Реферат по предмету "Религия"


Особенности религиозной жизни османов

Реферат поистории Турции

Особенностирелигиознойжизни османов

ИЕРАРХИЯСВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ

В османскоммире следуетделать различиемежду людьми, выполняющимирелигиозно-юридическиефункции, которыхможно называть«чиновниками»в современномсмысле этогослова, и играющимиполитическуюи административнуюроль, и теми, кто принадлежитк категориирелигиозныхслужителей, так сказать,«официальных».Мусульманскаярелигия в своемчисто религиозномаспекте, а недуховно-юридическом— не предполагаетсуществованиядуховенства, сравнимогос христианскимирелигиями. Несуществуетни церковныхсоборов, нисинодов, уполномоченныхвыносить решенияи изобличатьнеправых, нипап, ни прелатов, ни инквизиторов, должных провозглашать, подвергатьиспытаниями утверждатьистинную веру.Как представителидуховенстваили общественныедеятели, улемы, богословы иправоведымогут, индивидуально, формулироватьтезисы доктриныи толковатьКоран, но онине представляютсобой законнооформленногоцерковногооргана, имеющегоцелью уточнятьдоктринальныеустановки иинтерпретироватьих; всякое отклонениебыло бы ересью.Таким образом, никогда не былоцеркви дляутверждениякомплексаофициальныхверований.
Между темсуществуетиерархия, строгоопределяемаяи контролирующаясягосударством.Она состоитглавным образомиз лиц религиозно-правовойобласти, объединяемыхименем 'илми(те, кто владеют'илм, наукой).На вершиненаходитсявеликий муфтийСтамбула, называемыйтакже шейхуль-ислам, которыйникогда незаседает вДиване, затемидут двое «военныхсудей», иликадиаскер, улемы (кади, имам, шейх, муэдзини т.д.). и учителякораническихшкол (мюдеррис).Следуетотметить, чтов царствованиеСулейманаВеликолепного(1520—1566) властьшейхуль-исламасущественновозросла. Егодолжностьстановитсяприводныммеханизмомгосударства— по протоколууравненнаяс великим везиреми в некоторомроде соответствующаяположениюгреческогопатриарха, имеющего властьнад всеми другимисвященнослужителями.Конструкцияэтой в каком-тосмысле мусульманскойцеркви, жесткоструктурированнойи иерархизированной, связанной сгосударствоми им содержавшейся, представляетсобой феномен, не имеющийаналога в исламскойтрадиции.
Мусульманскаярелигия отличаетсятем, что она, содной стороны, не требуя отверующегообращения ксвященникам, ограничиваетсяпростой формулировкоймолитв и требованиемсоблюдатьритуал. Отправлениерелигиозногокульта можетпроходить гдеугодно, нопредпочтительноколлективно, в религиозныхсооружениях, где мусульманеиз одного кварталаили населенногопункта собираются, чтобы совместновознести молитву, в частностив пятницу. Всвязи с этимсуществуетдолжностнойперсонал, неспециальный, но выполняющийрелигиознуюфункцию:
имам: он призванвыполнятьобычные культовыефункции; онведет, например, пять ежедневныхмолитв, комментируетсуры Корана.Кроме того, онвозглавляетмусульманскуюобщину кварталаи находитсярядом с правовернымипри проведенииобрядов обрезания, бракосочетания, погребения;
шейх иливаизг. простойпроповедникмечети. Он непользуетсяникаким отличием, кроме своихличных заслуги познаний;
хатиб: проповедник, которому порученочтение пятничнойторжественнойпроповеди, илихутба, откуда, иногда, прозвище«пятничныйимам»;
хафих чтецКорана;
муэдзин: глашатай, пятьраз в деньпризывающийс минаретаправоверныхк молитве, громковыкрикиваянараспев: «Аллахвелик, нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед егоПророк. Молитесьи поклонитесьАллаху».
Все эти лица— миряне, вповседневнойжизни они занимаютсякаким-то деломи могут вступатьв брак. И все-такиисключениеесть: это служителикульта в крупныхмечетях, ониполностьюотдаются религиознымобязанностям.За это они получаютвознаграждениечерез вакф.Таким образом, чисто религиозныеслужителимечетей (джами)и молитвенныхмест (месджид)составляютсамое незначительноеменьшинство.

СУФИЗМ

Наряду софициальнымисламом суннитскоготолка, как егопредставляетосманскаявласть, существует«другой ислам», устанавливающийиные отношениямежду человекоми божеством, более конкретныеи основанныена чувствах, ислам, не такойявный, всегдапокрытый некоейтайной. Употребляетсятакой термин: суфизм; этосиноним личногопоиска, внутреннегосовершенствованияи отрешенности, любви Бога, мистицизма.
Будучи вначалеиндивидуальныммистическимопытом, суфизмстал массовымдвижением. Егоприверженцы-богомольцы, объединенныеобщим названием«дервиши»(«бедняки», отперсидскогодарвеш), не имеют, однако, ничегообщего с христианскимимонахами Европы.Не были они инищими, живущимиобщественнымподаянием. Еслинекоторые изних довольнодолго жилиизолированно, одеваясь вгрубую одеждуиз верблюжьейшерсти (суф, откуда пошлоих названиесуфи), в духесамоотречения, ища спасенияв аскетизмеили в мистическомуходе в себя, то другие сумелиобъединитьсяв «братства»(тарикат). Первейшейзадачей этихбратств былосохранить, передать ираспространитьмистическоеучение духовногоучителя (шейха), способ сближенияс Богом, с помощьюсовокупностиритуалов, обычаев, упражненийи эзотерическихзнаний.
Обычно различаютдве категорииприверженцеввнутри одногобратства: одни, составляющиевысшую категорию, это те, кто полностьюотдается делу.Эти полноправныечлены (называемыепо-разному —дервиш, факир, ахи и т.д.) посвящаютсебя служениюпорядку, безисключениясоблюдая всеего предписанныеправила (в томчисле, в некоторыхслучаях, обетбезбрачия) ивыполняя ряддуховных упражнений; они могут вестибродячий образжизни или уединятьсяв своего рода«монастыри»(тек-ке, рибат, каиегах, завийе, дергах). Ониживут за пределамиобщества. Другаякатегориясостоит из«внешних»членов, живущихв миру и ведущихнормальнуюобщественнуюи профессиональнуюжизнь. Им надлежитчитать молитвыи присутствоватьпри исполнениинекоторыхрелигиозныхобрядов (бдения, посты, уединения, странствования, божественныепеснопения, декламация), из которыхсамыми распространеннымибыли «поминовения»(зикр). Эти упражнениясостоят в том, чтобы «напоминатьо Господе»многократнымповторением; они происходятв форме сеансоврелигиознойэкзальтациив нарастающемритме, сопровождаясьпроявлениямигипноза, идущимиот танцев, пения, выкриков, чтоприводит участниковв состояние, граничащеес экстазом. Длядостижениятакого состоянияв практикувходит употреблениекофе, гашишаили опиума; чтобы доказатьдостижениеэкстаза, некоторые, не колеблясь, причиняют себеожоги и омертвениеткани — такбыло в случаес последователямирафиди-тов икадеритов.
Если основнаяцель братствсостояла впередаче духовногопослания, тосо временемони приобреливлияние в светскойжизни. Они иногдавмешиваютсяв политическуюжизнь страны, поддерживаютсуществующуювласть или, напротив, борютсяс ней. Будучиисключительномогущественнымии прекрасноорганизованными, они представленыкак в государственнойверхушке, таки во всем обществеснизу доверху; поэтому некоторыебратства, как, например, Бекташи, были с 1826 г. упразднены.
Наконец, отметим, чтосуфизм способствовалразвитию искусств.Некоторые изнаиболее знаменитыхпредставителейосманскойлитературыбыли достаточноинакомыслящимисуфиями; другиедобились выдающихсядостиженийв каллиграфиии музыке.
В Османскойимперии насчитывалосьоколо дюжиныбратств (Кадери, Рифаи, Накшбенди, Мевле-ви, Байрами, Хуруфи и т.д.).Три из них особеннодоминируютв религиознойистории турок: Халве-ти, притязающиена святое имяЗахир ад-динУмар ал-Хальвати(Родомир Гилянаскончался в1397— 1398); Мевлеви, более известныена Западе подименем «крутящиесядервиши», из-заритуальноготанца сама, который ониисполняют вовремя своихрелигиозныхсеансов с цельюдостижениясостоянияэкстаза; онипретендуютна продолжениеучения мев-ланаДжелал ад-динРуми, дервиша, проживавшегов Конии в XIII в.(братство основанов 1240 г.); Бекташиопирались научение ХаджиБекташ ВалиНи-шапури Хорасани, дервиша родомиз Хорасана(1208—1270), которыйпоселился вАнатолии в XIIIв.

«КНИЖНИКИ»

Придерживаясьтрадиционныхвзглядов классическихмусульманскихимперий, османыне проявилиникаких ассимиляторскихнамерений поотношению кдругим народами, в частности, никакого духапрозелитизма.Если и встречалисьслучаи насильственногообращения висламскую веру, то они былиединичнымии связаннымис форс-мажорнымиобстоятельствами, чаще всего свойной. В любомслучае, насильственноеобращение неявлялось нормойи, как правило, не практиковалось.Напротив, вОсманскойимперии различныеиудейские ихристианскиеобщины имелистатус налогоплательщикаподатногосословия илизимми, предусмотренныйисламскимзаконом для«книжников»(эхльуль-китаб), перешедшихпод мусульманскоегосподство.
Разумеется, немусульмане, приверженцырелигий, основанныхна «Книге»(Библия; отсюдаи «книжники»), притесняютсяразличнымидискриминационнымимерами, подчеркивающимиих более низкоеположение поотношению к«правоверным», но, тем не менее, они могут по-прежнемуиметь культовыеместа и предметыи исповедоватьсвою религию.Они имеют правона защиту султаномот различныхпротивозаконныхдействий нарелигиознойили иной почве— в первую очередьсо стороныпредставителейвласти. Многочисленныеуказы повторяют: правосудиесултана распространяетсяна них так же, как и на подданных-мусульман.Зимми пользуютсянекоторойправовой иадминистративнойавтономиейво всем, чтокасается религиознойобласти.
Отметим, чтотакая позицияосманскихвластей резкоотличаетсяот нетерпимостикатолическойцеркви тоговремени в отношениииудейскогои православногонаселения; именно эторазличие лежитв основе знаменитоголозунга православныхортодоксов«Лучше исламскийполумесяц, чемкатолическаямитра». Лучшейиллюстрациейосманской«толерантности»— толерантности, конечно, относительной— служит темне менее массовоепереселениев империю евреев, изгнанных сИберийскогополуостроваи с юга Италиив конце XV в., атакже последующаяиммиграциямарранов идругих гонимыхнародов.
«Книжники»объединенысобственнымиверованиямии обрядами, чтоотличает ихот мусульман.

ПРЕДСТАВИТЕЛИНЕМУСУЛЬМАНСКИХСООБЩЕСТВ

Греческаяправославнаяцерковь, еевозглавляетпатриарх, первымиз которых былГеоргес СхолариосГен-надиос(1454—1473). Патриархат, существующийи в наши дни, находится сначала XVII в. вСтамбуле, вквартале Фанар(Фенер).
Группа иудейскихобщин находитсяпод властьювеликого раввина, хахамбаши.Первыми этотпост занималиМойша Капсали(1453—1497) и ЭлиаМизрахи(1498— 1526). Но после1526 г. этот постоставалсянезанятым до1835 г.; каждая община(караиты, романиоты, сефар-ды, ашкеназии т.д.) имеет своегораввина.
Армянскуюцерковь возглавляетпатриарх, который, вероятно, обосновалсяв Стамбуле лишьв 1641 г. Патриархат, существующийи в наши дни, находится вСтамбуле вквартале Кумкапы(берег Мраморногоморя).
У них естьсвое духовенствои свои специфическиесуды; они разговариваютна своем языкеи пользуютсясвоим алфавитом.В городах ониживут компактно, образуя свои«кварталы», или ма-халле, у них свои культовыесооружения(церковь, синагога, храм) и закрепленныеза ними кладбища.Такое положениене создаетчувства, будтоони поглощенымассой турок; находясь вподчинениисвоих религиозныхлидеров, подотчетныхосманскимвластям, онимогут собираться, совместномолиться иисполнятьобряды, поэтомувновь прибывающиеединоверцылегко вписываютсяв их сообщество.Со своей стороны, и османскиевласти, судяпо всему, поддерживаюттакое объединениепо религиознойи этническойпринадлежности, поскольку этопозволяет болееплотно контролироватьиноверцев.Православныегреки, армянеи иудеи образуютрелигиозныеобщины, называемыемиллет. Каждаяобщина выбираетдуховного главу— греческогопатриарха, армянскогопатриарха, главного раввина, который признаетсясултаном. Ихдеятельностьсосредоточенав основном надуховной сфере.Если государствои признавалоза общинаминекоторыеюридическиеполномочия, то они ограничивалисьделами, относившимисяк духовенству, и в светскихделах — частнымиправовымивопросами истатус гражданина(бракосочетание, опека, наследственныедела) в связис его религиознойпринадлежностью.В решении некоторыхправовых вопросоввсегда можнообратитьсяк кади, судье, особенно когдаэто одновременнокасается мусульмани немусульман, или в случаеспорных дел, например разводов.Такое разделениеобщества нагруппы порелигиозномупризнаку, которое, между прочим, упрочивалоэволюцию налоговойи административнойсистем османскогогосударства, приведет ктому, что изменитсяи смысл самихмиллет. В финальнойстадии, в XIX в., община будетуже означатьнароды, а затеми «нации» империи.

ОБРАЩЕНИЕВ ИСЛАМ

Обращениев свою веруиграло, очевидно, определеннуюроль в распространенииислама, но малоизвестно, какимитемпами шелэтот процессв различныхстранах, находившихсяпод османскимвладычеством.Невозможнопредставитьточную картину, поскольку былонемало различийпо регионам.Например, наБалканах можноговорить обожесточенномсопротивлениижителей Сербии, о последовательнойассимиляциичасти населенияБоснии и Герцеговины.Следует такжеиметь в виду, что в однихрайонах Османскойимперии обращениев ислам происходилов единичныхслучаях, в другихоно было болеемассовым. Кпоследним можноотнести Боснию, Албанию, частьБолгарии (включаяпомаков, т.е.болгар-мусульман), Анатолию и, позднее, Крит, где через годпосле его завоеванияв 1670 г. примернополовина населениябыла обращенав ислам.
Обращениев ислам, кактаковое, несопровождалоськакими-тоцеремониями.Новообращенныймусульманиндолжен былтолько, послесовершенияомовения, произнестив присутствиидвух свидетелейустановленныйтекст о принятииновой веры(шаха-да) — безовсякого физическогоили моральногопринуждения— и сменитьодежду, посколькуодежда являетсяотличительнымпризнаком междумусульманамии зимми. Необходимоотметить, чторечь идет обакции необратимогохарактера, инарушение ее, отступничество, ведет к смертнойказни.
Османскаядоктрина повопросу обращениясоответствуетортодоксальномуположениюислама, согласнокоторому недолжно бытьнасилия нарелигиознойпочве (Коран, сура И, аят 256).Только практикадевширме вАнатолии и наБалканах представляетсобой значительноенарушениепредписаннойисламскимзаконом толерантности, поскольку«отобранные»христианскиемальчики обязательноподвергалисьобрезанию иобращению вислам. Вероятнойпричиной такихпротиворечившихзакону и беспрецедентныхдействий состороны государства, возможно, былнедостатокневольниковиного происхождения, которые быотвечали нуждамвоенно-политическогоаппарата и былибеззаветнопреданы султану.Между тем этамера напрямуюзатронула лишьнезначительнуючасть христианскогонаселения.
Несмотряна отсутствиеточных данных, можно все-такиутверждать, что количествообращенныхна протяжениитрех вековосманскоговладычествабыло ограниченно.Лица, которыешли на это, несмотряна недовольствосвоих единоверцеви священников, главным образомруководствовалисьсоображениямикарьеры (особеннов отношениивоинской повинности, как это былов случае с графомБонневалем, он же АхмедБонневаль-паша)и налоговымильготами(освобождениеот джизъи).
Обращениев ислам моглоозначать идругие преимущества: например, содействоватьосвобождениюраба, хотя этои не было общимправилом; христианскаяженщина, обратившисьв ислам, моглаизбежатьнежелательнойдля себя партии, на которойнастаивалиродственники; обращенномув ислам былолегче выпутатьсяиз трудногодля него судебногодела. Военнопленный, приговоренныйк принудительнымработам, могпринять исламв надежде получитьосвобождение; моряк, изобличенныйв убийстве, иликрестьянин, обвиненныйв грабеже, моглинадеяться такимобразом выйтииз тюрьмы.
Избежатькары за отступничествоэто то, что случилосьс Шаббатой Севи(1625—1676), евреем изСмирны, объявившимсебя в 1666 г. «новыммессией». Онпроводил пропаганду, которая, по егозамыслу, должнабыла привестик обращениюмусульман виудаизм. Егосекта продолжаласуществоватьи после егосмерти, в частностив Стамбуле иСалониках, где400 семей совершилипоказное обращениев ислам, присоединившиськ так называемойсекте «обращенных»(деиме).
Таким образом, немало мотивовподвигают кпринятиюмусульманскойверы, даже безрелигиозныхубеждений илизнания сутиучения. Но дажеесли обращениене было принудительным, оно могло происходитьпод давлениемкаких-то обстоятельств, которым былотрудно противостоятьи приходилосьуступать. Поэтомунет ничегоудивительногов том, что обращениев ислам по искреннемуубеждению илипо достаточноповерхностнымсоображенияммогло фактическисопровождаться, в некоторыхслучаях, двоевериеми даже эклектизмом, что, в крайнихслучаях, приводилок тайному соблюденияправил христианстваили иудаизма.

КУЛЬТОВЫЕМЕСТА

Мечеть (джами)этимологическиозначает «местодля сборищ», т.е. место, гдеправоверныемусульманесобираютсядля того, чтобыпоклонитьсяАллаху. Онапредставляетсобой культовоесооружение, часто используемоедля собранийи учебных занятий, но не болеетого. Она никогдане была институтомс присущимиему организацией, иерархией, законами июрисдикцией.На заре исламскойэры это былапросто огороженнаятерритория, позже какая-топостройка —не более чемместо, где верующиесобираютсяпомолитьсявместе. Этимолитвы сообщамогли читатьсяв частном жилище, в общественныхместах, на свежемвоздухе, дажев культовыхместах, предназначенныхдля другихрелигий. Так, например, послевзятия Константинополяв 1453 г. турки переделалибазилику СвятойСофии в имперскуюмечеть. С внешнейстороны ониустановилинад куполомполумесяц, ас четырех угловпристроилиминареты, свысоты которыхмуэдзины призываютверующих кмолитве; внутриздания ониубрали иконыи другие христианскиесимволы и закрасилистены.
Интерьермечети отличаетсяпростотой истрогостью.Символизируясвятыню Мекки, мечеть является, как и иудейскаясинагога, местомсобрания верующих, а не «храмомГосподним», как все христианскиецеркви. Исламне предусматриваетни таинств, ниспециальногодуховенства, в мечетях нетни престола, ни алтаря. Имамнеисполняетфункций священника, он лишь ведетмолитву. Вконструкциимечети естьдва выступающихэлемента —мипбар и михраб.Первый представляетсобой нечтов роде возвышающейсякафедры, с которойпроповедникчитает пятничнуюмолитву. Михраб-это ниша, устроеннаяв кибла, стене, которая идетпо молельномузалу перпендикулярноидеальнойлинии, ориентированнойна Мекку, в тусторону и обращеныправоверныево время молитвы.Расположеннаяобычно в центрестены, эта нишаопределяетось симметрииздания. В крупныхмечетях существуетвозвышение, дикка, для помощникаимама, котороепомогает молящимсяследить заритуальнымижестами и поклонами.Таким образом, многочисленнойпастве легчеучаствоватьв совместноймолитве.
Мечеть должнабыть достаточнопросторнойдля того, чтобывместить всехправоверныхданной местности, собирающихсяпо пятницамна обязательнуюмолитву. Согласнотрадиции онавключает в себякомнату длямолитв. Далеерасположенобширный двор, посреди которогонаходитсяфонтан илибассейн, предназначенныедля ритуальныхомовений.
Перед входомв мечеть правоверныйснимает обувь, а войдя, встаетна колени, повернувшисьлицом к михраб, произноситмолитвы, совершаяритуальныепоклонения.Другие используютдля молитвычетки (тесбих), из 99 жемчужин, символизирующих99 имен Аллаха, перебирая ихпальцами. Женщинымогут приниматьучастие в молитвах, проходящихв мечетях, кудаони отправляютсяв парандже, ноони не имеютправа заниматьместо средимужчин. Онидолжны стоятьпо краям илив глубине здания, в местах, огороженныхнебольшимибарьерами(максура), либона трибунахэтажа, еслитаковой существует, как это сделанов крупных османскихмечетях. Конечноже, немусульманамне разрешаетсявходить в мечеть, как и в другиеисламскиепомещения.
В мечетяхнет ни таинственности, ни театральности.Скульптураи живописьсчитаютсясвятотатством, граничащимс идолопоклонством.Зато именаАллаха, Пророкаи первых халифов— символовмусульманскойверы, строфыи суры Коранаукрашают стеныи купола мечети.
При османахбольшие султанскиемечети занимаютцентральноеместо в ансамблеокружающихзданий: медресе, благотворительнаякухня (имарет), библиотека(кутюбхапе), больницы (табхапе)и т.д. К мечетипристраиваютсявспомогательныекорпуса, предназначенныедля учебныхзаведений, политическихи правовыхучреждений.Эти архитектурныекомплексы носятназвание кюлийе.
Наконец, нестоит забывать, что, помимообщественно-религиозногопредназначениямечеть играетопределеннуюполитическуюроль. Минбарслужит не толькотрибуной дляпроповедникаи ведущегомолитву, но иместом дляобъявленияважных новостей: например, оназначенииили отставкевысокопоставленногочиновника, возведениина престолнового султана, прибытии новогоправителя, военной победе, завоеваниитерритории.Пятничнаяпроповедь(хушба) произноситсяс именем правящегосултана. Бытьупомянутымв еженедельнойпроповедидействительноявляется однимиз признанныхсимволов политическойвласти на исламскихтерриториях— высшей властисултана-халифаи вер-ноподданничестваего вассалов.Опустить имямонарха означаетзаявить о своейнезависимости(или о неподчинениисултану-халифу).
Для посещенияежедневныхмолитв естьнебольшиечасовни илимесджид (откудафранцузскоемоске). Они, какправило, расположеныв людных местах, например, внутрикараван-сараев, крытых рынкови, конечно же, в медресе и«монастырях»(текке, завийе).

ЛИТЕРАТУРА

Бадак Александ Николаевич, Войнич Игорь Евгеньевич, Волчек Наталья Михайловна, Воротникова О. А., Глобус А… Всемирная история: В 24 т. / И.А. Алябьева (ред.) — Минск: Литература. Т. 15: Эпоха просвещения. — Минск: Литература, 1996 — 512с.
Дюпюи Эрнест Р, Дюпюи Тревор Н. Всемирная история войн / А.Д. Балабуха (ред.), С.И. Фомченко (пер.), С.И. Гузман (пер.). — СПб.: Полигон, 1997.
Васильев Леонид Сергеевич. История религий Востока: Учеб. пособие для вузов. — 3.изд., перераб. и доп. — М.: Книжный дом «Университет», 1998. — 432с.
История Востока: В 6 т. / РАН; Институт востоковедения / Р.Б. Рыбаков (ред. ) — М.: «Восточная литература» РАН, 2000. Т. 3: Восток на рубеже средневековья и нового времени. XVI- XVIII вв… — М.: «Восточная литература» РАН, 1999 — 696с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Воспитание гуманного отношения к обитателям уголка природы
Реферат Вопросы интенсификации обучения
Реферат Искусство общение
Реферат Игрушка как средство воспитания ребенка-дошкольника
Реферат АгроЖаршы. – 2011. №10. – 15 марта Көбекбай Ж. Балам, өскенде кім боласың?
Реферат Зрелая семья
Реферат Воспитание младшего школьника на основании мифов о Геракле
Реферат Идея школы Френе
Реферат Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского
Реферат Саид-Бей Арсанов
Реферат Интенсификация процесса обучения иностранным языкам с помощью современных технических средств обучения
Реферат Как ужиться в коллективе
Реферат 1. Этапы развития вычислительной техники и программного обеспечения
Реферат Защита прав детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей в 20-30-е годы ХХ века на материалах отечественной педагогики
Реферат Воспитательное мероприятие: личность в системе межличностных отношений