Реферат по предмету "Религия"


Католическая церковь XIX-начало XX веков

Реферат
«Католическаяцерковь»
В начале XIXв. судьбы католическойцеркви оказалисьтесно связаннымис деятельностьюНаполеона иего претензиямина мировоегосподство.
Покончивс вольнодумнымии атеистическимитрадициямиВеликой французскойреволюции, Наполеон решилпоставитькатолическуюцерковь себена службу, длячего он долженбыл примиритьсяс папством.Поэтому послезавоеванияИталии он повелпереговорыс папой о заключенииконкордата.В 1801 г. этот конкордатбыл заключен.Однако в последующиегоды отношениямежду Наполеономи папой оставалисьнапряженными)В 1809 г. мир сменилсяоткрытой ссорой.Наполеон объявилРим «свободнымимперскимгородом», апапские владения- частью Французскойимперии. Тутже папа издалбуллу, в которойотлучал отцеркви Наполеонаи всех, ктоподдерживалего антицерковнуюдеятельность.Императорпублично заявил, что из-за отлучениявряд ли выпадеторужие из рукего солдат, иприказал вывезтипапу во Францию.После крахаНаполеона ПийVII вернулсяв Рим и историяпапства какмеждународнойцерковной силыбыла продолжена.
Первыеполтора десятилетиядальнейшейистории былипериодом реставрациии укрепленияпапства послетех потрясений, которые емупришлось пережитьв наполеоновскуюэпоху. Реакционный«Священныйсоюз» делалвсе возможное, чтобы помочькатолическойцеркви, и преждевсего он восстановилпапское государство.В дальнейшемпапы развернулиактивнуюдеятельность, целью которойбыло поднятькатолическуюцерковь насредневековыйуровень, позволявшийей претендоватьна роль всемирноговладыки. Апогеемэтой деятельностиявился созывПием IX в1869 г. I Ватиканскоговселенскогособора.
Разразившаясявскоре франко-прусскаявойна не Даласобору завершитьсвою деятельность, но последнийвсе же успелпринять «Догматическуюконституцию», в которой былпровозглашенновый догмато непогрешимостипапы 2. Принятиеэтого догматавызвало оппозициюв рядах духовенства, хотя и представленнуюнезначительнымчислом приверженцев.Под названиемстарокатоликовони откололисьот папскойцеркви и в некоторыхстранах образовалисвои независимыеобщины.
Послетого как войскаНаполеона III, потерпевшегопоражение ввойне с Пруссией, оставили Италию, и в частностиРим, к стенампоследнегоподступилаармия итальянскогокороля ВиктораЭммануила II.Папа собралсявыдерживатьосаду, но несколькоартиллерийскихзалпов по «Священнымворотам» заставилиего капитулировать.Вскоре состоялсяорганизованныйвластями Италииплебисцит срединаселенияпапского государствапо вопросу отом, сохранятьли его существованиев дальнейшем.Чуть ли неединогласнонаселениевысказалосьза его ликвидациюи за присоединениек Италии.
Светскоегосударствокатолическойцеркви пересталосуществовать.«ЗаместительХриста», заявивший, по евангелиям, что «царствоего не от мирасего», счелпокушениемна основыхристианскойверы то обстоятельство, что его лишилицарства мирасего. Отказавшисьвступать вкакие бы то нибыло переговорыс королем, предлагавшимему в общемльготные условиясоглашения, Пий IX объявилсебя «ватиканскимузником». Этапозиция быладовольно удобнадля пропаганды: можно было вмассовых масштабахраспространятьлубочные картинки, на которыхнесчастныйпапа изображалсяв тюремнойкамере одетымв рубище и валяющимсяна связке соломы.В действительности«узник» имелвсе для того, чтобы жить вроскоши и неге; кстати сказать, он этими возможностямине пренебрегал.
Ликвидацияпапского светскогогосударствазримо выражала, так сказать, переход католическойцеркви из однойсоциально-экономическойформации вдругую: от феодализмак капитализму.Конечно, этоне было актоммгновенногоизменения. Втечение всегоXIX в. католическаяцерковь постепенноприспосабливаласьк новым социально-экономическими политическимусловиям, аликвидациясложившегосяеще в средниевека папскогогосударстваявилась решающиммоментом поворота.
Экономическиепозиции церквине были подорваны.Она оставалась, в частности, владельцемпочти полумиллионагектаровплодороднейшихземель в Италии.Главное жезаключалосьв том, что хозяйственнаядеятельностьВатикана сталаразворачиватьсяв этот периодне только вколоссальныхмасштабах, нои в новых, капиталистическихформах. Приведемнекоторыеданные по этомувопросу, которыесообщает советскийисследовательИ.Р. Лаврецкий:«В 1830 г. был учрежденватиканский»Банка ди Сконто".В 1834 г. Ватиканосновал «БанкаРомана» с капиталомв 300 тыс. скудидля спекуляциинедвижимымимуществом.В том же годубыл модернизированбанк «Святогодуха». В 1836 г. вРиме прелатыП. Мирини и К.Л.Моринини основалисберегательнуюкассу, котораядесять летспустя уженасчитывалавкладов насумму в 10 млн.скуди. В 1852 г. Ватиканувеличил капитал«Банка Романа»и привлек кучастию в немкрупных римскихфинансистов.В 1845 г. возниклосуществующеепоныне ватиканскоеакционерноеобщество «Сочьетадель Акуа ПияАнтика Марча»по эксплуатацииримского водопровода.В 1871 — 1875 гг. дивидендыэтого обществаувеличилисьв 10 раз. В 1852 г. Ватиканосновал приучастии английскогокапитала акционерноеобщество «СочьетаАнгло-Романапер Иллюминационеа Гас». В 1875 г. капитали дивидендыэтого обществасоставлялисоответственно3 250 тыс. лир и 289 683лиры, а в 1890 г. — 14 млн.и 1 928 366 лир. Из последнегообщества в 1883г. выделилосьдругое ватиканскоепредприятие- «Сочьета ЭлектрикаАнгло-Романа».В книге И.Р.Лаврецкого«Ватикан»содержатсяконкретныеданные и о многихдругих ватиканскихпредприятиях, число и могуществокоторых особенновозросло припапе Льве XIII.Здесь и трамвайныекомпании, крупныемельницы ихлебозаводы, строительныепредприятия, кредитно-банковскиеучреждения, фирмы, спекулирующиестроительнымиучастками ит.д. Не обходилосьи без банкротств, скандалов, связанных спубличнымразоблачениембиржевых ипрочих аферцеркви. В областибизнеса церковьприбегала ктем же средствам, которые практикуютсяи светскимикапиталистическимипредпринимателями, а проблемысовести, моралии содержанияевангельскихнаставленийее не волновали.
Какоеместо в историирелигии занимаеттакая совсемне религиознаядеятельность? Да и для чего, казалось бы, наместникубога на земле, посредникумежду богоми людьми, заниматьсяподобныминебожественнымиделами? Te, кто критикуеткатолическуюцерковь с позицийболее «чистого»христианства, ссылаются наевангельскогоХриста, которыйизгнал торговцевиз храма и дажесоветовал людямне сеять и несобирать вжитницы. Налицоразительноепротиворечиемежду деламицеркви и темучением, котороеона проповедует.Недалеко, однако, ходить и зааргументами, разрешающимиэто противоречие.Для проповедисвоего ученияцерковь должнаиметь многочисленныекадры, располагатьсредствамидля содержаниясвоих учебныхзаведений, выпуска газети журналов, дляработы книгоиздательств, для дорогостоящей миссионерскойдеятельности, для содержанияпосольств идипломатическихмиссий в разныхстранах мира.Все дело, однако, в том, что «мирская»деятельностькатолическойцеркви давнопревратиласьв самоцель, имеющую отдаленноеотношение кхристианскомуучению и к религиив целом.
Впредпринимательскойдеятельностикатолическойцеркви рассматриваемогопериода существеннуюроль игралаиздательскаяактивность, являющаясяне только средствомпропаганды, но и источникомбольших прибылей.В 1873 г. Ватиканприобрел римскуюгазету «ОссерватореРомано», котораястала его официозом.Начал издаватьсяиезуитскийжурнал «Чивильтакаттолика».В разных странахстало выпускатьсябольшое количествогазет, журналов, листков, нетолько призванныхобеспечиватьвлияние церквина ход дел вмире, но и приносящихей огромныеприбыли.
Изменения, которые происходилив рассматриваемыйпериод во внутреннейорганизациицеркви, шлипреимущественнопо линии реставрациитех форм церковнойжизни, которыепретерпелиущерб в векПросвещенияи в наполеоновскийпериод. Послесвоего возвращенияв Рим в 1814 г. папаПий VII восстановилорден иезуитов, предоставивему широкиеправа и полномочия.Помимо восстановлениясети ранеесуществовавшихмонашескихорденов былиоснованы иновые. Особоевнимание в тотпериод папствоуделяло расширениюсети женскихмонашескихорденов. Кадрымонахов и монахинь, собранные вних, должныбыли служитьсвоего родаприводнымиремнями отцеркви к мирянам.Кроме того, папство стремилосьиспользоватьи организационныеформы «непосредственногоприсутствия»в недуховнойсреде. Оно создалобольшое количествосветских религиозныхи благотворительныхобществ. В дальнейшеммногие из нихпревратилисьв политическиесоюзы и партии, работавшиепо заданиюВатикана и егоэмиссаров вразных странах.
Происходившийв течение XIXв. раздел мирамежду капиталистическимидержавамипобуждал иВатикан всес большим вниманиемустремлятьсвои взоры нанеевропейскиепространства, и прежде всегона Америку.
Новыегоризонтыоткрылись передцерковью в еемиссионерскойдеятельности.Известно, какшироко она велаее в периодпервоначальногокапиталистическогонакопления.В XIX в. миссионерствостало особенноактуальнымв ходе разделамира междувеликими державами, а потом и начавшегосяего переделав период империализма.Оно было неотъемлемымэлементом всейколониальнойполдники капитализмаи империализма.
Припомощи своихмиссий католическаяцерковь прониклав Северную иЦентральнуюАфрику, а потоми на остальныеее территории.Она устремиласьв Австралию, где тоже довольнопрочно укоренилась, а оттуда и наострова Океании.Всюду, гдекатолическиммиссиям удавалосьзавербоватьнекотороеколичествопрозелитов, папство учреждалоновые викариатыи епископства, становившиесяего форпостамив борьбе заэкономическоеи политическоевлияние в мире.
Деятельностькатолическихмиссий протекалане без серьезныхтрудностей.Помимо сопротивления, оказываемогоей туземнымнаселением,"с настороженностьюи с недовериемотносившимсяко всему, чтоисходило отевропейскихпоработителей, немалую рольиграла конкуренция, которую миссионеры-католикивстречали состоронымиссионеров-протестантов.Во взаимнойборьбе стороныиспользовалилюбые средства- интриги, подкупы, даже убийства.В ряде случаевконкурировавшиегруппировкиобращалисьза помощью кместным властям, в том числе кязыческим имусульманским.Иногда борьбаразгораласьмежду отдельнымигруппировкамикатолическихже миссионеров, представлявшимиразличныегосударстваили интересыразных капиталистическихфирм.
Миссионерскаяактивностьв колониальныхстранах стимулироваласьне только стремлениемк распространениюхристовой веры.Миссионерыне только активнопомогали капиталистамизвлекатьогромные прибылииз эксплуатациитуземногонаселения, изестественныхресурсов колониальныхстран, из работорговли, но и сами негнушались этойдеятельностью.Зафиксированы, в частности, многие случаи, когда миссионерыучаствовалив торговлерабами и в прибыляхот этих вполнехристианскихопераций.
Католицизмдолжен был, став религиейбуржуазногообщества, определитьсвое отношениек основномуклассовомупротиворечию- между буржуазиейи пролетариатом.Правящим классамбыло ясно, чтона историческуюарену вышелреволюционныйпролетариат, в лице которогоони имеют грозногопротивника.Появился марксизм, давший стихийномудо этого временирабочему движениюопределеннуюперспективуи осознаннуюцель. Выборориентациив обстановкеборьбы двухясно обозначившихсялагерей непредставлялдля церквиособых трудностей: он предопределялсяи ее собственнымсоциальнымбытием каккрупного капиталиста, и историческисложившимисясоциальнымипринципамихристианства, освящавшимисобственность,«порядок», подчинениевластям. И ужев 40-х годах XIXв. католицизмактивно вступаетв бурно кипящуюклассовуюборьбу на сторонебуржуазии. Длясвященнойтравли призракакоммунизма, как писали в«МанифестеКоммунистическойпартии» К. Маркси Ф. Энгельс, объединилисьвсе силы старойЕвропы — «папаи царь, Меттернихи Гизо, французскиерадикалы инемецкиеполицейские».
Господствующиеклассы буржуазногообщества, напуганныеразмахом иостротойреволюционныхвыступленийпролетариатав 1848 г., Парижскойкоммуной в 1871г., основаниемсоциалистическихпартий в разныхстранах, деятельностьюI Интернационала, возникновениеми широкимраспространениеммарксизма, охотно принимаютнового союзника.Прежнее буржуазноесвободомыслие, доставившеестолько тревогвсем церквам, отходит в прошлое.Политическиевожди буржуазиинаперебойдекларируютсвою верностьрелигии и своинадежды на то, что она поможетим держатьрабочий классв повиновении.Палач Парижскойкоммуны Тьервозлагал надеждына то, что только«церковь можетучить бедныхсмирению, обещаяим вечное спасение».
Главнымв политикеВатикана начинаясо второй половиныXIX в. являласьборьба противсоциализма.И Пий IX, иДев XIII неустаннопредлагалисвою помощьв этой борьбевсем, кто былготов ее принять.Папство буквальноринулось вборьбу противсоциализма.В энцикликепапы Пия IX«Quanta cura»(1864) и в сопровождавшемее знаменитом«Силлабусе»былиспециальныепункты, осуждавшиесоциализм икоммунизм, причем делаласьссылка на предыдущиепапские документы, в которых содержалосьто же осуждение.В «Силлабусе»подвергалсяосуждению итезис, по которому«римскийпервосвященникможет и долженпримиритьсяи согласоватьсяс прогрессом, либерализмоми современнойцивилизацией», так что отрицательноеотношение ксоциализмувыглядит лишькак один изэлементов общейбеспросветно-обскурантистскойпрограммы. Темне менее, надоиметь в виду, что в этой программеосуждениесоциализмазанимало центральноеместо.
В дальнейшемпоследовалряд энциклик, в которых папаЛев XIII декларировалрезко отрицательноеотношениецеркви к социализмуи коммунизму:«Quod apostolicimuneris» (1878), «Diuturnum»(1881) и др. Мотивировкатакого отношениябыла стандартной.Учение социалистовпротиворечитхристианствув основнойсвоей предпосылке, по которой людипо природеравны междусобой, в то времякак по учениюцеркви неравенстволежит в природевещей сотворенногобогом мира.
Яруюненавистьвызывала укатолическойцеркви деятельностьИнтернационала.К. Маркс приводитгневные упреки, обращенныеПием IX кшвейцарскомуправительству, терпящему «усебя секту, называемуюИнтернационалом, которая хотелабы поступитьсо всей Европойтак, как онапоступила сПарижем (имеетсяв виду Парижскаякоммуна 1871 г. — И.К). Этих господиз Интернационала, которые, кстати, отнюдь не господа, следует опасаться, ибо они действуютв интересахвечного врагабога и родалюдского. Зачемзащищать их? За них нужномолиться». Смыслэтих слов Марксистолковалследующимобразом: «Сначалаповесьте их, а потом ужемолитесь заних!». И примернов это же времяжурнал иезуитов«Чивильтакаттолика», пугая верующихИнтернационалом, который-девооружен «факеламии керосином», требовал отних: «Выбирайте: с папой илиИнтернационалом!».
Но этобыла слишкомпримитивнаяпостановкавопроса, чтобыона могла принестиуспех. Рабочеедвижение оказалосьнастольконеодолимым, а идея социализма- настолькожизненной, чтоцерковь скоропоняла необходимостьизменения своейтактики. Навооружениебыли взятынекоторыеприемы и идеихристианскогосоциализма.Понятие «христианскийсоциализм»весьма условнои по существуне имело быправа на существование, если бы оно неукоренилосьтак прочно влитературе.В.И.Ленин назвал«христианскийсоциализм»худшим видом«социализма»и худшим извращениемего. Церковныедеятели прошлогои настоящего, называющиесебя «христианскимисоциалистами», всегда отстаивалиосновы капитализма: частную собственностьи классовоеделение общества.Религиозныеидеологи снискалирепутацию«социалистов»своими частнымикритическимизамечаниямив адрес капитализма.Они критиковаликапитализмне в его основе, не за неискоренимыепороки, относящиесяк его природе, а за его «крайности».Тем не менеетермин «христианскийсоциализм»утвердился, и нам придетсяим пользоваться.
Основателемкатолическогохристианскогосоциализмасчитаетсяфранцузскийсвященник Г.Ф.Ламенне, выпустившийв 30-х годах XIXв. книгу «Словаверующего», а в дальнейшем- ряд другихработ, в которыхпризывал кисправлениюпороков существующегостроя и к установлениюсоциальнойсправедливости.Красноречивои темпераментноклеймил Ламеннебесправноеположениерабочего, нищетународных масс, общественноенеравенство.В позитивномже отношениион не мог предложитьничего серьезного.Была использованабанальнаярелигиозно-христианскаяфразеологияотносительноморальногосамоусовершенствованияи взаимнойлюбви всехлюдей, об уничтожениизла в самомсебе и т.д. Применениереволюционногонасилия Ламеннеосуждал в принципе, ликвидациючастной собственностисчитал противоречащейприроде человекаи божественнымустановлениям.И все же церковьотнеслась кидеям Ламеннеотрицательно: он был отлученот церкви илишен духовногосана, а его трудыпопали в Индексзапрещенныхкниг.
Однакоспустя несколькодесятилетийкатолическаяцерковь былавынуждена самапринять навооружениеидейное наследиеЛаменне, хотяее деятели вэтом никогдане признавались.В 60-х годах XIXв. выступил вГермании сподобного родапроповедьюепископ майнцскийбарон фон Кеттелер.Так же как иЛаменне, оноплакивалбедность ибесправиетрудящихся, обличал техжестокосердныхсобственникови государственныхдеятелей, которыемирятся с такимположениемвещей и дажепорождают его.Но ничего большего, чем организацияблаготворительныхобществ и религиозноевоспитаниев семье, Кеттелерпредложитьне мог, а сохранениечастной собственностисчитал непременнымусловием какихбы то ни былохристианскихреформ в обществе.
Епископмайнцский ужене подвергалсяпреследованиямцеркви. Временаизменилисьи к приемамкеттелеровскойдемагогииотнеслись вкатолическойиерархии синтересом. В1869 г.К. Маркс вписьме к Ф. Энгельсуписал: «Этисобаки (например, епископ Кеттелерв Майнце, попына Дюссельдорфскомсъезде и т.д.)заигрывают, где это им кажетсяудобным, с рабочимвопросом». ИМаркс указывал, что «необходимоэнергичнобороться спопами, особеннов католическихместностях», и заявил, чтов таком направлениион и будетдействоватьчерез Интернационал.Действительно, христианскиесоциалистызаигрывалис рабочим вопросом, надеясь на то, что критикакапитализмапозволит имвойти в довериек рабочим иотвлечь их оттех подлинносоциалистическихидей, которыевсе сильнейовладевалирабочим движением.
Такиеметоды представлялисьпапству настолькомногообещающими, что оно решиловоспользоватьсяими в общецерковноммасштабе. В1891 г. папа Лев XIIIиздал «социальную»энциклику«Rerum novarum», вошедшую висторию какдокумент, положившийначало новейшейсоциальнойполитике папства.
В энцикликепапа старалсяопровергнутьсоциализм восновных егоисходных позициях.Установив вовступительнойчасти энцикликиналичие многихпороков и язвв современномему обществе, он переходилк вопросу овозможнойметодике леченияэтих болезней.И с самого началапапа отвергалто «фальшивоелекарство», которое, по егомнению, представляетсобой социализм.Оказывается, что уничтожениечастной собственностина средствапроизводстваповредило бысамим рабочим, ибо любой изних может присуществующемположениикогда-нибудьза счет своихсбереженийприобрестиземельныйучасток илидругую собственность, а социализмлишает его этойвозможности.
Причинувсех социальныхбедствий папа, в соответствиис основнойдогматическойдоктринойхристианства, усматривалв первородномгрехе Адамаи Евы. Отсюдаон выводил инеравенствомежду людьми- в условияхкогда приходитсяв поте лицадобывать хлебсвой, успех вэтом деле решаетсяприроднымнеравенствомлюдей в ихспособностях.А если так, тоборьба противсуществующегопорядка неправильнаи обречена напоражение, аклассоваяборьба греховна.В утешениетрудящимсяи обремененнымпапа напоминаетим об ожидающихих после смерти«небесныхрадостях».Учитывая, однако, что очереднойперепев евангельскойпритчи о богатоми Лазаре неявляется эффективнымсредством вборьбе противреволюционногодвижения, папавыдвигал некоторыеэлементыположительнойпрограммы, рассчитаннойна «решениерабочего вопроса».
Во-первых, он обращалсяс поучениемв адрес работодателейо том, что онидолжны хорошообращатьсясо своимибратьями-рабочими, заботясь обих нуждах, и неперегружаянепосильнымтрудом. Во-вторых, он возлагалответственностьза весь ходсоциального«урегулирования»на государство, которое должно, с одной стороны, охранятьнеприкосновенностьсобственности, а с другой — оказыватьпомощь рабочим,- конечно, «безущерба для прави привилегийдругих». В-третьих, рабочие призывалиськ «самопомощи»: они должныорганизовыватьсоюзы и прочиеобъединения, задачей которыхявится взаимнаяпомощь в случаекаких-либонесчастий, болезней и принаступлениистарости, атакже и обслуживаниедуховных потребностейлюдей, т.е. посуществу ихрелигиозноевоспитание.
Такимобразом, «социальноехристианство»сводилось келейно-лицемернойпоповскойболтовне, котораябыла призванаотвлекатьрабочий классот революционнойборьбы противкапитализма.
Нарядус понятиемхристианскогосоциализма, или социальногохристианства, в этот периодвошло в политическийобиход и понятиехристианскойдемократии.Католическийклерикализмвыступил спретензиямина руководствообществом ина его спасениеот всех бед нетолько на поприщепроповеди иполитическойпублицистики, но и на аренеполитическойборьбы в условияхбуржуазнойдемократии.В различныхстранах сталиорганизовыватьсяполитическиепартии, выступавшиена выборах впарламентыпод лозунгом«христианскойдемократии»и боровшиесяза право возглавитьбуржуазноегосударство.В Германии этобыла партияцентра, игравшаяв дальнейшемвплоть до приходак власти фашистовважную рольво всем государственноммеханизмегерманскогоимпериализма.В Австро-Венгриитакой былаХристианско-социальнаяпартия, образовавшаясяв конце XIXв. и в течениенесколькихдесятилетийнаходившаясяна авансценеполитическойжизни этогогосударства.
Привсей важностидля господствующихклассов тойслужбы, которуюнес Ватиканпо защите ихинтересов, егоотношения сосновнымибуржуазнымигосударствамивсе же далеконе всегда былибезоблачными.В 70-х годах XIXв. возниклитрения междуВатиканом иГерманскойимперией, политикакоторой направляласьБисмарком.Влияние церквина католическиемассы немецкогонаселения, сосредоточенныепреимущественнов южных районахобъединеннойГермании, представлялосьопасным в отношениивозможностейразвития местногосепаратизмаи оппозицииглавенствуПруссии. Бисмаркпоставил передсобой задачуподрыва влияниякатолическойцеркви в германскомгосударствеи предпринялряд мероприятий, получившихизвестностьпод названиемкультуркампфа- борьбы за культуру.
Этозвучавшеепрогрессивнои благороднонаименование, разумеется, не соответствовалосути дела; посуществу шлаполитическаяборьба заполитическиеже позиции встране. Тем неменее культуркампфимел серьезныймеждународныйрезонанс. Егоотклики довольносильно сказалисьв Австрии иШвейцарии, аособенно во.Франции и вБельгии. В 80-хгодах и французскоеправительствоосуществилоряд мероприятий, серьезно ослабившихпозиции католическойцеркви в стране.
В основетакой политикибуржуазныхправительствлежала имевшаяглубокиесоциально-историческиепричины линияперестройкирелигиозно-церковногомеханизма сфеодальногона буржуазныйлад. Влияниецеркви должнобыло базироватьсяне на том механизме, который сложилсяеще в средниевека, а на новыхоснованиях, соответствующихположению иидеологиинародных массбуржуазногообщества.

Добавить реферат в свой блог или сайт


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :