Реферат по предмету "Разное"


Атман трансперсональный взгляд на человеческое развитие Издательство act издательство Института трансперсональной психологии Издательство К. Кравчука Москва 2004

http://koob.ru МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Психология. Антропология. Искусство Редакционный совет: Бронислав Виногродский (Россия) Станислав Гроф (США) Павел Гуревич (Россия) Двайт Джуди (США) Владимир Козлов (Россия) Стенли Криппнер (США) Леонид Кроль (Россия) Владимир Майков (Россия) Яков Маршак (Россия) Арнольд Минделл (США) Эми Минделл (США) Валерий Подорога (Россия) Джон Ровен (Великобритания) Аркадий Ровнер (Россия — США) Михаил Рыклин (Россия) Тыну Сойдла (Россия) Дмитрий Спивак (Россия) Чарлз Тарт (США) Евгений Файдыш (Россия) Вячеслав Цапкин (Россия) ^ KEN WILBERTHEATMAN PROJECT A TRANSPERSONAL VIEW OF HUMAN DEVELOPMENT 1980Кен УИЛБЕРПРОЕКТАТМАН Трансперсональный взгляд на человеческое развитие Издательство ACT Издательство Института трансперсональной психологии Издательство К. Кравчука Москва 2004 УДК 159.9 ББК88.6 У36 Ken Wilber THE ATMAN PROJECT A Transpersonal View Of Human Development 1980 Издатели благодарят Алексея Купцова, чья финансовая помощь и дружеская поддержка сделали возможной публикацию этой книги.^ Перевод с английского под редакцией Александра Киселева Научный редактор кандидат философских паук Владимир МайковСерийное оформление Павла Иващука Подписано в печать с готоных диапозитивов 20.11.03. Формат 60x90l/i6- Бумага мелованная. Печать офсетная. Уел. псч. л. 20. Тираж 3000 экз. Заказ 2281. Уилбер К. У36 Проект Атман; Трансперсональный взгляд на человеческое развитие/ К. Уилбер; Пер. с англ. под ред. А. Киселева. — М.: ООО «Издательство ACT» и др., 2004. ■— 314, [6] с. — (Тексты транс персональной пси­хологии). ISBN 5-17-021069-8 В книге одного из ведущих теоретиков трансперсоналыюй психологии сопоставляются взгляды наиболее известных психологических школ и духовных традиций на эволюцию человека. Делается попытка аналитически разрешить проблему достижения всеединства — или проекта Атмана — как называет ее автор. УДК 159.9 ББК88.6 ©Ken Wilber, 1980 © Институт трансперсоналыюй психологии, 2004 © Издательство К. Кравчука, 2004 О Оформление. ООО «Издательство ACT», 2004Посвящается Роджеру Уолшу,которого я с гордостьюсчитаю своим другом Содержание От редакции 8 ПРЕДИСЛОВИЕ 11^ I. ПРОЛОГ 17 Внешняя дуга и внутренняя дуга 20 Подход 22 2 .ПРИМИТИВНЫЕ КОРНИ ОСОЗНАНИЯ 24 Плеромная Самость 24 Алиментарный Уроборос 27^ З.ТИФОНИЧЕСКАЯ САМОСТЬ 31 Осевое Тело и Праническос Тело 31 Образное тело 36 Природа тифона: резюме 42 4. САМОСТЬ ЧЛЕНСТВА 46 Вербальный Ум: резюме 565. ^ МЕНТАЛЬНО-ЭГОИЧЕСКИЕ ОБЛАСТИ 58 Эгоические области: резюме 65 6. СИМВОЛЫ ТРАНСФОРМАЦИИ 67 Восхождение сознания 67 Трансформация и трансляция 71 Трансляция, трансформация и психопатология 75^ 7. КЕНТАВРИЧЕСКИЕ ОБЛАСТИ 79 Единство более высокого порядка 79 Автономия, самоактуализация и интенциональность 82 Первичный процесс: до-вербальность 87 Образное видение: трансвербальность 91 Прсдконсенсус и трансконсенсус 94 Непосредственное настоящее 97 Спонтанность 99 Кентавр: резюме 100^ 8. ТОНКИЕ ОБЛАСТИ 106 Нирманакайя: грубые области 106 Самбхогакайя: тонкий уровень 110 Высшая тонкая область 112 Тонкие области: резюме 114^ 9. ПРИЧИННАЯ И ПРЕДЕЛЬНАЯ ОБЛАСТИ 117 Дхармакайя: причинные области 117 Высшая причинная область 118 Свабхавикакайя; окончательная трансформация 121 Вечность: Бог или Ид? 123^ 10. ФОРМА РАЗВИТИЯ 129 II. ТИПЫ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО 133 Основное, или фоновое бессознательное 134 Архаическое бессознательное 136 Погружающееся бессознательное 138 Внедренное бессознательное 141 Всплывающее бессознательное 144^ МЕДИТАЦИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ 148 ПРОЕКТ АТМАН 158 Вариации проекта Атман 160 Субъективный аспект 162 Жизнь и смерть 164 Объективный аспект 168 Форма смерти и вспоминания 170^ 14. ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕРЕЗ НИЗШИЕ УРОВНИ 175 Уроборические инцест и кастрация 175 Проект Атман в тифонических областях 178 Стадия вербального членства и анальная фаза проекта Атман 184^ 15. ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕРЕЗ УРОВНИ «ЭГО» 195 Слияние, дифференциация и диссоциация 201 Материнский инцест/кастрация 204 Родительский инцест/кастрация 208 Эгоический проект Атман: «эго»-идеал и совесть 212 Отбрасывание родительского инцеста/кастрации 217^ 16. ЭВОЛЮЦИЯ ВЫСШЕГО ПОРЯДКА 218 Кентавр 218 Тонкая и причинная эволюция 227 ШИЗОФРЕНИЯ И МИСТИЦИЗМ 231 ИНВОЛЮЦИЯ 244 Тибетская книга мертвых 247 Стадия первая: Чикхай Бардо 248 Стадия вторая: Чоньид Бардо 250 Стадия третья: Сидпа Бардо : 261 Амнезия и промежуточное состояние 262 ПРИЛОЖЕНИЕ: Справочные таблицы 268^ ТАБЛИЦА 1 270 ТАБЛИЦА 2 272 ТАБЛИЦА 3 274 ТАБЛИЦА 4 276 ТАБЛИЦА 5 278 ТАБЛИЦА 6 280 ТАБЛИЦА 7 282 БИБЛИОГРАФИЯ 284 ОТ РЕДАКЦИИ Я знаю, что не все прочитают эту книгу. Более того, изначаль­но на обложке этого произведения Кена Уилбера мне хотелось на­писать «Книга не для всех», с тем, чтобы сразу отсеяь армию лю­бителей развлекательных книг. Эта книга тяжела для понимания. Более того, эту книгу почти невозможно понять. Она касается со­кровенной тайны жизни — Духа.^ Для кого эта книга? Для Великих Игроков. Роберт де Ропп в книге «Великая Игра» пишет, что жизненные игры отражают жизненные цели, и игры, которые люди себе выби­рают, указывают не только на их тип, но и на уровень их внутрен­него развития. Де Ропп разделяет жизненные игры на «материальные» игры и «мета»-игры. Материальные игры можно расценивать как игры, направлен­ные на приобретение материальных вещей, в основном денег и то­го, что на них можно купить. Цель мета-игры лежит за пределами материального мира: ду­ховный рост, знания, ментальность. Другими словами, цель материальных игр — конкретные вещи мира, особенно «физическая четверка»: деньги, власть, секс, обще­ственное положение. Мета-игры скрыты, возвышенны, утонченны. Их цель — абст­рактные вещи: истина, красота, знание. На вершине этих мета-игр де Ропп помещает Великую Игру: поиск просветления, освобожде-^ От редакции9 ния, спасения или пробуждения. Это игра освоения и овладения вещами не внешнего, но внутреннего мира, своего разума и созна­ния. Ее конечная цель — глубоко познать свою природу, раство­риться в ней и через свой непосредственный опыт ощутить, что она божественна. Различные традиции выражают это по-своему, но суть одна и та же. Христианство учит нас, что «Царство Божие в тебе самом», или, словами святого Клемента: «Тот, кто знает себя — знает Бо­га»; буддизм говорит: «Посмотри в себя. Ты есть Будда»; суть сидтхи-йоги — «Бог обитает в тебе, как ты»; и в исламе — «тот, кто знает себя — знает своего Бога». Истинных игроков в Великую Игру, тотально поглощенных этой игрой, чрезвычайно мало. Нужна какая-то очень большая внутренняя сила, чтобы прожить Великую Игру полностью. Нужна очень большая энергия внешней поддержки, чтобы быть вовлечен­ным в Великую Игру. Для меня эта книга имеет оба аспекта энергии. С одной сто­роны, она является катализатором удивительных внутренних открытий, вовлекающих наше любопытство в Великую Игру. С другой стороны «Проект Атман» — особое пространство духа, которое приглашает наше тонкое восприятие и ментальность в чарующее путешествие идей, образов, метафор философии веч­ного. Мы не хотим раскрывать содержание «Проекта Атыана». Тексты в этой книге обладают высокой степенью целостности. Так же, как невозможно ничего подправить в гениальных карти­нах Тициана или Врубеля, так и любое толкование или дополни­тельная интерпретация во введении к этой книге мы считаем из­лишним. Уже девятый год я читаю на факультете психологии универ­ситета академический курс «Теория и практика трансперсональ­ной психологии». Каждый раз, знакомя студентов представления­ми Кена Уилбера о трансперсональной психологии, я попадаю в состояние восторга перед красотой и утонченностью «Проекта Атман».Я завидую тем, кто впервые берет в руки этот бестселлер трансперсонального мировосприятия, потому что им предстоит Удивительное путешествие. ^ 10Проект Атман Я полон уважения к тем, кто уже не первый раз начинает чи­тать эту книгу — значит, вы уже осознали, что «Проект Атман» Кена Уилбера обладает той же глубиной и вечной новизной, как и сам Атман. . ^ Владимир Козлов, доктор психологических наук ПРЕДИСЛОВИЕ Тема этой книги фундаментально проста: развитие — это эво­люция, эволюция — это трансценденция (напомню прекрасную фразу Эрика Янча: «Эволюция как самореализация путем само-трансценденции») [199], а конечная цель трансценденции — Ат-ман,1 то есть предельное Сознание Единства в едином Боге. Все возможные влечения сводятся к этому одному Влечению, все же­лания являются разновидностями этого Желания, все усилия и по­рывы подчинены этой Тяге — и все это движение в совокупности представляет собой то, что мы называем «проект Атман», — вле­чение Бога к Богу, Будды к Будде, Брахмана к Брахману, которое, однако, первоначально реализуется через посредство человеческой психики и с самыми разными результатами — от экстатических до катастрофических. В книге «Вверх от рая» [427] я постарался по­казать, что коль скоро человеку удалось развиться из амебы, он, в конечном счете, находится на пути к Богу, однако пока что пребы­вает во власти немыслимого промежуточного состояния, известно­го как проект Атман. И теперь эволюционное движение продолжа­ется от единства к единству, пока в конечном счете не останется только одно Единство, а проект Атман не растворится в проявле­нии самого Атмана. Атман, так же как и Брахман — одно из ключевых понятий традиции индуизма. Атман — это запредельный Абсолют (Брахман) в человеке. При ■этом важно отметить, что Атман представляет собой не «часть» Брахмана, но неким парадоксальным образом тождественен целому Брахману. — Прим. ред.^ 14Проект Атман у Шри Ауробиндо, а взамен их прежнего использования (по при­меру Кумарасвами) вводятся термины «внешняя дуга» и «внутрен­няя дуга». Понятие «проект Атман» не изменилось; впрочем, по­скольку идеальное состояние экстатического единства является не доличностным слиянием «инфантильного космического сознания», а скорее трансперсональным единством высшей каузальной сфе­ры,8 контекст проекта Атман естественным образом сместился в направлении этого состояния, причем намного отчетливее, чем в исходных формулировках. Я думаю, что все сказанное выше мож­но было прочесть между строк первоначальных статей; в книге же это излагается открытым текстом и достаточно прямо. Итак, далее рассказывается о проекте Атман. Это попытка по­делиться тем, что я увидел; малая толика того, что я запомнил; это еще и просто дзенская пыль, которую вам следует отряхнуть со своих сандалий; и, наконец, это ложь перед лицом той Тайны, ко­торая одна только и есть на свете.^ Кен Уилбер, Линкольн, штат Небраска, зима 1978 года8 Каузальная (причинная) сфера — термин мистической космологии. Космологические учения различных мистических традиций различают не­сколько уровней (или сфер) бытия — от самого «грубого» материального уровня до все более «тонких» душевных и духовных уровней — эфирного, астрального, ментального, каузального и финального, которые, в свою оче­редь, могут подразделяться на более низкие и более высокие подуровни. Под­робнее об этом см., например, в «Тайной Доктрине» Е. БлаватскоЙ. — Прим. ред. Знай, что по природе своей каждое создание стремится стать подобным Богу.^ Меистер Экхарт Все существа ищут единства; вся множественность борется ради него; у всякой жизни это единство является единственной универсальной целью.^ Иоганн Таулер Быть одним целым со вселенной, одним целым с Богом — вот чего мы желаем больше всего, независимо от того, знаем ли мы об этом или нет. ■ . ^ Фриц КункельПРОЛОГ По словам философа Яна Смэтса, куда бы мы ни взглянули в природе, мы не увидим ничего, кроме целостностей [354]. И при том не простых целостностей, а иерархических: каждое целое явля­ется частью какого-то более крупного целого, которое само входит частью в еще большее целое. Поля внутри полей внутри новых ло-лей? протянувшихся через космос и связывающих каждую и вся­кую вещь с любой другой. Вселенная, продолжает Ян Смэтс, — это не бездумно статич­ная и инертная целостность — космос отнюдь не ленив, он являет­ся активно действующим и даже созидательным. Он стремится (мы сейчас говорим телеономически, а не телеологически 9) произво­дить целые все более высокого уровня, все более всеобъемлющие и высоко организованные. Этот всеобщий космический процесс в его развертывании во времени есть не что иное, как эволюция. А тяго­тение ко все более высоким уровням единства Я. Смэтс назвал хо­лизмом. Если продолжить эту линию размышлений, мы могли бы ска­зать, что поскольку человеческий разум или психика является ас­пектом космоса, то в ней самой вполне можно найти то же иерар­хическое расположение целых внутри других целых, от простей­ших и самых рудиментарных до наиболее сложных и всеобъемлю- Телеология (от греч. «телос» — «цель») — учение о том, что развитие, в Данном случае развитие мира, предопределено изначально заданной целью, елеономия — («телос» — «цель», «номос» — «закон») — учение о законах Уелелолагания. — Прим. ред.18Глава 1 щих. В общих чертах, именно таковы открытия современной пси­хологии. По словам Вернера, «Всякое развитие всегда идет от со­стояния относительной всеобщности и отсутствия различий к со­стоянию возрастания изменчивости, выраженности и иерархиче­ской интеграции» [394]. Якобсон говорит о «тех разделенных на слои феноменах, которые современная психология открывает в различных областях разума» [196], где каждый следующий слой является более интегрированным и всеобъемлющим, чем его предшественник. БеЙтсон указывает, что даже само научение ие-рархично и включает несколько главных уровней, каждый из кото­рых является «мета»-уровнем для предшествующего [33]. Тогда, в общем приближении, мы можем заключить, что психика, как и весь космос, имеет много уровней («многомерна») и состоит из после­довательности целостностей, единств и совокупностей все более высокого порядка. Холистическая эволюция природы, повсюду производящая все более высокие степени целостности, в человеческой психике про­являет себя как развитие и рост. Та же самая сила, сделавшая из амебы человека, делает из детей взрослых. Иными словами, рост человека от детства до зрелости является просто миниатюрной вер­сией космической эволюции. Или можно было бы сказать, что пси­хологическое развитие людей — это просто микрокосмическое от­ражение всеобщего развития в целом, и оно имеет ту же цель: раз­вертывание стадий единства и интеграции все более высокого по­рядка. В этом заключается одна из главных причин того, что пси­хика действительно имеет слоистую структуру. Во многом подобно геологическому формированию земной коры, психологическое развитие происходит слой за слоем, уровень за уровнем, стадия за стадией так, что каждый последующий уровень накладывается на предыдущий таким образом, что он включает его в себя, но пре­восходит его («обертывает» его, как сказал бы Вернер). Итак, в психологическом развитии целое каждого уровня ста­новится просто частью целого следующего уровня, которое, в свою очередь, становится частью следующего целого, и так далее на протяжении всей эволюции сознания. Возьмем в качестве одно­го из многих возможных примеров развитие речи: ребенок сначала осваивает лепет, затем гласные и согласные, простые слова, не­большие фразы и предложения и лишь потом развернутые предло­жения. На каждой стадии простые части (например, слова) интег- Пролог19 рируются в более сложные целостности (например, предложения), и как указывает Якобсон, «новые добавления накладываются на более ранние, которые начинают растворяться в более высоком слое» [196]. Современная психология развития целиком посвятила себя изучению и разъяснению различных уровней, стадий и пластов че­ловеческого устройства — ума, личности, психосексуальности, ха­рактера, сознания. В работах Пиаже [294] и Вернера [393], Ле-винджер [243], Ариети [7], Маслоу [262] и Якобсона [196], в ис­следованиях Кольберга [229] по моральному развитию — повсюду полностью или частично признается концепция отдельных стадий возрастания дифференциации, интеграции и единства. После всего сказанного мы сразу же имеем право спросить: «Что же такое высшая стадия единства, к которой можно стремить­ся?» Или, быть может, нам не следует формулировать свой вопрос в столь предельной форме, а взамен просто спросить: «В чем со­стоит природа некоторых высших и высочайших стадий развития? Какие формы единства обнаруживаются в наиболее развитых ду­шах человеческого рода?» Все мы знаем, что представляют собой «низшие» стадии и уровни психики (я говорю здесь наиболее обобщенно и упрощен­но): им свойственны инстинктивность, импульсивность, либидоз-ность, животность, обезьяноподобие. И всем нам также известно кое-что о некоторых «средних» стадиях: это социальная адаптиро-ванность, приведение ума в порядок, интеграция «эго», синтакси­ческая организация, концептуальная продвинутость. Но разве нет никаких более высоких стадий? Разве «интегрированное "эго"» или «автономная индивидуальность» являются высочайшими достиже­ниями человеческого сознания? Индивидуальное «эго» — это единство изумительно высокого порядка, но по сравнению с Един­ством всего космоса оно выглядит жалким кусочком целостной реальности. Неужели природа трудилась миллиарды лет, чтобы произвести на свет лишь эту ничтожную эгоистическую мышь? Проблема с вопросами такого рода заключается в том, чтобынайти примеры личностей подлинно более высокого порядка, и четко решить, что же именно делает их такими. Сам я считаю, чтос продолжением коллективной эволюции человечества эта пробле-аСтанет легко решаемой, поскольку в демографических данных УДет появляться все больше «просветленных» личностей, и стати- 20Глава I стические расчеты вынудят психологов включать профили более высокого по*рядка в рассматриваемые ими стадии развития. Тем временем, сама идея «более высокого порядка» или «высших ста­дий развития» остается по преимуществу философской, хотя не­многие одаренные души, не поленившиеся подумать над данной проблемой, полагают, что в великих мистиках и мудрецах мира представлены некоторые из самых высоких, если не высочайших, стадий человеческой эволюции. Именно об этом ясно сказал Берг­сон; Лев Толстой, Тойнби, Джеймс, Шопенгауэр, Ницше и Маслоу также говорили об этом. Суть здесь в том, что мы могли бы иметь великолепную попу­ляцию предельно эволюционировавших и развитых личностей в лице великих мировых мистиков-мудрецов (исследования Маслоу поддерживают эту мысль). Давайте просто попробуем предполо­жить, что подлинный мистик-мудрец представляет собой самые высочайшие стадии человеческого развития, настолько же превос­ходящие уровень развития нормальных, средних представителей человечества, насколько те превосходят обезьян. Это, фактически, дало бы нам выборку, аппроксимирующую «высшее состояние сознания» — некий тип «сверхсознательного состояния». Кроме того, большинство мистиков-мудрецов оставили после себя доста­точно детальные записи о стадиях и шагах их собственной транс­формации в области сверхсознания. Они сообщают нам не только о высшем уровне сознания и сверхсознания, но также и обо всех промежуточных уровнях на пути к нему. Взяв эти более высокие стадии и добавив их к низшим и средним, столь тщательно описан­ным и изученным в западной психологии, мы можем получить вполне сбалансированную и исчерпывающую модель спектра соз­нания. В этом как раз и состоят смысл и назначение данной книги. Внешняя дуга и внутренняя дуга Как только мы соберем воедино все стадии и уровни эволюции сознания, получится нечто похожее на всеобщий цикл жизни. И если все высшие стадии, о которых сообщают мистики, реальны, то в этом цикле обнаружится движение от подсознания (инстинк­тивного и импульсивного) через самосознание (эгоистическое, концептуальное, синтаксическое) к сверхсознанию (трансцендент­ному, трансперсональному, надвременному; см. рис. I.). Далее наш Пролог21 цикл для удобства можно разделить на две половины: внешнюю пугу то есть движение от подсознания к самосознанию, и внутрен­нюю ДУГУ= — движение от самосознания к сверхсознанию. Весь этот цикл очень хорошо описан у Ананды Кумарасвами:На жизнь или на жизни человека можно посмотреть, как на некую кривую линию — это дуга переживания времени, стяги­ваемая продолжительностью индивидуальной Воли к Жизни. Движение этой кривой наружу... — Путь Стремления, Прав-ритти Марга — характеризуется самоутверждением. Движе­ние внутрь — Путь Возвращения, Нивритти Марга — характе­ризуется возрастающей Самореализацией.Религией людей на наружном пути является Религия Време­ни; религией тех, кто возвращается, является Религия Вечно­сти [86]. История внешней Дуги — это история Героя: история ужасной битвы за прорыв из сна в подсознании, из погруженности в перво­бытную матрицу состояния предшествовавшего дифференциации. Это также история «эго», ибо «эго» и есть Герой, история его воз­никновения из бессознательного: его конфликтов, достижений, ужасов, тревоги и наград. Эта история развертывается на арене дифференциации, разделения и возможного отчуждения; на арене роста, индивидуации и возникновения. САМОСОЗНАНИЕ (эгоистическое, ментальное) ПОДСОЗНАНИЕ (плеромное, уробори-ческое, тифоническое) СВЕРХСОЗНАНИЕ (тонкое, каузальное, предельное) Рис. I. Всеобщий Цикл Жизни внешняя дуга — движение от подсознания к самосозна-составляет лишь половину истории эволюции сознания; 22Глава 1 необходимую, но половину. За пределами самосознающего «эго» находится/'еогласно мистикам и мудрецам, путь возвращения и психология вечности — внутренняя дуга. Нам предстоит попы­таться выстроить полную историю эволюции сознания, включаю­щую не только наружный взмах от подсознания к самосознанию, но и внутренний — от самосознания к сверхсознанию (его полная карта для дальнейших ссылок представлена на рис. 2). Мы обнару­жим, что подсознание является видом доличностного единства, а сверхсознание — надличностным единством. История невероятно­го путешествия от одного из этих состояний к другому и составля­ет тему данной книги.Подход Психологическую эволюцию человека, мужчины или женщи­ны, от младенчества до взрослого состояния, то есть целостный процесс онтогенеза, обычно исследовали на Западе под весьма ши­роким названием «психологии развития». Исторически в поле изу­чения попадали такие разнородные элементы, как развитие позна­вательных способностей, моральное созревание, теория научения, психосексуальные стадии, мотивационное, эмоциональное и ин­теллектуальное развитие, присвоение тех или иных ролей. Однако Пролог23 все это в большей или меньшей степени относилось только к внешней дуге. Но на сегодняшний день исследования даже одной только внешней дуги столь обширны и включают в себя так много разных теоретических и методологических подходов, что из них можно извлечь лишь самые общие выводы. Имеются, как минимум, ос­новные работы Болдуина, Дьюи, Тафтса, Дж. Мида, Броутона, Юн­га, Пиаже, Салливена, Фрейда, Ференчи, Эриксона, Вернера, Харт-мана, Ариети, Левинджер, Кольберга и других. Я упоминаю все эти имена лишь для того, чтобы показать, что намереваюсь не выяв­лять достоинства кого-либо из них по сравнению с другими, а об­судить значимость внешней дуги, как целого, в свете знания о су­ществования внутренней дуги. Поэтому я просто представлю рабо­чий обзор некоторых общепринятых стадий в развитии самоощу­щения, свободно и, как может порой показаться, довольно нераз­борчиво используя материал ведущих школ психологии развития. Кроме того, я не стану абсолютно разграничивать различные линии развития — такие, как познавательное, моральное, волевое, мотивационное, эмоциональное или интеллектуальное развитие — поскольку пока еще невозможно во всех случаях решить, являются ли какие-либо из них, или они все, параллельными, независимыми или эквивалентными, а также имеют ли они один общий или не­сколько разных источников. Мне хочется с самого начала избежать столь затруднительного спора. То же, по существу, справедливо и в отношении внутренней Дуги: здесь я также буду использовать подобного рода обобщенный подход, свободно заимствуя материал у мистических школ Восто­ка, Запада, индуизма, буддизма, даосизма, суфизма, христианства, платонизма и т. п. Я вполне сознаю, что, применяя такой дружест­венный и нейтральный подход к каждой из различных школ, высо­ких или низких, психологических или религиозных, я подвергаю себя риску быть отвергнутым ими всеми — но никакой другой подход не предоставил бы нам необходимых данных для вполне законченной и совершенной модели. Итак, мы начинаем с самого начала. Точнее, с момента рожде­ния... 2^ ПРИМИТИВНЫЕ КОРНИ ОСОЗНАНИЯ Плеромная Самость 10 Существует почти всеобщее согласие относительно того, что ни зародыш в материнской утробе, ни новорожденный ребенок не обладают развитым чувством самости. Для новорожденного не су­ществует никакого реального разделения между внешним и внут­ренним, субъектом и объектом, между телом и окружающей сре­дой. Это не означает, что ребенок рождается в мир материальных объектов, которые он не способен распознавать -— но лишь то, что с точки зрения ребенка никаких объектов пока еще буквально не существует. События есть; а вот объективных событий — нет. То есть, младенец действительно осознает определенные события, но не как «объективные», отдельные от него самого. Объективный мир и субъективное осознание ребенка совершенно не дифферен­цированы, новорожденный не способен отличить материальный мир от своих действий в нем. Таким образом, его самость и его фи­зическое окружение в определенном смысле суть одно и то же. Самость «плеромна», как сказали бы в этом случае алхимики и гностики, что, по существу, означает, что самость и .материальный Самость — психоаналитический термин, обозначающий самотожде-ствеиность или содержание ощущения самого себя, своего внутреннего «Я», выступающего субъектом всего переживаемого опыта. В данном случае этот термин используется как бы в переносном смысле для обозначения всей сово­купности переживаемого ребенком опыта, поскольку его «Я» (внутренний /if \7р|т.рт1-туЛ ргпр upПпf/pимитивные корни осознания25 космос не дифференцированы. Пиаже так и говорил: «На ранних стадиях развития мир и самость суть одно; ни одно из этих двух понятий не отличается от другого... можно сказать, что самость материальна» (курсив мой — К. У.) [297]. Самость встроена в ту materia prima,u которая есть одновременно первичный хаос физи­ческой материи и материнская утроба, или Пракрити,12 откуда про­исходит всякое творение. «Нельзя сказать, — заключает Левинджер, -— что при рожде­нии ребенок обладает «эго». Первой его задачей будет научиться отличать самого себя от всего окружающего» [243]. Или, по выра­жению фон Берталанфи, «самой примитивной стадией [сознания] является, по-видимому, та, где не переживается различия между внешним миром и «это»... Ребенок еще не отличает себя самого от вещей снаружи; он еще очень нескоро этому научится» [34]. А Кестлер очень толково суммирует эти соображения: «Среди других, в особенности, Фрейд и Пиаже обращали внимание на тот факт, что новорожденный ребенок не проводит различия между своим «я» и окружающей средой. Он осознает события, но не само­го себя, как отдельную сущность... Вселенная сфокусирована на самости, и самость является Вселенной, ■— вот то состояние, кото­рое Пиаже назвал «протоплазмическим» или «симбиотическим» сознанием». Поскольку это стадия абсолютного недуализма, стадия океа­ническая или аутическая, она также имеет тенденцию быть до-пространственной и до-временной. Для новорожденного нет ника­кого реального пространства в том смысле, что нет никакой дис­танции или разделения между плеромыой самостью и окружением. А потому нет и никакого времени, поскольку нет возможности распознать какую-либо последовательность объектов в простран­стве. Осознание новорожденного беспространственно, безвре­менно, безобъектно (но не бес-событийно). Именно по этим при­чинам аналитики (такие, как Ференчи) любят называть эту стадию состоянием «безусловного всемогущества», которое «длится до тех пор, пока не существует никакой концепции объектов» (Фе- ^ Materia prima (лат.) — первоматерия. Пракрити — в традиции индуизма, в частности, в философии санк-> — природа, материальный мир, реальность, которую созерцает Пуруша, ДУ*. — Прим. ред. 26Глава 2 никел) [120]. Иными словами, раз нет никакой концепции про­странства», времени и объектов, нет и никаких воспринимаемых ограничений. Следовательно, это всемогущество неведения. По словам Неймана, исследователя юнгианскои ориентации, это «пле-ромпая стадия райского совершенства у еще не родившегося ре­бенка, эмбриональная стадия «эго», которую будущее сознание станет противопоставлять страданиям неавтаркического и «эго» в мире» [379]. Отметим, что речь идет именно о доличностном, а не о над­личностном (трансперсональном) совершенстве. Это действи­тельно своего рода первичный рай невинности и неведения, со­стояние перед Грехопадением самосознания. И, как мы увидим дальше, его не следует путать с трансперсональным раем сверх­сознания. В одном случае это «до-», в другом — «над-», а разницу между ними составляет всего-навсего полный жизненный цикл сознания. ^ ПЛЕРОМНАЯ САМОСТЬ познавательный стиль абсолютный недуализм; безобъектность, беспространствешюсть, протоплазмич-пость формы эмоциональ­ного проявления тотальное океаническое, безусловное всемогущество, плеромный рай волевые или моти-вационные факторы почти полностью отсутствуют; нет жела­ний, нет выбора формы времени безвременность как до-временность (но не транс-временность) разновидность самости плеромность, materia prima 1J Автаркия — самодостаточность. Неавтаркическое — не обладающее самодостаточностью и постоянно неудовлетворенное «эго». — Прим. ред. примитивные корниосознания27 Алиментарный Уроборос w Одна из первых задач ребенка — созидание объективного ми-па отдельного от него самого. Одновременно начинается структу-пирование его субъективного самоощущения. Но данная задача ни в коей мере не подразумевает немедленного успеха, и в промежут­ке между стадией совершенной взрослости и стадией рудиментар­ного ощущения самости, локализуемой как индивидуальное тело, осознание ребенка плавает в том, что Нейман назвал «внеличност-ноЙ уроборической областью». Вот как он формулирует эту мысль: «Я думаю об этом пласте архетипического поля как о чем-то «внеличностом» и в то же время «запредельном» по отношению к противоположностям психического и физического, как их опре­деляет сознание». Сам я предпочел бы говорить о «доличност-ном», «предперсональном», где психическое и физическое еще не дифференцированы, но главное состоит в том, что в «развитии индивидуума первоначально преобладают [уроборические] фак­торы, [доличностные или внеличностные], и только в ходе даль­нейшего развития появляется и обретает независимость личност­ная сфера» [279]. Уроборос представляет собой коллективное, ар­хаичное, все еще преимущественно океаническое состояние; само это слово происходит от имени мифического змея, который, пожи­рая собственный хвост, формирует «в замкнутом круге» самодов­леющую пред-дифференцированную массу, не ведающую о себе самой. «Начальная стадия, символизируемая уроборосом, соответст­вует стадии до возникновения «эго», — пишет Нейман, — это ста­дия раннего детства, когда зародыш «эго» только появляется... И, естественно, первые фазы развития сознания «эго» у человека проходят под властью уробороса. Речь идет о фазах инфантильного сознания «эго», которое, будучи уже не полностью эмбриональным [то есть не полностью плеромным] и обладая собственным сущест­вованием, все еще живет в замкнутом круге [уроборос], не обособ- АлиментарныЙ (от англ. alimentary — «пищеварительный») — здесь мееТсяввиду поглощающий и переваривающий пищу уроборос. Напомним, о^ змей уроборос пожирает свой собственный хвост. Термин «алиментар­на так же как и сами термины «уроборос», «тифон», «плерома», Кен Уил-Р. судя по всему, заимствует у Неймана (см. № 279 в списке литературы). — jiPum. ред. 28Глава 2 ляется от него и только приступает к дифференциации от него» [279], Но словам Неймана, существует различие между плеромноЙ » и ур о бори ческой самостями. Первая абсолютно недвойственна и ни I в чем не имеет границ; вторая же уже обладает некой собственной | границей, начинает разрывать прежнее океаническое состояние на " две глобальных части, а именно: на уроборическую самость, про­тивопоставленную чему-то вроде «уроборического другого» или «уроборической окружающей среды». И то, и другое по своей при- ■ роде доличностны. Следовательно, на этом этапе самость ребенка больше не явля­ется материальным хаосом, поскольку он начинает распознавать что-то вне себя, нечто иное, чем он сам, и вот это глобальное, не- \ дифференцированное, доличностное окружение мы называем уро- \ барическим другим. Поэтому данный уровень отмечен всепрони- : кающей недвойственностыо, но, в отличие от предыдущего уровня, эта недвойственность не абсолютна. Значит, в осознании ребенка по-прежнему существуют, хотя и в меньшей степени, чем на пле-ромной стадии, те самые «мгновенные состояния без различения времени и места», которые Салливэн назвал «прототаксической формой» опыта, когда все, что известно младенцу, — это «мгно­венные состояния, в которых его переживания «космичны» в том смысле, что они не определены и не ограничены» [46]. Они уробо-ричны. Поскольку рассматриваемая стадия приходится на начало рас ширенной оральной фазы младенчества, когда оральная связь ре бенка с миром является главной, то Нейман также называет ca-j мость в такой момент развития «поглощающим пищу уроборосом», и можно говорить, что этот этап в чем-то соответствует до-амбивалентной (доличностной) оральной стадии в психоанализе. Ее также называют «алиментарной», потому: что уроборос всецело находится во власти «висцеральной психологии»,15 то есть бессоз­нательной природы, физиологии, инстинктов, рептильного воспри­ятия и самых рудиментарных видов эмоциональной разгрузки. По выражению Неймана, в уроборическом состоянии организм все еще «барахтается в своих инстинктах, как животное. Окаменевший в объятиях поддерживающей его Матери-Природы, он, во благо или во зло, отдан на ее попечение. Сам он ничто; мир — все [са- Висцеральный — связанный с внутренними органами. — Прим. ред. ^ Примитивные корни осознания29 ость все еще более или менее материальна и плеромна]. Мир дает приют и кормит его, сам же он пока еще редко чего-либо хочет педко проявляет себя. Ничего не делать, инертно лежать в бес­сознательном, просто пребывать в неистощимом сумеречном мире, где все потребности без усилий обеспе


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.