ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯКАФЕДРА ТЕОЛОГИИДопущена к защитеЗав. Кафедрой Теологии_____________ /Малков П.Ю./подписьАттестационная работаПравославная Церковь на территории ВеликогоКняжества Финляндского в составе РоссийскойИмперии 1809-1917 гг.Автор: _______________/Шестопалов С.С./подписьДата ______________________Научный руководитель:______________/кандидат богословия Бежанидзе Г.В/подписьДата_______________________Москва2010 ОГЛАВЛЕНИЕ введение………………………………………………………………………….......2 Глава 1 Период царствования императоров Александра I, Николая I и Александра II (1809- 1881).политика предоставления широкой Автономии…………………………………………………………………………..10 1.1. Дарование императором автономии……………………………………………………10 1.2. Административное управление и положение православной церкви……………….. 12 1.3. Положение православного духовенства………………………………………………..19 1.4. Миссия православной церкви……………………………………………………………21 1.5. Национальное развитие, образование и просвещение финнов. Отношение к русскому языку………………………………………………………………………………………23 1.6. Храмостроительство……………………………………………………………………..28 Глава 2 Период царствования Александра III (1881-1894). Политика укрепления положения Православной Церкви…………………..30 2.1. Укрепление положения православия в княжестве…………………………………….30 2.2. Положение духовенства и православных приходов…………………………………..33 2.3. Состояние православной общины………………………………………………………34 2.4. Программа укрепления православия……………………………………………………37 2.5. Расцвет монастырей……………………………………………………………………...40 2.6. Карельское Братство во имя святых Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев….42 Глава 3 Царствование святого императора Николая II (1894-1817). Политика единодержавия…………………………………………………..44 3.1. Положение православия в княжестве…………………………………………………..44 3.2. Состояние епархиального духовенства………………………………………………...48 3.3. Школьное епархиальное образование. Учительский съезд 1897 года……………….49 3.4. Миссия архиепископа Николая. Реформа школьного образования………………….52 3.5. Карельское братство во имя святого великомученика Георгия Победоносца………56 3.6. Богослужение на финском языке……………………………………………………….57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………60 ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………..65 Введение. Вопросы истории возникновения и формирования православия в Финляндии в контексте российско-финляндских отношений в настоящее время практически не изучены. Современная проблема имеет более, чем столетние корни. В двадцатом столетии изучению причин возникновения финского православия не способствовали условия советского общества и отсутствие канонических отношений с Русской Православной Церковью. В настоящее время развитие межцерковных отношений, объективное изучение возникновения финляндского православия принесло бы существенную пользу, как во взаимопонимании , так и в научном диалоге по этой проблеме. Изучению истории православия на территории княжества Финляндского в изучаемый период и посвящена данная работа. Сегодня Финляндская православная Церковь является автономной. В Финляндии она имеет статус второй государственной религии. Богослужения происходят по Григорианскому календарю. Финляндская православная Церковь, вышедшая из лона Русской Православной Церкви находится в юрисдикции Константинопольского Патриархата. В значительной степени возникновением своей национальной православной церкви Финляндия обязана тому особому положению, которое Российская Империя предоставила Великому Княжеству Финляндскому в XIX веке. В дореволюционной российской историографии вопрос о состоянии православия в Финляндии не ставился в качестве исследовательской задачи. Исторические очерки о Финляндии1 и о православии в нем носят описательный характер, без конкретной проблематики в публицистическом стиле. Среди них выделяются труды М.М.Бородина2. Историк и общественный деятель, апологет самодержавия, он обращался к православному вопросу для обоснования задач так называемого «русского дела»-создания «материальных уз» и «духовно-нравственного единения» финнов с Россией. Отечественные историки послереволюционного времени православного вопроса Л.Я. Резников, А.Я. Степанова и В.В. Похлебкин3 несмотря на некоторую, скорее вынужденную, идеологическую ориентацию (работы были написаны в период господства коммунистической идеологии) более научно подходят к изучаемому вопросу, активно используя в работе источники, в том числе архивные. Следует обратить внимание, что названные представители советского исследовательского направления продемонстрировали сопряженность собственных воззрений с монархической концепцией, согласно которой православный вопрос был вызван гонением и преследованиями православной Церкви лютеранским финским обществом. Так В.В.Похлебкин, опровергая общепринятую в финляндской и российской историографии точку зрения о насильственной «русификации» окраины в конце XIX-начале XXвв., не считает Русскую Православную Церковь проводником этой самодержавной политики. По его мнению, православие само нуждалось в защите от господства финской лютеранской Церкви. «Царизм проявлял в Финляндии большую веротерпимость, не имеющую прецедента не только в истории православной Церкви, но и вообще в истории христианства», и не принимал должных мер для укрепления православия на территории княжества. «Ни в одном документе, ни в одном официальном, полуофициальном, секретном или публичном заявлении с русской стороны за 100лет нельзя при всем желании найти и какой-либо тени отрицания права на национальную и религиозную самобытность за финляндцами»,-утверждает историк4. Также автор опровергает мифичность «русификации» в отношении финляндской национальной культуры, языка, правовой, экономической и политической жизни княжества и утверждает, что «миф о «русификации» Финляндии родился на рубеже XIX - начале XX вв. в среде наиболее реакционных финляндский националистов с целью вызвать отчуждение и недоверие между русским и финским народами»5.Похлебкин В.В. один из немногих (едва ли не единственный) рассматривает выбор императора Александра I в политике отношений России и Финляндии в 1809 году не в силу своих «либеральных идеалов», а на основе глубоких исторических традиций и понимания преемственности и последовательности русской политики в отношении Финляндии. Это чрезвычайно важно для уяснения всего развития русско-финляндских отношений в исторической перспективе. «Эта политика была исторически обусловлена, отвечала конкретным интересам России и прошла проверку временем»6,-считает автор. Правительство России дает Финляндии возможность национального самостоятельного развития. Научные доказательства русификаторской роли Русской Православной Церкви, отводимой царскими властями в последний период автономии представлены Л.В.Суни7. В его работах очевидна профинская идеологическая направленность. К современным работам по отечественной историографии относится книга О.Я.Ярового и И.А. Смирновой8. Авторы отдали предпочтение очерковому стилю изложения, что вызвано желанием показать самые разные проявления финнизации православной конфессии в Финляндии, без чего трудно было бы понять развитие процесса в целом. В книге обильно цитируются документы и труды деятелей церкви и истории- тем самым авторы стремились избежать искажения исторических фактов. В их труде отражены: положение православной церкви в княжестве, православный вопрос в русско-финских отношениях, церковное значение финского языка, русское духовенство и церковно-приходское образование. Данные авторы использовали в своей работе епархиальные отчеты, образованной в 1892 г. Финляндской православной епархии, однако предшествующий период О.Я.Яровым и И.А. Смирновой совсем не затронут. Также очевидна зависимость данных авторов от вышеупомянутых трудов Л.В.Суни. Финляндская историография православия достаточно обширна, но вместе с тем, история православной церкви не входила в круг ее проблематики. Одной из причин недостаточного внимания финляндской историографии к историко-православной проблематике было общее неприязненное отношение финнов к православию, которое относили к числу средств насильственной «русификации» во время автономии: церковь называли «русской», а православных карелов русскими –«рюссят»9. Представление о православии как «чужеродном финляндскому обществу явлении», сформировавшемуся в период автономии, вообще, характерно для финских историков 1960-1970 гг.Это была своего рода агиографическая традиция, восходящая к мемуарной литературе 1920-1930гг. В 1970-1980гг она так или иначе отражалась в справочных изданиях и, следовательно, энциклопедических и закрепилась в общественном мнении и массовом сознании, не подвергаясь научному осмыслению. В обобщенном виде воззрения финляндских историков можно представить следующим образом. Православная церковь находилась в состоянии конфронтации с лютеранским обществом, поскольку являлась средством достижения политических целей самодержавия в Финляндии :Русская Православная Церковь являлась частью государственной системы империи, а император- высшим руководителем церкви. В конце XIX-начале XX века финны видели в православии «авангард» русификации и опасались повторения в Княжестве прибалтийского синдрома оцерковления населения 1860-1880гг. «Въездными воротами русификации в религиозной оболочке» с точки зрения финнов являлась Приладожская Карелия. Карелы в конце XIX-начале XX века еще не достигли понимания своего национального тождества с финнами и сохраняли верноподданнические чувства царскому престолу. Особо действенным способом русификации было осуществляемое церковью на русском языке религиозное просвещение и приходское образование. Монография историка из Йоенсуу Т. Хямюнена «Финнизаторы, русификаторы и приграничные карелы. Церковный вопрос в приграничной Карелии.1900-1923гг.10» отражает эволюцию финляндской историографии православного вопроса. Автор в этом труде рассматривает вопрос о соотношении русификаторской и финнизаторской тенденций в развитии приходского сообщества Приграничной Карелии собственно с точки зрения приграничных карелов. В книге объективно представлено русское православие и традиционные экономические связи с Россией в качестве важных факторов истории Приграничной Карелии. Исследование ценно тем, что в нем: раскрываются факты истории, свидетельствующие об осознанном выборе приграничными карелами собственных путей развития; о характере предпочтений народа в области религии и образовании, о приоритете связей с русской стороной в этих сферах. Ряд авторских заключений сильной разнится со стереотипами финляндской историографии. О существенных концептуальных изменениях истории православной церкви, обозначившихся в начале 1990-х гг. свидетельствует учебное пособие по истории и современности церковных организаций в Финляндии, предназначенное учащимся лицеев11. Авторитетный авторский коллектив указывал на следующие признаки происходившей в период автономии финнизации православия: «финский национальный менталитет начинает влиять на православное общество страны», «начинается новый процесс перелома в православной вере» и преодоления русофильства православных», «определяются контуры» будущей православной церкви. Становление собственно церковной финляндской историографии началось в первые годы существования автономной Финляндской Православной Церкви. Первыми русскими историографами были русские священнослужители протоиерей Сергей Солнцев и иеромонах Валаамского монастыря о.Харитон. В 1921 году в юбилейном многостраничном номере газеты «Laatokka», распространявшейся в Приладожской Карелии прот. Сергей Солнцев, председатель Церковного Управления Финляндской Православной Церкви, опубликовал исторический очерк русского православия периода финляндской автономии12.В нем немало место было отведено рассмотрению злободневного в то время вопроса о русификаторской миссии православия в Финляндии. Автор выделял два этапа развития русского православия в Финляндии периода автономии.1880-1897гг. были временем пробуждения Восточной Карелии в церковном и светском отношениях». Он связал этот этап с ростом национального самосознания Карелов, предпочитавших получать церковное воспитание и образование не на русском, а на родственном карельским наречиям финском языке. Этот период был также отмечен инициативной деятельностью русских священнослужителей по введению финского языка в церковный оборот (приходское образование, служебную практику, общение в группах верующих). Выразителем надежд карельской паствы и сторонником инициаторов стал первый финляндский архиепископ Антоний (Вадковский), «понявший духовные нужды православных карелов». С 1897 года начался новый этап, когда в России начался пересмотр существующих законов автономной жизни Княжества в пользу интересов империи и когда «руководители российской политики в Финляндии надеялись найти в православных …поддержку русификаторского дела в Финляндии». Руссификаторская политика, по мнению автора была «уничижительной для собственной задачи Церкви» и приводила к «…отпадению части православных от Церкви, предпочитавших отдавать своих детей в финские школы». На этом этапе произошло размежевание клира. Часть духовенства противилась, насколько это было возможно, русификаторским мероприятиям или относилась к ним пассивно, другие под давлением начальства царствовали в них. Что касается учителей церковных школ, то они стояли за национальные интересы. В этой работе прот. С.Солнцев впервые в самых общих чертах описал процесс финнизации православия в автономном Княжестве. Он высветил его внутренний характер, своего рода национальное движение в епархии. Причем особенностью этого движения явилось то, что инициаторами и активистами были русские священнослужители. «Принципы национальной церкви и национального просвещения являются единственно верными, чтобы поднять духовный уровень православного населения,»-писал он. Выводы и аргументация прот. С.Солнцева остаются основополагающими в современной церковной историографии Финляндской Православной Церкви, о чем, в частности, свидетельствует коллективная монография о прошлом и настоящем Православия в Финляндии, представляющая официальную церковную точку зрения13. Согласно церковной концепции, процесс финнизации концепции начался в конце XIX века. Он был вызван поисками национального тождества финнов и карелов, которые стали осознавать общность своей истории, языка и культуры. Финнизация прежде всего проявилась в использовании финского языка в качестве языка православной конфессии. В связи с изменениями в конце XIX века политического курс самодержавия в княжестве «национальное движение карельской церкви было подвергнуто осуждению и в значительной степени подавлению». В дореволюционной российской церковной историографии внимание к «неестественному положению» православной церкви в Княжестве было обращено в связи с вопросом об образовании Финляндской епархии. В широко известном труде об истории русской Церкви П. Знаменского Православие в Финляндии 1890-х гг. характеризовалось как религия, «вставшая в положение не господствующей, а только терпимой» вследствие того, что в предшествующий период церковь «…всецело должна была подчиниться местной администрации и местным финляндским узаконениям» Выборгское духовное управление «сделалось только посредствующим органом между православными церквами и края и финляндским начальством», а Синод Русской Православной Церкви имел весьма ограниченное влияние на православную общину. Образование самостоятельной финляндской архиерейской кафедры было правительственной акцией с целью привести «… общими мерами последнего времени к подъему русского влияния и на этой окраине империи»14. Православный финляндский вопрос лишь затрагивался в современной российской церковной историографии. В связи с празднованием в 1988году тысячелетия русского православия вновь обозначилось стремление оценить историческую миссию Русской Православной Церкви. В ряде изданий московской патриархии – от собственного журнала и сборников статей духовных академий до «очерков истории»15 соответствующее внимание было уделено и финляндскому православию. При этом указывалось на дочерний характер связей Финляндской Православной Церкви с «церковью- матерью», освещался конкретно исторический вопрос введении в церковный оборот финского языка в Княжестве в 1860-1880гг., а также трактовались события и обстановка выхода Финляндской Православной Церкви из юрисдикции Русской Православной Церкви и было очевидно, что беспристрастного научного понимания в этом диалоге в целом еще не наступило. «Русификация»- термин, не соответствующий существу проводимых имперским правительством мероприятий по преодолению обособленности Финляндии от России, но прочно укрепившийся в историографических источниках и литературе финляндской, зарубежной и отечественной, в том числе и современной. Например, в работах Л.В. Суни очевидна профинская идеологическая направленность. В них автор доказывает «русификаторскую» роль Русской Православной Церкви и отождествляет действия буржуазных кругов с политикой царизма и России. То же в работах В. Пермонен и О. Юссила с соавторами. В работах О.Я Ярового. и И.А. Смирновой также очевидна зависимость их от трудов Л.В. Суни. Хотя О.Я. Яровой изучает состояние русского православия частично в окраине и Финляндии 20-х- 30-х годов XX столетия и обосновывает закономерность образования финляндской православной церкви на основании архивных источников. Но традиционно навязанное автором историографическое понимание «русификаторской» роли Русской Православной Церкви делает его работу менее научной и отчасти предвзятой. Этим пониманием до сих пор в своих работах руководствуются антиправославные и антирусские силы. Лишь В.В. Похлебкин объективно и научно опровергает термин «русификация» как не соответствующий существу дела. Автор рассматривает миф о «русификации» Финляндии, рожденный на рубеже XIX-XX вв. в среде наиболее реакционных финляндских буржуазных и националистических кругов с целью вызвать отчуждение и недоверие между Финляндией и Россией, между русским и финским народами и, главное, скрыть от народа подлинные причины обострения российско-финляндских отношений в начале XX века. Этот термин, недопустимый сам по себе как прямое искажение исторических фактов, не только не объясняет ничего из прошлого русской –финляндских отношений, но и наносит вред в наше время делу упрочения, взаимопониманию и дружеским отношениям между Финляндией и Россией, между русским и финским народами, Русской и Финляндской Православными Церквями. На сегодня объективных научных работ об истории русского православия в финляндской окраине нет. Нет и трудов православных ученых историков, объективно и научно опровергающих ложное, навязанное обществу, ставшее традиционным, историческое представление о «русификационной» роли Русской Православной Церкви в российско-финляндской политике окраины и империи. Поиск объективности могут обеспечить исторические документы, архивные источники и научная непредвзятость, а также преодоление таких ложных представлений, как «русификация». Источники используемые в работе преимущественно носят официальный характер. Первая группа источников представлена законодательными актами, регламентирующие положение православной Церкви на территории Финляндии, входящими в Полное собрание законов и Свод законов Российской Империи16. Вторая группа – это синодальные указы и постановления как опубликованные17 так и неопубликованные18. Третья группа источников это указы Финляндской духовной консистории, Выборгского духовного правления, ведомости о церквах, отчеты благочинных и другие делопроизводственные документы, находящиеся в архиве ЛОГАВ, фондах: 387 «Выборгского духовного правления», 393 «Финляндской духовной консистории» и других фондах архива.^ Цели и задачи. Данная работа имеет своей целью изучить историю Православной Церкви на территории Великого Княжества Финляндского в составе Российской империи в период 1809-1917гг. В работе ставились следующие задачи: 1. проследить зависимость положения православия от характера развития российско- финляндских отношений и национального государственного строительства в княжестве. 2. рассмотреть влияние лютеранства на православие. 3. оценить миссионерскую деятельность православной церкви в княжестве. 4.рассмотреть основные факторы, способствующие развитию национального православия. ^ Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников литературы и приложений. Во введении представлены цели и задачи работы, дан обзор источников и сделан обзор литературы. Развитие православной церкви в княжестве во многом обусловлено характером российско-финляндских отношений. За всю историю княжества можно выделить три периода этих отношений. Это следующие периоды: Период царствования императоров Александра I, Николая I и Александра II (1809-1881гг.) Политика предоставления широкой автономии княжества; Период царствования Александра III (1881-1894гг.). Политика укрепления положения православной церкви; Период царствования святого императора Николая II (1894-1917гг.). Политика единодержавия. В первый период княжеству дарованы привилегии и льготы, широкая автономия в обмен на верноподданичество и лояльность к империи. Сохранялись прежнее вероисповедание, законы и строй жизни. Православная вера законодательными актами не была определена и оказалась «терпимой» в княжестве. Это период национально-культурного, экономического, государственного расцвета Финляндии. Второй период отражает политику пересмотра существующих законов княжества, систематизации сохранивших силу государственно-правовых актов княжества и выявление тех законов, которые уже не соответствуют изменившимся условиям. Особенно это отразилось на состоянии православия. И церковная политика империи стала направлена на укрепление православия в княжестве. Третий период соответствует времени политики единодержавия, повороту в отношениях империи и окраины. Окраине надлежало поступиться частью своих привилегий и вступить на путь унификации с остальной империей в вопросах права, экономики и политики. В политике империи финляндский вопрос создавал немало трудностей для православия, которое в окраине отождествляли с политикой империи. Краткому обзору каждого из указанных периодов соответственно посвящены три главы аттестационной работы. В заключении подводится итог работы, делаются выводы.Глава I . Период царствования Александра I, Николая I и Александра II (1809-1881).Политика широкой автономии княжества.^ 1.1. Дарование императорами автономии. Финляндия как таковая, со своим редким населением и бедностью, не интересовала Российскую Империю, но, начиная с основания Петербурга, для неё было важно защитить свою северную столицу и обеспечить выход в Балтийское море. Швеция или позднее независимая Финляндия, могли бы предоставить возможным противникам России свою территорию в качестве плацдарма для нападения во время какого-либо крупного военного конфликта. На Тильзитском свидании(1807) между Александром I и Наполеоном судьба Финляндии была решена. В числе других секретных условий Франция предоставляла России возможность отобрать Финляндию от Швеции. Поводом к шведско-русской войне 1808- 1809 годов послужил отказ шведского короля Густава IV Адольфа (1792-1809) примкнуть к союзу Франции и России против Англии. В феврале 1808 года русские войска перешли шведско-русскую границу. В мае, после капитуляции Свеаборга, вся южная и средняя Финляндия находилась уже в руках русской армии. 17 сентября 1809 года заключён Фридрихсгамский мир, по которому Швеция уступила России Финляндию и часть так называемой Вестерботнии до р. Торнео и Муонио. Финляндия перешла по Фридрихгамскому договору « в собственность и державное обладание Империи Российской и стало называться Великим Княжеством Финляндским»19. Ещё до заключения мира, в июне 1808 года, последовало распоряжение императора Александра I о созыве депутатов от дворянства, духовенства, горожан и крестьян о подаче мнений о нуждах будущего княжества. «После торжественной встречи в Борго, перед открытием сейма 15 марта 1809 года император Александр I издал следующую грамоту собственноручно им подписанную: «Произволением Всевышнего вступив в обладание великого княжества Финляндии, признали мы за благо сим вновь утвердить и удостоверить религию, коренные законы, права и преимущества, коими каждое состояние сего Княжества, в особенности и все подданные, оное населяющее, от мала до велика, по конституциям их доселе пользовались, обещая хранить оныя в ненарушимой их силе и действии, в удостоверении чего сию грамоту собственноручным подписанием нашим утвердить благоволили.»20 На другой день 16 марта на торжественном заседании открытия сейма Александр I произнёс на французском языке речь, в которой сказал: «…Я обещал сохранить вашу организацию (конституцию), ваши коренные законы: ваше собрание здесь удостоверяет исполнение моего обещания. Это собрание составляет эпоху в вашем политическом существовании…»21. 17 марта все четыре сословия принесли присягу о том,что «признают своим государем Александра I императора и Самодержца Всероссийского, Великого князя Финляндского, и будут сохранять коренные законы и конституции края в том же виде, как они в настоящее время существуют.» Сейму было предложено четыре вопроса – о войске, налогах, монете и об учреждении правительственного совета. По обсуждении их депутаты были распущены. По своём вступлении на Всероссийский престол Манифестом от 24 декабря 1825 года император Николай I подтверждал Финляндии все права и преимущества, доверенные ей Александром I. Во всё царствование императоров Александра I и Николая I сейм не созывался. Император Александр II, вступив на Всероссийский престол 3 мая 1855 года издал Манифест о сохранении за Финляндией дарованных ей ранее прав и привилегий. Также Александр II созвал 18 сентября 1863 года сейм, при открытии которого обратил внимание, что: многие постановления коренных законов княжества оказываются несовместимыми с положением дел, возникших после присоединения княжества к империи; другие без достаточной ясности и определённости. Александр II поручил составить проект закона, заключающий в себе пояснения и дополнения к этим постановлениям и рассмотреть его на следующем сейме через 3 года. «Оставляя неприкосновенным принцип конституционной монархии, вошедший в нравы финляндского народа и запечатлевший все законы его и учреждения, я желаю расширить в этом проекте право, принадлежащее уже сейму – определять размер и количество налогов, равно как и право предлагать проекты законов… при чём я оставляю за собой инициативу во всех тех вопросах, которые будут касаться изменения коренного закона…»22. Речь Александра II была встречена восторженно всем населением Финляндии, не только представителями сословий на сейме. Сейм не созывался более пятидесяти лет. Финляндия сознавала всю пользу и важность императорской милости, которая представляла собой верный залог дальнейшего преуспевания края. На сейме 1863 года даровано финскому языку равенство со шведским . Накануне, в 1861 году, получено право на собственную монету – марку (1/4 золотого рубля.). И в 1869 году утверждён Александром II собственный сеймовый устав. В составе России Финляндия получила довольно значительную автономию, располагая собственным парламентом- сеймом, правительством, судебными и исполнительными властями. Крепостное право не распространялось на территории княжества. Данная политика широкой автономии княжества нашла своё отражение и в особенностях развития православия в нём. ^ 1.2.Административное управление и положение православной Церкви. В Финляндии Александром I были сохранены в 1809 г. по Фриндрихсгамскому трактату религиозные, гражданские и политические законы «шведского» периода. Относительно православной церкви и ее положения ничего в это время постановлено не было. Это имело нежелательные последствия для православия. Об административном церковном управлении говорилось в указе от 11 декабря 1811г23. по поводу присоединения Выборгской губернии ко вновь завоеванной Финляндии. Согласно этому указу, духовное ведомство церквей и монастырей православного исповедования оставалось на прежнем положении, под главным управлением Св.Синода и настоящего их епархиального начальства, присоединяя к этому ведомству все православные Церкви в Финляндии. Таким образом Св.Синод принял под главное свое управление православную церковь во всей Финляндии. Вместе с тем, существовавшее с 1741-1743гг. Выборгское Духовное Правление, непосредственно ведавшее делами Православной Церкви в Финляндии получило значение Финляндского и явилось посредником не только между православными церквями края и епархией, но и между означенными церквями и Финляндским гражданским начальством. Для более эффективной и полноценной работы с православными церквями края в 1841 году было создано Выборгское викариатство с епископом, подчиненным митрополиту Санкт-Петербургскому и Финляндскому. Основные законы княжества признавали за лютеранской Церковью господствующее положение среди всех конфессий в финляндском обществе, тем самым оставляя за православной церковью место «терпимой»24, то есть одной из прочих организацией религиозных меньшинств. По закону 1772 года, определявшему форму правления Финляндией, права православных организаций и их членов были существенно ущемлены. Так закон ограничивал права собственности православных организаций и участие их в общественной жизни, создавая препятствия в культурной практике, запрещал православным занимать должности в государственной и местной администрации, иметь собственные школы, проводить миссионерскую работу и публичные церемонии, в том числе и крестные ходы. Существование монастырей на территории Финляндии было лишено всяких правовых оснований. Да и конфессиональный статус Александра I сам по себе вызывал нарушение основных законов Финляндии- в пункте, касавшемся вероисповедания правителя княжества. Шведский закон 1781г.требовал от него принадлежности к лютеранской Церкви, а император- великий князь являлся представителем православной церкви, к тому же ущемленный в правах. Это обстоятельство обязывало его принять меры к защите православия. В обход финляндской законодательной практики император Александр I, а затем и его преемники издавали указы, направленные на расширение прав православия в княжестве. Так как финляндские законы запрещали существование на территории Финляндии любых монастырей, а тем более владение ими земельной собственности, то финляндское правительство в первые годы вело линию на их ликвидацию, и прежде всего, Валаамского и Коневецкого. Но лишь личное покровительство императора Александра I спасло монастыри от закрытия. Валаамскому и Коневецкому монастырям на всем протяжении периода автономии покровительствовали императоры, члены царской фамилии и влиятельные личности. Император Александр I возвел Валаамский монастырь в первый класс с соответствующим повышением штатных сумм. По личной инициативе основал для монастыря подворье в С.-Петербурге и построил там церковь, которую сам неоднократно посещал. Им же еще в 1812 году были сняты таможенные барьеры на пути судов Валаамского и Коневецкого монастырей через новую границу с Финляндией. Одним из важных вопросов было определение даты празднования важнейших церковных дат, которые и в России и в Финляндии имели статус государственных и соответственно нерабочих дней. Еще при господстве шведов было установлено, чтобы православные священники отправляли церковную службу по уставу своей церкви в праздничные лютеранские дни, а прихожане обязаны были в таких случаях собираться в церковь, как бы в праздники, под угрозою штрафа за ослушание25. Император Александр I в 1816 году указал, чтобы православные жители отправляли свои праздники по уставу своей церкви и не подлежали бы ответственности, определенной шведскими законами за уклонение от чествования лютеранских праздников. Кроме того, Финляндский сенат возбудил вопрос о суде над православным духовенством Финляндии. Сенатом предлагалось отправлять духовенство к духовному суду лишь по преступлениям против уставов Православной Церкви, причем если дело касалась их родственников принадлежащих к духовному сословию, то производство предполагалось совершать даже без депутата с духовной стороны. Таким образом, священно- и церковнослужители оказывались беззащитными перед инославными судебными местами. Для рассмотрения данного вопроса была создан особый комитет, куда вошли со стороны Финляндии члены Комиссии Финляндских дел, а со стороны Русской Церкви святители Филарет (Дроздов), в то время Тверской архиепископ, и Иннокентий (Смирнов), в то время епископ Пензенский. Составленный проект защищал православное духовенство и их семьи перед Финляндскими судебными местами. Однако в 1826 г. Комиссия Финляндских дел вновь представила свой проект, практически не отличавшийся от первоначального. Данный проект был вновь рассмотрен Синодом и вновь отклонен, как нарушающий права православного духовенства. Святейший Синод утвердил положения проекта Особого комитета26. Финляндская администрация не освобождала православных христиан Финляндии от платежей местному лютеранскому духовенству пасторских повинностей и от участия в постройке лютеранских церквей и пасторских дворов. И лишь в 1823 году указом этот вопрос разрешен в пользу православных. До середины 50-х годов охрана большинства церквей производилась воинскими командами и только в 1859 г. это было отменено, поскольку приходская церковь «всегда имеет достаточно средств для найма из своих сумм сторожей, если в оных, по каким-либо причинам нуждается»27. Однако православным солдатом было не запрещено охранять храмы по собственному усердию: «Если воинские команды, расположенные в г. Фридрисхгаме, - писал фридрисхгамский плац-майор священнику фридрисхгамской Петропавловской церкви, - по Вашей просьбе, добровольно пожелают предохранять храм и согласны будут ставить от себя часового в ночное время к церкви, в таком случае будет сей пост полагаться совершенно частным, в противном же случае он уничтожиться»28. Смешанные браки между православным и лютеранами также позволяли лютеранской вере и обычаям непосредственно проникать в семью, что приводило к отхождению от православных норм поведения. Пасторы не относились к браку как к таинств