Реферат по предмету "Реклама"


Проза о крыльях

ПРОГРАММА «ПРИЕМЫ ЖУРНАЛИСТИКИ ИPUBLIC RELATIONS» как СИСТЕМА ИДЕЙ
ХОТЕЛИКАК…
Издревлелюди хотели летать непременно «как птица». Но полетели-то «каквоздушный шар», «как планер», «как самолет», «какракета», наконец. К чему это в статье о компьютерной программе? А вот кчему: известная формула «хотели как лучше...» при старте новых идейили услуг почти всегда приводит первых «энтузазистов» к сверхрекламе.
Вспомнимобещания благ сплошной робототизации, компьютеризации, ваучеризации,непознанных возможностей Internet и даже, страшно сказать, недавниесверхобещания счастья народного «на пути демократических реформ»…Конечно, очередные сверхобещания — хоть большевиков, хоть демократов — позжеприходят в норму. Но только спустя какое-то время.
Тоже самое происходило и с классом компьютерных программ, о котором пойдет речь.На основании буйной фантастики 60-х и, чего греха таить, авансов кибернетиков,каждый 30-й человек с высшим образованием до сих пор донимает нас вопросом:«А что, теперь нажимаешь Enter, и программа сама всю статью пишет,да?»
НО,КАЖЕТСЯ, ВЗЛЕТЕЛИ КАК...
Осознаваяэффект «сверхобещаний», разработчики программы «ПРИЕМЫЖУРНАЛИСТИКИ и PR» сразу отказались от ненаучной фантастики:«Программа пишет весь текст сама, без участия человека!». Давайте,сказали мы друг другу, постараемся вначале взлететь, если не как натуральнаяптица, то как нормальный планер. Но взлететь! Что в переводе с«самолетного» языка на обычный означает: если уважаемый Автор знает,о чем писать («фактуру») — постараемся вывести его в областьприличных журналистских, литературных решений.
Какпоказывает статистика, даже признанные Мастера текста используют в своихработах не более 10 — 15% известных риторических и стилистических приемов(заметим, это соотношение близко к известной закономерности Вильфредо Парето:80% работ выполняют 20% активных людей). И, вероятно, причина здесь не вособенностях конкретных людей или их обучении, и даже не в спасительном длябездельников «кризисе российской экономики» и т.п., а в том, чточеловек вообще склонен тиражировать то, что у него хорошо получилось.
Вспомним:
спортсмены-борцыустойчиво используют всего несколько «коронных приемов» из всегоарсенала;
наперсональных выставках художников, фотографов видны те несколько«ходов», которые разрабатывает автор;
насерии спектаклей или фильмов заметны любимые находки режиссера и актеров;
даи авторитетный вузовский преподаватель зачастую повторял уже не раз слышанныеостроты…
Нашвывод: то, что получается — тиражируется. И уже не столь важно: осознает Авторэто или нет. Эффект есть.
Таквот, если мы сможем за несколько минут вывести Автора в область приличных(пусть даже на ремесленные «четыре с минусом») и расширяющих егоиндивидуальную палитру (помните о 10 — 15%?) решений, то Автор, знающий«фактуру», сможет создать хороший текст.
Впроекте «Приемы журналистики» мы стараемся объединить достоинстваЧеловека с достоинствами машины: интуицию и знания Автора с оперированиембольшими объемами информации, хорошо удающимся компьютеру.
ВАРИАНТ и ИНВАРИАНТ от ЛУЧШИХТЕКСТОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
(теоретическаяглава, которую можно пропустить!)
Нефилософскийвопрос: сколькими арифметическими способами можно превратить одно число вдругое?
Ответ-1:шестью, вот они: сложение; вычитание; умножение; деление; возведение в степень;извлечение корня;
Ответ-2:четырьмя, поскольку возведение в степень и извлечения корня — производное отумножения и деления;
Ответ-3:двумя — сложением и вычитанием, ибо остальные арифметические действия — производны от них.
Ответ-4:одним — в компьютерах все арифметические операции сведены к сложению двоичныхчисел. Заметим: чисел — бесконечное множество, а (сейчас будет важное слово!)преобразований чисел друг в друга — всего несколько (сравните Ответы-1, 2, 3 и4). Сходную идею высказал еще Цицерон в речи «Об ораторе»:«Разница между построением слов и мыслей состоит в том, что при переменеслов словесное построение нарушается, а построение мыслей сохраняется, какимибы словами ни пользоваться».
Наоснове изучения более 12 500 русскоязычных текстов, мы утверждаем: числопреобразований Текста-1 в Текст-2 тоже конечно. Велико. Но конечно. При этом нестоль принципиально, о чем Текст-1 (об одических тенденциях в произведенияхРылеева и Кюхельбекера, об аэрогриле или о похождениях кота президента Клинтонаи т.п.), так же как не принципиально для таблицы умножения, что на чтоперемножать: километры на рубли или грузовики на ящики. Поскольку если мы знаемприемы преобразования — мы перемножим числа верно. Поэтому если изучатьсобственно тексты, число коих стремится к бесконечности (утверждают, чтоколичество работ по изучению наследия А.С. Пушкина уже в сотни раз превышают пообъему работы первоисточника), то это можно делать долго, честно и… не оченьрезультативно, если иметь в виду ответ на вопрос: «А как написатьприличный текст?» Так вот, мы стали изучать Приемы преобразования текста =инварианты, а не варианты текстов. Повторюсь: вариантов (читай — текстов) — бесконечно много. А способов их преобразований друг в друга (инвариантов) — значительно меньше!
Действительно,убедиться в этом каждый может самостоятельно. Для этого достаточно взятьсубботним вечером том публицистики признанного Автора и прочитать подряд 100окончаний (или начал) его произведений. Весьма скоро даже в отсутствиипрограммы «Приемы журналистики» станет ясно: да, тексты разные и оразном, но их моделей, формул, или, как мы обычно говорим, преобразований,приемов, инвариантов — всего несколько и они послушно укладываются воговоренные выше проценты «индивидуального стиля»ю
Заметим,разработчики программы получают тексты из разных городов, классифицируют их поинвариантам (а не по фамилии Автора) и все равно тексты одного и того же Автора,в итоге оказываются всего в нескольких ячейках. И, как правило, в соседних.
Разныеварианты и общее в них — инвариант.
КАК РАБОТАЕТ ПРОГРАММА?
Поотзывам ряда наших Клиентов, обычно к программе прибегают тогда, когда «непишется», «не идет», «нужен толчок», «важноухватить основную идею сценария» и т.п. Опуская технические подробности (сними легко ознакомиться, скачав бесплатную сокращенную версию программы), этопроисходит так:
Дляполучения рекомендаций Автор указывает:
КаковПредмет описания, то есть О ЧЕМ пишет Автор (о Товаре/Объекте; Герое; Услуге;Информации; Эмоции и т.п.);
Каковоисходное отношение Читателей(!) к выбранному в пункте 1 Предмету описания(положительное; безразличное; отрицательное. Например, к симпатичному щенкубольшинство читателей относятся положительно; к сообщению о выведении новойпороды собак для канадских лесорубов — скорее безразлично; а к сообщению обездомных собаках, живущих на лестницах жилых домов — скорее отрицательно...);
КАКУЮЗАДАЧУ РЕШАЕТ Автор (привлечь внимание Читателя; подтвердить уже известное;научить; сделать рекламу или «отстройку от конкурентов» и т.п.).
Послечего Программа выдает систему проверенных рекомендаций, по аналогии с которымиАвтору и предлагается создавать свой текст (заметим, программа работает какопытный библиограф или поисковая машина в internet: после постановки задачи онавыдает ряд рекомендаций, которые Автор может перебрать в ручную. То есть,программа позволяет резко «сузить» область поиска нужных решений.).
Допустим,в течение 15 секунд (время реальное) требуется приступить к созданию текста,который бы вызывал в Читателе определенную Эмоцию. При этом Читатель изначальнодостаточно безразличен к Предмету описания. Введем данные и получим ТАБЛИЦУ 1.
Здесь,в левой колонке? будут даны рекомендации программы по структуре предполагаемоготекста на уровне фраз или коротких абзацев, в средних колонках — приведены двапримера и в правой — отдельные комментарии разработчиков.
ТАБЛИЦА1
Микроструктура Приема
теоретические рекомендации на уровне фраз и абзацев
Микроструктура текста
детально разобранный пример-1
Микроструктура текста
детально разобранный пример-2 Примечания ИНВАРИАНТ ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 2
 Автор кратко упоминает:
либо ситуацию;
либо известную Читателю проблемную ситуацию;
либо Автор задает риторический вопрос.  «Чистый, как слеза комсомолки, экзерсис на ту же тему — картина „Счастье Анны“.  »- В название главы вынесено слово «манипуляция». С помощью каких приемов общения мы можем управлять вниманием собеседника?  В теоретической колонке приведены 3 варианта создания этой фразы/абзаца. Характерная деталь — программа рекомендует не описывать ситуацию, а кратко упомянуть.  Автор, по мере развертывания текста, намеренно ДЕЛАЕТ ОШИБКУ сам и… «коварно» вовлекает в нее Читателя.  Осень. Сельская активистка Анна по зову партии вчистую выгребает зерно из родного села и с боями везет в город.  С помощью логического ударения и не только. Помните поговорку «Каждой твари по паре»? Так вот, теперь я задаю Вам вопрос: «Сколько животных каждого вида Моисей взял в свой ковчег?» (автор при этом выделяет голосом слово «сколько»)
 Автoр:
либо приводит типичные ошибочные ответы, действия;
либо дает дополнительную информацию Читателю (которой не было у Героев текста);
либо ПОДСТАВЛЯЕТ Читателя в позицию НАБЛЮДАТЕЛЯ, оценивающего совершенную ОШИБКУ.
 Весна. Сеять нечем. Анна едет в город, героически выбивает зерно у тамошних бюрократов и с боями привозит в родное село...
Поперхнулись, прочтя?  - Выходит, что два...  В теоретической колонке приведены 3 варианта созданий этой фразы/абзаца.
После чего Автор:
намеренно спокойно делает свой уточняющий вывод, акцентируя «правильное» понимание;
реже: позволяет Читателю поразмышлять об истоках ошибки самостоятельно.
Значит, вы — не коммунист.
А теперь попробуйте представить, какая смесь была в головах людей, безропотно производивших и потреблявших такое кино".
Я всегда задаю этот вопрос слушателям своих курсов. Самые умные говорят: «четыре»… Правильный ответ — ни одного, поскольку ковчег принадлежал не Моисею, а Ною. Поставив логическое ударение на слове «сколько», я отвлек Ваше внимание от других важных слов.
Вот и вся манипуляция. Загадка «А и Б сидели на трубе» — из той же серии. Правильный ответ должен учитывать наличие или отсутствие логического ударения на букве «и». В теоретической колонке приведены 2 варианта создания этой фразы/абзаца. ИСТОЧНИК:
Матизен В.
Товарищ, верь!,
журнал «Столица», 1994,
№ 6, с. 32.
Левит Л.З.,
Интервью с частным психологом,
Минск: «Красико-принт», 1996,
с. 107.
Теперьдопустим, что по аналогии с тремя левыми колонками нам нужно создать свой тексти записать его в пустую правую (там, где сейчас отдельные комментарии). Думаем,это будет проще, чем создавать текст с нуля…
Приэтом — за неимением места — мы показали лишь 1 механизм программы — Микроструктуру текста, два примера, и НЕ показали:
несколькодесятков Приемов, иначе(!) решающих ТУ ЖЕ проблему;
десяткииллюстрирующих эти Приемы отборных примеров, по аналогии с которыми можно создатьсвой текст;
схемуэмоционально-смысловых ударений (композиционную схему) текста;
возможныеПриемы усиления создаваемого текста;
типовыеошибки Автора при работе именно с этим Приемом и т.п.
Нотут уважаемому Читателю лучше самому посмотреть демо-версию программы.
ЧТО ЖЕ СДЕЛАНО?
Наоснове анализа уже более 12 500 текстов Мастеров мы выявили и систематизироваликак известные, так и новые приемы риторики. Почему пришлось«перелопачивать» снова столько произведений — разве нет учебников?Учебники и справочники есть. Но используют настолько простые модели, что с ихпомощью можно проводить лишь поверхностное, ознакомительное обучение. Вряд литакие справочники помогут сделать программу для специалистов, пришедших впрофессию не вчера. Впрочем, филологи сами признают: «Классическаястилистика предлагала обширные перечни стилистических фигур; многочисленныеклассификации сводились к внешней их сортировке».
Интуитивнопонятно, что назвать несколько десятков способов привлечения внимания Читателяк материалу, либо приемов коррекции мнения Читателя — задача, практическиневыполнимая даже для крепкого профессионала. Но эта задача вполне по силекомпьютеру. Задача же Автора — не тратя времени на поиск, отобрать наиболееподходящую систему рекомендаций из числа предлагаемых программой Приемов инаполнить их конкретной фактурой. Упрощая, можно сказать, что программа — «умный» справочник по Приемам создания текста: учебного,публицистического, рекламного, мемуарного и т.п.
Теперьзачастую мучительный процесс написания «с нуля» сводится к отбору исовершенствованию рекомендованных программой решений.
Аесли Автор хочет писать не как рекомендует программа, а по-своему?
Во-первых,как правило, программа выдает не одно, а систему решений — Автор может отобратьиз них и «дотянуть» наилучшее.
Во-вторых,истинное творчество заключается не столько в непризнании проверенных сотнямиАвторов идей, сколько в их плодотворном развитии.
В-третьих,и самое неприятное: да, упомянутые выше 10 — 15% характерны для лучших Авторов(Аграновский А.А., Андроников И.Л., Вознесенский А.А., Гранин Д., Довлатов С.,Конецкий В.В., Минкин А., Моруа А., Невзоров А.Г., Олеша Ю., Перельман Я.И.,Паустовский К., Сент-Экзюпери А., Тынянов Ю.Н., Чехов А.П., Шкловский В.Б.,Эренбург И.Г. и еще несколько сотен). Мы не приводим проценты, характерные дляменее известных Авторов. Надеемся, наш Читатель понял — мы это делаем изхристианских соображений…
СКУЧНЫЕ, НО ПОЛЕЗНЫЕ ВЫВОДЫ
Данныйпроект далеко не первый, поэтому мы знаем: через несколько лет у нас появятсяпоследователи. Вот ряд несекретных выводов для них:
Учитываямассовое распространение компьютеров, Internet и CD-рекордеров, скоро появятсяэлектронные библиотеки с названиями вроде:
1000рекламных слоганов;
365избирательных листовок и предвыборных обещаний;
100наших фотомоделей;
лучшиерекламные объявления, аудио- и видеоролики Украины-99 и т.п.
Подобныебазы полезны как накопление профессионального опыта, но провоцируют плагиат ивряд ли будут снабжены продуманной классификацией, позволяющей не толькопросматривать их содержимое, но и решать конкретные задачи.
Врешении глобальной проблемы «научить компьютер синтезировать текст»уже освоена доступная ступенька: текст пишет Автор, но компьютер направляет егов область приличных решений,… провоцируя интуицию Автора с помощью системыаналогий. Таким образом, Большая Задача «написания текста с нуля, в томчисле в отсутствие вдохновения», теперь заменена решением более простыхзадачек:
получениемза несколько секунд гаммы возможных решений;
отборомлучшего решения и написанием своего текста «не с нуля».
Этоявно избавляет от рутинных и творческих трат нервов Автора, Лектора,Сценариста. Впрочем, еще Максим Горький заметил: «Русский человек любитпострадать», поэтому точно найдутся персонажи, ратующие за «боль истрадание» на рабочем месте.
Ксожалению, мы не знаем Автора (и будем благодарны, если Читатели его назовут!),который писал бы иначе, чем уже зафиксировано в «Приемахжурналистики...». Другое дело, каждому Автору хочется надеяться, что егоопыт уникален или, как любит говорить Бэлла Ахмалдулина,«своеобычен».
Описаниесложных систем, а приемы преобразования текстов — сложная система (независимоот того, как разные научные школы понимают это определение) — тоже многомерно.Например, определение "… риторический вопрос — утверждение, высказанное ввопросительной форме", научить создавать эти вопросы никого не может. (Этото же самое, что изучать секреты приготовления борща по черно-белойфотографии.) Здесь требуется принципиально более многомерное описание — примерно такое, как это сделано в ТАБЛИЦЕ 1. Важны не только те или иныеинварианты (приемы), но и их система. Первый, кто это внятно понял и сделал вXX веке — Г.С. Альтшуллер, создавший теорию решения изобретательских задач — ТРИЗ.(Важно: единичные приемы были известны и до него, но мы акцентируем вниманиенаших Читателей именно на системе приемов).
Иеще: начав работу над проектом в 1991 году, за последние 2 года мы добавили куже найденным только 3 новых приема преобразования текста. Все остальныеповторяются. У Вас нет нового приема?.. С благодарностью примем и обещаемсделать его Вашим именным.
Список литературы
1.Альтшуллер Г.С. Творчество, как точная наука, М., «Советское радио»,1979.
2.Альтшуллер Г.С. Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческойличности, Минск: «Беларусь», 1994.
3.Викентьев И.Л. Приемы рекламы и public relations: 214 примеров, 130 учебныхзадач и 15 практических приложений, СПб, «ТРИЗ-ШАНС», 1998.
4.Викентьев И.Л. И пальцы просятся к перу, перо к программе… Описательные иинструментальные модели при обучении маркетингу, рекламе и publicrelations//Рекламное Измерение, 1999, № 6 (59), с. 6 — 7.
5. Gordon W.J.J. Synectics: the development of creative capacity,«Harper & Row», New York, 1961.
6.И.Л. Викентьев. Проза о крыльях.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.