Малков П.Ю.
Местопраздника в границах православного богослужебного года.
ПраздникВхода Господня в Иерусалим совершается за неделю до Пасхи. Он относится к числуГосподских двунадесятых праздников.
Связьпраздника с событиями Священной истории Ветхого и Нового Завета.
Помысли евангелиста Матфея, а вслед за ним и древних церковных толкователей, вдень Входа Господня в Иерусалим исполнилось ветхозаветное пророчество об образеявления миру ожидаемого Мессии. Вот что говорит пророк Захария: “Ликуй отрадости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе,праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сынеподъяремной” (книга пророка Захарии 9:9). Такое странное на первый взглядсобытие — торжественный вход Царя не на коне, а именно на осле, объясняетсядревним обычаем: цари ездили на осле для того, чтобы показать, что они нежелают войны. Осел представлялся животным, символизирующим состояние мира;поэтому и Христос въезжает в Иерусалим на осле, знаменуя тем самым, что Онбудет царствовать не силой оружия, но Духом Господним. Именно так вступал вИерусалим и предок Спасителя — по Его человечеству — царь Давид.
Итак,пророчество Захарии нашло свое исполнение в Новом Завете — в событии ВходаГосподня в Иерусалим. Об этом повествуют все четыре евангелиста (Евангелие отМатфея 21:1-11; Евангелие от Марка 11:1-11; Евангелие от Луки 19:29-44;Евангелие от Иоанна 12:12-19).
Воткак описывает это событие евангелист Матфей: “И когда приблизились к Иерусалимуи пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда (Иисус) послал двух учеников, сказавим: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицупривязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне. И если кто скажетвам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их…Ученики пошли, и поступили так, как повелел им Иисус. Привели ослицу и молодогоосла, и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народапостилали свои одежды по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали подороге. Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна (то есть“спасение” или “спаси нас” — возглас, которым евреи приветствовали царей) сынуДавидову! благословен Грядущий (слово это понималось как мессианский титул) воимя Господне! Осанна в вышних! И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришелв движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк изНазарета Галилейского” (Евангелие от Матфея 21:1-4, 6-11).
Духовныйсмысл праздника.
ПраздникВхода Господня в Иерусалим посвящен последним дням земной жизни Спасителя.Вскоре после чуда воскрешения Лазаря Царь Мира — как Властитель, приходящий кСвоим подданным с миром — въезжает в Иерусалим на подъяремной ослице и молодомосленке. По мысли толкователей, подъяремная ослица здесь — символ евреев, находящихсяпод ярмом закона, а необъезженный осленок — символ еще непросвещенныхязычников; Господь же пришел воцариться и над теми и над другими. Навстречу Емувыходят толпы людей, наслышанных о Его удивительных чудесах, о Его вдохновенныхпроповедях. Жители города бросают под копыта ослика — в знак уважения ко Христу,в знак своего преклонения перед Ним — собственные одежды, они радостноразмахивают зелеными ветвями финиковых пальм (символ которых — наши северныеправославные вербы, приносимые в день праздника храмы и окропляемые здесьсвятой водой), они возглашают Ему славословия. Люди встречают Иисуса Христа —как Царя и как Мессию.
Однако,христиане всегда помнят и о том, как тот же самый народ, что в час ВходаГосподня в Иерусалим встречал Его с такой радостью и с такими великими почестями,— всего несколько дней спустя в ярости кричал, обращаясь к римскому своемуправителю Понтию Пилату: «распни, распни Его». Ныне каждый христианин,наученный горьким опытом предательства иерусалимских жителей по отношению коХристу, стремится к тому, чтобы не оказаться в том же самом положении, что идревние иудеи. Ведь и каждый приходящий в этот день в храм и воздающий в немхвалу Богу может тут же вновь предать Его на страдание и смерть: и необязательно через прямое отречение от Него, порой — просто через свой грех, неблаговидныйпоступок, проявление личной ненависти к ближнему. Согрешая, обладающийподлинным покаянным чувством христианин всякий раз ощущает себя в ролираспинателей Спасителя — как вновь и вновь причиняющий Ему мучения.
Входв Иерусалим знаменует собой близость победы над смертью и грехом, исполнениеобетований Божиих всем верующим в Него. Одновременно Вход являет собой и началоконца столь краткой земной жизни Христа-Спасителя, а значит — и завершениямноговекового пути человеческого рода к своему спасению во Христе. Конечно же, христианепомнят, что торжественный Вход в Иерусалим предваряет собой смерть Иисуса, Егораспятие. И тем не менее, радость этого дня дарует им некий твердый залогскорого наступления пасхального торжества.
Какпишет современный православный богослов протоиерей Александр Шмеман, “в Вербноевоскресенье мы знаем, что после этого торжества Своего Христос начнетвосхождение к страданьям и смерти. Но свет, зажегшийся в этот день, будетосвещать и эту бездонную тьму. За Крестом и смертью взойдет заря неизреченнойпасхальной радости. Вот смысл и сила этих удивительных дней, когда, завершивпост, мы готовимся следовать за Христом к Его вольной страсти, к Его победномуснисхождению в смерть, к Его преславному Воскресению в третий день”.
Историявозникновения праздника.
ПраздникВхода Господня в Иерусалим возникает и распространяется в IV-V веках.Первоначально наиболее торжественно он отмечался в Иерусалимской Церкви(свидетельство об этом мы находим, в частности, в описании паломничества Эгериив Иерусалим).
Характерныеособенности праздничного богослужения в различные исторические периоды. Авторыбогослужебных текстов.
Начинаяс VII века, создаются тексты, используемые при совершении праздничногобогослужения и поныне. Например, канон праздника принадлежит перу преподобногоКосьмы Маюмского, а трипеснцы (каноны, состоящие из трех песен) на повечерии —перу преподобного Андрея Критского.
Особенноторжественно празднество Входа в Иерусалим совершалось в XVI—XVII вв. на Руси, вМоскве. Перед Литургией из Успенского собора Московского Кремля через Спасскиеворота шел крестный ход. Все направлялись к храму Покрова “на Рву” (болееизвестного ныне как храм Василия Блаженного) — для моления на Лобном месте. Впроцессии — наравне с хоругвями и иконами — возили украшенное цветами и плодамидерево. При этом патриарх сидел на осле, которого вел под узду сам царь. Повозвращении к Успенскому собору украшенное плодами дерево передавалось народу —для угощения. В конце XVII века этот обычай исчез.
Подготовительныйпериод праздника. Предпразднство и попразднство.
Праздникне имеет в календаре ни дней предпразднства, ни дней попразднства, однако, всяседмица перед ним именуется “седмицей ваий”, и ее богослужебные тексты связаныпо смыслу с событиями воскрешения Лазаря и Входа в Иерусалим.
Важнейшиечерты праздничного богослужения.
БогослужениеВхода Господня в Иерусалим совершается в зеленых священнических облачениях(зеленый цвет — один из символов возрождения жизни; он же связан и с воспоминаниемо живой зелени пальмовых ветвей, которыми приветствовали Христа жителиИерусалима)). Чинопоследование службы содержится в Постной Триоди.
Впраздник совершается торжественное всенощное бдение. В самый его день —Литургия св. Иоанна Златоуста.
Тропарьпраздника впервые звучит в храмах еще накануне Входа в Иерусалим, ибо онодновременно является и тропарем предшествующей Лазаревой субботы: “Общеевоскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, ХристеБоже, темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе, Победителю смертивопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне”. Русский переводтропаря: “Уверяя, что будет общее воскресение мертвых, Ты воскресил Лазаряпрежде Твоих страданий, Христе Боже. Поэтому мы подобно детям, нося знамениепобеды (то есть, подобно тем детям, что держали знамение победы — пальмовыеветви), восклицаем Тебе, Победителю смерти: “осанна в вышних, благословенИдущий во имя Господне”.
Праздникимеет также и еще один тропарь, по смыслу уже не связанный с Лазаревойсубботой: “Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизнисподобихомся воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословенгрядый во имя Господне”. Перевод второго тропаря: “Спогребаясь с Тобой в крещении,Христе Боже наш, мы через Твое воскресение сподобились бессмертной жизни и впесни восклицаем: “осанна в вышних, благословен Идущий во имя Господне”. В этомтропаре проводится распространенная в христианском богословии параллель междусмертью и воскресением Иисуса и крещением уверовавшего в Него иприсоединяющегося к Церкви человека. Крещение понимается здесь как со-распятиесо Христом, со-умирание с Ним, а значит и со-воскресение с Господом —совоскресение уже для вечной, бессмертной жизни в Боге.
Кондакпраздника: “На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, ангеловхваление, и детей воспевание приял еси зовущих Ти: благословен еси грядый Адамавоззвати”. Русский перевод кондака: “Восседая на небесном престоле, шествуя поземле на молодом осле, Ты, Христе Боже, принял хвалу от ангелов и прославлениеот детей, восклицавших Тебе: “благословен Ты, Идущий призвать к Себе Адама”.
Встихирах и каноне праздника христиане, совершающие это торжество, сравниваютсяс теми иерусалимскими отроками, что прославляли въезжавшего в город Царя, апальмовые ветви и постилаемые Ему под ноги одежды сопоставляются с приносимымиХристу добрыми христианскими делами: “Восплещем согласно вернии, ветвидобродетелей и мы, яко отроцы ныне приносяще Христу, и Сему божественных делраспрострем одеяния, и таинственно Сего приимем”. При этом основная причинапрославления Христа при Его входе в Иерусалим, по мысли церковных песнописцев, заключаетсяв том, что весь мир уже предчувствует скорое освобождение от рабства тлению игреху: “Понеже ад связал еси Безсмертне, и смерть умертвил еси, и мир воскресилеси, с ваиами младенцы восхваляху Тя Христе, яко Победителя...”.
Паремиипраздника также говорят о разных сторонах духовного смысла празднуемого события— как открытого явления миру Его Царя и Избавителя. Первая из них (книга Бытия49:1-2, 8-12) содержит пророчество о том, что от древнего ветхозаветногоправедника Иуды должен произойти некий Примиритель, под Которым толкователипонимают Иисуса Христа. Вторая содержит пророчество Софонии (книга пророкаСофонии 3:14-19) о торжестве Сиона и ликовании Израиля, потому что среди нихпребывает Господь, Царь Израилев. Третья паремия содержит уже приводившеесявыше пророчество Захарии о Входе в Иерусалим (книга пророка Захарии 9:9-15).
Евангельскиечтения на утрени (Евангелие от Матфея 21:1-11, 15-17) и Литургии (Евангелие отИоанна 12:1-18) рассказывают о самом событии Входа Господня в Иерусалим. Вапостольском чтении на Литургии (Послание апостола Павла к Филиппийцам 4:4-9) всехристиане призываются к радости, кротости, миролюбию, молитвенному настроению иверности истинному вероучению.
Списоклитературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайтаhttp://www.portal-slovo.ru
Лазаревасуббота
МалковП.Ю.
Шестаясуббота Великого поста, предваряющая день праздника Входа Господня в Иерусалим,именуется Лазаревой субботой.
Рассказо чуде воскрешения Лазарева содержится в Евангелии от Иоанна (11:1-44).
Неподалекуот Иерусалима в селении Вифания жил, вместе со своими сестрами Марфой и Марией,друг Христа — Лазарь. Он тяжело заболел и сестры послали сообщить об этомИисусу. В это время Господь находился достаточно далеко от столицы — заИорданом. Однако, получив известие о болезни друга, Иисус не торопился к немуидти. И лишь когда Лазарь умер, Христос с учениками отправился наконец в путь.При этом Он сказал апостолам: “Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не былотам, дабы вы уверовали”. Здесь Христос имел в виду то, что, благодаря смертиЛазаря, апостолы скоро увидят отнюдь не какое-либо “простое”, ставшее уже почти“привычным” для них чудо исцеления больного, но удивительное чудо воскрешенияиз мертвых.
КогдаГосподь пришел в Вифанию, Лазарь уже четыре дня находился во гробе: по обычаюон был похоронен в пещере. Христос сначала встретился с Марфой, которая горячоисповедовала свою веру в Его всемогущество и в то, что Он — воистину есть СынБожий. Затем она призвала свою сестру Марию, которая, в ответ на зов, пришла когробу брата и нашла здесь Христа. После этого обе они выразили уверенность втом, что если бы Христос был в Вифании во время болезни Лазаря, то не дал быему умереть.
Вместес Марией к могиле пришли и многие из иудеев. Все плакали над гробом, и Христос— из жалости к умершему другу — заплакал вместе с ними. Затем, как повествуетЕвангелие, Он подошел ко гробу и сказал: “отнимите камень (вход в пещерузагораживал большой валун). Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! Ужесмердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе,что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, гдележал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! Благодарю Тебя, чтоТы услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь меня; но сказал сие длянарода, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Онвоззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам иногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говоритим: развяжите его, пусть идет”.
Содной стороны, это событие зримо явило всем подлинное могущество Христа, Еговласть над тлением и смертью; для христиан оно стало залогом того, что Богспособен воскресить не только Лазаря, но — после Своего Второго Пришествия — ивсех иных умерших людей. С другой стороны, это чудо прямо связано также и споследующими затем страданиями и смертью Самого Иисуса, ибо именно оно, посвидетельству Евангелия от Иоанна, послужило еще к большему озлоблениюиудейских первосвященников и старейшин против Христа, их решимости казнить Его(см. Евангелие от Иоанна 11:46-57).
Времявозникновения и распространения в Православной Церкви обычая празднованияЛазаревой субботы — IV-V вв. Первоначально торжественней всего этот праздникотмечался в Иерусалиме.
ПеснопенияЛазаревой субботы были составлены в VII-X веках святыми Андреем Критским (канонна повечерии), Косьмой Маюмским (“четверопеснец” — особый канон, состоящий изчетырех песен — на утрени), Иоанном Дамаскиным (второй канон на утрени), ФеофаномНачертанным (первый канон на утрени) и Императором Львом Мудрым (стихиры на“Господи воззвах”).
Всяпредшествующая празднику седмица соотносится — по смыслу исполняемых в этовремя в храмах песнопений — с событием воскрешения Лазаря. Этот периодименуется в богослужебных текстах “преддверием Лазарева животворения”. Вместе стем, содержание этих песнопений неразрывно связано также и с явнымпредощущением события ближайшего воскресенья — Входа Господня в Иерусалим.Поэтому она именуется также седмицей “Ваий” (то есть пальм), “Цветною”, “Цветоносною”.
Такаянеразрывная взаимозависимость двух этих торжеств — Лазаревой субботы и Входа вИерусалим — лишний раз подтверждается хотя бы тем, что оба они имеют один общийпраздничный тропарь (см. раздел, посвященный празднику Вербного Воскресенья).
Посвоему облику богослужение праздника Лазаревой субботы очень близко квоскресному. Это единственный день церковного года, когда воскресная по формеслужба совершается в “будничный” день.
Посути, Святая Четыредесятница уже завершается перед наступлением дня Лазаревойсубботы, и последующая седмица служит уже переходной к празднику Пасхи.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru