Период наилучшего восприятия мира с помощью чувств Аудиокомментарий: Елена Александровна Хилтунен, Монтессори-педагог, сертификат Академии развивающей реабилитации (Мюнхен, Германия), эксперт Ассоциации Монтессори-педагогов России, автор 9 книг по Монтессори-педагогике, Монтессори-тренер педагогического Университета им. Герцена (Санкт-Петербург) 1.Если спросить любого выпускника педагогического института прошлых лет, что он знает о трудах замечательного итальянского педагога и психолога Марии Монтессори, то, вернее всего, услышим в ответ хрестоматийную цитату: «Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни». То есть, уже почти целое столетие в мировой педагогике Марию Монтессори считают основоположником сенсорного воспитания детей. В деле воспитания чувств нет ничего важнее, считала она, чем вступить в сотрудничество с природой, подчиниться одному из ее законов, гласящему, что развитие ребенка осуществляется посредством освоения им окружающего мира. И главным инструментом в этой работе являются его собственные чувства, острая интуиция – драгоценные подарки природы каждому появляющемуся на свет человеку. Чем скорее и чем лучше выучится ребенок управлять своими органами чувств, тем быстрее и полнее будет его умственное развитие. Механизм этой связи современные ученые объясняют следующим образом. Мышление как процесс есть функционирующая система постепенно накопленных знаний. Знания возникают на основе элементарных «нерасчлененных» представлений. Значит, ощущения, представления и понятия – различные ступени познания. Чем отчетливее то или иное конкретное ощущение ребенка, тем более глубокий след оставляет оно в душе. Чем чаще повторяется, тем точнее будет представление о предмете, тем разностороннее ассоциации этого представления с другими, прочнее его отпечаток в памяти. Вот как можно представить схематически логическую нить, связывающую развитие органов чувств и мышления.^ Впечатления, воздействующие на органы чувств – ощущения – представления – ассоциации представлений – запоминание – анализ – мышление. Человек появляется на свет с уже вполне сформированными органами чувств, но еще не способными к активному функционированию. Умению пользоваться своими ощущениями ему предстоит научиться. Не будем спорить с утверждением, что традиционная психология до сих пор наибольшее внимание уделяет, измерению состояний детской чувственной сферы: различает ли ребенок цвета, шумы, определяет ли на глаз величину предмета, может ли выстроить хроматический ряд и так далее. Придуманы десятки тестов и метрических приборов, чтобы все это определять. Но за последнюю сотню лет никому, кроме Марии Монтессори не удалось с такой необычайной точностью придумать дидактические пособия, специальные материалы, с помощью которых ребенок мог бы самостоятельно тренировать свои органы чувств. Создавая эти дидактические материалы, М. Монтессори преследовала две цели: биологическую и социальную. С биологической стороны она стремилась облегчить естественное развитие ребенка, а с социальной точки зрения – старалась подготовить его к жизни в окружающей среде. «Воспитание чувств, – писала Мария Монтессори, – делает людей наблюдательными и не только довершает общее дело приспособления к нынешней эпохе цивилизации, но прямо готовит к практической жизни. Мне кажется, мы имеем весьма несовершенное представление о том, что необходимо для практической жизни. Наш воспитательный метод чаще всего сводится к заучиванию в уме и затем к выполнению. Но весьма нередко ученики, хорошо поняв идею, с огромным затруднением выполняют практическую задачу». В книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики» М. Монтессори приводит пример с кухаркой, которая прекрасно изучила поваренную книгу, и запомнила все рецепты, а так же манипуляции по приданию кушанью надлежащего вида. Но каждый раз, когда ей приходилось на ощупь и на вкус определять момент, когда надо положить приправу, – она ошибалась, так как чувства ее «не получили достаточной подготовки». Теперь, будучи взрослым человеком, эту подготовку она может получить лишь путем долгой тренировки, и такая практика будет ни чем иным, как запоздалым воспитанием чувств. (Вот почему, заключает М. Монтессори, так трудно найти хорошую кухарку!) Но «Воспитание чувств надо начинать методически, с младенческого возраста, и продолжать его во весь период обучения, который подготовляет индивида к жизни в обществе». Все дело в так называемом сенситивном периоде воспитания чувств, фазе особой восприимчивости ребенка к тем или иным способам, видам деятельности, эмоциональной восприимчивости знаний, умений, способов поведения. Человеку никогда более в жизни не удается так легко и радостно учиться, чем в этот особый период жизни. Сенситивный период сенсорного развития длится обычно от 0 до 5,5 лет. Разумеется, здоровый ребенок в любом случае может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и пр. М. Монтессори считала, что воспитание чувств состоит не в том, чтобы ребенок знал цвет, форму и различные качества предметов, а в том, чтобы он утончал (именно этот термин она употребляла) свои чувства, упражняя ими внимание, сравнения и суждения о предметах. Конечной целью таких упражнений являются не знания, а верные и тонкие пути к нему – навыки распознавания. Как же помочь малышу совершить эту удивительную работу по «утончению» собственных органов чувств? Прежде всего, доверимся природе. Позволим ребенку делать все, что удовлетворит его неустанную потребность в общении с ней. Дети обожают внимательно слушать и смотреть, как песок пересыпается из одной банки в другую. Совсем по-другому сыпется песок из закрытого чайника в блюдце через дырочки в носике. Ребятишкам доставляет радость звонкое перекладывание камешков из одной в двух плошках. Еще больше им нравится переливать воду из чашки в чашку, стараясь не проливать на подносик. А если пролил – вытирать капли маленькой тряпочкой. Возникают и трудности при переливании в узкое горлышко бутылки. Попробуем воспользоваться воронкой! Металл блестит! Это можно обнаружить, если взять бархотку и мелкими движениями пальцев натирать металлический предмет. Работа с зернами – перекладывание, сортировка – обостряет и утончает чувствительность детских пальчиков. Большой деревянный пинцет, которым малыш пытается ухватить шишку, тренирует мускулатуру его руки. А если перекладывать пробки из сухой миски в тазик с водой, можно на собственном опыте убедиться, что пробка не тонет. Ручная работа пипеткой поможет малышу пронаблюдать, как капает вода. Дети обожают сортировать косточки от вишен, сливы, персиков, яблока, винограда по форме, размеру. Галька – совершенно особый материал для работы ребенка. Возможность свободного выбора камешка вызывает спонтанный интерес ребенка. Создание картины из гальки, зерен, блестящих шариков, тесьмы дает возможность развивать концентрацию внимания. Ребенок переставляет и перекладывает, наблюдает, узнает названия удивительных предметов живой природы: ракушек, камней, комочков глины, чувствует, как могут они превращаться в предметы искусства. Оказывается, вещи из обыденной жизни могут приобретать художественный смысл. Камни и ракушки часто имеют удивительную форму и цвет. Закроем глаза и руками почувствует то, что не всегда можно увидеть глазами. Сухие цветы и фрукты – это тоже природный материал. Его можно взять, положить, разглядеть, потрогать, понюхать и даже попробовать на вкус. Перышки птиц будем рассматривать и сортировать. Сырая земля может быть мягкой и твердой, сыпучей или лежать комком. Она может состоять из маленьких камешков и быть холодной или теплой. Ребенок особенно радуется, когда вдруг начинает ощущать течение времени. Песочные часы представляют для него особый интерес. М. Монтессори неоднократно обращала внимание на впитывающее сознание ребенка. Но эту особенность детского восприятия мира было бы невозможно обнаружить, если бы жизненные силы ребенка не приводили в действие органы его чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и другие. «Было бы замечательно, – пишет М. Монтессори, – если бы всякое знание входило в нас таким естественным путем, не требующим больших усилий, чем те, которые мы тратим, чтобы дышать и есть. Сначала мы бы не чувствовали ничего необычного, а потом, внезапно, приобретенные нами понятия засветились бы в нашей памяти, как яркие звездочки знаний. Тогда бы мы почувствовали их присутствие и осознали понятия, которые без усилий стали бы нашим достоянием…». Однако все это возможно в детстве, в периоде человеческой жизни, когда мы чувствуем с каждым днем острее и тоньше. И это тоже подарок природы человеку. 2.Ученые считают, что чем выше интеллект человека, тем более упорядоченной и дифференцированной системой понятий, образов, знаний он обладает. М. Монтессори подчеркивала, что процессы различения, группирования и обозначения внешних предметов на основе установившегося в уме прочного порядка и составляет мышление. И если мы хотим помочь ребенку в упорядочивании его сознания, необходимо обустраивать его жизнь так, чтобы он постоянно сталкивался с потребностью нечто распределить, отобрать, разложить по какому-то принципу, сгруппировать – словом, упорядочить. Практически все, придуманные М. Монтессори сенсорные материалы, обладают этим качеством. Дети строят Розовую башню от самого большого кубика к самому маленькому, они сравнивают и распределяют по цвету или на ощупь таблички, объединяют парами одинаково шумящие цилиндры. Разумеется, сначала, показывая ребенку те или иные предметы, собранные в автодидактический материал, взрослый сам упорядочивает их на глазах у ребенка. Но затем, дети многократно и с неизменным энтузиазмом устанавливают этот порядок в работе. И он спонтанно впитывается, абсорбируется в их сознание. Внутренний порядок, так необходимый для плодотворного мышления ребенка, устанавливается именно благодаря его спонтанной деятельности со специально подготовленными для этого дидактическими материалами. 3. «Люди нашей цивилизации, – писала М. Монтессори, – являются выдающимися наблюдателями окружающего мира, так как они должны в полной мере использовать его богатства». Ребенок в этом смысле наблюдатель вдвойне. Он в состоянии увидеть целый мир в капельке росы. Надо только настроить на это его чувства. Помочь глазам различать десятки оттенков одного цвета, ушам – слышать многообразие шумов и звуков. С помощью несложной тренировки пальцы ребенка смогут чувствовать гладкие и шершавые поверхности, язык отмечать разнообразие вкусов, нос – запахи цветов, леса и моря. «Красота находится в гармонии, но не в контрастах, а гармония лежит в утончении; таким образом, тонкость чувств необходима, чтобы ее воспринимать. Красота и гармония природы и искусства избегают людей с грубыми чувствами». 4. Развитие чувственной сферы принято у нас связывать с развитием творческого воображения ребенка, с развитием творческого потенциала в целом. При этом традиционно мы привыкли отделять интеллектуальное развитие от творческого. М. Монтессори была сторонником идеи о том, что творчество, в том числе и детское, есть конструирование нового из первоначального интеллектуального материала, собранного в окружающей среде, с помощью утончения чувств и развития руки. Художественное творчество, в частности, как никакое другое, сообразно природе ребенка и призвано «готовить руку ребенка к движению, глаз – к видению, а душу – к чувствованию». Но в то же время творческое воображение не держится лишь на одной сенсорной подпорке, не является просто витанием фантазии в световых, цветовых и иных ощущениях. Оно твердо связано с действительностью, с реальностью. И чем теснее эта связь, тем выше достоинство созданий внутреннего творчества. «Творение художника на самом деле – плод умственной работы, имеющий свои корни в наблюдениях за реальным миром. Художник и скульптор обладает высшей формой зрительной восприимчивости к формам и краскам окружающего мира, способны ощутить и гармонию, и контрасты; утончая и развивая в себе способность наблюдать, художник совершенствуется и добивается создания образцового произведения, шедевра». Таким образом, наша задача состоит прежде всего в том, чтобы подготовить детей к точному наблюдению над миром, чтобы обеспечить им материал для творческого воображения. Нам предстоит обогатить жизнь ребенка такой средой, чтобы он смог стать обладателем знания, опыта и возможностью наблюдать и тонко чувствовать реальную действительность. 5.М. Монтессори увлеклась созданием специальных дидактических материалов для развития сенсорики маленьких детей, познакомившись с работами французских ученых – врача Национального Института для глухонемых Ж. Б. Г. Итара и психиатра и педагога Э.Сегена. Рассказывают, что она не только сама перевела с французского их важнейшие работы, ни и собственноручно переписала эти тексты, чтобы лучше проникнуть в существо сделанных учеными открытий. Вот как она пишет о сенсорных материалах в книге «Открытие ребенка» (Перевод М. Сороковой). «Наш материал для развития чувств имеет собственную историю. Он представляет некоторый выбор: он базируется на тщательных психологических экспериментах с материалами, примененными Итаром и Сегеном при их попытках воспитать слабоумных детей и детей с отставанием психического развития; на опытах с предметами, применяемых в экспериментальной психологии, и на целом ряде материалов, которые я изобрела в первое время моей исследовательской работы. Как дети применяли эти различные средства, какие реакции в них они вызывали, как часто они использовали эти предметы, и прежде всего, какое развитие с их помощью было возможным, все это дало нам со временем заслуживающие доверия критерии для исключения, видоизменения и принятия этих средств в качестве материалов в наших школах. Цвет, измерение, форма – короче, все их свойства – были установлены путем экспериментов… Сенсорный материал состоит из системы предметов, упорядоченных в соответствии с их физическими свойствами – такими как цвет, форма, масса, звучание, состояние поверхности, вес, температура и т. д…. Каждая отдельная группа обладает одним и тем же свойством, но в разной степени; таким образом, речь идет о градации, при которой различие от одного предмета к другому равномерно меняется, и, если возможно, устанавливается математически». Нельзя сказать, что в современной педагогической практике не придумано дидактических материалов, помогающих развитию сенсомоторики маленьких детей. Напротив – их создано великое множество. Возьмите любые сборники развивающих игр для дошкольников, и вы найдете массу предложений на этот счет: разноцветные кубики, пазлы, мягкие игрушки, набитые зерном, шарики разной величины. Но в том-то и дело, что Монтессори-материалы строго соответствуют не замыслу или придуманной взрослым человеком технологии, а вот именно сенситивному периоду утончения чувств, который переживает их пользователь. Кому-то может даже показаться, что они слишком примитивны, легки. На самом деле, есть несколько строгих принципов, по которым настоящий Монтессори-материал можно отличить от обычной развивающей игры или от подделки. (Не секрет, что, поддавшись моде, наши производители развивающих игрушек часто называют свои изделия в целях рекламы, например, «рамками или кубиками Монтессори»). Вот эти принципы. Дидактическое пособие или материал должен быть автодидактическим, то есть приспособленным к самостоятельной работе ребенка без участия в ней взрослого. Взрослый только однажды, (когда ребенок впервые берет с полки материал), дает эталон действий с тем или иным предметом в него входящим. В связи с этим необходимым условием Монтессори-материала является внутренний контроль, который заменяет контрольную функцию учителя. Монтессори-материал должен быть в высшей степени эстетичным. Все входящие в него предметы имеют один, максимум – три цвета. Во многих случаях цвет имеет смысловую нагрузку. Нельзя использовать яркие, кричащие цвета, а только спокойные, светлые. Большинство предметов, составляющих один материал сделаны из дерева, картона, стекла; реже – из пластмассы и пластика. Большинство Монтессори-материалов собраны в отдельных коробочках, корзинках или лежат на подносах. Большинство предметов, входящие в дидактический материал – это не игрушки, а реальные, постоянно встречающиеся в жизни вещи или формы, подобранные специальным образом. «Среди многих качеств предмета нужно изолировать одно единственное. Эту сложность можно преодолеть лишь посредством серии и ее градации: должны быть подготовлены такие предметы, которые абсолютно схожи друг с другом за исключением изменяющегося свойства». Монтессори возражает против мнения, что ребенок тем быстрее и лучше развивается, чем больше развивающих моментов заключено в отдельно взятом материале. Наоборот, считает она, чрезмерное разнообразие создает хаотическое движение мышления ребенка, хаос в его душе. У каждого настоящего Монтессори-материала должна быть заведомо понятная, пошагово выстроенная, точная и осмысленная взрослым презентация, содержащая алгоритм повторного действия. Ребенку должно быть в высшей степени легко работать с материалом после такой презентации самостоятельно. Монтессори-материал – это не головоломка! Моя лекция о сенситивном периоде восприятия мира с помощью чувств, о котором так много и страстно говорила в своих трудах Мария Монтессори, подходит к концу. Подведем ее итог. Прежде всего, мы с Вами говорили о том, что главным инструментом в естественной работе ребенка по освоению окружающего мира являются его собственные чувства, острая интуиция – драгоценные подарки природы каждому появляющемуся на свет человеку. Чем скорее, и чем лучше выучится ребенок управлять своими органами чувств, тем быстрее и полнее будет его умственное развитие. Затем мы перешли к обсуждению взаимосвязи развития чувств ребенка и становления его мышления. Выявили возможности в оказании помощи ребенку, совершающему удивительную работу по «утончению» собственных органов чувств. Поговорили о детской наблюдательности и о развитии творческого воображения детей. И в заключении определили принципы создания авторских дидактических материалов, сохраняющих дух педагогики Монтессори. Надеюсь, моя лекция показалась Вам понятной и в полной мере удовлетворила Ваше желание разобраться в той части педагогики Марии Монтессори, которая обсуждает сенсорное воспитание ребенка.