--PAGE_BREAK--1.2 Христианство
Секс, как известно из западного киноискусства является для человека «основным инстинктом». И потому для христиан очень важно уметь объяснить внешним людям о христианском взгляде на этот вопрос. Именно с ним связано немало обвинений в адрес христиан. Надо признаться, что верующие люди в ходе истории сами в немалой мере способствовали настороженному отношению к себе. Самооскопление хлыстов, ханжеское отношение к наготе и пуританство нанесли немалый вред христианству. Но при тщательном анализе этих явлений, мы увидим, что они были вызваны избирательным и невежественным толкованием Священного Писания, не учитывающим всю его полноту. Православное отношение к сексу всегда отличалось здравым смыслом и базировалось на Святоотеческом толковании Священного Писания. Поэтому все насмешки атеистов о якобы враждебном отношении христианства к сексу живут только благодаря тому, что люди не читают Библию. Тот, кто читал Библию, не мог не заметить что самая первая заповедь, которую Бог дал людям, касалась именно полового вопроса. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле»[3.3. c. 192]. А поскольку человек был создан именно с половыми органами и размножался не вегетативным способом, то и фантазии на тему «Бог не разрешает людям заниматься сексом», мягко говоря, неуместны. Однако если основывать христианское отношение к сексу только на этих словах, то можно впасть в другую крайность: что Бог здесь разрешает свободный секс, назначая мужчинам роль быков-осеменителей. Потому Священное Писание, охраняя от таких ошибок, говорит:
«Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». «Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да уповают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно. И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?»[3.3 c. 221]. Читая далее мы видим, что секс в браке не только не запрещается в Библии, но и всячески приветствуется:
«Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». Потому и слова Христа, которые часто упоминают критики христианства в связи с сексуальным вопросом: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» никоим образом не противоречат всему вышесказанному. Христос опять таки говорит не о сексе вообще, а о распущенности, когда мужчины смотрят на женщину не как на человека, а, прежде всего как на объект сексуального удовлетворения. Для современных людей это кажется наивным и ханжеским. Например — «ну и что тут такового, если женщина красивая, почему бы на нее не посмотреть с вожделением?» Однако, как правило, у любого нормального человека запас подобной прогрессивной логики резко кончается, когда дело начинает касаться его жены или дочери. При этом конечно надо помнить что секс – важная сторона жизни человека, но далеко не самая главная. Против неумеренного и ненормального «употребления» секса, проповедуемого светскими либералами, как раз и выступает христианство. Половые извращения, внебрачные связи приводят к физическим и психологическим проблемам у людей. Венерические болезни, СПИД, аборты, которые часто ведут к бесплодию, подростковые беременности, брошенные дети: все это не страшилки из фантазий христианских проповедников. Это реальные последствия либеральной лапши, которую вешают на уши доверчивым людям проповедники свободы секса [3.3 c. 245].
1.3 Иудаизм
По еврейским законам, секс – это вовсе не нечто постыдное, грешное или неприличное. Секс – это отнюдь не необходимое зло, на которое нужно идти ради продолжения рода. Хотя сексуальное желание рождается из порочного импульса, это не большее зло, чем голод или жажда, которые также рождаются из порочного импульса. Как голод или жажду, сексуальное желание должно контролировать и обуздывать, удовлетворять в нужное время, в нужном месте и правильным образом. Однако когда сексуальное желание удовлетворяется мужем и женой на основе взаимной любви и желания, то это – благое дело. На самом деле, это основное благое дело в браке.
Секс допускается только в браке. В иудаизме секс – это не просто способ получения физического удовольствия. Это акт огромной важности, который требует верности и ответственности. Еврейский закон также запрещает сексуальные связи вне брака, не доходящие до полового акта, так как подобные контакты неизбежно приведут к половому акту.
Главная цель секса – это укрепление любви и зависимости между мужем и женой. Первая и основная цель брака это служить друг другу опорой, и сексуальные отношения играют в этом важную роль. Продолжение рода — тоже цель секса, однако не единственная. Секс между мужем и женой допускается и даже рекомендуется в такие периоды, когда зачатие невозможно, например, когда женщина беременна, после менопаузы или когда женщина использует разрешенные виды контрацепции.
В Торе слово, используемое для описания секса между мужем и женой, основано на корне Dalet-Ayin-Tav, означающем «знать», что ярко иллюстрирует то, что еврейский секс подразумевает не только тело, но также сердце и душу[4.4 c. 124].
Тем не менее, иудаизм не игнорирует физический компонент секса. Еврейский закон признает необходимость совместимости мужа и жены. До брака еврейская пара должна встретиться хотя бы один раз, чтобы оценить, друг друга, и если предполагаемый супруг или супруга находят другого отталкивающим, брак запрещен.
Сексом нужно заниматься только в периоды радости. Секс только ради собственного удовольствия, без учета необходимости доставить удовольствие партнеру, это ошибка и зло. Мужчина не имеет права принуждать жену заняться с ним сексом. Пара не должна заниматься сексом в состоянии алкогольного опьянения или когда они ссорятся. Секс ни при каких условиях нельзя использовать как оружие против супруга, либо лишая его секса, либо принуждая к нему. Использование секса для наказания или манипуляции супругом – это серьезное нарушение.
Секс – это право женщины, а не мужчины. Мужчина обязан регулярно доставлять сексуальное наслаждение своей жене и обеспечивать, чтобы секс действительно приносил удовлетворение. В обязанности мужа входит улавливать сигналы того, что его жена хочет секса, и предлагать его ей, не ожидая, когда она попросит его об этом.
Право женщины на половой акт называется onah, и это – одно из трех основных прав жены (два других – право на пищу и одежду)[4.4 c. 137] Талмуд оговаривает количество и качество секса в парах. Указывается частота необходимых половых актов в зависимости от рода занятий мужа, хотя эти требования могут быть изменены и оговорены при составлении брачного контракта. Мужчина не имеет права отказывать жене в сексе на протяжении длительного времени и не должен отправляться в долгие путешествия, потому что они лишат его жену секса. Помимо того, долгие неоднократные отказы мужа от сексуальных отношений могут стать причиной развода, даже если пара уже имеет детей.
Хотя секс – это право женщины, она не имеет абсолютной власти отказывать ему. Женщина не имеет права отказывать в сексе своему мужу в качестве наказания, а если она так поступила, муж имеет право развестись с ней, не выплачивая ей солидной суммы, полагающейся при разводе.
Общее положение еврейского закона таково, что допускаются все половые акты, которые не предполагают уничтожения семени, то есть эякуляция вне вагины возможна. В одном из разделов Талмуда говорится, что муж и жена могут заниматься всем, что им нравится. Особо оговаривается необходимость предварительной игры, чтобы жена возбудилась.
Законы о том, когда муж и жена не должны быть вместе. Одна из самых загадочных сексуальных еврейских практик – это закон, по которому муж и жена не должны быть вместе, пока у женщины идет менструация. Эти законы называются taharat ha-mishpachah, семейная чистота. Законы о женщине в период менструации не специально держат в секрете, они малоизвестны лишь потому, что большинство нерелигиозных евреев не продолжают религиозного образования после бар-мицвы или бат-мицвы, а эти законы не обсуждают с детьми в возрасте 12-13 лет. По Торе, мужу запрещено заниматься сексом с женщиной в период менструации. Это единственный закон ритуальной чистоты, который продолжает соблюдаться по сей день. Другие законы имели важность во времена Храма, однако сегодня неприменимы. Муж и жена должны «разделиться» при первом появлении крови. Этот период разделения оканчивается вечером седьмого чистого дня женщины. Это разделение длится как минимум 12 дней. Раввины расширили этот запрет, постановив, что муж не имеет права прикасаться к своей жене или спать в той же постели в течение этого времени. Поэтому свадьбы тщательно планируют, чтобы брачная ночь не выпала на этот период.
В конце периода, после сумерек седьмого чистого дня, женщина должна окунуться в ритуальный бассейн. Микву традиционно использовали для очищения человека от различных форм ритуальной нечистоты. Следует отметить, что сегодня значение миквы исключительно ритуальное, это не физическое очищение. На самом деле, окунуться в микву можно только после того, как женщина тщательно вымоется. Ритуальный бассейн – это настолько важная часть традиционной еврейской жизни, что новая еврейская община строит сначала микву, а потом синагогу.
Тора не указывает причины законов, однако этот период воздержания имеет и физические, и психологические преимущества. Во-первых, это дни, неблагоприятные для зачатия, это очевидно и неопровержимо. Эти законы очень похожи на медицинские рекомендации врачей-профессионалов наших дней. Когда у пары возникают сложности с зачатием, современные врачи советуют им воздерживаться от секса неделю до и неделю после менструации, когда зачатие невозможно, и заниматься сексом во время оставшихся двух недель. Это нужно помножить на психологический аспект – ощущение того, что ты выполняешь Божью волю и будешь вознагражден. Отказ от этой практики в рядах либеральных еврейских движений – это не вопрос выбора, а вопрос невежества или предубежденности.
В дополнение, женщины, которые занимаются сексом во время менструального периода, более уязвимы для инфекций. Однако чаще всего раввины подчеркивали другой аспект: двухнедельное воздержание каждый месяц приводит к тому, что в паре устанавливаются не связанные с сексом отношения. Фраза «я люблю тебя» приобретает новые оттенки. Этот период воздержания также вызывает страстное желание друг друга, что делает секс в течение оставшихся двух недель особенным. Кроме того, этот период дает паре возможность отдохнуть и не чувствовать себя сексуально неадекватным.
Контроль зачатия допускается, если пара все-таки намерена когда-нибудь сделать мицву, плодиться и размножаться, то есть завести хотя бы двух детей разного пола. Вопрос поэтому заключается не в том, разрешено ли это, а в том, какой метод разрешен. Методы, которые приводят к уничтожению семени, запрещены. К их числу относятся презервативы (использование презервативов будет разрешено, чтобы предотвратить распространение СПИДа и других заболеваний, потому что сохранение жизни незараженного супруга – это приоритет). Противозачаточные таблетки разрешены и приемлемы. Еврейские законы не только разрешают, но при некоторых обстоятельствах даже требуют аборта. Когда жизнь матери в опасности, то аборт обязателен. Неродившееся дитя имеет статус потенциальной человеческой жизни до того момента, пока из чрева матери не появится большая его часть. Потенциальная человеческая жизнь ценна и ее нельзя небрежно прерывать, но она не имеет такой ценности, как уже существующая жизнь. В Талмуде четко говорится, что если плод угрожает жизни матери, то нужно удалить его из тела, потому что его жизнь не настолько важна, как жизнь матери. А когда во время родов на свет вышла большая его часть, то уже нельзя отнять у него жизнь ради спасения матери, потому что нельзя выбирать между двумя человеческими жизнями.
В последние годы группы давления гомосексуалистов развернули активную борьбу за признание их сексуальных склонностей приемлемыми. Они часто выдвигают тезис о том, что гомосексуалисты отличны по своей природе и не могут быть другими. Никто еще не представил доказательств справедливости такого утверждения. Напротив, многие полагают, что гомосексуальность может развиться под влиянием различных факторов, и что многие из тех, чьи наклонности носят гомосексуальный характер, могут избавиться от этого с помощью психотерапии.
Иудаизм также запрещает проституцию – и заниматься ею и пользоваться такими услугами. Евреи всегда считали, что проституция поощряет дешевую сексуальность, оторванную от естественного контекста любви и супружеских отношений, превращая ее в предмет продажи. Проституция считается у евреев постыдным, нечистым ремесло, а отношение к проституткам всегда было презрительным. Тем не менее, евреи относятся с глубоким сочувствием к человеку, брошенному в пучину проституции нищетой, и всегда стремятся помочь ему вернуться к тому, что они считают достойным существованием. Законы иудаизма, определяющие сексуальное поведение, очень строги [4.4 c.148]. Евреи глубоко осуждают образ жизни, допускающий наличие нескольких сексуальных партнеров, как гетеросексуальных, так и гомосексуальных. В то же время они вполне могут испытывать сочувствие к мужчине или женщине, заболевшим СПИДом в результате половых сношений. Евреи не видят противоречия между осуждением образа жизни человека и болью за того, кто страдает в результате такого образа жизни.
1.4 Ислам
Многие стереотипы об исламе, сложившиеся в рамках западной культуры, касаются брака, семейной жизни и отношения к женщине. Мусульмане, проживающие как на Западе, так и в России, безусловно, заинтересованы в разрушении этих стереотипов.
Можно сказать, что эту цель преследуют книги «Многоженство: советы и комментарии» и «Любовь и секс в исламе». Тот факт, что в этих книгах обсуждалась тема сексуальных отношений в исламе, вызвал ажиотаж как в российском обществе в целом, так и в среде российских мусульман в частности. Ислам не накладывает табу на тему секса, так как в исламе вообще не может существовать запретных тем – есть запрещенные действия. Ислам исходит из того, что люди не должны стесняться обсуждать те естественные потребности, которые у них возникают. Жизнь не делится на грязное, стыдное, плохое, с одной стороны, и святое, религиозное, духовное – с другой. Монотеизм пронизывает всю жизнь мусульманина. Секс признается в исламе одним из способов поклонения Всевышнему [2.2 c. 23].
Чтобы заключить брак, мусульманину не обязательно идти в мечеть, он может сделать это в любом месте, если при этом соблюдены правила ислама. Процент полигамных браков в исламском мире на протяжении всей его истории оставался невысоким, составляя около 5% всех мусульманских браков. Один из религиозных мотивов заключения брака – увеличение числа мусульман, то есть улучшение демографической ситуации. При этом стоит отметить, что полигамные браки существовали в Аравии и до возникновения ислама. В исламском праве брачный возраст значительно ниже, чем принятый в России и во многих других странах. В исламе же брак может быть заключен с момента полового созревания.
Ислам приветствует все проявления сексуальности в рамках брака, за исключением таких вещей, как анальный секс, половой акт во время менструации и разглашение подробностей интимной жизни супругов. Также запрещена порнография. Все остальное – нормальное проявление человеческой натуры, кроме тех случаев, когда это происходит вне брака. В таком случае это считается угрозой обществу в целом.
Ислам не предполагает длительного общения между мужчиной и женщиной вне брака [2.2 c. 36-39]. В мусульманской культуре брак считается началом для любви, которая с годами супружеской жизни развивается и увеличивается в отличие от западной культуры.
Тем не менее сейчас в некоторых современных мусульманских странах, например в Алжире, родители даже настаивают, чтобы будущие супруги не спешили с заключением брака и больше узнали друг о друге заранее. Это означает, что реалии современного урбанистического мира отличаются от времени складывания классического исламского права. Тогда мусульмане жили преимущественно в деревнях, где все друг друга знали в отличие от современного мегаполиса.
продолжение
--PAGE_BREAK--В мусульманском браке ответственность супругов очень велика. Но даже после произнесения формулы развода мужем сам по себе развод не наступает. Начинается лишь бракоразводный процесс, который длится три месяца. В течение этого срока муж и жена могут возобновить брачные отношения. Это предусмотрено шариатом на тот случай, если супруги решат сохранить семью.
Развод считается в исламе самым порицаемым из разрешенного, иными словами, приближается к греху, но не является запретным. Что касается женщины, то она имеет право на развод так же, как и мужчина. Но для этого требуются серьезные основания: несоблюдение мужем каких-то из своих обязанностей, неподобающее отношение к жене и т.д. Единственная проблема состоит в том, что женщина не может инициировать развод самостоятельно. Она должна обратиться к некому третейскому судье, специалисту по шариатскому праву (для этого в странах, где действует шариат, есть специальный институт). Он же имеет право рассмотреть ситуацию и развести супругов даже в случае несогласия мужа. Во всем этом ислам исходит из того, что женская натура более эмоциональна. В критических ситуациях жена может развестись сгоряча. В любом случае супруги могут оговорить свои права относительно развода в брачном договоре, и тогда женщина вполне может иметь право развестись самостоятельно. Ислам не запрещает секс, наоборот – поощряет, вводя в некие легальные рамки. Когда мы говорим о преодолении стереотипов в исламе и возвращении к его истинному, авраамическому пониманию, здесь имеет место некоторое сближение с либеральными подходами.
Широко обсуждаема тема гомосексуализма и однополых браков. Очевидно, в исламе это осуждается и запрещено. Однако сам по себе запрет, видимо, означает, что это явление распространено и в исламском мире. Дело в том, что возникновение нормы свидетельствует о наличии явления. Кстати, среди западных стереотипов о султанских гаремах было и живучее представление о гаремах мужчин. Связано это с реальными ситуациями, когда, например, в Афганистане в связи с нехваткой женщин мужчины с малой степенью богобоязненности нередко вступали в гомосексуальные отношения.
Так суждено Всевышним, что многие пороки человечества распространены и среди мусульман. Разумеется, это положение шариата возникло не на пустом месте и направлено на преодоление этого порока. Ислам вообще не предназначен исключительно исламскому миру от Малайзии до Мавритании, но всему человечеству. Ислам и гомосексуализм несовместимы.
1.5 Католицизм
Позиция католической церкви базируется не только на текстах Старого и Нового Завета, но и на высказываниях римских пап. Сексуальная активность в браке заслуживает одобрения, поскольку она нужна для продолжения рода, но все другие формы секса осуждаются.
В 1976 г. Священная Конгрегация издала декларацию о Догматах Веры. В этом тексте, получившем одобрение Папы, католическая позиция по вопросам секса была изложена несколько подробнее. Здесь говорилось: «В настоящее время моральное разложение усилилось, и одним из важнейших проявлений этого стал неудержимый рост половой распущенности». Далее отмечалось следующее:
Неверно рассматривать библейские высказывания о сексе как «проявления определенной культуры в определенный исторический период». Таким образом, церковные учения прошлых веков и сегодня сохраняют свою полную силу, независимо от того, как изменилось человеческое общество [4. с 245].
Даже между помолвленными, которые испытывают сильные взаимные чувства, сексуальная активность греховна, ибо «всякий генитальный акт допустим только в рамках брака». Все гомосексуальные акты по своей сущности предосудительны, однако гомосексуальная ориентация без совершения таких актов сама по себе не составляет греха. Мастурбация, хотя в Библии нет ее специального осуждения, представляет «серьезное нарушение морали». Целомудрие (сохранение девственности или мужское безбрачие) добродетельно не только потому, что позволяет избежать греха, но и потому, что ведет к достижению высших духовных благ.
В дополнение к сказанному, католическая церковь запрещает развод (за исключением особых обстоятельств) и применение искусственных методов контрацепции (т.е. всех, кроме полового воздержания или учета естественного ритма овуляции).
В наши дни многие представители католического духовенства полагают, что некоторые из приведенных суждений устарели, и выражают серьезные сомнения в их обоснованности. Например, в 1977 г. авторы исследования, проведенного по поручению Американского католического теологического общества, рекомендовали при моральной оценке всякой сексуальной активности выяснять, способствует ли она освобождению личности, обогащает ли партнера, является ли честной, социально ответственной, жизненно полезной, доставляет ли радость. «Если такие качества имеются, то можно с достаточной уверенностью оценить соответствующую половую активность как здоровую и нравственную» (Kosnik 1977)[4. с 348-350]. За несколько месяцев до этой конференции папа Иоанн Павел II вызвал сенсацию, сказав, что мужчина повинен в «мысленном прелюбодеянии», если смотрит на свою жену с вожделением. Хотя позже папа объяснил, что хотел лишь освободить женщин от унизительной роли сексуальных объектов, многие поняли его слова в том смысле, что даже нормальное половое влечение между супругами греховно в глазах церкви.
Епископы США и Канады на конференции по вопросам сексуальных отношений в 1981 г. отмечали, что, хотя эти отношения приводят к рождению детей, их главная роль связана с самореализацией личности. Кроме того, преподобный Бенедикт Эшли критиковал церковь за то, что она не смогла дать людям реалистичные сочувственные ответы на их действительные проблемы; он высказал мнение, что у человека неразрывная связь между сексом и продолжением рода отнюдь не очевидна (Schaeffer, 1981). Однако, когда папа Иоанн Павел II осенью 1980 г. провел в Риме совет епископов, то это собрание, в котором преобладало влияние Ватикана, подтвердило приоритет законов перед сочувствием (Murphy, 1981), вопреки надеждам на то, что церковь изменит свои позиции по некоторым важнейшим вопросам в области секса.
В 1983 г. Ватикан обнародовал ряд общих установок относительно полового воспитания, где в основном подтверждал запреты, провозглашенные в декларации 1976 г., еще раз объявляя мастурбацию «существенным нарушением морали», а внебрачные половые связи — «тяжким грехом». Согласно этим установкам, главную ответственность за половое воспитание детей несут родители, но помогать такому воспитанию и дополнять его могут школы [4. с 531].
Церковь высказалась практически против всех современных методов, используемых для преодоления бесплодия, включая искусственное осеменение, экстракорпоральное оплодотворение и суррогатное материнство.
1.6 Протестантизм
Протестантизм как отдельная ветвь христианства возникла в XVII в., когда Мартин Лютер и его последователи откололись от католической церкви. Лютер отверг многие элементы католицизма, так как полагал, что спасение легко доступно для грешника и не зависит от праведности людей. Он описывал этот процесс как «спасение через веру». Поэтому самым заметным изменением позиций по вопросам пола явилось то, что Лютер не признавал безбрачия как пути в рай. Он поощрял вступление пасторов и монахинь в брак, считая, что эти люди не наделены особыми божественными полномочиями, что нет никакого религиозного смысла в стремлении отдельного человека к особенной святости и что секс — естественный элемент человеческой жизни.
В других отношениях протестантская реформация сохранила традиционные христианские взгляды по вопросам секса. Супружеская измена, мастурбация и гомосексуальные действия по-прежнему считались греховными, а брак рассматривался как пожизненное обязательство. Полагали, что эти нормы необходимы для обуздания греха и беззакония, но их соблюдение не рассматривалось как путь к спасению души. Жан Кальвин (1509-1564) создал еще одно направление, согласно которому упорядоченное развитие общественной жизни, включая половые отношения, служило прославлению Бога в благодарность за дарованную возможность спасения.
Индивидуализм в идеях Лютера и Кальвина послужил основой для формирования ряда направлений внутри протестантизма. В протестантизме обычно различают консервативные, умеренные и либеральные направления. К консервативной группе принадлежат фундаменталисты, которые считают, что истинный христианин должен строго придерживаться определенного набора фундаментальных (по их мнению) положений библейского учения. К этой группе относятся и евангелисты, хотя они требуют такой же степени приверженности определенному комплексу верований. Позиции таких групп по вопросам пола — неприятие абортов и добрачного секса, скептицизм в отношении контрацепции, резко отрицательное отношение к разводу, осуждение гомосексуализма — мало чем отличаются от позиций католической церкви. Что касается умеренного протестантизма, то он придает большое значение христианскому воспитанию, при котором детей учат быть христианами и чувствовать ценность веры в Христа. В области секса воззрения членов этой группы могут несколько различаться. Обычно умеренные протестанты не отвергают абортов, не склонны однозначно осуждать добрачные половые связи, признают полезность контрацепции для общества и отдельных людей, полагают, что развод часто бывает меньшим злом, чем тяготы неудачного брака, и более терпимо относятся к гомосексуализму [4. с 432-438].
Протестанты-либералы видят в христианской религии такой взгляд на мир и человеческую жизнь, который опирается на разум и исторические традиции веры. Они не считают Библию непогрешимым источником истины, а рассматривают ее как плод человеческих усилий найти смысл жизни. Поэтому либералам может быть доступно совершенно новое понимание многих вопросов, связанных с сексом.
Некоторые группы протестантов полностью придерживаются в этой области традиционных взглядов. Например, Свидетели Иеговы стремятся буквально следовать Библии и находить в ней все правила сексуального поведения. Противоположную крайнюю позицию занимает Унитарно-универсалистская ассоциация — она утверждает гуманистические ценности и уважает религиозные традиции лишь в той мере, в какой они способствуют всесторонней самореализации человека. По мнению этой группы, подходы к вопросам секса должны непрерывно пересматриваться в свете новых знаний и современного жизненного опыта.
Лишь очень немногие ветви протестантизма могут быть четко определены как консервативные, умеренные или либеральные. Есть консервативные и либеральные просвитериане, консервативные и либеральные квакеры. Некоторые баптисты-фундаменталисты объединились в движении против абортов с римской католической церковью, а некоторые баптисты-либералы находятся в первых рядах борцов за права гомосексуалистов. Обе группы считают, что их позиции в области секса имеют корни в истории их веры, и, тем не менее, эти позиции противоположны.
В результате борьбы за пересмотр моральных ценностей многие видные протестанты были вовлечены в полемику по вопросам секса; другие протестанты реагируют лишь тем, что постепенно, мало-помалу становятся более открытыми для новых идей. Никто сейчас не может предсказать исхода всех столкновений и перемен, и только одно несомненно: расхождения во взглядах будут продолжаться еще десятки лет.
2.Религия и секс в перспективе
Многие люди, считающие себя религиозными, нередко сталкиваются с тем, что в вопросах, связанных с сексом, они принимают решения, противоречащие требованиям веры. Такие внутренние конфликты, несомненно, возникали и в прошлые века, но сегодня эта проблема стала особенно актуальной из-за изменений взглядов на различные формы сексуального поведения.
Это «перетягивание каната» между традиционными представлениями и современными взглядами оказывает на людей многообразное воздействие. Некоторые искренне верующие испытывают сильное чувство вины из-за своих проявлений сексуальной активности. Другие вначале добросовестно стремятся следовать своей конфессиональной ориентации, но, в конце концов, решают, что требования религии в отношении секса сильно устарели; тогда эти люди начинают их полностью игнорировать или же совсем перестают участвовать в организованной религиозной деятельности. Но есть также немало людей, которых догматы их веры вполне устраивают, так что они готовы их поддерживать и в теории, и в жизни.
Например, в современной католической церкви существует движение, выступающее за то, чтобы священникам и монахам дозволялось нарушать обет безбрачия. В каждой конфессии есть духовные лица, проявляющие гибкость и находчивость в своих советах прихожанам, когда те обращаются к ним по вопросам, связанным с сексом; эти пастыри склонны учитывать все важные аспекты (религиозные, социальные, психологические и т.д.) каждой конкретной ситуации. В среде американского духовенства вообще широко обсуждается мысль о необходимости избегать «навечно замороженных» суждений о нравственности или безнравственности тех или иных форм сексуального поведения: желателен диалог по этим вопросам. Многообразие взглядов на секс не ограничивается тем, что мы можем найти в иудео-христианской религиозной традиции. Все известные религии включают учения, касающиеся этики сексуальных отношений, хотя в некоторых случаях провозглашаемые нормы покажутся совершенно чуждыми большинству представителей западных культур.
Ислам был третьей из важнейших религий, зародившихся наряду с иудаизмом и христианством на Ближнем Востоке. Его первыми приверженцами были арабы, однако впоследствии ислам распространился среди многих неарабских народов мира. Мухаммед (Магомет), основавший исламскую религию в VI в. н.э., повлиял на позицию своих последователей в вопросах пола, как своей жизнью, так и своим учением, изложенным в Коране (священной книге мусульман). У Мухаммеда было несколько жен и наложниц, и ислам весьма одобрительно относится к большинству проявлений секса. Безбрачие не поощряется; мужчины могут иметь до четырех жен, и секс рассматривается как дар, полученный от Бога. Хотя измена мужу может быть наказана смертью (что до сих пор случается в таких странах, как Саудовская Аравия и Иран), по другим вопросам брака и секса ислам занимает довольно терпимую позицию. Пример такого отношения — институт временного брака. Разрешается также развод, но с соблюдением ряда детальных предписаний. Несмотря на подобную терпимость, исламские обычаи, на взгляд Запада, явно дискриминируют женщин. Например, в мусульманских странах (кроме Египта и Турции) женщины в публичных местах должны носить чадру; все еще существуют гаремы; в некоторых сектах до сих пор практикуется удаление клитора и иные операции на женских гениталиях.
В индуизме — древнейшей из индийских религий — проявления сексуальности рассматриваются как одна из форм духовной энергии. Поскольку в индуизме представлено много разных подходов к жизни, он включает ряд различных философий, касающихся секса. Например, те, кто выбирает путь Кармы (стремление к удовольствию), проявляют большую открытость и восприимчивость по отношению к сексу [5.5 с 225-230]. Об этом свидетельствует «Кама Сутра» — книга, написанная одним индуистским духовным лицом в IV в. до н.э., в которой подробно обсуждаются техника поведения и позы во время полового акта. Другие, избравшие путь Дхармы (нравственной жизни) или Мокши (освобождения от непрерывного цикла перевоплощений путем отказа от физических удовольствий и страстей), стремятся к половому воздержанию в определенные периоды своей жизни с целью сосредоточиться на поисках внутреннего знания или покоя. Однако безбрачие не играет в индуизме центральной роли, и большинство индуистских священнослужителей вступают в брак.
Буддизм был основан в Индии в V в. до н.э. Согласно буддистскому учению, важнейшую неотъемлемую часть земной жизни составляет страдание. От мирского страдания избавляет духовное и нравственное самоочищение; поэтому безбрачие весьма желательно. В реальной жизненной практике оно признается обязательным для священнослужителей и поощряется у монахов, однако остальные люди, исповедующие буддизм, обычно вступают в брак и не должны отказываться от сексуальных удовольствий. Интересно, что буддизм, считая проституцию низким родом занятий, не осуждает ее: он исходит из убеждения, что проститутки всего лишь отрабатывают свою «карму», которая определяет их судьбу в следующем перевоплощении.
Рассмотренные здесь три религии во многом отличаются от иудаизма и христианства по своим позициям в области секса, и, тем не менее, ими руководствуются миллионы людей в разных странах мира.
3. Роль этических представлений при решении проблем секса и репродукции
продолжение
--PAGE_BREAK--