План
Введение
1 Жизнеописание
1.1 Ранние годы, монашество
1.2 Архиерейство в Чернигове
1.3 Тобольская митрополия
1.4 Смерть и погребение
2 Почитание и прославление
2.1 Тобольский скандал
2.2 Торжественная канонизация
2.3 Дальнейшее почитание
3 Иконография
4 Сочинения
4.1 Перечень сочинений
Список литературы
Иоанн Тобольский
Введение
Иоа́нн Тобо́льский (в миру Иоанн Макси́мович Максимо́вич; 1651, Нежин — 10 июня 1715, Тобольск) — епископ Православной российской церкви, с 1697 года — архиепископ Черниговский, с 1711 года митрополит Тобольский и всея Сибири. Известен своей миссионерской и богословской деятельностью. Основатель Черниговского коллегиума — прообраза духовных семинарий; автор многочисленных поэтических сочинений.
Прославлен в лике святителей 10 июня 1916 года (последняя канонизация синодальной эпохи в Российской Церкви); память — 10 июня по юлианскому календарю. В день памяти святителя с 1984 года совершается празднование в честь всех сибирских святых. Память святителя Иоанна совершается также в третью неделю по Пятидесятнице, в день празднования Собора Галицких святых и 20 сентября в Соборе Брянских святых.
--PAGE_BREAK--2.1. Тобольский скандал
Тобольский епископ Варнава (Накропин) был сторонником скорейшей канонизации святителя. Он в 1913 году в связи с приближающимся двухсотлетием со дня смерти Иоанна от имени съезда духовенства и церковных старост Тобольской епархии направил в Святейший Правительствующий Синод и императору Николаю II ходатайство о канонизации митрополита Иоанна. В ответ Синодом было рекомендовано провести освидетельствование останков Иоанна и изучить сообщения о чудотворениях по молитвам к нему.
Епископ Варнава, исполняя указание Синода, 16 октября 1914 года вместе с комиссией поднял из склепа останки святителя, сменил на них облачение и переложил в специально приготовленную раку. В процессе переноса комиссия освидетельствовала останки, и было заявлено о их нетлении[22]:
В январе 1915 года епископ Варнава сделал доклад в Святейшем синоде о результатах работы комиссии, а также о зафиксированных сорока случаях чудесной помощи по молитвам к святителю Иоанну. Священный синод счёл сообщение Варнавы недостаточным и принял решение произвести необходимое для канонизации расследование. Его поручили провести митрополиту Иркутскому Серафиму, который при своём посещении Тобольска осмотрел останки Иоанна и опросил прихожан[23].
В августе 1915 года после принятия императором Николаем II звания Верховного главнокомандующего епископ Варнава направил ему поздравительную телеграмму с прошением разрешить прославить Иоанна Тобольского. Ответ императора был противоречив: «Пропеть величание можно, прославить нельзя»[24] (величание не прославленным в лике святых не поют). Варнава 27 августа поздним вечером при многочисленном собрании народа совершил молебен у раки Иоанна, но пел тропари святителю Иоанну Златоусту с припевом «Святителю, отче Иоанне, моли Бога о нас» и только на отпусте явно помянул Иоанна Тобольского[24]. По такой же схеме в последующие дни началось регулярное служение молебнов.
Известие о случившемся дошло до Синода, Варнаву вызвали в Петроград. На допросе перед членами Синода он вёл себя резко, заявил, что «он совершил канонизацию по указанию свыше», и, несмотря на требование не покидать столицу, вернулся в Тобольск. Синод принял решение признать совершённое Варнавой прославление Иоанна недействительным и уведомить об этом тобольского архиерея и его паству[24]. Однако данное решение Синода не было утверждено императором, он дал поручение «зимней сессии Синода пересмотреть это решение, причем, просил проявить снисходительность к епископу Варнаве, действовавшему по ревности, а не по злому умыслу»[24]. В декабре 1915 года по Высочайшему повелению в Тобольск прибыл архиепископ Литовский Тихон (Беллавин). Он произвёл осмотр гроба, опечатал его своей печатью, а также зафиксировал сообщения ещё о ряде случаев исцелений.
20 января 1916 года императору был представлен синодальный доклад, говоривший о возможности совершить канонизацию митрополита Иоанна. На всеподданнейшем докладе «Государь Император в 21-й день января 1916 года Собственноручно изволил начертать: „Приемлю предположение Святейшего Синода с умилением и тем большим чувством радости, что верю в предстательство Святителя Иоанна Максимовича, в эту годину испытаний, за Русь православную“»[25]. Определением от 22—23 января того же года Святейший Синод «постановил: поручить Преосвященному Митрополиту Московскому совместно с Преосвященным Тобольским и другими имеющими прибыть в Тобольск иерархами совершить 10-го июня сего года торжественное прославление Святителя Иоанна, Митрополита Тобольского и Сибирского»[25] — о чём возвещалось всероссийской пастве в «Деянии» (послании) Святейшего Синода от 12 февраля 1916 года[26], утверждённом и подписанном в заседании Синода 15 февраля[27].
2.2. Торжественная канонизация
10 июня 1916 года состоялось торжественное прославление Иоанна Тобольского, совершённое собором из тринадцати архиереев во главе с митрополитом Московским и Коломенским Макарием (Невским). Накануне 8 июня митрополит Макарий лично вскрыл гроб с останками Иоанна, омыл мощи, надел на них новое облачение и переложил их в серебряный ковчег, который поместили в новый кипарисовый гроб (гроб и ковчежец были изготовлены на пожертвования москвичей и специально привезены в Тобольск на канонизацию). Проповеди на всенощном бдении (8 июня) и заупокойной литургии (9 июня) произносил протоиерей Иван Восторгов.
В день канонизации гроб с мощами святителя Иоанна был открыт и после крестного хода установлен на соборной площади для поклонения прибывшим на торжества более чем пятидесяти тысячам паломников[3]:7. Мощи вернулись в собор на следующий день, где их на время совершения литургии поместили на горнем месте, а затем гроб установили на приготовленное для него место в соборе. Было зачитано Деяние Священного Синода о канонизации Иоанна, днём памяти был выбран день его смерти — 10 июня (по юлианскому календарю).
Первыми откликами в 1916 году на произошедшую канонизацию стало присвоение Тобольскому учительскому институту имени Иоанна Максимовича (11 июня) и освящение престола храма в деревне Мало-Чусовой (Курганская губерния) во имя новопрославленного святого (12 июня)[3]:8. В Тобольск поступили многочисленные телеграммы от не сумевших приехать на торжества высокопоставленных лиц (императора Николая II, императрицы Александры Фёдоровны, великой княгини Елизаветы Фёдоровны, черниговского архиерея и других).
2.3. Дальнейшее почитание
В 1919 году Тобольск был занят Красной армией, перед вступлением войск в город мощи святителя поместили в подвал Покровского собора, откуда их подняли в 1920 году. 10 октября 1922 года мощи святителя Иоанна были вскрыты по распоряжению Тюменского губисполкома[5]. Вскрытие проходило на паперти Покровского собора, был устроен антирелигиозный митинг. После вскрытия мощи некоторое время оставались в соборе, а затем были переданы в антирелигиозный отдел краеведческого музея, открытого в архиерейском доме.
В июне 1946 года архиепископ Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов) посетил Тобольск и осмотрел мощи Иоанна Тобольского. В июле того же года он обратился к патриарху Алексию I за поддержкой в вопросе возвращения мощей церкви. Архиепископ Варфоломей 2 марта 1947 года направил ходатайство в Совет по делам РПЦ при Совете Министров СССР, которое было удовлетворено, и 14 июня мощи святителя были возвращены в Покровский собор[28].
В 1984 году по благословению патриарха Пимена в день памяти святого было установлено празднование в честь Собора Сибирских святых. В том году в канун праздника на малой вечерне епископ Омский и Тюменский Максим (Кроха) у раки с мощами святителя Иоанна прочёл акафист святому и освятил икону Собора Сибирских святых, написанную иконописцами мастерской Московской Патриархии[29].
3 апреля 2001 года по рапорту митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) Священный синод РПЦ установил в третью Неделю по Пятидесятнице празднование Собору Галицких святых, включив в него имя святителя Иоанна[30].
5 декабря 2003 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было установлено празднование Собору Брянских святых, в который вошло имя Иоанна Тобольского. Празднование совершается в воскресенье накануне дня памяти благоверного князя Олега Брянского (20 сентября (3 октября))[31].
3. Иконография
Иконография святителя Иоанна Тобольского сложилась после его канонизации. Первые его иконописные изображения были созданы в 1916—1917 годах в Сибири и на Украине, бывших местами его церковного служения. За основу иконописных изображений были взяты сохранившиеся ранние живописные изображения митрополита Иоанна.
Известен прижизненный портрет-парсуна Иоанна (Максимовича), написанный в конце XVII — начале XVIII веков. Считается, что на нём наиболее точно переданы черты облика святителя[5]. Сам портрет не сохранился, изображение известно по публикациям начала XX века[32]. Портрет относится к традиционным образцам украинской портретной живописи. На нём Иоанн изображён в сане архиепископа Черниговского. Он облачён в богатое архиерейское облачение, в правую руку помещён архиерейский жезл, в левую — крест. По сторонам от святителя изображены герб и монограмма. Из особенностей внешности выделяются крупное телосложение, нос с горбинкой, небольшие глаза с острым взглядом из-под бровей.
В Тобольске после смерти Иоанна был выполнен ряд его портретов, которые помещались у его гробницы. К ним относятся[5]:
оплечный портрет в белом клобуке (на металлической пластине; в инвентарных книгах — «старый портрет Иоанна Максимовича»);портрет-парсуна в клобуке, с крестом и посохом в руках (в собрании Томского областного художественного музея);изображение с надписью и вензелем с деревянного надгробия (позднее было помещено на мраморный памятник).
При подготовке к канонизации митрополита Иоанна епископ Варнава в марте 1916 года получил от Синода поручение представить «иконное изображение святителя Иоанна, соответствующее историческим сведениям о святителе, для одобрения, как образца для иконы»[33]. Было представлено 7 изображений, и комиссия в качестве образца для написания икон выбрала гравюру к биографии митрополита Иоанна, опубликованную в журнале «Странник» (январь 1864 года). На ней представлено поясное изображение святителя в белом клобуке, мантии, с панагией, правая рука сложена в благословляющем жесте, а в левую помещён архиерейский жезл без сулока.
К торжественной канонизации святителя «Тобольский епархиальный книжный склад в мае заказал иконы святителя Иоанна лучшим петроградским и московским живописцам»[34]. Их выполнили как в аналойном, так и иконостасном размерах. К июлю 1916 года эти иконы украсили храмы Тобольской епархии. Одна из этих икон использовалась в чине канонизации.
В 1910-е годы сложились два типа иконографии Иоанна Тобольского:
основанный на черниговской парсуне конца XVII — начала XVIII веков. Иконы, написанные на её основе, появились на Украине и затем попали в Сибирь, где широкого распространения не получили.основанный на выбранной Синодом гравюре и тобольских портретах святителя. На них святитель Иоанн имеет крупные черты лица, его архиерейская мантия обычно синяя (реже фиолетовая), белый клобук украшен крестом. Святитель может быть изображён предстоящим в молении Иисусу Христу, которого изображают в верхнем левом углу иконы в облачном сегменте (иногда по сторонам от святителя помещали изображения Иисуса Христа с Евангелием и Богородицы с омофором, как в иконографии Николая Чудотворца).
После установления в 1984 году празднования Собору Сибирских святых изображение Иоанна Тобольского было помещено иконописцами мастерской Московской Патриархии в центре первого ряда святых на иконе этого праздника. В конце 1990-х годов начали писать иконы святителя Иоанна на основе классического древнерусского канона, взяв за образец житийную икону святителя Алексия работы Дионисия, созданную в 1480-х годах. Такие иконы были написаны в иконописных школах Тобольской духовной семинарии и Московской Духовной академии[35].
4. Сочинения
Иоанн Максимович был самым плодовитым поэтом начала XVIII века — им было написано несколько десятков тысяч стихотворных строк[14]. Однако среди современников его литературный талант не получил высокой оценки. Так, Димитрий Ростовский в 1708 году писал Стефану Яворскому: «Книга вершов печатных прислана мне: Бог дал тем виршописцам друкарню, и охоту, и деньги, и свободное житье: мало кому потребные вещи на свет происходят», а Антиох Кантемир указывал, что в «Алфавите» «ничего путного не найдешь»[14]. Современники Иоанна, особенно столичные поэты, воспринимали его многочисленные художественные тропы, имевшие целью укрепить христианские чувства читателей, как проявление плохого вкуса[37]. Несмотря на это, сочинения Иоанна неоднократно переиздавались в XVIII—XIX веках.
Вероятно, учителем Иоанна был Лазарь (Баранович), от него он приобрёл «характерную для украинского и московского барокко XVII века установку на самоценность стиха»[14]. В сочинениях Иоанна Максимовича прослеживается также декларативный отказ от оригинального творчества: «Не новое аз пишу, з святых собираю слово многими рифмами разширяю»[38] или «Не туне писася, от многих собирася»[39]. Это объясняется тем, что Иоанном было сделано много переводов и компиляций из сочинений как классических православных богословов, так и из трудов современных ему европейских протестантских авторов. Переводы выполнялись Иоанном на церковно-славянский язык «с отдельными вкраплениями полонизмов, латинизмов и варваризмов петровского времени, точны и следуют стилистике оригинала»[14]. Практически все сочинения митрополита Иоанна были изданы типографией Болдинского монастыря в Чернигове.
4.1. Перечень сочинений«Феатрон нравоучительный, или нравоучительное зерцало для царей, князей и деспотов» или «Зерцало от Писания Божественнаго» (1705 год) — перевод сочинения папского каноника Амвросия Марлиана «Театр политический», изданного в Риме в 1631 году. Посвящён генеральному судье В. Л. Кочубею. В одном из изданий сочинения помещены три проповеди Иоанна, написанные им в бытность проповедником Киево-Печерского монастыря. Отмечают, что в основном они представляют компиляции проповедей Иоанна Златоуста[40];«Алфавит, сложенный от писаний» (1705 год) — краткие жизнеописания святых и пустынников, а также их изречения, написанные силлабическими стихами. Центральное место занимает «Житие Алексея человека Божьего», так как книга была посвящена царевичу Алексею Петровичу. В житие апостола Петра Иоанн включил панегирик Петру I;«Вирши и три проповеди» (1705 год);«Богородице Дево радуйся» (1707 год) — стихотворное толкование на богородичную молитву и описание чудес Богородицы, часть сведений была заимствована из сочинения Димитрия Ростовского «Руно орошенное». Это самое большое поэтическое сочинение Иоанна, насчитывающее 23 тысячи строк;«Псалом пятидесятый, от Писания взятый» (1707 год) — толкование на 50-й псалом с пересказом истории о благоразумном разбойнике;«Размышление о молитве Отче Наш» (1709 год) — стихотворное изложение различных святоотеческих толкований молитвы. Предисловие к сочинению содержит указание о необходимости благодарить Бога за победу в Полтавской битве, в которой «Бог, в Троице славимый, Российское Отечество от поглощения еретическаго льва швецкаго»[4]:59;«Осьм Евангельских блаженств» (1709 год) — толкование на евангельские блаженства в стихах;«Царский путь креста Господня, возводящий в живот вечный» (1709 год) — перевод с латыни книги бенедиктинского монаха Бенедикта Хефтена (англ.) «Regia via crucis» (1635 год). Книга построена в форме вопросов заблудившейся в лесу девушки, на которые даёт ответы ангел. Кроме цитат из Священного Писания, приводятся многочисленные цитаты из Отцов Церкви, в том числе и восточных, что свидетельствует о переработке Иоанном сочинения Хефтена[5];«Синаксарь в честь и славу Господа Бога Саваофа о преславной победе под Полтавою» (1710 год) — написан в прозе, за исключением стихотворного окончания. Был предназначен для чтения в церквах за благодарственной службой о победе в Полтавской битве, написанной архимандритом Феофилактом (Лопатинским);«Богомыслие на пользу правоверным» (1710 год) — сборник статей, относящихся до разных предметов веры и нравственности, перевод сочинения Иоганна Герхарда «Meditationes sacrae ad veram pietatem excitandam» (1606 год). Первое издание «Богомыслия» было посвящено Иоанном митрополиту Стефану (Яворскому), ярому противнику лютеранства, а второе — Петру I. После смерти Иоанна в его переводе была усмотрена «многая люторская противность», и в 1720 году книгу запретили[41]. По мнению архиепископа Филарета (Гумилевского), в указе Сената было много преувеличений[42];«Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественной Волей» (1714 год) — перевод с латыни сочинения немецкого писателя и католического проповедника Иеремии Дрекселя (англ.). Сочинение Дрекселя было взято Иоанном за основу и дополнено его собственным богословским видением проблемы согласования Божественной и человеческой воли, основанном на мнениях Отцов Церкви. Это сочинение Иоанна «настолько органично вошло в круг популярного православного назидательного чтения, что уже неразрывно связывается с именем своего переводчика»[43]. Популярность «Илиотропиона» объясняется тем, что в нём сложные богословские вопросы разъясняются различными рассказами и примерами, взятыми из Священного Писания и житий святых.
К неизданным сочинениям Иоанна Максимовича относится его обширное стихотворное автобиографическое сочинение «Есть путник из Чернигова в Сибирь», написанное им в Тобольске и рассказывающее о его жизни после отъезда из Чернигова[44]. В «Путнике», кроме подробного описания путешествия Иоанна из Чернигова в Тобольск, включая возведение в сан митрополита в Москве, содержатся его философские и богословские размышления. В «Путнике» Иоанн сообщает, что в Чернигове «Много оставих писаний, к типу зготованных; не вем, аще увижу к чтению изданных. Кая ми польза, егда вся под спудом погребены пребудут?»[4]:72. Поэтому полный перечень написанных митрополитом Иоанном трудов остаётся неизвестным.
Его авторству приписывают также латинско-русский словарь, составленный в 1724 году его племянником И. П. Максимовичем[14].
продолжение
--PAGE_BREAK--Список литературы: