Протопресвитерпротопресв.Иоанн Мейендорф
Спор Варлаамас Паламойпервоначальнокасался тонкихвопросовбогопознания, а затем, послевынесенныхВарлаамомотрицательныхсуждений омонашескойпрактике молитвыИисусовой, перешел к самымосновам ученияо Боге и о судьбечеловека. Поэтомупобеда паламизма, закрепленнаяпостановлениямиСоборов 1341, 1347 и1351 годов, былаважна не толькодля сравнительноузкого кругамонахов-созерцателей, но и для всегоправославногомира.
Калабрийскиймонах привезс Запада не(как иногдаполагали) влияниекатоличествакак такового, а основныепринципысекуляризациикультуры, связанныес итальянскимВозрождением.Его неуспехи победа Паламыбыли яркимипроявлениямифакта, имевшегорешающее значениене только дляВизантии, нои для православныхславянскихстран. Фактэтот блестящеустановленД.С. Лихачевым: на Востоке«Предвозрождениетак и не перешлов Возрождение».
Для правильногопониманияисторическойроли тогорелигиозногои богословскогодвижения, котороеобычно называется«исихазмом», необходиморазрешитьнекоторыенедоразумения, связанные ссамим терминомисихазм, которыйупотребляетсяпо крайней мерев четырех различныхсмыслах. Ужев древнейхристианскойлитературеон употребляетсядля обозначенияотшельничества, то есть формымонашества, отличной отобщежительствав больших монастырях: исихаст – это, в собственномсмысле, молчальник.В XIII-XIV веках исихазм, как говорилосьвыше, тесносвязан спсихо-соматическимиметодами творениямолитвы Иисусовой, то есть указываетне на отшельничествособственно, а на определеннуюшколу духовнойжизни, могущейпроявлятьсяи в общежительныхмонастыряхи в миру. В современнойлитературевопроса самобогословиесв. ГригорияПаламы, то естьучение о нетварныхэнергиях, определяетсякак исихазм, хотя Паламавидел в этомучении всеголишь святоотеческоебогословиеоб отношенииБога к тварномумиру. Наконец, понятие исихазмприменяетсяв еще болеешироком смыслеко всему движениюревнителейправославия, которые вовторой половинеXIV века распространялисвое влияниена всю ВосточнуюЕвропу и особенно– на МосковскуюРусь. Эти четыренесходныхсловоупотреблениянеобходиморазличать хотябы для того, чтобы верноопределитьсоотношениемежду исихазмом(будь то в узкомили в широкомсмысле этогопонятия) и другимиявлениямиобщественнойжизни и культуры.
Так, отшельничество, или безмолвие(то есть исихазмв точном ипервоначальномсмысле этогослова) не являетсянеобходимымэлементом вбогословииПаламы, котороеразделяли идеятельныецерковныеиерархи типапатриархаФилофея, и видныеполитическиедеятели (например, император ИоаннКантакузин), и их идеологическиепоследователив Болгарии, Сербии, на Руси.В последниегоды средиискусствоведовгорячо обсуждалсявопрос о влиянииисихазма наискусство такназываемогоПалеологовскогоРенессанса, на связанноес ним возрождениеискусства южныхславян, а такжена творчествогениев живописиСеверной Руси: Феофана Грекаи преп. АндреяРублева. Некоторыеавторы расцениваютвлияние исихазмаотрицательно: торжествовизантийскогомонашествана Соборах 1341и 1351 годов прервалоПалеологовскийРенессанс ипривело к иссушениюформ искусства, тогда как генийФеофана и Рублеване имеет преемственнойсвязи с исихазмом.Другие, наоборот, объясняют всеоживлениеживописногоискусства вВизантии и наРуси именновлиянием исихазма, но одновременнопротивополагаютпаламитский«догматический»исихазм (которыйпротивостоял«гуманизму»и поэтому задержалтворческоеразвитие искусствав Византии)исихазму «истинному», представителикоторого (например, преп. ГригорийСинаит или наРуси преп. СергийРадонежский)будто бы неинтересовались«догматами», но зато вдохновлялитворцов искусства.Есть такжеисследователи, воздерживающиесяот определенногосуждения овлиянии исихазмана живопись.
Более глубокоеознакомлениес текстом «Триад», то есть основногоманифестабогословиясв. ГригорияПаламы, должнопомочь исследователямпридти к болееточным выводами о природеисихазма, и оего отношениик искусству.Нам личнопредставляется, что вряд ливозможно установитьидеологическоеразличие междувизантийскимибогословами, возглавляемымиПаламой, и тойплеядой деятелей, благодарякоторым византийскаяправославнаякультура проникалав южно-славянскиестраны, а черезних и в Россию.К этой плеядепринадлежалпатриархКонстантинопольскийФилофей, патриархТырновскийЕвфимий и митрополитКиевский и всеяРуси Киприан.Последний, какизвестно, былв близкомсотрудничествес северно-русскимимонашескимикругами, о чемсвидетельствуетего сохранившаясяпереписка с«игуменом всеяРуси» преп.Сергием.
Не подлежитсомнению, чтотворчествоФеофана Грекаи Андрея Рублевапринадлежиттому же движениюревнителейи творцовправославнойкультуры.Византийское«Предвозрождение»было перенесенона русскуюпочву и тутдало в областиискусстваисключительнобогатые плоды.Но эта плодотворностьисихазма вРоссии не исключаетнесколько иныхпоследствийего победы вВизантии: здесьВарлаамом идругими византийскимигуманистамипроповедовалсясветский эллинизм, ведший культурноетворчествоот Предвозрожденияк Ренессансунастоящему, то есть к секуляризациикультуры.
Св. ГригорийПалама и егоученики былинесомненнымипротивникамиэтого перехода.Победа паламизмадействительноприостановилав Византииразвитие искусствав сторону «эллинизма»и секуляризованногоРенессанса, тогда как наРуси она наоборотспособствоваларасцветуПредвозрождения.Ученики Паламывозродили наРуси интереск святоотеческойлитературеи духовнымтрадициямВселенскогоПравославия.В лице митрополитаКиприана ониборолись стенденциями, ведущими краздроблениюРусской Церквина несколькомитрополий, защищали единствомитрополииКиевской и всеяРуси, включавшейв себя не толькоМосковскоекняжество, нои ЛитовскуюРусь. Это предполагалосоюз и мир междуМосквой и Литвой, конец шовинистическогопровинциализмаотдельныхкняжеств ицерковноестроительствов соответствиине только сместными интересами, но и с высшимипринципамицерковнойистины и кафолическогоединства Церкви.Усилия митрополитаКиприана отчастиувенчалисьуспехом испособствовалисозданию условий, при которыхстала возможнойКуликовскаяпобеда надтатарами.
Мы уже упоминалио том, что движениерелигиозногои культурноговозрожденияв Византии иславянскихстранах, связанноес победой паламизмав Константинополе, было гораздошире собственноисихастскогоили вообщемонашеского, хотя истинныеотшельники(например, преподобныйГригорий Синаитв Болгарии ипреподобныйСергий Радонежскийна Руси) игралив нем виднуюроль. К движениюпримыкали иобщественныедеятели, и иерархи, и живописцы.Всех их объединяложивое восприятиетех религиозныхи богословскихистин, которыелучше всеговыражены в«Триадах» св.Григория Паламы: Бог не сводимк категориямрассудочногомышления (и темменее – к какимбы то ни былоземным ценностям); он выше всего, что человекможет о Немвоспринять.Но при этом Боглюбит человекаи любит мир ипоэтому, поСобственнойволе, выходитиз Своей неприступностии являетсячеловеку. Человектакже по самойсвоей природеобладает способностью«выхода изсебя», то естьвосприятияТого, Кто вышеего самого. Вэтом его богоподобие, в этом его призвание– стать царемтвари, потомучто выход изсебя предполагаетне разрыв собычной жизнью, а наоборот, возвращениев нее с цельюее преображенияи спасения отзла и смерти.
Воскресшееи преображенноеЧеловечествоИисуса Христаесть цель инадежда людей.Ему человекприобщаетсяв Церкви. В немон обретаетобожение, тоесть общениес единственно-истиннойвечной жизнью.В ней он побеждаетсмерть и получаетновую живительнуюсилу для спасениявсего мира.
Именно этооткровениео спасенноми Богом возлюбленномчеловечествеи являетсяпредметоммногих памятниковлитературыи церковнойпоэзии, а такжегениальныхикон и фресок, созданных вконце XIV века.Они излучалисвой радостныйсвет в храмахи в домах людей.Именно этооткровениезащищал св.Григорий Палама, выступая противноминалистическогоагностицизма, принесенногоиз Италии ВарлаамомКалабрийцем.
Из кн. прот ИоаннаМейендорфа«Православиеи современныймир. (Лекции истатьи)» Минск,«Лучи Софии»,1995