А. Фет «Это утро, радость эта…»
Афанасий Афанасьевич Фет прожил долгую и нелёгкую жизнь. В возрасте четырнадцати лет он был объявленнезаконнорожденным, его лишили отцовской фамилии Шеншин. Всё случившееся Фет пережил как трагедию. Поэтому главной егоцелью было вернуться в дворянское лоно Шеншиных. Он был человеком, всегда добивавшимся поставленной цели, несмотря навсе трудности и преграды, которые готовила ему судьба. Фет не только возвращает себе титул дворянина, но и получаетпризнание и любовь многих людей. Критики долгое время не принимали поэзию Афанасия Афанасьевича, так как не могли найтив ней общественные мотивы и поэтому его творчество считали недостойным внимания. Они просто не могли увидеть всю красотуего произведений.
Стихотворение «Это утро, радость эта…» было написано А. А. Фетом в 1881 году. Для произведений этих лет характерныоптимистические и жизнеутверждающие мотивы, которые дарят людям радость и надежду на лучшее. Фет по праву считаетсяодним из лучших художников природы. В его стихотворениях природа, словно живое существо, неповторимое, прекрасное.Стихотворение «Это утро, радость эта» вызывает в нас движение взгляда и чувства. Наше воображение рисует картину раннейвесны, с приходом которой просыпается природа, всё вокруг расцветает, наполняется жизнью, счастьем. Стихотворение несодержит никакой идеи, оно просто говорит нам: «Пришла весна, и это прекрасно».
Стихотворение построено очень просто, мы даже ни разу не замечаем, что в нём нет ни одного глагола, но от этого мы нечувствуем недостатка действия. Фет описывает весенний день и каждая строфа – определённый промежуток этого дня. В первойстрофе перед нами «утро», в котором мир целый и неразделимый; во второй – он дробится на предметы, в третьей мы видимвечер, в котором предметы превращаются в состояния.
Рассмотрим первую строфу. Это взгляд вверх. Первое впечатление – зрительное: «утро». Затем, словно на наших глазах, автор уточняет это впечатление: «день», «свет», «свод». Со слова «утро» могло бы начинаться и стихотворение о мрачныхсумерках. Поэтому поэт спешит сказать о том, что главное в утре то, что оно открывает день, а главное в дне – это свет, который мы можем увидеть на «синем своде». На слове «свод» мы впервые останавливаем взгляд, это первое очертание, перваяграница в открывшейся картине. Затем возникают звуковые образы, которые также постепенно уточняются. Сначала мы слышим«крик» и видим «вереницы». Но пока это отдельные образы, не относящиеся друг к другу, потом их связывает слово «стаи» и, наконец, они получают название – «птицы». Именно на этом слове мы останавливаем свое внимание второй раз, мы впервыеспускаем взгляд, осматриваемся. Доносится звук – «говор вод».
Вторая строфа – это взгляд вокруг. Нас окружают «ивы и берёзы». Затем Фет показывает нам всё более крупные планы: «этикапли» на листьях, но они ещё отдалены, их можно принять за слёзы; «этот…лист», а он уже совсем перед глазами, видно, какой он пуховый. И снова взгляд в даль: он упирается «горы» и «долы». От них опять скользит обратно, всё ближе, встречая на пути, в воздухе, сперва дальних мелких мошек, а потом близких крупных пчёл. Вторая строфа, как и первая, оканчивается слуховыми ощущениями: «зык и свист». Итак, мы получаем почти законченную картину.
Третья строфа – это вечер, в котором нет определённых предметов, а есть нечто неосязаемое, протяжённое во времени.«Зори без затменья» — это длящиеся зори, и «ночь без сна» — длящаяся ночь; да и сам переход от картины утра к картиневечера и ночи невозможен без включения времени. И снова зрительные образы ночи дополняются звуками: «эта дробь и этитрели». Они подсказывают образ соловья, традиционного спутника любви. А поскольку «весна – пора любви», то, такимобразом, «весна» — это то слово, к которому стремится весь образный ряд, выстроенный А. А. Фетом. Поэтому последняястрока является итогом всего стихотворения, делая его законченным.
С развитием действия происходит и постепенная смена эмоциональных красок: в начале стихотворения – это слова «радость»,«мощь», а в конце – «вздох», «мгла», «жар». А в середине – эмоциональная окраска отсутствует, разве что на неё намекаетметафора «слёзы»: слово, которое одинаково перекликается с «радостью» и с «вздохом». Особенностью лирики Фета являетсяеё музыкальность. Музыкальность стиха была внесена в русскую поэзию ещё Жуковским. Прекрасные образцы её мы находим и уПушкина, и у Лермонтова, и у Тютчева. Но именно в поэзии Фета она достигает особенной утончённости. Известный критикдевятнадцатого века Н. Н. Страхов писал: «Стих Фета имеет волшебную музыкальность, и при этом постоянно разнообразную; для каждого настроения души у поэта является своя мелодия, и по богатству мелодий никто с ним не может равняться».Стихотворение «Это утро, радость эта» является отражением внутреннего мира не только автора, но и тех людей, которыетакже ждут наступления весны, обновления жизни. Написав это стихотворение, Фет дал нам возможность выразить свои чувства.А. А. Фет продолжает преобразования поэтического языка, которые были начаты русскими романтиками девятнадцатого века.Все его эксперименты и новаторства оказываются очень удачными, они продолжаются и закрепляются в поэзии АлександраБлока, Андрея Белого. Несмотря на то, что Фет считал поэзию идеальной сферой жизни, чувства и настроения, описанные вего стихотворениях, реальны. Поэзия Афанасия Афанасьевича Фета выдержала испытания временем, и в наши дни он один изсамых читаемых поэтов-классиков, так как каждый читатель может найти в стихотворениях этого автора настроение, сходное ссостоянием его души в данный момент.
Фет «Это утро, радость эта…»
Мне кажется, что нет и не может быть людей, равнодушных к поэзии. Когда мы читаем стихотворения, в которых поэты делятся с нами своими мыслями и чувствами, рассказывают о радости и печали, восторге и скорби, мы страдаем, переживаем, мечтаем и ликуем вместе с ними. Я думаю, что столь сильное ответное чувство пробуждается у людей при чтении стихотворений потому, что именно поэтическое слово воплощает в себе самый глубокий смысл, наибольшую ёмкость, максимальную выразительность и необычайной силы эмоциональную окраску.
Ещё В.Г. Белинский отмечал, что лирическое произведение нельзя ни пересказать, ни растолковать. Читая стихи, мы можем лишь раствориться в чувствах и переживаниях автора, насладиться красотой создаваемых им поэтических образов и с упоением слушать неповторимую музыкальность прекрасных стихотворных строк!
Что может быть важнее для художника слова, чем присутствие его произведений не только на книжных полках, но и в сердцах миллионов людей! У стихотворений Афанасия Фета судьба именно такая. Открыв впервые томик стихотворений поэта, я вдруг увидела, услышала, почувствовала жизнь во всех красках, жизнь яркую, сочную, вполне реальную и озвученную. Всё из окружающего нас мира попало в поле зрения этого удивительного человека! Одно из самых, на мой взгляд, изысканных стихотворений поэта «Это утро, радость эта…» стало моим любимым.
Фета высоко ценили ещё при жизни как тончайшего лирика, создавшего несравненные по поэтическому мастерству произведения. Поэт считал, что жизнь человека – это клубок инстинктов и страстей, ведущих всё живое к постоянному страданию, поэтому есть только один выход из этого мира горя и печали – погружение в красоту. Искусство – единственная и прочная радость жизни, а, значит, чувством радости оно и должно быть проникнуто. Реальная жизнь – это «мир скуки и труда», но ничему ужасному, жестокому и безобразному нет места в лирике Фета, она соткана только из красоты.
В описании природы поэт достигает небывалого мастерства. Кажется, он воспринимает её всеми органами чувств. У него зрение художника. Стихи Фета насыщены запахом трав и цветов, криками птиц, светом солнца:
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод…
Удивительно, что всё стихотворение – одна фраза, а все её части — назывные предложения. «Шестое чувство» поэта сливает их в один музыкальный аккорд. По мнению Фета, задача искусства в том и состоит, чтобы остановить и увековечить прекрасное мгновение жизни. Поэт умеет передать то, что мимолётно, неуловимо, невыразимо ничем, кроме ощущения. Стихотворение полно движения, потому что картины, вспыхивая мгновениями, сменяют друг друга, льются одним потоком, почти без пауз, через запятую:
Эти ивы и берёзы,
Эти капли – эти слёзы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист…
Как великолепный художник владеет кистью, так Фет владеет словом: оно в его стихах наполнено музыкой, движением, красками. Стихи поэта необыкновенно музыкальны, сам он считал музыку высшим видом искусства и страдал от того, что словом человеку до конца не удаётся выразить себя. И Фет доводит стихотворение до музыкального звучания. Под музыкой поэт подразумевает дар извлекать из окружающего мира красоту и откликаться на неё трепетом своей души, воплощая в поэтическую речь. Музыка – это гармоническая сущность мира, которую Фет воплощает в своих произведениях.
Гармонические мгновения в этом стихотворении – это именно мгновения. Они живут единым днём, но ценность этой мимолётности вечна. Произведение читается на одном дыхании, картины быстро сменяют друг друга, и лишь в последней строке становится ясно, что череда прекрасных мгновений природы – это весна:
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё – весна.
Мне кажется, что более выразительно, более ёмко и насыщенно, чем Фет, весну не изобразил никто. Огромный лирический талант поэта в том, что он умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой, умеет ловить неуловимое, давать образ и название тому, что до него было ничем иным, как смутным мимолётным ощущением. Недаром современники Фета отмечали, что его мотивы «заключают в себе иногда такие тонкие, эфирные оттенки чувства, что нет возможности уловить их в определённых отчётливых чертах, их только чувствуешь…».