Муниципальное общеобразовательное учреждение Верхнетойденская средняя общеобразовательная школаУрок географии в 7 классеАфрика. Географическое положение материка.Подготовила и провела: учитель географии Корсунова Е.А.Верхняя Тойда 2009 годТема урока: Африка. Географическое положение.Практическая работа: Обучение определению географического положения материка.Цели урока: Образовательные: изучить особенности географического положения Африки; раскрыть приёмы определения ГП материка; познакомиться с путешественниками-исследователями АфрикиРазвивающие:формирование умений школьников правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития; формирование у обучающихся устойчиво высокого уровня речевой культуры через изучение топонимических понятий. Воспитательные:воспитывать интерес к предмету географии.^ Тип урока: изучение нового материала.Оборудование: учебники, атласы, тетради, «Школьный словарь географических названий» Е.М. Поспелов, «Занимательная топонимика» Г.П. Смолицкая.Ход урока: Организация учащихся на урок.^ ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Учитель помогает ребятам понять новую тему в форме поэтапного рассказа.Знакомство с физической картой Африки: - охват территории; - масштаб карт.Общие данные о материке: («адрес материка») - площадь материка: а) без островов – 29, 22 млн. км²; б) с островами – 30, 32 млн. км²; - крайние точки: северная – мыс Эль-Абьяд 37˚20’ с.ш. южная – мыс Игольный 34˚52’ ю.ш., 20˚ в.д. западная – мыс Альмади 17˚32’ з.д., 14˚с.ш. восточная – мыс Рас-Хафун 51˚23’ в.д., 11˚ с.ш. - длина береговой линии – 30, 5 тыс. км; - высота: средняя – 750 м; максимальная – 5895 м, вулкан Килиманджаро; минимальная – 153 м. озеро Ассаль; - население – (1995 г.) – 720 млн. человек.Задание: в «В школьном словаре географических названий» найдите ответ на вопрос: в честь кого названы данные географические объекты, что означает перевод этих названий? (мыс Эль-Абьяд – мыс на побережье Средиземного моря, северная оконечность Африки; Тунис. Араб. Рас-эль-Абъяд – «белый мыс»; мыс Игольный - ЮАР, в переводе с португальского «агульяш» - «пики». Название было присвоено за остроту его скал; вулкан Килиманджаро – вулканический массив, высотой 5995 м. Танзания. Название из слов языка суахили: килима – «вулкан, гора» и нджаро – «божество холода; злой дух» и «белый сверкающий»,т.е. «белая сверкающая гора» или «гора божества холода»; Африка – название материка встречается в источниках с конца 3 века до н.э. В основе этого названия этноним афры или Африки, авриги.)План изучения материка:Географическое положение материка.История открытия и исследования.Рельеф и полезные ископаемые.Климат.Воды.Почвы.Природные зоны. Растительный и животный мир.Население и страны. ● План географического положение материка: (с. 311 в учебнике) 1. Положение материка относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана. 2. Крайние точки материка, их координаты. Протяжённость материка в градусах и километрах с запада на восток. 3. Положение материка в климатических поясах. 4. моря и океаны, омывающие материк. 5. Положение материка относительно других материков. ● Далее учитель вместе с учениками на основе анализа физической карты Африки по плану даёт характеристику географического положения Африки. - Африка по отношению к экватору расположена как в Северном, так и в южном полушарии, т.к. экватор практически посередине материка пересекает его. - Большая часть Африки расположена между двумя тропиками. - По отношению к нулевому меридиану Африка расположена и в Западном, и в Восточном полушарии. - Крайние точки материка (см. пункт «Общие данные о материке»). Чтобы конкретно представить размеры Африки, следует решить следующую задачу: определить протяжённость материка в километрах с севера на юг по 20˚ в.д. и с запада на восток по экватору.Решение: (записать в тетрадь)С севера на юг: 32˚ + 35˚= 67˚; 111 км × 67= 7437 кмС запада на восток: 43˚- 9˚= 34; 111 км × 34= 3774 км - Африка расположена в экваториальном, в субэкваториальном, тропическом и субтропическом климатических поясах. - Африка со всех сторон омывается морями и океанами. - На северо-востоке материк граничит с Азией через Суэцкий канал. Длина Суэцкого канала 160 км, строился он в середине 19 века. ● Береговая линия Африки изрезана слабо. ● Перед рассказом об истории исследования Африки учитель спрашивает учащихся, каких путешественников по Африки они знают, что читали об этом.^ Рассказ учителя: «Обширные внутренние пространства материка оставались неисследованными почти до начала 19 века. В 15 веке в Африку начали проникать португальцы. Они плавали вдоль западных берегов. Португальских моряков удивляли и пышная тропическая растительность, и образ жизни чернокожих людей, и несметные богатства. За безделушку они выменивали золото и слоновую кость. Для открытия морского пути из Европы в Индию в 15 веке была снаряжена португальская экспедиция во главе с Васко да Гаммой. Европейцы обогнули Африку с юга и впервые подошли к её восточным берегам. В 19 веке путешествия и экспедиции чаще всего носили колонизаторский характер. В середине 19 века в Африке путешествовал Е. Н. Ковалев. Он прошел по пустыне из Египта в Судан и Эфиопию и о своих исследованиях написал книгу «Путешествие во внутреннюю Африку». По Северной Африке и пустыне Сахара много путешествовал врач В. В. Елисеев. Он составил интересные описания природы пустыни. Из зарубежных исследователей Африки следует отметить английского путешественника Давида Ливингстона. Он провел в Африке тридцать лет. За это время он исследовал всю Южную Африку»Закрепление. Практическая работа по контурной карте: где учащимся необходимо нанести все элементы ГП материка и элементы береговой линии (острова и полуострова) Африки.Итог урока: По какому плану мы будем изучать материки? Какие географические названия вам особенно запомнились и почему? Еще раз прочитайте названия географических объектов материка Африка, Великих путешественников, внесших вклад в изучение материка.Домашнее задание: §24 прочитать, выучить номенклатуру.