Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Рецензия на повесть В.П. Астафьева "Пастух и пастушка"

Рецензия на
повесть В.П. Астафьева "Пастух и пастушка"

Чуть больше
полвека, что минули после Великой Отечественной войны, не ослабили интереса
общества к этому историческому событию. Время демократизма и гласности,
осветившее светом правды многие страницы нашего прошлого, ставит перед
историками и литераторами новые и новые вопросы. И наряду с традиционно
рассматриваемыми произведениями Ю. Бондарева, В. Быкова, В. Богомолова в нашу
жизнь входят "не терпящие полуправды" романы В. Астафьева
"Пастух и пастушка", В. Гроссмана "Жизнь и судьба", повести
и рассказы В. Некрасова, К. Воробьева, В. Кондратьева.

"Роковым
препятствием на благородном человеческом пути была и остается война - самое
безнравственное деяние из всех, какие породил человек". И потому не
умолкает война в творчестве Виктора Астафьева. О тех молодых парнях, с которыми
пришлось писателю воевать, но которым не довелось дожить до Победы, и написал
он одну из лучших, по-моему, одну из самых "трудных и больнее доставшихся
ему вещей" - повесть "Пастух и пастушка". В этой повести
воссоздан образ чистой любви, жизнь человеческих душ, войной не смятых, не
подавленных.

"Современная
пастораль" - такой подзаголовок, многое определяющий и проясняющий в
идейном звучании произведения, дал писатель своей повести, в которой есть
любовь, есть счастье - эти главные приметы традиционной пасторали. Но недаром
писатель рядом со словом "пастораль" поставил слово
"современная", как бы подчеркнув тем самым жестокую определенность
времени, безжалостного к человеческим судьбам, к самым тонким и трепетным
порывам души.

Есть в повести
очень важное противопоставление - детское воспоминание главного героя,
лейтенанта Бориса Костаева, о театре с колоннами и музыкой, о пасущихся на
зеленой лужайке белых овечках, о танцующих юных пастухе и пастушке, любивших
друг друга, и "не стыдившихся этой любви, и не боявшихся за нее, резко,
кричаще контрастирует, внешне сдержанно, но внутренне поразительно глубоко и
эмоционально, с обостренной болью и щемящей душу печалью написанной сцены об
убитых стариках, хуторских пастухе и пастушке, "обнявшихся преданно в
смертный час".

"Залп
артподготовки прижал стариков за баней - чуть их не убило. Они лежали,
прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старику. И мертвых било
их осколками, посекло одежонку..." Короткая эта сцена, символика которой
особенно очевидна в контрасте с театральной идиллией, пожалуй, центральная в
произведении. В ней как бы сконцентрирован трагизм войны, ее антигуманность. И
мы теперь не можем воспринимать дальнейшее повествование, следить за короткой,
как вспышка ракеты, историей любви Бориса и Люси, за судьбами других персонажей
иначе как через призму этой сцены.

Показать
антигуманную суть войны, ломающую и коверкающую судьбы, не щадящую самою жизнь,
- главная задача, которую поставил перед собой В. Астафьев в повести.

Писатель
погружает нас в атмосферу войны, густо насыщенную болью, неистовством,
ожесточением, страданием, кровью. Вот картина ночного боя: "Началась
рукопашная. Оголодалые, деморализованные окружением и стужею, немцы лезли
вперед безумно и слепо. Их быстро прикончили штыками. Но за этой волной
накатилась другая, третья. Все переменилось, дрожь земли, тертые с визгом
откаты пушек, которые били теперь и по своим, и по немцам, не разбираясь, кто
где. Да и разобрать уже ничего было нельзя". Эта сцена призвана подвести
читателя к основной мысли повести: о противоестественности, заставляющей людей
убивать друг друга.

Вне этой
главной мысли нельзя понять трагедии повести лейтенанта Бориса Костаева,
умершего в санитарной больнице, которому война подарила любовь и тут же отняла
ее. "Ничего невозможно было поправить и вернуть. Все было и все
минуло".

В повести
"Пастух и пастушка", произведении большого философского смысла,
наряду с людьми высокого духа и сильных чувств, писатель создает образ старшины
Мохнакова, способного к насилию, готового переступить черту человечности,
пренебречь чужой болью. Трагедия Бориса Костаева становится еще яснее, если
пристальнее вглядеться в один из центральных образов - старшину Мохнакова, не
случайно проходящего рядом с главным героем.

Однажды в
разговоре с Люсей Борис произнесет очень важные слова о том, что страшно
привыкнуть к смерти, примириться с ней. И с Борисом и с Мохнаковым,
находившимся на передовой, посто-янно видевшими смерть во всех ее проявлениях,
случается то, чего боялся Костаев. Они привыкли к смерти.

Повесть В.
Астафьева предостерегает: "Люди! Это не должно повториться!"
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Единая система технологической документации (ЕСТД). Погрешности, классификация погрешностей
Реферат Автор, рассказчик и герой в повести Пушкина "Капитанская дочка"
Реферат Взаимоотношения между матерью и дочерью в подростковом возрасте
Реферат Доказательства и доказывание в хозяйственном процессе Республики Б
Реферат Автобиографическая основа "Истории моего современника" В.Г. Короленко
Реферат Wales Struggle for independence
Реферат Программа реабилитации рабочих с шумовой патологией органа слуха
Реферат Філасофія сярэднявечча
Реферат 1. Общие сведения об экспертизе товаров. Виды экспертиз и их значение в улучшении качества изделий
Реферат А.П. Чехов и русский театр
Реферат Александр Сергеевич Грибоедов
Реферат Анализ поговорки "ум-глупость"
Реферат Акмеизм как литературное направление
Реферат Управление внеоборотными и оборотными активами Краснобаковского филиала государственного учреждения Нижегородской области "Нижегородавтотранс"
Реферат Людвиг I Гессенский