Реферат по предмету "Социология"


Социальные слои населения

Содержание
 
Введение
1. Методы распределенияобщества по слоям
1.1 Сущность социальногонеравенства
1.2 Анализструктуры общества с помощью методов
неравновеснойстатистической механики
2. Обеспечение освещения конференций, ярмарок.Помощь
в программах, связанных с потребителями
Заключение
Список литературы

Введение
 
В контрольнойработе раскрываются следующие вопросы: «Методы распределения общества послоям», «Обеспечение освещения конференций, ярмарок».
Актуальностьрассмотрения данных вопросов заключается в следующем.
Разделениефункций и труда увеличивает эффективность общества, поэтому во всех обществахсуществует разделение статусов и ролей. При этом все члены обществараспределены внутри социальной структуры таким образом, чтобы заполнялисьразличные статусы и выполнялись соответствующие им роли.
Поэтомуосновой разделения людей на группы послужило разделение труда, на котороевлияли первоначально только такие характеристики как возраст, пол, состояниездоровья, а впоследствии – социальное происхождение, жизненный опыт,образование и т.д.
Для обеспечения освещенияконференций создаются Независимые организации. Также они созданы для содействиястановлению и развитию гражданского общества в России, углубления диалога ивзаимодействия между обществом и властью, укрепления социального партнерства игражданского согласия в России.
Цель работы: детально рассмотретьпредложенные вопросы.
Для более детального и точного достиженияцели, в работе поставлен ряд задач:
– определить сущностьсоциального неравенства;
– проанализировать структуруобщества с помощью методов неравновесной статистической механики;
– выяснить, кто и какимобразом обеспечивает освещение конференций, ярмарок.

1. Методыраспределения общества по слоям
 
1.1Сущность социального неравенства
 
Социальноенеравенство в обществе чаще всего понимается как стратификация – распределениеобщественных групп в иерархически упорядоченном ранге (по возрастанию илиубыванию какого-либо признака).
Термин «социальнаястратификация» ввел в научный оборот наш бывший соотечественник, а затемизвестный американский социолог П. Сорокин, который заимствовал этопонятие из геологии. Стратификация обязательно подчеркивает упорядочениесоциальных слоев и имеет русский понятийный аналог – расслоение по какому-токритерию (богатство, власть, престиж и т.д.).
Неравенство –это неравномерное распределение жизненно важных ресурсов в классовой структуре,во втором – в системе социальной стратификации (социальной иерархии, состоящейиз слоев. Классовая структура формируется вокруг распределения экономическойвласти в рыночном обществе. Одно из главных ее проявлений – отношениязанятости. Главные позиции в этой структуре – работодатель и наемный работник.Одни выходят на рынок труда с разными формами капитала, другие – с простойрабочей силой. Классы различаются качественными характеристиками своего места враспределении экономической власти, в системе занятости.
Слои (страты)различаются количественными характеристиками распределения жизненного важныхресурсов. Одни имеют данного ресурса много, другие мало. Часто выделяют слои потаким критериям: уровень доходов и уровень жизни. Эти характеристики обычносвязаны с другими критериями социальной стратификации: престиж, власть, образование.Положение человека как в классовой, так и в слоевой структуре серьезно влияетна объем и содержание его потребления. Однако влияние это не являетсяоднотипным. Рабочий и лавочник могут принадлежать к одной страте, выделенной поуровню доходов, но они принадлежат к разным классам. Преуспевающий бандит можетиметь такие же доходы, как и менеджер. Они в одной страте, но в разных классах.
Существуетдве особенности стратификации общества в современной России:
1) динамичныйхарактер;
2)«молодость» и незавершенность структуры, продолжающиеся трансформационныепроцессы.
Выделяютследующие страты в современном российском обществе:
1. Верхнийслой общества (элиты и субэлиты):
а) правящаяэлита. К этому слою российского общества относятся руководители властныхструктур и политических партий, верхнее звено государственной бюрократии, атакже собственники крупного капитала (олигархи). За годы реформ персональный исоциальный его состав существенно обновился. Но произошло это, главным образом,за счет экономического крыла элиты, в то время как состав ее политическогокрыла не столько сменился, сколько перегруппировался. Как показываютмногочисленные исследования, большей части партийно-комсомольской номенклатурыудалось сохранить высокий статус, конвертировав свой политический и социальныйкапитал в экономический. В настоящее время российская элита так же замкнута ипротивопоставлена обществу, как прежде коммунистическая номенклатура;
б) верхний(субэлитный) слой. Данный слой представлен преимущественно собственникамисредних и относительно крупных фирм, директорами крупных и среднихприватизированных предприятий, а также наиболее состоятельной частью другихгрупп занятого населения (главным образом, менеджеров и специалистовбизнес-профессий). На три четверти он представлен мужчинами, почти 90% которыхмолоды или находятся в среднем возрасте; 2/3 имеют высшее образование, абольшинство остальных – среднее специальное. Это наиболее урбанизированныйслой.
2. Среднийпротослой. Около 2/5 этого протослоя составляют мелкие предприниматели именеджеры, несколько больше – квалифицированные специалисты (профессионалы) ипримерно 1/5 – служилые люди (среднее звено бюрократии и офицеры). Фактором,объединяющим эти группы, служит срединное положение на социально-стратификационнойшкале. Однако они мало напоминают средние классы современных западных обществ.Это скорее зародыш полноценного среднего слоя, своего рода протослой. Группы,относимые нами к среднему слою, не похожи друг на друга ни положением, нисоциокультурным обликом, их совокупность социально гетерогенна. Можно выделитькак минимум две группы: первая – «новый слой», сформировавшийся в периодэкономических реформ, воспринявший ориентации западного типа и выделяющийся поуровню благосостояния; вторая – старый «дорыночный» средний класс,принадлежность к которому определяется неким «высшим качеством» личности(высокая нравственность, приоритет духовных ценностей). Сформировавшийся разрывв доходах между этими двумя группами компенсируется такими важными характеристикамистарого класса, как образование, культура, информация, диапазон социальныхсвязей.
а) верхнийслой представлен в основном менеджерами и предпринимателями, специалистами,военными, гуманитарная интеллигенция. Более 50% занято в частном секторе;
б) среднийслой составляют специалисты и квалифицированные рабочие, руководителипредприятий. Почти 50% занято в частном секторе, много молодежи (до 25 лет);
в) нижнийслой – «белые» и «синие» воротнички, 2/3 занято в государственном секторе.
Высокийпрофессионально-квалификационный потенциал, благоприятная структура занятости,сравнительно терпимое материальное положение, относительная многочисленность итенденция к дальнейшему расширению позволяют рассматривать средний протослойкак потенциальную движущую силу трансформационного процесса. Именноформирование полноценного среднего слоя служит одновременно показателемстабильности и поступательного развития общества, так как он сосредоточивает всебе квалифицированные кадры, обладающие высоким профессионализмом, гражданскойактивностью.
3. Базовыйслой. Этот наиболее массивный элемент социальной структуры представлен среднимирядовыми россиянами. Подавляющую часть их составляют работники средней иневысокой квалификации, занятые исполнительским трудом по найму. Три четвертииз них работают в государственном секторе и только 9% – в частном. Этопролетаризированная интеллигенция, полуинтеллигенция (технические служащие),рабочие, крестьяне, низовые работники торговли и сервиса; 55% базового слоясоставляют женщины чаще среднего и старшего возраста, с образованием в пределахшколы или техникума. Большинство его представителей живут в средних и небольшихпровинциальных городах, селах и деревнях.
4. Нижнийслой. Нижний слой общества в наших расчетах представлен работниками, неимеющими профессий и выполняющими простейший труд. Это наименее образованный,самый бедный, малоинициативный и социально беспомощный слой. Доля пожилых людейздесь в 1,6 раза выше средней, женщин в 1,5 раза больше, чем мужчин.
1.2 Анализ структуры общества с помощью методов неравновеснойстатистической механики
 
С помощьюметодов физической экономики построена модель реконструкции функциираспределения элементов Российского общества, по ликвидным накоплениям иизучено влияние её на экономические характеристики общества.
В качестве исходного уравнения мы выбираем стохастическоедифференциальное уравнение Ито баланса доходов и расходов семей с учетомслучайных факторов.
Необходимо отметить, что результаты полученного уравнения независят от малых изменений правой части. Модели, нечувствительные к малымизменениям носят название структурно устойчивых.
Случайнымиизменениями внешних условий являются:
1. Неконтролируемоеналогообложение – обеспечение максимальных поступлений в бюджет придополнительном условии: сохранении высокой рентабельности производства,платежеспособного спроса, уровня жизни людей и социальной стабильности.
2. Ценообразование– при каких условиях свободный рынок может регулировать цены, и при какихнеобходимо вмешательство государства и / или общества.
3. Адреснаяэмиссия – денежная эмиссия ведет к инфляции в унимодальном обществе, в случае,когда эмитированные средства распределяются равномерно. В бимодальном обществеэмиссия адресуется в определенный слой общества и ведет к понижению цен.
Показано, чтокорректное получение функции распределения элементов Российского общества поликвидным накоплениям возможно с помощью стохастического дифференциальногоуравнения Фоккера-Планка в формализме Ито. Показано, что предложенная модельструктурно устойчива. Построены графики, отражающие экономическую структуруобщества в 1995, 1998, 2008 гг. позволяющие проследить динамикуРоссийского общества за эти годы.
На основанииприведенных графиков можно сделать вывод о том, что структура общества находитсяв постоянной динамике. Если 1995 г. структура бимодальна, то к 1998 г. изменяются пропорции бимодального общества и появляется «убегающий хвост» подчиняющийсязакону Парето, формулирующийся следующим образом: примерно три процентанаивысших индивидуальных доходов следуют обратному степенному закону, что даетнам «хвост». Парето предположил, что этот «хвост», вероятно, возникает потому,что богатый человек может более эффективно умножать свое богатство, чем среднийиндивидуум. В 2008 г. изменились только пропорции распределения населения.
Такженеобходимо отметить влияние государства на модель. Анализ показывает, чтонаибольшее влияние на структуру доходов населения государство оказывало в 1995 г., в 1998 г. влияние государства практически отсутствовало, в 2008 г. мы вернулись к государственному регулированию.

2. Обеспечениеосвещения конференций, ярмарок. Помощь в программах, связанных с потребителями
 
Независимые организации созданы длясодействия становлению и развитию гражданского общества в России, углублениядиалога и взаимодействия между обществом и властью, укрепления социальногопартнерства и гражданского согласия в России.
Для выполнения своих задач данныеорганизации предусматривают:
– содействоватьпреемственности демократических преобразований в России, ее устойчивомуразвитию путем становления институтов гражданского общества;
– содействовать развитиюнациональной экономики, науки, образования, культуры, спорта, стабильномуэволюционному развитию страны, налаживанию цивилизованных отношений междупредставителями различных политических сил и социальных групп российскогообщества,
– объединять и координироватьусилия общественных организаций и гражданских объединений представителейделового сообщества страны с представителями всех ветвей власти по становлениюи развитию полноценного гражданского общества в России;
– участвовать в организации ипроведении Всероссийских и межрегиональных компаний, гражданских акций пообеспечению конституционных прав граждан на свободное волеизъявление на выборахв федеральные, республиканские, областные и местные органы законодательнойвласти и местного самоуправления, добиваться включения в предвыборные программыпартий, избирательных объединений и их кандидатов положений о необходимостигарантий всемерного содействия развитию Гражданского общества и его институтовв России.
– участвовать и оказыватьвсемерную поддержку деятельности и реализации проектов общероссийскихобщественных организаций, в которых Независимая организация «Гражданскоеобщество» и Национальный фонд «Общественное признание» являются соучредителями,прежде всего, Национальному Гражданскому Комитету по взаимодействию с правоохранительными,законодательными и судебными органами, Национальному Гражданскому Совету помеждународным делам, Международной Академии телевидения и радиовещания, а такжесвоим соучредителям Московскому Английскому Клубу, Социально-экономическомуучреждению «Деятели искусства и спорта за гражданское общество» «ДИСГО» идругим некоммерческим партнерским организациям и гражданским объединениям;
– осуществлятьорганизационную, информационную и благотворительную деятельность с цельюоказания поддержки конкретным научно-образовательным, культурным и спортивнымпроектам, служащим целям укрепления интеллектуального и творческого потенциалароссийских граждан, возрождению духовности и здоровья нации;
– содействовать в реализации изащите гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав исвобод граждан РФ, способствовать их активному вовлечению в гражданскоеобщество и расширению международного гуманитарного сотрудничества;
– оказывать материальную,социальную, моральную поддержку раненым военнослужащим, сотрудникамправоохранительных органов и спецслужб, участникам антитеррористическихопераций, семьям погибших воинов и ветеранам боевых действий, связанных сзащитой территориальной целостности страны и охраной ее границ;
– осуществлять сотрудничествос Русской Православной Церковью и иными религиозными концессиями в рамкахреализации совместной социальной программы «Возрождение духовных ценностей –основа гражданского общества России».
Независимые организации проводятсоциологические исследования по актуальным проблемам общественного развития,публиковать их результаты в собственных и др. СМИ.
Программа содействия развитиюотечественной экономики, социальной сферы, образования, здравоохранения,культуры и спорта включает в себя следующие мероприятия:
– разработка и реализациясовместных программ с Российским союзом промышленников и предпринимателей иТоргово-промышленной палатой РФ;
– организация и проведениеобщественных всероссийских и межрегиональных экономических форумов,конференций, симпозиумов и «круглых столов» по проблемам взаимодействиягосударственных и гражданских институтов (прежде всего предпринимательскихобъединений и саморегулируемых организаций), привлечения в реальный секторэкономики страны российских и зарубежных инвесторов, развития фондового рынка,повышения социальной ответственности российского бизнеса, совершенствованияпенсионного обеспечения и страхования граждан. (Минэкономразвития, профильныекомитеты Государственной Думы и Совета Федерации РФ);
– участие в заседаниях клуба «Открытыйфорум» (совместно с Национальной Ассоциацией политических прогнозов);
– участие в организации ипроведении общественных конференций «Стратегия развития России и вызовыглобализации XXI века»;
– участие в организации ипроведении конкурса «Окно в Россию», целью которого является привлечениевнимания к творческим коллективам, организациям и учреждениям в сфере культурыв провинции, развитие межрегиональных связей в области культуры.).
Учреждение Золотого товарного знака«Общественное признание» Национального фонда «Общественное признание» иНезависимой организации «Гражданское общество».
1. Разработка и регистрацияЗолотого товарного знака «Общественное признание», вручаемый предприятиям иавторским коллективам, чья производственная или интеллектуальная продукцияполучила широкое признание в российском обществе и качество которыхподтверждено соответствующим заключением профильных специалистов и ЭкспертныхСоветов Национального фонда «Общественное признание» и Независимой организации«Гражданское общество» в следующих номинациях: «Экономика ипредпринимательство», «Здравоохранение, спорт, экология», «Наука иобразование», «СМИ и информационные технологии».
2. Создание Экспертной комиссии иБольшого общественного экспертного Совета для решения вопроса о присужденииЗолотого товарного знака «Общественное признание» товару-номинанту.
Проект «Права человека – основагражданского общества»
Главная цель проекта– практическая правовая помощь потребителям, для чего на всей территории страныформируется некоммерческая информационная структура по просвещению граждан всфере защиты потребительских прав, о системе защиты прав потребителей в лицеорганов государственной власти, местного самоуправления и обществ защитыпотребителей, о правах потребителей в соответствии с Законом «О защите правпотребителей», возможностях и механизмах защиты потребительских интересов. Дляоказания бесплатной правовой помощи потребителям создаются некоммерческиеинформационно-консультационные центры и пункты.
Основными принципами функционированиясети являются:
– свободный и бесплатныйдоступ к информационным ресурсам сети;
– первичная бесплатнаяконсультативная помощь при защите прав потребителей;
– использование практическогоопыта юристов СПРФ по защите потребительских прав.
Общероссийский проект «Сетьправовой защиты прав потребителей» неразрывно связан со «Стратегией 2020»–долгосрочным планом развития России в первую очередь, потому, что направлен направовое просвещение самого большого социума нашего общества – потребителей и,потому что потребители, кем бы они не являлись по своему социальному статусу ипрофессии, наиболее заинтересованы в поддержке «Стратегии 2020».
Потребители заинтересованы:
– впреодолении правового нигилизма, т. к. он мешает защищать правапотребителей;
– в правоприменениипотребительского законодательства, в первую очередь – Закона «О защите правпотребителей»;
– в борьбе с коррупцией, т. к.в конечном счете «коррупционные расходы» предпринимателей ложатся напотребителей;
– в формировании среднегокласса, т. к. хотят непосредственно и разумно расходовать заработанныесредства на качественные услуги и товары, и хотят быть сильным средним классом;
– в построении общества свысокими стандартами жизни, т. к. потребители – это подавляющеебольшинство нашего общества, стремящееся к улучшению качества жизни.
В соответствии со «Стратегией 2020»проект «Сеть правовой защиты потребителей» направлен на первоочередныеориентиры:
– повышение безопасностиграждан в различных сферах услуг и при приобретении товаров;
– защита интересовпотребителей – пенсионеров;
– улучшение качества жилья;
– повышение качествамедицинских и образовательных услуг;
– правовое просвещениепотребителей и предпринимателей;
– обучение молодежи основампотребительских знаний.
Создание информационно –консультационных центров проекта «Сеть правовой защиты потребителей»рассматривается «как мера реализации «Стратегии 2020» на уровне территории» и,как важный фрагмент системы непрерывного правового просвещения и обученияпотребителей через структуры современных информационных коммуникаций.
В 2008 году как подразделениепроекта начал свою работу информационно-консультационный центр в Москведляжителей Московского региона (Москвы и Московской области), который осуществляетсвою деятельность фактически для потребителей из всех регионов.
Центр создан на базе Обществазащиты прав потребителей Московской области – при участии юристов этихорганизаций с учётом опыта их работы по защите прав потребителей, судебнойпрактики и с использованием информационно-справочных ресурсов.
Центр создан дляпрактическойзащиты потребителей – для оказания правовой поддержки потребителей путемпроведения юридических консультаций по защите прав потребителя, разъясненияположений Закона «О защите прав потребителей», а также для просветительскойработы, в целях достижения общегосударственных приоритетов – ликвидациибедности, повышения качества жизни, обеспечения высоких стандартов и общегоблагополучия граждан.
Перед Центром на период до 2010года стоят следующие задачи:
– обеспечить информированиесамого широкого круга граждан о правах, предоставленных законом РФ «О защитеправ потребителей»;
– внедрить системусамообразования потребителей в части знания и применения прав, установленныхзаконом РФ «О защите прав потребителей», и способов защиты своих интересов;
– оказывать практическуюпомощь потребителям по конкретным проблемам;
– осуществлять защитунеопределенного круга потребителей в судах;
– обеспечить постоянноефункционирование Центра, его системное развитие.
В итоге, следует отметитьследующее.
Для обеспечения освещенияконференций создаются Независимые организации. Также они созданы для содействиястановлению и развитию гражданского общества в России, углубления диалога ивзаимодействия между обществом и властью, укрепления социального партнерства игражданского согласия в России.

Заключение
 
В результатепроведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Социальноенеравенство – это неравномерное распределение жизненно важных ресурсов вклассовой структуре, во втором – в системе социальной стратификации (социальнойиерархии, состоящей из слоев.
Слои (страты)различаются количественными характеристиками распределения жизненного важныхресурсов. Одни имеют данного ресурса много, другие мало. Часто выделяют слои потаким критериям: уровень доходов и уровень жизни. Эти характеристики обычносвязаны с другими критериями социальной стратификации: престиж, власть,образование. Положение человека как в классовой, так и в слоевой структуресерьезно влияет на объем и содержание его потребления.
С помощьюметодов физической экономики построена модель реконструкции функциираспределения элементов Российского общества, по ликвидным накоплениям.
Для обеспечения освещенияконференций создаются Независимые организации. Также они созданы для содействиястановлению и развитию гражданского общества в России, углубления диалога ивзаимодействия между обществом и властью, укрепления социального партнерства игражданского согласия в России.

Списоклитературы
 
1. Аберкрамби Н.Социологический словарь. – М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2004. – 620 с.
2. Беляева Л.А. Социальныеслои в России: опыт кластерного анализа. // Социс. – 2005. №12. – с. 57–64.
3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология.– М.: ИНФРА‑М, 2001. –624 с.
4. Заславская Т.И. Проблемыразвития социальной структуры российского общества. // БезопасностьЕвразии. – 2006. №3. – с. 191–201.
5. Заславская Т.И. Современноероссийское общество: проблемы и перспективы. // Общественные науки исовременность. – 2006. №5,6. – с. 5–19.
6. Радаев В.В., Шкоратан О.И. Социальнаястратификация. – М.: Наука, 2005. –245 с.
7. Ритцер Дж. Современныесоциологические теории. – СПб.: Питер, 2002. –688 с.
8. Социологическаяэнциклопедия. / Редкол.: Горнин А.П., Карелова Г.Н. и др. – М.: БРЭ,2000. – 438 с.
9. Социология. / Под ред.Волкова Ю.Г. – М.: Гардарики, 2005. – 512 с.
10. Социология / Под ред.А.И. Кравченко, В.М. Анурина. – СПб.: Питер, 2003. – 432 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.