Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Перспективы третьего сектора в России с позиции психологии личности

Юлия Качалова
Постепенная,но закономерная трансформация российского общества в общество постиндустриальноготипа позволяет сделать вывод о том, что перспективы развития третьего сектора вРоссии зависят от способности некоммерческих организаций устанавливать связьмежду глубинными духовными потребностями личности и возможностью личностивлиять на общество. В первую очередь, эта способность проявляется в уменииформировать устойчивую мотивацию к добровольческой и иной альтруистическойдеятельности.
Стандартнаясхема мотивационного отношения [1] моделируется цепочкой:потребность-мотив-цель-смысл. Цепочка «потребность-мотив-цель» – отражает общеедля иудео-христианской культуры вообще (и западной и восточной) дуалистическоемировосприятие, в котором между «я» и «не я», между субъектом и объектом всегдастоит проблема, которая порождает цель: «решить проблему», то есть определеннымобразом воздействовать на «объект», чтобы в результате изменились некоторыехарактеристики объекта и он перестал восприниматься субъектом как проблема. Приэтом «цель» – «решить проблему» не может быть завершением цепочки в стратегииформирования мотивационного отношения. За «целью» должен следовать «смысл».
Зона«смысла» при мотивировании к добровольчеству лежит в архетипической,трансперсональной области, которые в цивилизации понимания(западно-христианской) и цивилизации восприятия (восточно-христианской) имеютразное содержание. Архетипический «смысл», который стоит за «целью» (решениемпроблемы) у представителя цивилизации понимания, скорее всего, будетзаключаться в том, что правильное поведение заслуживает поощрения со стороныАбсолюта и компенсирует чувство вины за несоответствие всем требованиямАбсолюта.
«Смысл»у представителя цивилизации восприятия – это достижение некоего состояния души,в котором чувствуешь гармонию с миром, благодать и т.п. Этот смысл очень близокк восточной (в первую очередь, даосской) философии, предлагающей правильнуюстратегию жизни и использующей состояние человека (его целостность,естественность, ощущение гармонии с внешним миром) в качестве критерия«правильности» [2].
Такимобразом, для формирования мотивации к добровольчеству у представителяцивилизации восприятия более эффективно будет применять процессуальную модель,ориентированную на состояние. Разработка и экспериментальная проверкаориентированной на состояние модели формирования мотивации к добровольческойдеятельности, выполненные в ходе диссертационного исследования, показали, чтоэто действительно так, если мы хотим добиться пролонгированной и устойчивоймотивации.
Дляформирования первичной мотивации вполне применима субстациональная модель.Кроме того, в тех областях, которые связаны с поверхностными слоями сознания(например, когда требуется укрепить имидж общественных групп в глазахопределенных социальных институтов — средств массовой информации, органоввласти и т.д.) субстациональная модель может применяться в цивилизациивосприятия не менее успешно, чем в цивилизации понимания [3].
Широкоеиспользование модели, ориентированной на состояние, затруднено ввиду следующихпричин:
а).сложности для понимания на ментальном уровне и передаче на вербальном уровнетаких расплывчатых и неуловимых понятий как «состояние», «атмосфера». Передачасостояния осуществляется не столько за счет применения специальных технологий(использования «правильных» слов и других конвенциональных символов,правильного времени и места), сколько за счет способности мотивирующей группысоотноситься с глубинными слоями сознания – своими и других людей. Как заметилаСимона Вейль: «Одни и те же слова могут прозвучать обыденно или необыкновенно,в зависимости от того, как они произнесены. А это зависит от того, насколькоглубоко внутри человека лежит источник этих слов, причем произвольно управлятьэтим невозможно. И благодаря волшебному совпадению они проникают в слушателя натакую же глубину» [4].
б).Отсутствия среди представителей НКО достаточного количества лидеров, обладающихспецифическим набором качеств, необходимых для использования процессуальноймодели. К этим качествам относятся ясное и глубокое осознавание своей миссии ипути, достаточная гибкость и открытость для обсуждений, умение передавать свое«состояние». Подобным качествам (в отличие от организационных навыков, уменияпланировать и разбираться в «системе вознаграждений», требующихся для успешногоприменения субстациональной модели) невозможно научиться. Они являются нерезультатом обучения, а результатом интенсивной работы по развитию собственнойличности. Можно дать внешний импульс, к тому, чтобы человек открыл в себе и современем самостоятельно развил подобные качества, но научить им невозможно.
Сравнениеповедения групп НКО в ходе 3-х недельных образовательных программ, о которыхуже говорилось выше (в первой программе участвовало 35 человек, во второй 18, втретьей – 33), и других групп, участвовавших в тренингах Института развитияличности, позволяют сделать вывод, что для групп НКО свойственно:
1.Сильное сопротивление внешним рамкам – ограничениям в поведении, накладываемымучастием в программе. Принятие правил (в частности, воздержание от алкоголя ипросмотра телевизора в течение всего времени прохождения участником программы)вызывало бурные дискуссии о правах человека, демократии, манипуляции. При этомнаблюдался высокий уровень послушания, но слабое осознавание личнойответственности за выполнение принятых на себя обязательств. То есть привычнаямодель взаимоотношения, используя терминологию трансактного анализа [5], дляучастников была «ребенок-родитель», а не «взрослый-взрослый».
2.Сильная сопротивляемость личностным интервенциям, большой слой защит приобращении к глубинным уровням сознания.
3.Постоянное возвращение на социально-адаптативный уровень.
Дляобъяснения этих явлений воспользуемся концепцией сверхценного экрана,разработанной в кластерной модели сознания [6]. Согласно этой концепции,нерезонансность адаптативного и духовного уровней приводит к возникновениюнапряжения в системе, причем чем сильнее модель поведения и восприятия наадаптативном уровне отличается от ценностей, связанных с глубокими слоямисознания, тем больше будет это напряжение (рис. 5а).
Появлениетакого напряжения приводит к нестабильности адаптативного слоя и,следовательно, к необходимости для всей системы сознания найти способстабилизации. Наиболее естественным способом стабилизации была бы подстройкаадаптативного уровня к глубоким экзистенциальным слоям (построение канальногокластера), однако такая подстройка представляет сложности, и система можетвыбрать гораздо более простой способ стабилизации — сформировать свойсобственный экранирующий слой над энергетическим барьером (рис. 5б).
Этотэкранирующий слой «замещает» слой универсального единства для поверхностныхслоев сознания и становится своего рода «заместителем бога», кумиром. К такимкумирам могут относиться религиозные и социальные идолы, идеи, идеологии и т.д.В отличие от кропотливой работы по формированию канального кластера процесссоздания кумира или сверхценного экрана (СЭ) относительно прост, более того,при изменении внешних условий можно легко и просто изменить экран, приспособивего к новым условиям. Например, нет ничего особо удивительного в том, наскольколегко и быстро в России произошел переход: дореволюционная религиозность ®коммунизм ® постперестроечная религиозность — так как фактически произошла лишьсмена ярлыков сверхценного экран.
Сверхценныйэкран, как правило, оформляется в конкретную суженую модель духовности —следование форме, а не духу учения.
Мыуже упоминали выше о столь распространенном среди участников нашихобразовательных программ абстрактном представлении об альтруизме как онеобходимости приносить себя в жертву общественному благу.
Положительнойстороной формирования сверхценного экрана является быстрый перевод системы вболее стабильное состояние, когда вектор напряженности экранируется. Однако приналичии такого экрана система никогда не приходит в состояние гармонии. Прианализе высказываний участников фокус-групп мы обратили внимание на то, чтоочень многие представители НКО главным преимуществом своего стиля жизни считаютвысокую насыщенность жизни, постоянное перемещение («все время в пути, в дороге»,«вечный драйв» и т.д.). Как справедливо заметил Н.Хамитов, «главная проблеманаших дней состоит в замене подлинности интенсивностью» [7].Это вечное движение есть не что иное, как бегство от самих себя, ононеобходимо, чтобы избежать чувства дисгармонии, которое порождается вследствиеэкранирования духовного слоя.
Еслисверхценный экран перестроить определенным образом, он может быть использовандля прохода в глубокие духовные слои. Если экран подстраивается не под верхниеадаптативные слои, а под глубинные, то он может стать своего рода мостиком,ступенькой для постепенной подстройки всей системы к нижнему духовному слою.При этом такой экран должен постоянно изменяться, отражая внутреннее развитиесистемы, и для его успешной динамики очень желательна поддержка извне. Такойступенькой может служить ритуал или ритуализованные практики (но если такаяступенька перестает развиваться, она превращается в уже описанный сверхценныйэкран).
Нанаш взгляд, перестройка сверхценного экрана и постепенное углубление уровнейсамоидентификации (как было отмечено при анализе фокус-групп, большинствоучастников, определяя собственную идентификацию, концентрировались на верхнемсоциально-профессиональном уровне), может осуществляться за счет ритуалов инициации.
Влюбом традиционном обществе известны два основных типа инициаций: возрастные испециализированные [8].
Возрастныеинициации или «обряды перехода» отделяют одну стадию жизни «обращаемого» отдругой. На протяжении своей жизни человек проходит через ряд кризисных точек,связанных с фазами развития сознания: от детства к отрочеству, от отрочества кюности, от юности к ранней зрелости, от ранней зрелости к средним годам, отсредних лет к старости. Эти критические периоды требуют большого осмысления идуховных усилий, и ритуалы «посвящения» (естественно, зависящие от возраста инесущие явно выраженный мирской характер в юношеские годы, и более религиознуюокраску в возрасте) направлены на то, чтобы облегчить этот процесс. У молодыхлюдей наиболее распространенной моделью обряда инициации является суровоеиспытание на силу и выносливость. При этом задача испытуемого не выбиваться изсил, пытаясь достичь амбициозной цели, но покориться суровому испытанию,отказаться от всех амбиций и желаний, участвовать в испытании без надежды науспех – фактически быть готовым к смерти. Независимо от того, в мягкой илижесткой форме осуществляется испытание, оно преследует одну цель – вызватьсимволическое переживание смерти, из которого может возникнуть символическоепереживание нового рождения [9].
Специализированныеинициации определяют вхождение человека в то или иное объединение сакральногохарактера (каста, орден, тайный союз) или получение им доступа к того или иногорода сакральным ценностям (например, обретение «шаманского зрения»). Схемы, покоторым они проходят, практически те же, что и в возрастных инициациях,поскольку они имеют общий смысл.
Онзаключается в том, что люди до и после прохождения инициации отличаются нетолько своим социальным статусом, но своей внутренней сутью. Если вспомнитьсоветские годы, то легко проследить аналогию между прохождением своеобразныхобрядов инициации (приемом в октябрята, в пионеры, в комсомол, в партию) иправом занимать более высокий статус в общественной иерархии. Однако, как и влюбом обществе, построенном на системе сверхценных экранов, эти «квази»инициации следовали (причем очень плоско и формально) форме, нежели духуТрадиции. Ни о каком сущностном изменение после подобной «инициации» и речибыть не могло. Как отмечает А.Платов: «Раб может убить своего хозяина,завладеть его имуществом и даже социальным статусом, но, не будучи инициированв свободные люди, сущностно останется рабом. Не пройдя должной инициации,человек, взявший в руки автомат, может стать солдатом, но не Воином; человек,овладевший навыками «биоэнергетики», станет экстрасенсом, но не Магом, ачеловек, победивший на демократических выборах, – президентом, но не ИстиннымКоролем...» [10].
Мытак подробно останавливаемся на ритуалах перехода и инициации, поскольку ониархетипически связаны с идеей «принятия ответственности». Мы понимаем подответственностью:
а).готовность отвечать, то есть активно реагировать;
б).готовность принимать последствия своих выборов.
Идеяпринятия ответственности своими корнями уходит в «обряд перехода», отделяющегоодну стадию жизни «обращаемого» от другой. Только после прохождения возрастнойинициации молодой человек может включиться в роль, отведенную взрослым в жизнитрадиционного сообщества, со всеми вытекающими из нее правами и уровнемответственности. Идея ответственности адресована взрослому сознанию,осознающему причинно-следственные связи.
ВРоссии и до, и после советской власти традиционной моделью взаимоотношениймежду государством и населением была трансактная модель «родитель-ребенок».Случившееся после перестройки крушение этой привычной модели у значительнойчасти населения вызвало ощущение острого сиротства. Исследования, проведенные вконце 90-х годов [11], показали, что не только среднееи старшее поколения, но и значительная часть молодежи стала чувствовать«социальную покинутость». Подобное социально-психологическое состояниенаселения, особенно в хронической форме, способствует полной стагнации иэкономики и вообще какого-либо развития. Изменить это состояние возможно, содной стороны, вернувшись к старой патерналистской модели взаимоотношенийгосударство-граждане. Второй вариант – формирование у населения взрослогосамосознания, означающего принятие ответственности и за собственную локальнуюситуацию, и за свою жизнь в целом, и за общество.
Впреломлении представлений человека о собственной национальной идентичности, этаидея формирует то, что называется гражданской ответственностью. Немецкий философКарл Ясперс [12] в своих работах, посвященных фашизму, призывалвсех немцев, в том числе и антифашистов, к осознанию моральной и политическойответственности за преступления Германии во Второй Мировой войне. Он писал о«малодушии духовности», которое не позволяет пройти по пути очищениядуши, а значит достичь политической свободы. Свобода начинается с того, что вбольшинстве народа отдельный человек чувствует и себя ответственным за политикусвоего общества. Ясперс подчеркивал, что у современных немцев есть только двеальтернативы – либо заурядность безразличного существования, либо признаниеответственности, духовная работа анализа и покаяния.
Российскоеобщество может пойти своим традиционным путем: создать новых идолов и начать новыйисторический пласт, на первый взгляд, не связанный с предыдущим, и в то жевремя копирующий его основные патологические черты. Альтернатива — направитьэнергию в духовный слой, осознать себя гражданами, которые несутответственность за то, как ими правят, а не только лишь поддерживают или терпятдействия своих правителей по национальным и патриотическим соображениям.
Вэтом отношении – в привитии людям идеи ответственности – ведущая роль на Западепринадлежит третьему сектору. Как пишет Питер Друкер в статье «Век социальнойтрансформации», на которую мы ссылались во введении: организации третьегосектора «все больше служат еще одной важной цели: они создают чувствогражданства. Современное общество и государственное устройство стали настолькокрупными и сложными, что гражданство, то есть ответственное участие – уженевозможно. Все, что мы можем делать в качестве граждан – это голосовать одинраз в несколько лет и постоянно платить налоги. Участвуя в работе организацийтретьего сектора в качестве добровольца, можно внести в такое положениеопределенные коррективы».
Нанаш взгляд, усилия российских некоммерческих организаций по формированию унаселения мотивации к добровольчеству, через которое постепенно происходитформирование взрослого самосознания, чрезвычайно важны. Однако их способностьвыполнять воспитательную функцию связана с тем, насколько люди, берущиеся зарешение подобной задачи, сумеют быть лидерами не только социальными, нодуховными. Эту мысль прекрасно выразил Э.Фромм в своем «Кредо»: «Воспитаниеозначает знакомство с лучшим из наследия человечества. Но так как большая частьэтого наследия выражается словами, то воспитание эффективно только, если этислова обрели реальность в лице учителя, в практике и устройстве общества.Только материализованная во плоти идея может оказать влияние на человека; идея,которая остается лишь словами, способна изменять только слова» [13].
Список литературы
 [1]А.Орлов. «Личность и сущность: внешнее и внутренне Я человека». Вопросыпсихологии 1995, №2. Стр. 509-532.
[2]А. Уотс. «Природа, мужчина и женщина». София, 1999.
[3]Е. Алексеева, Ю. Качалова, Е. Тополева. «Тропой социального маркетинга» М.,1999.
[4]Э.Фромм «Искусство любить» в сб. «Искусство любить». СПб. 2001, стр.69-208
[5]Э.Берн «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений.Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы». СПб-М., 1996.
[6]М. Щербаков «Модель сверхценного экрана». Здесь и сейчас. Вып.2, 1998.
[7] Н.Хамитов. Философия и психология пола. Киев, 2001.
[8] М.Элиаде. «Обряды и символы инициации». В альманахе «Мифыи магия индоевропейцев». Вып.10, М. 2002. Стр. 138-145.
[9] К.Юнг «Человек и его символы». М. 1997.
[10] А.Платонов. «Традиционные посвящения: бессмертие исвобода». В альманахе «Мифы и магия индоевропейцев». Вып.10, М. 2002. Стр.124-137.
[11] О.Здравомыслова, М.Арутюнян, И.Шурыгина. Социальнаядифференциация семей и альтернативные жизненные стратегии. Отчет по результатамисследования. М.,1997.
[12] К.Ясперс. «Смысл и назначение истории». Изд. Второе. М.,1994
[13] Э.Фромм «Кредо» в сб. «Искусство любить». СПб. 2001,стр.211-220


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Odysseus Heroes Essay Research Paper Odysseus HeroesA
Реферат Технология выращивания рассады капусты белокочанной по кассетной технологии в СПК "Береговой" с применением современной техники
Реферат Изучение и исследование интегрированных RS-триггеров, а также триггеров серии К155
Реферат Обучение речевому этикету на уроках английского языка
Реферат Pinochets
Реферат Культурное развитие Москвы в первой половине XIX века
Реферат Dantes Inferno Essay Research Paper Canto XThe
Реферат Фонды денежных средств
Реферат Акционерное общество Элитный Туризм
Реферат Ирландское Свободное государство
Реферат Характеристика правления первого царя всея Руси - Ивана Грозного
Реферат Множественное число в ангийском языке
Реферат Аналіз основних фондів в умовах шахти ім. О.О. Скочинського
Реферат Definition Essay Research Paper ScienceReligionDefinition of religion
Реферат Othello Themes Essay Research Paper The play