Реферат по предмету "Религия"


Вероучительные канонические и культовые особенности православия

План

1. Вероучениеправославнойцеркви.
2. Канони каноническиеправила.
3. Таинстваи обряды вправославии.
Даннаялекция посвященаанализу вероучительных, каноническихи культовыхособенностейодной из самыхкрупных и влиятельныххристианскихконфессий. Почислу своихприверженцевправославиеуступает лишькатолицизмуи протестантизму.Однако, еслиучесть, чтопротестантизмне представляетиз себя единойвероисповеднойобщности, авключает бесчисленноемножествоцерквей и сект, то можно говоритьо православии, как о второйпо значениюхристианскойконфессии.Общую численностьприверженцевправославноговероисповеданияопределитьвесьма трудно, т.к. большая ихчасть проживаетв бывших социалистическихстранах, гдеконфессиональнаястатистикадолгие годыотсутствовала.Да и не секрет, что многиеверующие в этихстранах незаявляли освоей религиозности, опасаясь ущемленияв правах. Наконец, следует учитыватьи тот факт, чтов настоящеевремя в лоноцеркви возвращаютсяте, чьи атеистическиевзгляды былинавязаны извне- через государственнуюсистему пропаганды- и не были результатомосознанноговыбора. Поэтомуфигурирующаяв религиоведческойлитературецифра — 100 млн.приверженцевправославия- должна бытьпризнана явнозаниженной.Это станетособенно очевидным, если учесть, что общая численностьтех этносов, в среде которыхправославныесоставляютподавляющеебольшинство(русские, украинцы, белорусы, грузины, осетины, молдаване, чуваши, мордва, удмурты, коми, карелы, румыны, греки, сербы, болгары, македонцы, черногорцы)составляетболее 269 млн.человек.
Впрочем, для нас значениетемы даннойлекции определяетсяне столькостепеньюраспространенностии влиятельностиправославияв христианскоммире, сколькотем, что мы всеродились ивыросли в стране, культура которойвыпестованаправославиеми в отрыве отнего понятабыть не может.И не столь ужважно, являетсяли кто-то изнас православным, приверженцеминой конфессии, убежденныматеистом, илипроявляетравнодушиек религии. Важното, что все мывоспитаны вэтой культурнойтрадиции, и еюобусловленонаше видениемира, нашасамооценка, наш образ мыслейи чувств, нашиповеденческиестереотипы.Поэтому уяснениесущности православияможно рассматриватькак необходимыйэлемент нашегосамопознания.
Традиционносчитается, чтоокончательноеобособлениеправославиякак особойхристианскойконфессии, связано с разделениемцерквей в 1054 г.Однако с точкизрения православнойцеркви ее историяначинаетсяне с этой даты, а восходитнепосредственнок Христу и апостолам.А все расколытрактуютсяею не как разделениявселенскойцеркви, а какотпадение отнее некоторойчасти духовенстваи мирян вследствиеих отступленияот правой веры.
Такой взгляд, как и само названиеправославнойцеркви, имеютвесьма вескоеобоснование, поскольку она, действительно, является наиболееортодоксальнойиз всех христианскихконфессий.“Православие,- писал В. Соловьев,- это неизменноехранение ученияИисуса Христаи апостолов, как оно изложенов СвященномПисании, СвященномПредании и вдревних символахВселенскойЦеркви”. В этомопределениивыражена сутьглавноговероучительногопринципа православнойцеркви, поэтомуее догматикавключает лишьте положения, которые былиприняты навселенскихсоборах, т.е.Никео-цареградскийсимвол верыи дополненияк нему IV, VI и VII Вселенскихсоборов. Какие-либонововведения, исправленияили изъятияиз этого исповеданияверы категорическизапрещаются.
Таким образом, особенностиправославноговероучения, отличающиеего от другиххристианскихконфессий, обнаруживаютсяне в догматике, а в богословскойинтерпретацииидей, общих длявсех теченийхристианства.
В наибольшейстепени этопроявляетсяв православнойтрактовкесущности человека, его пути к спасениюи богопознанию.Согласно этомуучению, человеквышел из рукТворца богоподобнымне только душевно, но и телесно.В представленииправославныхбогослововплоть отнюдьне являетсянизким началом, противостоящимдуше, ее “могилой", как учили гностики.И греховностьвовсе не являетсякачеством, искони присущимчеловеческомуестеству, посколькуиз этого следовалобы, что никтоиной, как Бог, сотворившийчеловека таким, каков он есть, является вконечном итогепервопричинойгреха. А колитак, то за чтоже тогда Богунаказыватьгрешников? Творец создалчеловека свободнымв выборе междугреховностьюи праведностью.И в воле человекабыло приближатьсяк Богу, или, наоборот, — удалятьсяот него. И этоотнюдь непротиворечитидее всемогуществаБога. Свободапроизволениябыла высшимдаром божественнойлюбви, подобнотому, как истиннаяродительскаялюбовь предполагаетдоверие к детям, а не мелочнуюи обременительнуюопеку над ними.
Однако первыйчеловек не смограспорядитьсяэтой свободой.И следствиемпервородногогреха былоудаление человекаот Бога, порчаего телеснойприроды, повреждениесил души и помрачениев них “образаБожия". Лишькрестная жертваХриста — вочеловечившегосяЛогоса — искупилаАдамов грехи вернула богоподобиечеловеческомуестеству. Такимобразом, нисхождениеБога до человекаоткрываетчеловеку путьвосхожденияк Богу: от вочеловечиванияБога к обоживаниючеловека.
Следуябожественномуплану спасения, человек выбираетмежду грехоми праведностью, а согрешив — между покаяниеми закоснениемв грехе. Этотвыбор он совершаетв течение всейсвоей жизни, т.е. времени, когда его бессмертнаядуша сопряженас бренным телом.Душа, будучиневидимой, проявляет себяв деятельности, а возможностьдеятельностиона имеет, лишьобладая плотью.Без телесныхорганов невозможныни богоугодныепоступки, ниподвиг веры(возможна ливера без разума, а разум безмозга?). Следовательно, без плоти душане может обрестиспасения. Иименно потому, что тело сопричастнодуше в делеспасения, и вней, как и в душе, запечатленобраз божий, праведникав Судный деньожидает нетолько спасениедуши, но и телесноевоскресение.
Такая трактовкасоотношенияплотского идуховного начал(их взаимозависимостии взаимообусловленности)нашла своеотражение втом, что в православиине получилаширокогораспространенияпрактика “умерщвленияплоти", наподобиезападногофлагелланства.С точки зрениявосточнойцеркви, плотьследует обуздывать, но умерщвлятьее — значит вредитьсобственнойдуше, ущемлятьее возможностив обретенииспасения.
Итак, человексвободен всвоем выборемежду грехоми праведностью.Но это не значит, что Творецпредоставилего самому себеи не печетсяо своем творении.
ПраведникаБог постоянноиспытываетна крепостьверы, но он жеи укрепляетего на этомпути. Оступившегосянаказывает, чтобы отвратитьот греха ещебольшего. Илишь не внемлющегопредостережениямБог оставляетвовсе. Тогдачеловек становитсяпленникомдьявола. И мирскоеблагополучиеотъявленногогрешника естьзримый знакдьявольскогопокровительстваи его предопределенностик погибели душив Судный день.
Но этот деньнастанет лишьтогда, когдакаждый человеки все человечествоокончательносделают свойвыбор. Пока жев отношениихотя бы одногогрешника ещеостается надеждана его покаяние, конец временне наступит.Как сказаноапостоломПетром, “Немедлит Господьисполнениемобетования, как некоторыепочитают томедлением; нодолго терпитнас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы всепришли к покаянию(2 Пет., 39)".
На этомоснованииправославнаяцерковь всегдарешительноотрицала возможностьпредсказаниядня Светопреставления, который, согласнотому же Петру, придет, “кактать в ночи”(3,10). Ведь есликонец историиспланированзаранее, то, значит, это независит отсвободной воличеловека.
Таким образом, согласно учениюправославнойцеркви, и жизнькаждого человекав отдельности, и история всегочеловечествав целом, определяетсявзаимодействием(греч. sunergia)божественногопромысла исвободнойчеловеческойволи. По этомуосновополагающемупонятию и всеучение получилонаименование“синергизм”.
В свою очередь, доктрина синергизмаслужит исходнойпосылкой дляправославногоучения о богопознании.
Если человекнепосредственновзаимодействуетс божественнойблагодатью(хотя и каждыйв разной степени), то, значит, емудано ощутитьприсутствиебожества ивступить вреальное единениес ним. Но каксоотнести этос идеей трансцендентности, а значит — принципиальнойнедоступностии непознаваемостиБога?
Восточнаяцерковь разрешилаэту антиномию, сформулировавучение о различиибожественнойсущности ибожественныхэнергий. СуществоБожие как таковоесокрыто отлюдей и абсолютнонепознаваемо.Но оно проявляетсебя в энергиях, через которыеБог творит идействует, которые пронизываютвесь “тварный”мир и могутсообщатьсячеловеку.
Высшеепроявлениебогоприсутствия- так называемый“фаворскийсвет” — тот свет, который наблюдалиПетр, Иоанн иИаков исходящимот Иисуса Христана горе Фаворв момент чудаПреображения.Именно этотсвет удостаиваютсявидеть христианскиеправедники, и в этот моментпроисходитреальное соединениес Христом, сБогом-Словом, происходитобожениечеловеческогоестества. Это- итог, венчающийхристианскийподвиг. Путьже к нему лежиткак бы в двухплоскостяходновременно- через добродетель(praxiV) ибогопознание(qeoria). Венецмистическогоподвига — ekstasiV, т.е. состояниенаивысшейготовностик единению сХристом. Тогдаи происходитозарение душибожественнымсветом (fotismoV)и как итог — обожениеплоти (qeiosiV).В процессеформированияэтого учениявосточнымиаскетами быладаже разработанацелая системаприемов психофизическогосамоконтроля, способствующихдостижению“экстазиса”- система, удивительносходная с индийскоййогой (собственно, такое сходствоестественно, т.к в обоих случаяхпреследуетсяодна и та жецель: посредствомпсихологическогошока открытьсознание навстречумистическимпереживаниям).Вот как описывалэти приемы одиниз столповвосточнойаскетики СимеонНовый Богослов(949 — 1022): “Запри дверьсвоей кельи, сядь в углу ее, отвлеки своюмысль от всегоземного, телесногои скоропреходящего.Потом склониподбородокна грудь своюи устреми чувственноеи душевное окона пупок твой; далее, сожмиобе ноздри твоитак, чтобы едваможно былодышать, и отыщиглазами томесто сердца, где сосредоточенывсе способностидуши. Сначалаты ничего неувидишь сквозьтело свое, но, когда проведешьдень и ночь, тогда — о, чудо!- увидишь то, что никогдане видел, — увидишь, что вокругсердца распространяетсябожественныйсвет ". Этой жецели — “просветлениюдуши” и концентрациясознания напредстоящеммистическомозарении отвечалои бесчисленное, предельносамоуглубленноеповторениев уме так называемоймолитвы Иисусовой:“Господи Иисусе, сыне Божий, помилуй мягрешного! ”Идеальнаяотрешенностьот суетногомира и сосредоточенностьна ожиданииединения сБогом выражаласьв полнейшембезмолвии(греч. hsucia).Отсюда — всеучение о мистическомединении сБогом получилоназвание исихазм.Оно формировалосьна протяжениипочти тысячилет, начинаяс IV в., а наиболеезаконченную, философскивывереннуюформу придалэтому учениювыдающийсяцерковныйдеятель XIV в.Григорий Палама(1296 — 1359). Еще при жизниПаламы, в 1351 г., исихазм былпровозглашенофициальнойдоктринойправославия, а всего через2 года послеего смертиГригорий Паламабыл причисленк лику святых.
В самомпроцессе становлениядоктрины исихазмаотразиласьодна из существеннейшихчерт восточногобогословия, отличающихего от западного.Православноебогословиевсегда былопо преимуществумистическим, а не формально-логическим, как в католицизме.На востокеникогда недопускалсяк богословствованиютот, кто не имелдостаточнобогатой аскетическойпрактики, посколькуименно личныймистическийопыт мыслилсяисходной посылкойсуждений оБоге: зачемдоказыватьметодами формальнойлогики истину, которая и такявлена во всейвозможной длячеловека полноте.Пожалуй, наиболееярко и афористичноохарактеризовалэту особенностьвосточногобогословияВ.Н. Лосский:“Богослов неищет Бога, какищут какой — либо предмет, но Бог сам овладеваетбогословом, как может овладетьнами чья-толичность".
В одном изсвоих аспектовисихазм содержити богословскоеобоснованиеабсолютнойнеизменностицеркви в областидогматики, канона и культа.
Фаворскийсвет есть высшееи наиболееполное проявлениебогоприсутствия.Но тварный мирвесь пронизанбожественнымиэнергиями. Иодной из них, одной из опосредованныхформ самовыявленияБога являетсяслово, имя. Богтворил мирсловом. Следовательно, первообразы, архетипы всехявлений “тварногомира” — словабожественнойречи. А кольчеловек — творениеБожие, созданноепо образу иподобию Бога, то человеческоеслово — многократноотраженныйслабый отсветслова божественного.Значит, постичьсущность явления- это правильноназвать его.Но из этого жеследует, чтонеправильноназвать — значитизвратить суть.А если это касаетсябожественнойсущности — тои впасть в ересь.Отсюда — выводо полной недопустимостиискажения илидаже малейшейошибки в текстеСвященногописания, в символеверы, в молитве, в литургии ит.д.
В историирусской церквиэтой концепциибыло сужденосыграть роковуюроль, посколькуименно ею былапредопределенатрагедия Раскола.
Кроме сугубобогословскогосодержанияисихастскаядоктрина имелаи политическийаспект, четкообозначившийсяв XIV-XV вв. Когданад Византиейнависла турецкаяопасность, Империя попыталасьнайти поддержкуна Западе. Однакопапская курияпотребовалав обмен наорганизациюкрестовогопохода униицерквей наоснове признанияправославнымикатолическойдогматики иверховенствапапы. В этихусловиях противникисближения сРимом апеллировалиименно к исихастскойдоктрине, какобоснованиюабсолютнойневозможностипоступитьсяидеалами православия.В эсхатологическомплане, т.е. вперспективегрядущегоспасения дажетурецкое иговиделось грекамив менее мрачныхкрасках, чемсоюз с Римом.Как сказалнакануне паденияЦарьграда дукавизантийскогофлота ЛукаНотара, “лучшеувидеть царствующимв Константинополетюрбан Магомета, чем папскуютиару".
Православныйканон включаетСвященноеПисание и СвященноеПредание. СвященноеПисание состоитиз Ветхого иНового Завета.В основе Ветхозаветногоканона лежитСептуагинта, однако не все50 книг александрийских“70 толковников"признаютсявосточнойцерковью“богодухновенными".Таковыми считаютсялишь те 39 книг, которые дошлидо нас в древнееврейскоморигинале.Остальные 11книг (Маккавеев, Иудифь, Товит, ПремудростиИисуса, сынаСирахова и др.)признаются“душеполезными", но не “богодухновенными".Новый заветвключает 27 книги ничем не отличаетсяот новозаветногоканона другиххристианскихконфессий. Впонятие Священногопредания входятсимволы веры, догматы ипостановления, касающиесяцерковнойжизни, восходящиек апостолам, принятые напервых семивселенскихсоборах и десятипоместныхсоборах эпохиВселенскойцеркви, а такжеряд посланийи правил отцовцеркви. Все этов сумме составляетканоническиеправила — своегорода конституциюцеркви, определяющуюее организационнуюструктуру иглавные дисциплинарныетребования.Основополагающийпринцип этой“конституции”сформулированв 9-м членеНикео-цареградскогосимвола веры:“Веруем воедину святую, соборную иапостольскуюцерковь". Определениецеркви какапостольскойуказывает нахаризматическийхарактер этогоинститута.Вспомним, чтоцерковь, поМаксу Веберу, это — “учреждениепо дарованиюблагодати”.Право и способностьнаделять благодатью,“дарами СвятогоДуха", былополучено апостоламиот самого Христаи, в свою очередь, передано имиепископам; ате, в свою очередь, наделяли харизмойсвоих приемников.Таким образом, определение“апостольская"указывает напреемственнуюсвязь церковнойиерархии сХристом и апостолами.
Слово “соборная"является переводомгреческогослова kaqolikoV, образованногоиз приставкисо значением“по" и корня, означающего“весь", “целый".В традиционномцерковномсловоупотребленииэтот терминозначает одновременнои вселенскийхарактер церкви, и способ соединенияв единое целоеотдельных еечастей. Во второмсвоем значениислово “соборность"указывает нато, что высшаяцерковнаявласть принадлежитне предстоятелю, а собору. Вселенскийпатриарх, которым“по чести"считаетсяпатриархКонстантинопольский, не имеет непосредственнойвласти надотдельныминациональнымицерквами(“поместными”).Каждая такаяцерковь являетсяавтокефальной(греч. autoV- “сам” и kefalh- “голова”), т.е.независимой.Ее автокефальностьсчитаетсяканонической, если признанатой церковью, из составакоторой онавыделилась(например, автокефальностьукраинскойцеркви будетпризнана вправославноммире, когдаРусская православнаяцерковь дастна это своесогласие). Всегосуществует15 автокефальныхцерквей. Степеньих влиятельностив православноммире определяетсяих местом в“Диптихе” — списке поместныхцерквей. Первойв нем значитсяКонстантинопольскаяцерковь, за нейАлександрийская, Антиохийскаяи Иерусалимская.Русская православнаяцерковь занимаетв диптихе 5-еместо. Внутрикаждой поместнойцеркви носителемвысшей властитакже являетсясобор, предстоятельже осуществляетцерковноеуправлениев межсоборноевремя.
Духовенствоправославнойцеркви делитсяна черное(монашествующее)и белое (приходское).В организацииправославногомонашествапреобладаюткиновии — общежитийныемонастыри, однако имеютсяи скиты — объединениямонахов, ведущихотшельническийобраз жизни.
Представителибелого духовенства, в отличие отмонахов, недают обетабезбрачия, ноони обязанывступить в бракдо принятиясана, а, овдовев, не могут женитьсявторично.
В православномдуховенствеимеются 3 степенисвященства- диакон, иерей(пресвитер) иархиерей. Диаконили протодиакон(диакон высшегочина) ассистируетсвященникупри отправлениибогослужения.В черном духовенстведиакону ипротодиаконусоответствуетиеродиакон.Иерей (священник)и протоиерей(священниквысшего чина)составляютII степень священства.В их функциивходит отправлениевсех церковныхтаинств (кромерукоположения)и обрядов. Вчерном духовенствеиерею соответствуетиеромонах.Третья степеньсвященстваимеется тольков черном духовенстве.К ней относятсялица высшейцерковнойиерархии — епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи.
Посколькуцерковь — это“учреждениепо дарованиюблагодати”, первостепенноезначение в еекультовойпрактике имеютте обряды, посредствомкоторых осуществляетсяее дарование.Культовыедействия, входе которых, согласнохристианскомувероучению, происходитприобщениеверующего кблагодати, к“дарам СвятогоДуха”, называюттаинствами.К ним относяткрещение,причащение(евхаристия),покаяние(исповедь),миропомазание,брак, елеосвещение(соборование), священство.
Крещениезнаменует собойвступлениечеловека всостав церковногосообщества.В результатеего человекупрощаетсяпервородныйгрех и всесобственные, если таковыебыли совершены.Он как бы умираетдля жизни плотскойи возрождаетсяв жизнь духовную.Осуществляетсякрещение троекратнымпогружениемв купель. Крещениеокроплениемне считаетсяканоническим.
Причащение — таинство, впроцессе котороговерующий приобщаетсяплоти и кровиХристовой, вкоторую преосуществляютсявкушаемые имхлеб и вино.
Покаяние — таинство, прикотором верующийсообщает священникуо совершенныхим грехах иискренне раскаиваетсяв них, что являетсяусловием ихпрощения отлица самогоХриста.
Миропомазание — совершаетсявслед за крещениеми сообщаетверующему дарысвятого Духа, укрепляющиеего в жизнидуховной ипомогающиеему сохранитьдушевную чистоту, полученнуюпри крещении.Веществом, через котороесообщаетсяблагодать, являетсяароматическоемасло — миро — которым смазываетсятело верующего.
Таинствобрака — призванопридать высший, духовный смыслсемейным узами деторождению, освободив ихблагодатьюСвятого духаот плотскойгреховности.
Елеосвящениеслужит духовнымврачеваниемдля недуговтелесных идушевных идарует больномуоставлениегрехов, в которыхон не успелраскаяться.Совершаетсянад тяжелобольным, пребывающимв сознаниипосле совершениятаинства покаяния.Веществомслужит оливковоемасло с добавлениемвина. Посколькусовершатьелеосвящениеположено “собором”из 7 священников(если имеетсятаковая возможность), его еще называютсоборованием.
Основуправославногобогослужениясоставляютлитургия (обедня).Ей предшествуетвечерня и утреня.Перед некоторымипраздникамивечерня и утренясмыкаются, образуя всенощную.Кульминациюлитургии составляеттаинство евхаристии.
Особенностямиправославногокульта являетсяиспользованиев качествелитургическогонациональногоязыка (или егоархаическойформы) и сопровождениебогослуженияхоровым пением(музыка в православнойлитургии неиспользуется).Объектом поклоненияявляется 6-и и8-и конечныйкрест. Крестноезнамение совершаетсясложеннымищепотью тремяпальцами правойруки справаналево. Хотяв прошлом былораспространенои двоеперстие, и даже одноперстие.Отголоскомиконоборческойэпохи являетсязапрет на поклонениеобъемнымизображениям.Годовой праздничныйцикл православнойцеркви в целомсовпадает сциклом другиххристианскихконфессий, хотяимеются различияв расчете сроковпразднованияпасхи. Крометого, большаячасть поместныхцерквей используетне григорианский, а юлианскийкалендарь.Имеется немалоотличий вовнешнем видеправославныххрамов, их внутреннемубранстве, облачениисвященнослужителей.Однако этичерты церковнойжизни определяютсяне столькоправославнымвероучением, сколько культурнымии историческимитрадицияминародов, исповедующихправославие.Поэтому данныеособенностимогут, с однойстороны, несовпадать вразличныхпоместныхцерквах, а сдругой стороны- довольносущественноизменятьсяс течениемвремени.
Литература

Бессонов Н.М. Православие в наши дни. М., 1990.
Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991.
Мень А., Православное богослужение. Таинство, слово и образ. М., 1991.
Православие: словарь атеиста. М., 1983.
Субботин Ю.К. Православные таинства. М., 1990.
Христианство: словарь. М., 1994.
Христианство: Энциклопедический словарь. М., 1993-95.Т. I-III
Шмеман А. Исторический путь православия. М., 1993


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.