшныйсуд», произведетна земле расправуи установит«царство Божие».В «Откровении»не упоминаетсярассказы оземной жизнии страданияхХриста, которыезатем заполнилиЕвангелия.Образ Христанаделен исключительнофантастическимичертами: онродился на небеот жены, «одетойв солнце и увенчаннойзвездным венцом»и т.д. Вместе стем «Откровение»показывает, что в христианствеуже в то времяборолись различныетечения. Бунтарскимнастроениямв ходе этойборьбы не сужденобыло победить.Надежда насверхъестественноеизбавление, на «божью волю», а не вера вчеловеческиесилы, в возможностьборьбы господствовалав сознаниилюдей.
Постепеннов христианствепреобладающеезначение получалото течение, которое призывалолюдей смиреннои терпеливо«нести свойкрест», ожидаябожественногоизбавления.В вероучениивсе большеподчеркивалосьстраданиебога-спасителя, и сам культ«богочеловека»стал, по сути, обожествлениемчеловеческогострадания.
Развитие христианской мифологии
Спобедой вхристианстветечения, котороепризывало кпримирениюс действительностью,«второе пришествие»Христа былоотодвинутов неопределенноебудущее. Надеждына скорое крушение«мира зла»пресекались.Идеи смирениянашли своевыражение в«Посланияхапостола Павла»(1-я половина 2в. н. э.). В «Посланиях»подчеркивается, что всякаяземная властьустановленабогом и ей необходимоповиноваться, рабы должныповиноватьсясвоим господам, жены – мужьям.От бунтарского, демократическогодуха ранниххристианскихобщин здесьуже почти ничегоне осталось.Одним из важныхвопросов, которыйследовало тогдарешить, былвопрос об отношенииновой религиик иудаизму.Новое течениеподчеркивало, что христианство– самостоятельнаяи единственноистинная религиядля всегочеловечества, а иудаизм быллишь подготовкойэтой религиии теперь потерялвсякое значение.Возможно, чтонекотораяконсолидацияобщин впервыебыла достигнутав г. Антиохии.Христианскаялегенда рассказывает, что там впервыесторонникиновой религииначали называтьсяхристианами2.В этот периодновыми чертаминаделяетсяи образ Христа.Тогда был созданидеализированныйобраз христианскогопроповедника, который долженбыл служитьпримером длямногочисленныхправедниковв христианскихобщинах. Хотя«Посланияапостолов»ничего еще неговорят о земнойистории Христа, но уже подчеркивают, что новый богприходил наземлю и в человеческомобразе претерпелсмерть на кресте, затем воскреси вернулся нанебо к своемуотцу. ОбразХриста рисуетсятеперь не толькокак образ новогобога, спасителя, посланногона землю дляискуплениягрехов людей, но, как и некоегоисторическогодеятеля, основателяновой религии.Стремлениетак изобразитьновое божествонашло своевыражение всоставленииповествованийо жизни, смертии воскресенииХриста, т. н.Евангелий(греч. – благовестие).СоставлениюЕвангельскихповествованийпредшествовалопоявлениемногочисленныхсборниковходовых изречений, т. н. «Логий», принадлежащихразличнымпроповедникамхристианскихобщин, но приписывавшихсяХристу. Некоторыеиз них содержат, помимо изречений, также краткиепояснения техвымышленныхобстоятельств, при которыхХристос будтобы призносилте или иныеизречения. Воснове евангельскихповествованийлежат сборникиизречений, дополненныенескольковидоизмененнымисказаниямидревних религийо чудесномрождении богов, об их чудесах, пророчествах, смерти и воскресении.Так, евангельскийрассказ о рожденииХриста, по-видимому, представляетсобой переработкудревнеегипетскогосказания орождении сыновейбога Солнца, которые родилисьв бедной обстановке, мать которыхдолжна быласкрывать ихрождение, бояськозней грозногоцаря Хеопса.Изложениеобстоятельствсмерти и воскресенииХриста напоминаетописания празднествпо поводу смертии воскресениявавилонскогобога Бела –Мардука. В этихпразднествахизображалось, как на богеразрывали передказнью одежды, как бог заточалсяв темницу, какего оплакивалаженщина, каквместе с богомнаказаниюподвергалсяи разбойник– все это было, затем воспроизведенов повествованиио смерти Христа.Т. о., когда всталазадача создатьжизнеописаниенового богакак основателяновой религии, обратилиськ старым мифами сказаниямо египетскихи вавилонскихбогах. Евангелияобычно приписывалисьмифическимученикам Христа– апостолам(известны Евангелияот Марка, Иоанна, Матфея, Луки, Петра, Якова, Иуды, Никодимаи др.); сохранилисьтакже отрывкиЕвангелий отевреев, египтяни т. д. Все онипо-разномуизображалижизнь Христаи по-разномуизлагали соссылками нанего некоторыеосновы христианскоговероучения.В 4 веке церковьотобрала ипризнала священными(каноническими)только 4 наименеепротиворечившиедруг другуЕвангелия(Луки, Марка, Матфея и Иоанна), однако свестиэти четыреповествованияк к.-н. одномувсе же оказалосьневозможным.ОстальныемногочисленныеЕвангелия былиобъявленыложными («апокрифическими»)и осуждены науничтожение.В Евангелияхистория возникновенияновой религииизлагаласьтак: христианствовозникло вПалестине (т.о., никакаяхристианскаяобщина в диаспорене могла претендоватьна первенство); основательнового религиозногоучения – бог, сошедший наземлю ИисусХристос, родилсяв семье девыМарии и плотникаИосифа при цареИроде и римскомнаместникеКвиринии. Ужев этом важнейшемутвержденииЕвангелийзаключаетсяисторическаянесообразность: Квириний правилдесять летспустя послесмерти царяИрода. Когдаже родилсяХристос? ПриИроде или десятьлет спустяпосле его смерти? Далее по ЕвангелиямХристос былосужден и казненпри двух иудейскихпервосвященникахАнне и Каифе.Но этого немогло быть, ибоу евреев всегдабыл один первосвященник.Когда же былказнен Христос? Евангелиявозникли средилюдей, которымне толькоисторическиеобстоятельства1-го века, но дажегеографияПалестины былиизвестны крайнеплохо. МаленькоеГенисаретскоеозеро, где содного берегавиден другой, составителиЕвангелийназывают «Галилейскимморем» и рассказываюто страшнойбуре, разразившейсяна нем. Дажебогослововдавно смущалоупоминаниеогромных стадсвиней, которыев Палестинене разводились.Евангелияпротиворечаттакже другдругу в своихрассказах оХристе. Например, в Евангелииот Матфея родителиХриста постоянноживут в городеВифлееме, у нихв доме и родилсяХристос. В Евангелииот Луки – роднымгородом Мариии Иосифа былНазарет; Христосродился не вдоме, а в стойледля скота, околоВифлеема. Количествопредков и ихимена в Евангелияхот Луки и отМатфея и ихимена в Евангелияхот Луки и отМатфея различны.Эти противоречияотразили разныеэтапы и разныетечения в развитиихристианскойидеологии. Вцелом Евангелиябыли уже лишеныбунтарскихидей; основнойсмысл их проповеди: смирение итерпение, покорностьвласть предержащим;«отдайте кесаревокесарю, а божиебогу» — говоритьсяв Евангелииот Матфея. Евангелияпризывалисносить всестрадания вдействительнойжизни во имянаграды «натом свете».
--PAGE_BREAK--
Возникновение христианской церкви и культа
Измененияв христианскойидеологии во2-3 вв. тесно связаныс вступлениемв общины в большомколичествебогатых людей.С конца 2 веканачался кризисрабовладельческогоспособа производства, которых в 3 векеприобрел особоострые формы.Этот кризисвсе более сказывалсяи на господствующихклассах, которыеискали выходав религии. Вступающиев христианскиеобщины богатыелюди, жертвуяв общие кассычасть своихсредств, приобретаютзначительноевлияние, выдвигаютсяна первое место.Первоначальноруководилиобщинами различныепроповедники,«пророки»,«апостолы».Большой весимели старшиепо возрастуили пользовавшиеуважениемстарейшины(«пресвитеры»).Для заведованиякассой и хозяйственнымиделами выбиралисьнадзиратели(«епископы»).Никаких особыхправ эти должностныелица не имели, все члены общинысчиталисьравными. Дальнейшаяистория христианскихобщин показывает, что епископыстановятсяглавами общин, все, болеесосредотачиваяв своих рукахраспоряженияобщиннымисредствами.Пресвитерыстановятсяпомощникамиепископов.Появляютсянизшие служители– диаконы. Значениепроповедников, апостолов, пророков всеболее падает.Руководителиобщин – епископы, пресвитеры, диаконы, сосредотачиваютв своих рукахвсе дела общини обособляютсяот остальныхверующих.Разрабатываетсяучение, согласнокоторому согласнокоторому этидолжностныелица обладаютбожественной«благодатью», вследствиечего толькоони могут совершатьрелигиозныеобряды, а бытьнаставникамиостальныхчленов общины.Совершаетсяпроцесс превращенияпрежних общинв церковнуюорганизацию, состоящую из«клира» (духовенства)и «мирян». Клирдобиваетсявсё большейвласти над«мирянами».Должностьепископовпривлекаетбогатых людей, более образованныхи умеющихраспоряжатьсяхозяйственнымиделами. Этадолжность даетсвоим носителямпочет, обеспечиваетвлияние и доходы.Укрепляютсясвязи и междуобщинами, совершаетсяпроцесс образованияединой христианскойцеркви, управляемойепископами.С зарождениемцерковнойорганизациивсё болееразрабатываетсяи усложняетсякульт, мифологияи догматикановой религии.Всё большеезначение приобретаютсказания о том, что Христосуже приходилна землю в образечеловека, принёссебя в жертвуза грехи людейи тем самымобеспечилверующим блаженнуюжизнь «на томсвете», за гробом.Блаженствамогут добитьсяне только бедные, как это частоподчеркивалосьраньше, а все, кто верит вХриста, выполняетцерковныеобряды, подчиняетсяцерковнойдисциплине, проявляетсмирение итерпение. Всете христианскиетечения, которыееще были проникнутыдемократическиминастроениями, свойственнымиранее христианскимобщинам, сталитеперь считатьсястоящими внецерковнойорганизации, сектантскими.Со 2 в. первоначальныеобщинные собранияи ужины-вечериразвились вдовольно сложныебогослужения, в основе которыхлежат древниеколдовскиедействия, верав священныепредметы (кресты, амулеты и т.д.), отголоскидревних жертвоприношений(напр., жертвавоскурения— сжиганиеладана) и т. д.Обряды всёболее усложнялись, впитывая в себяисконные ритуалыи представленияраспространённыхрелигий древнегомира, в первуюочередь культовстрадающих, умирающих ивоскресающихбогов растительностиДревнего Востока: мифы, сказанияи обряды, связанныес почитаниембогов Осириса(Египет), Аттиса(Малая Азия), Адониса (Финикияи Сирия); обряды, в которыхизображалисьсмерть и воскресениеэтих богов; мифы и ритуалиранскогобога-«спасителя»Митры, почитателикоторого (митраисты)в эпоху кризисарабовладельческогообщества объединялисьв общины, широкораспространённыев Римской империи.Под влияниеммитраистовразвился вхристианствеобряд причащения, сохранившийдревнюю основу— представлениео поедании«плоти и криви»божества сцелью общенияс ним. Эти обряды(поедание мясасвященногозверя) известныеще со временпервобытно-общинногостроя,они удержалисьв религияхдревнего мираи вошли затемв христианство.Входящие вобряд крещенияобливаниеводой, омовениеи ритуальноекупание такжеизвестны былив религияхдревнего мираи были связаныс верой в колдовскуюсилу воды, оживляющейи очищающейот грехов.Миропомазание, по-видимому, было заимствованоиз культамалоазийскогобога Аттиса.Некоторыехристианскиепразднествав основе своейвосходят кпраздникамиудейско-израильскойрелигии, например, пасха — древнееврейскийвесенний праздник, соединённыйхристианамис обрядами вчесть боговрастительности.В Египте, например, существовалиобряды, в которыхизображаласьи оплакиваласьсмерть Осириса; жрецы делаликуклу из землии зерен, поливалиее, сопровождаяэтот ритуалчтением молитви заклинаний; когда зернапрорасталии кукла зеленела, в храме справлялипразднествовоскресенияОсириса. Сходныеобряды имелисьв культе богаАдониса. Этии подобные имобряды создалиоснову дляпразднованияпасхи христианами.К праздникуиудейскойрелигии пятидесятницебыл приуроченхристианамипраздник троицы, посвящённый«богу-отцу»,«богу-сыну»и «богу-духусвятому».Представлениео троице (бог-отец, богиня-мать, бог-сын) былосвойственнопочти всемрелигиям древнегомира и в несколькопереработанномвиде вошло ив христианство.Праздник«богоявления», по-видимому, первоначальнопраздновалсяхристианамив Египте, гдев этот день (6января), по древнимрелигиознымверованиям, происходилорождениесолнца-младенца.В 4 веке этотпраздник справлялсяуже всемихристианскиммиром. 3—4 вв. схристианскимипраздникамиуспешно конкурировалпраздник рождениябога Солнца— Митры, которыйсправлялсяв различныхчастях Римскойимперии 25 декабря(зимнее солнцестояние).В 354 году римскаяцерковь ввелаэтот праздникмитраистовв свой календарьи объявила день25 декабря праздникомрождения Христа.Примеру римскойцеркви последовалии другие христианскиецеркви. Праздник6 января сталпраздноватьсятолько как день«богоявления»и крещения, ане РождестваХристова. В З—4вв. всё большеевлияние нахристианствооказываютчрезвычайнораспространенныев дренних религияхкульты богинь-матерей(египетскойИсиды, малоазийскойКибелы и др.).«Исида — царицанебесная» —распространенныйженский религиозныйобраз древнегомира. Христианствомногое заимствовалоиз этого культа.Самый образбогини — материс младенцемна руках, повсей вероятности, египетскогопроисхождения; так изображаласьИсида с младенцембогом Гором.В христианскийкульт быливведены праздники«богородицы»(«праздникочищения Марии»,«благовещение»,«успение» идр.), которыеявились христианскойпереработкойпраздниковдревних религийв честь богинь-матерей.Сравнительнопоздно введенныйв культ праздник«воздвижениякреста Господня», по-видимому, был заимствованиз древнеегипетскойрелигии, в которойс отдалённыхвремён праздновалось«воздвижениестолба богаОсириса». Этотстолб с набитымина нём перекладинамиизображалдерево, жрецына верёвкахподнимали егос земли и устанавливаливертикально, изображаявоскрешениерастительности.
Превращение христианства в государственную религию
Складывавшаясяцерковнаяорганизация, возглавляемаявлиятельнымиепископами, постоянноподдерживавшимимежду собойсвязь, собиравшимисяна свои съезды(соборы), вырасталав крупнуюполитическуюсилу вРимскойимперии. Императорскаявласть, почувствовавв ней опаснуюсоперницу, попыталасьв условияхожесточеннойклассовойборьбы в периодкризиса 3 векеуничтожитьеё. ИмператорДеций, 249—251 гг., начал преследованияхристиан.Преследованияпродолжалисьпри Валериане,253— 260 гг.; они значительноусилились приДиоклетиане,284—305гг… Преследованияне сломилихристианскуюцерковнуюорганизацию, а их безрезультатностьпоказала, чтоновая религияимеет значительнуюмассовую базу.По мере тогокак императорскаявласть познаваласущность христианскойидеологии, характер изначение церковнойдеятельности, она все болееубеждаласьв том, что христианствоявляется силой, которая, способнаосвятить властьправителей, обеспечитьпокорностьнародных масс.Поэтому империяпостепеннопереходит отпопыток сломитьказавшуюсяей опаснойцерковнуюорганизациюк политике, имевшей цельюпоставить этуорганизациюсебе на службу.В начале 4 века, когда развернуласьожесточённаяборьба заимператорскуювласть, значениехристианскойцеркви ещёболее возросло.Это учёл императорКонстантинI, которыйперешёл к политикеопоры на церковь.Христианствобыло объявленоофициальнодозволеннойрелигией, аимущество, ранее конфискованноев пользу казны, было возвращеноцеркви. Такимобразом, былоположено началопревращенияхристианствав государственнуюрелигию; в мировойимперии утверждаласьмировая религия.Императоромв 325 году был созванпервый «вселенскийсобор» (Никейский), состоявшийиз представителейцерковныхверхов, Этотсобор осудил(как ересь) учениеАрия о том, чтоХристос нижебога-отца. Насоборе былвыработан«символ веры»— краткоеизложениеосновных догмхристианскойрелигии. Насоборе же былоформлен союзцеркви с императорскойвластью. Церковьпризнала императорасвоим главой, представителемХриста на земле.Вскоре послесмерти Константина(в 337 году), отличавшегосякрайней жестокостью, запятнавшегосебя множествомубийств, в т.ч. убийствомсвоего сына, жены и многихродственников, церковь объявилаего святым. СамКонстантинпри жизни непорывал и сязычеством.Попытка приодном из преемниковКонстантина— императореЮлиане, 361 — 363 гг., получившему христианпрозвище«Отступника», вернуться кязычествууспеха не имела: время древнихрелигий античногомира безвозвратнопрошло. ИмператорФеодосии I,379—395 гг., приказалзакрыть языческиехрамы. Христианскаяцерковь ополчиласьне только противязыческойрелигии, но ипротив науки, которая тожебыла объявленаязыческой, против научногознания. Однимиз первых мучениковпауки, далёкойпредшественницейучёных, погибшихна кострахинквизиции, была женщина-ученыйИпатия, растерзаннаяв 415 году на улицахАлександрии(Египет), Безжалостноуничтожалась«языческие»рукописи, погиблимногие произведениядревнего искусства.
Ожесточеннаяборьба веласьсо всеми инакомыслящимии внутри христианскойцеркви. Во 2 в.еретиками былиобъявлены«докеты», которыеучили, что Христостолько казалсячеловеком, чтоон был не богочеловеком, а богом. Этотечение, открытовыступившеепротив господствующегонаправления, несмотря нато, что былоосуждено, долгосохранялосьв христианстве.Оно было вособенностиопасно церкви, т. к., подрываяосновы культа, который былсосредоточенглавным образомна событиях«земной жизни»Христа, велок отрицаниюцерковнойорганизации.Впоследствииучение докетовстало основоймонофизитскихересей, которыеполучилираспространениев коптской(Египет) и эфиопскойцерквах. Еретикамибыли признаныво 2 в. и сторонникивидного церковногодеятеля Маркиона, призывавшегоновую религиюсмелее рватьс библейскимитрадициями.На рубеже 2 и 3в.в., были осужденымоптанисты, выступившиепротив всевластияепископов; сложившаясяк этому временицерковнаяиерархия ужопрочно держалав своих рукахвласть в христианскихобщинах, монтанистскойоппозиции неудалось изменитьустановившиесяпорядки. Одновременноцерковь окончательнопокончила спроповедниками, пророками, апостолами.Епископы выдвинулиучение, согласнокоторому «апостолами»могут называтьсялишь непосредственныеученики Христа.В этот периодбыли особенновходу и усердноразрабатывалисьмифы о том, чтоапостолы передалиепископам своювласть. Тем неменее, оппозицияепископатудолго еще продолжаетсказыватьсяи различныхтечениях, призванныхеретическими(например, удонатистов).Демократическаяоппозицияцеркви особенноявственнапроявляетсяна рубеже 3 и 4в.в., в движенииагонистиков.Распространившеесяв начале 4 в.манихейство, впитав многиеэлементы раннегохристианскихпредставленийи признав Христалишь одним изпосланниковбога на земле, фактическипредставлялособой ужесамостоятельнуюрелигию. С этойрелигией христианскаяцерковь вступилав ожесточённуюборьбу. Все этирелигиознеетечения и общинысторонников«еретических»вероученийстановилисьприбежищемтех, кто былнедоволенофициальнойцерковью, еёполитикой иидеологией, а главное — освящавшимсяею социальными политическимстроем. В этоми состоялозначение такихеретическихтечений.
Сотделением«клира» от«мирян» всеболее усложняетсяи развиваетсякульт — обряды, богослужение, выполняемыеклиром и служащиедля укрепленияего власти.Христианскойбогослужениеприобретаетвид современнойправославнойслужбы. Примернос 4 в. в христианственачинаетраспространитьсявера в различногорода святых, большинствокоторых явилосьпрямыми преемникамибогов древнихрелигий. Так,«снятой Николай»фактическизанял местодревнего богаморей и мореходства, появилисьсвитые — покровителискота, земледелияи т. д. Христианскийпантеон, уженасчитывавшийбога-отца, богиню-мать, бога-сына идуха святого, пополнилсятеперь многочисленнымиполубогами, святыми, угодниками, мучениками, а также заимствованнымиз иудаизмапочитаниемдухов (ангелов, архангелов, серафимов, херувимов идр.).
В4 веке резкоизменилсяхарактерхристианскогоаскетизма. Еслии ранее некоторыелюди, принявхристианство, стремилисьуйти из признаваемогоими греховныммира и начатьправедную жизньпа лоне природы, то теперь такиепоселениихристиан-аскетоввсё большеприобретаютхозяйственноезначение: онирасполагаютземельнымиугодьями, членыцерковнойобщины подруководствомклира выполняютразличныехозяйственныеработы. Разоряющеесякрестьянство, особенно вЕгипте, устремляетсяв такие церковныеобщины. В 4 векенастоятелиегипетскихмонастырейв дошедших донас письменныхпоученияхразрабатываютне только культовыевопросы, но инаставляютсвоих подчиненныхи различныххозяйственныхделах. Такзарождаютсямонастыри илискиты. Вскоремонастырипоявляютсяи в западныхцерковныхорганизациях.В руках руководителейцеркви монастыриявляются важнымсредствомусиления ихэкономического и политического, влияния вгосударстве.
В6 веке христианскаяцерковь предложилаввести новуюэру летосчисления— от появленияновой религии, В 525 году римскиймонах ДионисийМалый вычислилдату рожденияХриста и предложилустановитьсчёт годов «отрождестваХристова». Этаэра, однако, долго не прививалась.
Распространениехристианствав Европе повсеместновлекло за собойразвитиеписьменности, а с нею вместебыли воспринятынекоторыеэлементы античнойкультуры.Христианизациязнаменоваластановлениефеодальнойгосударственности, усиление борьбыс родовымипережитками.
Разновидности христианства
Православие
Православие- одно из трехосновных направленийхристианства- историческисложилось, сформировалоськак его восточнаяветвь. Онораспространеноглавным образомв странах ВосточнойЕвропы, БлижнегоВостока, наБалканах. Название«православие»(от греческогослова «ортодоксия»)впервые встречаетсяу христианскихписателей IIвека. Богословскиеосновы православиясформировалисьв Византии, гдеоно было господствующейрелигией в IV — XI веках.
Основойвероученияпризнаны священноеписание (Библия)и священноепредание (решениесеми Вселенскихсоборов IV- VIII веков, а также трудыкрупнейшихцерковныхавторитетов, таких, как АфанасийАлександрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст).На долю этихотцов церквивыпало формированиеосновных положенийвероучения.
ВСимволе веры, принятом наНикейском иКонстантинопольскомвселенскихсоборах, этиосновы вероучениясформулированыв 12 частях иличленах:
«Веруюво единаго БогаОтца, Вседержителя, Творца небуи земли, видимымже всем и невидимым.И во единагоГоспода ИисусаХриста, СынаБожия, Единароднаго, Иже от Отцарожденногопрежде всехвек: Света, отСвета, Богаистинна от Богаистинна, рожденна, несотвореннаединосущнаОтцу, Имже всябыла. Нас радичеловек и нашегоради спасениясшедшаго снебес и воплатившегосяот Духа Святаи Марии Девы, и вочеловечщася.Распятого жеза нас при ПонтийскемПилате, и страдавшаи погребенна.И воскресшегов третий день, по Писанием.И восшедшагона небеса иседяща одеснуюОтца. И пакигрядущаго сославою судитеживым и мертвым, Его же Царствиюне будет конца.И в Духе СвятагоГоспода Животворящаго, Иже от Отцаисходящаго, Иже со Отцеми Сыном с поклоняемаи сславима, глаголавшагопророки. ВоЕдину святую, соборную иАпостольскуюЦерковь. Исповедуюедино крещениево оставлениегрехов. Чаювоскресениямертвых и жизнибудащаго века.Аминь.»
В первомчлене говоритсяо Боге как творцемира — первойипостаси СвятойТроицы.
Во втором- о вере в СынаБожия единородного- Иисуса Христа.
Третий- это догматБоговоплощения, согласно которомуИисус Христос, оставаясьБогом, вместес тем стал человеком, родившись отдевы Марии.
Четвертыйчлен Символаверы — о страданиии смерти ИисусаХриста. Этодогмат искупления.
Пятый- о воскресенииИисуса Христа.
В шестомговорится отелесном вознесенииИисуса Христана небо.
В седьмом- о втором, грядущемпришествииИисуса Христана землю.
Восьмойчлен Символаверы — о вере вДуха Святого.
В девятом- об отношениик церкви.
В десятом- о таинствеКрещения.
В одиннадцатом- о будущем всеобщемвоскресениимертвых.
В двенадцатомчлене — о жизнивечной.
Вдальнейшемфилософскоми теоретическомразвитии христианстванемалую рольсыграло учениеБлаженногоАвгустина. Нарубеже Vвека он проповедовалпревосходствоверы над знанием.Действительность, по его учению, непостижимадля человеческогоума, посколькуза ее событиямии явлениямискрываетсяволя всемогущегоТворца. В ученииАвгустина опредопределенииговорилось, что в сферу«избранных»предопределенныхк спасению, может войтилюбой уверовавшийв Бога. Ибо вераи есть критерийпредопределения.
Важноеместо в православиизанимаютобряды-таинства, во время которых, по учению церкви, на верующихсходит особаяблагодать.Церковь признаетсемь таинств:
Крещение- таинство, вкотором верующийпри троекратномпогружениитела в воду спризываниемБога-Отца иСына и СвятогоДуха обретаетдуховное рождение.
Втаинствемиропомазанияверующемуподаются дарыСвятого Духа, возвращающиеи укрепляющиев жизни духовной.
Втаинстве причащенияверующий подвидом хлебаи вина вкушаетсамое Тело иКровь Христовудля ВечнойЖизни.
Таинствопокаяния илиисповеди — этопризнаниегрехов своихперед священником, который отпускаетих от имениИисуса Христа.
Таинствосвященствасовершаетсячерез епископскоерукоположениепри возведениитого или иноголица в сансвященнослужителя.Право совершенияэтого таинствапринадлежиттолько епископу.
Втаинстве брака, которое совершаетсяв храме привенчании, благословляетсясупружескийсоюз женихаи невесты.
Втаинстве елеосвящения(соборования)при помазаниитела елеемпризываетсяна больногоблагодатьБожия, исцеляющаянемощи душевныеи телесные.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Православие на Руси
КрещениеКиева княземВладимироми НовгородаДобрыней — этопервые шагив историихристианизациивсей Руси. Широкоепринятие христианствасвязано с интенсивнымосвоениемсеверных территорийв конце XVIIIв. На волнепереселенияхристианствораспространялосьи утверждалосьпо всей территорииРуси.
Чрезвычайноважным этапомв истории православиябыло также ивремя жизнедеятельностиСергия Радонежского.Поднятый Сергиемкульт Троицыстал одной изглавных социальныхидей, символоми знаменемнациональногосплочения, учением опереустройствежизни на новыхнравственныхначалах.
Послепобеды на Куликовомполе Русь быстрокрепла экономическии политически.В 1448 году Соборрусских Архиереев, независимоот Константинополя, возвел на кафедруМитрополитаМосковскогои всея РусиЕпископа РязанскогоИону. Тем самымбыло положеноначало автокефалии, самостоятельностиРусской Церкви.
Патриаршествов Росси былоустановленопри БорисеГодунове. В1589 году МитрополитИов стал первымпатриархомна Руси.
ПравославнаяЦерковь придаетбольшое значениепраздниками постам. Пост, как правило, предшествуетбольшим церковнымпраздникам.Сущность поста- это «очищениеи обновлениечеловеческойдуши», приготовлениек важному событиюрелигиознойжизни. Большихмногодневныхпостов в русскомправославиичетыре: передПасхой, передднем Петра иПавла, передУспением Богородицыи перед РождествомХристовым.
Первоеместо средивеликих, главныхпраздниковзанимает Пасха.К ней примыкаютдвунадесятыепраздники — 12наиболее значительныхпраздниковправославия: РождествоХристово, Сретение, Крещение Господне, Преображение, Вход Господеньв Иерусалим, ВознесениеГосподне, Троица(пятидесятница), Воздвижениекреста Господня, Благовещение, РождествоБогородицы, Введение вохрам Богородицы, Успение Богородицы.
Католицизм
Другимкрупнейшим(наряду с православием)направлениемв христианствеявляется католицизм.Слово «католицизм»означает — всеобщий, вселенский.Его истоки отнебольшойримской христианскойобщины, первымепископомкоторой, попреданию, былАпостол Петр.Процесс обособлениякатолицизмав христианственачался ещев III — V веках, когданарастали иуглублялисьэкономические, политические, культурныеразличия междуЗападной иВосточнойчастями Римскойимперии. НачалоразделенияХристианскойЦеркви накатолическуюи православнуюбыло положеносоперничествоммежду РимскимиПапами иКонстантинопольскимиПатриархамиза главенствов христианскоммире. Около 867года произошелразрыв междупапой НиколаемI и КонстантинопольскимПатриархомФотием.
Католицизм, как одно изнаправленийхристианскойрелигии, признаетее основныедогмы и обряды, но имеет рядособенностейв вероучении, в культе, ворганизации.
Основойкатолическоговероучения, как и всегохристианства, приняты Священноеписание и Священноепредание. Однако, в отличие отправославнойцеркви, католическаясчитает Священнымпреданиемпостановленияне только семипервых Вселенскихсоборов, но ивсех последующихсоборов, а крометого — папскиепослания ипостановления.
ОрганизацияКатолическойЦеркви отличаетсястрогой централизацией.Римский папа- глава этойЦеркви. Он определяетдоктрины повопросам верыи морали. Еговласть вышевласти Вселенскихсоборов. ЦентрализацияКатолическойЦеркви породилапринцип догматическогоразвития, выразившийся, в частности, в праве нетрадиционноготолкованиявероучения.Так, в Символеверы, признаваемомПравославнойЦерковью, вдогмате о Троицесказано, чтоСвятой Духисходит отБога-Отца.Католическийдогмат провозглашает, что Святой Духисходит и отОтца, и от Сына.Сформировалосьи своеобразноеучение о ролиЦеркви в делеспасения. Считается, что основаспасения — вераи добрые дела.Церковь, поучению католицизма(в православииэтого нет), обладаетсокровищницей«сверхдолжных»дел — «запасом»добрых дел, сотворенныхИисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивымихристианами.Церковь имеетправо распоряжатьсяэтой сокровищницей, уделять из неечасть тому, ктов ней нуждается, то есть — отпуститьгрехи, дароватьпрощение кающимся.Отсюда учениеоб индульгенциях- об отпущениигрехов за деньгиили за какие-либозаслуги передЦерковью. Отсюда- правила молитвза умерших иправо папысокращать срокпребываниядуши в чистилище.
Догмато чистилище(место — промежуточноемежду раем иадом) есть тольков Католическомвероучении.Души грешников, на которых нележат слишкомбольшие смертные грехи, горяттам в очищающемогне (возможно, что это символическийобраз мук совестии раскаяния), а потом получаютдоступ в рай.Срок пребываниядуши в чистилищеможет бытьсокращен добрымиделами (молитвами, пожертвованиямив пользу церкви), которые совершаютв память обумершем егородные и близкиена земле. Учениео чистилищесложилось ещев I веке.Православнаяи ПротестантскиеЦеркви учениео чистилищеотвергают.Кроме того, вотличие отПравославноговероучения, в Католическоместь такиедогматы, како непогрешимостипапы — принятна I Ватиканскомсоборе в 1870 году; о непорочномзачатии ДевыМарии — провозглашенв 1854 году. Особоевнимание ЗападнойЦеркви к Богородицепроявилосьв том, что в 1950году папа ПийXII ввел догмато телесномвознесенииДевы Марии.
Католическоевероучение, как и Православное, признает семьтаинств, нопонимание этихтаинств в некоторыхдеталях несовпадает.Причащениепроизводитсяпресным хлебом(у православных- квасным). Длямирян допускаетсяпричащениекак хлебом ивином, так итолько хлебом.При совершениитаинства крещенияокропляютводой, а не погружаютв купель. Миропомазание(конфирмация)проводитсяв возрасте 7 –8лет, а не в младенчестве.При этом подростокполучает ещеодно имя, котороеон выбираетсебе сам, а вместес именем — образсвятого, поступками идеям которогоон намеренсознательноследовать.Таким образом, совершениеэтого обрядадолжно служитьукреплениюв вере.
Вправославииобет безбрачияпринимает лишьчерное духовенство(монашество).У католиковбезбрачие(целибат), установленноепапой ГригориемVII, обязательнодля всегодуховенства.
Центркульта — храм.Готическийстиль в архитектуре, распространившийсяв Европе в концеСредневековья, немало способствовалразвитию иукреплениюкатолическойцеркви. Важныеэлементы культа- праздники, атакже посты, регламентирующиебытовой укладжизни прихожан.
Рождественскийпост у католиковназываетсяадвент. Он начинаетсяв первое воскресениепосле дня СвятогоАндрея — 30 ноября.РождествоХристово — наиболееторжественныйпраздник. Онотмечаетсятремя богослужениями: в полночь, назаре и днем, что символизируетрождествоХриста в лонеОтца, во чревеБогоматерии в душе верующего.В этот день вхрамах выставляютясли с фигуркоймладенца Христадля поклонения.
Покатолическойиерархии естьтри степенисвященства: диакон, священник(кюре, патер, ксендз), епископ.Епископа назначаетпапа. Папу избираеткардинальскаяколлегия большинствомне менее чемдве трети плюсодин голос притайном голосовании.
НаII Ватиканскомсоборе (в 1962 — 1965годах) началсяпроцесс аджорнаменто- обновления, осовремениваниявсех сторонжизни церкви.В первую очередьэто коснулосьтрадициибогослужения.Например, отказот того, чтобыслужбу вестиобязательнона латинскомязыке.
Протестантство
Историяпротестантствапо-настоящемуначинаетсяс Мартина Лютера, который первымпорвал с КатолическойЦерковью, сформулировали отстоял основныеположенияПротестантскойЦеркви. Этиположенияисходят из того, что возможнанепосредственнаясвязь человекас Богом. БунтЛютера противдуховной исветской власти, его выступленияпротив индульгенции, против претензийкатолическогодуховенстваконтролироватьверу и совестьна правах посредникамежду людьмии Богом былиуслышаны ивоспринятыобществомчрезвычайноостро.
Сутьпротестантствазаключаетсяв следующем: божественнаяблагодатьдаруется безпосредничествацеркви. Спасениечеловека происходитлишь через еголичную верув искупительнуюжертву ИисусаХриста. Мирянене отделяютсяот духовенства- священствораспространяетсяна всех верующих.Из таинствпризнаютсякрещение ипричастие.Верующие неподчиняютсяпапе Римскому.Богослужениесостоит изпроповедей, совместныхмолитв и пенияпсалмов. Протестантыне признаюткульт Богородицы, чистилище, отвергаютмонашество, крестное знамение, священныеоблачения, иконы.
Лютеранство
ВБиблии говорится:«Праведныйверою жив будет».Эта идея леглав основу сформулированныхЛютером главныхпринциповРеформации.Он записал ихв виде 95 тезисов.Они начертанына северныхдверях Замковойцеркви Виттенберга.
Вотнекоторые изэтих тезисов:
“Христос, провозглашая:«Кайтесь, ибоприблизилосьцарствие небесное», тем самымсвидетельствует, что жизнь верующихот начала и доконца должнабыть непрестаннымпокаянием”.“Покаяние несостоит в однойлишь исповедиперед священником”.(В первых четырехтезисах Лютерпоказывает, что подлинноепокаяние — длительныйпроцесс, а неоднократноедействие).
“Папаможет сниматьлишь те наказания, которые он самналагает посвоей воле илина основаниицерковногоустава...” (Ипоясняет, чтони от какихнебесных карцерковь освободитьне может). “Каноныпокаяния (тоесть постановлениео том, какиеналагать епитимьиили наказаниякающимся)устанавливаютсядля живых”.(Здесь и в несколькихпоследующихтезисах отвергаетсявласть папынад чистилищем).“Не по Христуучение, в которомговорится, чтоне требуетсяпокаяние тех, которые приобретаютиндульгенциидля душ. Истиннокающимся Господьпреподаетпрощение грехови освобождениеот вечных мук, на что согрешившийможет уповатьи без папскойграмоты”. Внесколькихтезисах Лютерподчеркивает, что “христианин, который воистинураскаивается,«не бежит небесногонаказания”.“Истинное, подлинноесокровищецеркви естьсвященноеЕвангелие славыи благодатиБожьей”. (Лютерразъясняет, что существование»сокровищницыдобрых дел"выгодно богатым, а не бедным, что сокровищаэти должныдостигатьсягрешнику непо милостипапы. ЖеланиеподобнымисредствамиумилостивитьБога называетиллюзией).
“Истинныйхристианинтомится желаниемпоследоватьза страстотерпцемХристом. Не вразрешительнойграмоте, а вчистосердечномраскаянии путьк спасению”.Таковы тезисы, обнародованные31 октября 1517 года, и день этот вдальнейшемстал праздникомпротестантов.
Кальвинизм
Другимкрупным деятелемРеформациибыл Жан Кальвин(1509 — 1564). Его главныйтруд «Наставленияв христианскойвере», опубликованныев 1536 году, когдапротестантствоуже сложилоськак учение, стал основойнового религиозногонаправления- кальвинизма.В отличие отдеятелей раннейРеформациидля Кальвинацентром вниманиястановитсяне Евангелие, а Ветхий завет.Кальвин разработалучение об абсолютномпредопределении, по которомувсе люди, согласнонепознаваемойбожественнойволе, делятсяна избранныхи осужденных.Ни верою, ни«добрыми делами»человек неможет ничегоизменить всвоей судьбе: избранныеопределенык спасению, отверженные- к вечным мучениям.Учение о предопределениистроится наположении, чтоИисус Христостоже был определенБогом страдатьза наши грехи.
ПоследователиПротестантскихЦерквей Кальвинистскойориентации(кальвинисты, или реформаторы)имели широкоевлияние в Шотландии, Нидерландах, на севере Германии, Франции, в Англии.Основополагающийпринцип другогонаправления- конгрегационалистов(от лат. — соединение)- полная вероисповеднаяи организационнаяавтономиякаждой конгрегации.Они — строгиепуритане. Вотличие откальвинистовпривлекаютк проведениюслужб и проповедничествувсех мирян.Проповедуютпринцип мирскогои религиозногоколлективизма, поэтому получателемблагодатисчитают всюобщину. Учениео предопределениисудьбы человекаи идея непогрешимостиБиблии для нихне так важны, как для кальвинистов.Конгрегационализмраспространенв Великобританиии ее бывшихколониях.
Пресвитериане
Пресвитериане(от греч.- старейший)- умеренныепуритане. ПарламентШотландии в1592 году принялрешение сделатьэто учениегосударственным.Во главе Церковнойобщины — пресвитер, избираемыйчленами общины.Общины объединяютсяв союзы, местныеи государственные.Обряд сводитсяк молитве, проповедипресвитера, пению псалмов.Литургия отменена, не читаетсяни «Символверы», ни «Отченаш». Праздникамисчитаютсятолько выходныедни.
Англиканская Церковь
АнгликанскаяЦерковь — государственнаяцерковь Англии.В 1534 году, послеразрыва местнойкатолическойцеркви с Римом, английскийпарламентобъявил короляГенриха VIIIглавой Церкви.То есть Церковьбыла подчиненакоролевскойвласти. В серединеXVI века быловведено богослужениена английскомязыке, отмененыпосты, изъятыиконы и образа, перестало бытьобязательнымбезбрачиедуховенства.Сложилосьучение «среднегопути», то естьсреднего междуримским католицизмоми континентальнымпротестантством.Основы англиканскоговероученияотражены в«Книге общихмолитв».
Баптизм
Наибольшеепо числу последователейпротестантскоеучение — баптизм(от греческого- погружать вводу, креститьводой) — пришлок нам в 70-е годыXIX века.Последователиэтого ученияпроводят крещениетолько взрослыхлюдей. «Никтоне может выбратьверу для человека, в том числе иродители. Человекдолжен принятьверу сознательно»- основной постулатбаптистов иевангельскиххристиан.Богослужениеу них максимальноупрощено исостоит изрелигиозногопения, молитви проповедей.Евангельскиехристианесохраняютчетыре обряда: крещение (длявзрослых), причащениев виде хлебопреломления, брак, рукоположение(священство).Крест дляевангельскиххристиан неявляется символомдля почитания.
Заключение
Какмы видим, христианствовпитало в себямножестводревних религий, при этом родиласьновая универсальнаярелигия длявсех слоевнаселения.Христианствосформировалоновые смыслыприроды ичеловеческогобытия. В основеэтих смысловлежало оправданиетворчестваи свободы человека, что не моглоне сказатьсяна всей европейскойистории. Конечно, вначале христианскаясвобода реализоваласьглавным образомдуховно-нравственнойсфере. Но затемона нашла себепрактическоеполе для своеговоплощения, и стало выражатьсяв образованииприроды и общества, в построенииоснов правовогогосударства, уважающегоправа и свободычеловека. Самаидея о неотъемлемыхправах и свободахчеловека моглапоявитьсятолько в христианскойкультуре.Христианствосформировалоновые смыслыприроды ичеловеческогобытия, которыестимулировалиразвитие новогоискусства, стали основойестественнонаучногои гуманитарногопознания. Мыне имели бызнакомо намевропейскогоискусства безхарактерногодля христианствавнимания кчеловеческойдуше, ее самыхсокровенныхвнутреннихпереживаний.«Исповедальность»европейскогоискусства естькачество, сформированноехристианкойдуховностью.Без этогообостренноговнимания человекак своей личностине было бы знакомыхнам гуманитарныхнаук. Сама идеяо том, что существованиемира и человекаесть восходящийисторическийпроцесс (а непросто чередованиекосмическихциклов) пришлак нам от христианства.
Литература
История религии. М.: Центр “Руник”, 1991.
К. Каутский. Происхождение христианства. М.: Изд. полит. лит., 1990.
А. Б. Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства. М.: Политиздат. 1990.
Христианство. М.: Торг. дом “Гранд”. 1998.
Религии мира. М.: “Просвещение” 1994.
Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современная религия: Курс лекций. М.: «Центр», 1996.