Личность - субъект политики ВВЕДЕНИЕ. В нормальном, цивилизованном обществеполитика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль нииграли бы социальные группы, массовые общественные движения, политическиепартии, в конечном счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами этигруппы, движения, партии и другие общественные и политические организациисостоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и волиопределяется содержание и направленность политического процесса,
всейполитической жизни общества. Активное участие личности в политическойжизни общества имеет многоплановое значение. Во-первых, через такое участие создаютсяусловия для более полного раскрытия всех потенций человека, для его творческогосамовыражения, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболееэффективного решения общественных задач. Так, качественное преобразование всехсторон жизни предполагает всемерную интенсификацию человеческого фактора,активное и сознательное участие в этом процессе широких народных
масс. Но внедемократии, доверия и гласности становятся невозможны ни творчество, ниосознанная активность, ни заинтересованное участие. Во-вторых, всеобщее развитие человека каксубъекта политики является важным условием тесной связи политических институтовс гражданским обществом, контроля за деятельностью политико-управленческихструктур со стороны народа, средством противодействия бюрократическимизвращениям в деятельном аппарате управления, отделений функций управления отобщества.
В-третьих, через развитие демократииобщество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении деламигосударства. ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИНА ЛИЧНОСТЬ. Участие в демократическом политическомпроцессе является способом самоутверждения человека, формирования культурыобщения, навыков управленческой и самоуправленческой деятельности. По мере всеболее полного удовлетворения основных материальных потребностей человека, ростаего культурного
уровня, самосознания и самоуважения, будут развиватьсяпотребности и интересы участия в общественно-политической жизни. Всестороннеразвитый человек - это и активный общественный деятель. Чем дальше, тем в болеешироких масштабах общество будет сталкиваться с этой тенденцией. Предоставлениеличности возможностей для осознанного, активного участия вобщественно-политической жизни это способ возвышения человеческого в человеке. МОТИВАЦИЯ
УЧАСТИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.Достижение целей широкого политическогоучастия людей значительно зависит от мотивов, которыми руководствуется личностьв своей политической деятельности, ибо сама мотивация может оказаться с точкизрения общественных интересов настолько негативной, что не будет способствоватьни укреплению демократии в обществе, ни нравственному совершенствованию ивсестороннему развитию личности. Вопрос о мотивации политического участия илинеучастия является очень сложным.
Здесь с политологией состыкуются социология ипсихология. По этому поводу высказывались различныесуждения. Г. Лассвеллом была выдвинута теория, которая объясняла присущее частилюдей стремление к политическому лидерству. Суть ее заключается в том, чтостремление человека к власти есть отражение его низкой самооценки, что припомощи власти такая личность стремится компенсировать низкую самооценку,повысить свой престиж
и преодолеть чувство собственной неполноценности. Этаточка зрения, хотя и довольно распространенная, однако не получила всеобщегопризнания. Высказывалось и другое мнение низкая самооценка тормозит вовлечениеличности в политический процесс, снижает ее возможности в развертыванииактивной политической деятельности. И в том и другом случае проблема мотивацииполитического участия сильно психологизируется, т.е. вопрос о мотивахполитической деятельности сводится к личным, психологическим качествамучастников политической
жизни. Поэтому для более полной адекватной картинывопрос о мотивации политической деятельности следует поставить в более широкомсоциальном контексте. Отмечалось, что участие в управлениигосударством и обществом, в политическом процессе представляет для гражданина водном случае право реализовать свои возможности, в другом морально-политическуюобязанность, в третьем - заинтересованность морально-политическую илиматериальную . ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ УЧАСТИЯ ЛИЧНОСТИ ВПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.
Активное включение личности в политическийпроцесс требует определенных предпосылок. Их можно разделить на три группы материальные, социально-культурные и политико-правовые. Опыт показывает, чтодля участия человека в нормальной политической деятельности необходимопервичное удовлетворение его потребностей в основных продуктах питания, товарахи услугах, жилищно-бытовых условиях, достижения определенного уровняобщеобразовательной и профессиональной подготовки, общей и политическойкультуры.
В зарубежных политологическихисследованиях взаимосвязь благосостояния общества и его политической системырассматривается по крайней мере в трех аспектах. Во-первых, вполне обоснован тезис что, чембогаче общество, тем оно более открыто демократическим формам функционирования.В экономически развитом обществе основные по численности и по влияниюсоциальные группы, не принадлежащие ни к крайне бедным, ни к сказочно богатым резкая, по существу двухполосная, имущественная поляризация
исчезает,образуется сильный средний класс , который по своему положению вобществе и объективным интересам составляет опору демократического режима. Во-вторых, уровень благосостоянияоказывает заметное влияние на политические убеждения и ориентации человека. С.М. Липсет пришел к выводу, что материально более обеспеченные люди являютсяболее либеральными, а более бедные являются и более интолерантными нетерпимыми .
В-третьих, достаточно высокое национальноеблагосостояние служит необходимой базой формирования компетентной гражданскойслужбы, корпуса профессионально подготовленных управленческих кадров. Вусловиях бедности трудно добиться в массовом масштабе высокого уровняобщеобразовательной и профессиональной подготовки, необходимого дляэффективного управления на демократической основе. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВЛИЧНОСТИ. Значительное влияние на формированиеполитических взглядов
личности, на становление ее в качестве субъектаполитической деятельности оказывает социальная среда. Здесь лежат предпосылкитого, сформируются ли у личности демократические убеждения и ориентация или онабудет отдавать предпочтение авторитарным и другим недемократическим идеям и практике.Особенно сильное воздействие наполитическое сознание и поведение личности оказывает образование. Известноленинское высказывание о том, что неграмотный человек стоит вне политики.
Этоследует понимать как, что неграмотный человек стоит вне лично осознаннойполитики, а является объектом политических действий, будучи втянутым иманипулируемым, а не их субъектом, выражающим собственную осознанную волю. По этому поводу был сделан общепризнанныйвывод чем выше уровень образования человека, тем более он политическиориентирован и, главное, предрасположен к демократическим ориентациям,установкам и поступкам. В. Кей выявил влияние уровня образованияна политическую роль гражданина по четырем направлениям у более
образованныхлюдей сильнее развито чувство обязанности участвовать в политической жизни уболее образованного гражданина сильнее чувство эффективности своегополитического участия, он считает, что может влиять на политический процесс ичто ему открыт доступ к политической власти чем более образован гражданин, темболее он интересуется политикой и тем более вовлечен в нее образованиеопределяет большую вероятность того, что гражданин будет политически активен. ПОЛИТИКО-
ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ. Существенной предпосылкой активногополитического участия являются также политико-правовые факторы. К ним относятсядемократический политический режим, доминирование в обществе демократическойполитической культуры, правовая обеспеченность демократических процедурформирования всех структур власти, принятия и реализацииполитико-управленческих решений, участия членов общества на всех стадияхполитического процесса. Политическая деятельность личностиосновывается на совокупности определенных предпосылок, которые либоспособствуют
развитию политической активности, раскрытию потенциальных качествчеловека как общественно-политического деятеля, формированию личности какдействительного субъекта политической жизни общества, либо существеннозатрудняют все эти процессы и консервируют политическую апатию и пассивность. ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ. Принадлежащие личности права и свободыможно разделить на три группы социально-экономические, политические иличностные. К первой группе относятся такие права, как право на труд, отдых,
образование, охрану здоровья. Обеспечение социально-экономических правпозволяет личности удовлетворить самые насущные материальные и духовныепотребности, создать достойные для человека условия для существования. Политическими являются право избирать ибыть избранным в высшие и местные органы государственной власти, правообъединяться в общественно-политические организации, право на проведениемитингов и демонстраций, право участвовать в управлении государственными иобщественными делами и др.
Смысл политических прав в том, чтобы способствовать формированиючеловека, как общественно- политического деятеля, создать предпосылки для егополитического участия, развития общественно-политической активности. Третья группа прав - личные права правона неприкосновенность личности, жилища, право на тайну переписки, телефонныхпереговоров и др. . Осуществление их способствует созданию условий длясвободного развития того минимума личных благ, без которого нормальнаячеловеческая жизнь невозможна.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |