ПРАВОСЛАВНЫЙСВЯТО–ТИХОНОВСКИЙБОГОСЛОВСКИЙИНСТИТУТ
БОГОСЛОВСКО–ПАСТЫРСКИЙФАКУЛЬТЕТ
118 ГРУППА
ПРЕДМЕТ:
НОВЫЙЗАВЕТ (ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ)
СОЧИНЕНИЕ:
«ЕВАНГЕЛЬСКОЕУЧЕНИЕ О ГРЕХЕ (ПО ВСЕМУЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЮ)»
АВТОР
КРАМАРЕНКОЮ.Я.
МОСКВА
2002
Плансочинения
понятие греха Актуальность знания природы человеческой греховности Определение понятия «грех» православными авторами последствия первородного греха ЕВАНГЕЛЬСКОЕ УЧЕНИЕ О ГРЕХЕ ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ ЕВАНГЕЛЬСКОГО УЧЕНИЯ О ГРЕХЕ УПОМИНАНИЕ ГРЕХА И ЛИЦЕМЕРИЯ В ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИИ ИСКУШЕНИЯ ГОСПОДА В ПУСТЫНЕ «ГОРЕ ВАМ, КНИЖНИКИ И ФАРИСЕИ!» (МФ. 23) Выводы приложениЯ: 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ГРЕХОВНЫХ СТРАСТЕЙ И БОРЬБА С НИМИ
(по учению преподобного Иоанна Лествичника)
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ГРЕХОВ
3. СТРАСТИ И СМЕРТНЫЕ ГРЕХИ
(по учению святителя Игнатия (Брянчанинова)
4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГРЕХОВ ПО МЫТАРСТВАМ
(по повествованию блаженной Феодоры о воздушных мытарствах,
проходимых после смерти просвещенными святым Крещением и
верующих в Господа Иисуса Христа)
Список литературы
«Величайшеезло для человечестваесть его своеволие, противляющеесяволе Божией».
Свт. ИоаннТобольский.
понятие греха
Актуальность знания природы человеческой греховности
СвятительИоанн Тобольскийговорит намо том, что «святыевсе то, чтовстречалосьс ними в жизни(приятное инеприятное), приписываливоле, действиюБожию, потомучто они не обращалисвоего вниманиягрехи чужие, но все поступкилюдские рассматриваликак Божий дарили Божие попущениеза свои грехи»[18, с. 28].
Мыже, до концаневоцерковленныеи глубоко грешныелюди, по убогостисвоей духовнойчасто задаемсявопросами типа:
Если грех совершили Адам и Ева, то почему за него должен отвечать я?
В чем истинная причина моей греховности?
Что такое для меня понятие греха?
Ненаходя на этивопросы верногоправославногоответа, начинаемвыискиватьсоринку в чужомглазу и не замечаембревна в своем– фактически(зачастую незаметнодля самих себя)отдаляемсяот Господанашего ИисусаХриста, по сутипредаем Его.
Епископ Варнава(Беляев) указывает:«с первых днейсвоего существованиялюди пошлидвумя путями– путем жизнии путем смерти; путями, такиминепохожимиодин на другойи расходящимисявсе более иболее в противоположныестороны с течениемвремени. СамХристос указална них и предостерегсвоих последователей, чтобы последниене сбивалисьс истинногопути на ложный»[4, с. 15].
Чтобывнять предупреждениюГоспода (Мтф.7, 13, 14; Лк. 13, 24) для многихиз нас важнонащупать ипрочувствоватькорень своегозла. Однакосделать это, не впадая впрелести, можнотолько на основеискреннеймолитвы Господунашему ИисусуХристу, углубленногоизучения СвященногоПисания, трудовОтцов Церквив областинравственногобогословия, жизнеописанийУгодниковБожиих. Предметомже нашего описанияявляется Евангельскоеучение о грехе.
Определение понятия «грех» православными авторами
ПротоиерейСерафим Слободскойв Законе Божиемговорит о том, что «без молитвычеловек перестаетлюбить Бога, забывает о неми не исполняетсвоего назначенияна земле, тоесть совершаетгрех» [28, с. 32].
В репринтномиздании ПолногоПравославногоБогословскогоЭнциклопедическогоСловаря [27] нетспециальногоопределенияпонятия «грех», но дано четкоеопределениепонятия «зло», которое трактуетсякак «явление, противоположноедобру, отрицающеепоследнее …зло проявляетсяв разрушении, беспорядке, уничтожениибытия и разделяетсяна:
зло физическое – все, что нарушает развитие физического бытия (болезни и т.д.);
зло нравственное – все, что противоречит в нравственной жизни воле Божией и что обыкновенно называется грехом» [27, с. 914, 915].
Исходя из данногоопределенияможно заключить, что с позициинравственностипонятия «зло»и понятие «грех»тождественны.
Анализируяразличныеаспекты проблемызла проф. ЛосскийВ.Н., ссылаясьна мнения ОтцовЦеркви, делаетвывод о том, что «зло неесть природа, но состояниеприроды … точнее, зло есть определенноесостояние волиэтой природы; это воля ложнаяпо отношениюк Богу. Зло естьбунт противБога, то естьпозиция личностная»[22].
По сути, развиваяэту мысль, архимандритЛазарь (Абашидзе)подчеркивает, что грех – этопонятие религиозноеи «применимотолько к лицам, принимающимхристианскийзакон, исповедующимверу в Бога ив силу этогонаходящимсяв «ограде церковной».Кто же вне Церкви, тот и не способеносознать вполнесвоей греховности, увидеть всегосвоего падения, ужаснутьсявсей глубинесвоей зараженностисмертельнойболезнью, почувствоватьвсе свое удалениеот Бога, от истины»[21].
В православнойлитературевстречаютсяразличныеопределенияи описанияпонятия «грех».Некоторые изэтих определенийприведены втабл. 1.
Табл. 1АВТОР ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Преподобный
Иоанн Лествичник
[17]. «Грех есть преступление закона, малое или великое, бывающее делом, или словом, или помышлением».
Святой
Иоанн Златоуст
[16, Том I, с. 6, 63]. «Зло – один только грех. Начало греха – гордость. Начало гордости – незнание Бога».
Святитель
Иоанн Тобольский
[18, с. 357]. «Величайшее зло для человечества есть его своеволие, противляющееся воле Божией».
Митрополит
Макарий (Булгаков)
[23, с. 486].
«Грех заключается в:
гордости;
неверии Богу;
отступничестве от Бога;
величайшей неблагодарности к Богу».
Митрополит
Филарет (Вознесенский)
[34]. «Грех есть духовная проказа, болезнь и язва, поразившая всю природу человека и душу и тело его. Грех повредил все три основные способности или силы души: ум, чувство (сердце) и волю».
Архимандрит
Лазарь (Абашидзе) [21]. «Грех – это нарушение христианского нравственного закона, это непослушание верующего слову Божию».
Протоиерей
Серафим Слободской
[28, с. 32]. «Грех, или зло есть нарушение закона Божия; беззаконие, или иначе сказать, грех есть нарушение воли Божией».
Священник
Григорий Дьяченко
[8, с. 10, 11]
«Грех есть:
А. Нарушение пресвятой воли Творца.
Б. Уклонение на сторону врага Божия – дьявола.
В. Ослепление ума, развращение воли, искажение совести».
Проф. Лосский В.Н.
[22]. «Зло имеет своим началом грех … корень греха – это гордость, которая есть бунт против Бога … корень греха – это жажда самообожения, ненависть к благодати».
Отличие в указанныхсужденияхзаключаетсяне в различииподходов авторовк определениюсущностнойхарактеристикипонятия «грех», а только в формеи объеме подачиинформации.
Таким образом, все они, определения, могут бытьсведены к одному: грех – это нарушениечеловеком волиБожией.
Святитель ИоаннТобольскийуказывает:«если мы изпонятия грехаотбросим егопричину (лживость, своеволие), тоне будет ниодного из горькихили злых егопоследствий, которое бы непроисходилопо воле Божией, или было бы Емунеугодно» [18, с. 13].
Следовательно, все то зло, котороеимеет местобыть на земле, происходитпо воли Божией, обращающейего, зло, в делаполезные длянашего спасения.Так, блаженныйАвгустин пишет:«Бог призналлучшим злоеобращать вдоброе, нежеливовсе не попускатьзла» [18, с. 28]
И так, исходя из сказанного:
Грех – есть нарушение человеком воли Божией, проявление человеком злой своей воли.
Зло – есть суть следствие греховной воли человека, которое Господь по благости своей чудным образом использует для пользы духовного лечения (излечения) людей.
последствия первородного греха
Сам посебе грех неявляется «творением»человеческим.Грех сотворилдьявол, он былсобственнымего созданием– дьявол самзадумал соделатьсяравным Богу(Ис. 14, 14).
Святитель Игнатий (Брянчанинов)говорит о том, что грех человекабыл «нечаяннопостигшим егоувлечением… был приготовленне замыслом, но неправильными недостаточнымделанием ихранением рая»[14].
Сообщаясвой грехобольщенномучеловеку дьяволтем самым поработилего – человексоделалсясообщникомдьявола и пленникомего.
Но главнымпоследствиемгрехопаденияпервых людей, как отмечаетепископ Варнава(Беляев), явилосьто, что «грехдуши повлекза собой разрушениеи в физическойприроде» [4, с.116].
Конкретизируяэту мысль проф.В.Н. Лосский[22], указываетна то, что зловоспринятоеАдамом, смоглоосквернитьвсю человеческуюприроду. В своемфундаментальномтруде «ДогматическоеБогословие»он показываеткак именноизмениласьчеловеческаяприрода: «внезапноопрокинутыйум человекавместо того, чтобы отображатьвечность, отображаетв себе бесформеннуюматерию: первозданнаяиерархия вчеловеке, ранееоткрытом дляблагодати иизливавшемее в мир, — перевернута.Дух должен былжить Богом, душа – духом, тело – душой.Но дух начинаетпаразитироватьна душе, питаясьценностямине Божественными, подобными тойавтономнойдоброте и красоте, которые змийоткрыл женщине, когда привлекее вниманиек древу. Душа, в свою очередь, становитсяпаразитом тела– поднимаютсястрасти. И, наконец, тело становитсяпаразитомземной вселенной, убивает, чтобыпитаться, и такобретает смерть»[22].
И так, исходя из сказанного:
Вошедшее в материальный мир через грехопадение человека зло изменило не суть творения Божия, но его состояние.
Дьявол через первородный грех пленил природу человеческую злом.
Прекрасныйобразный примерэтому приводитсвятой МакарийВеликий: «Какво время мрачнойи темной ночи, когда дышитбурный ветр, колеблются, мятутся и приходятв великое движениевсе растения: так и человек, подвергшисьтемной властиночи – дьявола, и в этой ночии мраке проводяжизнь свою, колеблется, мятется и волнуетсялютым ветромгреха, которыйвсе его естество, душу, разум ипомышленияпронзает, причеми все телесныечлены его такжедвижутся, и нетни одного нидушевного, нителесногочлена, свободногоот греха, обитающеговнутри нас»[14].
ЕВАНГЕЛЬСКОЕ УЧЕНИЕ О ГРЕХЕ
ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ ЕВАНГЕЛЬСКОЕ УЧЕНИЕ О ГРЕХЕ
В т.н. чистомвиде (в систематизированномизложении) нив один из Евангелийне описываети не дает четкогопонятия обучении Господанашего ИисусаХриста о грехе.Причины этому, видимо, кроютсяв следующем:
Во-первых, ГосподьИисус Христоспришел в мирне осуждатьнас грешных, но спасти нас– «Я, свет, пришелв мир, чтобывсякий верующийв меня не оставалсяво тьме» (Иоан.12, 46). Естественнымобразом Евангелистыв большей мереописываютземную жизньГоспода с позициитого, как нам, грешным, спастисьи в гораздоменьшей мереуделяют вниманиегрехам, т.к. описаниесамого путиспасения ужеподразумеваетто, что нежеланиеидти этим путеми есть противлениеволи Божией, а, следовательно, есть грех.
Во-вторых, ГосподьИисус Христоспрямо указываетнам для когомы должны открытьсвои души, ичерез когопридет к нам, грешным, пониманиесвоих грехов– Духа Утешителя:«И Он, придя, обличит миро грехе и о правдеи о суде: о грехе, что не веруютв Меня; о правде, что Я иду к ОтцуМоему, и уже неувидите Меня; о суде же, чтокнязь мира сегоосужден» (Иоан.16, 8 – 11)
Говоря о познанииволи Божиейи сообразованиис ней человеческойволи, святительИоанн Тобольскийуказывает нато, что фактическивсе Евангелияпосвященынаучению настому, чтобы мы, падшие люди, не грешили, ажили в ладу сБогом – по Егозаконам. Так, он пишет: «Началовсего учения, преподанногонам БожественноювысочайшеюПремудростью, Господом нашимИисусом Христом, состоит в том, чтобы мы верующиев Него, во всехделах и словахсвоих сообразовалисьс волею Божественною.Спаситель нашучил нас этомуво всю Своюземную жизньсловами и делами, прямыми речамии подобиями(притчами), наконец, в Самом Себеоставил намобраз жизнихристианской, да по силе своейпоследуем Ему»[18 с. 12].
Из этих словсвятителя можнозаключить, чтов рамках простогосочиненияпроведениедостаточнополного описанияЕвангельскогоучения о грехепредставляетсявесьма проблематичным.
Исходя из этого, в рамках данногосочинения, предлагаетсяк рассмотрениюследующие блокивопросов:
Общая систематизация упоминаний понятия «грех» по всему Четвероевангелию.
Искушения Господа нашего Иисуса Христа в пустыне как предупреждение нам, грешным, о подстерегающих нас греховных искушениях, по сути – типологии греха.
Обличение книжников, фарисеев как глубочайших по своей сути грешников, противившихся воле Божией.
УПОМИНАНИЕ ГРЕХА, И ЛИЦЕМЕРИЯ В ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИИ
Увсех трех Синоптиков(Мф. 19; Мк. 10; Лк. 18) естьописание ответаГоспода богатомуюноше, в которомИисус Христосуказывает нато, что нарушениеветхозаветныхзаповедей непозволяетчеловеку войтив жизнь вечную.Перечисленныеевангелистамизаповеди приведеныв табл. 2
Табл.2Мф. 19, 18, 19 Мк. 10, 19 Лк. 18, 20
не убивай;
не прелюбодействуй;
не кради;
не лжесвидетельствуй;
почитай отца и мать;
люби ближнего своего, как самого себя.
не прелюбодействуй;
не убивай;
не кради;
не лжесвидетельствуй;
не обижай;
почитай отца твоего и мать.
не прелюбодействуй;
не убивай;
не кради;
не лжесвидетельствуй;
почитай отца твоего и мать твою.
Нетрудно заметить, что все онинепосредственноотносятся ксоблюдениюобязанностейпо отношениюк своим ближним.АкцентированиеГосподом вниманияна этих заповедях, по мнениютолкователей: блаженногоФеофилакта[30–33] и Б.И. Гладкова[7 с. 492, 493] говорито том, что именноформальноесоблюдениеэтих заповедеймногими иудеямине позволялоим действительноискренне возлюбитьБога, выполнятьволю Его (юношатак и не исполнилпредложенияГоспода – неотказался отлюбостяжания)и как результат– препятствовалоих вхождениюв ЦарствиеБожие.
Следовательно, можно утверждать, что основнойгрех ветхогочеловека этоне просто невыполнениеим 10 заповедей, данных Господомчерез Моисея(Исх. 20, 1 – 17), но иформальныйподход к ихсоблюдению.
Непосредственноеперечислениегрехов Господомупоминаетсятолько у двухевангелистов: у Марка (Мк. 7, 21,22) и Матфея (Мф.15, 19). И это понятно– как мы ужеговорили выше, при объективномотсутствиичеткого ученияо грехе в Четвероевангелие, прямое перечислениегрехов, порождаемыхзлой человеческойволей, именноу этих евангелистовобъясняетсяследующим:
систематизацией в изложении учения о спасении евангелистом Матфеем;
кратким, но емким изложением всей евангельской истории евангелистом Марком.
Самиперечни греховприведены втабл. 3.
Табл. 3Мф. 15, 19 Мк. 7, 21, 22
злые помыслы;
убийства;
прелюбодеяния;
любодеяния;
кражи;
лжесвидетельства;
хуления.
злые помыслы;
прелюбодеяния;
любодеяния;
убийства;
кражи;
лихоимство;
злоба;
коварство;
непотребство;
завистливое око;
богохульство;
гордость;
безумство.
Естественно, что приведенныйГосподом нашимИисусом Христомперечень греховдалеко не полный, да и евангелисты, по мнениютолкователей[1, 3, 7, 10, 15, 16, 18, 20, 30] видимо, не ставилиперед собойцелью датьподробноеперечислениевсех грехов, упоминаемыхГосподом вовремя Его земнойжизни – главноебыло показатьих направленность, взаимосвязьс нашей греховнойприродой.
Наневозможностьсчесть все нашискверные привычки, страсти, порокиуказываетсвятительИгнатий (Брянчанинов)[13], он акцентируетнаше вниманиена том, что Господьупоминает грехитолько в связис важностьюнашего покаянияв них: «какпервоначальнаявера заключаетсяв том, чтобыувероватьсловам Божиим, так и первоначальноепокаяние заключаетсяв сознаниисвоих согрешенийи своей греховности, в сожалениио них, в принесенииэтих сознанияи соболезнованияпосредствомискреннейисповеди иусердной молитвыпред лице Божие, с решимостьюи обещаниемоставить греховнуюжизнь, и принятьв правило поведенияевангельскиезаповеди» [13, т. 4, с. 13].
Места, где в Четвероевангелииупоминаютсяслова «грех»,«грешный» ит.п. приведеныв табл. 4.
Табл. 4Мф. Мк. Лк. Ин.
6: 14,15 («прощайте, и будете прощены»);
9: 2, 5, 6, 10, 11, 13 («исцеление расслабленного»; «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию»);
11: 19 («Иисус об Иоанне Крестителе»);
12: 31 (о хуле на Духа Святаго»);
18: 15, 21, 35 («о согрешающем брате», «сколько раз прощать брату моему?», «притча о немилосердном должнике»);
26: 28 (Тело и Кровь Христовы»);
27: 4 (самоубийство Иуды»).
1: 4,5 («проповедь Иоанна Крестителя»);
2: 5, 7, 9, 10, 15, 16, 17 («исцеление расслабленного», «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию»);
3: 28 («о хуле на Духа Святого»);
4: 12 («почему Иисус говорит притчами»);
8: 38 («все отвергнуть ради Иисуса»);
11: 25, 26 («прощайте, и будете прощены»);
14: 41 («молитва в Гефсимании»).
1: 77 («песнь Захарии»);
3: 3 («проповедь Иоанна Крестителя»);
5: 8, 20, 21, 23, 24, 30, 32 («первые ученики», «исцеление расслабленного», «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию»);
6: 32, 33, 34 («любите врагов ваших»);
7: 34, 37, 39, 47, 48, 49 («Иисус об Иоанне Крестителе», «Иисус в доме Симона фарисея», «притча о двух должниках»;
11: 4 («Отче наш»);
13: 2 («покайтесь!»);
15: 1, 2, 7, 10, 18, 21 («притча о пропавшей овце», «притча о потерянной драхме», «притча о блудном сыне»);
24: 7, 47 («Христос воскрес!», «Иисус является Апостолам»).
1: 29 («вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира»);
8: 7, 11, 21, 24, 34 («Иисус и женщина, улученная в прелюбодеянии», «Я – свет миру»);
9: 1, 3, 16, 24, 25, 31, 34, 40, 41 («Иисус исцеляет человека, слепого от рождения»);
15: 22, 24 («если Меня гнали, будут гнать и вас»);
16: 8, 9 («о приходе Утешителя, Духа истины»);
19: 11 (« приговор Пилата»);
20: 23 (Воскресший Иисус является ученикам»).
--PAGE_BREAK--
Местав Четвероевангелии, где упоминаетсяслово «лицемерие»приведены втабл. 5. Основаниемдля выделенияупоминанийслова «лицемерие»в отдельнуютаблицу явилсятот факт, чтофарисейскоелицемерие посвоей сути былобогохульствомна Бога. Так, по меткомувыражениюсвятителяИгнатия (Брянчанинова):«грех богохульства, составляющийсущность всякойереси, естьсамый тяжкийгрех, как грехпринадлежащийсобственнодухам отверженным, и составляющийих отличительнейшеесвойство» [13, т. 4, с. 82].
Табл. 5Мф. Мк. Лк.
6: 2, 5, 16 («не твори милостыни напоказ»);
7: 5 («не осуждайте других);
15: 7, 8 («Иисус и пророчества старцев»);
16: 3 («не будет неверующим знамения, кроме знамения Ионы пророка»);
23: 13, 14, 15, 23, 25, 27, 28, 29 («горе вам, книжники и фарисеи»).
7: 6 (Иисус и предания старцев»);
12: 15 («отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу»).
6: 42 («не будьте лицемерами»);
11: 44 («горе вам, фарисеи и законники»);
12: 1, (берегитесь закваски фарисейской»).
Итак, исходя изприведенныхв таблицахданных можнозаключить, чтослово «грех»и однокоренныес ним словадостаточноравномернораспределеныпо всему Четвероевангелию.Сделать выводо предпочтительностииспользованияевангелистамиданного словав определенныепериоды земнойжизни ИисусаХриста непредставляетсявозможным.
ИСКУШЕНИЯ ГОСПОДА В ПУСТЫНЕ
Наиболееподробно искушенияГоспода нашегоИисуса Христав пустыне описаныу евангелистовМатфея (Мф. 4) иЛуки (Лк. 4).
ЕвангелистМарк простоуказывает, что«и был Он тамв пустыне сорокдней, искушаемыйсатаной, и былсо зверями»(Мк. 1, 13), а евангелистИоанн вообщеумалчиваетоб этом событии.
Разницав описанииискушенийГоспода уевангелистовМатфея и Лукизаключаетсяв последовательностиизложения 2-гои 3-го искушений.Причем, по мнениюепископа Кассиана(Безобразова)[20] порядок изложенияу евангелистаЛуки болеепредпочтителен, чем у евангелистаМатфея по двумоснованиям:
Во-первых, евангелистЛука придерживалсяболее точнойхронологическойпоследовательностив изложенииевангельскойистории.
Во-вторых, изложениеискушений уевангелистаЛуки болеепоследовательнос позиции развитиягреха: от болеегрубых искушенийк более тонкими духовным.
Говоряоб искушенияхГоспода в пустынеБ.И. Гладков[7] указываетна то, что ИисусХристос былне только Бог, но и Человек.Именно какчеловек, одаренныйсвободною волеюОн мог подвергатьсяискушениям.
ЕпископКассиан (Безобразов)так характеризуетэти искушения:
«Искушение хлебом – служение материальным ценностям.
Искушение властью – искание мирского могущества.
Искушение чудом – торжество мессианской идеи на путях не любви, а духовного насилия». [20, с. 27].
Рядтолкователейна СвященноеЕвангелие прямоуказывают нато, что первоеискушениеГоспода в пустынедьяволом былоаналогичноискушениюАдама. Так, блаженныйФеофилактуказывает нато, что «врагнападает наНего сначалапресыщением, как и на Адама(Быт. 3)» [31]. ЕвфимийЗигабен, говоряоб этом, акцентируетнаше вниманиена том, какдействовалискуситель:«приступивближе, он выдвигаетпервое искушение, объедение, посредствомкоторого онпленил и первогоАдама» [10, с. 39].
Принимаяво вниманиетезис епископаКассиана(Безобразова)о том, что «визложении Лукиискушения отболее грубыхи чувственныхвосходят кболее тонкими духовным, чтопредставляетсяестественнымпсихологически»[20, с. 39], можно выдвинутьследующуюгипотезу:
Господь наш Иисус Христос по любви Своей к роду человеческому попуская для себя искушения в пустыне показывал нам грешным какие направления в искушениях (ухищрения в них) может избирать дьявол для искушения нас грешных и каким именно образом нам надо вести себя, чтобы не поддаться на его лукавства.
БлаженныйФеофилакт такописываеттипологиюискушенийГоспода дьяволомв пустыне иборьбу Его сними: «Врагнападает наНего сначалапресыщением, как и на Адама(Быт. 3), потом — любостяжанием, показав Емувсе царства.Как показал? Некоторыеговорят, чтопредставилЕму их в мысли.Но я думаю, чтоне в мысли, ачувственнопоказал Емуих, подставивпред очи в призраке, а не в воображенииГоспода. Далее, нападает наНего тщеславием, ибо говорит:«если Ты СынБожий, бросьсявниз». Пустословилэто, ласкаяЕго, чтобы Он, обманувшисьлестью и желаяпоказать СебяСыном Божиим, бросился внизи таким образомоткрылся предним, кто Он, носмотри, какГосподь поражаетего Писанием.«Не искушай,- говорит, — ГосподаБога твоего», ибо никто недолжен подвергатьсебя очевиднойопасности всамообольщении, что Бог емупоможет. Заметьи то, что знатьПисания весьмаполезно; ибои Господь поразилсатану Писаниями.«Не хлебомодним будетжить человек», это Моисеевоизречение оманне (Втор. 8,3); ибо хотя маннабыла не хлеб, однако ж, питаланарод. Равнымобразом Моисеевыизречения исии: «ГосподуБогу твоемупоклоняйся»и «не искушай»(Втор. 6, 13. 16)» [31].
И так, дьявол весьмавероятно можетввергать насв грех искушениямитипа:
пресыщения;
любостяжания;
тщеславия.
Нашаборьба с этимиискушениямидолжна основываетсяна четком осознаниинами того, что:
«не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа» (Втор. 8, 3);
«Господа Бога твоего бойся [и] Ему [одному] служи» (Втор. 10, 20);
«не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали его в Массе» (Втор. 6, 16).
«ГОРЕ ВАМ, КНИЖНИКИ И ФАРИСЕИ!» (МФ. 23)
СвятительИгнатий (Брянчанинов)указывает:«Падшие духи, содержа началовсех грехов, стараютсявовлечь во всегрехи человекас целью и жаждоюпогубленияих. Они вовлекаютнас в разнообразноеугождениеплоти, в корыстолюбие, в славолюбие, живописуя преднами предметыэтих страстейобольстительнейшеюживописью. Вособенностиони стараютсявовлечь в гордость, от которойпрозябают, какот семян растения, вражда к Богуи богохульство… Падшие духистараютсяприкрыть всегрехи благовидноюличиною … Точнотакже они поступаюти с богохульством: стараютсяприкрыть еговеликолепнымнаименованием, пышным красноречием, возвышенноюфилософиею»[13, т. 4, с. 81, 82].
Именнотаким образом, согласно СвятомуЕвангелию, поступаликнижники ифарисеи –выхолащивалииз СвященногоПисания егосуть и оставлялитолько однуформу, училилюдей соблюдатьисключительновнешние атрибутыЗакона Божьего.
Именноони не принялислов БожественногоОткровенияГоспода нашегоИисуса Христа, а потом и распялиЕго. Естественнымпутем для «учителейнарода Израилева»и всех последовавшихза ними, становилосьфактическоеслужение антихристу, вбирание в себяи умножениепоследствийгреха гордостии богохульства.Ибо сказаноо них СыномЧеловеческим:«Ваш отец –дьявол, и выхотите исполнятьпохоти отцавашего. Он былчеловекоубийцаот начала и неустоял в истине, ибо нет в немистины. Когдаговорит онложь, говоритсвое, ибо он –лжец и отецлжи» (Иоан. 8, 44).
ЕвангелистыЛука (Лк. 20), Марк(Мк. 12) и Матфей(Мф.23) повествуютобобличительнойречи Спасителяо лицемериикнижников ифарисеев, нонаиболее полноона представленав Евангелиеот Матфея (Мф.23):
даётся характеристика Господа ветхозаветного лжепастырства (Мф. 23, 1 – 12) с предупреждение Его нас грешных как не стоит поступать: «по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!» (Мф. 23, 3 – 7)
перечисляются вопиющие к Господу грехи и пороки этих религиозных вождей народа и восемь раз возвещается «горе» безумным и «слепым» лжепастырям (Мф. 23, 13 – 36).
Дляболее полногопонимания словГоспода и колоритатого временицелесообразнопривести некоторыепояснения потерминологии, сделанныедоцентом Московскойдуховной семинарииТалызиным В.И.:«Хранилища»- это ящички слистами изпергамента, на которыхписались словаЗакона Моисеева.Они прикреплялиськ головнойповязке на лбу, и на левой рукепротив сердца, вследствиебуквальногопониманияповеления –«иметь предглазами и наруке словаЗакона» (Исх.13, 9). «Воскрилияриз» — это четырекисточки, пришивающиесяк краям верхнейодежды, и идущиеот этих кисточекпо краям одеждынити яхонтовогоцвета, чтобыевреи, смотряна них, помнилизаповеди Божии(Числ. 15, 38 — 40; Вт. 22, 12)»[29].
Обличаялицемерноеблагочестиеи тщеславиекнижников ифарисеев ГосподьБог наш ИисусХристос возвещаетим «горе» заследующие грехии пороки:
за лицемерную ученость, закрывавшую врата Царства Небесного для народа и самих учителей;
за ханжество, прикрывающее алчность, доходящую до обирания даже вдов;
за количественное, а не качественное умножение чад Божиих;
за поступки, свидетельствующие о том, что внешность поставлена на место духа, мелочи на место важного и мужественного, за безразличие к религии между главным и второстепенным;
за притворное и наружное покаяние.
ВТолкованияхблаженногоФеофилакта[33], Евфимия Зигабена[10, с. 283 – 286], ГладковаБ.И. [7, с. 552 – 554] на 23главу Евангелияот Матфея можновыделить рядгрехов
фарисееви книжников, за которыеСпасительпредрекаетим «горе», см.табл. 6:
Табл.6
№ стихов
Блаженный
Феофилакт
Евфимий
Зигабен
Гладков
Б.И.
13
препятствие другим преуспевать в добре
отнятие у народа ключа разумения
лицемерное обхождение требований закона
14
обман под видом добра
угнетение под предлогом защиты
лицемерное благочестие и напускная праведность
15
заражение обращенного порочностью фарисейской, приводящей к его погибели
негодное наставничество (развращение обращенного)
ведение обращенного ложным путем приводящим к осуждению на вечные мучения
16 – 22
разрешение нарушения клятвы
душевная слепота
делание учеников клятвопреступниками
23, 24
замечание малых погрешностей и одновременное упускание из виду всякого преступления
небрежение великих заповедей и точное исполнение малейших предписаний закона
неисполнение важнейших требований закона, но исполнение в мелочах более того, что требует закон
25 – 28
поддержание внешнего благолепия при душе полной скверны
внешнее очищение при полноте души грехами
нарушение внутренней чистоты за счет внешней, стремлением по наружности казаться праведным
29 – 31
делание с лицемерием
подражание обличаемым в убийстве
фактическое одобрение преступлений (убийства)
32 – 35
убийство
склонность к убийству
убийство
Говоряоб отношенииСпасителя кобличаемымИм книжниками фарисеям, Б.И. Гладковуказывает: «нес гневом Онобличал этихлукавых и лицемерныхруководителейеврейскогонарода, а свеличайшейскорбью, которуюмы, быть может, не в силах дажеи понять, — с тоюскорбью, котораяпри торжественномвъезде Его вИерусалим иликовании всегонарода, выразиласьв рыдании надсудьбою священногогорода и избранногоБогом народа,- с тою скорбью, которая вынудилау Него черездва дня молениев Гефсиманскомсаду об отсрочкеисполненияволи Божией»[7, с. 555].
Естественно, что в такойситуации Господьи не ставилперед собойцелью статистическоеперечислениечеловеческихгрехов, т.к. укаждого временисвои грехи(своя мера БлагодатиБожией). Так, например, священномученикПетр Дамаскинвыделяет длясвоего времени298 свойственныхчеловеку страстей, а в наш век их, видимо, ещебольше.
Главное– Господь показалнам путь спасения.О начале этогопути святительИгнатий (Брянчанинов)говорит так:«кто совершитвеликое дело- установитвражду с грехом, насильно отторгнувот него ум, сердцеи тело, томударует Богвеликий дар: зрение грехасвоего» [13, т. 1, с. 122].
Понимание сутигрехов людямприходит отДуха Утешителя(Иоан. 16, 8) и, какправило, черезугодниковБожиих.
Сравнительныйанализ характераописания греховв святоотеческойлитературе [5,6, 8, 12, 14 – 17, 21] позволяетусловно разделитьописание явления«грех» на дваподхода: первый: от общего кчастному – оттипологии грехак греховнымдействиям, второй: от частногок общему – кгруппированиюгреховныхдействий вопределенныегруппы (поопределеннымпризнакам).
К первому можетбыть отнесеноучение преподобногоИоанна Листвичникао греховныхстрастях иборьбе с ними(см. Приложение1), ко второму– учение святительИгнатий (Брянчанинов)о страстях исмертных грехах(см. Приложение2, 3), а также повествованиеблаженнойФеодоры о воздушныхмытарствах(см. Приложение4).
ВЫВОДЫ
Грех – есть нарушение человеком воли Божией, проявление человеком злой своей воли.
Зло – есть суть следствие греховной воли человека, которое Господь по благости своей чудным образом использует для пользы духовного лечения (излечения) людей.
Вошедшее в материальный мир через грехопадение человека зло изменило не суть творение Божия, но его состояние. Дьявол через первородный грех пленил природу человеческую злом.
Ни один из Евангелистов не дает четкого выделенного учения Господа нашего Иисуса Христа о грехе – главное для них: не акцентирование внимания на перечислении грехов и их природы, но донесение до людей учения Господа о пути спасения рода человеческого.
Основной (кроме первородного) грех ветхого человека заключается не просто в не выполнении им 10 заповедей, данных иудеям Господом через Моисея (Исх. 20, 1 – 17), но и формальном подходе к их соблюдению, проявляющемуся в:
лицемерной учености;
ханжестве, прикрывающем алчность;
количественном, а не качественном умножение чад Божиих;
поступках, свидетельствующих о том, что внешность поставлена на место духа, мелочи на место важного и мужественного;
притворном и наружном покаянии.
Господь наш Иисус Христос по любви Своей к роду человеческому попуская для себя искушения в пустыне показывал нам грешным какие направления в искушениях (ухищрения в них) может избирать дьявол для искушения нас грешных и каким именно образом нам надо вести себя, чтобы не поддаться на его лукавства.
Дьяволвесьма вероятноможет ввергатьнас в грехискушениямитипа:
пресыщения;
любостяжания;
тщеславия.
Нашаборьба с этимиискушениямидолжна основываетсяна четком осознаниинами того, что:
«не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа» (Втор. 8, 3);
«Господа Бога твоего бойся [и] Ему [одному] служи» (Втор. 10, 20);
«не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали его в Массе» (Втор. 6, 16).