РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «Личность как система социальных статусов и ролей» Студент Руководитель курсовой работы Москва 2006 Оглавление ВВЕДЕНИЕ 1. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС 2. РАЗНОВИДНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ 1. ПРЕДПИСАННЫЕ СТАТУСЫ 7 2.2.
ДОСТИГАЕМЫЕ СТАТУСЫ 3. ДРУГИЕ СТАТУСЫ 3. ИЕРАРХИЯ СТАТУСОВ 1. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕСТИЖ СТАТУСА. 2. СТАТУСНЫЕ КОЛЛИЗИИ 4. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ 5. РОЛЕВОЕ ОЖИДАНИЕ И РОЛЕВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ 1. РОЛЕВОЙ НАБОР 2. РОЛЕВЫЕ КОНФЛИКТЫ 3. ОСВОЕНИЕ РОЛЕЙ И НЕАДЕКВАТНАЯ
РОЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА 6. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ. РОЛЕВЫЕ ТЕОРИИ 1. ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОЛОГИИ. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РОЛЕВОЙ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ 3. РОЛЕВАЯ ТЕОРИЯ Т. ПАРСОНСА 4. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРАКЦИОНИСТСКОЙ
КОНЦЕПЦИЙ 5. ОСОБЕННОСТИ РОЛЕВОЙ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В «ФЕМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ» СОЦИОЛОГИИ 31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34 Введение Актуальность темы. Изучение социального поведение личности требует построение концепции личности, которая, в свою очередь, требует выбора структуры личности - совокопности и определенного взаимодействия различных элементов. Рассматривая личность как совокупность биологической, психологической
и социальной структур, нельзя не отметить, что для социологии значимой в научном смысле является социальная структура личности. Социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его деятельности, под влиянием тех социальных групп, в которые входит индивид. Следовательно, важным для характеристики социальной структуры личности является анализ форм ее деятельности, взаимодействия личности с другими индивидами и социальными группами, положения,
которое занимает индивид в тех социальных группах, в которые он входит. Как справедливо указывает Т. Парсонс «Личность в ее конкретной роли, а не тотальный индивид, является членом коллектива, и даже социетального сообщества. К примеру, я являюсь членом определенных интернациональных коллективов, которые не являются частями американского социетального общества. Плюральный характер ролей, усвояемых личностью, является главным
постулатом социологической теории и должен постоянно иметься в виду. По мере эволюции общества ролевой плюрализм становится скорее более, чем менее, важным, но он характеризует любое общество» [Парсонс, 1998]. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли. Объектом исследования данной работы является социологическая концепция личности, предметом исследования
– личность с точки зрения социальных статусов и ролей. Цель исследования – исследовать сложившиеся в социологии взгляды на личность как систему социальных статусов и ролей, концепции личности, а также их особенности в трудах иностранных и российских социологов. В качестве задач можно выделить следующие: 1. Выявить состояние взглядов и их особенности на понятие социального статуса, связь статуса и личности. 2. Выявить состояние взглядов и их особенности на понятие
социальной роли, связь роли и личности. 3. Раскрыть концепции личности на основе статусов и ролей, их особенности по сравнению с другими концепциями личности. В качестве материала для работы были выбраны как обобщающие издания (учебники, хрестоматии), издания справочного характера, так и оригинальные тексты авторов - как иностранных социологов - М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Т. Шибутани,
Р. Липтона, И. Гофмана - так и российских - И. С. Кона и В.А. Ядова. Методика исследования проблемы заключалась в рассмотрении сложившихся подходов к таким аналитическим единицам, как социальный статус и социальная роль, а также к теории личности в целом, а также рассмотрение тех особенностей, которые является предметом дискуссии на сегодняшний момент. Работа имеет следующую структуру: в главе 1 рассмотрено понятие «социальный статус», его связь с социальным
положением, в главе 2 рассмотрены разновидности социальных статусов (приписываемые статусы, достигаемые статусы и т.д.), в главе 3 иерархия статусов, в главах 4-6 рассмотрено понятие социальной роли, ролевое ожидание и ролевое исполнение, освоение ролей и неадекватная ролевая подготовка, а также ролевая теория личности. 1. Социальный статус Вступая в различные социальные взаимодействия, индивид занимает определенное положение в социальных системах, которое называют социальным статусом.
Статус подразумевает наличие определенных функциональных обязанностей, прав, привилегий, властных полномочий и т.д. Социальный статус имеет внутренне содержательную сторону, диспозиционно-пространственное измерение и внешненоминационную форму. Наличие внутренне содержательной стороны означает, что социальный статус характеризует, какие права, обязанности, привилегии, полномочия закрепляются за теми, кто выполняет ту или иную функцию. Знание этих прав, обязанностей, привилегий, а также того, с кем индивид обязан
взаимодействовать, кому подчиняется, а кто находится в его подчинении, помгает определить диспозицию (расположение) конкретного статуса в системе координат данного социального пространства. Наличие внешненоминационной формы означает, что социальный статус имеет свою номинацию: учитель, врач, президент, уборщица, отец, дочь и т.д. Но в социологии эти номинации приобретают иное звучание, например статус сына – это номинация не просто родственной связи, но и определенной подчиненности родителям,
обязанности прислушиваться к их мнению, материальной, юридической зависимости от родителей. Поэтому в социологии любое социально-позиционное название (должность, профессия, родственное положение) осмысливается в единстве с внутренне содержательными аспектами и получает диспозиционное измерение (по горизонтали и вертикали): каковы права индивида, обязанности, зависимости, привилегии, полномочия, кому он подчиняется, кто ему и в чем подчиняется и т.д.
Статусы – это неизменные достаточно устойчивые позиции в рамках институализированного взаимодействия, обладающие эффектом «бессмертия» (конкретный врач может уволиться из поликлиники, но статус врача сохраняется) независимые от конкретного индивида. Мы оцениваем статусы, желаем получить какие-то из них, но чаще всего не вправе изменить полномочия, права, обязанности, которые закреплены за ними. Еще одна характеристика статуса. Американский исследователь
Р. Линтон, один из авторов концепции социального статуса и социальной роли, подчеркивал, что для науки понятие «статус» неотделимо от понятия «роль» - это по сути две стороны одной медали. Соответствующая теория, описывающая социальное поведение личности, называется статусно-ролевой теорией личности. Вместе с тем имеется ощутимое, хотя и условное, различие этих понятий. Если статус есть фиксация определенной социальной позиции (его содержательного, диспозиционного, номинационного
аспектов), т.е. статус статичен, то роль – это динамическая характеристика, определяющая, как должен вести себя индивид, обладающий тем или иным статусом. Являясь статичной характеристикой, статус в то же время порождает немало социальных проблем и личных коллизий. Люди не безразличны к своему статусу; стремясь получить определенный статус, они глубоко переживают свои неудачи на этом пути. 2. Разновидности социальных статусов
Каждый индивид включен во множество социальных институтов, взаимодействуя с другими людьми по различному поводу, выполняя каждый раз различные функции. Социальные статусы можно разделить на два основных типа: предписанные статусы, т.е. такие, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и достигаемые, которые индивид достигает собственными усилиями. Кроме того, статусы можно подразделить на основные (личные, профессиональные, предписанные и т.д.)
и эпизодические (неосновные статусы), такие как участник митинга, водитель, зритель и т.д. Основные статусы определяют жизнедеятельность индивида, а эпизодические как правило являются временными и влияют на детали поведения. 2.1. Предписанные статусы Так как общество представляет собой сложное образование, его институты функционируют эффективно только в том случае, если люди исполняют ежедневно огромное число обязанностей, строго обозначенных внутригрупповыми
и межгрупповыми отношениями. Простейший путь достижения согласованного исполнения обязанностей – разделение всех видов деятельности на множество предписанных ролей и обучение каждой личности с момента ее рождения заранее определенному набору ролей. После первого ролевого обучения, которое начинается в соответствии с некоторыми критериями, известными как «путь достижения успеха». Пол и возраст универсально используются как основа для ролевого предписания.
Раса, национальность, классовая и религиозная принадлежности также используются во многих обществах в качестве основы для предписанных ролей. Хотя ролевое обучение бывает чаще всего бессознательным, оно не делается от этого менее реальным. Не случайно уже с детства главная и большая часть процессов социализации личности состоит в обучении различным видам социальных действий, как мужчин, так и женщин. Опыт показывает, что многолетнее раздельное обучение мальчиков и девочек приводит к тому, что в зрелости
они имеют различные способности, чувства и предпочтения. Большинство функций могут достаточно хорошо выполняться как женщинами, так и мужчинами, если они социализированы для принятия свойственных им задач. Определение мужских и женских ролей субъективно и зависит от конкретного места и времени. Каждое общество имеет обычаи, традиции и нормы, относящиеся к исполнению мужских и женских ролей. Индивиды могут позволить себе обходить некоторые элементы этих традиций и обычаев, но
они рискуют при этом быть отчужденными от общества до тех пор, пока не станут исполнять эти роли в соответствии с их полом. Роли мужчины и женщины в обществе со временем изменяются. Женщины, например, стали активно втягиваться в процесс производства и имеют статусы, которые ранее считались мужскими. Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющемуся возрасту и возрастным статусам – извечная проблема.
Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей индивида, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям. В нашем обществе особенно заметна неудачная социализация при подготовке к юности
и старости. У нас в отличие от примитивных обществ нет четко определенных возрастных статусов, за исключением совершеннолетия, которое наступает в 18 лет. Неудивительно, что молодой индивид нередко пасует перед трудным выбором, предпочитая оставаться зависимым от родителей или других родственников, что характерно для более раннего возраста. Старость во многих примитивных, или традиционных, обществах уважаема и почитаема в первую очередь потому, что в таких обществах люди в основном формируют свое поведение на основе древних
и признанных обычаев и традиций, неформального контроля за соблюдением этих традиций. Однако в современном обществе, где древние традиции не играют столь значительной роли, старость причиняет одни неудобства. Быстро изменяющееся индустриальное общество очень редко рассматривает старых людей как источник мудрого руководства. Предписанной ролью пожилых людей стал уход от дел по мере ослабления их сил и способностей, а их основной функцией в последующей жизни оказывается только поддержание собственного
существования. Поэтому переход к роли пожилого индивида в современном обществе очень болезнен и сложен для каждого индивида. Пол и возраст – это только два примера из многих предписанных статусов. Все подобные статусы включают роли, которые могут успешно выполняться только тогда, когда каждый из индивидов социализируется к предписаниям, установленным в обществе относительно этих ролей. 2.2. Достигаемые статусы Социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию,
определяется как достигаемый статус. Если каждая личность имеет некоторое количество предписанных статусов, которые назначаются ей в группе или обществе без учета ее индивидуальных особенностей или предпочтений, то достигаемые статусы закрепляются с учетом способностей данной личности, ее исполнительности и, возможно, в результате везения. В примитивных, т.е. традиционных, обществах статусы чаще всего являются предписанными и, занятие кем-то определенного социального положения зависит от рождения.
Мужчина, например, с рождения готовится быть охотником, рыболовом и воином. В современных индустриальных обществах имеется большая свобода в занятии личностью того или иного положения. Это во многом объясняется тем, что для ее успешного функционирования нужна весьма значительная мобильность трудовых ресурсов и потому происходит четко выраженная ориентация в основном на личностные качества индивидов, на изменение статусов в соответствии с их усилиями.
Контроль общества за справедливостью при определении статусов дает выигрыш в гибкости той социальной системе, которая предоставляет возможность занимать значимое положение людям, проявляющим для этого наибольший талант. Платой будет неконкурентоспособность тех, кто не смог «найти себя» и не в состоянии приспособиться к новым ролям. Это выражается в увеличении числа лишних людей, не удовлетворенных существующим положением. Достигнутый индивидом статус требует от него осуществлять выбор не только сферы приложения
труда, но и друзей, организаций, места обучения и места проживания. Такие действия индивида приводят к тому, что он получает статусы, которые не были определены заранее его родителями. В этом случае индивид встречается с ситуациями, значительно удаленными от опыта предков, что создает ему постоянные затруднения при принятии на себя новых ролей. Предписанные и достигаемые статусы принципиально различны, но, несмотря на это, они могут взаимодействовать
и перекрещиваться. Основное социальное положение в обществе (социально-классовый статус) является предписанным (т.е. отражает статусы родителей) и частично достигаемым с помощью способностей и устремлений самого индивида. Во многих отношениях граница между предписанными и достигаемыми статусами чисто условна, но концептуальное их разделение весьма полезно для изучения этих социальных феноменов. Идеал общества, в котором большинство статусов являются достигаемыми стремление к тому, чтобы люди
занимали положение в соответствии со своими способностями. Это не только дает возможность проявляться высоким талантам, но и исключает возможность оправдывать недостатки. В обществе, где большинство статусов предписываются, индивид не может ожидать улучшения своего положения. Те у кого, низкое вознаграждение или невысокий престиж, не чувствуют своей вины в том, что они имеют низкий статус. Каждый из них считает свою роль и свой статус правильными, а сложившееся
положение вещей справедливым. Такой индивид не сопоставляет свое положение с положением других. Он свободен от чувства ненадежности, амбициозного недовольства или страха потерять свой статус. Это происходит потому, что социализация индивида не связана с ожиданием изменения статуса; он только обучается и принимает предписанные роли. Вместе с тем трудно согласиться с низким статусом в том случае, если наследственные барьеры убираются и открываются возможности для проявления всех своих способностей.
Если приобретение статусов происходит на основе соревнования и доступ к соответствующему обучению открыт для каждого, тогда причиной низкого статуса может быть только неспособность и некомпетентность. Однако даже в этом случае посредственность находит возможность для достижения высокого статуса, используя преимущественные права, групповые квоты, льготы и т.д. Достигаемый статус максимально обеспечивает исполнение ролей на базе индивидуальных способностей.
Роли, его сопровождающие, как правило, трудны для обучения и часто конфликтны. С существующими ныне достигаемыми статусами, вероятно, связаны как эффективное использование человеческого потенциала, так и величайшая угроза индивидуальному духовному миру личности в случае неудачной ее социализации к достигаемы ролям. 2.3. Другие статусы Из множества статусов, которые занимает индивид, прежде всего необходимо определить главный статус. Это является довольно сложной задачей, но именно главный статус
прежде всего определяет и, что не менее важно, самоопределяет индивида социально («кто я такой? чего достиг?»). Безусловно, в большинстве случаев особое значение имеет статус личности, связанный с работой, профессией, немалое значение может иметь имущественное положение. Однако в условиях неформальной компании друзей эти признаки могут иметь второстепенное значение – здесь решающую роль могут играть культурный уровень, общительность.
Следовательно, следует отличать основную, общую иерархию статусов личности в большинстве ситуаций в данном обществе, и специфическую, использующуюся в особых условиях, для особых людей. Наличие специфической иерархии может привести к серьезным коллизиям. не всегда статус индивида, определяемый обществом как главный для данного индивида, совпадает со статусом, который, ориентируясь на общепринятую иерархию, считает главным сам индивид. Такое неадекватное понимание своего места в обществе может иметь
драматические последствия для индивида, порождая внутренние и внешние конфликты, противоречия. Кроме главного статуса, связанного, прежде всего с профессией, работой (точнее, ее престижем), допустимо говорить об обобщенном статусе, иначе называемом индексом социальной позиции, значение которого помогает произвести целостную оценку социальной позиции как своей, так и других в системе социальных координат. Зачастую имущественное положение образованного индивида, избранного на высокий политический пост, неизмеримо
ниже имущественного положения тех, кто достаточно быстро сделал большие деньги, занимаясь экономическими аферами, сделками и т.д. Как отметил М. Вебер, если бы общество ранжировало позиции чисто рыночно-целерационально, то материально-имущественное преимущество любого индивида (в том числе ассенизатора) вызвало бы к нему огромное уважение. Но речь идет о социальных (а не экономических) законах, которые учитывают гораздо более сложный и многообразный комплекс статусных условий.
Индекс социальной позиции в какой-то мере позволяет более многосторонне, комплексно оценивать социальную позицию. Этот индекс включает в себя три-четыре основных признака: престиж профессии, уровень дохода и уровень образования (зачастую – наличие властных полномочий, привилегий). 3. Иерархия статусов 3.1. Социальный престиж статуса. Статусы в обществе иерархизированы. Принятая иерархия (ранжирование) статусов представляет собой основу
стратификации данного общества. Социальный престиж (уважение, признание) статусов (точнее, престиж функций, закрепленных за конкретным статусом), по сути, и представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, общественном мнении. Сам престиж, и, соответственно, иерархия статусов формируется под влиянием двух факторов: 1) реальной функциональной значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводства его
структур (инвариантная сторона престижа статуса); 2) системы ценностей, шкалы предпочтений исторических традиций, учитываемых в данной культуре (культурно-вариативная сторона престижа статуса). В связи с этим иерархия, престижность статусов у различных народов имеет много общего, и в то же время весьма специфична. Престиж статуса разделяем обществом. Здесь не может быть «самозванства» самовосхваления.
При этом иерархия статусов, их престижность утверждается, формируется в обществе под влиянием подчас трудноуловимых процессов, оценок, не всегда осознаваемых предпочтений. Общество постоянно стремится поддержать принятую иерархию статусов – материально, морально и даже эмоционально-символически (посредством ритуалов, обрядов, церемоний). Так, материальное вознаграждение людей, занимающих престижный статус, имеет цель возместить их физические
и интеллектуальные затраты, но и выполняет латентную функцию – количественно выражает престижность данного статуса. За один и тот же объем усилий индивид престижного статуса потребует одно вознаграждение, индивид менее престижного статуса – другое. Моральная поддержка статуса выражается в том, что люди, занимающие престижный статус, приобретают определенный авторитет. Носители этого статуса сами уделяют большое внимание поддержанию его престижа.
Не случайно социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных желаний, планов, энергии. Престижный статус стремятся получить наиболее активные, подготовленные, амбициозные члены общества. Престиж (иерархия) статусов, который охраняют культура, традиции, с одной стороны, явление довольно устойчивое и даже консервативное, а с другой стороны, в нем происходят подвижки, подчас немалые, обусловленные изменением общественных связей, функций, которые в конечном счете порождены изменением
ценностей, общественных приоритетов и целей. Любая глубинная перестройка социальных институтов общества неминуемо связана с изменением иерархии статусов, их престижа. 3.2. Статусные коллизии Статусная характеристика личности, казалось бы, статична – но только на первый взгляд. Статусы, статусные притязания и разочарования, статусные шансы и несоответствия играют заметную роль в формировании самочувствия индивида. ведь одна из главных социальных движущих сил – это стремление
людей занять престижный статус, который реализует их высокие притязания, дает шанс на жизненный успех. Индивид социально оценивает себя (и других) во многом с точки зрения занимаемого социального статуса, престижности социальной позиции, что вызывает у него или гордость, или глубокое разочарование, определенные умонастроения. Статусные притязания (не путать с притязаниями отдельной личности на достижение престижного статуса) – это ожидания группы людей, занимающих тот или иной статус, определенных материальных, моральных,
эмоциональных вознаграждений, уважения, прав, привилегий. Статусные притязания позволяют данной статусной группе вести определенный образ жизни, соразмерный престижу данного статуса. Чем выше престижность статуса (основой которой является признание обществом данной функции важной, значимой для его функционирования), тем выше уровень притязаний – и наоборот. Статусное несоответствие (рассогласование) – это несоответствие материального, морального, экономического
и другого вида вознаграждения как общественной значимости функций, выполняемых людьми данного статуса, так и статусным притязанием носителей данного социального статуса. Рассмотрим некоторые статусные коллизии личности. 1. Снижение занимаемого статуса, престижность прошлого статуса сохранена (понижение должности). Это распространенная статусная коллизия. Статус (руководителя, начальника) остался неизменным, так
же как и его престиж, но индивид не справился со своей задачей, ему не хватило знаний, квалификации, или он не сработался с вышестоящим руководителем, с подчиненными и т.д. Подобные коллизии приводят к серьезной личной драме индивида, который глубоко переживает свою неудачу. Ему приходится менять статусные притязания, систему взаимоотношений, манеру поведения. Люди по-разному выходят из этой коллизии, но она всегда драматична в психологическом отношении.
2. Статус сохранен, но снижена его престижность. Данная коллизия задевает уже всех представителей данной статусной группы. Явными, зримыми признаками снижения престижности статуса является снижение уровня материального дохода, моральных, эмоциональных знаков внимания и уважения. Снижение престижа сопровождается глубокими внутренними деформациями, демотивацией деятельности работников, которые испытывают пессимизм, неуверенность в завтрашнем дне, безразличие к таким понятиям, как профессионализм,
профессиональная честь, репутация. При снижении престижа статуса возникает текучесть кадров, наиболее амбициозные, энергичные люди стремятся занять более уважаемые статусно-профессиональные ниши. 3. Статусная дифракция (рассеивание) социальной реакции. Социальные притязания у представителей различных статусных групп различны. Один и тот же уровень материальных доходов, моральных, эмоциональных знаков уважения, признания может
вызвать различные реакции у представителей различающихся по престижу социальных групп: быть признан приемлемым представителями менее престижной группы, вызвать протест у представителей более престижной статусной группы. Из этого следует, что, во-первых, социальная реакция может тесно увязываться не только (а может, и не столько) с самим уровнем жизни, но с уровнем статусных притязаний той или иной статусно-профессиональной группы. Во-вторых, нельзя анализировать, прогнозировать социальные реакции людей, используя
лишь данные об их уровне жизни, социальной обеспеченности, комфортности. Следует учесть, что непрестижные статусные группы, имеющие невысокие социальные притязания, могут представлять собой наименее требовательную среду и, наоборот, представители более престижных статусных групп могут оказаться социально более требовательными. 4. Социальные роли Зная социальный статус конкретного индивида, его социальные функции, мы ожидаем от него типичного набора
качеств, которые, как нам представляется, необходимы для осуществления этих функций. Ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который несет индивид это, по определению Р. Линтона, социальная роль. Если статус – это сами права и обязанности, то социальная роль – это ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе, данной системе социальных взаимодействий. Социальная роль – это ожидание (экспектация), предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или
иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Основные требования вырабатывались, шлифовались обществом и существуют независимо от конкретных людей, вопреки их желаниям и представлениям. Существует и несколько иная точка зрения, что личность сознательно выбирает свои роли: «И выбор этот состоит не только (и даже не столько) в том, кем быть в рамках существующего разделения труда, сколько в том, каким быть» [Кон, 1967].
Роль – это деиндивидуализированный образец поведения индивида, занимающего определенный статус. Претендуя на данный статус, индивид должен выполнять все ролевые предуказания, которые закреплены за этой социальной позицией. Не роль «подстраивается» под своего исполнителя, а исполнитель должен выполнять расписанную для него обществом, культурой, традициями роль. Таким образом, роль, будучи независимым от личности, деиндивидуализированным образцом поведения, является
основным средством обеспечения эффективного, бесперебойного функционирования первоосновы социальной жизни – социальных институтов. Именно посредством системы ролевых предуказаний люди включаются в институционализированные взаимодействия. Социальная роль органично соединяет в себе символически-информационную и императивно-контрольную составляющие. Символически-информационная составляющая предоставляет личности сценарий поведения, в котором достаточно подробно представлен образец требуемого от индивида данного статуса поведения,
вплоть до приемлемых жестов, походки, одежды, привычек. Ролевая экспектация (ожидание) существует в виде не только правил, инструкций, норм поведения – эти разрозненные стандарты создают некий целостный образ того, как следует себя вести, который легко воспринимается индивидом. Необходимо соотносить социальные роли с ценностями, нормами поведения, традициями, обычаями. Конечно, ценности, нормы и роли возникают и утверждаются в едином социокультурном пространстве.
Реальное содержание роли в решающей степени определяется ценностными приоритетами, стандартами поведения, принятыми в данном обществе, культуре. Но в рамках социальной роли происходит систематизация норм поведения в единое целое в соответствии со спецификой функции, статуса, которую роль обслуживает. В результате в одной роли увязана не одна, а множество норм, причем у каждой роли могут быть специфическая цепочка норм, их особая иерархизация и систематизация, обеспечивающая эффективное выполнение данной
конкретной функции. Роль – это особый тип регуляции функциональной регуляции, призванной обеспечит выполнение определенных функций в рамках конкретного социального института. Соответственно, в ролевом поведении индивида особый акцент делается на функциональной направленности, статусной увязанности ожидаемого поведения. Социальная роль – это достаточно полная, но не всеохватывающая поведенческая характеристика. В ролевых ожиданиях содержатся именно те предуказания, делается акцент
на тех требуемых действиях, которые гарантируют выполнение данных социальных функций. Но не более того. Социальная роль органично соединяет в себе функционально-целесообразные (повторяющиеся, инвариантные) и культурно-вариативные черты, характеристики, что дает нам образец ролевого поведения в данном обществе. 5. Ролевое ожидание и ролевое исполнение Каждый индивид в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы,
студента, отца или матери, инженера, организатора на производстве, офицера, члена определенного социального слоя и т.д. Ролевое обучение имеет по крайней мере два аспекта: 1) необходимо научиться выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролью; 2) не менее существенно приобрести установки, чувствования и ожидания соответствующие данной роли. Второй аспект представляется наиболее важным. Некоторые люди не могут успешно выполнять свою роль,
если она в процессе социализации не принята ими как стоящая потраченного времени, удовлетворяющая какую-либо их потребность, соответствующая их внутреннему миру. Обучение большинству важнейших ролей обычно начинается в раннем детстве, одновременно с началом формирования установок, направленных на определение роли и статуса. Большая часть этого этапа ролевого обучения происходит бессознательно и безболезненно.
Дети играют в игрушки, «разыгрывают» представления, помогают отцу и матери, читают истории из жизни разных социальных групп, слушают семейные разговоры и пассивно участвуют в семейных инцидентах. Из такого повседневного опыта они выносят представление о действиях мужчины и женщины в различных ситуациях, о том, как муж и жена должны относиться друг к другу. Маленький ребенок, подражая роли своего отца, играемой им дома, бывает больше осведомлен о том, как
должен действовать и что должен думать мужчина в различных ситуациях семейной жизни, чем тогда, когда он просто исполняет свою собственную роль ребенка. Подражая действиям отца, он в какой-то степени может понять причины, которые стоят за тем или иным отцовским действием, и это понимание со временем растет. Его «притворные», ненастоящие роли таким образом помогают ему достойно принять на себя в будущем роль отца семейства.
Индивиду в более зрелом возрасте такие ненастоящие роли помогают понять реакцию других людей на его поведение. Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида в отношении как собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации. Играет ли индивид роль на «притворной», нереальной основе или в связи с приобретением им нового статуса, он всегда стремится аккумулировать установки и поведение тех людей, которые его окружают, и добиться
наиболее адекватного исполнения своей роли. Очевидно, что внутреннее Я личности не остается неизменным в результате такого социального опыта. Роли, связанные с определенными занятиями, в такой степени обусловливают личностные изменения, что, даже не зная рода занятий индивида, мы можем сказать, что он ведет себя, как учитель, крестьянин, предприниматель или министр. Личность и роль, которую она играет, связаны с некоторыми психологическими характеристиками,
подходящими для исполнения определенных социальных ролей. Например, личность общительная, направленная на мир внешних объектов может легко приспособиться к роли продавца. В то же время, очевидно, что ежедневное выполнение обязанностей продавца помогает становлению общительной личности. Так постепенно, в ходе ролевого обучения формируется поведение личности, характерное для ее статуса, полностью принимается уготованная ей социальная роль.
Процесс воплощения в реальной социальной жизни ролевых предуказаний сложен, противоречив и даже временами драматичен (овладение ролями сопряжено с мучительными размышлениями индивида, конфликтами, психологически напряжением). 5.1. Ролевой набор В то время как роль является поведением, ожидаемым от индивида, имеющего определенный статус, ролевое поведение является фактическим поведением того, кто играет роль. Ролевое поведение отличается от ожидаемого во многих отношениях: в интерпретации роли, в личностных
характеристиках, изменяющих шаблоны и образцы поведения, в отношении к данной роли, в возможных конфликтах с другими ролями. Все это приводит к тому, что нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково. Разнообразие ролевого поведения может быть значительно уменьшено при жестком структурировании поведения, например, в организациях, где прослеживается определенная предсказуемость действий даже при различном поведении ее членов. В то время как ролевое поведение, как правило, состоит в бессознательном исполнении
ролей, в некоторых случаях оно является высокосознательным; при таком поведении лицо постоянно изучает собственные усилия и создает желательный образ собственного Я. Американский исследователь И. Гофман пишет по этому поводу: «Когда индивид исполняет какую-то житейскую партию во время взаимодействия с другими, он неявно просит своих наблюдателей всерьез воспринимать создаваемый перед ними образ. Их просят поверить, что персонаж, которого они видят перед собой, действительно обладает
демонстрируемыми качествами, что исполняемая им “сценическая” задача будет иметь именно те последствия, которые ею скрыто подразумевались, и что, вообще, вещи таковы, какими кажутся. Этому соответствует распространенный взгляд, будто индивид предлагает свое исполнение и разыгрывает свой спектакль “для блага других людей”. И потому будет уместно начать разбор разновидностей исполнений, перевернув постановку вопроса и обратив внимание на собственную веру индивида в тот образ реальности,
какой он пытается запечатлеть в головах окружающих его. На одном полюсе исполнитель может быть полностью захвачен собственной игрой и искренне убежден, что впечатление о реальности, которое он создает, это и есть самая доподлинная действительность. Когда его аудитория тоже убеждена в правдивости разыгрываемого спектакля (а это, по-видимому, типичный случай), тогда, по меньшей мере на какое-то время, только социолог или лицо социально недовольное будут
иметь некоторые сомнения насчет “реальности” представляемого. На другом полюсе исполнитель может совсем не увлекаться собственной рутиной. Такая возможность допустима, потому что никто не в состоянии быть столь же совершенным наблюдателем и видеть действие насквозь так, как лицо, которое ставит его. Соответственно исполнитель может быть движим стремлением управлять убежденностью своей аудитории исключительно
как средством для других целей и не интересоваться как конечной целью тем понятием, которое эта аудитория имеет о нем или о ситуации. Когда у человека нет веры в собственное действие и в конце концов нет интереса к верованиям своей аудитории, можно назвать его циником, закрепив термин “искренние” за людьми, верящими во впечатление, производимое их собственным исполнением. Следует иметь в виду, что циник, при всем его профессиональном безразличии, может, однако, получать
от своего маскарада непрофессиональное удовольствие, испытывая в душе своеобразное злорадное веселье от самого факта, что он по прихоти может забавляться тем, что его аудитория обязана воспринимать всерьез» [Гофман И 2000]. 5.2. Ролевые конфликты В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: между ролями и в пределах одной роли. Часто две или более ролей (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности.
Например, работающая жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей, или женатый студент должен примирять требования, предъявляемые к нему как к мужу, с требованиями, предъявляемыми к нему как к студенту. Подобного рода конфликты относятся к ролевым конфликтам между ролями. Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного
деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а вузком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или индивида, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам. Во многих исполняемых индивидами ролях существуют так называемые конфликты интересов, в которых обязанности быть честным по отношению к традициям или людям входят в конфликт с желанием «делать деньги». Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжений
и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу от данной роли, к внутреннему стрессу. Существует несколько видов действий, с помощью которых ролевая напряженность может быть снижена и человеческое Я защищено от многих неприятных переживаний. Сюда относят обычно рационализацию, разделение и регулирование ролей. Первые два вида действий считаются неосознанными защитными механизмами, которыми личность пользуется
инстинктивно. Однако если эти процессы осознаются и используются преднамеренно, их эффективность значительно повышается. Что касается третьего способа действий, то он используется в основном осознанно и рационально. Рационализация ролей – один из способов защиты против болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны. Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия ее из сознания индивида, но
с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли. Принято образно говорить, что каждый член общества, который успешно социализировался, расширяет «гардероб» ролевых личин и надевает то одну, то другую из них в зависимости от ситуации: дома он сама мягкость и покорность, на работе жесток и официален, в обществе женщин мужествен и предупредителен и т.д. Такой процесс ролевого перерождения создает возможность снятия эмоциональной напряженности всякий раз,
когда установки, присущие одной роли, сталкиваются с потребностями другой. Если индивид не защитил себя путем разделения ролей, эти противоречия становятся психологическими конфликтами. Ролевые конфликты и несовместимости, вероятно, можно найти в каждом обществе. В хорошо интегрированной культуре (т.е. имеющей единые, традиционные, разделяемые подавляющим большинством культурные комплексы) эти несовместимости так рационализированы, разделены и блокированы одна от другой,
что индивид их вовсе не ощущает. Однако сложные общества, как правило, не имеют высокоинтегрированной традиционной культуры, и поэтому ролевые конфликты и ролевая напряженность в них представляют серьезную социальную и психологическую проблему. Регулирование ролей отличается от защитных механизмов рационализации и разделения ролей прежде всего тем, что является осознанным и преднамеренным. Регулирование ролей – формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности
за последствия выполнения той или иной роли. Это означает, что организации и общественные ассоциации берут на себя большую часть ответственности за негативно воспринимаемые или социально неодобряемые роли. На практике это выглядит как ссылка индивида на влияние организаций, в силу которого он вынужден действовать определенным образом. Как только у индивида появляется напряженность или ролевой конфликт, он немедленно начинает искать оправдание в организации или ассоциации, в которой он выполняет конфликтную роль.
В итоге можно сказать, что каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов. 5.3. Освоение ролей и неадекватная ролевая подготовка
Обучение исполнению социальных ролей может быть успешным только при последовательной подготовке к переходу от одной роли к другой на протяжении всей жизни индивида. Маленькая девочка поет колыбельную кукле, маленький мальчик строит модель самолета, ученик выполняет сложную техническую работу, данную мастером, студент проходит стажировку в должности инженера – все это отдельные моменты непрерывной социализации через опыт, путем обучения навыкам, мастерству и установкам
в определенный период жизни для того, чтобы использовать их впоследствии в следующих ролях. При непрерывной социализации опыт каждого жизненного этапа служит подготовкой к следующему. Такая ранняя подготовка к переходу от одного статуса к последующим – далеко не всеобщее явление в социальной жизни. Наше общество, как и все современные сложные общества, характеризуется ролевым обучением, основанным на прерывности, которая делает социализирующий опыт, полученный в одном возрастном периоде, малопригодным
для последующих возрастных периодов. Очень часто юноша, закончивший школу, не знает, кем он будет в дальнейшем, чему ему обучаться и какие роли он будет играть в ближайшем будущем. Отсюда возникает ролевое напряжение, связанное с неправильным пониманием будущей роли, а также со слабой подготовкой к ней и, как следствие этого, со слабым исполнением этой роли. В жизни каждого индивида в современном обществе может оказаться несколько критических точек, когда
индивид может быть не подготовлен к исполнению будущих ролей. Другим источником ролевого напряжения в процессах социализации является то, что моральная подготовка личности к исполнению ролей включает в себя в основном формальные правила социального поведения. При этом часто игнорируется обучение неформальным модификациям этих правил, которые реально существуют в окружающем нас мире. Другими словами, обучающиеся определенным ролям индивиды усваивают, как правило,
идеальную картину окружающей действительности, а не реальную культуру и реальные человеческие взаимоотношения. Все социальные роли в реальной их модификации и многообразии кажутся чуждым молодым людям, воспитанным на идеальном представлении о многих сторонах человеческой деятельности. Поэтому у них может возникнуть внутреннее ролевое напряжение, и в последующий период они перейдут от наивного идеализма к наивному цинизму, отрицающему основополагающие нравственные и институциональные
нормы общества. Некоторый разрыв между формальными впечатлениями и действительными механизмами ролевого поведения, вероятно, характерен для всех современных обществ. Хотя он бывает весьма велик, каждое общество старается в какой-то степени его сократить. Однако разрыв сохраняется, и поэтому у молодых людей следует воспитывать не только теоретические навыки, но и способности адаптироваться к широкому кругу ролей, к решению действительных, реальных проблем.
6. Социологическая концепция личности. Ролевые теории 6.1. Особенности исследования личности в социологии. Основные подходы Отличием исследования личности в социологии от психологического анализа является то, что социологов интересует социально типическое, характеризующее ее включенность в общество, социальные группы, организации и институты. Социолог исследует личность в ракурсе ее участия в экономической жизни, то есть его внимание
обращено на трудовую деятельность человека. С точки зрения политической жизни социологию интересует, прежде всего, человек-гражданин, включенность личности в духовную жизнь социолог рассматривает сквозь призму. Все это, составляет условия бытия личности в обществе. Современная социология содержит различные теорий личности. Теория личности как субъекта и объекта деятельности разработана в марксистской социологии, ролевой
теории личности Ч. Кули, Р. Дарендорфа, Р. Минтона, Р. Мертона и других. В марксистской теории личности главный акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества. Личность рассматривается как целостность социальных качеств человека, как продукт исторического развития, результат включения человека в социальную систему посредством общения и деятельности. В западной социологии социологические концепции личности - собирательное понятие, объединяющее ряд
теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, выводимым из тех или иных факторов. Такая трактовка проблемы ведет к рассмотрению личности как объекта исключительно социологического, и никакого другого, анализа. В развитом виде личности социологические концепции оформились во второй половине 19 - начале 20 в. К ним относятся теория зеркального "Я", ролевая теория, отдельные ветви необихевиоризма в социологии, теории референтной группы, установки
и некоторые др. В зеркального "Я" теории (Кули, Дж. Мид) личность рассматривалась как функция, производное от полностью социально обусловленного "Я" человека. Близкие взгляды отстаивались сторонниками ролевой теории (Р. Линтон, Морено, Т. Парсонс и др.): личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе. Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то
личность есть производное от совокупности человека в социальных группах, то личность тем самым есть производное от совокупности тех групп, в которые включен индивид. 6.2. Основные положения ролевой теории личности Ролевая теория личности рассматривает поведение человека как игру актеров, роль требует от актёров определенного поведения, которое соответствует или не соответсвует ожидаемому. Классическое определение теории ролей (социальной роли) дано в 1936 г.
Р. Линтоном. В понимании Р. Линтона понятие роли относится к таким ситуациям социального взаимодействия, когда регулярно, на протяжении длительного времени воспроизводятся определенные стереотипы поведения. Линтон дал социологическую интерпретацию понятия роли, выделив в структуре социальных отношений статусы, т.е. определенные позиции, и связанные с ними совокупности прав и обязанностей [Тощенко, 2004]. Т. Шибутани различает 2 типа ролей - конвенциальные и межличностные
Конвенциальная роль - это предписанный шаблон поведения, который ожидается и требуется от человека в данной ситуации, межличностные роли определяются взаимодействием людей друг с другом: «Понятие «социальный статус», которое относится к положению человека в обществе, не следует смешивать с понятием «конвенциальная роль», которое относится к тому вкладу, который вносит участник в организованное предприятие. Статус, будучи однажды установлен, остается относительно постоянным.
Он может повышаться, но медленно и понижается только в связи с поступками, расцениваемыми как деградация. Но каждый человек ежедневно исполняет много ролей. С определенным положением в обществе соотнесен ограниченный набор взаимосвязанных ролей. Врач, например, осматривает пациентов, инструктирует медсестер, консультируется с коллегами, обсуждает ряд вопросов с госпитальной администрацией и т. п.
Чем дальше он отходит от ситуаций, связанных с медицинским обслуживанием, тем менее ясными становятся его обязанности. Но поскольку общество высоко оценивает его услуги, врач обладает значительным престижем. Даже в совершенно неофициальной обстановке к нему обращаются так, как того, видимо, заслуживают люди данной профессии»[ Шибутани, 1999]. В структуре социальной роли выделяют 4 элемента: • Описание типа поведения, соответствующего данной роли. •
Требования, связанные с данным поведением. • Оценка выполнения предписанной роли. • Санкции в рамках требований социальной системы. Попытка систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Любая из ролей описывается пятью основными характеристиками [Парсонс, 2000]: • эмоциональной, • способом получения, • масштабом, • формализацией, • мотивацией. Российский ученый И.С. Кон подчеркивает "главным понятием для описания личности является понятие
социальной роли" [Кон, 1967], в его работах выделяется 3 понимания роли: • в обыденном сознании, • в социальной психологии, • в социологии. И.С Кон отмечает, что прежде чем реагировать на внешний символ, человек должен согласовывать свою реакцию с логикой принятой на себя роли. И.С. Кон приходит к выводу, что процесс формирования личности означает ее вживание в различные социальные роли и составление своей ролевой системы, где человек идентифицирует себя с различными ролями.
Развивая эту мысль В.А. Ядов пишет: «Несмотря на ограниченность, неполноту такого представления, минимизирующего субъективное начало (оно сводится к адаптивной активности индивидов) , ролевое отображение личности охватывает важные моменты человеческой сущности. Последняя, как хорошо известно, кроется не в свойствах индивидуальности, а в социальных, обобщенных свойствах людей, делающих их продуктом данной системы общественных тношений. Социально-типическое доминирует над индивидуально-неповторимым.
Между тем развитие человеческой индивидуальности—высший критерий социального прогресса. Как совмещаются тотальность социального, безусловное господство его над отдельными индивидами и тотальность личностного самосознания, «Я»»[Социология в России, 1998]. 6.3. Ролевая теория Т. Парсонса В ролевой теории Т. Парсонса преодолевается утилитарное представление о социальной системе как системе рациональных ролевых
отношений, и раскладываются механизмы эмоционального и нормативного регулирования ролевых взаимодействий. Роль определяется как нормативно регулируемое общепринятыми ценностями поведение. Роли делятся на предписанные по естеству, т.е. по рождению, возрасту, полу, принадлежностью к касте и достигаемые: «Внутри категории несоциальных объектов как единиц имеет место дальнейшее разделение, которое не прямо релевантно классификации модальностей: это различение между организмами и другими
несоциальными объектами. Концептуализируя их, теория действия не рассматривает актора как организм; общепризнанное (хотя обычно имплицитно) предположение, что он является таковым, — основная ошибка, биологизирующая анализ поведения. Но конкретный индивид, который осуществляет поведение, все же всегда представляет собой определенный аспект организма. Его следует отличать от других объектов, поскольку в своем личностном аспекте он «привязан» к отдельному организму. Это, разумеется, одинаково верно как для «эго», так и
для «другого». Качества и способности к деятельности организма дают критерии, которые могут оказаться чрезвычайно важным фокусом для ориентации действия, опять-таки как для собственного организма «эго», так и для организма «другого». Например, значение собственного пола для личностной структуры «эго», а также в его собственном «признании » своей сексуальной роли, может анализироваться с точки зрения роли отдельных «характеристик» его тела как объекта его ориентации, благодаря которым он «причисляет
себя» к прочим лицам того же пола как отличным от лиц противоположного пола. То же самое относится, конечно, и к способностям или свойствам, таким как физическая сила или ловкость» [Парсонс, 2000]. 6.4. Особенности интеракционистской концепций Интеракционистские концепции переносят акцент со стандартизированного ролевого поведения на конкретные, ситуационные свойства взаимодействия людей. Важнейшей категорией интеракционистов
Д. Мида, Г. Блумера, Т. Куна, И. Гофмана является "ролевое поведение". Интеракционалисты делят роли на конвенциональные, которые стандартизированы и безличны, строятся на основе прав и обязанностей и "межличностные роли", в которых права и обязанности целиком зависят от индивидуальных особенностей участников взаимодействия. Гофман пишет по этому поводу: «Взяв одного конкретного участника и его исполнение за базисную точку
отсчета, можно определить другие категории исполнителей как публику, аудиторию, наблюдателей или соучастников. Предустановленный образец действия, который раскрывается в ходе какого-нибудь исполнения и который может быть исполнен или сыгран и в других случаях, можно обозначить терминами “партия” или “рутина”16. Эти ситуационные термины легко связать с общепринятыми структурными. Когда индивид или “исполнитель” в разных обстоятельствах играет одну и ту же партию перед одной и той
же аудиторией, тогда, вероятно, имеет смысл говорить о возникновении “социального отношения”. Определив “социальную роль” как свод прав и обязанностей, сопряженных с данным статусом, можно утверждать, что одна социальная роль способна включать больше чем одну партию и что каждую из этих различных партий исполнитель может представлять в ряде случаев одним и тем же типам аудитории или аудитории, состоящей из одних и тех же лиц».[Гофман, 2000] 6.5. Особенности ролевой теории личности в «феменологической»
социологии Представители "феменологической" социологии Шюц, Р. Уильямс, Тернер анализ социальной роли связывают с коммуникацией, замещающей идентификацию с другим человеком и проекцией на него своих собственных тенденций поведения. Как пишет Шюц: «Мое конструирование другого как частичной персональности, как исполнителя типичных ролей или функций, сказывается на процессе самотипизации, когда я вступаю во взаимодействие с ним.
Я вхожу в эти отношения не как целостная личность. Лишь определенные слои моей личности охватываются этими отношениями. Определяя роль Другого, я предписываю ее самому себе.» Заключение Исходя из предмета и объекта изучения социологии, требования к концепции личности принципиально отличаются от требований психологического анализа: социологию интересует человек не в качестве уникального
индивида, а в контексте общества, в качестве участника различных социальных групп и социальных взаимодействий. Иными словами, требуется некоторые «усреднение человека», сведение представления всего множества индивидов в качестве конечного набора некоторых аттрибутов. С этой точки зрения, наиболее продуктивной в социологии оказалась ролевая теория личности, что может быть объяснено тем, что данная теория обеспечивает хорошую формализацию: абстрагирование от индивидуального c использованием теоретико-множественного подхода для
описания социальных статусов и ролей. В данной концепции, каждая личность может быть представлена в виде некоторого подмножества статусов – достигаемых, предписанных, постоянных или эпизодических –конкретный выбор статусов определяется целями и задачами проводимого исследования. Например, один и тот же человек может представать в таких статусах как «женщина», «мать», «водитель», «работник легкой промышленности», «белый воротничок» и т.д.
При этом каждому статусу соответсвует социальная роль – некоторая поведенческая модель носителя того или иного статуса, совокупность прав и обязанностей; разнообразние ролевого поведение определяется тем социальным институтом, к которому относится роль. Например, в армии разнообразие ролевого поведение существенно меньше, чем в учебном заведении. По мере развития ролевой теории личности с 30-х гг. XX века до настоящего времени, основные дискуссионные моменты, как представляется, связаны с классификацией
ролей, оценкой факторов, которые влияют на ролевое поведение (учет межличностного взаимодействия, индивидуальных особенностей, ожидания общества и т.д.). Вместе с тем, существует определенное противоречие между наследственными задатками, условиями социализации и абсолютной свободой воли. Т.е. два индивида при одинаковых условиях социализации будут демонстрировать различное ролевое поведение (разумеется, в рамках того разнообразия, которое допускает социальный институт), в зависимоста от своих
наследственных задатков, что может быть существенным при проведение социальных исследований. Список литературы 1. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко М.: Прогресс, 1990. -808 с. 2. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни /
Пер. с англ. И вступ. Ст. А.Д.Ковалёва. – М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. – 304 с. 3. Добреньков В. И Кравченко А.И. Социология. М.: Инфра-М, 2004 623 с. 4. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр составление, послесловие и примечания А.
Б. Гофмана.— М.: Канон, 1995.— 352 с. 5. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967 383 с. 6. Кравченко А.И. Социология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 7. Парсонс Т. О структуре социального действия. — М.: Академический Проект, 2000. — 880 с. 8. Парсонс Т. Система современных обществ/Пер, с англ.
Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. / Под ред. М.С. Ковалевой. — М.: Аспект Пресс, 1998 270с. 9. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. М.: Феникс, 1994. 10. Социологическая энциклопедия в 2-х т. Т.2 / Национальный обществ. научный фонд / Рук. научн. проекта Г.Ю. Семигин; гл. ред. В.Н.Иванов. – М.: Мысль, 2003. 11.
Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. -2-е изд перераб. и дополн. - М.: Издательство Института социологии РАН, 1998 722с. 12. Дмитриев А.В. Общая социология М.: Современный гуманитарный университет, 2001. – 427 с. 13. Социология: хрестоматия / Cост.: Ю.Г.Волков, И.В. Мостовая. М.: Гардарики, 2003 524 с.
14. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004. 15. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д: Феникс, 1999, 539 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |