Реферат по предмету "Культура и искусство"


Русская культура в период Киевской Руси и удельных княжеств (IX–XIII вв.)

Русская культура в периодКиевской Руси и
удельных княжеств(IX–XIII вв.)
 

СОДЕРЖАНИЕ
 
1. РУССКАЯКУЛЬТУРА В ПЕРИОД КИЕВСКОЙ РУСИ И УДЕЛЬНЫХ КНЯЖЕСТВ (IX–XIII вв.)
1.1 КультураКиевской Руси (IX – начало XII в.)
1.2 Древнерусскаякультура эпохи удельных княжеств (XII–XIII вв.)
Список использованных источников

1. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ВПЕРИОД КИЕВСКОЙ РУСИ И УДЕЛЬНЫХ КНЯЖЕСТВ (IX–XIII вв.)
 
1.1 Культура КиевскойРуси (IX – начало XII в.)
Государственныйстрой и материальная культура. Киевская Русь – раннефеодальное государство IX –первой трети XII в., объединявшее восточнославянские и ряд неславянских племен,с центром в Киеве. Это обширное государственное образование занимало территориюот Причерноморских степей до Северной Двины, от Днестра и Западного Буга доВолги и низовьев Оки. Полоцкое княжество в конце IX – X в. еще находилось всоставе Киевской Руси, так сказать, на правах широкой автономии, но уже в XI в.стало фактически независимым.
Государственныйстрой Киевской Руси – раннефеодальная монархия. Верховная власть принадлежалакнязю, который возглавлял войско, руководил внешней политикой и (черезназначаемых посадников) управлял хозяйственными, финансовыми и судебными деламина подвластных ему землях. Во многих землях и городах (Новгород, Полоцк,Ростов) важную роль играло вече.
Экономическойосновой Киевской Руси была феодальная собственность на землю, что обусловилоразную степень зависимости крестьян, ремесленников и торговцев от феодалов.
Основными типамипоселений были село, весь, деревня, слобода, погост (малодворные, одно-,двухрядной планировки без оборонительных укреплений); в лесной зоне преобладалирубленые постройки, в степной – полуземлянки. Феодальная знать строилаукрепленные дворы, замки. Отделение ремесла от сельского хозяйства стало однойиз причин появления городов. Города с развитым ремесленным производством былицентрами древнерусской культуры. Их количество непрерывно увеличивалось: в IX–Xвв. насчитывалось 25 городов, в XI в. – 89, к концу XII в. – 224.
В городахжили и трудились мастера 60 различных специальностей, что свидетельствует овысоком уровне ремесленного производства. Успешно развивались прикладноеискусство, устное народное творчество. Языческое мировоззрение влияло на становлениеобрядовой поэзии, образцами которой являются заклинания, заговоры имногочисленные песни, связанные с календарными праздниками, а также свадебные ипохоронные.
Племеннойфольклор выступал, в частности, в виде разнообразных народных песен и сказок. Сформированием государства возник героический эпос. Его представляли, например,былины «Волх – князь-оборо- тень», «Илья Муромец и Калин-царь», «Илья Муромец иСоловей-разбойник», «Добрыня и Змей», «Вольга и Микула Селянинович», «Садко»,языческая легенда о гибели Вещего Олега, легенда об основателях Киева – братьяхКие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди.
КрещениеРуси. До принятия христианства (988) восточные славяне придерживались языческихрелигиозных верований. Язычество (от древнеслав. языцы – племена, народы) –термин, введенный в оборот богословами монотеистических религий (иудаизм,христианство, ислам). Он служил для обозначения «низших» политеистическихрелигий, существовавших до появления монотеизма. Древнеславянская языческаярелигия – это сложное синкретическое явление, включавшее пантеон мифологическихбогов, развитый семейно-родовой культ предков, почитание различных сил природыи общинные земледельческие культы. Эти и им подобные компоненты древней религиисоответствовали патриархально-родовому устройству славянских племен.
Ко второйполовине IX в., в условиях завершавшегося разложения первобытнообщинного строяи формирования классового общества и государства, языческие политеистическиеверования пришли в противоречие с интересами феодальной верхушки, началисдерживать экономическое и культурно-политическое развитие общества.Государству, которое складывалось на восточнославянских землях, нужен былобщедержавный религиозный культ.
Возникаетвопрос: почему из всех известных тогда религий князь Владимир, ставшийкрестителем Руси и канонизированный впоследствии как святой, избрал в качествеобщегосударственной именно христианскую религию в ее греко-православной форме?Отдавая должное политическому фактору, следует также обратить внимание и натакую неожиданную сторону выбора, как величаво-торжественная красота. В «Житиивеликого князя Владимира» сообщается, что на его решение повлияли гармоничныйархитектурный облик и богатство интерьера константинопольского храма СвятойСофии и великолепие православного богослужения. Немаловажное значение имела ивозможность совершать обряд и вести службу на родном языке.
Первоначальнохристианство распространялось преимущественно по линии Днепр–Волхов. Естьсведения о том, что в Новгороде и по берегам Оки и верхней Волги христианствоприживалось медленно, а на Ростовских землях проповедники новой веры в течениедлительного времени встречали ожесточенное сопротивление язычников.
Конечно, ипосле принятия христианства старые языческие верования не сразу были забытынародом; воспоминания о них и пережитки поклонения «природным богам»сохранялись в течение долгих веков и, соединяясь и переплетаясь с новымикультами, образовывали пеструю смесь так называемого двоеверия – предметпостоянных обличений православного духовенства. Реминисценции языческихверований до сих пор наблюдаются в обрядово-ритуальной сфере народной культуры,расхожих суевериях, «бытовой мистике».
Принятиекрещения Русью в целом имело прогрессивное значение. Проникая постепенно вдуховную жизнь, бытовой уклад русского общества, христианство с его учением олюбви и милосердии производило глубокую нравственную перемену также средилучших представителей княжеского рода. Так, князь Владимир, в молодостиразвратный и жестокий, словно переродился после крещения. Разумеется, летописецнесколько идеализирует христианский образ князя, однако, как известно, в памятинародной он запечатлен щедрым и ласковым Владимиром Красное Солнышко, котороговоспевают и прославляют многочисленные русские былины. Князья-мученики Борис иГлеб стали первыми канонизированными святыми национальной русской церкви,примером и символом христианского смирения и братолюбия.
ПринятиеРусью православного христианства широко открыло двери византийскому влиянию.Оно, прежде всего, проявилось в области политики. «Вместе с христианством сталапроникать на Русь струя новых политических понятий и отношений. На киевскогокнязя пришлое духовенство переносило византийское понятие о государе,поставленном от Бога не для внешней только защиты страны, но и для установленияи поддержания внутреннего общественного порядка» (В. О. Ключевский). Князь поучению духовенства есть «слуга Божий». Он должен был заботиться о правосудии –«защищать обидимых, судить суд праведен и нелицемерен, унимать люди своя отлихого обычая». Греческие епископы говорили Владимиру: «Ты поставлен еси отБога на казнь злым, а добрым на милованье». Князь советовался с ними не толькопо церковным, но и по мирским делам.
Тесный союз исотрудничество («симфония») двух властей, светской и церковной, показательныдля русской истории.
Церковьвнесла в древнерусское общество совершенно новое понятие семьи какпожизненного, освященного Богом союза мужа и жены, скрепленного церковнымвенчанием и, как правило, нерасторжимого. Она резко выступала против прежнихгреховных обычаев многоженства и прелюбодеяния. Боролась церковь и противдругих пережитков языческого быта, в частности против кровной мести, которая вXI в. была законодательно отменена сыновьями Ярослава Мудрого.
Православнаяцерковь порой восставала против грубых и жестоких форм эксплуатации. В своихпоучениях и проповедях духовенство убеждало господ в том, что подневольныекрестьяне – такие же люди, как и они сами, «суть наши братья во Христе».Церковные поучения запрещали господам убивать или истязать холопов, морить ихголодом или непосильной работой. Такого рода действия не были преступлениемперед законом светским, но перед законом церковным сделались грехом и подлежалицерковному наказанию, епитимье. Среди крупных владельцев земельной собственности,которые прониклись церковным учением, появился благочестивый обычай: передсмертью они составляли духовное завещание, по которому отпускали своих холоповна волю или завещали их церкви на «помин души». Крепостные, подаренные церкви,обыкновенно превращались в полусвободных земледельцев: они были прикреплены кцерковной земле, жили на ней и работали на пользу церкви. Таким образом,церковь «глубоко проникла в юридический и нравственный склад общества» (В. О.Ключевский). Она подавала светскому обществу пример нового, более совершенногои гуманного общежития, в котором могли найти защиту неимущие и беззащитные.Одновременно сама она становилась крупным земельным собственником.
Влияниецеркви охватывало все стороны общественного устройства, начиная с политическойдеятельности князей и кончая частной жизнью представителей разных сословий.Церковный гуманизм причудливо сочетал призывы к подчинению всех подданныхпервопрестольной княжеской власти с проповедью умерения насилия со сторонывласть имущих и проявления милости и христианского сострадания по отношению кбедным и подневольным.
Исключительноважным и плодотворным было культурное подвижничество церкви в Древней Руси.Церковь явилась на Русь в «славянском обличье», со славянским богослужебнымязыком, близким и понятным народу. Она способствовала распространениюписьменности, основанной на старославянском, точнее церковнославянском,алфавите. Последний был составлен просветителями славян братьями Кириллом (ок.827–869) и Мефодием (ок. 815–885) во второй половине IX в. Поэтому византийскоехристианство смогло очень скоро укорениться, «обрусеть» и даже срастись сдушевным складом русского народа, сделаться его национальной религией.Принесенная из Болгарии церковнославянская (или древнеболгарская) письменностьпослужила основой для развития русской словесности и выработки древнерусскоголитературного языка. Таким образом православная церковь закладывала основынациональной русской культуры.
Зарождениедревнерусской литературы. Переводная литература. Древнерусская литературапредставлена литературой переводной и оригинальной.
Переводнаядревнерусская литература. Для деятельности христианской церкви на Руситребовались в первую очередь переводные богослужебные книги Священного Писания.Обязательный комплект для отправления службы в каждой отдельной церкви включалЕвангелия, Апостол, Служебник, Триодь постную, Триодь цветную и Минеи общие.Превалирующая роль «божественных» книг Священного Писания не подлежит сомнению.
В то же времяприлежные русские книжники не ограничились переложением первоканоническихисточников, а нашли возможность привезти из Византии, перевести с греческогоили переписать произведения из разряда нравоучительной литературы,популяризирующей в разных аспектах христианское учение. Среди этихпроизведений: сочинения византийских раннехристианских отцов церкви IV–VI вв.Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского, Кирилла Иерусалимского идругих; жития святых (например, «Житие святой Ирины», «Житие Алексея, человекаБожия»); патерики (от греч. pater – отец) – сборники коротких рассказов оподвижнической жизни и совершенных отцами-монахами чудесах, например, патерикиЕгипетский и Синайский. Как бы параллельно накапливались тайно переведенныееретические апокрифы (от греч. apokryphos – тайный, сокровенный) и, таксказать, полузапрещенные тексты, тематически связанные с Библией, но непризнанные церковью священными, каноническими. К последним причислялись«альтернативные писания»: ветхозаветные – 11 книг Библии Ветхого Завета – книги«Премудрости Соломона», «Юдифь», «Товит», «Премудрости Иисуса сына Сирахова» иновозаветные – Евангелия от Петра, Фомы, Якова, Никодима, а также житийныеповествования, например, «Житие Андрея Юродивого». Свои ниши в переводнойлитературе (на границе с церковной и за ее пределами) занимали: историческиехроники («Хроника» Григория Амартола, «Хроника» Иоанна Малалы); сочиненияправославных религиозных философов (трактат «Источник знания» ИоаннаДамаскина); «естественнонаучные» энциклопедии («Христианская топография» КозьмыИндикоплова, «Шестоднев», «Физиолог»); произведения светской художественнойлитературы («Иудейская война» Иосифа Флавия, повесть об Александре Македонском«Александрия», ассирийская волшебная сказка «Повесть об Акире Премудром»,героическая любовная повесть «Девгениево деяние»).
Оригинальнаядревнерусская литература. Древнейшее летописание. Летописание возникло вовремена Ярослава Мудрого. Именно тогда был создан первый исторический труд,предшественник будущей летописи – свод рассказов о распространении христианствана Руси. В него вошли рассказы о крещении и кончине княгини Ольги, сказание опервых русских мучениках – варягах-христианах, сказание о крещении Руси(включавшее «Речь философа», в которой кратко излагалась христианская концепциявсемирной истории), сказания о князьях Борисе и Глебе и обширная похвалаЯрославу Мудрому, отраженная в летописи 1037 г. Все названные тексты академикД. С. Лихачев предложил условно назвать «Сказанием о распространениихристианства на Руси». По его мнению, они были составлены в первой половине1040-х гг. книжниками Киевской метрополии.
Следующийпериод становления собственно русского летописания приходится на 1060–70-е гг.и связан с деятельностью монаха Киево-Печерского монастыря Никона. Именно Никонприсоединил к «Сказанию о распространении христианства на Руси» предания опервых русских князьях, внес в летопись варяжскую легенду. Последняя сообщала отом, что киевские князья ведут род от варяжского (скандинавского) князя Рюрика,приглашенного на Русь, чтобы прекратить междоусобные распри славян. Включениелегенды в летопись имело особый смысл: авторитетом предания Никон убеждалсовременников в противоестественности междоусобных войн, в необходимостиподчинения всех князей одному – великому князю Киевскому, наследнику и потомкуРюрика.
Качественноновый этап в развитии оригинального летописания ознаменован появлениемвеличайшего памятника древнерусской литературы «Повести временных лет». Этотобширнейший древнерусский летописный свод создан в начале XII в. Нестором,монахом Киево-Печерского монастыря, книжником огромного исторического кругозораи большого литературного дарования (его перу, вероятно, принадлежат также«Житие Феодосия Печерского» и «Житие Бориса и Глеба»). Летопись отличаетсябогатством содержания, простотой и лаконизмом изложения.
Автор задумалнаписать сочинение по истории Русской земли, не ограничившись отдельнымописанием какой-либо княжеской династией, как того требовали традициисредневековых хроник. «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве началпервее княжити» – так сам Нестор сформулировал эту задачу в заголовке своеготруда. История восточных славян, Киевского государства изложена им в связи систорией соседних народов, в общем контексте всемирной истории. «Повестьвременных лет», проникнутая чувством патриотизма, идеей единства инезависимости Русской земли, способствовала возникновению летописания в другихземлях Руси и легла в основу многих последующих летописных сводов. Летописьсодержит уникальные упоминания о первых полоцких князьях, их соперничестве скиевскими князьями, ранние сведения о Полоцке, Турове, Бресте, Минске и другихбелорусских городах. В сокращенном виде труд Нестора вошел в«Белорусско-литовскую летопись» 1446 г.Хотя «Повесть» основана на источникахразного характера, она представляет собой не компиляцию, а творческий труд,объединенный единым замыслом. Идеология сильной княжеской власти пронизываетего содержание. Старший киевский князь сравним с отцом, остальные (младшие)князья обязаны оказывать ему послушание, как дети. Осуждение распрей междукнязьями, являвшихся главной причиной бедствий и разорений Русской земли,призыв к единству – сквозная идея, лейтмотив «Повести временных лет». Своеэстетическое значение летопись сохранила и до наших дней, красноречиво свидетельствуяо глубине мысли и литературном мастерстве первых древнерусских историков.«Можно смело утверждать, – писал о труде Нестора академик Д. С. Лихачев, – чтоникогда ни прежде, ни позднее, вплоть до XVI в., русская историческая мысль неподнималась на такую высоту ученой пытливости и литературного умения».
Ораторскаяпроза. «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона начинается пространнымбогословским рассуждением, в котором противопоставляются Ветхий и Новый Завет.Невольно впадая в ересь, Иларион настаивает на том, что Ветхий Завет – это«закон», установленный для одного лишь иудейского народа, тогда как Новый Завет– это «благодать», распространяющаяся на все без исключения народы, принявшиехристианство. Таким образом делается вывод о превосходстве христианства надиудаизмом, о высоком мессианском призвании христианских народов.
Древнейшиерусские жития. Имеется упоминание о «Житии Антония Печерского», которое ваутентичном виде до нас не дошло. В нем речь шла о святом монахе, первым поселившимсяв пещере на берегу Днепра. Впоследствии к Антонию присоединились Никон иФеодосий, и тем самым было обозначено священное место для строительствабудущего Киево-Печерского монастыря. Во второй половине XI – начале XII в. былинаписаны «Житие Феодосия Печерского» и два варианта жития Бориса и Глеба (одинприписывается Нестору).
Созданиекульта Бориса и Глеба, инициировавшее написание целого ряда житий, импосвященных, преследовало две цели. С одной стороны, канонизация первых русскихсвятых поднимала церковный авторитет Киевской Руси (прежде всего, перед ревнивоследившей за сохранением своего главенствующего места среди православных странВизантией). Данная канонизация как бы свидетельствовала о том, что Русь«почтена перед Богом» и удостоилась своих «святых угодников». С другой стороны,культ Бориса и Глеба имел чрезвычайно важный и актуальный политическийподтекст: он освящал и утверждал идею, согласно которой все русские князья –братья, что предполагало в интересах единства обязательность подчинения«младших» князей «старшим». Именно так поступили Борис и Глеб, а также третийих брат – Святослав. Они беспрекословно подчинились старшему брату Святополку,почитая его «в отца место». Последний же употребил во зло их братскуюпокорность. «Житие» Бориса и Глеба повествует о том, как, захватив киевскийвеликокняжеский престол, Свято- полк задумал истребить всех своих 11 братьев,чтобы «принять власть русскую» одному. Имя Святополка, обвиненного в убийстведвух братьев, стало, согласно древнерусской духовной традиции, нарицательнымобозначением злодея – «Святополк Окаянный», а Борис и Глеб, принявшиемученический венец, были объявлены святыми патронами Русской земли.
Жития –наивысшие достижения православной христианской средневековой агиографии иодновременно свидетельства 414 высокого уровня духовного подвижничества илитературного мастерства древнерусских писателей XI–XII вв.
СочиненияВладимира Мономаха. В XI–XII вв. древнерусские писатели творчески проявили себяво всех ведущих жанрах средневековой христианской литературы. Несколькоособняком, как бы вне традиционной системы жанров, стоит один из интереснейшихпамятников литературы Киевской Руси – «Поучение Владимира Мономаха» (1117).
Основнаямысль «Поучения» – описание идеала княжеского «поведения»: князь долженбеспрекословно подчиняться «старейшему» брату, жить в мире с другими князьями,не притеснять младших князей или бояр; ему следует избегать ненужногокровопролития, быть радушным хозяином, не предаваться лени, не полагатьсяполностью на тиунов (управляющих хозяйством князя) и на воевод, но во всевникать самому.
«ПоучениеВладимира Мономаха» – редкий в древнерусской литературе пример политического иморального наставления со стороны не духовного лица, а государственногодеятеля. Кроме того, руководствуясь политическими интересами, Мономах включил всостав «Поучения» свою автобиографию. Как литературный жанр автобиографияпоявится на Руси лишь много веков спустя благодаря творениям Аввакума иЕпифания.
В ДревнейРуси к началу XII в. существовало несколько культурных центров, отстоявших другот друга на значительном расстоянии: Киев, Новгород, Полоцк, Ростов, Суздаль,Владимир, Смоленск, Галич и Волынь. На протяжении 150 лет появилось лишьнесколько десятков ведущих, отмеченных историей, русских писателей ибогословов, но этим интеллектуально одаренным и духовно богатым личностямширокого культурного кругозора оказалось под силу переписать и переработатьмножество болгарских реконструкций и непосредственных переводов лучшихклассических образцов раннесредневековой литературы.
В «культурныйактив» Древней Руси вошла значительная часть византийского духовного наследия,что уже само по себе позволяет говорить о приобщении Руси к зарубежнойсредневековой литературе высокого уровня. Однако если бы все ограничилосьтолько переносом византийских и южнославянских источников на русскую почву,едва ли можно было бы говорить о существовании собственно древнерусскойлитературы. Уже в то далекое время тон ей задавали собственные произведения.
В течение XI–XIIвв. сформировался богатый и выразительный древнерусский литературный язык. Этоне был ни старославянский (древнеболгарский) язык, ни повседневный разговорный.Вместе со становлением самобытных жанров и образцов собственной оригинальнойлитературы складывался и обогащался новый письменный язык, интегрировавшийстарославянские (церковно-славянские) и переработанные речевыевосточнославянские элементы.
Уже в XI в.появились яркие образцы торжественного «слова» и церковного поучения, жития ипатериковой новеллы, краткой хроники и летописного повествования. В ведущихлитературных жанрах древнерусские книжники все чаще выступали отнюдь неподражателями, с ученической добросовестностью копирующими византийскиеисточники, а заявляли о себе как творческие авторы.
Вышеупомянутая«Повесть временных лет» внешне напоминает византийскую хронику, особенно«Хронику» Амартола, безусловно, отчасти использованную. Однако русская летописьвыработала собственные оригинальные формы повествования, принципы сочетанияхроникального материала и сюжетного рассказа, свой cnocq6 изложения событий похронологической канве. Даже древнерусские переводчики порой отходили отисходного текста, во всяком случае свободно воспроизводили не только язык, но истилистические особенности подлинника. На русской почве благодаря летописям, посуществу, был создан новый тип средневековой литературы, сложилась самобытнаясистема жанров, существенно отличавшаяся как от византийской, так и отболгарской.
Древнерусскоезодчество, изобразительное и прикладное искусство. Древние славяне создавалисвои жилища, терема, крепости, первые святилища из дерева и глины. С принятиемхристианства были заложены основы культовой монументальной каменнойархитектуры.
Перваякаменная христианская церковь Успения Богородицы была построена в Киеве в 996г. и представляла собой достаточно большое многоглавное сооружение. Онаполучила название Десятинной, так как на ее содержание князь Владимир пожаловалдесятую часть своих доходов. Для строительства были приглашены византийскиеархитекторы. Они ознакомились с местными особенностями деревянного зодчества ииспользовали их при сооружении Десятинной церкви. Храм не сохранился: в 1240 г.его разрушили татаро-монгольские завоеватели.
Русскиецеркви начиная с XI в. представляли собой постройки так называемогокрестово-куполъного типа, возникшего еще в VI в. в Византии. В плане такой храмобразует прямоугольник, который внутри делится столпами (колоннами) наотдельные прямоугольные (по оси восток–запад) части, называемые нефами. Назападе расположен вход в храм, на востоке в полукруглом выступе (апсиде)находится алтарь. Столпы храма образуют в плане равноконечный крест, которыйопределяет тип церкви, купол расположен на средокрестии. Архитектурнаякомпозиция этого типа храма была в дальнейшем усовершенствована и развитарусскими зодчими. В 1037 г. князь Ярослав Мудрый возвел второй каменный храм вКиеве – Софийский собор, как бы призванный превзойти одноименныйконстантинопольский храм. Это удивительной красоты строение сохранилось доныне.Как и Десятинная церковь, собор принадлежит к типу многоглавых крестово-купольныххрамов. Киевская София – 12-столпный, 13-купольный храм. В западной его частина втором этаже находятся огромные (площадью 600 кв. м) хоры, считавшиесясвоего рода княжеской ложей, ибо здесь во время богослужения находились князь иего семья. Они как бы возносились над своими подданными, стоявшими внизу. Нахоры вели крутые лестницы.
АрхитектураСофийского собора оказала существенное влияние на развитие последующегодревнерусского зодчества. В 1030-е гг. были построены монументальные храмы вЧернигове, Выдубицком и Киево-Печерском монастырях, в Вышгороде под Киевом.Мастера, создавшие Софию Киевскую, возводили Софийский собор в центре кремля вНовгороде (1045–1050) при князе Владимире Ярославиче. Однако он проще илаконичнее по своим формам, что отвечало республиканскому новгородскому духу.Новый собор представлял собой 5-купольный храм с широкой галереей и лишь однойлестничной башней. Строже и монолитнее не только экстерьер, подкупающийблагородством мощных форм, но и интерьер, скромный в убранстве, без мозаики имрамора.
В целом вкиевский период были заложены основы русской архитектурной традиции и намеченычерты будущих строительных школ различных древнерусских княжеств эпохи феодальнойраздробленности.
С приходомхристианства из Византии на Русь местные мастера усвоили и обогатилизаимствованные виды монументальной живописи – мозаику и фреску, а такжеиконопись – предтечу станковой живописи.
Из мозаичныхработ особенно значительны изображение Богоматери Оранты и погрудноеизображение Христа Вседержителя в соборе Софии Киевской. Богоматерь Оранта (отлат. молящаяся) – один из иконографических типов Богоматери в молитвенной позе,с воздетыми вверх руками. «Нерушимой стеной» назвали это изображение киевляне,видевшие в нем защиту города от врагов. Величественная фигура Богоматеримонументальна (5,45 м), а употребленная для ее изображения мозаика придает ейкрасочность и нарядность.
Стены храмовукрашались многочисленными фресками. Сюжетами служили сцены из жизни Христа,Богоматери, святых праведников и мучеников. Встречались и светские сюжеты.Уникальны групповые портреты князя Ярослава Мудрого с семьей и эпизодыпридворной жизни (состязание на ипподроме, фигуры скоморохов, музыкантов, сценыохоты) в Софии Киевской.
В XI в. былосоздано много икон – изображений святых и их деяний, нанесенных на деревянныедоски натуральными красками. «Киево-Печерский патерик» (сборник жизнеописаниймонахов) сохранил даже имя иконописца XI – начала XII в. монаха Алимпия,создателя знаменитой иконы «Богоматерь Оранта – Великая Панагия»,перекликающейся с Оран- той Киевской. Но большинство икон этого периода до насне дошло.
Еще один видживописи – миниатюра (мелкая живопись) – применялся для украшения рукописных (восновном церковных) книг, предметов прикладного искусства.
Культоваяживопись подчинялась жестким правилам, строгим религиозным канонам.Православная церковь не допускала писания икон с живых людей или по воображениюхудожника; она требовала четкого соблюдения иконописного канона, которыйотделял божественный («горний») мир от земного («дольнего»). •
К другимиконографическим канонам относятся: условность письма, подчеркивающая неземнуюсущность святых; изображение фигур плоскими и неподвижными с удлиненным оваломлица и широко открытыми глазами; использование обратной перспективы (особаясистема передачи пространства, когда фигуры, предметы, выступающие из глубиныкартины, увеличиваются в размерах и как бы приближаются к зрителю); обращенноев воображаемый трансцендентный мир вневременное изображение; отсутствиесветотени; символичность цветовой гаммы: белый – нравственная чистота, синий –небесная сущность, зеленый – надежда, юность, золотой – божественная вечность,красный – мученичество, пурпур – царственность.
Сюжеты испособы их расположения в храме были также каноническими. В медальоне куполакрупным планом изображался Христос-Пантократор (Вседержитель). Между узкимиокнами барабана (цилиндра, несущего купол) чередой выступали апостолы. Подкуполом на верующих взирали 4 евангелиста. На стенах и столпах расписывалисьсюжеты, которые представляли собой поучительные извлечения из жизни Христа,Богоматери, святых. Над западным входом в храм сцены Страшного суда,предупреждающие верующих о неизбежном наказании за неискупленные грехи.
На раннейстадии становления искусства Древней Руси круглая скульптура (т.е. статуя,бюст) не получила развития в отличие от плоскостной (барельеф, горельеф) и ещенапоминала языческого «болвана», идола, а потому не была популярна у христиан.Однако народные мастера перенесли свой богатый опыт резчиков по дереву наизделия мелкой пластики, в искусство рельефа алтарных преград. Практиковалисьрезьба по камню, из которого изготавливались кресты, литье культовой посуды ицерковных оград. Большого совершенства достигла чеканка монет. Множилисьизделия прикладного искусства, украшавшие художественный быт.
Русскоеискусство сделало в эпоху Киевской Руси первые уверенные шаги по стезесамобытного творчества. Возрастали его виды и жанры, удовлетворявшие, преждевсего, потребности христианского православного культа.
Музыкальныйфольклор и церковная музыка. Истоки древнерусской музыкальной культуры следуетискать в мелосе восточнославянских племен. Ведущее место в древнерусскоммузыкальном фольклоре занимало песенное творчество, традиции которого уходятвглубь времен. Древнейший пласт образуют песни календарно-земледельческие(весенние, летние, осенние, колядные), семейно-обрядовые (родильные,колыбельные, свадебные, погребальные), а ТАКЖ6 любовные, лирические, шуточные,магические (заговорные), балладные, переплетенные с тематикой древних языческихпраздников.
Древнерусскоеправославно-христианское пение в отличие от западного католического,использовавшего орган и другие музыкальные инструменты, не имелоинструментального музыкального сопровождения. Православное церковное пение вэпоху Киевской Руси отличалось одноголосной вокальной основой, буквеннойзаписью, однострочной нотацией.
Древнерусскаяхрамовая музыка заимствовала у византийского церковного пения основныеформальные нормативы: одноголосный (монодический) принцип пения, «осмогласие» –систему из 8 ладов-гласов, каждый из которых соответствовал определенной неделе8-недельного цикла и имел свой набор мелодических формул – попевок. В то жевремя данная музыка включала в себя в XI–XII вв. оригинальный по форме исодержанию знаменный распев – основной свод церковных православных напевов.Название происходит от старославянского слова знамя – знак. Первоначально оноозначало записанные крюками (знаменами) напевы, в отличие от пения по устнойтрадиции. Знаменный распев испытал сильное воздействие музыкального народногомелоса и во многом благодаря этому приобрел самобытный характер; сложились егоместные виды, в том числе старобелорусский. Одноголосные знаменные песнопения вдальнейшем использовались в качестве основного голоса в многоголосном строчномпении. А последнее, в свою очередь, подготовило почву для нового многоголосногостиля – партесного (по четырем партиям голосов: бас, тенор, альт, дискант),который стал преобладающим в церковной музыкальной культуре Руси в XVI в.
Древнерусскоебогослужение носило характер мистерии, во время которого человек мог получитьдуховное очищение, освободиться от тяготивших его забот и суеты, нравственновозвыситься. В статье «Храмовое действо как синтез искусств» П.А. Флоренскийназвал богослужение музыкальной драмой: «Тут все подчинено единой цели:верховному эффекту катарсиса этой музыкальной драмы, и потому все подчиненодруг другу, здесь не существует или, по крайней мере, ложно существует, взятоепорознь».
Церковноемузыкальное искусство, действуя всеми своими компонентами, переключает человекас проблем сегодняшнего дня на проблемы вечного обетования. В отличие отфольклора, ориентированного на трудовую жизнь и повседневный быт людей исакрализировавшего явления природы, храмовое искусство обращается к мирунеземному, возвышенному великими таинствами, помогает человеку совершить этотвоображаемый переход и обрести высшее духовное целеполагание, особым образомвоздействуя на слух и зрение. Поэтому в храмовом действе важнейшими средствамиобращения к душам верующих были и остаются церковная музыка и иконопись. Обеони (не порознь, а вместе) призваны помочь верующим осмыслить духовные идеи ивызвать у них универсальные трансгрессивные (запредельные) переживания. Впеснопениях и иконах гимнографы и художники воплощали богословские поучения.Если икону называют «умозрением в красках» (Е. Трубецкой), то песнопение можнобыло бы назвать «богословием в звуках».
Итак, IX –начало XII в. были для Киевской Руси периодом мощного культурного подъема.Древнерусский народ вместе с другими народами Европы стоял у колыбелиевропейской цивилизации. Киевская Русь явилась одним из преемников и хранителей(синтезированного в неповторимых ментальных мировоззренческих и культурныхформах) идейного наследия античного мира и Византии. Впитав и творческипереработав разнообразные художественные влияния: византийское, южнославянское,романское, Киевская Русь создала свое самобытное религиозно-нравственноориентированное искусство. За относительно недолгий срок сложилисьсамостоятельные виды и стили архитектуры, изобразительного искусства, церковноймузыки. Ни с чем не перепутаешь строгий монументальный стиль старорусскогокультового зодчества. Трогает душу знаменный распев, складывающийся на основедиатонических «гласов» (с крюковой нотацией). Впечатляют линеарность, лаконизми целомудренная духовность в изобразительном искусстве (иконопись и фрески),возвышенно-героическая образность древнерусской художественной словесности(славянский эпос, былины, летописи, жития святых, ораторская проза и т.п.).
Крещениеязыческой Руси произвело глубокие изменения в ментальных, духовных основахрусско-славянской культуры. Православное христианство стало не только ведущиммировоззрением людей рождавшейся в муках самобытной цивилизации, но и подлиннойшколой глубинного гуманизма и общеславянского единения, которое в большейстепени представляло собой духовный порыв, высокое стремление, нежели реальноеявление.
В.О.Ключевский писал: «Замечательно, что в обществе, где сто лет назад ещеприносили идолам человеческие жертвы, мысль уже училась подниматься допонимания связи мировых явлений. Идея славянского единства в начале XII в.требовала тем большего напряжения мысли, что совсем не поддерживалосьсовременной действительностью. Когда на берегах Днепра эта мысль выражалась стакой верой и уверенностью, славянство было разобщено и в значительной частисвоего состава порабощено».
1.2 Древнерусская культураэпохи удельных княжеств (XII–XIII вв.)
культура киевская русьудельное княжество
После смертиЯрослава Мудрого (1054) началось дробление Руси на удельные княжества. Однакоэто не приостановило развития культуры, в котором все большую роль играли города.В XII – начале XIII в. на русских землях появились свои культурные школы:новгородская, владимиро-суздальская, галицко-волынская, смоленская и др.
Нарасталосоперничество возникавших культурно-цивилизационных регионов, которые со второйполовины XII в. стали все заметнее дистанцироваться от Киева. В удельныхкняжествах складывались местные художественные традиции, архитектурные школы,литературные направления, охватывавшие древние жанры словесности (летописание,эпос, патерики и т.п.).
Архитектура.Политический и культурный центр Древней Руси постепенно перемещался всеверо-восточную (Владимиро-Суздальскую) Русь.
Во Владимиро-Суздальскомкняжестве в середине XII в. возводились небольшие одноглавые храмы,напоминавшие новгородские постройки (церкви Спаса Преображения в Переяславле-Залесском,Святых Бориса и Глеба в Кидекше, храмы в Юрьеве). Но в годы княжения АндреяБоголюбского (1157– 1174) во владимиро-суздальском зодчестве рельефнопроявились существенные особенности. Стремясь укрепить свою власть и претендуяна главенство среди русских князей, А. Боголюбский перенес столицу из Киева воВладимир, и его политические претензии нашли выражение в пышных, величественныхпостройках. Грандиозный Успенский собор (главная святыня г. Владимира) с пятьюзолочеными главами и галереями, богато украшенный резным камнем, соперничал вбогатстве с Софией Киевской. Дмитриевский собор (домовая церковь князя) былменьше по размерам, но сверху донизу украшен искусной резьбой, за что получилназвание «поэма в камне».
Подлинным шедевромархитектуры стала церковь Покрова на Нерли, построенная в 1165 г. возлезагородной резиденции князя Андрея Боголюбского (по летописи князь построилхрам, печалясь о смерти любимого сына Изяслава). Гармонией форм, легкостьюпропорций, поэтичностью архитектурного образа этот храм приобрел славууникального творения древнерусских зодчих. В летописи сказано, что встроительстве Покровского храма принимали участие мастера «от всех земель».Существует легенда о том, что, когда Андрей Боголюбский вез из Киева икону«Богоматерь Владимирская», кони споткнулись в 10 км от Владимира. Это былорасценено князем как знак строить на этом месте свою загородную резиденцию. Таквозник в селе Боголюбове большой замок – крепость князя, состоявшая изоборонительных сооружений, белокаменного двухэтажного дворца и церкви,связанных между собой переходами. Остатки дворца сохранились до наших дней.
Своиособенности проявились в архитектуре других древнерусских земель. В зодчествеГалицко-Волынского княжества преобладал региональный стиль, основанный насоединении местных архитектурных традиций с византийской композицией ироманской строительной техникой. На смену пышным монументальным соборам пришлиболее скромные, строгие кубические храмы небольших размеров с одной массивнойглавой. Характерным примером является Успенский собор в Галиче.
ВНовгородской республике с ее вечевым демократическим правлением каменные церквистроились по заказам бояр, купцов, объединений ремесленников и отличалисьнебольшими размерами, простотой и скромностью в оформлении экстерьера иинтерьера. Они предназначались не для торжественных церемоний, а дляповседневных церковных служб и хозяйственных надобностей; в их подвалахустраивали хранилища для ценных товаров и документов. Получил распространение вновгородской архитектуре XII–XIII вв. небольшой 4-столпный храм кубическойформы с массивными стенами, одним куполом и деревянными хорами (церквиПараскевы Пятницы на Ярославовом дворище, Спасо-Нередицы на Городище, церковьБлаговещения).
Литература.Выдающимся памятником древнерусской литературы является, бесспорно, ужеупоминавшееся выше «Слово о полку Игоревен. Несмотря на феодальнуюраздробленность, идея единства всегда жила в сознании народа. «Слово о полкуИгореве» – лучшее воплощение мечты о единой Русской земле. В поэме повествуетсяо неудачном походе князя Игоря Святославовича против половцев. Но это лишьповод для размышлений о судьбе Руси. Безымянный автор великой поэмы осуждалвражду русских князей, их эгоцентризм и призывал к воскрешению старых идеалов«братолюбия», иначе погибнет Русь и «врази наши половци, пришедши, возьмутьземьлю Руськую».
Замечательнымпамятником художественной культуры удельных княжеств является «Киево-Печерскийпатерик» – сборник из десяти сказаний о знаменитом Киево-Печерском монастыре иего монахах, написанный епископом Симоном и монахом Поликарпом. Литературное исоциокультурное значение «Киево-Печерского патерика» исключительно велико. Онне только подытоживал развитие русской агиографии XI–XII вв., но и, повествуя ославном прошлом знаменитого монастыря, пробуждал чувство общерусскогопатриотизма, в страшные годы ига напоминал о временах процветания и могуществаКиевской Руси и вселял в читателей духовную силу, укреплял веру в грядущеевозрождение могучего государства. В XII–XIII вв. развивались местные летописныецентры со своими отличительными особенностями.
Летописаниепериода феодальной раздробленности проявляло интерес к повседневным событиям.Общерусские проблемы по-прежнему находили свое отражение, но освещались в новыхракурсах в местных материалах. Вырабатывались региональные литературныетрадиции и приемы, благодаря этому более полно и многообразно отражалась жизньрусских земель.
Церковная,житийная литература XII–XIII вв. соразмерялась с реальной жизнью. Сочинениявышеупомянутых религиозных мыслителей Кирилла Туровского и Климента Смолятича вэтом плане представляют собой смелые интерпретации библейских текстов.
Яркийпамятник древней публицистики рубежа XII– XIII вв. – «Слово» и «Моление»Даниила Заточника (соответственно ок. 1119 и 1229). Автор, обращаясь иззаточения к князю, выступал за сильную княжескую власть. Описывая социальныепротиворечия, он использовал едкие афоризмы, прибегал к поучениям. «Всякчеловек мыслит о своей беде», «Ржа ест железо, а печаль ум человека».Заключительные части «Слова» и «Моления» призывают к единству Руси и в этомотношении перекликаются со «Словом о полку Игореве» и летописями.
Распаддревнего Киевского государства на «самостийные» княжества заметно изменилхарактер развития русской культуры и цивилизации и повлек за собой известныепоследствия. Тем не менее эпоху удельных княжеств, или феодальнойраздробленности Руси вряд ли можно однозначно трактовать как время всеобщегокризиса и упадка. Конечно, удельная вражда, приводившая к разрушительнымвоенным столкновениям, приводила к серьезным материальным потерям. Отсутствиеорганизующего государственно-политического центра отрицательно сказывалось наразвитии внутренних и внешних экономических связей в Древней Руси, снижало ее весна международной арене. Древнерусская культура в эпоху феодальнойраздробленности как бы автономизировалась в крупных и средних территориальныхобщностях соответственно размежевавшимся княжествам. Но, несмотря на удельныебарьеры, продолжало развиваться хозяйство, росла сеть торговых связей,расширялось городское строительство, возводились храмы, писались иконы и книги.Более того, рядом с небольшими княжествами на территории раздробленной Руси вовторой половине XII – первой трети XIII в. складывались достаточно крупныегосударственные образования. В частности, динамично развивалась экономика икультура Новгородской республики, отличавшейся демократическим строем иразвитыми формами самоуправления, укреплялось самостоятельное Полоцкоекняжество, в конце XIII в. вошедшее в состав Великого Княжества Литовского.
В областихрамовой архитектуры и изобразительного искусства усилились декоративныетенденции и стремление к созданию синтетических художественных образов,целостных стилей. Наблюдалось подспудное обмирщение церковной вокальной музыки.По мере профессиональной обработки музыкального фольклора совершенствовалосьинструментальное исполнительское мастерство. Усиливались светские мотивы иреалистические тенденции в художественной литературе (обновленные летописи,«Слово о полку Игореве»). Началась дифференциация общерусского языковогоединства, проявились отличительные фонетические черты, которые позднеесоставили особенности русского, белорусского и украинского языков. Этудифференциацию, как уже говорилось в первой главе пособия, детально описал всвоих работах Н.С. Трубецкой.
В серединеXIII в. раздробленную Русь постигла страшная беда, которая почти на полторавека задержала закономерный процесс объединения отдельных русских княжеств вединую державу. Разрушительное монголо-татарское нашествие затормозило прогрессдревнерусской культуры и цивилизации и уничтожило немало достигнутого. ОднакоДревняя Русь мужественно выдержала тяжелейшее историческое испытание, сохранивсвою культуру, веру, духовные и цивилизационные основы.

Список использованныхисточников
1. Эренгросс Б.А.Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник –М.: Оникс, 2007.
2. Булгакова С. В.Культурология / Булгакова С. В. – М.: Эксмо, 2009.
3. Ширшов И.Е. Культурология– теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.:Экоперспектива 2010.
4. Культурология: Учебник/ Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана – Мн.: Высшее образование, 2005, 566 с.
5. Культурология. Учебноепособие Под редакцией А. А. Радугина – М., 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.